Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕРИВЛЕПТЫ МОНАСТЫРЬ В Константинополе , освящен в честь иконы Пресв. Богородицы Перивлепты [греч. Μον τς Θεοτκου τς Περιβλπτου; арм. , «Сурб-Геворг»; тур. «Сулу-манастыр»]. Был основан в 1031 г. визант. имп. Романом III Аргиром (1028-1034) в юго-зап. части города, в районе, к-рый с V в. был известен под названием Аврелианы. В то время здесь находились имп. дворец Еленианы, ц. во имя св. Стефана. Несколько севернее П. м. был расположен древнейший к-польский Далмата монастырь . 12 апр. 1034 г. в П. м. был похоронен имп. Роман III, в 1081 г.- имп. Никифор III Вотаниат (1078-1081), к-рый в период правления вложил большие средства в перестройку и расширение П. м. С момента основания П. м. неизменно находился под патронатом имп. двора. Мон-рь был богат, но о его влиянии на ход церковной истории Византии сведения немногочисленны. В период Латинской империи (1204-1261), в 1206 г., П. м. был разграблен франками, а затем перешел во владение венецианцев. После освобождения К-поля, в 1261 г., П. м. был восстановлен, вероятно при участии имп. Михаила VIII Палеолога . В галерее, примыкавшей к храму, до пожара 1782 г. можно было видеть мозаичное изображение императора с супругой Феодорой и сыном Константином (позднейшие насельники мон-ря считали, что это изображены св. равноапостольные Константин и Елена). При Палеологах имп. семья ежегодно посещала монастырь на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы . В 1402 г. П. м. пострадал от землетрясения и пожара, но ущерб, видимо, был невелик. В 1422 г., во время эпидемии и осады К-поля султаном Мурадом, в П. м. останавливался имп. Мануил II Палеолог (1391-1425). Игумен П. м. Афанасий участвовал в Ферраро-Флорентийском Соборе и подписал Флорентийскую унию. Мон-рь сохранял свое богатство и роскошное убранство до конца существования Византии. Краткие упоминания о П. м. и его святынях оставили неск. рус. паломников: Антоний Новгородец (1200), Стефан Новгородец (1350), Игнатий Смольнянин (1389), диак. Зосима (1402). Так, Антоний Новгородец писал, что монастырь богат садами и золотом более, чем все др. мон-ри К-поля. Среди святынь П. м. на видном месте находилась икона Пресв. Богородицы Перивлепты, однако она не считалась главной. Большинство паломников отмечали, что в мон-ре хранилось много реликвий, в т. ч. десница св. Иоанна Крестителя, глава свт. Григория Богослова, мощи Севастийских мучеников, мц. Татианы и др.

http://pravenc.ru/text/2580026.html

Новости 17 января, 2013 Платные бригады скорой не вытеснят бесплатные - Минздрав " В соответствии с действующим законодательством, скорая медпомощь гражданам должна оказываться бесплатно и безотлагательно. И ни при каких условиях бесплатная скорая помощь не будет вытеснена платной. Этого допущено не будет " , — сказал он. 17 января, 2013 Елена Альшанская: Идея создания агентства по проблемам сирот говорит о том, что решать их не собираются Беда в том, что проблему сирот рассматривают изолированно от каких-то других проблем. А ведь сиротство – это следствие детского и семейного неблагополучия. 17 января, 2013 Интронизация Предстоятеля Православной Церкви в Америке состоится в Вашингтоне 27 января Архиепископ Филадельфийский и Восточно-Пенсильванский Тихон (Моллард) избран Предстоятелем Православной Церкви в Америке на 17 Соборе Православной Церкви в Америке 13 ноября 2012 года. 17 января, 2013 Власти Салоник посвятят 2013 год празднованию памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Празднование памяти Первоучителей славян в их родном городе приурочено к 1150-летию их главного миссионерского подвига — составления первой славянской азбуки в 863 г. 17 января, 2013 Церковь и благотворители поддержат строительство часовни в СИЗО Благовещенска По словам начальника благовещенского СИЗО Александра Меркулова, минимум, половина узников является верующими людьми, многие хотели бы принять крещение, регулярно причащаться и даже венчаться. 17 января, 2013 Гадания в Святки, как и в любое другое время, однозначно запрещены Церковью, - священнослужители Вместо того чтобы говорить, что это категорически запрещает официальная Церковь, что это мерзостью является и для иудеев, и для мусульман, и для христиан, они начинают говорить о каких-то народных обычаях, - прот. Димитрий Смирнов 17 января, 2013 17 января, 2013 Местоблюстителем Экзархата православных русских церквей Вселенского Патриархата и ректором Свято-Сергиевского института в Париже назначен Митрополит Галльский Эммануил Указом Вселенского Патриарха Варфоломея Митрополит Галльский (Французский) Эммануил, наиболее влиятельный архиерей Вселенского Патриархата, с 16 января 2013 г. назначен местоблюстителем самой многочисленной православной церкви в Западной Европе - Экзархата православных русских церквей Вселенского Патриархата. Одновременно с этим Митрополит Эммануил становится ректором Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже.

http://pravmir.ru/category/news/page/466...

О святых людях На иконах мы изображаем также и святых людей или угодников Божиих . Так мы их называем потому, что они, живя на земле, угодили Богу своею праведною жизнью. А теперь, пребывая на небе с Богом, они молятся о нас Богу, помогая нам, живущим на земле. Святые имеют разные названия: пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, бессребренники, блаженные и праведные . Пророками мы называем тех святых Божиих, которые по внушению Святого Духа предсказывали будущее и преимущественно о Спасителе; они жили до пришествия Спасителя на землю. Апостолы – это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых Он во время Своей земной жизни посылал на проповедь ; а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали по всем странам христианскую веру. Их было сначала двенадцать, а потом еще семьдесят. Двое из апостолов, Петр и Павел , называются Первоверховными , так как они больше других потрудились в проповеди Христовой веры. Четыре Апостола: Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов , написавшие Евангелие, называются Евангелистами . Святые, которые подобно Апостолам распространяли веру Христову в разных местах, называются равноапостольными, как например: Мария Магдалина , первомученица Фекла , благоверные цари Константин и Елена , благоверный князь Российский Владимир , св. Нина , просветительница Грузии и др. Мученики – те христиане, которые за веру в Иисуса Христа приняли жестокие мучения и даже смерть. Если же после перенесенных ими мучений, они скончались мирно, то их мы называем исповедниками . Первые, пострадавшие за Христову веру были: архидиакон Стефан и св. Фекла , и потому, они называются первомучениками . Умершие за святую веру после особенно тяжелых (великих) страданий, каким подвергались не все мученики, называются великомучениками , как например: св. великомученик Георгий ; святые великомученицы Варвара и Екатерина и другие. Исповедники, которым мучители писали на лице хульные слова, называются начертанными . Святители – епископы или архиереи, угодившие Богу своею праведною жизнью, как например; святой Николай чудотворец, св. Алексий , митрополит московский и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Обновление храмов рукотворенных должно напоминать нам об обновлении храма души нашей 13 (26) сентября (Память обновления храма Святого Христа и Бога нашего Воскресения. Пролог Сент. 13) Сегодня св. Церковь воспоминает освящение храма в честь Воскресения Христова, созданного равноапостольным царем Константином и матерью его Еленою в Иерусалиме, на том месте, где пострадал и умер наш Спаситель. Вот что сообщает нам церковное предание об этом событии. Известно, что, по Вознесении Господа на небо, место, на котором совершилось наше спасение, было часто оскверняемо людьми христоненавистными. Один из таковых, именно римский император Адриан, повелел засыпать Гроб Господень землею и камнями; на Голгофе устроил идольское капище; над Гробом Иисуса Христа поставил идола; где был храм Соломонов, тоже воздвиг капище, и таким образом всячески старался истребить память Спасителя преимущественно на месте, где была принесена искупительная Жертва, и чрез это уничтожить веру христианскую. Но Промысл Божий не допустил этого. Для распространения веры Христовой и для очищения и обновления святых мест Он воздвиг благочестивых царей Константина и Елену и вложил им в сердце очистить все святые места от скверн бесовских, обновить св. град Иерусалим и на месте страдания Спасителя построить величественный храм. Мать Константина, св. Елена, прибывши в Иерусалим, разорила все идольские капища, открыла Крест и Гроб Господень и, на месте обретения оных, заложила храм в честь Воскресения Христова. Так как храм был огромный и постройка его продолжалась долгое время, то св. Елене не пришлось дожить до окончания его. Дождался его окончания уже сын её, равноапостольный царь Константин. Когда храм был завершен, Константин повелел собраться в Иерусалим епископам со всех стран своей обширной империи, а также и из стран, сопредельных с Иерусалимом, и освятить новоустроенный храм. И храм был освящен, при великом стечении народа, в 13-й день сентября месяца; святые отцы, бывшие при освящении его, единодушно положили ежегодно всюду воспоминать в церквях событие освящения по подобию того, как и Соломон в Ветхом Завете узаконил во все лета праздновать день освящения устроенного им, при жизни его, первого храма Иерусалимского.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Паломники из Санкт-Петербурга побывали в Великобритании июня 2019 Гости посетили Лондон и окрестности, в том числе место страданий и кончины за Христа в начале IV века мученика воина Албана. Затем посетили лондонский собор святого Павла. В начале VI века на берегах Темзы поселились англосаксы, которые рядом с руинами римского города Лондиниума построили поселение Лундевик. Среди его жителей проповедовал святой Мелетий, грек по национальности, ученик святителя Григория Двоеслова, который построил первый собор святого Павла. Посвящение собора апостолу Павлу было не случайным: по преданию, апостолы Петр и Павел проповедовали в Лондиниуме и отправились в Рим, где приняли мученическую кончину. Равноапостольная Елена в IV веке воздвигла на месте дома, где жил апостол Петр и совершались первохристианские богослужения, великолепную базилику. Ко временам святителя Мелетия она была разрушена. На ее месте святой построил церковь, известную как храм святого Петра на Корнхилле, а недалеко был воздвигнут храм святого апостола Павла. Таким образом, Лондон, как и Санкт-Петербург, - город апостолов Петра и Павла. Отец Александр совершил литии у могилы митрополита Сурожского Антония (Блума) на кладбище Вест-Бромптон, у гробницы схиархимандрита Софрония (Сахарова) в монастыре святого Иоанна Крестителя в Эссексе и у могилы архимандрита Николая (Гиббса) в Оксфорде, который известен также как Чарльз Сидней Гиббс - преподаватель английского языка у святых великих княжон и цесаревича Алексия. В канун праздника Святой Троицы паломники молились на Всенощном бдении в Никольском храме Оксфорда, а в сам праздник - за Божественной литургией в Успенском кафедральном соборе Сурожской епархии. Затем они посетили Шотландию. В день памяти преподобного Колумбы Айонского отец Александр совершил Божественную литургию на острове Айона в архипелаге Внутренних Гебридских островов. Преподобный Колумба родился в Ирландии, избрал монашеский путь. В 563 году с учениками высадился на островок Айона. Основанный ими монастырь стал центром христианизации Шотландии. Отсюда преподобный с подвижниками отправился проповедовать Евангелие, строить церкви и основывать монашеские общины. В Шотландии он провел 33 года, основал несколько монастырей и миссий.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Пн Керуючий справами очолив домового храму при МДУ м. Москви 26 2023 р. 11:37 25 января 2023 года, в день памяти мученицы Татианы и с нею в Риме пострадавших (226-235), управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве митрополит Воскресенский Дионисий возглавил Божественную литургию в домовом храме мученицы Татианы при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова г. Москвы. Его Высокопреосвященству сослужили: настоятель храма протоиерей Владимир Вигилянский , председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов , доцент кафедры филологии Московской духовной академии архимандрит Симеон (Томачинский), настоятель храма равноапостольных Кирилла и Мефодия при МГУ им. М.В. Ломоносова г. Москвы протоиерей Иоанн Лапидус, клирик храма святителя Василия Великого в Зайцеве Московской области протоиерей Андрей Ткачев, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Солнцеве г. Москвы иерей Александр Волков , духовенство г. Москвы. Диаконский чин возглавил клирик Богоявленского собора в Елохове г. Москвы протодиакон Николай Платонов. В храме молились проректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова — начальник Управления учебно-методической деятельности и дополнительного образования Станислав Бушев, декан факультета психологии академик РАО Юрий Зинченко, декан факультета журналистики академик РАО Елена Вартанова, директор Института стран Азии и Африки профессор Алексей Маслов, и.о. декана философского факультета профессор Алексей Козырев, представители профессорско-преподавательской корпорации, студенты, аспиранты и выпускники Московского университета. Богослужение посетил президент исторического факультета академик РАН Сергей Карпов. Проповедь перед причастием произнес архимандрит Симеон (Томачинский). По окончании богослужения владыка Дионисий зачитал приветственное слово ректора МГУ В.А. Садовничего, затем обратился к присутствовавшим с архипастырским словом. В завершение архиерей поздравил именинниц с днем памяти их небесной покровительницы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5999571...

Прошел первый богословский педагогический форум мая 2023 Первый богословско-педагогический форум прошел в апреле-мае в Санкт-Петербурге по инициативе епархиальных курсов имени святого Иоанна Кронштадтского , поддержке РГПУ и издательского совета . В нем приняли участие 500 представителей научно-педагогического сообщества города и других регионов, а также Белоруссии. Епархию представляли сотрудники центров духовной культуры и образования благочиний. Богословский курс " Воскресение и жизнь. Писание, учение, молитва, образ " состоялся 23 апреля в епархиальном ОРОиК . Лекции прочитали преподаватели курсов председатель ОРОиК иерей Илия Макаров , протоиереи Константин Пархоменко и Виталий Грищук , Дмитрий Добыкин , Виктория Гусакова. 22 мая в ОРОиК прошла конференция " Образование через культуру. Традиции православной культуры в воспитании личности " , посвященная 200-летию со дня рождения выдающегося педагога Константина Ушинского. Приветствуя гостей, епископ Истринский Серафим отметил, что в нравственном воспитании важно найти духовные точки сближения богословия и педагогики. С докладами выступили профессор ПСТГУ Ольга Янушкявичене, завкафедрой теологии Псковского университета Марина Манойлова, директор Минского духовного училища протоиерей Иоанн Задорожин, преподаватель Вологодской духовной семинарии Елена Кирилова, доцент РГПУ Ирина Астэр, преподаватель Академии реставрации и дизайна Дмитрий Меляков. 23 мая там же прошла дискуссия " Формирование практических навыков преподавания ОРКСЭ и ОДНКР " , в которой приняли участие учителя основ православной культуры, студенты епархиальных курсов и магистратуры " Духовно-нравственное воспитание " РГПУ. В день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия , День славянской письменности и культуры, 24 мая, после молебна в храме святых апостолов Петра и Павла в РГПУ состоялись концерт Русской роговой капеллы и открытие форума . С приветствиями к участникам обратились губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов , президент Российской академии образования Ольга Васильева, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений и другие. Было зачитано приветственное слово митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия .

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Прошла конференция, посвященная святителю Николаю Японскому февраля 2022 Интерес к ней проявили СПбГУ, Университет культуры, Политехнический и Экономический университеты, Клуб кавалеров ордена Александра Невского и Александро-Невское братство. Среди слушателей были японские студенты, обучающиеся в вузах Санкт-Петербурга. Конференцию открыл председатель миссионерского отдела иерей Николай Святченко . В докладе шла речь об особенностях православной миссии в Японии и трудностях того периода, когда в Хакодате приехал молодой иеромонах Николай (Касаткин). В видеообращении генконсула Японии в Санкт-Петербурге Ясумаса Иидзимы было отмечено что равноапостольный Николай Японский - важная фигура для обеих стран. Заместитель председателя городского комитета по внешним связям Вячеслав Калганов рассказал о мероприятиях, прошедших в Санкт-Петербурге в честь святого Николая Японского, представил недавно обнаруженные архивные материалы, в которых, в частности, говорилось о святом как о духовнике родоначальника дзюдо и самбо в России Василия Ощепкова (1893-1937). Благодарность конференции от Казанского собора выразил председатель епархиального отдела по делам молодежи протоиерей Константин Головатский . Протодиакон Игорь Ивонин несколько раз посещал Японию и служил в Воскресенском соборе Токио, который японцы называют " Николай-До " . Он рассказал о современном положении православия в Японии. Прозвучали духовные стихи студента СПбДА Дениса Ганжи. Востоковед Елена Гончаренко в своем сообщении подчеркнула, что национальная японская поэзия " хайку " сможет быть инструментом для христианской миссии в этой стране. Лауреат православных фестивалей Наталья Петрова исполнила свои песни, перед участниками выступила молодежная фольклорная группа из Гатчины. В завершение был показан документальный фильм о жизни и подвиге святого Николая в Японии. Для японских студентов была организована экскурсия по собору. Святитель Николай Японский (в миру Иван Дмитриевич Касаткин; 1836-1912) - миссионер, основатель Православной Церкви в Японии, почетный член Императорского православного палестинского общества.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Речь по божественной литургии в церкви Михайловской станицы 14-го сентября 1843 года Христолюбивые Воины Донские! Сегодня, в день Воздвижения Креста, св. Церковь поет ко Господу в главной песни праздника о том в особенности, что особенно должно быть близко к сердцу вашему, Христолюбивые Воины! Спаси, Господи, люди Твоя, вопиет она, и благослови достояние Твое, победы Благоверному Императору нашему Николаю Павловичу на сопротивныя даруя. А где слово о Господе, где слово о Царе, где слово о победах, где слово об отечестве; там кипит сердце благочестивого воина! Слово в том, что понятия сии соединяются в особенности с торжеством Креста. Так, Крест Господень, Крест – достояние Царя, Крест – победоносное оружие на сопротивных, Крест – спасение людям крещеным! Торжество Креста в мире началось, Братия, точно от Царя и побед. Равноапостольный Царь Константин, еще до обращения своего к Вере, видел на небеси знамение или образ Креста Христова и при том слышал глас: Сим побеждай! Родилась в Царе св. Вера во Христа; Крест победил врагов и – вот начало торжества Веры Христовой во всей вселенной! Гонения от неверных на Христиан быть перестали, вместо мучений за Веру Христианскую стали быть обращения к ней! Первый Христианский Царь Константин, следуя слышанному им небесному гласу, что надобно побеждать врагов Крестом, Крест тотчас изобразил и на оружиях воинов своих, и на знаменах полков. Им столько приобрел он побед, что не Запад только, пределы древнего Рима, но и Восток стал царством Константиновым. Св. Царь сей видел знамение Креста на небеси; но самое древо Креста лежало еще тогда на мест казней, в недрах земли, в безвестности. Туда, во Иерусалим, дошла первая Христианская Царица, мать Константинова, Св. Елена. Ее попечением, пред ее очами, открыт и честный подлинник Креста, неоцененное сокровище мира. Священный подлинник Креста Господня сделался достоянием царским: чрез Царей приобрели мы животворящее древо Креста Господня. Нет сомнения, что, когда Иерусалимский Патриарх, встав на возвышенное место, воздвигал или возносил открытый тогда Крест Господень, с тем, чтобы видели оный все собравшиеся Христиане, Христиане, поклоняясь Кресту и молясь Распятому на нем Господу, благодарственно воспоминали при сем и имя Равноапостольных Царей Константина и Елены, виновников тогдашней радости, желали Царю побед и проч. Собрание Христиан, т. е., делало тогда то же , что делаем мы ныне, когда поем в день Воздвижения: Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы Благоверному Императору нашему Николаю Павловичу на сопротивныя даруя!

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Обретение Честного Животворящего Креста Господня 2 мин., 31.03.2015 Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить память о тех местах, где пострадал за людей и воскрес Иисус Христос. Император Адриан (117—138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить храм богини Венеры и статую Юпитера. Однако через 300 лет великие христианские святыни — Гроб Господень и Животворящий Крест — были вновь обретены христианами и открыты для поклонения. Произошло это при  императоре Константине Великом, первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан. После победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и Ликинием, правителем Восточной ее части, он в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи и в 313 году издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились. А вот правитель Ликиний хотя и подписал в угоду Константину Миланский эдикт, однако притеснять христиан продолжал. Только после его окончательного поражения на Восточную часть империи распространился указ 313 года о веротерпимости. Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать,   благочестивую царицу Елену , снабдив ее письмом к Иерусалимскому патриарху Макарию. И хотя царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, по преданию, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит храм Венеры. Тогда его снесли и, совершив молитву, начали копать. Вскоре были обнаружены Гроб Господень, неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа.

http://foma.ru/19-marta-obretenie-kresta...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010