А.А. Половцов Ольга, равноапостольная, великая княгиня Ольга, святая (в крещении Елена) – жена князя Игоря; великая княгиня русская. Годы правления приблизительно 945–955. Род. между 890–894 г., ум. в 969 г. Летописные и другие сведения настолько украшены легендой, что порой трудно указать границу, где кончается вымысел и начинается историческая правда. Самое имя ее читается различно: Ольга, Вольга, Волга... По Иоакимовской летописи славянское имя ее было Прекраса, и лишь после брака Ольги с Игорем Олег назвал ее «Вольгой». Есть основания думать, что и летопись путает имена Олега и Ольги. Христианское предание называет Ольгу поселянкой из села Выбутина (Лыбутина), дочерью (а чаще правнучкой) Гостомысла, дочерью князя Тьмуторокана и даже Торокана, князя Половецкого, «неции же глаголют яко Ольгова дщи бе Ольга». Происхождение Ольги было предметом специальных исследований; летопись называет ее родиной Плесков и это повело даже к маловероятному предположению, что город этот Болгарская Плескувия. Но обычно в науке под Плесковом подразумевают – Псков. Ольгу считают псковитянкой из знатной варяжской наместнической или боярской семьи. Еще девочкой лет 10–11 она была привезена Олегом в Киев в качестве будущей жены князя Игоря. Предание говорит о ее необыкновенной красоте и уме. Обручение или бракосочетание ее отнесено к 903 году, а рождение Святослава к 942 году – т. е. к 39 году супружества. Замужем Ольга была 43 года, до 946, когда Игорь был умерщвлен древлянами. Ольга в представлении древних повествователей является «честной вдовой», на обязанности которой лежала прежде всего месть за мужа. Подробности мести общеизвестны, они роднят сказания об Ольге с норвежскими сагами, и в этом отношении особенно интересно сожжение Искоростеля. Сжегши город древлян и перебив большую часть населения, Ольга обложила остальных тяжелой данью, 2/3 которой шли Киеву, 1/3 Вышгороду, «к Ользе, бе бо Вышгород град Вользин». Отсюда замечают, что у Ольги был собственный город Вышгород, доходы которого шли в ее личную казну.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Глава Вторая. Союз Вселенской Церкви с Римской Империей (От Миланского эдикта (313) до падения Константинополя (1453) Константин Великий (288–337) Константин Великий родился в 288 году. Его отец Констанций Хлор († 306) был верховным правителем Галлии, Британии и Испании, и носил титул Цезаря. Его мать Елена происходила из простой среды и от нее Константин наследовал свою физическую силу, простоту своего обращения с людьми и глубокую набожность. Свою молодость Константин провел при императорском дворе. Там он изучил военное искусство :и ознакомился с системой государственного управления, но там же он присутствовал при пытках и казнях христиан и испытал на себе интриги и вражду вождей Империи. Среди ненависти, страха и жестокости, господствовавших среди правителей государства, он выделялся чистотой своей жизни и непричастностью к тем заговорам, которые постоянно возникали вокруг престола. Только чудом он спасся от смерти, бежав от своих убийц к отцу в Галлию, и там в 306-ом году был провозглашен верными солдатами Констанция Хлора «Августом», т. е. одним из младших соправителей Империи. Так началась блестящая карьера молодого Константина, одного из гениальнейших монархов мировой истории. Он умел совмещать в себе качества первоклассного полководца, не потерпевшего ни одного военного поражения за все свое долгое и бурное царствование, со способностью быть справедливым и мудрым правителем величайшей империи. Кроме того он был человеком высокой духовной одаренности, сохранившим до конца жизни чуткую совесть и непогасившим в себе милосердие и сострадание к ближнему. Но не эти выдающиеся черты сделали Константина Великого Святым и Равноапостольным мужем, а его дерзновенная вера во всепобеждающую силу Креста Спасителя. Он был истинный служитель Всевышнего Бога, Которому он отдал власть над собой и вверенной ему Державой. Константин, всесильный Император Рима, с радостью и смирением последовал за Христом и стал одним из Его учеников. Есть что-то дерзновенно прекрасное во всей личности Константина; он обладал даром проникать в тайны будущего, видеть вещи, сокрытые от взора его современников. Ему принадлежала гениальная мысль построить новую столицу Империи на берегах Босфора, и город, названный его именем, стал на долгие столетия владыкой всего ближнего Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Скачать epub pdf Св. равноапостольная царица Елена Св. царица Елена, мать Константина Великого , была дочерью содержателя гостиницы. За ее красивую наружность и еще более за высшие душевные качества император Констанций Хлор, будучи еще военачальником, избрал ее себе в супруги. Долго они жили счастливо, но потом политические обстоятельства империи стали причиною семейного несчастья Елены. Император Диоклетиан и соправитель его Максимиан Геркул, оставив престол, разделили империю между четырьмя соправителями, которых они желали соединить друг с другом родственными узами. Вследствие этого Констанцию Хлору, одному из новых правителей, несмотря на то, что он уже был женат, предложена была новая супруга из царского рода, падчерица оставившего царство императора Максимиана. Из опасения потерять власть Констанций не противился, и Елена была принесена в жертву расчетам политики и удалена от двора. С потерею любимого супруга она должна была разлучиться и с единственным своим сыном, 11-летним Константином, который был взят ко двору Диоклетиана на Восток. После этого 15 лет провела Елена в удалении от двора, в глубоком уединении. Несчастие быть лишенной радостей семейных и расположило ее душу к принятию Христова учения, столь отрадного для всех несчастных и обремененных тяжким горем. С воцарением сына своего Елена снова является при дворе. Здесь она пользуется императорскими почестями и приобретает влияние на сына. Не вмешиваясь в дела политические, она всецело посвящает себя добрым делам. Она проявила себя, как усердная покровительница Церкви, горячая ревнительница христианской святыни, и блюдительница неимущих и страждущих. Уже в глубокой старости св. Елена по просьбе сына своего Константина отправилась из Константинополя в Иерусалим с целью найти Святой Крест, на котором был распят Господь. С усердием поспешила она на Восток и с царской заботливостью обозревала святую землю и другие восточные провинции, города и селения. Трудно представить себе что-нибудь печальнее и безотраднее того состояния, в котором последнее римское завоевание оставило страны, дарованные некогда как земной рай Аврааму и его потомкам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Визит Святейшего Патриарха Алексия во Францию (комментарий в аспекте культуры) Мощи святой равноапостольной царицы Елены в Париже Клирик Трехсвятительского подворья Московского Патриархата в Париже диакон Николай Никишин рассказывает об истории одной из раннехристианских святынь – мощах святой равноапостольной царицы Елены, сохраняющихся в одном из парижских католических храмов. – Отец Николай, как Вам стало известно, что мощи святой царицы Елены находятся в Париже? Можно ли предположить, что о них забыли? Эта святыня, судя по всему, ныне не прославляется в Католической Церкви, хоть и трудно поверить в то, что подобная ситуация могла возникнуть в связи с равноапостольной святой: мать первого в истории Римского императора-христианина Константина Великого восстановила в Палестине поруганные язычниками Святые места, связанные с земной жизнью Спасителя. Более того, царица Елена нашла на Голгофе Крест, на котором Господь принял крестную смерть. Не могли бы Вы рассказать, что Вам известно о мощах равноапостольной царицы? – Заняться историей мощей святой Елены меня побудил случай. Я давно уже слышал, что они хранятся в одном из парижских храмов. Побывав там, я увидел на стенах таблички с надписями: исцелившиеся от мощей царицы Елены свидетельствовали об этом и выражали ей свою благодарность. Но тогда я все же не вполне поверил, что в Париже, почти в забвении, пребывает такая великая святыня. Я тогда полагал, что в лучшем случае речь может идти о малой частице мощей. К тому же известно, что в Средневековье в католической среде было много недоразумений со святынями: в общем-то, и сейчас реликварий можно купить на парижском рынке. И вот, в этом году, так сложилось, я заинтересовался историей мощей святой царицы. Незадолго до дня ее памяти мне захотелось сделать подарок одной нашей благочестивой прихожанке (она поет у нас на клиросе) по имени Елена, написав о ее Небесной покровительнице – о том, что, может быть, пока неизвестно широкому кругу православных читателей.

http://sedmitza.ru/text/411689.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Честной крест православного Кипра 12.07.2005 442 Время на чтение 6 минут Монастырь Ставровуни расположен в стороне от главной дороги Ларнака-Лимассол, на самой вершине горы Креста, высотой около семисот метров. Асфальт, электричество, телефон, водопровод и прочие блага цивилизации дошли и сюда, но это мало изменило главную цель насельников обители - ежедневно и ежечасно предстоять в молитве перед Честным Крестом. " Креста Твоего древу поклоняемся, Человеколюбче, яко на нем пригвоздился еси, Животе всех " . Через год после I Вселенского Собора в Никее совершилось важное для всех христиан событие. В 326 году святая равноапостольная Елена, царица Константинопольская, после долгих поисков обрела в Иерусалиме величайшие святыни: Честной Крест и Священные Гвозди, которыми был прибит к Кресту Спаситель, и кресты двух разбойников - раскаявшегося и нераскаявшегося. Святитель Макарий, архиепископ Иерусалимский, прикладывал все три креста к телу умершей женщины. И когда она воскресла от прикосновения Честного Креста, все возрадовались произошедшему чуду. Святая Елена не могла сразу различить оставшиеся кресты и повелела поменять на них перекладины. Каждый крест стал содержать часть креста раскаявшегося разбойника. Оставив в Иерусалиме большую часть Честного Креста, взяв другую часть и остальные кресты, в 327 году святая Елена отправилась из Палестины в обратный путь в Константинополь. Сохранившееся на Кипре предание именно с этим путешествием и связывает историю основания монастыря Ставровуни. Из-за разразившейся на море бури царица Елена приказала бросить якорь у южного побережья острова Кипр, в устье реки Тетиос, впоследствии переименованной в Василопотамос (Царская река). В ту ночь явившийся святой Елене Ангел Господень повелел ей воздвигнуть на острове христианские храмы и оставить в них частицы Честного Креста. Проснувшись, свита и воины, сопровождавшие царицу, не обнаружили в лагере великой святыни - Креста Господня.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Хитон Иисуса Христа – святыня немецкого города Трир Хитон Господень Город Трир (Trier an der Mosel) на реке Мозель, расположенный на западной границе немецкой земли Рейнланд-Пфальц, в справочной литературе фигурирует не только как древнейший город Германии, но и самый первый христианский город на немецкой земле, имевший когда-то в Западной Европе титул «святого города». Многие его редчайшие исторические памятники, сохранившиеся с античных времен, в совокупности с уникальными по значимости христианскими святынями объявлены ЮНЕСКО всемирным культурным достоянием. Среди них значится и знаменитый хитон Господа нашего Иисуса Христа. Августа Треверорум – таково первоначальное название Трира, основанного предположительно самим императором Августом еще в 16 году до Рождества Христова. В III и IV веках Трир имел статус «города императоров» и столицы провинции Белгика Первая, но в V веке он был захвачен и разрушен германскими племенами. С тех пор городу так и не удалось вернуть свою былую значимость, но в нем сохранились многие архитектурные памятники, в том числе и храмы, свидетельствующие о том, что первые очаги христианства на территории современной Германии возникли в областиях, входивших в состав Римской империи. На основе ее административной структуры сформировалась и церковные епархии. В Трире (Треверы), центре провинции, находилась крупнейшая архиерейская кафедра (митрополия). Трирская кафедра считается древнейшей на территории современной Германии. Первыми епископами Трира были ученики апостола Петра – святые Евхарий, Валерий (их гробницы сохранились) и Матерн, а также святой Агреций († 333). После раздела Римской империи на Восточную и Западную Трир несколько десятилетий (до 387 г .) был столицей Западной Римской империи, где с 306 по 316 год правил Константин Великий, даровавший после ряда реформ христианам свободу вероисповедания и утвердивший в своих владениях христианство. Город посещала мать императора Константина – равноапостольная Елена, как известно , расположившая сына к христианской вере и отыскавшая в 326 году на Святой Земле многие святыни, связанные с обстоятельствами жизни Иисуса Христа. В том числе, ею обретено и Его одеяние – хитон. По распоряжению святой Елены этот хитон был перевезен в Трир и оставлен там навечно, а император Константин в 326 году начал строительство собора в честь Пресвятой Богородицы, куда и был сначала помещен хитон Иисуса Христа, сразу же привлекший к себе внимание паломников. Он же распорядился для этой бесценной святыни построить возле епископской церкви более величественный храм, основанием которого послужил, по преданию, переданный в дар христианской общине Трира дом, где останавливалась и жила равноапостольная Елена. Часть ее мощей (глава) хранится ныне в крипте трирского кафедрального собора святого Петра, строившегося в несколько этапов с 336 по 380 год, а затем с XI по XVI век.

http://pravoslavie.ru/3135.html

Разделы портала «Азбука веры» Воздвижение Креста Господня. 27 сентября н.с. (14 сентября с.с.) Историко-экзегетическое описание праздника. (Епископа Александра Милеанта) Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, обрела святая равноапостольная царица Елена, мать Константина Великого . С воцарением ее сына, царица Елена жила при дворе. Не вмешиваясь в политические дела, она посвящала оставшиеся годы своей жизни на укрепление христианской веры. Невозможно представить ничего печальнее и безотраднее того состояния, в котором последнее римское завоевание оставило Палестину. На развалинах города Давида был восстановлен новый город, украшенный языческими храмами и другими памятниками идолослужения. Алтарь Юпитера помещен был на том самом месте, где прежде стоял храм Соломона. Намеренно или случайно места, освященные рождением и смертью Спасителя, были осквернены капищами, посвященными гнусным мистериям. Над главными городскими воротами поставлено было изображение свиньи, дабы этою ненавистною израильтянам эмблемой заставить их еще более удаляться от своего священного города. По прибытии в Иерусалим первым желанием императрицы было посетить место погребения Спасителя. “Пойдем, — сказала она, — пойдем почтить то место, где священные стопы Его перестали шествовать”. Но, к великому ее удивлению, никто не мог в точности указать это место. Уже с давнего времени язычники завалили пещеру, в которой погребен был Иисус Христос, дабы лишить ее почитания, какое оказывали ей христиане. Мало-помалу и сами христиане перестали посещать пещеру, дабы не оказать какого-либо почтения предметам идолослужения, намеренно поставленным язычниками на святом месте. Затем, вследствие совершившихся в Иерусалиме политических переворотов, пожаров и опустошений, самое расположение города намного изменилось. Новое поколение, населявшее город, почти утратило предания о святых местах. От всеобщего забвения сохранилось только место рождения Спасителя — Вифлеемская пещера. Но Елена не отступила пред этими препятствиями. По ее приглашению, к ней собрались образованнейшие из христиан и иудеев, и в ее присутствии произвели топографическое исследование о месте страданий Иисуса Христа. Рассказывают, что в этом случае оказал большие услуги один иудей, наследовавший от своих предков тайну о святых христианских местах.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Титло с Животворящего Креста Господня В иерусалимском храме Гроба Господня, справа от каменной лестницы на Голгофу, – 29 широких ступеней, которые ведут вниз, в армянский подземный храм XII века во имя равноапостольной царицы Елены. В правом углу этой бывшей крипты базилики равноапостольного Константина имеются другие, железные, ступени, ведущие еще ниже – в придел Обретения Креста Господня, иначе называемый «Пещерой Обретения». Это самая низкая точка храма Гроба Господня. В первой половине IV века в этом месте византийской императрицей Еленой по просьбе ее царственного сына производились раскопки – шли поиски святого Креста, послужившего орудием казни Спасителя. Под потолком придела виднеется прорубленное окно, через которое, по преданию, святая Елена наблюдала за раскопками в пещере. В ней и состоялось обретение вожделенного святого Креста, небесное явление которого явилось для императора Константина знаком победы над противником. Глубокая «Пещера Обретения» представляет собою бывшую цистерну под языческим святилищем Венеры. Сюда после распятия были сброшены кресты, которые засыпали мусором. Святая Елена повелела разрушить храм Венеры и раскопать это место. Точная дата обретения святого Креста неизвестна; по-видимому, сообщают историки, оно имело место в 325 или 326 годах. Во время раскопок были обнаружены три креста, гвозди, которыми Спаситель был пригвожден к орудию казни, а также лежащая в стороне табличка с надписью (см.: Ин. 19: 19–22). Сократ Схоластик в 17-й главе своей «Церковной истории» называет ее «дощечкой Пилата, на которой распятого Христа провозглашал он в разных письменах Царем Иудейским». Обретение Честнаго Креста и гвоздей святою царицею Еленою в Иерусалиме Русская Церковь празднует 6/19 марта. Явить Крест Христов, как известно из преданий, помогло чудо – воскрешение через прикосновение к истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Все собравшиеся прославили тогда Бога, указавшего на величайшую святыню. В истории обретения Креста, рассказанной Амвросием Медиоланским (340–397) в «Слове на кончину Феодосия» (395), говорится, что «царица Елена нашла истинный Крест по надписи “Иисус Назорей, Царь Иудейский”». Эта же история в разных вариациях описана и другими его современниками: Руфином (345–410), Сократом Схоластиком (ок. 380 – 440), Феодоритом Кирским (386–457), Сульпицием Севером (ок. 363 – 410) и др. Сходные истории обретения Крестного Древа содержатся и в русском апокрифе «Слово о Крестном Древе» (XV–XVI вв.) и в широко известной на Западе «Золотой легенде» («Legenda Aurea», ок. 1260), составленной доминиканским епископом из Генуи Яковом Ворагинским.

http://pravoslavie.ru/put/30088.htm

Память о равноапостольной царице Елене в немецком городе Трир Реликварий с мощами святой Елены в Трирском соборе Паломники, прибывающие в древний город Трир (федеральная земля Рейнланд-Пфальц, ФРГ), первым делом стремятся побывать в знаменитом Кафедральном соборе святого Петра (Dom), где хранится в специальной часовне его главная святыня – хитон Иисуса Христа, привезенный из Святой земли матерью императора Константина святой царицей Еленой, а в крипте (Helenakrypta) – и мощи (глава) самой святой Елены. В брошюре, изданной на многих языках епископатом и духовенством Трирского собора, сообщается, что святая Елена «отдала часть своего дворца епископу Агритиусу» под церковь, став «основательницей этого Божиего дома», что засвидетельствовано и археологическими раскопками. А сам собор построен повелением императора Константина. При раскопках под нынешним алтарем была найдена и шкатулка с римскими украшениями (320 г.). После реставрации на крышке шкатулки проявилось изображение увенчанной лавровым венком женской головы с нимбом над ней. По мнению работников Епископского музея в Трире, где ныне хранится эта уникальная историческая реликвия, это портрет самой царицы Елены. Ее лик можно рассмотреть и на камее из сардоникса, украшающей обложку так называемого «семейного императорского» Евангелия (Ada-Evangeliar), хранящегося ныне в Трирской городской библиотеке. Памятники римского Трира (другое его название – Тревир) времен царицы Елены сохранились в городе и по сей день: это монументальные городские ворота (Porta Nigra), Тронный зал императора Константина Великого (Basilika, или Аула Палатина, 310 г.), Императорские термы (Kaiserthermen, первая четверть IV в.), амфитеатр (около 100 г.), Римский мост (71 г.). Церковные историки отмечают, что Тревир в годы правления Константина Великого был «одним из важнейших городов мира», где существовала многочисленная христианская община. Сюда в изгнание приехал святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский; здесь жил святитель Амвросий Медиоланский, свидетельствующий о «расцвете монашеской жизни» в городе .

http://pravoslavie.ru/put/3344.htm

Русские святые Долгие годы монахиня Таисия собирала жития русских святых. Плодом этих многолетних трудов стали «Русские святые», насчитывающие около четырех сотен имен. Вереница русских святых от равноапостольных Кирилла и Мефодия до преподобного Силуана Афонского. Русские святые. Хронологический список Имя, день памяти Год, век   до XI в.   Святой апостол Андрей Первозванный. Ноябрь, 30 62 Священномученики Ефрем, Василий, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон, епископы Херсонесские. Март, 7 IV в. Святого равноапостольного Кирилл первоучителя и просветителя славянского. Февраль, 14 869 Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские Кирилл и Мефодий. Май, 11 869 и 885 Святого равноапостольного Мефодия первоучителя и просветителя славянского. Апрель, 6 885 Великая княгиня Ольга, во святом крещении Елена. Июль, 11 969 Первомученики Феодор и Иоанн Варяжские. Июль, 12 983 Святитель Михаил, митрополит Киевский. Сентябрь, 30 992   Преподобный Аркадий Новоторжский, Или Вяземский. Декабрь, 13 XI в. Преподобный Аврамий Ростовский. Октябрь, 29 XI в. Георгий Угрин, брат преподобного Ефрема Новоторжского. Январь, 28 1015 Равноапостольный Великий князь Владимир, во святом крещении Василий. Июль, 15 1015 Мученики Благоверные князья Борис и Глеб, во святом крещении Роман и Давид. Июль, 24 1015 Святитель Феодор, епископ Ростовский и Суздальский. Июнь, 8 1023 Преподобный Моисей Угрин Киево-Печерский. Июль, 26 1043 Благоверная княгиня Анна, во святом крещении Ирина, Новгородская. Февраль, 10 1050 Благоверный Владимир, князь Новгородский. Октябрь, 4 1052 Преподобный Ефрем Новоторжский. Январь, 28 1053 Преподобный Варлаам, Игумен Печерский. Ноябрь, 19 1065 Преподобный Иеремия Печерский. Октябрь, 5 1070 Преподобный Дамиан Печерский. Октябрь, 5 1071 Преподобный Антоний Киево-Печерский. Июль, 10 1073 Святитель Леонтий, епископ Ростовский. Май, 23 1073 Преподобный Феодосий, игумен Киево-Печерский. Май, 3 1074 Преподобный Матфей Печерский. Октябрь, 5 1085 Благоверный Князь Ярополк, во святом крещении Петр, Волынский страстотерпец. Ноябрь, 22 1086

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010