Кашин. Храмовый комплекс. Соборы Успения Пресвятой Богородицы и Воскресения Христова. /// Объект утрачен Храмовый комплекс.  Утрачен.   Год постройки:Между 1664 и 1817. Год утраты:Не установлен. Адрес: Тверская область, Кашинский городской округ, город Кашин, улица Льва Толстого, около д. 5. Координаты: 57.361475, 37.612923 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. На месте Успенского собора в старину (в XIV в.) существовал женский монастырь, построенный, как говорит предание, первым самостоятельным Кашинским князем Василием Михайловичем I, сыном Тверск. в. к. Михаила Ярославовича, для матери своей — Анны Димитриевны. Здесь она скончалась и была погребена в 1368 году. И доселе в храме указывают её могилу. Об Успенском женском монастыре, упоминается под 1412 г. в житии Ефрема Перекомского, который был родом из Кашина. В конце XVI в. Успенский деревянный храм пришел в ветхость. Устроили новый деревянный. О последнем в дозорной книге 1621 г. читаем: «В остроге соборная церковь Успения Пр. Богородицы, да предел Преображения Спасова древян, клецки». Ныне существующий каменный Успенский соборн. храм построен по повелению царя Алексия Михайловича, на царскую казну, в 1661-1672 гг. Первоначально (в 1766 г.) правый придел его посвящен был в честь св. бл. кн. Анны. После Московского собора 1678 г. он переименован во имя Всех Святых. Левый придел посвящен в честь Преображения Господня. В 1709 г. об Успенском храме сказано так: «соборная церковь Успения Пресв. Богородицы с пределы, каменная и с колокольнею». Когда означенный храм наименован соборным — неизвестно. В 1741 г. и далее при нем числятся уже приходские дворы. В 1866 г. правый придел, после переустройства, освящен в честь Димитрия Ростовского и Всех Святых. В соборе находятся местно-чтимые древние иконы: Божией Матери Корсунской; Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина»; и св. благоверной княгини Анны. Замечательны по древности еще с надписями два креста: а) напрестольный с частицей мощей св. благовер. кн. Анны и б) запрестольный; первый пожертвован в 1667 году, а второй в 1678 г.

http://sobory.ru/article/?object=61607

Ефрем Перекомский, прп. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Ефрем Перекомский, прп. - житие Эта страничка относится к разделу   Ефрем Перекомский, прп. Преподобный Ефрем Перекомский, Новгородский, игумен (память 16 мая и 26 сентября по старому стилю) Родился 20 сентября 1412 г. в городе Кашине Тверской губернии в купеческой семье. Родители его обещали, что если у них будет сын, то они посвятят его Богу. С юных лет отрок стал вести жизнь постническую, изнуряя тело свое и удаляясь от детских игр. Оставив родительский дом, преподобный ушел в Калязинский монастырь Живоначальной Троицы. Пробыв в обители три года, он по чудесному откровению перешел в монастырь преподобного Саввы Вишерского (U 1461; память 1/14 октября), где в 1437 г. принял монашеский постриг. Родители, найдя преподобного Ефрема в обители, решили уговорить его возвратиться домой, но юный подвижник убедил их самих поступить в монастырь. В 1450 г. по благословению игумена святой поселился в келлии для безмолвных подвигов на озере Ильмень, близ устья реки Веренды. Здесь, смиряя «плоти похотныя мудрование», изнуряя себя «постом и молитвами» и претерпевая «жестокое житие», преподобный Ефрем пребыл «в пощениих многа лета», подражая древним великим отцам-пустынножителям. Приняв сан пресвитера, св. Ефрем положил основание монастырю в честь Богоявления. Для удобной доставки воды в обитель преподобный прокопал проток из реки Веренды в Ильмень-озеро, от чего обитель получила название Перекопской, или Перекомской. После многих иноческих трудов преподобный Ефрем преставился 26 сентября 1492 г. 80 лет от роду. В 1509 г. монастырю грозило разрушение из-за частых наводнений. Преподобный Ефрем, явившись во сне игумену, указал новое место для расположения обители. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Ефрем Перекомский, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-2343

Пимен, занимавший Новгородскую кафедру в 1552-1570). Святой благословил братии выбрать себе настоятеля из 4 своих учеников: «И се, яко видете мя, к концу приближающася, вам же оставляю въместо себе четыре брата: во свещеноиноцех Романа, Анфеногена, Пафнутия, Макария, и от тех, егоже Бог благословит и архиепискуп Пимен, той вам игумен да будет в мое место» (Там же. С. 182). Мощи, почитание Согласно Житию, через 22 года после преставления святого, т. е. в 1508 г. (в Житии ошибочно указывается, что событие это имело место при царе Иоанне Васильевиче и архиеп. Пимене, т. е. в 1552-1570), из-за частых наводнений, грозивших мон-рю разрушением, обитель была перенесена в др. место на берегу оз. Ильмень. Е., явившийся в видении игум. Роману, указал новое место для расположения обители - с. Клинково (или дер. Дубровку; см.: Секретарь Л. А., Филиппова Л. А. По Приильменью: Путев. Л., 1991. С. 95-98; Секретарь Л. А. К истории трех утраченных новгородских монастырей: Николаевского Мостищского, Николаевского Верёндовского, Спасского Верёндовского//Новгород и Новгородская земля: История и археология. Новгород, 1996. Вып. 10. С. 216-225). Там, где был первоначально погребен святой, была построена часовня, поскольку все монастырские храмы были разобраны и перевезены на новое место. По-видимому, вскоре, т. е. ок. 1509 г., состоялось обретение и перенесение в мон-рь мощей Е., они были погребены в Богоявленском соборе. Охотина-Линд обнаружила список Устава 10-20-х гг. XVI в., в святцах к-рого отмечено данное событие: «В той же день мая] пренесение мощем преподобнаго отца нашего Ефрема Перекопского, иже над Верендою рекою жившего» (ГИМ. Син. 336. Л. 220 об.). В Житии Е. сообщается о перенесении мощей Е. через 22 года после его кончины 16 мая, но событие датировано 1545 (7053) г. ( Федотова. Житие. 2001. С. 186). С этого дня в мон-ре ежегодно совершалась память преподобного. Всероссийское прославление Е. состоялось на Соборе в 1549 г. (А. Е. Мусин установление литургического празднования Е. относит к 1552-1554; см.: Мусин А. Е. «Новые чудотворцы» и проблема авторитета в культуре XVI в.//Рус. искусство позднего средневековья, XVI в.: Тез. докл. Междунар. конф. М., 12-14 янв. 2000 г. СПб., 2000. С. 21-26). Ранее 1628 г. в Богоявленском соборе Перекомского монастыря во имя Е. был освящен придел (впервые упом. в монастырской описи 1628 г.). В Житии приведены рассказы о прижизненном чуде («о разбойницех, како подятием древа усътраши их») и о 10 посмертных чудесах, совершенных святым, из них одно связано с посещением Перекомского мон-ря Петром I Алексеевичем в 1702 г. (корабль был принесен бурей к монастырю, после молитв царя к святому буря утихла). Другие датированные чудеса относятся к 1652, 1685/86, 1697, 1699/1700, 1702, 1771 гг., последними изложены «чудеса преподобнаго Ефрема от зубной болезни», датированные 1796 г. Большинство чудес связано с исцелениями и со спасением утопающих.

http://pravenc.ru/text/182091.html

При архиепископе Пимене было совершено перенесение Перекомского монастыря с затопляемого места на более сухое. Поскольку земля на новом месте, куда переносился монастырь, была дворцовой, то игумен, “взем благословение убо архиепискупа Пимена”, направился к царю в Москву. “И помощию Божию и Пречистыя Его Матере, и молитвами великаго в чудесех преподобнаго Ефрема великий государь Царь и Великий князь Иоанн Васильевич, всея Росии самодержиц, имея любовь ко святым Божиим церквям, паче же ко преподобному Ефрему, и нимало укоснив, повеле дати свою государя жалованную грамоту на вышепомянутую землю и деревню Клинково во веки неотъемлемо, и да буде на той земли обитель и собрание монахом, да молят Бога о нем и о всем синклите, палате его и воинстве” 37 . На новое место были перенесены и святые мощи преподобного Ефрема Перекомского “чесно архиерейскими рукама со освещеным собором” 38 . В 1560 году был устроен Тихвинский монастырь в Новгородской епархии, начало этому положил молебен, совершенный Митрополитом Макарием в Успенском соборе в сослужении Новгородского архиепископа Пимена и другого духовенства. Затем Новгородский владыка отправился в Великий Новгород и после совершения молебна в Софийском соборе отбыл в Тихвин 39 . “И лета 7068-го году царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии велел богомолцу своему архиепископу Пимину да Федору Дмитриеву сыну Сыркова устроить монастырь общежителный. А которые были около церкви причта церковнаго и посадцких людей дворы и лавки и те дворы все царь и великий князь велел от церкви отставити подале” 40 . Сопровождал архиепископа Пимена Спасо-Хутынский настоятель игумен Филофей, в монастыре которого за время отсутствия сгорело 7 келий 41 . При проведении указанных работ “на той же старой обежной пашенной земле поставлена ново ж слобода Пречистые ж Тихвинского а перенесены те дворы в слободу, которые были по обе стороны Тихфины реки около церкви” 42 . На Тихвинской иконе Богоматери имеется клеймо с изображением посещения Тихвинской обители царем Иоанном Грозным, где также помещены образ Митрополита Макария в саккосе и архиепископа Пимена в фелони и митре 43 . В мае месяце архиепископ Пимен опять был в Тихвинском монастыре 44 . В последующее время память архиепископа Пимена чтилась в Тихвинском монастыре. В кормовой книге 1590 года записано: “Корм по Пимене архиепископе Великаго Новграда: колачи, шти…” 45 .

http://pravmir.ru/novgorodskiy-arhiepisk...

Внутреннее убранство собора поражало современников великолепием и роскошью. Главным его украшением стал девятиметровый иконостас, так называемый Кашинский чин, значительная часть которого ныне утрачена. Лишь небольшая его часть украшает коллекции лучших музеев страны. С Кашином связаны судьбы пяти святых, в разное время проживавших на этой древней земле, — Анны Кашинской, Макария Калязинского, Саввы Вишерского, Ефрема Перекомского, местночтимой святой Дорофеи Лодыгиной. В конце XIX столетия Воскресенский собор стал крупнейшим в Тверской епархии. В него могло поместиться все тогдашнее население Кашина — около 7000 человек. Кашин всегда имел значение крупного религиозного центра. С XVI века архиепископы именуются Тверскими и Кашинскими. В 1975 году в здании собора был открыт городской дом культуры, в подвальном помещении — столовая. В 2009 году Дом культуры переведен в новопостроенное здание, а храм передан Тверской митрополии. В 2012 году в собор назначен священник, зарегистрирован приход, начались восстановительные работы. В Николо-Васильевском приделе (в колокольне собора) был сделан ремонт, там и совершались богослужения. В 2016 году открыт один из пяти приделов центральной части собора — придел благоверного князя Михаила Тверского. В трапезной (теплой) части храма восстановлены стены и своды, сделаны теплые полы и запущена система отопления. Установлено арочное перекрытие между теплой и холодной (пока не отреставрированной) частью собора. Устроен временный иконостас. В соборе работают выставки: по истории собора и города, житию святых Михаила Тверского и Анны Кашинской, домовых икон, святых, связанных с историей собора. Собор сотрудничает с краеведческим музеем Кашина. Храм открыт ежедневно с 9.00 до 17.00. Богослужения совершаются по субботам, воскресеньям и праздникам. Открыт вход на колокольню, откуда виден весь Кашин. В настоящее время идет восстановление главной части собора. Действует придел в честь благоверного князя Михаила Тверского. Тверская епархия /Патриархия.ru

http://patriarchia.ru/db/text/6038394.ht...

Внутреннее убранство собора поражало современников великолепием и роскошью. Главным его украшением стал девятиметровый иконостас, так называемый Кашинский чин, монументальность и высокие художественные достоинства которого породили легенду о том, что он был передан в Кашин из Успенского собора Московского Кремля. Чрезвычайно высоко оценил его иконы И.Э. Грабарь в 1919 году: по первоначальным впечатлениям он приписал их Андрею Рублеву. Более поздние исследователи определили принадлежность этого памятника к местным художественным традициям - «тверским письмам» XV века. Ансамбль создан в золотую пору тверской культуры. Иконостас был выполнен для Спасо-Преображенского собора в Твери, при его ремонте в 1630-х годах частично вывезен в кашинский Духов монастырь, а после упразднения обители перенесен в 1767 году в Воскресенский собор. Значительная часть иконостаса ныне утрачена. Лишь небольшая его часть украшает коллекции лучших музеев страны. В конце XIX столетия Воскресенский собор стал крупнейшим в Тверской епархии. В него могло поместиться все тогдашнее население Кашина - около семи тысяч человек. Кашин всегда имел значение крупного религиозного центра. С XVI века архиепископы именуются Тверскими и Кашинскими. С Кашином связаны судьбы пяти святых, в разное время проживавших на этой древней земле, - свв. Анны Кашинской, Макария Калязинского, Саввы Вишерского, Ефрема Перекомского, местночтимой святой Дорофеи Лодыгиной. Научный сотрудник Кашинского краеведческого музея А.П. Малова. www.anna-kashin.ru Впервые Воскресенский собор упоминается в летописях в 1382 году. В Воскресенском соборе 6 мая 1382 года был погребен Кашинский князь Василий Михаилович. В 1512-1520 гг. вместо деревянного был выстроен каменный храм из местного материала: использовался кирпич, изготовленный на Фроловской горе. Восточная половина храма с массивным пятиглавием сооружалась как самостоятельное здание вместо прежнего собора, пострадавшего от пожара в 1767 году. Семь тысяч рублей на постройку пожаловала императрица Екатерина Вторая. Построенный в 1781-1787 гг. собор дал трещины, поэтому его пришлось разобрать.

http://sobory.ru/article/?object=00016

Нельзя сказать, чтобы Макарий во всей полноте осуществил свою задачу – собрать и расположить в порядке церковного календаря «все книги чтомые, которые в Русской земле обретаются». С одной стороны, несмотря на широту избранной системы, многие статьи и книги, вошедшие в его собрание, не имеют с ним органической связи: он должен был сделать из последних чисел месяцев нечто вроде дополнений, где он помещал разнообразные памятники литературы, не укладывавшиеся под его систему. С другой стороны, значительное количество произведений, несомненно читавшихся на Руси во время составления миней, не попало в них. Не говорим уже о русских летописях, которых, несмотря на преобладание в них церковного характера, мог и не иметь в виду собиратель и которыми он воспользовался в другом чисто историческом сборнике (Степенной Книге). Даже в собранном им запасе житий, составлявших основной, существенный материал миней, не находим многих русских произведений, существовавших в то время. Так, нет древнего жития Антония Римлянина, написанного учеником его Андреем около половины XII века, – одного из древнейших русских житий; не находим и жития Моисея, архиепископа Новгородского, написанного Пахомием Логофетом, нет жития Ефрема Перекомского, Иосафа Каменского и других, написанных несомненно до возведения Макария в сан митрополита Не вошли в его минеи и другие русские статьи, читавшиеся в то время: укажем, например, на отсутствие любопытных сказаний Паисия Ярославова (XV век) и некоторых произведений Иосифа Волоколамского. Можно было бы продолжить перечень опущенного в четиих минеях. Но самые эти пропуски и весь состав миней, вся форма их – есть важный, обильный выводами факт для истории русской литературы и письменности. Может быть, ничто лучше этих миней не познакомит нас со свойством той умственной и нравственной пищи, которою питался русский грамотный человек XV и XVI веков. Благодаря им мы можем подробно осмотреть внутренность той оружейной палаты, из которой брал он самые надежные моральные доспехи. Обширная библиотека, совмещенная в этих минеях, дает наглядное представление того, что особенно ценилось, что имело наибольшее обращение в среде читающих людей первой половины XVI века.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

На основании сведений Сказания о Валаамском монастыре вырисовываются и личные судьбы подвижников, стоявших у основания обители: Сергия и Германа Валаамских и Ефрема Перекомского. Сведений этих, однако, недостаточно, чтобы представить себе истинные причины конфликтов, происходивших на острове, – автор Сказания оставил лишь намеки; но из его оговорок можно заключить, что взаимоотношения были гораздо более сложными и драматичными, чем представлялось в церковной традиции. С Валаама последовательно уходят сначала Ефрем, затем Сергий; роль Германа в этих событиях вообще мало понятна; но наиболее интересным представляется то, что в самом монастыре складывается культ Сергия (в первую очередь) и Германа, хотя, как мы знаем из Сказания, истинным реальным основателем монастыря был Ефрем. В этой связи большой интерес вызывает описание процедуры перенесения мощей Сергия из Новгорода на Валаам и установление официального культа преподобных Сергия и Германа Валаамских, произошедшие в пределах 1542–1551 гг. (раньше в литературе можно было встретить датировку и 1163 г., и XVIII в.). Одновременно с перенесением мощей произошла и канонизация преподобных – но не только не в общерусском масштабе, но даже и не в пределах всей новгородской епархии: это была местная канонизация в границах Карельского уезда. В это же время был установлен и день памяти преподобных – 11 сентября, отмечаемый Церковью и сейчас. Причинами этой акции были: общее оживление канонизационных процессов на Руси в середине XVI в.; заинтересованность Московского государства в укреплении престижа монастыря, расположенного недалеко от шведской границы; миссионерские задачи, всегда актуальные среди финноязычного населения; нельзя сбрасывать со счетов и религиозные чувства – на Валааме Сергий почитался задолго до обнаружения его мощей, иначе до середины XVI в. не сохранилось бы столько сведений о его жизни; не исключено, что на умы валаамских монахов произвела впечатление и канонизация другого основателя Валаамского монастыря – Ефрема Перекомского – на Макарьевском соборе 1549 г. Хотя автор Сказания стремился убедить читателя, что событие обнаружения и перенесения мощей вызвало большой резонанс не только в Новгороде, но и в Москве, изучение источников показывает, что в XVI–XVII вв. эти святые оставались практически неизвестными. Думается, что большую роль в распространении известности валаамских чудотворцев сыграло их упоминание в предисловии Валаамской беседы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1929 г. сняты колокола и разобран иконостас, в 1931 г. разобрана колокольня. В этом же 1931 г. в монастыре устроен свинарник, а в нижнем этаже Алексеевской церкви - колбасная артель “Инвалид”, а затем гончарная мастерская. В 1932 г. разобрали Троицкий собор, в 1934 г. - южную часть ограды монастыря. Кельи монастыря приспособили под жилые помещения горожан. В 1995 г. начато восстановление монастыря и возобновлена служба в часовне. www.ruschudo.ru Николаевским называется по имени первого и старинного храма, построенного в честь св. Николая Мирликийского. Когда основан — неизвестно. Однако в начале XV в. уже существовал и был благоустроен. Под кров его уже стремились подвижники. Сюда около 1420 г. пришел боярин Матвей Кожин, и здесь облекся в ангельский образ с именем Макария. Этот Макарий основал впоследствии Калязинский монастырь. В одно время с Макарием в обители жил Евстафий, родом кашинец, принявший здесь пострижение с именем Ефрема. Это основатель Перекомского монастыря (Новгор. епарх.). В XVI в. обитель имела небольшой деревянный храм во имя св. Николая. В XV же в., говорят, устроен еще и доныне существующий в монастыре каменный храм Покровский (последний почему-то однако не упоминается в дозорных книгах 1628 и 1629 г.г.). В XVI в. монастырю пожаловал князь Юрий Иванович монастырь Введенский со всеми принадлежавшими последнему землями и другие угодья. По писцовым книгам XVII в., за монастырем значится уже немало земельных угодий и вотчин. В 1661—1681 г. г. в монастыре устроен каменный Троицкий храм, с приделом в честь св. Николая, при помощи супругов Анисимовых. К началу XVIII ст. монастырь был благоустроен и обладал достаточными средствами к своему содержанию. В 1710 г. в нем были два каменных храма (Троицкий и надвратный Покровский), каменные игуменские келии и немало деревянных разнообразных строений. В середине XVIII в. монастырь обнесен каменной оградой на окружности, равной 196 саж. В 1764 г. у него отобраны вотчины с крестьянами, а монастырь причислен к заштатным. Вскоре после сего Введенский храм был обращен в приходскую церковь и отошел от монастыря вместе с одноименной слободкой. Средства монастыря изменились к худшему.

http://sobory.ru/article/?object=03191

- И я вот хотел бы помочь. Буду кирпич делать. Сделали ямы и печи на берегу Веряжи. Народ месил и обжигал кирпич. В один год церковь построили, недолго делали. Дед отчаянный был; стали делать крышу – подтесок под железо. Дед промахнулся и повалился. Докатился до края, топором успел зацепиться и удержался за кромку. Бабушка потом говорила: – Тебя надо бы столкнуть за твои матюги, но видно надо было церкву достроить!». Васильевская церковь небольшая, одноглавая. План постройки образует форму креста. Двухъярусная колокольня находится в одной связи с церковью и завершается шатром. В 1901 г. стены храма внутри были расписаны. На северной стене размещались изображения преподобных Михаила Клопского, Ефрема Перекомского, Антония Римлянина и Варлаама Хутынского, а на южной – новгородских святителей: Никиты, Иоанна, Ионы, Евфимия и др. Роспись эта до наших дней не сохранилась. Иконостас в церкви первоначальный резной, четырехъярусный, девятичастный. В местном ряду нашли отображение праздники, издавна празднуемые по деревням прихода. Здесь между Царскими вратами с изображением четырех евангелистов и Благовещения, Спаса, Богородицы и диаконских дверей с фигурами архидиаконов Стефана и Лаврентия, находятся иконы Покрова Божией Матери, Флора и Лавра, Собора архангела Михаила. Справа храмовый образ святителя Василия. Во втором ряду в обрамлении резных рам 8 круглых образов двунадесятых праздников. Над ними по центру Тайная вечеря и фигуры святых. Из чтимых и древних икон выделяется, почитаемый чудотворным, храмовый образ святителя Василия Великого. До самого последнего времени у солеи находилась небольшая икона преподобного Михаила Клопского, по-видимому, конца XVI в., украденная во время одного из ограблений церкви в 1991 г. В историческом плане замечателен большой образ Успения Божией Матери у правого клироса. Надпись на нём сообщает, что исполнен он в 1896 г. по заказу крестьян деревни Большой Донец «в память избавления от холеры 1894 г.». Рядом с ним поставлен почитаемый образ Трёх святителей.

http://sobory.ru/article/?object=04515

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010