Прекращение гонений. Воздвижение Креста Господня Гонения на христиан прекратились только в начале четвертого века, при римском императоре Константине Великом . Император Константин сам убедился в силе и славе крестного знамения Христова. Однажды, накануне решительной битвы, он и все его войско увидели на небе знамение креста, составившееся из света, с надписью: «сим побеждай» (по-гречески: НИКА). В следующую затем ночь императору явился Сам Иисус Христос с Крестом в руке и сказал, что этим знамением он победит врага; и повелел устроить воинское знамя с изображением святого Креста. Константин исполнил повеление Божие и победил врага. Он принял христиан под свое покровительство и объявил веру Христову господствующею (главною). Он отменил казнь через распятие и издал законы в пользу Церкви Христовой. За свои заслуги и усердие к распространению христианской веры, Константин Великий с его матерью Еленою получили название святых царей равноапостольных , то есть равных апостолам. Равноапостольный царь Константин пожелал построить храмы Божии на священных для христиан местах в Палестине, (т. е. на месте рождения, страданий и воскресения Господа Иисуса Христа и др.) и найти Крест, на котором был распят Спаситель. Исполнить желание царя взялась, с великою радостью, его мать, св. равноапостольная царица Елена. В 326 году царица Елена с этою целью отправилась в Иерусалим. Много труда положила она, чтобы отыскать Крест Христов, так как враги Христовы скрыли Крест, зарыв его в землю. Наконец, ей указали на одного престарелого еврея, по имени Иуда, который знал, где находится Крест Господень. После долгих расспросов и уговоров его заставили сказать. Оказалось, что святой Крест брошен в одну пещеру и завален мусором и землею, а сверху выстроен языческий храм. Царица Елена приказала разрушить это здание и откопать пещеру. Когда откопали пещеру, то нашли в ней три креста и отдельно лежащую от них дощечку с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Нужно было узнать, который из трех крестов есть Крест Спасителя. Иерусалимский патриарх (епископ) Макарий и царица Елена твердо верили и надеялись, что Бог укажет святой Крест Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Фото patriarchia.ru 14 апреля 2016 г. 14:15 Объявлен шорт-лист Патриаршей литературной премии 2016 года На итоговом заседании Палаты попечителей Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия под председательством Святейшего Патриарха Кирилла 12 апреля 2016 года был  утвержден «короткий список» номинантов Патриаршей литературной премии 2016 года. Ими стали:  Блохин Николай Владимирович (иерей), Громов Александр Витальевич, Екимов Борис Петрович, Карпов Алексей Юрьевич, Кривошеина Ксения Игоревна, монахиня Евфимия (Елена Владимировна Пащенко), Сергеев Валерий Николаевич, Тарасов Борис Николаевич, Ткачёв Андрей Юрьевич (протоиерей). 18 мая 2016 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавит торжественную церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия учреждена Священным Синодом в его заседании 25 декабря 2009 года (журнал с целью поощрения писателей, внесших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни современного человека, семьи и общества, создавших высокохудожественные произведения, обогатившие русскую литературу. Эта премия не имеет аналогов в истории Русской Православной Церкви и в практике других Поместных Православных Церквей. Премия призвана содействовать развитию взаимодействия Русской Православной Церкви и литературного сообщества − прежде всего, тех писателей, которые своим творчеством утверждает основы христианской веры. Правом выдвижения кандидатов на соискание премии обладают Предстоятели Поместных Православных Церквей, главы самоуправляемых Церквей в составе Московского Патриархата, епархиальные архиереи Русской Православной Церкви, органы государственной власти стран СНГ и Балтии, Синодальные учреждения Русской Православной Церкви, а также редакции литературных журналов и литературно-общественные организации.

http://e-vestnik.ru/news/patriarshiya_li...

Бабино. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В селе была каменная православная церковь во имя святой Троицы, построенная на средства помещика Ивана Петровича Гагарина в 1800 г. В храме было два придела: правый - в честь равноапостольного князя Владимира, а левый - во имя Николая Чудотворца. Напротив церкви, через дорогу, на месте бывшей церкви князем И.П. Гагариным была построена часовня во имя Всех Святых. Прихожане были из с. Бабина, дд. Борисцево, Яковково, Хорошово, Городище, Бушарево, Станы, Беклово, Рябиниха, Гришкино, Горки, Денесиха, Еруново, Перлево. В 1901 г. священником в церкви был Феодор Симеонович Виноградов, 22-х лет; дьяконом - Сергей Михайлович Виноградов, 23-х лет; псаломщиком - Александр Александрович Коробанов, 26-ти лет. Церковь не сохранилась. По данным клировых ведомостей Старицкого уезда за 1828 год: " Село Бабино, в нем церковь во имя Живоначалъныя Троицы с приделами Владимирския Божия Матери и Чудотворца Николая, каменная, в твердости, утварию довольна, построена в 1800 году, однокомплектная. Опись утвари церковной, книги прихода и расхода имеются, при ней земли отмежевано тридцать четыре десятины девять сот тридцать девять квадратных сажень, на которую план имеется и хранится в ризницепри своей церкви, приходских дворов 225, в них мужеска пола душ 765, женска 897. Разстоянием от эпархиальнаго града Твери сто восемь, от уезднаго Старицы пятдесят верст. В близости села имеются Рясна в 7-ми, Луковниково в 7-ми, Боронкино в 15 верстах. В 1828 году служили: Священник Симеон Димитриев - 51 год. Читает и поет хорошо. Сказывает по 1-й проповеди в год. Не вдов. Произведен в священника в 1800 году. Граммату имеет. Родства ни с кем не имеет. О подозрительных делах записей нет. В дурных поступках не замечен. Жена ево Агрипина Саввина - 49 лет. Дети их: Димитрий - 25 лет в Санктпетербугской духовной академии, Алексей - 20 лет и Андрей - 19 лет в Тверской семинарии в философии прозванием Честные, Александр - 11 лет в Тверском приходском училище во 2-м классе прозванием Честной, Авдотья - 17 лет, Анна - 16 лет, Елена - 13 лет, Агрипина - 8 лет. Диакон Косма Илиин - 49 лет. Читает и поет хорошо. Из класса реторики уволен. Не вдов. Произведен в диакона в 1801 году. Граммату имеет. Диакону пономарь шурин. В дурных поступках не замечен. Жена ево Соломония Афиногенова - 47 лет. Сын их: Арсений - 20 лет в Тверской семинарии в богословии прозванием Дрызлов. Дьячек Иван Никифоров - 50 лет. Читает и поет хорошо. В школах не был. Вдов. Посвящен в дьячка в 1797 году. Граммату имеет. Родства ни с кем не имеет. В дурных поступках не замечен. Дети ево: Елена - 22 года, Марья - 12 лет, Анна - 10 лет. Пономарь Иулиан Афиногенов - 55 лет. Читает и поет хорошо. Из класса грамматики уволен. Женат 1-м браком. Посвящен в пономаря в 1795 году " .

http://sobory.ru/article/?object=28797

Встреча с Православием Преподобный Симеон (Желнин) [Встреча с Православием/Апологетика] Юрий Максимов Ольга Васильева [Встреча с Православием/Апологетика] Юрий Клиценко Епископ Дмитровский Филарет (Вахромеев) Юрий Максимов Не так давно на страницах многих сайтов была опубликована статья профессора Казанского государственного университета Шарифа Азимова " Женщина в исламе: правда и вымысел " . В своей статье г-н Азимов не ограничивается объяснением учения ислама о месте женщины, но подвергает критике христианское и вообще библейское учение о женщине. Юрий Максимов опровергает его доводы и показывает, что в христианстве женщина воспринимается как сонаследница благодатной жизни, которой надлежит оказывать честь, которая в браке имеет право быть единственной любимой, являясь в этой любви образом Святой Церкви. Юрий Максимов Священник Георгий Максимов Елена Лебедева Храмы Воскресения Словущего строились на Руси в память Обновления Храма Воскресения Господня (или Св. Гроба Господня) в Иерусалиме. Поскольку он был воздвигнут на месте реальных исторических событий Распятия, Погребения и Воскресения Христа, то, по воззрению христиан, не мог быть повторен в других местах. Храмы Воскресения за пределами Иерусалима строились во имя Воскресения Словущего, или Обновления, то есть освящения после восстановления, совершенного в иерусалимском храме в 355 году при святом равноапостольном Константине Великом. Елена Лебедева Владимир Семенко Канонизация сонма новомучеников и исповедников Российских во главе со святыми царственными мучениками Архиерейским Собором РПЦ в августе 2000 года - величайшее деяние нашей Церкви, важнейшая веха в ее истории. Засвидетельствовав свою верность подвигу мучеников, Церковь утвердила духовную связь между нами, пребывающими на этой грешной земле в борении со своими грехами и страстями, и теми, кто уже стяжал венец спасения в жизни будущей, омыв грехи кровью мученичества, между Церковью кающихся и подвизающихся и Церковью торжествующей, Церковью спасенных и святых.

http://pravoslavie.ru/put/page3_1078.htm

Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать — святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. 3 июня. ПРАВМИР. Церковь чтит память святых равноапостольных царя Константина и матери его, царицы Елены. Святой император Константин (306 — 337), получивший от Церкви именование Равноапостольный, а во всемирной истории наименованный Великим, был сыном цезаря Констанция Хлора, правившего странами Галлией и Британией. Огромная Римская империя была в то время разделена на Западную и Восточную, во главе которых находились два самостоятельных императора, имевшие соправителей, одним из которых в Западной половине и был отец императора Константина. Святая царица Елена, мать императора Константина, была христианкой. Будущий правитель всей Римской империи — Константин — был воспитан в уважении к христианской религии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн, с помощью Божией, разбил всех своих противников. Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа. Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать — святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 году.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-ra...

Северный. Церковь Константина и Елены. Карта и ближайшие объекты Поселок Северный возник на национализированных землях графов Медем. В 70-х годах XIX века эти земли купил молодой граф Оттон Людвигович Медем и его супруга Александра Дмитриевна Нарышкина у купца Шикобалова. Основанный хутор был назван в честь жены графа – Александрия. Оттон Людвигович находился на государственной службе и редко бывал в имении, но как только вырос его старший сын Александр, который основательно взялся за организацию хозяйства, поместье превратилось в одно из самых процветающих в округе. В 1900 году Александр женился на Марии Федоровне Чертковой, мать которой была урожденной княжной Оболенской. От совместного брака у них родились дети: Фёдор, Софья, Елена и Александра. Рождению Елены предшествовала холера у беременной матери. Лекарства, которыми её лечили, повлияли на ещё не родившегося ребёнка. Когда же Елена родилась, то родители стали замечать, что девочка не развивается нормально: она не могла ни двигаться, ни говорить. Все свои желания ребёнок выражал мимикой и эмоциями. Бедные родители чего только не делали, возили дочь и в Швейцарию, но когда стало ясно, что девочке ничто не поможет, Александр решил построить церковь в своём имении. В 1910 году на берегу рукотворного озера, рядом с великолепной дубовой аллеей была построена в новгородском стиле небольшая церковка, освящённая в честь равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены. Иконы для иконостаса церкви были написаны художниками Владимиром Алексеевичем Комаровским и Дмитрием Стеллецким. Храм и приход были приписаны к Богоявленской церкви села Чёрный Затон, в котором в своё время крестился сын Александра Медема Фёдор. Службы совершал священник Александр Фролов. В 1918 году имение было разграблено и национализировано. Церковь в бывшем имении стала использоваться не по назначению, была сильно перестроена: снесен купол, сломана алтарная часть, контрфорсы, замурованы старые и прорублены новые окна, внутри здания появились перегородки. Несмотря на это, графская церковь сохранилась до наших дней.

http://sobory.ru/article/?object=23230

Скачать epub pdf БЕСЕДА В ПРАЗДНИК ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое воскресение Твое славим». Великий праздник Воздвижения честного и животворящего креста Господня! Вспоминается то светлое явление, когда св. равноапостольная царица Елена, мать св. царя и равноапостола Константина, обрела крест, на нем же распятся Христос Царь и Господь. Не сразу найден был честный крест Христов. Долго искала место распятия Спасителя св. Елена. А когда открыто было место, оказались все три креста. Каков же крест Христов? Приложили первые два к мертвецу и не было чуда. Но после того, как приложили крест Христов и умерший воскрес, – весь народ, собравшийся вместе с Патриархом Иерусалимским Макарием, убедился, что пред ними святой крест Христов. Радости не было границ. Все спешили облобызать св. крест Христов, хотя бы взлянуть. Идя навстречу желанию народа, Патриарх возносил крест вверх, показывая его народу, а народ, в умилении и веселии духовном восклицал: «Господи помилуй»... Так и ныне возносится изображение Креста Господня в святых храмах, и его со страхом и благоговением и умилением целуют верующие люди, испрашивая себе у Христа, распятого Бога, силы для делания добра и спасения своей души. И радостен и велик сей день у верующих. Но не такие чувства были у тех, кто стоял пред крестом, на котором висел Спаситель наш Бог . Много было народа и здесь, на Голгофе, и смотрели они на униженный вид нашего Господа, а Спаситель висел на кресте, поруганный, обнаженный, с каплями крови, которые текли из его пречистых ран... Одни злорадно насмехались над Спасителем: «Если Ты Сын Божий, сойди со креста. Других спасал, а Себя Самого не можешь спасти. Если Он Царь Иудейский пусть теперь сойдет со креста и уверуем в Него» ( Мф. 27:40–42 ). Иные с презрением смотрели на поруганного Господа нашего и говорили: «Неужели это Христос, Царь Израильский?» ( Мк. 15:32 и др.). И только друзья Спасителя – Его Пречистая Матерь, святые женщины, Иоанн Богослов – сострадали Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

" Поздравляю вас с попразднством Вознесения Господня, мы сейчас пропели славление этому празднику, а также с праздником Владимирской иконы Божией Матери - она почитается трижды в году, это первый раз - мы вспоминаем защиту Москвы от войск Махмет-Гирея в 1521 году, - сказал владыка. - Поздравляю также с памятью равноапостольных Константина и Елены, благодаря которым мы можем свободно исповедовать православие, ездить на Святую землю и поклоняться Животворящему Кресту Господню, местам Рождества и Воскресения Христова, где царица Елена разыскала святые места, устроила храмы. Мы благодарим святых за из подвиг. Случилось это через триста лет после возникновения христианства. Казалось бы, три века лет прошло, но в мире ничего не менялось, и Господь промыслительно воздвиг Константина. Солдаты любили его как храброго воина, и когда надо было избрать императора, выбор пал на него. Он правил сначала в Западной провинции, потом целиком Римской империей. Им был издан указ, после которого христиане стали свободно исповедовать веру во Христа, строить храмы. Христианство объединило огромную Римскую империю. А после того, как она пала, православие осталось в Восточной Римской империи, а оттуда пришло и на нашу землю. Владимирскую икону Божией Матери принесли русские князья из Византии сначала во Владимир, а потом в Москву, и она особо почитается в столице. Мы благодарим Царицу Небесную за Ее покровительство Русской земле. И я благодарю Божию Матерь, что в день Ее памяти Она послала родителям моим меня, недостойного. У меня была мечта из родного села Малиновки поскорее выбраться, но не было паспорта. И была мечта служить Церкви, что в то время не приветствовалось: сплошное хуление веры, сплошные насмешки. Господь услышал мои молитвы, я получил паспорт и был с теми, кого Он позвал в Свою Церковь. Сегодня мы продолжаем дело равноапостольных Константина и Елены, проповедуем Христа в Санкт-Петербурге. Всех, кто пришел разделить со мной эту молитву, благодарю за поддержку и желаю помощи Божией в трудах и заботах о вечном спасении " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

22 марта 2016 года, в день памяти св. Сорока мучеников Севастийских, состоялось малое освящение храма во имя святых сорока мучеников Севастийских в г. Трире. По благословению архиепископа Берлинского и Германского Феофана, чин освящения совершил первый настоятель храма, благочинный Западного округа, архимандрит Иосиф (Пустоутов) в сослужении нынешнего настоятеля, иерея Александра Масленникова. В настоящий момент продолжаются работы по расширению и благоукрашению храма во имя св. Сорока мучеников Севастийских в городе Трире. Наличие православного храма в городе Трире является важным не только для прихожан, проживающих в Трире и его округе, но и для православных паломников приезжающих в Трир со всего православного Мира. По слову архиепископа Берлинского и Германского Феофана, сказанном на богослужении у Хитона Господа в 2012 «Трир призван стать Бар- градом Германии» В слове на освящении престола архимандрит Иосиф отметил, что одной из причин, способствовавших утверждению православия в Трире стали святыни, с древних времен пребывающие в этом городе. Еще до Миланского эдикта, в период гонений на христиан, в Трире была утверждена первая на территории современной Германии епископская кафедра. Епископы Евхарий и Валерий начали здесь активную проповедь христианства. Отсюда в свой знаменитый поход на Рим отправился святой равноапостольный император Константин. Согласно церковному историку профессору Бриллиантову, именно в пригороде Трира сомневающемуся Константину было явлено знамение Креста, вдохновившее его изобразить Крест Господень на воинских знаменах. Уже после обнародования Миланского эдикта мать императора, святая равноапостольная Елена после паломничества на Святую Землю передала в Трир великую христианскую святыню — нешвенный хитон Христов. В это же время, в город, святым епископом Агрецием, были переданы мощи святого апостола Матфия, которые хранятся тут по сей день. В 1356 году в Трир была перенесена и Честная Глава святой равноапостольной царицы Елены. Славен Трир и подвигами мученичества за Христа. Здесь, на Марсовом поле была казнена трирская часть воинов знаменитого Фивейского легиона общей численностью 6500 человек. Благодаря молитвенной памяти об этом подвиге веры приход в Трире, по благословению архиепископа Берлинского и Германского Феофана, в качестве небесных покровителей получил также мучеников–воинов, пострадавших в тот же период времени в Армении на Севастийском озере. Сейчас же через освящение престола совершилось чудесное соединение этих двух свидетельств веры, географически произошедших в разных концах Земли: в основание престола храма во имя святых мучеников Севастийских была заложена частица мощей мучеников Фивейского легиона. Деятельность прихода [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_сорока_му...

LXXIV. Поучение, сказанное при посещении храма в с. Ронгах Царевококшайского уезда 78 . О необходимости поддерживать благоустройство храма Божие и не следовать языческим обычаям Я хотел было, добрые христиане, побеседовать с вами о небесной госпоже вашей Владычице Богородице, а также об архистратиге небесных сил Михаиле и о равноапостольных царях Константине и Елене, но, обозрев ваш храм, я признал нужным скорее говорить о самом храме, чем о его небесной Покровительнице и покровителях. Вижу, ваш храм и темен и тесен, и запущен, и крайне ветх. Думаю, и в ваших хатах, домах и избах нет того, что я нашел в вашем храме. Ну, скажите ради Бога, какой же добрый хозяин допустит, чтобы крыша на его доме была худая, потолок в самом доме валился и стены дома были в трещинах? А в вашем храме все это есть. Скорблю, глубоко скорблю о таком печальном, запустелом состоянии вашего храма. И как не скорбеть? Ведь, здесь – на этом св. престоле – невидимо восседает Сам Царь славы, окруженный херувимами и серафимами. Здесь приносится святейшая бескровная жертва Пречистого Тела и Пречистой Крови Христа Спасителя. Здесь невидимо присутствуют и Царица небесная и архистратиг Божий Михаил и равноапостольные цари Константин и Елена и вот все эти святые, лики которых вы видите на иконостасе. Отсюда, не трудно понять, что в храме мы молимся не одни, а с нами молятся и все святые, а поэтому храм есть первое и самое главное на земле место, где совершается наша общая молитва . Мы приходим в него, чтобы душой и сердцем славить здесь Господа, просить Его и благодарить Его. И все это, друзья мои, нужно, конечно, не для Самого Бога вседовольного и всеблаженного, а для нас самих. Ведь все, что имеем мы, чем питаемся и одеваемся, самое дыхание и жизнь наша – все это Божие, все это дар Божий, и за все это – за все неизмеримые и несчетные милости и благодеяния Его мы должны благодарить Его. А где мы ближе и лучше можем благодарить благодеющего нам Господа, как не в храме, в котором Он невидимо обитает и в котором Он все наши молитвы, прошения и благодарения скорее всего принимает.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010