Елеосвящение Елеосвящение представляет собой особое церковное Таинство, целью которого является исцеление человека от болезней телесных и душевных. В древности оно называлось различными наименованиями: елеем, святым елеем, елеопомазанием, молитвомаслием. В просторечии Таинство называют соборованием, поскольку оно совершается собором священников. В Таинстве употребляется елей – жидкое масло, обычно оливковое. Елей как религиозный символ. Формирование чинопоследования В древности елей использовался в качестве одного из основных медицинских средств: его употребляли, в частности, для заживления ран (см.: Ис. 1:6 ). Масличный елей употреблялся в светильниках (см.: Исх. 27:20 ). Наряду с пшеницей и вином елей был одним из основных пищевых продуктов (см.: Втор. 11:14 ): его изобилие воспринималось как благословение Божие (см.: Втор. 7:13 ; Иер. 31:12 ), а отсутствие – как наказание (см.: Мих. 6:15 ; Авв. 3:17 ). В качестве продукта питания елей входит внутрь человека, в кости его (см.: Пс. 108:18 ). Елей был также косметическим средством: его использовали для умащения тела, для благовонных растираний (см.: Ам. 6:6 ; Есф. 2:12 ; Пс. 91:11 ), елеем помазывали волосы (см.: Пс. 22:5 ). В ветхозаветной традиции елей является одним из главных религиозных символов. Елей – символ исцеления, спасения, воссоединения с Богом (см.: Иез. 16:9 ). Кроме того, это символ радости (см.: Пс. 44:8, 103:15 ), любви (см.: Песн. 1:2 ), дружбы (см.: Притч. 27:9 ), братского общения (см.: Пс. 132:2 ). Елей был символом Божиего избранничества и царской власти, поэтому он употреблялся для помазания царей и священников (об этом значении елея и о символике помазания мы говорили в связи с Таинством миропомазания). Через помазание елеем (миром) избраннику Божиему передавался Дух Божий (см.: 1Цар. 10:1–6, 16:13 ). В христианской традиции елей стал, прежде всего, символом духовного исцеления: в этом значении он упомянут, в частности, в притче о милосердном самарянине (см.: Лк. 10:34 ). В то же время елей – символ света: в этой роли он фигурирует в притче о десяти девах (см.: Мф. 25:1–13 ). Греческое слово  (милость) созвучно слову (елей, масло), поэтому елей воспринимался как символ милосердия, примирения и радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Часть IX. Елеосвящение Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий. Таинство Елеосвящения: богословские аспекты 413 Определения и предварительные замечания Согласно классическим догматическим определениям, «Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные» 414 ; «Таинство Покаяния, как благодатное врачевство, предназначено для всех христиан, но только для исцеления одних болезней их духовных. Таинство Елеосвящения есть другое спасительное врачевство, предназначенное для христиан, больных по своему телу, и имеющее целью врачевать не одни болезни их духовные, но и телесные» 415 . Еще одно определение дает блж. Симеон Солунский († 1421): «Елей есть елей святой по силе священнодействия, и исполнен божественной силы, и вместе с тем, как умащает чувственно, он просвещает и освящает и души, укрепляет силы, как телесные, так и духовные, исцеляет раны, уничтожает болезни, очищает от нечистоты греховной и имеет силу подавать нам милость Божию и умилостивлять Его» 416 . Из этих определений следует, что содержание таинства Елеосвящения имеет несколько аспектов. С одной стороны, Елеосвящение – таинство, «имеющее целью врачевать болезни... телесные». С другой стороны, оно «очищает от нечистоты греховной» и поэтому может рассматриваться как дополнение или альтернатива таинству Покаяния. Таинство Елеосвящения «укрепляет силы, как телесные, так и духовные». Наконец, оно подает принимающим его милость Божию. Рассмотрим эти аспекты подробнее. Елей и врачевание Как хорошо известно, елей в древности был не только одним из основных продуктов питания, но и широко распространенным медицинским и косметическим средством. Так, само греческое слово «елей» (λαιον), по данным корпуса классических греческих текстов (TLG), встречается в сочинениях медиков – Гиппократа, Аэция и Галена – намного чаще, чем у всех остальных античных авторов. В Ветхом Завете елей упоминается многократно; в Септуагинте слово λαιον употребляется для перевода еврейских слов шемен и, значительно реже, ицхар; первое из этих двух слов обозначает именно оливковое масло.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Освящено ли «освящённое масло»? Новоиспечённая «традиция» продажи освящённого масла «на разлив» – обычный бизнес, основанный на обмане невежественных людей Священник Александр Шумский   Сергей Поляков   16:03 12.11.2018 3443 Время на чтение 4 минуты Освящённое масло – одна из многих святынь Православной Церкви, подаваемых Ею по милости Божией в помощь истинно верующим. Оно, безусловно, и само по себе обладает силой исцеления, но в большей степени действенны здесь молитва и вера во всемогущество Божие и милость Его ко всем, прибегающим к Нему. Освящённое масло бывает 3-х видов: 1. Елей, освящённый во время совершения Таинства елеосвящения (соборования). 2. Масло, освящённое на литии во время Всенощного бдения с Полиелеем, где совершается уже не таинство, но просто освящение масла, которым священник тут же, во время службы, помазывает верующих.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/11/12/os...

Общие понятия Предмет исследования Елеосвящение, как и всякое другое таинство св. Православной Церкви, имеет две стороны: догматическую (теоретическую или научную) и  литургическую (богослужебную или совершительную). Обе сии стороны существенно связаны между собою и составляют одно целое, как душа и тело в человеке. Догматическое учение составляет основу таинства, а богослужебная часть – осуществление и применение его к потребностям членов св. Церкви. Но в теории, в науке обе части таинства разделяются и наследуются отдельно одна от другой: учение о нем излагается в Догматическом Богословии, а образ совершения его – в Литургике, науке о богослужении. Предметом настоящего исследования будет собственно литургика или богослужение Елеосвящения. Но, по причине тесной связи учения о таинстве с его совершением, Догматическое Богословие обращается, для уяснения своих положений, в совершительной его части 1 . Тем более, мы, при исследовании литургики Елеосвящения, будем иметь надобность постоянно обращаться к догматическому учению о нем, так как это учение служит основою совершительной части таинства. Если составные элементы литургики Елеосвящения не будут сопоставляемы с догматическими его источниками, то они не только не будут понятны, но и будут казаться установлениями произвольными, не имеющими надлежащих оснований. Различные наименования таинства Елеосвящения  Таинство Елеосвящения, совершаемое в Православной Церкви над больными, имеет разные названия. 1) В церковно-богослужебных книгах оно именуется: а) просто Елеем , по переводу греческого слова ’Ελιον, что значит масло, напр., таинство Елея 2 , б) св. Елеем , также, по переводу с греческого: ’ " Αγιον ’Ελιον – святое масло, напр., в Требнике чин таинства озаглавлен так: «Последование св. Елея » 3 , в) молитвоиелеем или молитвомаслием , по переводу, также, греческого слова: ’Ευχελιον – от ’Ευχ – молитва и ’Ελιον – масло, т. е. молитвенное масло 4 и г) маслосвящением 5 , древнерусский, не совсем точный перевод того же слова: ’Ευχελιον. Вместо слова: маслосвященный , с заменою в нем русского слова: масло , греческим: елей , вошло в употребление нынешнее название: Елеосвящение 6 , очевидно, вполне однозначещее с ним. Таким образом, все сии наименования таинства взяты с греческих, а греческие названия принадлежат глубокой древности, ибо они имеются уже в чине таинства IX в., обнародованном у Гоара 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

10 вопросов о соборовании Можно ли мыться после соборования и что делать с елеем и пшеницей, взятыми после таинства? 2 марта, 2015 Можно ли мыться после соборования и что делать с елеем и пшеницей, взятыми после таинства? Великим постом в храмах совершается таинство соборования. Что это такое, зачем и как к нему готовиться? Что такое соборование?  Назначение таинства соборования (или таинство елеосвящения — прим. ред. ) — всецелое исцеление человека. В молитвах, которые читаются при совершении таинства, неоднократно обращаются к Богу просьбы о прощении грехов страждущего и о его выздоровлении. Само телесное исцеление в молитвах таинства ставится в зависимость от исцеления душевного, для которого необходимо покаяние, то есть прощение грехов, соединенное с твердым обещанием исправить свою жизнь в соответствии с заповедями Божиими. Для совершения таинства используются елей (растительное масло, по возможности — оливковое). Елей — один из древнейших религиозных символов. С глубокой древности это был не только продукт, употребляемый в пищу, но и лекарственное средство, и вещество для светильников, и косметическое средство. Изобилие елея воспринималось как знак Божия благословения. Елеем натирали тело, помазывали волосы. Елеем помазывали на служение пророков, священников и царей. Протоиерей Андрей Дудченко Почему оно называется соборованием? Традиционно совершают это таинство несколько священников (то есть соборно, — прим. ред. ), не обязательно семь. Но в исключительных случаях может совершить и один священник. Протоиерей Андрей Дудченко Как происходит соборование?  Современный чин Соборования – пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения (молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся) с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. При помазании священник читает уже упоминавшуюся молитву “Отче Святый, врачу душ и телес…”. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для помазания. Этот же елей используют и при погребении христианина – его выливают в гроб перед тем, как закрыть крышкой. Так что это таинство напоминает нам о вечной жизни и готовит нас к ней.

http://pravmir.ru/10-voprosov-o-soborova...

По благословению архиепископа Амвросия О происхождении наименования таинства Елеосвящения и о других видах помазания Таинство Елеосвящения, совершаемое в Православной Церкви над больными, имеет разные названия. В церковно-богослужебных книгах оно именуется: просто елеем, ибо так оно звучит в переводе с греческого; молитвоелеем или молитвомаслием, что соответствует переводу с греческого; маслоосвящением. Последнее название – это очень древний русский, не совсем точный, перевод слова «масло» с греческого – «елей». Оно-то и вошло в употребление, но опять-таки с заменой русского слова «масло» на греческое «елей». Таким образом, все эти наименования таинства взяты с греческих, а греческие названия принадлежат глубокой древности, ибо они имеются уже в чине таинства IX века. На языке богословском и вообще литературном в нашем Отечестве таинство это обыкновенно называется Елеосвящением. Слово усвоено таинству по тому существенному признаку, что веществом в нем служит елей, освященный молитвами по установлению Святой Церкви. Еще это таинство называется Елеопомазанием. Это название образовалось на основании слов Святого Писания о помазании елеем больных ( Мк. 6:13 ; Иак. 5:14 ). Эти два названия – Елеосвящение и Елеопомазание – означают две существенные богослужебные части таинства: освящение елея и помазание им, и потому они употребляются для обозначения всего таинства в целом. В богословских системах принято называть таинство преимущественно Елеосвящением, ибо слово это, как говорит в Богословии преосв. Феофан Прокопович , весьма хорошо соответствует как греческому наименованию, так и обряду освящения елея. В обыденном наименовании таинство елея называется в нашем Отечестве соборованием – откуда и вошли в обиход слова: «соборовать», «собороваться», «пособороваться». Это оригинальное русское название известно в нашей письменности с XVI века и усвоено таинству по тому внешнему признаку, что оно совершается по чину соборно семью пресвитерами и при собрании многих верующих. Кроме таинства св. елея, в Православной Церкви существовали ранее и имеются ныне другие виды елеопомазаний, внешне сходные с ним, но не имеющие мистириального характера. Сюда относятся елеопомазания: религиозно-обычные и церковно-обрядовые.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Романов-на-Мурмане " ( romanov-murman.narod.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). О происхождении наименования таинства Елеосвящения и о других видах помазания Таинство Елеосвящения, совершаемое в Православной Церкви над больными, имеет разные названия. В церковно-богослужебных книгах оно именуется: просто елеем, ибо так оно звучит в переводе с греческого; молитвоелеем или молитв омаслием, что соответствует переводу с греческого; маслоосвящением. Последнее название - это очень древний русский, не совсем точный, перевод слова " масло " с греческого - " елей " . Оно-то и вошло в употребление, но опять-таки с заменой русского слова " масло " на греческое " елей " . Таким образом, все эти наименования таинства взяты с греческих, а греческие названия принадлежат глубокой древности, ибо они имеются уже в чине таинства IX века. На языке богословском и вообще литературном в нашем Отечестве таинство это обыкновенно называется Елеосвящением. Слово усвоено таинству по тому существенному признаку, что веществом в нем служит елей, освященный молитвами по установлению Святой Церкви. Еще это таинство называется Елеономазанием. Это название образовалось на основании слов Святого Писания о помазании елеем бoльhыx(Mk.VI,13;Uak. V, 14). Эти два названия - Елеосвящение и Елеопомазание - означают две существенные богослужебные части таинства: освящение елея и помазание им, и потому они употребляются для обозначения всего таинства в целом. В богословских системах принято называть таинство преимущественно Елеосвящением, ибо слово это, как говорит в Богословии преосв. Феофан Прокопович, весьма хорошо соответствует как греческому наименованию, так и обряду освящения елея. В обыденном наименовании таинство елея называется в нашем Отечестве соборованием - откуда и вошли в обиход слова: " соборовать " , " собороваться " , " пособороваться " . Это оригинальное русское название известно в нашей письменности с XVI века и усвоено таинству по тому внешнему признаку, что оно совершается по чину соборно семью пресвитерами и при собрании многих верующих.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2102...

Разделы портала «Азбука веры» В. Петров, директор Православного торгово-просветительского центра при храме Апостола Иакова Зеведеева Во многих печатных изданиях можно встретить восторженную рекламу вазелинового масла, которое усердно рекомендуется для лампад. В связи с этим хотим поделиться своими сомнениями в целесообразности размещения подобной информации на страницах газет и журналов, адресованных православным христианам. Обычай затеплять лампадку перед иконами пришел к нам при святом князе Владимире из Греции — вместе с православной верой. Но не в греческих храмах он возник. Лампады, заправленные елеем, употреблялись еще в ветхозаветной скинии Моисея. Устроить светильник из золота чистого с семью лампадами — одно из первых повелений, данных Моисею Господом. Об этом свидетельствует Ветхий Завет ( Исх. 25, 31, 37 ). Там же заповедано: И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношения, от всякого человека, у которого будет усердие, принимайте приношения Мне. Вот приношения, которые вы должны принимать от них… елей для светильника, ароматы для елея… И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин… чтобы горел светильник во всякое время… ( Исх.25:1-3, 6; 27:20 ). Именно по этой причине боголюбивые чада всего православного мира, следуя заповеди, данной Господом, всегда использовали в лампадах в качестве жертвы очищенное оливковое масло, имеющее, как известно, растительное происхождение. И у нас в стране до революции его применение являлось безусловным каноническим требованием. В обиходе оно называлось деревянным. Но с приходом советской власти атеистическое правительство прекратило импорт оливкового масла для нужд Церкви. Собственные оливковые рощи в России отсутствуют. Поэтому верующие были вынуждены жечь все, что горит. В ход пошли самые различные отечественные пищевые масла, имевшие хождение в быту. Однако, забегая вперед, следует сразу же заметить, что их использование в качестве лампадного масла изначально было обречено на неудачу. И вот почему.

http://azbyka.ru/o-lampadnom-masle

Закрыть itemscope itemtype="" > Феномен сосуществования Империи и Республики в Древнем Риме и в современной России Выступление на съезде «Двуглавого Орла» 22 ноября 2020 года 22.11.2020 1437 Время на чтение 21 минут Тема моего выступления кому-то среди нас — современных православных монархистов — может показать парадоксальной, противоречивой, как попытка смешать в одном сосуде масло и воду. Мы ведь знаем, сколько ни мешай эти субстанции, после перемешивания всё равно после отстоя временной эмульсии елей снова окажется наверху, а вода — в нижнем слое. Однако вовсе не собираюсь смешивать Империю и Республику в нечто третье, но только предлагаю нам рассмотреть феномен их одновременного сосуществования. Данную проблему мы на протяжении более десяти лет рассматривали и обсуждали с моими соратниками, в особенности с историком Леонидом Болотиным. И здесь хочу поделиться с вами результатами наших обсуждений. Сначала о Древнем Риме История Рима начиналась со сравнительно недолговременной эпохи Царства с Царями во главе, первым из которых был этруск Ромул — потомок троянского Царевича Энея. Цари Рима утверждались коллегией патрициев — отцов Вечного Города, советом старейшин — Сенатом. Сам Сенат был строго иерархичен. Была должность первенствующего сенатора — принцепса. И все остальные сенаторы ранжировались по значению тех магистратур, которые они возглавляли, по возрасту или по продолжительности своего пребывания в Сенате. Выступали сенаторы в порядке строго установленной иерархической очереди. По смерти сенатора его замещение, как правило, осуществлялось по наследству, то есть сенатором становился младший брат, сын, племянник или другой близкий родственник умершего сенатора по женской линии. При седьмом Царе Тарквинии Гордом римляне, недовольные его тиранией, решили изгнать Царя, упразднить царский титул и учредить Республику. В Римском Сенате Ещё на заре становления современного православно-монархического движения известный ученый — историк права Игорь Владимирович Карпец (12 июля 1954 — +27 января 2017) обращал наше внимание на то, что позднейшее западноевропейское — буржуазное истолкование понятия «республика» как «общее дело» не соответствует природной этимологии.

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/22/...

Милосердный самарянин В разбойники впадый аз есмь помышленми моими (устремились на меня помыслы, как разбойники), весь от них уязвихся ныне и исполнихся ран: но Сам ми представ, Христе Спасе, исцели. Священник мя предвидев (заметив) мимоиде, и левит видя в лютых (в беде) нага, презре: но из Марии возсиявый Иисусе, Ты представ ущедри (умилосердись) мя. Гноение, Спасе, исцели смиренныя моея души, едине Врачу: пластырь мне наложи и елей и вино, дела покаяния, умиление со слезами. В основе этих покаянных стихов лежит евангельская притча о милосердом самарянине. В этой притче дан ответ одному законнику на его вопрос: кто ближний мой? ( Лк.10:29 ). Иудеи признавали ближними только единоземцев и единоверцев, прочих они чуждались и презирали. Особенно они гнушались самарянами, хотя среди самарян были люди, достойные уважения и сочувствия по их нравственным качествам. Таковым именно является самарянин в притче Спасителя. Один путник шел из Иерусалима в Иерихон. На дороге на него напали разбойники, ограбили его, изранили и оставили еле живым. Священник и левит, служители Бога Израилева, проходившие той же дорогой, заметили его, но прошли мимо, не подав ему руку помощи. Помощь оказал ему самарянин, проезжавший той же дорогой. Заметив его, он пренебрег опасностью нападения разбойников, остановился, подошел к несчастному, перевязал ему раны, возливая на них масло и вино, потом посадил его на своего осла, привез в гостиницу и стал ухаживать за ним. На другой день, отъезжая, поручил попечение о больном хозяину гостиницы, оставил ему на необходимые издержки деньги и сказал: «Если израсходуешь больше, я отдам тебе, когда возвращусь». Законник, выслушав притчу, должен был согласиться, что милосердый самарянин более заслуживает именоваться ближним, чем двое иудеев, и притом не простых иудеев, а служителей храма, не принявших участия в несчастном, ограбленном и изувеченном разбойниками. Таков ближайший смысл притчи. Но она имеет и другой, высший смысл, а именно – в ней изображается жалкое состояние падшего человека и искупление его через Иисуса Христа. Человек, идущий из Иерусалима в Иерихон, – это грешник, осужденный по изгнании из рая на бедственное странствование в земной юдоли. Жизнь его вне рая, где он, если бы оставался верен Богу, вечно мог бы блаженствовать, стала походить на путь из Иерусалима в Иерихон. На этом пути путешественника подстерегают разбойники. И каждый грешник, удаленный от райской жизни, должен исповедать: «Как разбойники, устремились на меня помыслы».

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010