Животворящий Крест Господень Материал из Азбука паломники Перейти к навигации Перейти к поиску Воздвижение Креста Господня Животворящий Крест (греч. ζοποις σταυρς), Крест Господень, Животворящее Древо — крест, на котором был распят Иисус Христос. Является одним из орудий Страстей Христовых и относится к главным христианским святыням. В честь обретения в 326 году Животворящего Креста был установлен праздник - Воздвижение Креста Господня , получивший своё название от того, что епископ Макарий I, с целью, чтобы все верующие могли увидеть Крест, воздвигал (то есть поднимал) его, обращая ко всем сторонам света. См. также: Храм Гроба Господня Содержание Исторический экскурс [ править править код ] Святые равноапостольные Константин и Елена После того как свершились величайшие события в истории человечества - Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, св. Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 г. св. места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на нек-рых были построены языческие храмы. Обретение св. Креста имело место в царствование св. равноап. имп. Константина I Великого. По сообщениям церковных историков IV в., мать Константина, св. равноап. Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также св. Крест, чудесное явление к-рого стало для св. Константина знаком победы над противником. Сохранились 3 различные версии предания об обретении св. Креста . Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V в. Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и др. и, вероятно, восходит к утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского (IV в.)), св. Крест находился под языческим святилищем Афродиты. Когда святилище было разрушено, обнаружились 3 креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на к-ром был распят Господь, иерусалимский еп. Макарий († 333) предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и св. Крест был поднят еп. Макарием для всеобщего обозрения. Реликварий с частью Животворящего Креста (Собор Парижской Богоматери)

http://azbyka.ru/palomnik/Животворящий_К...

Закрыть itemscope itemtype="" > Три вопроса для Галины Вишневской 27.11.2007 505 Время на чтение 11 минут В школе учителя очень любили меня стыдить: " Полина, ты уже в пятом классе, а все еще не выучила таблицу умножения! " , " С таким отношением к учебе ты станешь уборщицей! " , " Физика важна не меньше литературы, она развивает ум! " И только одна Елена Маратовна, преподавательница по музыкальной литературе и сольфеджио, меня искренне жалела, потому что понимала: я никогда не смогу отличить кватру от терции не от лени к учебе, а от полного отсутствия музыкальных данных. Жалость ее ко мне была поистине христианской, потому что выражалась не в завышении оценок и поглаживании по головке, а в стремлении заинтересовать, увлечь, научить вопреки всему. И она сделала правильную ставку: принесла мне аккуратно обернутую книгу, на обложке которой было написано " ГАЛИНА " . Я читала эту книгу день, ночь и еще полдня. Опухла от слез. Многое поняла. А через полгода каждодневных занятий выиграла городскую Олимпиаду по творчеству Прокофьева, только потому, что его любила сама Вишневская! Так Елена Маратовна добилась своей благой цели... А я выросла, закончила музыкалку, купила себе свою " Галину " и так получается, что каждый год из моей жизни выпадают " день, ночь и еще полдня " - с возрастом вычитываешь там все новое, и новое... Я давно мечтала встретиться с Вишневской, взять у нее интервью. Почти невозможно. Очень редко общается с журналистами, справедливо полагая, что сказала уже все, что хотела. В конце ноября Вишневской присудили звание Почетного профессора Московского университета. Она приехала на Воробьевы горы с дочерью, много улыбалась, принимала букеты и привычно благодарила. У Вишневской столько наград и званий (среди которых, кстати, Орден Святой равноапостольной княгини Ольги), что ей не привыкать! Мне кажется, сердце ее растопил не столько академический хор, проникновенно исполнивший " Многая лета " , сколько старейший профессор университета Глеб Всеволодович Добровольский, который в чувствах признался, что они с супругой назвали своих дочерей Татьяной и Натальей не просто так, а " помня чудесные образы, которые Вы, дорогая Галина Павловна, создали на сцене Большого в 50-е годы " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Начальница веры Наши современницы о святой равноапостольной княгине Ольге Святая равноапостольная Ольга Святую равноапостольную Ольгу издревле называли Начальницей веры и Корнем Православия в Русской земле. Ведь именно через эту женщину началось просвещение Руси светом христианства. Корреспондент портала « Православие. Ru » попросила поразмышлять женщин-христианок – матушку Елену Фетисову, матушку Юлию Сысоеву, инокиню Ольгу (Гобзеву) и писательницу Ольгу Рожнёву – о том, что современная женщина-христианка может почерпнуть в образе великой княгини. «Настоящая сила не боится смиряться и поклоняться тому, что достойно поклонения» Елена Фетисова Матушка Елена Фетисова : – Образ княгини Ольги весьма востребован у современных женщин, и не только христианок. Образ воительницы, женщины сильной, властной и самостоятельной – это любимый образ современного кино и идеал для подражания многих женщин. Но святая княгиня не стала «заложницей образа», ее личность гораздо глубже. Самовластная правительница-вдова не пожелала после смерти князя Игоря делить власть ни с одним мужчиной, сохранив ее для сына. Сильная женщина! Но она не стала рабой собственной силы, власти и «общественного мнения». Вырастив сына, она неожиданно для окружающих устремилась к Тому, Кому захотела добровольно покориться, – ко Христу. Ради крещения она презрела помыслы из разряда «что обо мне подумают» – ведь принятие веры от государства, на которое еще не так давно наводили страх походы ее покойного мужа, могло показаться подданным делом постыдным. Сильная женщина! Но она не стала рабой собственной силы, власти и «общественного мнения». Сын Ольги Святослав тем позже и отговаривался от крещения: мол, дружина надо мной смеяться будет. И речь ведь могла идти не только о насмешках, но и об угрозе восстания, переворота, но для Ольги это был не аргумент. И современной женщине сегодня важно помнить, что настоящая сила не боится смиряться и поклоняться тому, что достойно поклонения, и не волнуется о том, что «люди скажут».

http://pravoslavie.ru/72466.html

Пн У круглий «Образ " в класики до наших 28 лютого 2020 р. 13:08 27 февраля 2020 года в рамках работы комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации в Издательском Совете Русской Православной Церкви под председательством  митрополита Калужского и Боровского Климента прошел круглый стол «Образ семьи в русской литературе: от классики до наших дней». Во встрече приняли участие: помощник председателя Издательского Совета, лауреат Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Дмитрий Володихин; заместитель председателя Информационной комиссии при Епархиальном совете г. Москвы, член коллегии по рецензированию Издательского Совета  протоиерей Владимир Вигилянский ; лауреат Патриаршей литературной премии Олеся Николаева; лауреат Патриаршей литературной премии Александр Сегень; руководитель литературного объединения СКОЛ Виктория Балашова; писатель, редактор Елена Тростникова; писатель, лауреат литературной премии имени Афанасия Никитина Полина Матыцына; писатель, многодетная мать Елена Кучеренко; сотрудница аппарата Издательского совета Валентина Курицина. В своем вступительном слове митрополит Климент указал, что в современной литературе грех нередко изображается как что-то красивое, интересное, привлекательное, особенно эта тенденция заметна в текстах семейной тематики. «Описывается не борьба с искушением, не трагизм разрушения семьи, а " красивые чувства " людей, совершающих грех». Помощник председателя Издательского Совета Дмитрий Володихин рассказал о премиях, вручаемых в рамках конкурса «Новая библиотека» за изданные произведения для юношества ( премия имени С.Т. Аксакова) и за произведения о семье (премия имени святых Петра и Февронии Муромских), а также привел примеры образцов показа семьи в литературе разных веков, сделав акцент на «Повести о Петре и Февронии Муромских» и «Семейной хронике» С.Т. Аксакова. По мысли протоиерея Владимира Вигилянского, в классической литературе грех и добродетель всегда четко разводились. Ситуация поменялась в XX веке или несколько ранее, на рубеже веков.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5602391...

Подпишитесь на наш Телеграм Как известно, Крест стал орудием казни Иисуса Христа. После эпохальных событий Распятия, Погребения, Воскресения и Вознесения Господня Крест был утерян. Только в IV в. он был обнаружен равноапостольной Еленой, матерью императора Константина I. Именно по просьбе своего сына св. Елена отправилась в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с земной жизнью Спасителя, в том числе и Крест. Существует несколько версий предания о том, как был найден Крест. Самая древняя связана со свидетельствами историков V в. После приказа императрицы разрушить святилище Афродиты были обнаружены три креста, табличка с Креста Господня и гвозди. Иерусалимский патриарх Макарий, чтобы распознать, на каком из крестов был распят Христос, предложил приложить каждый из них к тяжелобольной женщине. От прикосновения одного из крестов женщина исцелилась. Христиане восприняли это как указание Божие на великую святыню. Еще одна версия повествует о том, что св. Елена по прибытии в Иерусалим узнавала у местных иудеев, где может находиться Крест. Одна из таких попыток стала успешной: престарелый еврей по имени Иуда указал на храм Венеры. Незамедлительно последовал приказ о разрушении храма, под основанием которого были обнаружены три креста. В это время мимо проносили тело мертвого человека. К нему поочередно приложили кресты. От соприкосновения с одним из них мертвец ожил. Вторая версия стала наиболее распространенной в XIII–XV вв. Она легла в основание одного из чтений на вечернем богослужении в праздник Воздвижения. Точная дата обретения Креста не известна, но «Пасхальная хроника», церковный памятник VII в., свидетельствует, что впервые воздвижение Креста было совершено 17 сентября 334 года. Литургическое почитание Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня — таково полное название праздника — отмечается 27 сентября (по старому стилю 14 сентября). Этот праздник посвящен Иисусу Христу, поэтому относится к господским двунадесятым праздникам. Изначально Воздвижение было продолжением празднования освящения (обновления) храма в честь Воскресения Христова в Иерусалиме в первой половине IV в. Это событие отмечалось наравне с Пасхой и Богоявлением. Празднование длилось восемь дней. На второй день Крест торжественно показывался собравшимся верующим.

http://blog.predanie.ru/article/krestovo...

Подпишитесь на наш Телеграм Равноапостольные Константин и Елена Воздвижение Креста Господня — уникальный праздник, единственный из двунадесятых праздников Церкви, отмечающий событие не из жизни Христа и Богородицы. Крест Господень нашла Елена, мать императора Константина, прекратившего гонения на христиан, основателя христианской государственности. Сам же праздник «вошел в моду» после возвращения Креста из персидского «плена», когда император Ираклий победил персов. Воздвижение Креста Господня: Крест — это «всё» христианства. Но только ли про Крест — праздник Воздвижения? Нет: главным образом он — про христианскую империю. Вот два главных церковных песнопения этого праздника: Тропарь Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Кондак Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу. Это современные славянские тексты. А вот перевод с оригинала на русский: Тропарь Спаси, Господи, народ Твой и благослови достояние Твое, Победы царям На варваров даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим общество. Кондак Вознесшийся на Крест волею, Тезоименитому Твоему и ныне обществу Щедроты Твои даруй, Христе Боже; Возвесели силою Твоею Верных царей наших, Победы даруя им на врагов, В союзе имеющим Твое Оружие мира– непобедимое победное знамение. « Победу даруй нашим царям — Твоим Оружием мира (Крестом) » — победу в войне оружием мира — вот противоречие. Царей убрали из текста богослужения, когда они и вправду пропали из истории, то есть после Русской революции. Но даже в императорском ритуале при всем обожествлении монарха жила эта мысль: пустой трон рядом с троном царя (на пустом должен был быть Христос — настоящий царь); чин венчания на царство, во время которого будущему императору преподносился мешочек праха («акакия» или «анексикакия» — одна из царских регалий, вообще элемент императорского ритуала) и предлагалось выбрать мрамор для гробницы (характерно, что Иван Грозный, первый русский царь и убийца святителя Филиппа, отверг эти части ритуала).

http://blog.predanie.ru/article/dva-izme...

Припадая ко Кресту, произнося: ‘Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим’, — мы понимаем, что вместе с нами об этом же говорят стихи и проза Пушкина, романы Достоевского, новеллы Василия Шукшина, Шекспир, Диккенс, Джоан Роулинг, Толкин, песни бардов и многое из русского рока, наконец, стихи Тимура Кибирова и Дмитрия Быкова. Что для нас Воздвижение Креста Господня ? О чём стоит вспомнить и помолиться в этот день? Размышляет иеромонах Димитрий (Першин). Воздвижение Креста Господня, которое мы отмечаем всей Церковью — событие, которое показывает нам, что христианство перестало быть религией малой части Римской империи, а вышло на пространство великой культуры — римской, а теперь и европейской, а может, и планетарной. Мы помним, что мать императора Константина, святая равноапостольная Елена, обрела в Иерусалиме, неподалеку от места, где было погребено тело Христа, Животворящий Крест Господень. По преданию, было найдено три креста, но лишь один оказался чудотворным — в частности, исцелил тяжко болящую женщину. Он и был опознан как крест Спасителя. Часть этого Животворящего древа Креста и гвозди были переданы царицей Еленой в Константинополь и по преданию в 326 году, в Иерусалиме началось строительство храма в честь Воскресения Господня. В 337 году храм был завершен и освящен, а на следующий день был установлен этот праздник. Сама Елена не дожила до этого события — она почила о Господе в 327 году, на второй год строительства храма. Ее выбор и стремление прославить Христа и сделать Крест Господень не только символом жертвы, любви и смирения Бога, но измерением, смысл в котором обретает вся мировая культура, как зерно проросло в огромном количестве текстов, песнопений, в литературе, фильмах, картинах… Кроме того, вспоминая Воздвижение Креста Господня, мы вспоминаем, что был период в начале VII века, когда персидский царь Хасрой II зaxbamuл находившийся в Иерусалиме крест вместе с Патриархом Захарией в плен. Потом византийский император Ираклий принудил Хасроя вернуть святыню в Константинополь.

http://pravmir.ru/vspomni-obo-mne-gospod...

Три вопроса для Галины Вишневской Я давно мечтала встретиться с Вишневской, взять у нее интервью. Почти невозможно. Очень редко общается с журналистами, справедливо полагая, что сказала уже все, что хотела. 11 декабря, 2012 Я давно мечтала встретиться с Вишневской, взять у нее интервью. Почти невозможно. Очень редко общается с журналистами, справедливо полагая, что сказала уже все, что хотела. Галина Вишневская — кем была эта женщина? В этой статье Вы найдёте интервью с артисткой, а также сможете прочитать отрывок из книги «Галина. История жизни». Галина Вишневская Галина Вишневская В школе учителя очень любили меня стыдить: «Полина, ты уже в пятом классе, а все еще не выучила таблицу умножения!», «С таким отношением к учебе ты станешь уборщицей!», «Физика важна не меньше литературы, она развивает ум!» И только одна Елена Маратовна, преподавательница по музыкальной литературе и сольфеджио, меня искренне жалела, потому что понимала: я никогда не смогу отличить кватру от терции не от лени к учебе, а от полного отсутствия музыкальных данных. Жалость ее ко мне была поистине христианской, потому что выражалась не в завышении оценок и поглаживании по головке, а в стремлении заинтересовать, увлечь, научить вопреки всему. И она сделала правильную ставку: принесла мне аккуратно обернутую книгу, на обложке которой было написано «ГАЛИНА». Я читала эту книгу день, ночь и еще полдня. Опухла от слез. Многое поняла. А через полгода каждодневных занятий выиграла городскую Олимпиаду по творчеству Прокофьева, только потому, что его любила сама Вишневская! Так Елена Маратовна добилась своей благой цели… А я выросла, закончила музыкалку, купила себе свою «Галину» и так получается, что каждый год из моей жизни выпадают «день, ночь и еще полдня» — с возрастом вычитываешь там все новое, и новое… Я давно мечтала встретиться с Вишневской, взять у нее интервью. Почти невозможно. Очень редко общается с журналистами, справедливо полагая, что сказала уже все, что хотела. В конце ноября Вишневской присудили звание Почетного профессора Московского университета. Она приехала на Воробьевы горы с дочерью, много улыбалась, принимала букеты и привычно благодарила. У Вишневской столько наград и званий (среди которых, кстати, Орден Святой равноапостольной княгини Ольги), что ей не привыкать!

http://pravmir.ru/tri-voprosa-dlya-galin...

Бодбийский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Бодбийский женский монастырь Бодбийский монастырь (монастырь святой равноапостольной Нины) — ставропигиальный женский монастырь Грузинской Православной Церкви, основан в IV веке. Расположен в пределах Бодбийской епархии. Содержание История [ править править код ] По сведению грузинской летописи «Обращение Картли», постройка церкви над могилой святой равноапостольной Нины относится ко времени царствования св. блгв. царя Мириана: основав здесь женский монастырь, царь пожертвовал ему много селений и земель. Царская династия Кахети и Картли особо заботилась о материальном обеспечении и благосостоянии монастыря. Можно полагать, что до 1230-х гг. Бодбийский монастырь оставался значительным христианским центром Грузии. С 1230-х гг. по XV в. сведений о монастыре не сохранилось, что связано с вторжениями монголов и сильным разрушением как епархии, так и монастыря. В XV в., с образованием самостоятельного царства Кахети, Бодбе вновь обрел былую славу религиозного центра. Однако, уже в XVI в. положение вновь резко ухудшилось в связи с иранской экспансией, что привело к упразднению женского монастыря. Но правящая династия всегда проявляла особую заботу о Бодбе - своим попечением известны цари Леван (1520-1574), Александр II (1574-1605), Теймураз I (1606-1616, 1634-1648), Арчил II (1664-1675), Теймураз II (1709-1715, 1733-1744, 1744-1762), Ираклий II (1744-1762, 1762-1798), Георгий XII (1688-1703), а также другие члены царской семьи – царевич Теймураз, внук царя Левана, царевна Елена (сестра Ираклия II) и царица Кетеван (жена Георгия XII), что проявлялось в пожаловании драгоценной церковной утвари, рукописей и книг, укреплении и возобновлении монастырских церквей и помещений, в освобождении от государственного налогообложения, даровании сел и значительных земельных владений. По сведению немецкого ученого и путешественника Иоганна Гюлдендштедта, ко времени посещения им Бодбе в 1772 г. здесь уже действовала мужская обитель, упраздненная после кончины последнего бодбели Иоанна (Макашвили) в 1837 г.

http://azbyka.ru/palomnik/Бодбийский_жен...

В Ставрополе прошли торжества, посвященные 10-летию образования Ставропольской митрополии 14 декабря 2022 г. 12:40 13 декабря 2022 года, в день памяти апостола Андрея Первозванного, в Казанском кафедральном соборе г. Ставрополя прошли торжества, посвященные 10-летию образования Ставропольской митрополии. Праздничную Божественную литургию возглавил митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл . В этом году также исполняется 10 лет со дня Первосвятительского визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Ставропольскую митрополию , в ходе которого Святейший Владыка совершил чин великого освящения воссозданного Казанского кафедрального собора, разрушенного в советское время. За Божественной литургией Его Высокопреосвященству сослужили: архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт , архиепископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам , архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан , епископ Георгиевский и Прасковейский Гедеон , сонм духовенства Ставропольской митрополии. Богослужебные песнопения исполнили: хор Ставропольской митрополии (регент — Елена Кириллова), сводный хор духовенства епархии и студентов Ставропольской духовной семинарии (регент — протоиерей Сергий Рыбин) и детский хор воспитанников Православной классической гимназии во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия г. Невинномысска (регент — Светлана Логачева). За Литургией молились настоятельница Иоанно-Мариинского женского монастыря игумения Иоанна (Лихоманова) с сестрами обители, участники IX Ставропольского форума Всемирного русского народного собора , представители казачества, воспитанники Архиерейского казачьего конвоя, воспитанники и преподаватели Свято-Владимирской православной казачьей гимназии, сотрудники епархиального управления, студенты и преподаватели Ставропольской духовной семинарии, воспитанники и преподаватели Православной классической гимназии во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия г. Невинномысска и многочисленные верующие. За богослужением митрополит Кирилл в сослужении архипастырей и духовенства совершил чин прославления ставропольских новомучеников. Глава Ставропольской митрополии огласил постановление Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 августа 2022 года о включении имен ставропольских пастырей священника Григория Златорунского и священника Димитрия Семенова в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской ( журнал 76 ).

http://patriarchia.ru/db/text/5984712.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010