Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото Владимира Ештокина Елей и молитвы Соборования 6 мин., 15.03.2017 Буди, Господи, елей сей, елей радования, елей освящения, одежда царская, броня силы, всякаго диавольскаго действа отгнание, печать ненаветная, радование сердца, веселие вечное. Из последования Елеосвящения В чинопоследование Соборования входит евангельский рассказ о том, как некий законник, то есть знаток ветхозаветного закона, задал Господу очень обсуждаемый в те времена вопрос: «Какая из заповедей Писания самая главная?» Однако оказалось, что ответ он знает, а спрашивает лишь «искушая», испытывая Господа. Когда же Господь поставил этого человека перед необходимостью произнести, что главное в духовной жизни — любовь к Богу и ближнему, то возник еще один вопрос: кого считать ближним? В ответ Господь рассказал притчу о добром самарянине — чужаке, ставшим спасителем для попавшего в беду человека: «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк 10: 30–37). В притче самарянин врачует раны покалеченного разбойниками елеем и вином. Эти же вещества используются при совершении таинства Елеосвящения. Из названия таинства Елеосвящения становится ясно, что основной элемент для его совершения — это елей, оливковое масло. И согласно с визиантийской традицией, основанной на притче о добром самарянине, во время совершения таинства в елей добавляется вино. Елей в древнем библейском мире — это пища и лекарство, горючее для светильника и даже косметическое средство. В греческом языке слова λαιον («елеон») — елей и λεος («елеос») — милость фонетически очень близки, и, конечно, как пища и лекарство елей является знаком милосердия Бога. И раз елей обозначает милость Божию, то о Деве Марии, Которая при- вела в мир Сына Божьего, в последовании Соборования образно сказано, что Она — «маслина, Еюже исполнен явися мир милости».

http://foma.ru/eley-i-molitvyi-soborovan...

В православной среде существует разное отношение к освященному елею – маслу от святынь. Понятно, что все относятся благоговейно, но кто-то – уж очень спокойно, считая главным в Церкви совсем другое, а кто-то, напротив, собирает такие святыни. При этом факт остается фактом – через освященный елей люди часто по вере получают исцеление и помощь в различных болезнях. Эта история произошла в самый разгар пандемии короновируса, когда был распространен его тяжелый штамм, и болезнь у людей протекала обычно гораздо серьезнее, чем сейчас. Как раз тогда, на пике пандемии, Полина заболела ковидом. Несмотря на лечение, болезнь быстро развивалась, и ей становилось все хуже. Когда уже было совсем плохо, она позвонила подруге и попросила молитв за себя. Та обещала молиться, и при этом посоветовала, пока Полина болеет, помазываться освященным маслом, если такое есть дома. Ну, и, конечно, лечиться. К совету подруги по поводу масла Полина отнеслась внимательно. У нее дома был освященный елей от святынь, но находился он в другой комнате, и его еще надо было найти, а она самоизолировалась отдельно от семьи и никуда не выходила. И тут Полина вспомнила, что у нее в комнате есть масло от лампады святой, с именем которой она крещена, – святой Параскевы Пятницы, и оно стоит как раз за иконой этой святой, и она почему-то им крайне редко помазывалась. Ей когда-то, очень давно, привозили его в подарок, и хранилось оно там уже точно больше 10 лет. Полина стала помазываться этим освященным маслом и очень быстро пошла на поправку Полина подумала, что масло уже давно испортилось от времени. Благодать, конечно, сохранилась, но что стало за эти годы с самим маслом? Она достала его, но масло оказалось на вид совершенно свежим – не загустело, не помутнело со временем, как другие ее масла, и даже имело тонкий цветочный аромат. И как только она этот аромат почувствовала, несмотря на ковидное отсутствие обоняния? Все это очень Полину удивило. …Полина стала помазываться этим освященным маслом и очень быстро пошла на поправку. Конечно, сыграли свою роль и общие молитвы, и вера больной, но сама Полина считает, что решающим в этой истории стала помощь ее святой – Параскевы Пятницы – через елей от ее лампады.

http://pravoslavie.ru/149319.html

Вознесение Господне. Одних Он нас не оставляет Мы собираемся в рукотворных храмах — ради соединения в Храм нерукотворный 25 мая, 2023 Мы собираемся в рукотворных храмах — ради соединения в Храм нерукотворный «Встречи с Богом в Библии чаще всего происходят на горах. Прощание Христа с учениками тоже происходит на горе». Монахиня Елизавета (Сеньчукова) — о Вознесении Господнем. Монахиня Елизавета (Сеньчукова) Встречи с Богом в Библии чаще всего происходят на горах — довольно известный факт. Авраам должен принести в жертву своего сына Исаака, но в последний момент остановлен Ангелом Божьим — на горе Мориа. Моисей беседует с Богом и заключает с Ним завет на горе Синай. На горе Сион стоял единственный в дохристианские времена Храм Истинного Бога. В Евангелии Спаситель на горе дает новую систему нравственности и богопочитания — заповеди Блаженств. На горе Фавор Он являет Свое Божество в Преображении. Прощание Христа с учениками тоже происходит на горе — горе Елеон, по-русски — Масличная гора, дословный перевод с иврита, (н-ар-на-зейтим, «гора маслин»). Там действительно растут маслины, а масло (елей) ассоциируется с милостью: греческое λεος, «элеос» — милосердие, сострадание. Да, возносясь в небеса, Господь проявляет к апостолам, а с ними и ко всем нам — сострадание, дарует для умягчения ран наших измученных душ елей. Хотя, казалось бы — Он уходит, оставляет нас одних, и до прихода Духа Святого еще целых десять дней. В чем же тут милосердие?  Начнем с того, что одних Он нас не оставляет. В одну из последних встреч с апостолами (тоже, кстати, на горе, уже в Галилее), описанием которой завершается Евангелие от Матфея, Он говорит: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:16). Все — значит «все», без исключений. Получается, что Он одновременно пребывает и с Отцом, и с нами — то есть связывает нас с Ним. Именно эта связь раскроется во всей полноте в день Пятидесятницы, когда Дух Святой придет утешить апостолов, дарует им дары для понимания Писания, проповеди Христова учения, творения чудес и прочих явлений силы Божией.

http://pravmir.ru/voznesenie-gospodne-od...

Разделы портала «Азбука веры» священника Константина Пархоменко ектения Первая ектения Литургии, на которую невозможно не обратить внимание. Но о чем она? Какие-то древние понятия, далекие от нас реалии… И, как всегда, старинный язык, которого многие современные люди побаиваются. Тем не менее, ектения эта актуальна для нас в каждом своем слове! Немного поговорим об этой, первой, ектении Литургии. Миром Господу помолимся! Много раз за Литургией священник желает прихожанам «мира». «Мир всем!» – говорит священник и осеняет людей крестным знамением; диакон многократно призывает молиться об этом же: «Паки и паки, миром Господу помолимся…» Вот и первая ектения, которой открывается богослужение, начинается с этих слов. Что это за «мир»?.. Это покойное состояние души. Покойное оттого, что ты знаешь: ты – в Руке Божией и храним Им, что без воли Божией с твоей головы не упадет даже волос! Об этом мире, который навсегда останется с учениками Христовыми, несмотря на то, что видимым образом Господь не будет с ними, говорил Спаситель незадолго до смерти: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» ( Ин 14, 27 ). Чтобы мы помнили, откуда мир, Кто его дает, диакон и напоминает во втором прошении ектении: О Свышнем мире и о спасении душ наших Господу помолимся. Свышний – сходящий с Неба, от Бога. От лица верующих на каждое прошение хор отвечает: «Господи, помилуй». Помилуй – это не просто «защити, сохрани» или что-то подобное. Греческое Kyrie eleison (прошение Господи помилуй по-гречески звучит как Кирие елейсон) имеет основой слово «елей», то есть, масло. Елейсон значит дословно: возлей елей на раны, сжалься, исцели, уврачуй, смягчи боль… О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех Господу помолимся. Это прошение более сложное, чем кажется на первый взгляд. Его мысль – послушание всего творения Богу и стремление к единству с Ним. Состоит это прошение из трех маленьких частей, каждая из которых имеет свой смысл:

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/bogosl...

Рождественский пост (28 ноября — 6 января нов. ст.) Рождество Христово. Фреска храма Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Сретенский монастырь. Начинается Рождественский пост. Он предваряет собою праздник Рождества Христова за сорок дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению. Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Понятно, что во время поста запрещены мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение). В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей. Со 2 января по 6 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Как проводить время постов По делам благочестия, которым мы должны посвящать постные дни, дни поста приближаются к дням праздничным. Слово Божие свидетельствует, что пост... соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством (Зах. 8, 19). Но посты все же отличаются от праздничных и будних дней. В праздники Церковь призывает нас к благодарению Бога и святых за благодеяния, в посты — к примирению с Богом и участию в жизни, страданиях и смерти Спасителя и святых. Праздники располагают нас к духовной радости надежде, посты — к сокрушению и слезам. В праздники, сообразно духовному веселью, Церковь благословляет трапезу обильнейшую, в посты — предписывает умеренное употребление пищи и пития, и притом пищи не скоромной, а постной. В Церковном Уставе ясно изображено и время употребления и качество постной пищи. Все строго рассчитано, с той целью, чтобы ослабить в нас страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела; но так, чтобы не совсем расслабить нашу телесную природу, а напротив — сделать ее легкою, крепкою и способною подчиняться движениям духа и бодренно выполнять его требования.

http://pravoslavie.ru/1447.html

Соборование: Таинство исцеления души и тела До сих пор среди православных богословов нет однозначного мнения, можно ли совершать Соборование над здоровыми людьми. Практика совершения массовых соборований в Великий пост, а порой — и в другие посты, распространилась в Русской Церкви лишь в последние годы 17 марта, 2011 До сих пор среди православных богословов нет однозначного мнения, можно ли совершать Соборование над здоровыми людьми. Практика совершения массовых соборований в Великий пост, а порой — и в другие посты, распространилась в Русской Церкви лишь в последние годы Таинство исцеления души и тела — такими словами можно передать суть таинства, которое известно у нас как Соборование, а в церковных книгах чаще называется Елеосвящением. Название «соборование» произошло от практики совершения этого таинства несколькими священниками — «собором». Священник Андрей Дудченко Назначение таинства Соборования — всецелое исцеление человека. В молитвах, которые читаются при совершении таинства, неоднократно обращаются к Богу просьбы о прощении грехов страждущего и о его выздоровлении. Само телесное исцеление в молитвах таинства ставится в зависимость от исцеления душевного, для которого необходимо покаяние, то есть прощение грехов, соединенное с твердым обещанием исправить свою жизнь в соответствии с заповедями Божиими. Для совершения таинства используются елей (растительное масло, по возможности — оливковое). Елей — один из древнейших религиозных символов. С глубокой древности это был не только продукт, употребляемый в пищу, но и лекарственное средство, и вещество для светильников, и косметическое средство. Изобилие елея воспринималось как знак Божия благословения. Елеем натирали тело, помазывали волосы. Елеем помазывали на служение пророков, священников и царей. Еще святые апостолы помазывали елеем больных, молясь об их исцелении. Об этом пишет ап. Иаков: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак 14:15). Из этого текста видно, что уже в апостольское время была практика помазывания больных елеем, но, что важно отметить, исцеляющая сила приписывается не самому елею, а «молитве веры». Следствием этого священнодействия, по словам апостола, является исцеление тела и прощение грехов.

http://pravmir.ru/soborovanie-tainstvo-i...

Храм Великомученицы Ирины Соборование: как, где, когда и для чего? 20 апреля, 2009 Храм Великомученицы Ирины Что такое Соборование? Для чего оно проводится? Как происходит? На все эти вопросы Вы найдёте ответ в нижепредложенной статье. Что такое Соборование? Соборование — одно из семи Таинств Православной Церкви. Соборование совершается для исцеления  духовных и телесных недугов, а также дарует оставление тех грехов, о которых человек забыл. Совершается семикратным крестообразным помазыванием лба, ноздрей, щек, губ, груди и рук верующего освященным елеем, сопровождаемым чтением молитв, Апостола и Евангелия. Соборование совершается при тяжелой болезни в течение всего года, а Великим постом все верующие стараются собороваться. После соборования верующие стараются исповедаться (если не исповедались до) и причаститься. Священник Андрей Дудченко: Соборование: Таинство исцеления души и тела Таинство исцеления души и тела — такими словами можно передать суть таинства, которое известно у нас как Соборование, а в церковных книгах чаще называется Елеосвящением. Название «соборование» произошло от практики совершения этого таинства несколькими священниками — «собором». Назначение таинства Соборования — всецелое исцеление человека. В молитвах, которые читаются при совершении таинства, неоднократно обращаются к Богу просьбы о прощении грехов страждущего и о его выздоровлении. Само телесное исцеление в молитвах таинства ставится в зависимость от исцеления душевного, для которого необходимо покаяние, то есть прощение грехов, соединенное с твердым обещанием исправить свою жизнь в соответствии с заповедями Божиими. Для совершения таинства используются елей (растительное масло, по возможности — оливковое). Елей — один из древнейших религиозных символов. С глубокой древности это был не только продукт, употребляемый в пищу, но и лекарственное средство, и вещество для светильников, и косметическое средство. Изобилие елея воспринималось как знак Божия благословения. Елеем натирали тело, помазывали волосы. Елеем помазывали на служение пророков, священников и царей.

http://pravmir.ru/soborovanie-kak-gde-ko...

I. Указания о Рождественском посте в действующем Типиконе В Типиконе, который используется в Русской Православной Церкви в настоящее время , содержится целый ряд указаний о том, как соблюдать Рождественский пост. Рассмотрим их подробнее. I. 1. Установлена 40-дневная продолжительность поста: [Глава 48, Месяцеслов во весь год: 14 ноября, 1-е «зри»]: Подобаетъ ведати: яко заутра начинаемъ постъ къ Рождеству Христову, святую четыредесятницу. декабря, последнее «зри»]: На трапезе утешение братии великое… Аще праздникъ Рождества Христова случится быти въ среду, или пятокъ: разрешаемъ убо миряне на мясо, монаси на сыръ и яица… От Христова Рождества и до святыхъ Богоявлений, никакоже постъ, ни коленопоклонения бываютъ. Таким образом, Рождественский пост начинается с 15 ноября («заутра начинаем») по юлианскому календарю (или «старому стилю» (далее «ст. ст.»); в ΧΧ–XXI вв. по григорианскому календарю, или «новому стилю» (далее «н. ст.»), эта дата соответствует 28 ноября), а 25 декабря (по ст. ст.; в ΧΧ–XXI вв. это 7 января по н. ст.) его уже нет, то есть он охватывает 16 дней ноября + 24 дня декабря (по ст. ст.), или ровно 40 дней . I. 2. В одни дни недели предписано поститься строже, чем в другие: [Глава 33, О разрешении всего лета]: Подобаетъ ведати: яkw въ постъ… Христова Рождества, во вторникъ, и четвертокъ, рыбы не ядимъ, но елей и вино точию. Въ понедельникъ, въ среду и пятокъ ни елеа вкушаемъ, ни вина, но постимся до девятого часа, и ядимъ въ тыя дни сухоядение. Въ субботы же и недели, ядимъ рыбы. [Глава 48, Месяцеслов во весь год: 14 ноября, 1-е «зри»]: Должни есмы въ сей месяце сохраняти въ коейждо седмице три дни, постящеся от елеа и вина, понедельникъ, среду и пятокъ. Как наиболее строгие указаны понедельник, среда и пятница: положено вкушать только раз в день, пищей должно быть «сухоядение» Из этих указаний следует, что наиболее строгими днями поста должны быть понедельник, среда и пятница. В перечисленные дни положено вкушать пищу только раз в день, причем пищей должно служить «сухоядение» (буквально – «невареная пища»: хлеб, соленья, сухофрукты), без растительного масла и вина. Вторник и четверг занимают промежуточное положение: растительное масло и вино дозволены. В субботу и воскресенье пост максимально ослаблен: можно есть не только растительное масло, но и рыбу.

http://pravoslavie.ru/108588.html

Помазание Итак, пока масло не впиталось в кожу или не высохло, пока блестят свежестью помазания лица ваши, поспешим повторить: мы должны царствовать над грехом и страстями, и жертвовать собою ради Христа. Это наше царство и наше священство. 30 марта, 2012 Итак, пока масло не впиталось в кожу или не высохло, пока блестят свежестью помазания лица ваши, поспешим повторить: мы должны царствовать над грехом и страстями, и жертвовать собою ради Христа. Это наше царство и наше священство. Проповедь после Соборования Каждый из вас, приняв семикратное помазание освященным елеем, похож сейчас на того человека, о котором говорится в Евангелии: «Главу твою помажь и лицо твое умой» (См. Мф. 6:17) Лица мы должны умыть в тайных молитвах – слезами, а главы наши только что помазала Церковь, чтобы сообщить нам врачующую благодать Духа. Соборование в Киево-Печерской Лавре. Фото: иеродиакон Василий (Новиков)/lavra.ua Сейчас видно, что все мы – помазанники, подобно тому, как и Господь наш – Помазанник, то есть Христос. «Раз Он – Великая Рыба», – говорит Тертуллиан, имея в виду, что слова «Иисус Христос Божий Сын Спаситель» образуют по-гречески аббревиатуру – «рыба», – «то значит и мы – рыбки, рожденные Его благодатью в воде Крещения» А раз Он – Помазанник, то есть Христос, то и мы помазаны благодатью, то есть – христиане. О том, что Он помазан, пророчески говорит псалом: «помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Пс. 44:8) А то, что и мы в Нем помазаны, видим сегодня, поскольку принятое нами Таинство, «Это – как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Аронову, стекающий на края одежды его» (Пс.132:2) Кого в древности помазывали, освящали возливанием елея? Царей и священников. Царь ли Христос, Господь наш? Несомненно – Царь. Он царствует над миром видимым и невидимым, над миром одушевленным и неодушевленным. Царство Его – Царство всех веков и владычество Его во всяком роде и роде. Демоны бегают от Его голоса, вода под Ним отвердевает, пища в Его руках умножается, и сама смерть Ему противиться не может. Если же и не все добровольно под руку Его склоняются, то это оттого, что Он ждет от людей веры и послушания, но не спешит карать непокорных. Для этих последних Царство Его «не от мира сего» (Ин.18:36) Но для уверовавших Он – уже Царь, ныне и вовеки. Уверовавшие, вслед за Фомой, уже говорят Ему: «Господь мой и Бог мой» (Ин.20:28)

http://pravmir.ru/pomazanie/

Разделы портала «Азбука веры» Елеосвящение, или Соборование – Церковное Таинство , совершаемое над больным человеком собором священников (в крайнем случае — одним священником), состоящее в призвании на болящего, посредством молитв и помазания его освященным елеем, исцеляющей, очищающей благодати , врачующей телесные и душевные немощи. Елей (оливковое масло) в таинстве знаменует милость Божию, а добавляемое в него в небольшом количестве вино – искупительную Кровь Спасителя. Таинство Елеосвящения установлено Господом Иисусом Христом и совершалось уже в апостольские времена ( Мк.6:13 ; Иак.5:14-15 ). Оно служит благодатным врачеванием телесных недугов. Священника  обычно приглашают к больному домой или в больницу. Помазуются крестообразно чело, ноздри, щеки, уста, грудь, внешняя и тыльная сторона ладоней. Оставшееся после Таинства освященное масло, называемое соборным, можно при недугах душевных и телесных с верой и молитвой принимать внутрь или крестообразно помазывать больные места. Не могут участвовать в таинстве елеосвящения иноверцы, еретики и некрещенные; не совершается оно также над нераскаянными грешниками и над больными, находящимися в буйном умопомешательстве и бесновании. Верно ли утверждение, что поскольку все верующие нравственно больны, постольку все нуждаются в периодическом участии в Таинстве Соборования? В том, что все люди, живущие ныне земной жизнью, грешат, нет и не может быть ни малейших сомнений ( 1Ин.1:8 ). В этом смысле говорится, что все, включая христиан, нравственно больны. Кроме того иногда утверждается, что люди не идеальны и в отношении физического здоровья: у любого нет-нет да и найдётся хотя бы малый изъян. На этой почве и сложилось убеждение, что всем христианам необходимо время от времени собороваться, а особенно — в дни, специально назначенные духовенством . Догматическое обоснование Таинства Елеосвящения или Соборования находим в Послании апостола Иакова, где читаем: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне…» ( Иак.5:14 ). Как видно из содержания фрагмента, Таинство Елеосвящение предназначено именно для больных, причём под больными здесь подразумеваются не все люди вообще, но больные в строгом значении слова: те, кто лежит. См. подробнее:  Допустимо ли Таинство Соборования для здоровых людей?

http://azbyka.ru/soborovanie-eleosvyashh...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010