Мертвые живы о Господе 1 . Преподобный Марк принял иноческий образ в Киево-Печерской Лавре. Однажды он, по обычаю копая могилу, утрудился и не окончил ее. В это время принесли в пещеру умершего инока, для которого место это оказалось тесным; тогда братья возроптали, что нельзя было возлить масла на усопшего. Пещерник, со смирением поклонясь всем, сказал: «Простите меня, отцы, я от немощи моей не докончил», – и, обратись к усопшему, прибавил: «Так как место тесно, то сам, брат, подымись, возьми елей и возлей на себя!» И, к великому ужасу всех, мертвец встал, взял масло, крестообразно вылил на себя и, отдав сосуд, опять лег и почил. 2 . Другой инок, поболев, умер, и один из друзей усопшего пошел посмотреть, на каком месте положено будет тело друга, спрашивая о могиле св. Марка пещерника. Тот сказал ему: «Иди, скажи брату, чтобы подождал до утра, покуда я ископаю ему могилу!» «Отец, я уже и губкой отер его мертвое тело; кому же ты велишь сказать?» – спросил инок. «Ты видишь, место не готово, – снова сказал ему Марк, – говорю тебе, поди и скажи умершему: грешный Марк говорит тебе: останься, брат, еще на день, покуда я не возвещу тебе; на утро ты отойдешь к желанному тобою Христу». Инок пошел, и, найдя всю братию совершающею пред умершим отпевание, обратился при всех к усопшему со словами: «Брат Марк говорит, что место для тебя еще не готово, подожди до утра». Когда он это сказал, то, к удивлению всех, мертвый открыл глаза, и душа в него возвратилась, и весь день был жив, но ни с кем не говорил. Утром Марк сказал вновь пришедшему иноку: «Иди и скажи ожившему: Марк говорит тебе: оставь жизнь временную и перейди в вечную, предай дух Богу, а телу твоему уже место готово!» Тот передал слова Марка ожившему, и этот тотчас сомкнул глаза и умер. Все были в большом удивлении, как одним словом блаженного мертвые оживают и снова умирают («Киево-Печерский Патерик», 29 дек.). 3 . Узнав, по откровению Божию, об одном больном брате, преподобный Патермуфий пошел посетить его, но, войдя в келью, он нашел его уже умершим. Праведник помолился, поцеловал тело мертвого и сказал ему: «Что угоднее тебе, брат: отшедшему жить со Христом, или еще с нами пребывать в теле?» Мертвый ожил и сказал ему: «Лучше мне отойти ко Христу и с Ним быть!» Тогда праведник сказал ему: «Спи с миром и молись обо мне!» Оживший умер снова, и праведник похоронил его («Четьи-Минеи», 9 июля). Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет В основе картины лежит известный евангельский сюжет о пяти мудрых и пяти неразумных девах, которые ожидали своего Жениха, т.е. Христа. Олицетворяя церковь как собрание верующих, десять дев должны были предстать пред Господом (Женихом), выйдя навстречу Ему с зажженными светильниками. Жених задерживался, и все девы уснули. Но когда Он явился, то к Нему поспешили лишь те пять, у кого в светильниках было масло, чтобы поддержать свет. Другие же опоздали на брачный пир. Описание Перед нами на картине показаны две девы, а не десять – разумная, держащая в руке светильник и лампадку с елеем, и неразумная, лампада которой пуста, а она сама погружена в глубокий сон. Взор девы разумной сосредоточенный, она смотрит вперед, ожидая пришествия долгожданного Жениха. Надежда и ответственность, готовность служить Богу у одной, и беспечность, духовная расслабленность и леность у другой. Обе фигуры изображены на темном фоне, блики горящей лампадки освещают лицо разумной девы, ее бархатные черные глаза, изящный изгиб бровей, правильные черты лица, нежный румянец на щеках. Неразумная дева на втором плане находится в тени, в руке ее пустая лампада, указывающая на духовную бесплодность, сопутствующую лености. Глубокая дрема – это сон души, не радеющей о своей вере, погруженной в суетность земного мира и не желающей соприкоснуться с миром духовным. Благоразумные девы — это все истинные христиане, всегда готовые встретить Господа, имеющие при своей чистой и искренней вере и добрые дела (елей), а неразумные — христиане по имени, беспечные, не имеющие добродетелей. Итак, художник показывает, что человек должен быть всегда готов к Страшному суду: ему следует постоянно усердствовать в богоугодных делах, быть милостивыми к окружающим и самому себе и творить добрые дела. Картина выполнена в академической манере, о чем свидетельствует несколько театральная расстановка фигур, сдержанный колорит и свето-цветовая моделировка, с выделениме главных персонажей. История Голландский живописец. Крупнейший портретист европейской живописи середины 19 века. Придворный художник Нидерландского короля. Академик, директор Академии художеств в Антверпене. Прославился созданием портретов, в которых появилась его виртуозность передавать настроение персонажей, их эмоции. Данная работа была написана в 1848 г. и являлась частью цикла картин на евангельские сюжеты. Рекомендуемая литература Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 51  чел. Всего просмотров 1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/mudraya-i-nerazumna...

Рождественский пост (28 ноября – 6 января ) Рождественский пост — последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 — по новому стилю) ноября и продолжается до 24 декабря (6 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Все о Рождественском посте Все о Рождественском посте Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за сорок дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Во время поста запрещены мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение).  Читать подробнее  Проповеди Как провести Рождественский пост — лучшие материалы Ответы священников Питание Как отметить Новый год   Проверим знания Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе 12

http://pravmir.ru/articles-new/rozhdestv...

Псалом 132 Братская любовь, это – дар благодати Божией и великое благо в жизни. Песнь степеней. 1–3. Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе? Яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его: яко роса Аермонская сходящая на горы Сионския: яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века. «Се, что прекрасно и что отрадно, не то ли, чтобы братьям жить вместе?» спрашивает псалмопевец, проникнутый глубоко убеждением, что союз братской любви и согласия есть существенное благо народной жизни, наоборот, раздор и разделение привносить неизбежную гибель. Это убеждение основывается не только на наблюдении раздора в отдельных семействах, как в первобытной семье Адама или в семействе патриарха Иакова, так и в целом народе. Так особенно было гибельно по своим последствиям отделение десяти колен от двух в особое царство, при царе Ровоаме, следствием чего было неизбежное падение обоих царств и – особенно тяжкое рабство иудеев в плену Вавилонском. И вот почему, псалмопевец, видя снова собравшихся на Сионе соотечественников, без различия их уже по племенам, восторженно приветствует их как единение, как одно семейство. Такое братство – как бы миро – драгоценное ароматическое масло) на голове, стекающее на бороду, как некогда оно стекала именно на бороду первосвященника Аарона, при его посвящении, и даже – на ометы или на края одежды его. То-есть, – такое братство, имеющее в основе самую искреннюю, взаимную любовь, есть великий дар благодати Божией, внешним образом которой служило миро или елей при помазании царей и первосвященников; таково особенно обильное помазание Аарона, при его посвящении в первосвященника, когда елей помазания действительно стекал с его головы на бороду и даже на одежды. (Исх.29,30; Лев.8 ). Такое братство – как бы роса Ермонская, т. е. особенно обильная роса, какая бывала на горе Ермон, и сходившая иногда на горы Сионские, т. е. окружающая Сион ( Пс.124:1–2 ). Как роса Ермонская, при своем чрезвычайном обилии, равняющаяся дождю, орошает землю и содействует ее богатому плодородию: так и братская любовь, объединяя все сердца, образует величайшую силу, которая создает благополучие жизни и отраднейшее настроение народа. Так благодетельно братское единение на горах Сионских; ибо, говорит псалмопевец, там – именно в этой стране Господь заповедал благословение свое и жизнь до века: иначе – здесь Господь избрал место для своего постоянного пребывания и потому благословил его (ср. Пс.131:13–18 ). Читать далее Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста/составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906./1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Видение Иаковом таинственной лестницы На пути Иаков остановился в поле ночевать, подложил под голову камень и уснул. И вот, он видит во сне: стоит лестница на земле, а верх ее касается неба. Ангелы Божии восходят и нисходят по ней, а на верху лестницы стоит Сам Господь. И говорит Господь Иакову: «Я Господь, Бог Авраама и Исаака. Не бойся! Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и твоему потомству. И будет потомство твое многочисленно, как песок земной, и в семени твоем благословятся все народы земли. И вот, Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь, и возвращу тебя в эту землю». Здесь под семенем или потомком его, через которого благословятся, то есть осчастливятся, все народы, разумеется Спаситель. Лестница же, соединявшая небо с землею, прообразовала Божию Матерь , через Которую Сын Божий, родившись от Нее, сошел на землю для спасения людей. Божия Матерь, как та лестница, соединила небо с землею. Проснувшись, Иаков сказал: «Страшно сие место: это – дом Божий, это – врата небесные». Камень, на котором он спал, поставил он памятником и возлил на него елей (масло) в жертву Богу. Место это он назвал Вефиль , что значит: дом Божий . После этого, с надеждою на помощь Божию, он спокойно продолжал свой путь в Месопотамию. Иаков пришел в Харран к Лавану, к брату матери своей (т. е. к шурину, или иначе, к швагеру). Иаков рассказал Лавану обо всем и остался жить и работать у Лавана. Лаван спросил Иакова, какую он хочет плату за свою работу. Иаков согласился работать Лавану семь лет за дочь его, Рахиль , чтобы потом жениться на ней, т. к. он ее полюбил. Но Лаван хитростью отдал Иакову в жену не Рахиль, а старшую свою дочь Лию , оправдываясь тем, что таков местный закон, чтобы не отдавать младшую дочь раньше старшей. Тогда обманутый Иаков согласился работать еще семь лет за Рахиль . Через двадцать лет Иаков благополучно возвратился к отцу своему, в землю Ханаанскую, с большою семьей и имуществом. Исав же, давно не видевший брата своего, радостно встретил Иакова еще на пути. Господь, при особых таинственных обстоятельствах испытав силу Иакова, дал ему новое имя Израиль , что значит «бого-борец». И стал Иаков родоначальником народа Израильского , или, что то же, Еврейского . ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию, в кн. «Бытие» ( Быт.28:10–22 ; Быт.29–35 ). Читать далее Источник: Закон Божий: для семьи и школы/сост. прот. Серафим Слободской. – Минск : Издательство Белорусского Экзархата, 2011. - 720 с. ISBN 978-985-511-297-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕЙ [от греч. λαιον], оливковое масло, в христ. Церкви одно из веществ таинств , используемое в важнейших богослужебных чинах и наделяемое богатым символическим значением. В Древнем мире судя по археологическим находкам, Е. употреблялся в пищу в качестве одного из основных источников жиров, служил косметическим и медицинским средством, а также использовался как горючее вещество для лампад ( Hoffner. 1995). Известны обряды помазания Е. царей у хеттов, а в Египте - высших чиновников, вассальных правителей и жрецов; в Ассирии и Вавилонии помазание Е. служило знаком заключения договора ( Kutsch. 1963; McCarthy. 1964). В Др. Греции и Др. Риме Е. использовался для натирания тела после бани ( Homer. Il. 10. 577; 14. 171 и др.). Атлеты натирались им перед состязаниями. В различных языческих культах существовали обряды приношения Е. и помазания им ( Mayer. 1917; Pease. 1937). В Ветхом Завете В LXX греч. слово λαιον используется для перевода евр.  (   обычно означает именно оливковое масло; в евр. тексте Библии употребляется 192 раза), реже -  (   - свежеприготовленное масло; в евр. тексте слово встречается 21 раз). Е. был одним из основных сельскохозяйственных продуктов в Палестине и занимал важное место (наряду с хлебом и вином) в рационе питания древних евреев (3 Цар 17. 12-16; Втор 7. 13; 11. 14; 12. 17; 14. 23; 18. 4; 28. 51; 2 Пар 31. 5; 32. 28; Ос 2. 8, 22; Иоил 2. 19-24; Агг 1. 11). Е. также использовался в качестве косметического средства (2 Цар 14. 2; Пс 103. 15; Притч 27. 9; ср.: Втор 28. 40), особенно во время застолий (Ам 6. 6; Пс 22. 5). Символически такое помазание Е. служило выражением радости (Пс 44. 8; Ис 61. 3). Е. использовался в лампадах (Исх 25. 6; 27. 20; Лев 24. 2) и при лечении болезней, в первую очередь язв и ран (Ис 1. 6). Е. (возможно, с ароматическими добавками) употреблялся для помазания ветхозаветных священников (Аарона и его потомков - Исх 29. 7; 40. 15; Лев 8. 12, 30; 10. 7; 21. 10 след.), царей (Суд 9. 7-16; 1 Цар 10. 1; 16. 1; 2 Цар 2. 7; 5. 3; 3 Цар 1. 34, 39; 19. 15-16; 4 Цар 9. 3, 6; 11. 12) и в исключительных случаях пророков (3 Цар 19. 16). Обычно Е. возливался на голову помазываемого из рога (1 Цар 16. 13) или сосуда (10. 1). Помазание означало передачу власти или очищение и освящение. Поэтому в ряде случаев говорится о том, что помазывает Сам Бог (Пс 44. 8; 1 Цар 9. 16; 10. 1; 16. 3). Возможно, помазание царей совершалось только в особых случаях, для подтверждения легитимности наследования престола. Прор. Исаия говорит о помазании (возможно, символическом) языческого царя Кира, к-рый тем не менее Самим Господом нарекается помазанником (Ис 45. 1), что указывает на мессианское значение этого пророчества. В Зах 4. 14 говорится о 2 помазанных - царе и первосвященнике, «предстоящих Господу всей земли».

http://pravenc.ru/text/189733.html

Елей, как и воск, означает тоже чистоту и искренность человека в его поклонении Богу. Но елей имеет и свои особенные значения. Елей – это масло плодов оливковых деревьев, маслин. Еще в Ветхом Завете Господь повелел Моисею, чтобы в жертву Богу был приносим чистый без осадка елей ( Исх.27:20 ). Свидетельствуя чистоту человеческих отношений к Богу, елей является знамением милости Божией к людям: он смягчает раны, оказывает целебное действие, одобряет пищу. Большое богослужебное и таинственное значение имеют Лампады и свечи. Они горят в алтаре за престолом в особом светильнике (семисвечник), лампада или свеча в подсвечнике ставится на Горнем месте, на престоле, на жертвеннике, лампады могут возжигаться и у отдельных икон в алтаре. В средней части храма лампады обычно возжигаются у всех икон, а возле особо чтимых икон возжигается по нескольку лампад; кроме того, ставятся большие подсвечники с ячейками для многих свечей, чтобы верующие могли ставить здесь приносимые ими к этим иконам свечи. Большой подсвечник ставится всегда в центре храма с восточной стороны аналоя, где лежит икона дня. Особый подсвечник с большой свечой выносится на малых входах на вечерне и литургии, на великом входе – за литургией, а также перед Евангелием, когда оно выносится на входах или для чтения. Эта свеча знаменует свет Христовой проповеди. Самого Христа, как Света от Света, Света истинного. Такое же значение имеет свеча в подсвечнике, которой вместе с кадилом за литургией Преждеосвященных Даров священник благословляет народ словами «Свет Христов просвещает всех». Особое духовное значение имеют свечи в архиерейских дикириях и трикириях. Во время каждения храма в уставных случаях диакон предшествует совершающему каждение священнику с особой диаконской свечой, которая знаменует свет апостольской проповеди, предшествующей принятию веры во Христа среди народов, то есть как бы предшествующей Христу, грядущему к людям. Зажженные свечи в руках священников находятся в предусмотренных Уставом случаях богослужения. Особым светильником с тремя свечами священник благословляет народ за пасхальными службами. В центральной части храма из купола книзу ниспускается большой светильник с множеством огней, возжигаемых в положенных случаях, – паникадило или паникандило. Из куполов боковых приделов нисходят в храм подобные же светильники меньших размеров, называемые поликандилами. Поликандила имеют от семи до двенадцати светильников, паникадила – более двенадцати.

http://azbyka.ru/nastavlenie-pravoslavno...

§8. Веществом для Таинства Крещения должна быть вода – естественная, как-то ключевая, речная, также морская, или получаемая из снега, льду, дождя, росы, и т.п. Со своей стороны священник должен наблюдать при этом, дабы вода эта была прежде всего всегда чистая, и кроме сего не была смешана с другою какою-либо жидкостью, как-то вином, спиртом, духами и т.п. (Правосл. Испов. Петра Могилы , о Крещении). Совершать Крещение кроме воды в другой какой-либо жидкости, как это допускается у лютеран, у нас решительно не дозволяется (Правос. Богословие пр. Макария, о Крещении §203). Впрочем подогревать холодную воду во время зимы и вообще для соответственной теплоты никогда не запрещается (инструкция Благочин. §15), а в случае несчастия можно крестить младенца и переваренною водою, также и водою нечистою из лужи, и т.п. §9. Вода, предназначаемая для Крещения, должна быть непременно всякий раз освящаема для этой цели обычным водосвятием, полагаемым для сего в требнике в чинопоследовании Св. Крещения. Если при этом, во время совершения Таинства Крещения, случится несколько младенцев вместе, то все они могут быть крещаемы в одной и той же воде, но с тем, чтобы мужской пол был крещаем  прежде, а потом женский. Но как только после этого совершение Таинства будет доведено до конца, то в таком случае для другого младенца всего лучше освящать также и другую свежую воду. Только в случае крайней надобности младенца можно крестить таковою готовою уже водою, или водою Богоявленскою, или другою освященною водою, а в самых крайних случаях и простою, неосвященною водою, лишь бы только при этом она была естественная и вместе с сим соблюдены были непременно все условия православного Крещения по уставу (см. §6. Требн. Могилы, о крещении). Держать освященную воду в купели по седмице и более дней, как это делали некоторые священники, для последующих крещений, отнюдь не прилично и не достойно святости Таинства. §10. Елей, употребляемый для Таинства Крещения, всегда должен быть чистый, свежий и несмешанный ни с какою другою жидкостью. Нельзя для этого употреблять какое-либо масло напр., льняное, подсолнечное и даже лампадное, и т.п. Всего лучше в этом случае приобретать масло, прованское, или оливу, которое, сообразно своему назначению, освящается особою молитвою, нарочито для этого полагаемою в чинопоследовании Крещения. Впрочем, раз освященный таким обр. елей уже более не освящается, пока не окажется надобности употреблять другой новый свежий елей.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

б) Также нередко и красное вино вы приносите для литургии за упокой усопших (а иногда покупают и сами церковные старосты для богослужения) совсем не похожее на сок виноградной лозы, чем оно быть должно , а представляющее какую-то острую, неблаговонную, окисшую смесь, напоминающую тот оцет, или уксус, с желчию смешанный, который воины давали пить Господу во время Его распятия ( Мф.27:34–38 ). И такое вещество предлагается для великого таинства! Не грех ли это? Вы приносите Господу жертву от усердия, зачем же вредите вашему благочестивому делу недостойным его исполнением? Свечи на рынке дешевле, масло и вино хорошее дороже? Но зачем вы избираете для Господа худшее и более дешевое, а не лучшее и более ценное? Он дает вам дары Своей милости для потребностей вашей жизни, и хлеб, и плоды, и вино, и елей и все прочее, – не избирая для вас из хорошего худшее, а вы иногда проходите лишнее пространство, чтобы купить свечу не в храме, где свечи всегда есть, а на рынке, где дешевле; а елея и вина не заботитесь покупать там, где можно найти лучшие. Лучше ставьте пред иконами свечу меньшую, но чистую; лучше приносите свечи в храм и от усердия вашего оливковое масло и вино реже, но надлежащего качества. Не свеча, не елей и вино, а доброе расположение сердца вашего нужны Господу. Зачем же вы допускаете непрямоту и неправоту в сердцах ваших, которые и жертвы ваши делают недостойными святого имени Божия? В Ветхом Завете Господь устами пророка Малахии так укорял священников за принесение недостойных жертв к святому жертвеннику: «Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб, и говорите: «чем мы бесславим Тебя?» – Тем, что говорите: «трапеза Господня не стоит уважения». И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? или когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? говорит Господь Саваоф. Итак молитесь Богу, чтобы помиловал нас; а когда такое исходит из рук ваших, то может ли Он милостиво принимать вас? говорит Господь Саваоф» ( Мал.1:7–9 ). Ныне жертвы новозаветные суть жертвы бескровные: хлеб, вино, елей, ладан, свеча и проч., но смысл и значение их те же, а заботливость о достоинстве их от нас, чад Нового Завета, удостоенных высшей благодати Божией, должна быть еще большая, чем от чад Церкви ветхозаветной. Не вынуждайте ваших священников принимать от вас недостойные Господа жертвы и не подвергайте и их и себя осуждению. Все будем «молиться Богу; чтобы Он помиловал нас, и да не исходят недостойные жертвы от рук наших».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Кроме своей основной символики елей, будучи лекарственным средством, указывает и на исцеляющую милость Божию. В связи с этим он входит в чины, связанные с врачеванием , - в первую очередь в чин таинства Елеосвящения (см.: Иак 5. 14-18; Мк 6. 13). Как и хлеб с вином, елей употребляется в чине благословения хлебов. Вместе с елеем в последнем чине благословляется пшеница - в древних монашеских общинах из пшеницы и елея варили простую грубую кашу; пшеница используется и в чине Елеосвящения. Наряду с восковыми свечами елей в древности был основным средством освещения и до сих пор используется в храмах в качестве лампадного масла. Во время праздничной всенощной настоятель помазывает прихожан елеем, взятым из лампады, горящей у иконы празднуемого святого (Типикон. Гл. 3) - это помазание символизирует благословение, к-рое святой невидимо преподает верующим. Елей должен представлять собой чистое оливковое масло; тем не менее в РПЦ за неимением оливкового часто используют масла иных растений (напр., подсолнечное). Эта практика, хотя и отчасти оправданная, нарушает библейскую символику елея (ср.: Рим 11) и не соответствует церковной традиции (напр., визант. полемисты упрекали армян, в частности, в замене елея кунжутным маслом), поэтому следует стремиться употреблять за богослужением именно оливковое масло. Кроме хлеба, вина, воды, елея и мира в широком смысле слова к В. т. можно причислить ладан , представляющий собой благовонную смолу и используемый при каждении; воскомастих и розовую воду, используемые в чине освящения храма; воск, из к-рого изготовляются свечи. С раннехрист. времен Церковь благословляла и освящала первые плоды различных фруктов (напр., указания о благословении первых плодов есть уже в «Апостольском предании» , памятнике III в.), и подобные чины совершаются в правосл. Церкви на нек-рые праздники. В ранней Церкви бытовала также традиция давать новокрещеным молоко и мед ( Tertull. De corona. 3; Adv. Marcion. 1. 14; Hieron. Adv. Lucifer. 1. 8) как символы достижения в таинстве земли обетованной (Исх 3. 8 и др.), причем в нек-рых местностях было принято вкушать их во время крещальной литургии между принятием Тела и Крови (об этом говорится, напр., в «Апостольском предании»). Однако уже Карф. 37 ограничивает принесение их в храм для новокрещеных только одним днем в году, а Трул. 57 запрещает эту практику окончательно. С IV в. приносить к алтарю животную пищу и молоко запрещено (Апост. 3).

http://pravenc.ru/text/158330.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010