Скачать epub pdf С самого начала своего бытия Русская Православная Церковь поддерживала тесные отношения с Православными Церквами Востока, прежде всего с Константинопольской и Иерусалимской. Через Царьград лежал путь русских паломников в Палестину – колыбель христианства. Паломники из славянских стран стали появляться в Палестине начиная с VI–VII вв. Самое раннее письменное свидетельство о таком паломничестве в Иерусалим, совершенном монахом Варлаамом, относится к 1062 году. Все они стремились в Иерусалим, к тому месту, которое является святыней для каждого христианина – храму Воскресения Христова и находящимся ныне в его стенах Голгофе и Гробу Господню. История создания этого храма уходит в глубокую древность. Члены первой христианской общины с благоговением чтили Голгофу и Гроб Господень – места, связанные с крестными страданиями и Воскресением Спасителя. В 70 г. по Р. Х. Иерусалим был разрушен римскими войсками и снова стал восстанавливаться в 136 г. при императоре Адриане (117–138), который приказал построить на Голгофе храм Венеры, а на месте Воскресения Христова – храм Юпитера. Но усилия императора-богоборца предать забвению христианские святыни были тщетны, и в течение многих десятилетий христиане приходили сюда, чтобы тайно поклониться святым местам. И когда в 326 г. в Иерусалим прибыла царица Елена, мать принявшего христианство императора Константина, то она легко отыскала место распятия и погребения Спасителя по тем статуям Юпитера и Венеры, которые поставил над Голгофой и пещерой Гроба Господня император Адриан. Именно тогда, после упразднения языческих капищ, началось здесь возведение храма над Гробом Господним по приказанию святого императора Константина и его святой равноапостольной матери Елены. «Святая Иерусалимская Воскресения и Гроба Христова церковь по построении своем освящена была по Рождестве Иисусе Христове в 335 г., царствования же Великого Константина 30 года» 1 , – писал один из русских паломников в конце XVIII века. Этот храм был подробно описан современником Константина, историком Евсевием Памфилом . Из его описания видно, что император желал воздвигнуть над Гробом Господним такой храм, который «был бы великолепнее всех храмов, где-либо существующих и чтобы другие здания при храме были гораздо превосходнее самых прекрасных по городам строений» 2 . Быть может, по образцу первого храма над Гробом Господним был сооружен и величественный храм в Херсонесе, близ Севастополя, над тем местом, где по преданию в X веке принял крещение святой равноапостольный князь Владимир 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Скачать epub pdf ЧАСТЬ 1. ДВУНАДЕСЯТЫЕ БОГОРОДИЧНЫЕ ПРАЗДНИКИ РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (8/21 сентября) Тропарь (глас 4) Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды – Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный. Кондак (глас 4) Иоаким и Анна поношение бесчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея. Величание Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей и всеславное славим Рождество Твое. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАЗДНИКА, ЕГО СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ Праздник в воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью в глубокой древности. Указание о нем есть уже в IV веке. По свидетельству древнего предания, святая равноапостольная царица Елена в начале IV века построила в Палестине храм в честь и память Рождения Божией Матери. Об этом событии повествуют святители Иоанн Златоуст и Епифаний Кипрский , а также блаженные Августин и Иероним. В честь праздника святыми песнотворцами (в V в. – Антонием, архиепископом Константинопольским, в VI в. – Стефаном Святоградским; в VII в. – святым Андреем Критским ; в VIII в. – святыми Иоанном Дамаскиным и Германом, Патриархом Константинопольским; в IX в. – Иосифом Студитом) составлены многие песнопения, которые и ныне поются за богослужением в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Так, с древних времен «язык всяк православных похваляет и блажит и славит Пречистое Рождество Девы Марии Богоневесты». Для Своего воплощения «во исполнение Божественнаго смотрения (домостроительства)» 5 Сын Божий избирает Чистую и Пренепорочную Деву, происшедшую по отцу Своему Иоакиму из царского рода Давидова 6 , а по матери Анне – из первосвященнического рода Ааронова 7 . «Пронареченная от родов древних» 8 и «от всех родов предызбранная в жилище всех Царя и Зиждителя Христа Бога» 9 , Пресвятая Дева Мария была дочерью целомудренных и праведных родителей, плодом горячей веры и молитвы, испрошенной у Бога престарелыми и бездетными Иоакимом и Анной 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

«Трирская сандалия» апостола Андрея Первозванного Сандалия св. ап. Андрея Первозванного, Трир, Германия Когда поднимаешься по ведущей к святилищу, где хранится хитон Иисуса Христа, витой каменной лестнице кафедрального собора святого Петра немецкого города Трира, то непременно остановишься передохнуть на просторной лестничной площадке, расположенной как раз на середине пути. Здесь, слева от столика, за которым сидит торгующий книгами и католическими сувенирами служитель, – дверь с турникетом в ризницу (построена в 1450 г., перестроена в 1900 г.). Сюда, поясняет служитель, вход за небольшую плату. Особым ключом он приводит в движение металлическую «вертушку» и впускает паломников посмотреть на удивительные сокровища ризницы и поклониться святыням, в ней хранящимся. Само ее квадратной формы помещение, как и количество хранящихся в ней реликвий, совсем не велико, но зато здесь в старинных реликвариях за стеклянными витринами можно увидеть несколько великих христианских святынь. Одна из них – небольшой переносной алтарь апостола Андрея Первозванного, известный как хранилище «трирской сандалии апостола». Почитание апостола Андрея Первозванного в Трире засвидетельствовано с начала IV века. Тогда, в 320 году, равноапостольный Константин Великий, римский император, начал возводить в Трире кафедральный собор. Его мать, святая царица Елена (она считается «основательницей этого Божиего дома»), среди других редчайших реликвий доставила из Святой Земли в «Северный Рим» сандалию Андрея Первозванного и подарила ее местной христианской общине. Андрей был первым, кто последовал за Христом. Он привел к Спасителю и своего родного брата Петра. Оба они, родом из Вифсаиды, рыбачили на Галилейском озере. После сошествия Святого Духа на апостолов Андрей отправился с проповедью слова Божия в восточные страны, дошел до Дуная, прошел побережье Черного моря, Тавриду (Крым) и поднялся в верховье Днепра. Отсюда он прошел через земли варягов в Рим и вернулся во Фракию, где в небольшом селении Византии, будущем Константинополе, основал христианскую общину. Неся людям свет Христовой истины, апостол претерпел немало мук и страданий от язычников. В греческом городе Патры, где он совершил много чудесных исцелений, обращая его жителей ко Христу, апостол Христов принял в 62 году мученическую кончину. Перед тем, как отойти ко Господу, он, привязанный к кресту за руки и за ноги, два дня учил народ истине.

http://pravoslavie.ru/3836.html

Четырнадцатый день. Поуч. 4-ое. Воздвижение честного и животворящего креста Господня. (Сила креста Христова). I. Великий праздник «воздвижения честного и животворящего креста Господня» совершается сегодня в память двух событий: во первых в память обретения креста Господня и во вторых – в память возвращения его от персов. Обретение креста Господня было в 326 году. Мать благочестивого римского императора Константина Великого св. равноапостольная Елена пожелала отыскать тот самый крест, на котором был распят на Голгофе Господь наш I. Христос. Для сего она отправилась в Иерусалим и там от одного из евреев узнала, что крест был зарыт в земле на том месте, где было капище языческой Венеры. По разрытии земли нашли три креста. Чтобы узнать, на котором из них был распят Господь (ибо дщица с надписью отпала от креста Господня), попеременно возлагали кресты на умершаго, которого несли для погребения. Два креста не произвели никакого действия; а когда положили третий, то мертвый воскрес. Это чудо и многия другие ясно указали на животворящий крест Господень. В чувстве благоговения народ повергался пред крестом и желал его лобызать. Но от стечения народа многие не могли его видеть. Тогда иерусалимский патриарх Макарий взошед на возвышенное место и воздвигал (т. е. поднимал и осенял им на все стороны народ) крест таким образом, что все люди могли видеть его. Повергаясь пред крестом, христиане восклицали: «Господи, помилуй»! С этого времени до 614 года животворящий крест Христов находился в Иерусалиме. А в 614 году персидский царь Хозрой овладел Иерусалимом и, разграбив храм Воскресения, вместе с другими сокровищами взял и крест Господень. В руках неверных крест находился 14 лет. В 628 году греческий император Ираклий заключил мир с персидским царем; тогда крест Господень был возвращен опять в Иерусалим. С сего времени постановлено повсюду праздновать «воздвижение» креста Господня. От сего праздник сей называется «всемирным» воздвижением, т. е. всеобщим, совершаемым по всем храмам вселенской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава Вторая. Союз Вселенской Церкви с Римской Империей (От Миланского эдикта (313) до падения Константинополя (1453) Константин Великий (288–337) Константин Великий родился в 288 году. Его отец Констанций Хлор († 306) был верховным правителем Галлии, Британии и Испании, и носил титул Цезаря. Его мать Елена происходила из простой среды и от нее Константин наследовал свою физическую силу, простоту своего обращения с людьми и глубокую набожность. Свою молодость Константин провел при императорском дворе. Там он изучил военное искусство :и ознакомился с системой государственного управления, но там же он присутствовал при пытках и казнях христиан и испытал на себе интриги и вражду вождей Империи. Среди ненависти, страха и жестокости, господствовавших среди правителей государства, он выделялся чистотой своей жизни и непричастностью к тем заговорам, которые постоянно возникали вокруг престола. Только чудом он спасся от смерти, бежав от своих убийц к отцу в Галлию, и там в 306-ом году был провозглашен верными солдатами Констанция Хлора «Августом», т. е. одним из младших соправителей Империи. Так началась блестящая карьера молодого Константина, одного из гениальнейших монархов мировой истории. Он умел совмещать в себе качества первоклассного полководца, не потерпевшего ни одного военного поражения за все свое долгое и бурное царствование, со способностью быть справедливым и мудрым правителем величайшей империи. Кроме того он был человеком высокой духовной одаренности, сохранившим до конца жизни чуткую совесть и непогасившим в себе милосердие и сострадание к ближнему. Но не эти выдающиеся черты сделали Константина Великого Святым и Равноапостольным мужем, а его дерзновенная вера во всепобеждающую силу Креста Спасителя. Он был истинный служитель Всевышнего Бога, Которому он отдал власть над собой и вверенной ему Державой. Константин, всесильный Император Рима, с радостью и смирением последовал за Христом и стал одним из Его учеников. Есть что-то дерзновенно прекрасное во всей личности Константина; он обладал даром проникать в тайны будущего, видеть вещи, сокрытые от взора его современников. Ему принадлежала гениальная мысль построить новую столицу Империи на берегах Босфора, и город, названный его именем, стал на долгие столетия владыкой всего ближнего Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Умножать Советы — пустое дело» Созданный при Госдуме Общественный совет по культуре не сможет решить ни одной из поставленных перед ним задач 17.01.2019 2431 Как сообщалось , председатель Комитета Государственной Думы по культуре Елена Ямпольская заявила 15 января о создании Общественного совета думского комитета. В состав новой структуры вошли, в частности, спецпредставитель Президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, известный как апологет «современного искусства», и музыкант Андрей Макаревич, известный как поклонник киевской хунты. Ситуацию прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» известный поэт, лауреат Патриаршей литературной премии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, главный редактор журнала «Наш современник» Станислав Юрьевич Куняев : У нас уже есть Совет по культуре, который возглавляет сам Президент. Недавно в Ярославле проходило заседание этого Совета. Там ставились вопросы следующего плана: кто и как нечестно химичит в области циркового искусства. Цирк крайне важен сейчас для нас. В полемике участвовали братья Запашные. Недавно в Ярославле заседали и обсуждали судьбу 620-ти государственных театров, наверное, половина руководителей которых является поклонниками Серебренникова и иже с ним. Все эти 620 государственных театров просят у государства денег, чтобы проводить непонятно, какую политику. На примере «Гоголь-центра», где разворовали 40 млн., можно понимать, для чего все эти театры просят очередные деньги. Совсем недавно говорили о шоу-бизнесе, и один из шоу-бизнесменов Матвиенко сказал, что притесняют рэперов. Но как их притесняют? Всего-навсего они увлекаются наркотиками, сексом и протестами настроениями. На что Президент ответил, что протестные настроения недопустимы, а наркотики и всё остальное — пускай занимаются. В этих Советах по культуре сидит приблизительно половина тех же людей, какие сейчас избраны в Совет по культуре при Думе. Так что ничего нового мы не услышим. Мы уже это слышим многие годы, а толку никакого.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/01/17/um...

Издательский Совет и Синодальный отдел по делам молодежи провели молодежный брейн-ринг «Наследники равноапостольных Кирилла и Мефодия» 23 мая 2023 г. 18:05 22 мая 2023 года в Библиотеке иностранной литературы им. М.И. Рудомино в Москве состоялась интеллектуальная игра «Наследники Кирилла и Мефодия», организованная Издательским Советом Русской Православной Церкви и Синодальным отделом по делам молодежи . Мероприятие было приурочено к Дню славянской письменности и культуры и проводилось в двух форматах, очном и заочном. Перед началом брейн-ринга состоялось открытие фотовыставки «Монашество. Тихоокеанский рубеж». Куратором мероприятия выступил ведущий специалист по взаимодействию с епархиями Издательского Совета священник Захарий Савельев. С приветствием к участникам игры обратился заместитель генерального директора Библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино М.Х. Паласио. Он отметил важность мероприятия и выразил надежду, что подобного рода встречи станут традиционными для стен библиотеки. С приветственным словом также обратился заместитель председателя Издательского Совета иеромонах Макарий (Комогоров). Он поблагодарил руководство библиотеки за оказанную поддержку при организации данного интеллектуального состязания. Специалист Синодального отдела по делам молодежи диакон Евгений Есауленко передал слова приветствия председателя Синодального отдела епископа Истринского Серафима . Ведущим интеллектуального состязания традиционно выступил главный редактор портала «Правчтение», доцент Литературного института им. А.М. Горького Сергей Арутюнов. В состав жюри вошла поэт, писатель, драматург, выпускник Литературного института им. А.М. Горького Екатерина Блынская. Заочную (дистанционную) игру вели диакон Евгений Есауленко, руководитель пресс-службы Синодального отдела по делам молодежи Дарья Савицки и писатель, драматург, выпускник Литературного института им. А. М. Горького, мастер студии «Мартовская капель» Международного детско-юношеского литературного конкурса «Лето Господне» им. И.С. Шмелева Елена Нестерина.

http://patriarchia.ru/db/text/6029992.ht...

Семья из псковской деревни, написавшая письмо Путину, переехала в другой район 3 апреля, 2019. Новостная служба Семья купила частный дом в Великолукском районе 3 апреля. ПРАВМИР. Семья Перчиковых из псковской деревни Томсино переехала в другой район области. Елена и 12-летняя Тася Перчиковы купили частный дом в Великолукском районе, сообщает ТАСС . Оформить беспроцентную ссуду на покупку дома семье помог Фонд развития Псковской области «Святой равноапостольной княгини Ольги». С нового учебного года Тася начнет посещать школу. Как ранее сообщалось, ее мать намерена продолжить работу в регионе в сфере здравоохранения, так как у нее есть опыт работы в хосписе с тяжелобольными пациентами. Перчиковы переехали в деревню Томсино из Санкт-Петербурга в мае 2018 года. В декабре Тася написала письмо президенту, в котором пожаловалась на жизненные трудности и попросила помочь в приобретении мини-трактора. По словам Перчиковых, после того, как семье стали присылать помощь, у них испортились отношения с односельчанами. Из-за этого Тасе пришлось уйти из школы, а ее маме — с работы. В региональном СКР заявили, что информация об угрозах в адрес девочки не подтвердилась. В области создали специальную комиссию для решения ситуации. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 18 января, 2024 16 января, 2024 18 марта, 2019 18 марта, 2019 20 марта, 2019 20 марта, 2024 15 марта, 2024 12 марта, 2024 11 февраля, 2024 18 января, 2024 16 января, 2024 18 марта, 2019 18 марта, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/semya-iz-pskovskoj-der...

Православные вспоминают, как равноапостольная царица Елена нашла Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос 27 сентября. ПРАВМИР. Православные празднуют Воздвижение Креста Господня — один из 12 главных, или двунадесятых праздников Православной Церкви. В  день Крестовоздвижения вспоминают, как равноапостольная царица Елена нашла Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос.  Крест был обретен в 326 году около горы Голгофы в Иерусалиме. С VII века с этим днём стали соединять память о возвращении Животворящего Креста из Персии византийским императором Ираклием (629). Праздник называется Воздвижением Креста, потому что и при обретении, и при возвращении Креста предстоятель поднимал (Воздвигал) крест три раза, чтобы все могли его видеть. Равноапостольный царь Константин пожелал построить храмы Божии на священных для христиан местах в Палестине, (т. е. на месте рождения, страданий и воскресения Господа Иисуса Христа и др.) и найти Крест, на котором был распят Спаситель. Исполнить желание царя взялась, с великою радостью, его мать, св. равноапостольная царица Елена. В 326 году царица Елена с этою целью отправилась в Иерусалим. Много труда положила она, чтобы отыскать Крест Христов, так как враги Христовы скрыли Крест, зарыв его в землю. Наконец, ей указали на одного престарелого еврея, по имени Иуду, который знал, где находится Крест Господень. После долгих расспросов и уговоров его заставили сказать. Оказалось, что святой Крест брошен в одну пещеру и завален мусором и землею, а сверху выстроен языческий храм. Царица Елена приказала разрушить это здание и откопать пещеру. Когда откопали пещеру, то нашли в ней три креста и отдельно лежащую от них дощечку с надписью: “Иисус Назорей, Царь Иудейский”. Нужно было узнать, который из трех крестов есть Крест Спасителя. Иерусалимский патриарх (епископ) Макарий и царица Елена твердо верили и надеялись, что Бог укажет святой Крест Спасителя. По совету епископа стали подносить кресты один за другим к одной тяжело болящей женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда, когда же возложили третий крест, то она тотчас стала здоровой.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-vozd...

Церковь празднует обретение Честного креста и гвоздей равноапостольной царицей Еленой в Иерусалиме 19 марта, 2019. Новостная служба С целью найти Крест Господень царица Елена в 326 г. отправилась в Иерусалим. Ей указали, что Крест Господень зарыт в землю на месте, где язычники воздвигли храм в честь Венеры 19 марта. ПРАВМИР. Церковь празднует обретение Честного креста и гвоздей равноапостольной царицей Еленой в Иерусалиме. Первой заслугой царицы Елены было то, что она расположила своего сына Константина к христианской вере в то время, когда другие юноши благородного вхождения воспитывались в языческом духе и презирали христианство. Второй — воздвижение Креста Господня. С целью найти Крест Господень царица Елена в 326 г. отправилась в Иерусалим. Ей указали, что Крест Господень зарыт в землю на месте, где язычники воздвигли храм в честь Венеры. Когда по приказанию Елены сломали здание и стали рыть землю, то нашли три креста и около них дощечку с надписью: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Чтобы узнать, на каком из трех крестов распят Спаситель, стали по очереди возлагать их на умершего. От двух крестов не произошло никакого чуда. Когда же возложили третий крест, то умерший воскрес, таким образом узнали крест Спасителя. Когда люди узнали о чуде, то все захотели увидеть святой Крест. Тогда патриарх Иерусалимский Макарий и царица Елена стали на возвышенном месте и поставили (воздвигли) крест. Народ, видя крест Господень, молился со словами: «Господи помилуй!» Во время царствования Константина было восстановлено прежнее название города Иерусалима вместо нового, Юлия Капитолина, данного ему при императоре Адриане (117-138 гг.). Царица Елена построила несколько храмов в Святой Земле: на Голгофе храм Воскресения (и Гроба) Господня, где ежегодно в пасхальную ночь сходит благодатный огонь; на Елеонской горе (где Господь вознесся на Небо); в Вифлееме (где Господь родился по плоти) и в Хевроне у Мамврийского дуба (где Бог явился Аврааму). Читайте также: Елена равноапостольная Поскольку вы здесь...

http://pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-obret...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010