Воздав молитвенное поклонение смиренному Михаилу и осмотрев его убогую ныне обитель, я взошел на колокольню, чтобы оттоле окинуть взором всю окрестность; широкий Ильмень открылся мне вдали за устьем реки Веряжи и множество сел, рассеянных вдоль протока и по берегам озера; из них некоторые именами своими доселе свидетельствуют о древних урочищах или о прежних владельцах, как например, Спас-Пископов, т.е. Епископский, достояние бывших Владык великого Новгорода. На расстоянии семи верст за прибрежною крутизной показались главы другой обители Ефрема Перекомского, но позднее время не позволило мне посетить ее. Какой особенный мир обителей и отшельников проявлялся в лесистых и болотистых окрестностях Новгорода! Это был как бы некий отдельный оазис на пустыре широкой земли Русской, где все дышало своим Софийским воздухом и даже в церковном отношении слабо держалось общего союза, кроме рукоположения одного Владыки. В XIV и XV веке в полном цвете развилась жизнь духовная и гражданская на берегах Волхова. – Современником царственного Михаила, хотя и гораздо его моложе, был сей преподобный Ефрем, родом из Кашина, поселившийся сперва в обители Колязинской св. Макария. Он пришел искать себе строжайшего начала иноческого у другого великого отшельника Саввы, который из тех же пределов явился раньше его в дебрях Новгородских на берегу реки Вишеры, и, основавшись там с благословения Архиепископа Uoahha III , повторил строгое житие древних столпников на пустынном столпе своем к изумлению всего края. С его молитвою переселился Ефрем на дикий берег Ильменя в место, совершенно безлюдное, и создал себе пустынную келью на устье речки Веренды. Молва привлекла к нему других любителей безмолвия, и святой Архиепископ Евфимий, друг Михаила Клопского, поставил его против воли в настоятели зараждающейся обители, которую прославил своими чудесами при сооруженной им церкви Богоявления. Обитель сия получила впоследствии прозвание Перекопской или Перекомской от малого протока воды, который прокопал блаженный Ефрем для удобнейшего сообщения речки с озером; она сохранила свое название даже и в то время, когда воды озера, часто к ней подступавшие, принудили наконец иноков перейти на другое место, за две версты выше, также на берегу Ильменя.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Для поддержания же он был приписан к новг. архирейскому Дому в 1706 году с оставлением его на прежнем положении, а в 1727 году совершенно был приписан к оному в числе приходящих в запустение монастырей. Но в 1730 году все по-правленные монастырские здания вновь сгорели: от них остались одни каменные стены. Нынешний 4-х престольный собор устроен в первых годах текущего столетия. А из древних зданий св. Ионы в монастыре осталась одна двуэтажная Никольская церковь . Она строена из камня и кирпича, внизу имеет подвал, а вверху с западной стороны трапезу. Перекомский Николаевский мужеский заштатный монастырь находится в Новгородском уезде на западном берегу озера Ильменя, близ речки Ве- ренды, расстоянием от Новгорода к югу в 25-ти верстах. Основание Перекомского монастыря относится к половине XV века. Первоначально он основан был ближе к озеру на устье речки Веренды, впадающей в оное, от нынешнего монастыря к югу за три версты, и известен был под именем Верендовского Николаевского монастыря 1488 . Основателем его был преп. Ефрем Перекомский, родившийся 20 сентября 1412 года близ Кашинского Успенского женского монастыря от родителей Стефана и Анны, и в крещении нареченный Евстафием. По любви к уединенной жизни, Евстафий в юных оставил дом родителей и поселился в Троицком Калязинском монастыре. Тщетно родители убеждали юношу возвратиться к ним; Евстафий и их успел склонить к монашеству: они кончили жизнь отшельниками. Проживя в монастыре три года, Евстафий явился, по чудесному откровению, в обитель преп. Саввы Вишерского, и там, на 25 году от рождения, пострижен (1437) под именем Ефрема. Тоже чудесное откровение заставило удалиться его оттуда в пустыню. Получив благословение пр. Саввы, он пришел в 1450 году на озеро Ильмень, к устью реки Веренды, и на берегу речки Черной поставил келью. Вскоре прибыл к преп. Ефрему старец Фома с двумя иноками, и поселился близ его кельи, а потом начали собираться тут и другие отшельники. По просьбе их Ефрем, как начальник обители, принял в Новгороде от архиепископа Евфимия сан священника. По возвращении из Новгорода, соорудил церковь на острове реки Веренды во имя Богоявления Господня; а для удобнейшего доставления монастырю воды, прокопал в озеро Ильмень проток; от того и монастырь назван Верендовским, Перекопским или Перекомским. Для построения же храма каменного Николая чудотворца, Ефрем посылал 1489 к великому князю Василию Иоанновичу иноков с прошением о присылке каменщиков. Церковь совершена в 1466 году. Преп. Ефрем преставился 26 сентября 1492 года, и погребен в новом Николаевском храме 1490 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Древнерусское миросозерцание, на котором стоял биограф, не любило подниматься на такую моральную абстракцию. Точнее определим это миро созерцание, сказав, что оно искало только непосредственного назидания. Когда Епифаний спрашивал у старцев разумных, писать ли ему житие Сергия, они очень наглядно выразили эту точку зрения: «Якоже нелепо и не подобает жития нечестивых пытати и писати, сицк не подобает жития святых муж оставляти и не писати». Биограф Варлаама Важского подробно указывает, чего именно искал древнерусский читатель в житии: «Святых жития страх Божий вселяют в душу, безстрашие отгоняют, злых престатие, благих приятие вводят; тех бо жития зряще, в чувство своих дел приходят, престатие злых помышляют; свет бо есть святых жития и просвещение душам нашим». Задачей биографа перед такими требованиями было извлечь из описываемой деятельности практические уроки жизни, представить в биографических чертах нравственные парадигмы. Мир, из которого он брал необходимые для обобщения образы, не был родной ему по происхождению: это было восточное пустынничество, идеальную догму которого он находил осуществление – в патериках и житиях древних христианских пустынником. Понятно равнодушие, с каким биограф относился к биографическому факту в его действительной простоте. Этот факт имел для него цену только той стороной, которая укладывалась в описанные выше нормы или общие места житий. В житиях и связанных с ними церковных службах можно найти много убедительных доказательств этого равнодушия. Жизнь Ефрема Перекомского изображена почти буквально словами жития Александра Свирского . На Прокопия, юродивого Устюжского, биограф его перенес целиком рассказ из жития Андрея, юродивого Цареградского. В службе Ефрему Перекомскому повторены черты жизни, изложенные в службе Савве Вишерскому. В библиотеке Троицкой Сергиевой лавры есть мартовская служебная минея конца XVI века, сохранившая на себе следы церковного употребления. Неизвестный составитель ее задумал написать службы и тем святым этого месяца, которые не имели их в минее, находившейся у него под руками.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Ефрем прокопал в озеро Ильмень проток, поэтому и монастырь назван Перекопским или Перекомским (см. Новг. еп.). Пр. Ефрем скончался, по В.М, – 8 сент. 1492 г., а по Х.М., – 26 сент. 1523 г. Мощи его положены были в его обители, а затем вместе с обителью перенесены неподалеку в Клинково; но В.М., ныне и празднуется это бывшее в 1545 г. (16 мая) «пренесение мощей пр. Ефрема Перекомского (Перекопского)». См. 26 сент. Тропарь, гл. 4. От юности твоея весь Богови поработился еси блаженне: и Того ради любве отечество и род оставил еси в пустыню вселився, в нейже жестокое житие показав, и чудесь дарования от Бога приял еси, Ефреме преподобне, моли Христа Бога, да спасет души наша. Кондак, гл. 8. Ангельскому житию поревновав преподобне, вся земная оставив ко Христу притекл еси: и Того заповедьми ограждся, явился еси столп непоколебим от вражиих нападений; тем зовем ти: радуйся Ефреме, светило пресветлое. Парем. См. 1 мая. ( Утр. Ев. Мф.11:27–30; 43 зач.; Ап. и Ев . – преподобного). Пр. отроковицы Мзы, V в. Родом римлянка, она всех привлекла к себе своим благонравием и чистотой души. Однажды ей явилась в сонном видении Богоматерь, окруженная сонмом прекрасных девиц, одних лет с Музой, и спросила ее: «хочешь ли ты жить с этими отроковицами?». Муза отвечала: «хочу». «В тридцатый день Я приду к тебе, и ты будешь с ними», сказала Пречистая. В двадцать пятый день после сего св. Муза заболела, а в тридцатый, сподобившись нового видения Богоматери, оставила землю. Св. епископа Митилинского. Он был поставлен во епископа в 820–829 г. и скончался после 842 г. Мощи его видел в Митилене паломник игумен Даниил в начале XII века. Свв. мучч. Вита, Модеста и Kpuckehmiu. В Х.М. памяти сил святых находятся под 16 мая и 15 июня, а в М.В.С. только под 15 июня, где и см. о них. – Препп. Kacciaha и Лabpehmiя Комельских, учеников пр. Корнилия (см. 19 мая). Пр. Кассиан управлял Комельским монастырем во время удаления др. Корнилия на Сурское озеро Избранный братией обители в игумены, с благословения и согласия пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Житие получило широкое распространение: составленный Яблонским перечень включает 125 списков обеих редакций ( Яблонский. 1908. Примеч. 1. С. 93-95); оно вошло во все крупные минейные своды: ВМЧ, Чудовские Минеи, Минеи Германа Тулупова, Иоанна Милютина и Феодосия Сийского. Известны его многочисленные краткие и проложные редакции, к-рые помещались в Прологах и Торжественниках наряду с фрагментами текста ( Карбасова Т. Б. Кирилл: Агиогр. источники//ПЭ. Т. 34. С. 319). Житие активно использовалось как лит. источник при создании др. житий и их редакций: в частности, предисловие было использовано при составлении предисловия ко Второй Дополненной редакции Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких ( Минеева С. В. Рукописная традиция Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, XVI-XVIII вв. М., 2001. Т. 1. С. 154-167); описания нек-рых чудес повторены в Житии прп. Кирилла Новоезерского ( Карбасова. 2011. С. 29-33); к тексту обращался игумен Александрова Свирского монастыря Иродион (Кочнев) при составлении Жития прп. Александра Свирского ( Яхонтов И. А. Жития святых севернорус. подвижников Поморского края как ист. источник. Каз., 1881. С. 45-46); памятник стал одним из источников Жития прп. Корнилия Комельского ( Сергеев А. Г. Житие и Устав св. Корнилия Комельского как ист. источник: АКД. СПб., 2001. С. 7), Жития преподобных Мартиниана и Ферапонта Белозерских ( Шевченко Е. Э. Преподобные Ферапонт и Мартиниан Белозерские//Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. 1993. С. 196) и др. Житие повлияло на последующую рус. агиографию и на уровне лит. формул. В частности, как указала Е. А. Рыжова, оно стало источником сюжетного мотива - «выбора места для основания монастыря с помощью чудесных знамений» в ряде севернорус. житий XVI-XVIII вв.: святых Александра Свирского, Ефрема Перекомского, Кирилла Новоезерского, Филиппа Ирапского и др. ( Рыжова. 2008). Известны житийные иконы прп. Кирилла, лит. основой которых стала Первая редакция Жития (см.: Кочетков. 1981. С. 332-335). Житие прп. Саввы Вишерского

http://pravenc.ru/text/2579870.html

Жития еще некоторых вновь канонизованных теперь святых написаны уже после 1552 г., как можно заключать с вероятностию и из того, что они не попали в Макарьевские Чети-Минеи. Разумеем: а) житие преподобного Евфимия Суздальского с описанием открытия его мощей в 1507 г. и четырнадцати посмертных его чудес, вышедшее из-под пера инока суздальской Спасо-Евфимиевской обители Григория , время жизни которого, относящееся к XVI в., доселе с точностию не определено ; б) житие преподобного Ефрема Перекомского, крайне неудачное, составленное неизвестным, который почти все содержание позаимствовал из жития преподобного Александра Свирского, сделав только небольшие перемены и приспособления к своему преподобному, и потому неизбежно впал в разные противоречия и хронологические несообразности ; в) житие святого Нифонта, епископа Новгородского,— творение известного пресвитера Василия, бедное содержанием и переполненное многословием, относящееся уже к 1558 г., когда он был священноиноком Варлаамом,— тут почти целиком повторено сказание о Нифонте Киево-Печерского Патерика Кассиановской редакции с прибавлением только пышного предисловия, нескольких новых известий о святителе, неизвестно откуда заимствованных, и похвалы ему ; г) наконец, житие святого Никиты, епископа Новгородского, явившееся почти одновременно в четырех редакциях. Первая принадлежит иноку Маркеллу, который в 1555 г. был игуменом Хутынского монастыря, но чрез два года удалился с игуменства в Антониев монастырь и там «сотворил житие Никите, епископу Новгородскому» незадолго до открытия мощей его; автор довольно подробно излагает известное сказание Поликарпа, или Киево-Печерского Патерика, о бывшем затворнике Никите, о его искушениях, о его избрании во епископа Новгородского, его чудесах еще при жизни, о его кончине и присовокупляет краткое похвальное ему Слово, но вовсе не упоминает об открытии мощей святителя . Вторая редакция — игумена Данилова монастыря Иоасафа; он принялся за это дело по поручению Новгородского владыки Пимена вследствие открытия мощей святого Никиты в 1558 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/436011/

[Знак – три красные точки в полукруге]. 17 . Преподобного отца нашего игумена Макариа, Колязинского чудотворца. Совершается собор его во обители его. [Знак тот же, что выше].  Апрель 1 . Преподобного отца нашего Евфимиа, Суждаьлского чудотворца. Совершается собор его во обители его. [Знак тот же, что выше. О праздновании в уставе 1682-го года было: «Совершается собор его, во обители его: и в Суздале, полиелей " ]. 17 . Преподобного отца нашею Зосимы Соловецкого. Совершается собор его во обители его, и идеже храм его. [Знак тот же, что выше]. 26, Святого отца Стефана, епископа Пермского. Совершается собор его, идеже лежат мощи его, и идеже храм его. [Знак тот же, что выше].  Май 1 . Преподобного Пафнутиа Боровского. Совершается собор его во обители его, и идеже храм его. [Знак тот же, что выше]. 3 . Успение преподобного отца нашего Феодосиа, игумена монастыря Печерского, и начальника в Российстей земли монашеского общего жития. Совершается собор его во обители его, и идеже храм его: в прочих же церквах полиелей. [Знак – красный крест]. 14 .    Святого Исидора, Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца. Совершается собор его в Ростове, с рассуждением тамошнего архиереа. [Знак – три черные точки в полукруге]. 15 . Иже во святых отца нашею Исаии епископа, Ростовского чудотворца. Совершается собор его, идеже лежат мощи его, и идеже храм его. [Знак – три красные точки в полукруге]. И убиение святого благоверного царевича князя Димитриа Московского, и всея России чудотворца. [Знак тот же, что выше. О местах совершения собора нет], † 16. Преподобного отца нашего Ефрема Перекомского, Новгородского чудотворца. [Знак тот æe, что выше. О местах совершения собора нет]. † 19. Преподобного отца нашего Корнилиа, чудотворца Комельского. [Знак тот же, что выше. О местах совершения собора нет]. 19 . Обретете честных мощей, иже во святых отца нашего Алексиа митрополита Киевского и всея России чудотворца. Бдение во обители его, и в велицей церкви: повсюду же полиелей. [Знак – три красные точки в полукруге].

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Март. 2 . Преставление иже во святых отца нашего Арсениа епископа Тферского. Совершается собор его во Тфери. Знак – три красные точки в полукруге. 11 . Преставление иже во святых отца нашего Еифимиа архиепископа, Новгородского чудотворца. Совершается собор его в Новеграде, и во обители его. Знак – три красные точки в полукруге. 17 . Преподобного отца нашего игумена Макарии, Колязинского чудотворца. Совершается собор его во обители его. Знак тот же, что выше. Апрель. 1 . Преподобного отца нашего Еифимиа, Суждальского чудотворца. Совершается собор его во обители его. Знак тот же, что выше. 17 . Преподобного отца нашего Зосимы Соловецкого. Совершается собор его во обители его, и идеже храм его. Знак тот же, что выше. 26 . Святого отца Стефана, епископа Пермского. Совершается собор его, идеже лежат мощи его, и идеже храм его. Знак тот же, что выше. Май. 1 . Преподобного Пафнутиа Боровского. Совершается собор его во обители его, и идеже храм его. Знак тот же, что выше. 3 . Успение преподобного отца нашего Феодосии, игумена монастыря Печерского, и начальника в Российстей земли монашеского общего жития. Совершается собор его во обители его, и идеже храм его: в прочих же церквах полиелей. Знак – красный крест. —34— 14 . Святого Исидора, Христа ради юродивого. Ростовского чудотворца. Совершается собор его в Ростове, с рассуждением тамошнего архиерея. Знак – три чёрные точки в полукруге. 15 . Иже во святых отца нашего Исаии епископа, Ростовского чудотворца. Совершается собор его, идеже лежат мощи его, и идеже храм его. Знак – три красные точки в полукруге. И убиение святого благоверного царевича Димитрии, Московского и всея России чудотворца. Знак тот же, что выше. О местах совершения собора нет. 16 . Преподобного отца нашего Ефрема Перекомского, Новгородского чудотворна. Знак тот же, что выше. О местах совершения собора нет. 19 . Преподобного отца нашего Корнилиа, чудотворца Комелского. Знак тот же, что выше. О местах совершения собора нет. 19 . Обретение честных мощей иже во святых отца, нашего Алексиа, митрополита киевского и всея России чудотворца. Бдение во обители его, и в велицей церкви; повсюду же полиелей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Место его занял Лугский 2 гильдии купец, Иван Максимов, происходивший из крестьян деревни Жидов и принявший звание церковного старосты. В апреле 1863 г. прибыл сюда новоопределенный священник Яков Дмитриев Яновский. Прихожане, видя, что в их селе устроился причт, охотно взялись за дело устроения церкви. 9-го мая 1864 года была совершена закладка церкви, при капитале в 75 рублей. Ивану Максимову верили в долг и местные обыватели и жители Петербурга. Каждый раз, когда Яновский был в Петербурге, он привозил оттуда и деньги, и строительный материал, и церковную утварь. Кроме того, Яновскому необходимо было постоянно смотреть за постройкой, так как крестьянин, строивший церковь , никогда этим не занимался, а иметь архитектора было не по средствам, да и прихожане, нанимая плотника, не знали, что церковь будет построена в другом виде. Но при всем том работа продолжалась и к 1 октября 1863 года церковь была готова, кроме малярных работ, особенно иконостас, который мастер взялся изготовить за 400 р. с. Церковь освящена 5-го февраля 1864 года благочинным Андреем Ласкиным. Вся постройка стоила около 2,000 р с. Длинна храма 10 саж., ширина 5 саж., высота 4 саж. Храм обшит новым тесом, покрыт железом, с двумя, покрытыми тесом, галлереями по бокам. В 1867 году к храму пристроена деревянная колокольня, шпиль которой покрыт железом. Все здание церкви окрашено французской охрой, железная крыша и шпиль – медянкой. Антиминс священнодействовав епископом Герасимом 21-го мая 1864 г.; церковь освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В церкви замечателен иконостас, взятый из Георгиевской церкви. Иконы в нем частью потемнели от времени и частью представляют произведение какого-то художника самоучки, не обладавшего уменьем писать иконы. В иконостасе можно только разобрать лики: Ефрема Перекомского, Михаила Клопского, Леонтия Ростовского и Никиты Новгородского. При церкви хранятся: 1) план церкви, снятый архитектором Лукашевичем, в том виде как она стояла в селе Георгиевском; 2) сборные книги, выданные из консистории в 1864–1865 годах; 3) план, фасад и разрез церкви, составленные архитектором Карповым; 4) план трех десятин земли, пожертвованных для церкви, кладбища и причта, помещиком Пантелеевым.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Мир, из которого он брал необходимые для такого обобщения образы, не был родной ему по происхождению: это было восточное пустынничество, идеальную догму которого он находил в творениях отцов Церкви об иночестве, а практическое осуществление – в патериках и житиях древних христианских пустынников. Понятно равнодушие, с каким биограф относился к биографическому факту в его действительной простоте. Этот факт имел для него цену только той стороной, которая укладывалась в описанные выше нормы или общие места житий. В житиях и связанных с ними церковных службах можно найти много убедительных доказательств этого равнодушия. Жизнь Ефрема Перекомского изображена почти буквально словами жития Александра Свирского . На Прокопия, юродивого Устюжского, биограф его перенес целиком рассказ из жития Андрея, юродивого Цареградского. В службе Ефрему Перекомскому повторены черты жизни, изложенные в службе Савве Вишерскому. В библиотеке Троицкой Сергиевой лавры есть мартовская служебная минея конца XVI века, сохранившая на себе следы церковного употребления. Неизвестный составитель ее задумал написать службы и тем святым этого месяца, которые не имели их в минее, находившейся у него под руками. Для этого он воспользовался готовыми службами той же мартовской минеи и дословно или в переработке брал из одних стихиры, из других каноны, иные переписывал целиком на имя другого святого. Так случилось, что мирно скончавшийся в Твери епископ Арсений в каноне «мученическим увязеся венцом», ибо этот канон выписан из службы исповеднику Феофилак-ту. В другой рукописи той же библиотеки сохранилась служба на обретение мощей Филиппа Ирапского, воспевающая его дар составлять церковные песни и творения против ересей-черты, не имеющие ничего общего с известным житием русского пустынника Филиппа, уединявшегося в Ирапе 575 . Такое отношение к факту сообщало биографическому содержанию житий отвлеченность, которая делает его неуловимым для простого повествования: дорожа лишь той стороной явлений, которая обращена к идеалу, биограф забывал о подробностях обстановки, места и времени, без чего для историка не существует исторического факта. Часто кажется, что в рассказе жития таится меткое наблюдение, живая черта действительности; но при анализе остается одно общее место. Между мелкими сочинениями Максима Грека есть похвальное слово «Некоему пречудному древнему мученику, его же имя неведомо»; не указано, где, когда и кем совершен описанный в нем подвиг целомудрия, и только в конце замечено, что это сообщено Павлом Фивеянином великому начальнику иноков Антонию. Это слово стоит на одинаковой точке зрения с житиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010