Г.С. Битбунов Воздвижение Креста Господня Событие праздника и его эортологическая динамика Пожалуй, Воздвижение Креста Господня – единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен. После того как свершились величайшие события в истории человечества – Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, Святой Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70-м году святые места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на некоторых были построены языческие храмы. Обретение Честного и Животворящего Креста состоялось в царствование св. равноапостольного императора Константина Великого . По сообщениям церковных историков IV века, мать Константина, св. равноапостольная Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также Святой Крест, чудесное явление которого стало для св. Константина знаком победы над противником. В литературе изложены три различные версии предания об Обретении Креста Господня. Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V века – Руфина Аквилейского , Сократа, Созомена и др. и, вероятно, восходит к утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского (IV в.), Честный Крест находился под языческим святилищем Венеры. Когда оно было разрушено, обнаружились три креста, а также табличка и гвозди, которыми Иисус был пригвожден к орудию казни. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, иерусалимский епископ Макарий († 333) предложил приложить поочередно каждый из них к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, который и был поднят святителем для всеобщего обозрения. Вторая гипотеза, датированная первой половиной V века, относит это событие к I столетию: Крест был найден Протоникой, женой императора Клавдия II (269–270), а затем спрятан и вновь обретен в IV веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Жития святых для детей Жития святых для детей Жизнеописания Сборники Святой князь Александр Невский родился в семье благочестивых русских князей Ярослава и Феодосии. Господь с детских дней готовил в нем духовный светильник, горящий верою и добродетелями. Никогда святой князь не предавался детским играм и развлечениям. Его любимым занятием было чтение священных книг и пламенная молитва к Богу. • Благоверный князь Александр Невский • Свт. Алексий, Митрополит Московский • Прп. Алексий, человек Божий • Прп. Амвросий Оптинский • Преподобномученица Анастасия Римляныня • Прп. Антоний Печерский • Преподобный Арсений Великий • Святой отрок Артемий Веркольский • Благоверные князья Борис и Глеб • Вмч. Варвара • Прп. Варлаам Хутынский • Свт. Василий Великий • Великие святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст • Свв. муч. Вера, Надежда, Любовь и матерь их София • Равноап. князь Владимир • Собор архангела Гавриила • Великомученик Георгий Победоносец • Преподобный Герасим Иорданский • Благоверный князь Даниил Московский • Свт. Димитрий, Митрополит Ростовский чудотворец • Великомученик Димитрий Солунский • Великомученик Евстафий Плакида • Вмч. Екатерина • Пророк Елисей • Пророк Илия • Праведные Иоаким и Анна • Апостол и евангелист Иоанн Богослов • Свт. Иоанн Златоуст, Патриарх Константинопольский • Прп. Иоанн Лествичник • Святитель Иоанн Милостивый • Прор. Иоанн Предтеча, рождество • Прор. Иоанн Предтеча. 1-е и 2-е обретение главы • Праведный Иов многострадальный • Прав. Иосиф Прекрасный • Пророк Исаия • Сщмч. Киприан и мч. Иустина • Мч. Кирик и Иулитта • Сщмч. Климент, папа Римский • Равноапостольный царь Константин и матерь его Елена • Бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан • Блаженная Ксения Петербургская • Апостол и евангелист Лука • Прп. Мария Египетская • Равноап. Мария Магдалина • Прп. Марк Афинский • Блаж. Матрона Московская • Свв. равноап. Мефодий и Кирилл, учители Словенские • Собор святого Архистратига Михаила и прочих небесных бесплотных • Преподобный Моисей Мурин

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4276...

Москва. Церковь Троицы Живоначальной в Филимонках. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Троицкая церковь бывшего Князе-Владимирского монастыря у усадьбы Филимонки. Двухэтажная церковь, находящаяся в километре от усадебного дома, построена в 1855-1861 гг. по проекту Ж.Ф. Тибо. Заказчиками были князья Святополк-Четвертинские, владевшие в это время усадьбой. Начинал строить Б.Б. Святополк-Четвертинский, завершила строительство его сестра Вера Борисовна. Нижний престол был освящен в 1861г. в честь Сергия Радонежского, верхний, Троицкий, освящен в 1888 г. Архитектура здания сочетает черты древнерусского, византийского, романского зодчества. Высокая четырехярусная колокольня до сих пор возвышается над окружающей застройкой и видна со всех сторон на большом расстоянии. В 1891г. здесь был учрежден женский Князе-Владимирский монастырь. В 1900г. построена еще одна, Успенская церковь по проекту А.А. Латкова в псевдорусском стиле. Обе церкви были закрыты в 1930-х гг., завершения разобраны, Троицкая церковь и колокольня частично разрушились. Церкви сейчас находятся на территории психоневрологического интерната. В 1994г. Троицкий храм передан верующим, но остается в почти руинированном состоянии. В XVIII  в. усадьба Филимонки принадлежала семейству князей Святополк-Четвертинских, состоявших в родстве или дружбе со многими знаменитыми людьми того времени. Князь Владимир Борисович начал строительство в Филимонках двухэтажного храма по проекту архитектора П.К. Козиха. В 1861 г. нижний престол был освящен во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1868 г. был освящен верхний, Троицкий престол. Завершила строительство храма, а также соорудила высокую пятиярусную колокольню Вера Борисовна Четвертинская. Она увековечила чудесное спасение царской семьи при крушении поезда у станции Борки в октябре 1888 г. созданием в своем имении женской обители, названной в память о брате княжны в честь равноапостольного великого князя Владимира. В 1891 г. обитель была учреждена. Вера Борисовна до 1893 г. являлась ее настоятельницей. Через год она скончалась и похоронена в обители, в семейном склепе. Долгое время В.Б. Четвертинская содержала доктора для бесплатного лечения всех нуждавшихся. Множество крестьян получали от нее ежемесячные пособия. Ее сестры: княгиня Надежда Борисовна Трубецкая, основательница Братолюбивого общества, и княгиня Наталья Борисовна Шаховская, основательница общины сестер милосердия «Утоли моя печали», — пожертвовали для монастырского храма иконостас красного дерева. 15 июня 1893 г. настоятельницей Князе-Владимирского женского монастыря была назначена монахиня Анастасия (Елена Астапова).

http://sobory.ru/article/?object=01252

На Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (II) Сегодня Святая Церковь торжественно воспоминает обретение Честного Креста Господня. Это радостное событие последовало, как известно, спустя три века по Воскресении Господа и совершилось усердием святой царицы Елены, матери равноапостольного царя Константина. Долгим и трудным путем смирения вошел в Свою славу Господь Иисус Христос, и еще несравненно долее продолжалось уничижение Животворящего Древа, на котором Господь принес Себя в жертву за наши грехи. Спаситель мира уже был на Небе, а орудие спасения содержалось в недрах земли; уже славою Распятого огласились все концы вселенной, а о Древе Креста никто не знал и в тех местах, которые были смежны с самою Голгофой. Но вот мир начал убеждаться, что слово о кресте для погибающих юродство есть, а для спасаемых – сила Божия ( 1Кор. 1:18 ), и Древу Креста нужно было явиться миру для его радости, для торжества и украшения Церкви. Константин Великий , сам неоднократно испытавший силу Креста, вознамерился найти самое то Древо, на котором был распят наш Спаситель. Священный труд этот приняла на себя достохвальная мать его, императрица Елена. Дух Святый внушил этой равноапостольной царице, чтобы она употребила усилие и усердие на взыскание Креста. Но как найти это сокровище? По совету Патриарха Иерусалимского Макария созваны были старейшие по годам иудеи, и на вопрос, где утаили предки их Крест Христов, они указали на некоего Иуду, который, приведши царицу и архиепископа к северо-восточной стороне Голгофы, сказал им: «На сем месте, где стоит капище Венеры, вы найдете Крест вашего Христа». Капище срыли и после долгих трудов – так как Крест был завален мусором и землей – Крест Спасителя – а вместе с ним и кресты распятых с Господом разбойников – был найден. Еще до обретения их ощущалось исходившее из земли благоухание. Но поскольку найдено было три креста, чтобы определить, какой из них есть Крест Господень, Патриарх Макарий повелел приложить к крестам лежавшую на смертном одре болящую благочестивую женщину. Когда была приложена она к первым двум крестам, то они не произвели никакого действия и перемены в состоянии страждущей, но прикосновение к третьему не только восставило ее с одра болезни, но и даровало ей б!ольшие силы, нежели какими она обладала прежде. После этого, воздавая славу Богу, все единодушно признали чудотворный крест Крестом Господним.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Общее Историческое обозрение древних новгородских церквей Время построения первоначальных церквей в Новгороде. Основатели древних новгородских церквей. Материалы, из которых строены древние церкви. Внешнее и внутреннее устройство древних церковных зданий. Различие древних новгородских церквей. 1. Первоначальное построение новгородских церквей должно быть современным первоначальному введению христианства в России вообще и в Великом Новгороде. Впрочем, начальное построение их нельзя с точностью относить ко временам равноапостольные княгини Ольги. У Нестора в летописи хотя и сказано 1 , что «в лето 6455 (947), иде Вольга (Ольга) Новугорооду и устави по Мсте повосты (погосты) и дани, и по Лузе оброки и дани»; но из самой связи речи видно, что сии установления великой княгини касались разделения сел и деревень на округи по земским их повинностям, а не на приходы поселян по церквам, как ныне употребляется слово: погост. Да и разделение сие было еще до воспринятия Ольгою христианской веры за 10 лет 2 . О ней же в Степенной книге повествуется 3 , что по просвещении верою «сия новая Елена обходящи грады и веси во всей Рустей земли, всем людем благочестие проповедая, учаше их вере Христове, яко истинная ученица Христова, единоревнительница Апостолом, дани и оброки легки уставляющи и кумиры сокрушающи, и на кумирских местах кресты Христовы поставляющи, и от крестов многи знамения и чудеса содевахуся и до сего дне». Основываясь на столь ясном свидетельстве, можно бы допустить, что с просвещением княгини Ольги просветился и Новгород, и начали воздвигаться церкви в самом городе и его окрестностях; но прямых свидетельств о сем в летописях не сохранилось. Первое просвещение верою и первое построение церквей в Новгороде, по ясному свидетельству летописей, относится ко времени святого и равноапостольного князя Владимира (988), просветившего всю русскую землю св. крещением. По возвращении из Корсуня и по крещении Киевлян, он немедля начал распространять просвещение святою верою и в прочих своих областях.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

П.В. Долгоруков Князья Одоевские Помещаем здесь родословие потомству Святого Благоверного Князя Михаила Черниговского, до разделения его на различные фамилии. отцовский КОЛЕНО I: Великий Князь Рюрик † 879 КОЛЕНО II: Великий Князь Игорь Рюрикович † 945 КОЛЕНО III: Великий Князь Святослав Игоревич † 972 КОЛЕНО IV: Великий Князь Святой Владимир (во Святом крещении Василий) Святославович Равноапостольный † 1015 КОЛЕНО V: Великий Князь Ярослав Владимирович Великий † 1054 КОЛЕНО VI: Князь Святослав Ярославич Черниговский † 1076 КОЛЕНО VII: Князь Олег Святославович Черниговский † 1115 КОЛЕНО VIII: Князь Всеволод Ольгович Черниговский † 1146 КОЛЕНО IX: Князь Святослав Всеволодович Черниговский † 1194 КОЛЕНО X: Князь Всеволод Чермный Святославович Черниговский † 1215 КОЛЕНО XI: Святый Благоверный Князь Михаил Всеволодович Черниговский, замучен по повелению Батыя в орде за отказ поклониться кумирам Монгольским, 20 сентября 1246 года. Церковь Православная причла его лику Святых, и нетленные мощи его почивают в Москве, в Архангельском соборе. КОЛЕНО XII: Князь Ростислав Михайлович, сперва князь Новагорода-Великого, потом Бан Мачвы и Бан Бознанский. Женат на княжне Анне Венгерской 35 Князь Роман Михайлович Черниговский и Брянский † 1275 Князь Симеон Михайлович Глуховский и Новосильский Князь Мстислав Михайлович Карачевский Князь Юрий Михайлович Торусский Княжна Мария-Феодулия Михайловна † 1271; за Князем Василием Константиновичем Ростовским КОЛЕНО XIII: Князь Михаил Ростиславич, Бан Мачвы и Бан Бознанский † 1269 Княжна Кунгута (Кунигунда) Ростиславовна, за Королём Богемским Оттокаром II Княжна Агриппина Ростиславовна, за Лешком Черным, Князем Краковским и Герцогом Польским Князь Михаил Романович, родоначальник угасших князей Осовицких Князь Олег Романович Княжна Ольга-Елена Романовна, за князем Владимиром Васильевичем Галицким Князь Роман Семёнович Новосильский и Одоевский Князь Тит Мстиславович Карачевский и Козельский Князь Андриан Мстиславович Звенигородский † 1339 Князь Всеволод Юрьевич Торусский

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Русские паломники у Гроба Господня Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 44, 45; 2005, 2006 15 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 44, 45; 2005, 2006 С самого начала своего бытия Русская Православная Церковь поддерживала тесные отношения с Православными Церквами Востока, прежде всего с Константинопольской и Иерусалимской. Через Царьград лежал путь рус­ских паломников в Палестину — колыбель христианства. Паломники из сла­вянских стран стали появляться в Палестине начиная с VI–VII вв. Самое раннее письменное свидетельство о таком паломничестве в Иеруса­лим, совершенном монахом Варлаамом, от­носится к 1062 году. Все они стремились в Иерусалим, к тому месту, которое является святыней для каждого христианина — храму Воскресения Христова и находящимся ныне в его стенах Голгофе и Гробу Господню. История создания этого храма уходит в глубокую древность. Члены первой христианской общины с благоговением чтили Голгофу и Гроб Господень — мес­та, связанные с крестными страданиями и Воскресением Спасителя. В 70 г. по Р. Х. Иерусалим был разрушен римскими вой­сками и снова стал восстанавливаться в 136 г. при императоре Адриане (117–138), который приказал построить на Голгофе храм Венеры, а на месте Воскресения Христова — храм Юпитера. Но усилия императора-богоборца предать забвению христианские святыни были тщетны, и в течение многих десятилетий христиане приходили сюда, чтобы тайно поклониться святым местам. И когда в 326 г. в Иерусалим прибыла царица Елена, мать принявшего христианство императора Константина, то она легко отыскала место распятия и погребения Спасителя по тем статуям Юпитера и Венеры, которые поставил над Голгофой и пещерой Гроба Господня император Адриан. Именно тогда, после упразднения языческих капищ, началось здесь возведение храма над Гробом Господним по приказанию святого императора Константина и его святой равноапостольной ма­тери Елены. “Святая Иерусалимская Воскресения и Гроба Христова церковь по построении своем освящена была по Рождестве Иисусе Христове в 335 г., царствования же Великого Константина 30 года” 1 , — писал один из рус­ских паломников в конце XVIII века.

http://pravmir.ru/russkie-palomniki-u-gr...

Святые Британской земли: никакой теплохладности (+Иконы) Какие ассоциации возникают у большинства из нас, когда мы слышим слово «Британия»? 29 июня, 2014 Какие ассоциации возникают у большинства из нас, когда мы слышим слово «Британия»? Из Британии была родом святая равноапостольная царица Елена, там же был провозглашён императором её сын – святой равноапостольный Константин. То есть, можно сказать, именно оттуда началась христианская империя. Можно долго рассуждать о том, чем так притягательна для русской души британская культура во всём её многообразии. Не только английская, но и шотландская, ирландская, валлийская, корнуоллская. То неслитное и нераздельное переплетение кельтского духа с англосаксонским, которое, в сочетании со сказочно красивой природой, создаёт неповторимое очарование Британских островов. Какие ассоциации возникают у большинства из нас, когда мы слышим слово «Британия»? Легенды о короле Артуре, рыцарях Круглого Стола и Чаше Грааля. Сказания о чудесных обитателях Полых Холмов и о плаваниях к Зачарованным Островам на Заокраинном Западе. Тайны Стоунхенджа и озера Лох-Несс. Робин Гуд и Ричард Львиное Сердце. Уильям Уоллес и Роб Рой. Персонажи Вальтера Скотта, Стивенсона, Кэрролла, Конан Дойла, Агаты Кристи, Честертона, Толкина, Льюиса. И, конечно же, музыка: от волшебных народных мелодий – до The Beatles, The Rolling Stones, The Queen. Сей ряд можно долго продолжать. Но перечисляя это и многое другое, мы часто по неведению упускаем из виду тех, о ком должны были бы вспоминать в первую очередь. Тех, в ком все лучшие черты британского духа раскрылись в наибольшей полноте. Тех, благодаря кому история и культура Британии оказались приобщены Небу и обрели ценность с точки зрения Вечности. Тех, которые стали самыми славными плодами, принесенными Богу Англией, Шотландией, Ирландией, Уэльсом и Корнуоллом. Самое драгоценное сокровище этих земель. Речь идёт о святых, просиявших на Британских островах: святителях, мучениках, преподобных, праведных, благоверных королях и королевах, царственных страстотерпцах…

http://pravmir.ru/svyatye-britanskoj-zem...

Скачать epub pdf 36. Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня. О спасительной силе Креста Господня (Ин. 19:6–11; 13–20; 25–28; 30–35) «Приидите вернии, Животворящему Древу поклонимся " " 157 . Три раза в году Православная Церковь , благочестивые слушатели, особо чтит и прославляет Животворящий Крест Господень и призывает нас благоговейно поклоняться ему: в неделю Крестопоклонную в Великом Посту, в Неделю Страстную (страстей Господних) и сегодня, 27 сентября, в великий Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Сегодняшний праздник был установлен нашей Церковью по поводу двух событий: 1) обретение Креста Господня в Иерусалиме; 2) возращения его из Персии, нынешнего Ирана, опять в Иерусалимский храм. Вот как происходили эти события: после прекращения гонений на Христову Церковь в 325 году святая равноапостольная Елена, мать императора Константина Великого , отправилась в Иерусалим, чтобы найти Крест Господень. Нелегко было найти Его. По полученным сведениям, евреи и язычники, ненавидя распятого Христа, зарыли Крест Его глубоко в землю, а сверху на этом месте поставили капище языческой богине Венере. Когда снесли это идольское капище и разрыли землю, то нашли в глубине и извлекли наружу Крест Господень и два креста разбойников. Крест Спасителя узнали через совершившееся чудо: умерший человек ожил, когда его поднесли к кресту Господню. Присутствующие при этом христиане устремились благоговейно лобызать новоявленную святыню. Из-за множества народа не всем удавалось сделать это. Тогда Иерусалимский патриарх Макарий с духовенством взошёл на возвышенное место и стал воздвигать (поднимать) Крест так, чтобы все люди могли видеть Его. Созерцая Крест и повергаясь ниц перед Ним, народ в воодушевлении восклицал: «Господи, помилуй». С этого времени Животворящий крест Господень находился в Иерусалимском храме и в день памяти его особо торжественно воздвигался для поклонения верующим. Особому почитанию Креста Господня в Иерусалиме содействовало явление на небе Креста Господня вскоре же (в 351 г.) после обретения на земле Животворящего Креста Господня. Огромный Крест, составившейся из света, сиянием превосходил свет лучей солнечных и был видим в продолжении нескольких часов жителям Иерусалима. Это необычайное событие описано было, кроме некоторых историков, ещё и Кириллом, архиепископом Иерусалимским в послании к Царю Константину 158 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Скачать epub pdf ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ (14/27 сентября) Тропарь (глас 1) Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя крестом Твоим жительство. Кондак (глас 4) Вознесыйся на крест волею тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу. Величание Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАЗДНИКА, ЕГО СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ Изначально, в IV веке, этот праздник был установлен Церковью в воспоминание Обрéтения Креста Господня. По описанию древних христианских историков (Евсевия Кесарийского, Феодорита Киррского , Руфина Аквилейского , Сократа Схоластика и Созомена Саламанского), событие это представляется в следующем виде. Император Константин Великий , испытывая чувства благоговения ко Кресту Господню, с помощью благодатной силы которого он одержал многие победы, и благодарности Богу за согласие Церкви, установленное на I Вселенском Соборе, возымел желание отыскать Честное Древо Креста Господня и соорудить храм на Голгофе. Его мать, святая равноапостольная царица Елена, желая содействовать столь благочестивому намерению своего сына, – отправилась в 326 г. в Иерусалим на поиски Креста Господня. При его поисках руководствовались тем, что по древнему иудейскому обычаю орудия казни закапывались вблизи места ее совершения. По преданию, записанному Григорием Турским , место обретения Креста Господня указал под развалинами языческого капища престарелый иудей по имени Иуда, впоследствии принявший христианство с именем Кириак. Вблизи Лобного места нашли гвозди, дощечку с надписью на трех языках, которая была прибита над Главою распятого Христа, и три креста. Для того чтобы узнать, какой из трех крестов является Крестом Господним, нужно было высшее свидетельство о нем. И это свидетельство было явлено в чудодейственной силе Креста: по свидетельству многих историков, прикосновением Креста Господня исцелилась находившаяся при смерти женщина.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010