VII век Преподобный Иоанн Лествичник К VII веку нашей эры восточное монашество достигло своего духовного расцвета. Многие благочестивые люди желали спасаться в монастырях и скитах, повсеместно возникавших в Палестине, Сирии, Египте и Аравии. Естественно, что у монахов разрозненных пустынных обителей назрела необходимость в письменном руководстве, изложенном доходчиво, конкретно и опирающемся на Священное Писание. Эта миссия – создание настольной книги монаха – выпала на долю игумена Синайской горы, преподобного Иоанна Лествичника . Было это на рубеже VII века. Историки сходятся во мнении, что святой Иоанн был сыном богатых константинопольских вельмож Ксенофонта и Марии, впоследствии также прославленных в лике преподобных. Был у Иоанна и младший брат Аркадий, через много лет достигший святости на Синайской горе. Когда братья вступили в отроческий возраст, отец их, святой Ксенофонт, сказал: «Дети мои! Должно вам получить хорошее образование. Отправляйтесь в Палестину, в город Бейрут. Там находится прославленный университет». Но недолго проучились братья в Бейруте: мать их, преподобная Мария, вызвала сыновей домой по случаю опасной болезни отца. Иоанн и Аркадий ухаживали за отцом вплоть до его полного выздоровления. А потом заспешили обратно в университет. Они плыли морем, как вдруг налетела жестокая буря и разбила корабль. Физически крепкие и выносливые братья спаслись на обломках утонувшего судна, и каждого из них порознь прибило к палестинскому берегу. Полагая, что Аркадий, возможно, погиб, Иоанн решил стать монахом. Чтобы, во-первых, до конца дней благодарить Бога за свое спасение, а во-вторых, молиться о своем брате – живом ли, мертвом ли. Точно такое же решение принял и Аркадий, постригшись в одном из палестинских монастырей с именем Георгий. А Иоанн направил свой путь на Синайскую гору. Было ему всего 16 лет, когда он достиг уединенного местечка Фола, где еще святая равноапостольная царица Елена воздвигла небольшой храм. А спустя два столетия, уже в VI веке, здесь возник монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Архив Пн Состоялись Первые Белорусские Рождественские чтения 3 декабря 2015 г. 12:49 2 декабря 2015 года в Минске под председательством митрополита Минского и Заславского Павла , Патриаршего экзарха всея Беларуси, состоялись Первые Белорусские Рождественские чтения, приуроченные к 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира. Форум был организован Белорусской Православной Церковью при поддержке Министерств образования, здравоохранения, культуры, труда и социальной защиты Республики Беларусь, а также Национальной академии наук Беларуси и Белорусского государственного университета. В чтениях приняли участие представители органов власти, священнослужители, деятели культуры, научные работники, руководители и преподаватели учреждений образования, медицинские и социальные работники, преподаватели воскресных школ, студенты. Своих представителей на форум делегировали все епархии Белорусского экзархата. Работа чтений началась с молебна в домовом храме святителя Кирилла Туровского при Минской духовной академии . Богослужение совершил  епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин , председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Белорусской Православной Церкви, в сослужении ректора Минской духовной академии архимандрита Сергия (Акимова) и секретаря Синодального отдела религиозного образования и катехизации иерея Алексия Хотеева. Пленарное заседание состоялось в актовом зале Института журналистики Белорусского государственного университета. В состав президиума вошли: митрополит Минский и Заславский Павел; епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин; Велько Ковачевич, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Сербия в Республике Беларусь; Елена Радченко, первый заместитель уполномоченного по делам религий и национальностей Республики Беларусь; Вячеслав Шило, заместитель министра здравоохранения Республики Беларусь; Василий Черник, заместитель министра культуры Республики Беларусь; Мария Соротник, начальник управления социальной, воспитательной и идеологической работы Министерства образования Республики Беларусь; Сергей Дубовик, директор Института журналистики БГУ; Екатерина Дулова, ректор Белорусской государственной академии музыки; Маргарита Новодворская, советник Посольства Российской Федерации в Республике Беларусь; архимандрит Сергий (Акимов), ректор Минской духовной академии; протоиерей Сергий Гордун, заведующий кафедрой библеистики и христианского вероучения Института теологии Белорусского государственного университета .

http://patriarchia.ru/db/text/4285755.ht...

Балашиха. Церковь Воскресения Словущего. Карта и ближайшие объекты Михайлов день всегда был одним из любимых праздников Балашихинской земли: именно Чиноначальнику вышних сил был посвящен на ней самый первый храм, построенный еще в XVI веке в селе Архангельском. Побывать в такой день на архиерейском богослужении, да еще при освящении нового дома Божия, - значит исполниться подлинной духовной радости, которой не в силах помешать ни промозглая погода, ни отдаленность храма. В этот день 21 ноября 2005 года в г. Балашихе архиепископ Можайский Григорий совершил чин Великого освящения церкви Воскресения Словущего на городском кладбище. Храм на городском кладбище Балашихи был очень нужен: " население " этого скорбного места растет постоянно, а удобного помещения для молитвы за уходящих в путь всея земли не было; временная деревянная церковь, поставленная здесь прошлым летом приходом Преображенского храма г. Балашихи, была холодной. 20 декабря 2003 года была совершена закладка первого камня храма в честь Воскресения Словущего. Благочинный церквей Балашихинского церковного округа протоиерей Николай Погребняк отслужил молебен, а затем первый камень в основание будущего храма заложили глава Балашихинского района В.Г. Самоделов и Е.И. Крамаренко, генеральный директор авиационной корпорации " Рубин " , которая принимает самое активное участие в создании будущего храма. 27 августа 2004 года состоялось освящение и воздвижение накупольного Креста строящегося храма. Новый каменный храм, сооруженный по проекту прихожанки Преображенской церкви, архитектора Н.Г. Благовидовой, напоминает знаменитую церковь Покрова на Нерли. Посвящение в честь Воскресения Словущего - традиционное для кладбищенских храмов: словущим именуется засвидетельствованное церковным преданием чудо воскрешения умершего по благодатному действию Животворящего Креста Господня. Святая равноапостольная царица Елена, предпринявшая в 335 году путешествие в Святую Землю для поисков Честного Креста, обнаружила на Голгофе, на месте распятия Господа, три креста; определить, который из них Христов, было невозможно, так как титло с надписью " Иисус Назарянин Царь Иудейский " лежало отдельно. Мимо проходила погребальная процессия; по очереди поднесли к умершему кресты, и когда поднесли третий, совершилось чудо: умерший воскрес! Чудо стало широко известным, слывущим, а церковное воспоминание о нем совершается 13 (26) сентября, накануне великого праздника Воздвижения Креста Господня.

http://sobory.ru/article/?object=11562

В Болгарии собираются восстанавливать пещерную церковь святых Константина и Елены (Яйлата) 28 июля, 2011. Новостная служба Этот пещерный храм серьезно пострадал от землетрясения в 2009 году, а после был частично укреплен. На данный момент церковь считается безопасной для принятия туристов, однако нуждается в проведении некоторых работ по ее восстановлению. 28 июля. ПРАВМИР. В Болгарии решается вопрос восстановления древней церкви святых Константина и Елены в комплексе Яйлата (район Каварна). Как известно, Каварна является одним из десяти муниципалитетов, победивших в рамках программы «Региональное развитие» на 2007-2013 годы. Это программа реализуется прибрежными муниципалитетами. Проект восстановления пещерного комплекса Яйлата является приоритетным в развитии болгарского туризма, почему на данную кампанию и было затрачено 2213333 При этом 2131218 левов выделено в качестве грантов, а 82114 левов проектом было получено из средств бюджета муниципального образования. Продолжительность данного проекта составит два года. И одним из важнейших вопросов, который стоит перед архитекторами, является частичное восстановление ранневизантийской крепости в Яйлата и пещерной церкви Святых Константина и Елены. Этот пещерный храм серьезно пострадал от землетрясения в 2009 году, а после был частично укреплен. На данный момент церковь считается безопасной для принятия туристов, однако нуждается в проведении некоторых работ по ее восстановлению, поскольку в здании частично разрушен свод, а также имеются отколовшиеся от скал камни. болгарского лева к российскому рублю: 1 BGN=20.3303 RUR Справка: Святые равноапостольные император Константин и мать его царица Елена жили во второй половине III — первой половине IV вв. по Рождестве Христовом. Константин, удостоившийся в истории титула «Великий», родился около 272 года у императора Константция I Хлора и Елены. Мать его была христианкой и после воцарения сына способствовала распространению этой религии и строительству церквей на свои щедрые вклады.

http://pravmir.ru/v-bolgarii-sobirayutsy...

Вопросы священнику. Книга 4 Иеромонах Иов (Гумеров). Вопросы священнику: Кн. 4. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. — 256 с. Издание содержит ответы на письма, которые приходят на сайт Сретенского монастыря www.pravoslavie.ru . Четвертая книга «Вопросы священнику», как и три предшествующих, имеет целью помочь разрешить духовные вопросы, которые неизбежно возникают в жизни каждого человека, желающего идти путем спасения. Во второй части книги — рассказ о путешествии по святым местам Италии. Приводим отрывок из книги: СВЯТАЯ ЛЕСТНИЦА На той же площади св. Иоанна находится базилика священномученика архидиакона Лаврентия. Мощи этого чтимого не только в Европе, но и у нас в России, святого находятся в другом его храме. Упомянутый нами храм замечателен тем, что в нем находится великая святыня - лестница в 28 ступеней (La Scala Santa). Ее привезла св. равноапостольная Елена из Иерусалима. Это лестница претории - дворца Понтия Пилата. По ней окровавленного и измученного Спасителя после смертного приговора низвели вниз и повели на Голгофу. Ее касались стопы Господа, на нее капала Его Кровь. Лестница сверху покрыта деревянными ступенями, но в тех местах, где сохранилась кровь Иисуса Христа, там устроены застекленные круглые отверстия. Люди с особым благоговением целуют их. По святой лестнице люди поднимаются только на коленях. Она ведет на второй этаж базилики. КАТАКОМБЫ Без катакомб невозможно представить историю римского христианства первых трех веков. Этим греческим словом (kata - вниз; kumbos - свод, подземелье) обозначены места погребений и тайных богослужений христиан в эпоху гонений. Они представляют собой подземные коридоры (параллельные и пересекающиеся). В стенах устраивались прямоугольные ниши. В них клали завернутые в погребальные пелены тела почивших (в большинстве мучеников и мучениц). Могилу плотно закрывали плитой, на которой было написано имя почившего. Иногда делались рисунки и эпитафии, свидетельствующие о высокой вере в будущую жизнь со Христом; например: " Spes in Christo, Spes in Deo, Spes in Deo Christo " ( " Надежда на Христа, надежда на Бога, надежда на Христа Бога " ); " Верую, что в последний день Господень восстану " . День кончины они праздновали как день рождения в будущую жизнь.

http://pravoslavie.ru/6062.html

Делегация Грузинской Православной Церкви посетила Москву HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Служба коммуникации ОВЦС МП/Православие.Ru Делегация Грузинской Православной Церкви посетила Москву По приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия с 1 по 4 июня 2003 года в Москве находилась делегация Грузинской Православной Церкви. Состоялся плодотворный обмен мнениями относительно дальнейших шагов, направленных на более тесное взаимодействие Церквей-Сестер. Москва, 4 июня 2003 г. По приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия с 1 по 4 июня 2003 года в Москве находилась делегация Грузинской Православной Церкви в составе Высокопреосвященного Даниила, митрополита Сухумо-Абхазского и Чиатурского, председателя Отдела миссии и евангелизации Грузинского Патриархата, и Преосвященного Герасима, епископа Зугдидского и Цаишского, председателя Иностранного отдела. Архипастырей сопровождала монахиня Елена (Напетваридзе) -секретарь митрополита Даниила. 1 июня Грузинская Церковь воспоминает приход в Грузию святой равноапостольной Нины, просветительницы Иверии. Из аэропорта высокие гости направились в храм святого великомученика Георгия Победоносца в Грузинах, где по благословению Предстоятелей братских Русской и Грузинской Православных Церквей несут послушание священнослужители Грузинского Патриархата. Митрополит Даниил тепло поздравил собравшихся прихожан храма с праздником. В ответном слове высоких гостей приветствовал клирик храма игумен Шио (Муджири). Вечером 1 июня делегация Грузинской Православной Церкви участвовала в торжественном всенощном бдении в Богоявленском Патриаршем соборе накануне дня празднования памяти святителя Алексия, митрополита Московского. Богослужение возглавлял митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, которому сослужили члены делегации Грузинского Патриархата вместе с митрополитом Волоколамским и Юрьевским Питиримом, архиепископом Истринским Арсением, епископами Филиппопольским Нифоном (Антиохийский Патриархат), Красногорским Саввой, Дмитровским Александром, а также епископом Никоном.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

День славянской письменности отметили в школе святого цесаревича Алексия мая 2021 День славянской культуры и письменности отметили 23 мая в воскресной школе имени святого цесаревича Алексия при Петропавловском соборе Петергофа .  Директор школы Елена Репина провела презентацию, в которой рассказала о святых Кирилле и Мефодии - христианских проповедниках и миссионерах, просветителях славянских народов. В 863 году византийский император направил братьев в Моравию на проповедь славянам. Кирилл и Мефодий составили первую славянскую азбуку и перевели богослужебные книги на славянский язык. Тем самым были заложены основы славянской письменности и культуры.  В России чтили святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, но долгое время это был преимущественно церковный праздник. На государственном уровне День славянской письменности и культуры впервые был торжественно отпразднован в 1863 году в связи с 1000-летием создания славянской азбуки святыми Кириллом и Мефодием. В том же году был принят указ о праздновании Дня памяти святых " учителей Словенских " Кирилла и Мефодия 11 (24) мая .  В годы советской власти этот праздник был забыт и восстановлен лишь в 1986 году. Идея возобновления общенационального, общественного празднования памяти святых Кирилла и Мефодия и Дней славянской письменности и культуры в Советском Союзе родилась в 1985 году, когда славянские народы вместе с мировой общественностью отмечали 1100-летие со дня кончины святителя Мефодия, архиепископа Моравского. 30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял Постановление о ежегодном праздновании Дня славянской письменности и культуры 24 мая. С 1991 года государственные и общественные организации стали проводить Дни славянской письменности и культуры совместно с Русской Православной Церковью. В период празднования проводятся различные церковные мероприятия, посвященные святым Кириллу и Мефодию: богослужения, крестные ходы, научно-практические конференции, выставки, концерты. В этот день также отмечается тезоименитство Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла .

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ 14 (27) сентября, двунадесятый праздник Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117 - 138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения. Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни - Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения. Это произошло при равноапостольном императоре Константине Великом (память 21 мая), первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан. Святой равноапостольный Константин Великий (306 - 337) после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной ее части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились. Правитель Ликиний, хотя и подписал в угоду Константину Миланский эдикт, однако фактически продолжал гонения на христиан. Только после его окончательного поражения и на Восточную часть империи распространился указ 313 года о веротерпимости. Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение - Крест с надписью " Сим победиши " . Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену (память 21 мая), снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию. Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения.

http://zavet.ru/vozdvizhenie.htm

Закрыть itemscope itemtype="" > «Во время Крестного хода произошло чудное явление» На Владимирской земле прошло традиционное молитвенное шествие в честь иконы Божией Матери Боголюбская 06.07.2015 3071 30 июня, в канун празднования иконы Божией Матери Боголюбская, на Владимирской земле прошел традиционный Крестный ход в честь иконы Божией Матери Боголюбская, сообщила «Русской народной линии» пресс-служба фонда Андрея Боголюбского. «Крестный ход начался от храма свв. Равноапостольных Константина и Елены Свято – Алексеевского монастыря города Владимира, собрав тысячи верующих, - рассказали в фонде. - Образ Божией Матери Боголюбской прославлен неисчислимыми чудотворениями, на протяжении многих веков являя благодатную помощь верующему русскому народу. Ежегодно тысячи православных людей идут за иконой, священниками, колокольней на колесах, поют " Богородице, Дево, радуйся " и " Царице моя, преблагая " . Крестный ход проводится, начиная с конца XVIII века, с дозволения Екатерины II, с тех самых пор на Владимирской земле чтут эту традицию». Ежегодно руководство и участники фонда Андрея Боголюбского принимают участие в Крестном ходе. Гильманова Елена Альфисовна, вице-президент фонда Андрея Боголюбского, поделилась своими впечатлениями: «За всех молилась трижды, пока шла. И во время Крестного хода произошло такое очень светлое и чудное явление: погода была пасмурная целый день, наши сестры и матушка Соломония, которые ехали на Крестный ход со Спас-Купалища, что в 30 км от Свято - Боголюбского монастыря, когда выезжали, рассказали, что был проливной дождь, и они надели сапоги и плащи, чтобы идти в Крестном ходе, а на границе реки Нерли - как стена - все тихо и спокойно. Нам Господь дал комфортно пройти весь Крестный ход. И, когда уже монастырь появился на пригорке, все были зачарованы, как последний уходящий луч солнца освятил эти волшебно-голубые купола, и вся усталость куда-то улетела, и стало так радостно от того, что все увидели этот маленький знак одобрения с Небес! И потом радость - вход на площадь монастыря под приветственный звон всех колоколов и Молебен на площади, помазание и, наконец , все могут приложиться к иконе, которая на год уйдет в алтарь и в следующем году опять возглавит эти два удивительных Крестных хода. Всем - помощи Божьей по молитвам матери его, Богородицы!»

http://ruskline.ru/news_rl/2015/07/06/vo...

Казанский храм подмосковного села Хомякова, что в полутора десятках километров от Сергиева Посада, стоит прямо на так называемой второй бетонке — дороге А-108 вокруг российской столицы. После того как на МКАД перекрыли большегрузный транзит, это внешнее кольцо превратилось в весьма оживленную автомагистраль. К интенсивному движению легковых машин и рейсовых автобусов добавился мощный поток фур. Не так-то легко перейти дорогу к храму, особенно если учесть, что светофор у автобусной остановки не предусмотрен. Но четверть века назад, когда будущий настоятель протоиерей Лев Шихляров здесь оказался впервые, эти места, по его словам, выглядели совсем иначе. Дмитрий Анохин 22 ноября 2017 г. 14:50 Связанная с именем крестителя Руси церковь Преображения Господня на Берестове имела особое значение для киевского митрополита Петра Могилы. В сакральном пространстве этого древнего киевского храма символически обозначена цепь бытия Русской Церкви, начальным звеном которой было Крещение Руси, а заключительным — 1 ноября 1632 года, когда «народ русской греческой религии» получил те же права, что и грекокатолики. Этой важной победы удалось добиться именно под началом печерского архимандрита Петра Могилы, позднее носившего титул «митрополита Киевского, Галицкого и всея России, экзарха Константинопольского престола». Елена Лопухина 21 августа 2017 г. 14:30 Тысячелетие с момента земной кончины крестителя Руси, широко отмечавшееся два года назад, вызвало живой интерес верующих к духовному наследию святого равноапостольного князя Владимира. Важная годовщина также придала новый импульс глубоким искусствоведческим, агиографическим и историографическим исследованиям, связанным с этим святым. Юбилей миновал, но тема влияния Крещения Руси на последующее развитие восточноевропейской цивилизации, на историю этносов восточных славян по-прежнему не закрыта. Вниманию читателей предлагаем две новые работы из этой серии — киевского и московского ученых, культурологически исследующих различные аспекты осмысления святости великого князя — Красна Солнышка в середине XVII столетия.

http://e-vestnik.ru/jmp/2016/7/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010