Нужно помнить, что эти древние памятники не создавали некую новую традицию, а лишь фиксировали гораздо более древние представления. Вечная драма Я думаю, если мы рассмотрим историю человечества не как процесс смены экономических формаций, не как борьбу за место под солнцем или за лучший кусок пирога, а заглянем в самую глубь, то увидим подлинный драматизм ее развития. Самое главное для человека — это поиск правды Божией. И на этом пути возможны как взлеты, так и падения — когда, отвернувшись от веры в Единого Бога, люди начинали поклоняться духам. Это и дает нам ключ к пониманию динамики исторического процесса. До того, как человек начинал осваивать мир, создавать памятники культуры, технически развиваться, он уже боролся за то, чтобы сохранить свой божественный образ. Ведь человек — образ Божий, и это прекрасно знали древние. Но борьба за сердце человека — самая тяжелая. О том, что для древних это были не пустые слова, свидетельствует археология. Захоронения на Переднем Востоке, датируемые средним неолитом, были довольно простыми — с большим трудом мы отличаем могилы богатых людей от бедных, знатных от незнатных — разве что по фрагментам одежды. Но в любом захоронении, каким бы бедным оно ни было, обязательно присутствует один предмет — это маленькая керамическая чашечка, которая может находиться в разных местах: у изголовья, на уровне груди, около плеча умершего... Эта чашечка совершенно такая же, как сосуд для масел, которые использовали для притираний. В псалмах мы можем прочесть: " Вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его " (Пс. 103:15). Масло было обычным средством гигиены. Ведь в жарком климате Переднего Востока сельскохозяйственные работы совершались под палящим летним солнцем почти голыми людьми. А растительное масло, которым они натирались, умягчало ярость лучей, защищало от ожогов. То есть для человека эпохи неолита ярость солнца и ярость Бога связаны. И масло стало образом божественной милости, которая покрывает человеческий грех, прощает. Чашечка с маслом в могиле — это своего рода молитва о Божией милости, о помиловании за грехи. Значит, люди глубоко ощущали свой грех, ощущали, что они недостойны предстать перед Богом.

http://foma.ru/primitivnaya-vera-drevnix...

Как только младенец родится, то по Божию изволению, удивительным образом воскипает для него молоко в сосцах женских. А для какого конца? Для такого, чтоб давать его несмысленному младенцу, другого себе питания отъинуды не имеющему. Но ежели мать оное молоко удержит, и ему не дает, то какая от того беда бывает? Несмысленный тот младенец умирает, чему причиною нежалостная та мать, которая ему груди сосать не дала. Молоко убогих, богатство есть данное тебе от Бога, о человече! чтобы ты питал их, и помогал им, яко не имущих отец и заступник: тебе оставлен есть нищий, сиру ты буди помощник! Ежели оное богатство удержишь ты от скупости, то смотри, какую беду делаешь? Умирает тот-то нищий с голода, или холода, потому что не имеет ни пищи, ни одежды; впадает в блудодеяние та-то убогая девица, потому что не имеет приданого, с чем бы она могла выдти за мужа; принужден бывает украсть тот-то сирота, потому что не имеет чем заплатить имеющегося долгу на нем, а ты из них никому не учинил потребного вспоможения. И да последую сравнению. Сколь более молоко дается, столь более оно умножается; ежелиж удержится, то высыхает и пропадает: сицево есть богатства естество 276 , толкует великий Василий. Богатства убо неподвижность безполезна, движимое же и преходящее общеполезно есть и плодовито. Сколько ты даешь, столько даемое тобою больше прибавляется; даешь ты одно, а Бог тебе воздает отъинуды сто. И сей-то есть чудный оный плод милостыни. Вдовствовавшая Сарепты Сидонской жительница, у коей кроме одной; только горсти муки, и немногого масла, чем бы во время бывшего тогда повсюду в тамошних окрестностях голода можно ей только тот день прожить, иного ничего не было, за прокормление его Пророка Илии, какую прибыль себе получила? Оная мука и масло, от нея ему данное, нимало не убыло; но малое умножалось, и безчисленным становилось: горстъ муки не оскуде, и чванец елеа не умалися 277 . Беда, когда ты его давать не станешь; потому что оно пропадает, и праведным Божиим попущением расточается. Другая вдова, бывшая во время Елиссеево, доколе наливала масло в сосуды, дотоле оное умножалось; а как уже судна для налития в него у ней не достало, то и масла не стало: и ста елей 278 . Сие значит: пока имение по рукам убогих раздается, дотоле оно множественно прибавляется; а как не раздается, то пропадает: богатства убо неподвижность безполезна; движимое же и преходящее общеполезно есть и плодовито.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

Но опустошение, произведенное саранчею, так было велико, что не было ни хлеба, ни вина, не из чего было принесть и жертву во храме: «жертва извержеся», т. е. прекратилась, что естественно должно было сильно огорчать священников, и заставляло плакать о прекращении жертв в храме (Сн. ст. 18). Иоил. 1:10 . Яко опустеша поля: плачися, земле, яко пострада пшеница, и изсше вино, умалися елей. С Евр.: «Опустело поле, сетует пашня; ибо нет хлеба, высох виноградный сок, изсякло (в маслине) масло». Иоил. 1:11 . Посрамишася земледелатели, плачитеся, села, по пшенице и по ячмене, яко погибе объимание 14 от нивы. С Евр.: «Земледельцы в стыде, рыдают садовники о пшенице и ячмене; потому что нет жатвы в поле». Иоил. 1:12 . Виноград изсше, и смоквы умалишася: шипки 15, и финиксе, и яблонь, и вся древа польская изсхоша, яко посрамиша радость сынове человечи. С Евр.: «Виноградная лоза стыдится, и смоковница вянет, граната и пальма, и яблонь, все дерева в поле засохли; ибо веселие устыдилось и убежало от сынов человеческих». Таково было опустошение, произведенное саранчею, с которою соединялось, как видно (здесь ст. 12 и далее ст. 17, 19 и 20) другое бедствие: засуха; всё что питает и радует человека на земле, погибло: поля опустели, ибо пропал весь хлеб, виноградные лозы, объеденные саранчею, высохли от засухи, погибло вино и масло, нет ни пшеницы, ни ячменя – главных жизненных продуктов, погибли и фруктовые деревья, нет никаких плодов; все земледельцы и виноградари остались в стыде от напрасного труда, всех постигло величайшее бедствие, страшное горе, все должны плакать и рыдать, ибо причиною бедствия собственные их грехи и беззакония, потому что «посрамиша радость сынове человечи», т. е. Поскольку истинную радость, которая есть плод сердца благочестивого, люди стали мешать с нечистыми радостями, помрачать удовольствиями порочными, то она скрылась, прекратилась, а вместо неё наступили горе и страдания – обычные последствия нечестия и развращения. Пророк, имея в виду единую цель – возбудить раскаяние в безчувственном народе, призывает к плачу и рыданию и неодушевленные предметы – землю и поля, дабы «посредством неодушевленнаго возбудить к покаянию одушевленных разумом, недугующих безчувственностию», – говор.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

3. Последование Елеосвящения Чин Елеосвящения, представленный в современном Требнике, должен совершаться без сокращений и с благоговением. Следует обратить особое внимание на качество елея, используемого в таинстве. По той причине, что символизм этого вещества в Священном Писании и у святых отцов Церкви связан только и исключительно с плодом масличного дерева, а не других растений, масло Елеосвящения должно быть оливковым. Смешение его с маслами, полученных из иных растений, а тем более — замена оливкового масла иным, допускается лишь в крайнем случае. Елей в таинстве смешивается, согласно традиции ранней Церкви, с водой — или, как указано в Требнике, с вином, вытеснившим в византийской практике воду в чине Елеосвящения. По Требнику, чин Елеосвящения совершается над больным, возле его одра. Весьма желательно совершение чина Елеосвящения, или Соборования, собором пресвитеров, то есть несколькими (в идеале — семью) священниками вместе. Согласно церковной традиции, принимать Елеосвящение можно только один раз в течение одного заболевания. Более одного раза в одной и той же болезни Елеосвящение может быть преподано лишь в виде исключения — если та приняла особенно затяжной характер. В пастырской практике встречаются случаи невозможности совершить над больным полный чин Елеосвящения — например, в условиях реанимационного отделения. В связи с этим Священный Синод благословляет совершение в таких случаях сокращенного чина Елеосвящения, в котором канон и прочие песнопения, некогда входившие в совершавшиеся отдельно вечерню и утреню о болящем, прочитываются священником заранее (или же опускаются), а цикл из семи помазаний, восходящих к практике совершения семи литургий, заменяется одним. Текст краткого чина соборования приведен в приложении к настоящему документу . Поскольку существенной стороной таинства Елеосвящения является отпущение грехов, при решении вопроса об участии в этом таинстве детей следует руководствоваться теми же правилами, какие относятся к таинству Покаяния. В частности, таинство Елеосвящения не должно преподаваться детям младше семилетнего возраста без особой необходимости.

http://patriarchia.ru/db/text/2674617.ht...

Все эти соображения приводят к тому предположению, что описанный, довольно необычайный по своему составу, чин мироварения принадлежит к числу таких, которые в древнее время совершались в Великой Константинопольской церкви, хотя греческого оригинала для описанного русского чина мироварения нам встречать пока не приходилось; что же касается самого чина освящения новосваренного мира, то он, без сомнения, греческого происхождения 341 . В южнорусских богосл. памятниках интересующего нас времени, встречаются, как молитвы на освящение мира в Великий Четверг 342 , так и особое последование миросоставления и мироосвящения. Это последование, заключающееся в некоторых рукописных архиерейских служебниках и требниках XVII в. 343 , в своей цервой части, касающейся самого составления мира и варения его, во многом разнится, как от описанного нами древнерусского аналогичного последования, так и от современного чина мироварения, равно, как не находит для себя подтверждений и в древнегреческой богослужебной практике. В южнорусском «возследовании над растворением и освящением святого великого мира«, обряд приготовления мира представлен очень несложным: «во святый великий четверток, пред початием божественныя службы (т. е. литургии) уготовается миро великое сице. Чистой оливы в сосуд на сие уготованный влити елико довольно будет, таж балсаму до ней упустити колко хощеши, прилий олейку воннаго (розового масла?), благоухания ради, таж кадила тертого (т. е., тертого ладана) и мира потроху, и вина зложку до сего влити. И тако до сего сицевий сосуд приуготованный поставити его близ предложенных даров на жертвеннице на шуей стране. Отправляемой же ся литургии Божественной, егда будет перенос творити, певцем поющим Вечери твоей тайней, тогда старейший от иереев, взем уготованный сосуд с миром, покрытый воздушком, предходит с ним честным даром» 344 . Далее идет изложение порядка самого освящения мира. Как видим, в приведенном указании о составлении св. мира нет даже упоминания о варении мира 345 . Для составления же мира указывается очень ограниченное количество веществ: елей, бальзам, «олейко вонное», т.о., по всей вероятности, розовое масло, стертый в порошок ладан, немного мира (б. м., смирны) и около ложки вина. Все эти вещества смешивались в одном сосуде в самый день мироосвящения, т. е., в Великий Четверг, перед литургией.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

елеем есть действие весьма сложное. Чтобы выяснить все его содержание, нужно исследовать следующие частные его стороны: 1) что такое помазание вообще, 2) кто должен совершать его над больными, 3) что должно помазывать, 4) чем, каким орудием, совершать помазание, 5) как должно совершать помазание, или об образе его совершения, 6) сколько раз должно помазывать и 7) как исторически образовались нынешние богослужебные чины помазаний? 1) О помазании вообще В Ветхозаветной Церкви, по установлению Божию, для помазания употреблялись два вещества: миро , приготовлявшееся искусственно из разных благовонных растений ( Исх. 30:23–33 ), и простой естественный чистый елей или масло (1, Цар. 10:1). Первое вещество, в христианском составе, освящении и благодатном знаменовании, принято к употреблению в таинстве Миропомазания, второе – в Елеосвящении. Помазание совершалось двояким способом: через возлияние вещества и через помазание , в собственном смысле.  Возлияние(греч. πχσις – отъ πιγω, πιχνω, лат. infusio – от infundo), как показывает самое наше русское слово, состояло в излиянии массы вещества, напр., мира, непосредственно из сосуда на голову и на всю поверхность тела помазуемого лица (Мф. 26:12). В св. Писании, возлияние, сделанное, напр., только на главу, принимается за возляние на все тело и, в общем смысле, называется также помазанием ( 1Цар. 10:1 . Мк. 14:8 ). Но, собственно, оно не было помазанием и не всегда соединялось с ним. Действие возлияния иногда начиналось, состояло все в полноте и оканчивалось вылитием всего вещества из сосуда на помазуемое лицо. Возлияние совершалось по облачении помазуемого в одежды его ( Лев. 8:7–12 ), и излитое вещество падало на них и орошало их ( Пс. 132:2 ). О св. апостолах сказано в Евангелии, что они, будучи посланы Спасителем по два , мазали маслом недужных (Мк. 6:7–13) и исцеляли. Здесь, в двойственности помазующих лежит начало и основание чина елеопомазания. Св. ап. Иаков, развивая сей чпн, установил, чтобы все пресвитеры, призванные к больному, и молитву совершали над ним, и все, также, помазывали бы его елеем ( Иак. 5:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

Иным кажется во время бедствия, что они способнее были бы славить Бога во время благополучия, и что потому не на пользу послано им бедствие. Мечта! Нам часто кажется, что, по пословице, там хорошо, где нас нет: но самая сия пословица смеется над сею мечтою. Ты думаешь, что славил бы Бога, если бы не был несчастлив, а напротив был осыпан Его благодеяниями: вероятно, потому что не трудно. И безсловесное оказывает ласку тому, кто дает ему корм. Не к великой же добродетели ты себя располагаешь! Не много же, видно, дорожишь добродетелию более возвышенною, хотя более трудною! Но если ты ленив и низок для добродетели трудной и возвышенной: то не ручайся за себя, что и для добродетели низшей и легчайшей ты не был бы также ленив и низок. Перестань мечтать, и посмотри на опыты. Посмотри на Израильский народ, когда Бог «возведе я на силу земли, насыти их жит селних, ссаша мед из камене, и елей от тверда камене, масло кравие, и млеко овчее, с туком агнчим и овним, сынов юнчих, и козлих, с туком пшеничным, и кровь гроздову пияху вино» ( Втор.32:13–14 ). Тут-то надлежало по твоему умозрению славить Бога. Смотри же далее, как неверно твое умозрение. «И яде Иаков, и насытися; и отвержеся возлюбленный; уты, утолсте, разшире и остави Бога сотворшаго его, и отступи от Бога Спаса своего» ( Bmop. XXXII. 13–15 ). Посмотри опять на того же Израиля во время бедствия, и узнай, препятствовало ли оно, или напротив помогало ему славить Бога. «Егда убиваше я, – сказует Псалмопевец, – тогда взыскаху Его, и обращахуся, и утренневаху к Богу; и помянуша, яко Бог помощник им есть, и Бог вышний избавитель им есть» ( Nc. LXXVII. 34–35 ). Видишь ли, что и благополучие может быть опаснее бедствия, и бедствие спасительнее благополучия. Не завидуй же благополучию; и не унывай в бедствии. Помышляй, что и тебе послано бедствие, или предохранить тебя от неблагодарности и забвения о Боге, до которых в благополучии могла бы довести привязанность к земным благам и удовольствиям; или очистить тебя от действительных грехов прошедших дней благополучных; или призвать тебя к высшей добродетели, чтобы не только сделать тебя более безопасным от ада, но и доставить тебе более светлый венец на небе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

«Мне уже сто двадцать лет, сказал Моисей народу, и я уже не могу более руководить вас, ибо Господь воспрещает мне прейти Иордан; но Иисус будет вождем вашим.» Вручая книгу закона священникам, он велел читать её, всякие семь лет, на праздник кущей, и хранить при кивоте завета; «ибо я знаю упорство и ожесточение народа, говорил он, при жизни моей непрестанно роптали вы против Господа, что же будет после моей смерти?» Тогда Господь, явившись ему и Иисусу Навину, при дверях скинии, в столпе облачном, велел сложить вдохновенную песнь, которая изображала бы величие судеб Божьих, и переходила из уст в уста и из рода в род, для обличения непостоянного народа. Моисей, собрав старейшин, в присутствии двенадцати колен, произнес сию дивную песнь; небо и землю призвал он во свидетели прощальной речи. «Вонми небо и возглаголю, да услышит земля глаголы уст моих; они возшумят, как ливень, снидут как обильная роса, как дождевые капли на зелень полей, ибо я призвал имя Господне! Воздайте величие Богу нашему; Бог истинен и все пути Его – суд; Бог верен и нет в Нем неправды. Согрешили недостойные быть Его чадами; род строптивый и развращенный! – так ли воздаете Богу, люди безумные! Не сам ли Он, как отец, приобрел вас и создал? Помяните дни вечные, разумейте лета поколений! Вопроси отца твоего и возвестит тебе, старцев твоих и научат тебя. Когда Вышний разделял народы, при рассеянии сынов Адамовых, Он поставил пределы народов по числу Ангелов Божьих; но Иаков был частью Господа, Израиль Его наследием. Он обрел его в пустыне, жаждущего в безводной, руководил и осенил, и сохранил как зеницу ока; как орел, любящий птенцов, покрывал гнездо свое, так простер над ними крыла, и восприял их и поднял на рамена; Господь один был вождем их и не было с ним бога чуждого! Он взял их в землю высокую, насытил благами полей, мёд и елей источил из твердого камня, масло коровье и млеко овчее дал им, с туком агнчим и туком пшеничным и кровью виноградных гроздей. И насытился Иаков и отвергся возлюбленный, расширился, отягчел, и оставил Бога создавшего его, отступил от Бога Спаса своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Песн. 4:12 Вертоград заключен сестра моя невеста, вертоград заключен, источник запечатлен. Называет ее вертоградом, потому что она не один, но многие и различные плоды благочестия и добродетели произрастила. Заключенным – ибо ограждена и безопасна от нападений. «И врата адова не одолеют ей» ( Мф. 16:18 ) Она не такова, какова была та, которая изведена из Египта, которую повредили все мимоходящие и вепрь от дубравы ( Пс. 79:14 ), но укреплена забралом, подобна винограду заключенному, коего воды не для всех отверсты, но для достойных, не для мирских, но для наученных Божественным тайнам, не для тех, кои после очищения в нечестии пребывают, но для живущих благочестно и кающихся. Песн. 4:13 Леторасли твоя сад шипков с плодом яблочным, кипри с нардами, Песн. 4:14 нард и шафран, трость и киннамон со всеми древами ливанскими, смирна, алой со всеми первыми мирами, Песн. 4:15 источник вертограда, и кладязь воды живы и истекающия от Ливана. Все сие, говорит Он, ты произрастила мне во время брака – и, во-первых, «сад шипков», обилующий и другими плодами. Я думаю, шипок означает здесь любовь. Ибо как в яблоне многие семена, будучи соединены, не утесняют, ни повреждают одно другое, так многочисленные роды спасающихся никаких не имеют между собой вредительных отношений. «Леторасли твоя сад шипков с плодом яблочным». Показавши любовь Невесты, далее исчисляет прочие ее добродетели. «Кипри с нардами, нард и шафран». Кипр есть род дерева, из которого делается горячий елей, нард есть аромат, из коего также составляют горячее масло и употребляют для лечения, а шафран имеет силу прохлаждения. Итак, сие значит, что Невеста не только пламенеет горячей любовью к Богу, но и прохлаждает и погашает пылкие страсти свои. «Трость и киннамон» – и это есть также род ароматов, но здесь разумеется несобственно. Трость знаменует Божественное Писание: «язык мой трость книжника скорописца» ( Пс. 44:2 ) Трость благовонна – и язык поучающих истине исполнен всякой приятностью. К трости прибавляется «киннамон», приносимый в Ветхом Завете Богу (ср. Иер. 6:20 ), прибавляется для того, дабы им показать, что все о Боге писанное усладительно. «Со всеми древами ливанскими». Имеет Невеста и добродетели, заключающиеся в Законе не по писмени, но по Духу. Имеет «смирну, алой со всеми первыми мирами», то есть, умещвляет страсти. Ибо смирной намащаются мертвые; терпит горечь искушений, ибо алой горек. Имеет также «источник и кладязь воды живы и истекающия от Ливана». Ибо не только содержит Евангельское учение, открыто текущее, но и кладезь Закона, коего воды сокровенны, но со стремлением и громом низвергаются «от Ливана». Ливан здесь означает Иерусалим, где процветал законный образ жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Преправеден, Пресвят и купно Безпристрастен, Господь сей признает за чад Своих рабов, Коль веру сохранят, надежду и любовь. 5. Каких вы чад собой тогда изобразили, Как веру и Закон безбожно исказили? О! род строптивейший и развращенный род! Поносных извергов и образ, и довод! 6. Сия ли Господу приносишь воздаянья За все безмерные Его благодеянья? О! буй , несмысленный! Не се ли твой Отец — Спаситель, Судия, Начало и Конец? 7. Представь ты перстнаго от самого начала, Как творчая его десница отличала! Прейди от первых дней в его потомства род, Где Божий возрастал и множился народ. Пройди позднейших лет ближайши поколенья, Везде Отец щедрот достоин удивленья, Спроси у прадедов, и дедов, и отца, И возвестят тебе величия Творца. 8. Как Вышний разделять языки намерялся, Когда Адамов род приметно разширялся, Пределы положил особыя странам, Предназначая их в позднейший род сынам; 9. Но часть Иакова себе тогда присвоил И быть совместником Владычным удостоил. Израиль ужем стал наследия Его, А вы — стяжанием владыки своего. 10. Представь пустыню ту ужасну и безводну, Незнаемую вам, обширну и безплодну, Где жажда, зной и глад все силы ослаблял, Кто вам потребная в то время доставлял? Кто вас руководил чрез путь вам неизвестный? Кто зрак ваш просвещал душевный и телесный, Как зеницу очес везде вас наблюдал? Не Тот ли, Кто и вас, и целый мир создал? 11. Подобно как орел быстрейшими крылами Поверх гнезда парит над юными орлами И, взяв на рамо их, на высоту летит, Да тем птенцев своих к летанью подустит. 12. Носил на раме вас чрез путь сея пустыни, Господь руководяй к горе Своей Святыни; Он ваших был Один блюстителем шагов, И не было иных при вас тогда богов. 13. Господь могуществом всесильныя десницы В ту землю вас привел, где множество пшеницы, Где жита сельнаго вас туком насыщал И мед вам, и елей из камней сообщал. 14. И только ли сия земля приносит даней Для ваших алчущих роскошнейших гортаней? Се масло кравие , млеко ея овец Вкушает без цены и сын ваш, и отец! Тук агнцев и тельцов ядите упитенных,

http://azbyka.ru/fiction/svyashhennaya-p...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010