Разделы портала «Азбука веры» О том, что к алтарю не должно приноситься ничего, не имеющего богослужебного употребления в Новозаветной Церкви, только хлеб, вино, ладан и масло для лампад. Если какой-либо епископ или пресвитер, вопреки установлению Господа о жертвоприношении, принесет в алтарь что-либо иное: мед, молоко или приготовленный сикер вместо вина, птицу, каких-нибудь животных или овощи, вопреки установлению, да будет извержен из сана. Исключение составляют молодые зерна и виноград, приносимые в подобающее время. Да не будет позволено доставлять в алтарь что-либо иное, кроме елея для светильника и фимиама, ко времени святого приношения. Ε τις πσκοπος, πρεσβτερος, παρ τν το Κυρου διταξιν τν π τ θυσ, προσενγκ τερ τινα π τ θυσιαστριον, μλι, γλα, ντ ονου σκερα πιτηδευτ, ρνεις ζ τινα, σπρια, παρ τν διταξιν, καθαιρεσθω πλν νων χδρων, σταφυλς, τ καιρ τ δοντι. Μ ξν δ στω προσγεσθα τι τερον πρς τ θυσιαοτριον, λαιον ες τν λυχναν, κα θυμαμα τ καιρ τς γας προσφορς. Толкования Зонара . Господь предав Своим ученикам совершение бескровной жертвы, заповедал совершать оную на хлебе и вине. Посему и апостолы не дозволили приносить ничего другаго для жертвы и запретили вместо вина употреблять другой вид пития, например, сикеру. А сикерою называется все, что производит опьянение без вина; каковы искусственно производимыя людьми пития, например, так называемый хмел, и другия подобным образом приготовляемыя. Но они дозволили приносить виноград, сделавшийся уже зрелым, и новые, то есть, только что появившиеся колосья и овощи, сделавшиеся уже годными для употребления в пищу (ибо это обозначается выражением: в надлежащее время); впрочем дозволили приносить это не как жертву, а как начатки созревших плодов. Дозволено приностить и елей, дабы им возжигать свет Истинному Свету, и фимиам во время святаго приношения. Читай Трулльскаго собора правила 28 , 32 , 57 . Аристен . Священник, приносящий в олтарь молоко, или мед, или сикеру, или животных, или овощи – кроме новых колосьев, винограда, елея и фамиама, да будет извержен.

http://azbyka.ru/pravo/3-apostolskoe-pra...

Как питаться в пост Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов - " все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен [то есть еды, пищи. - Ред. ], не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов " . Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни - вторник, четверг, суббота и воскресенье - разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей. От 20 декабря до 25 декабря (старого стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста. Рождественский пост называют иногда крупяным. Хозяйкой стола в это время является каша. Каша является одним из древнейших блюд человечества. Существует мнение, что хлеб произошел от каши - густая, переваренная каша являлась прообразом пресной лепешки. Постепенно крупу для такой лепешки стали измельчать, и появилась мука, а вместе с ней - пресный хлеб. На Руси каша была одним из главнейших блюд. Впрочем, кашей в Древней Руси называли не только крупяные блюда, а вообще все кушанья, сваренные из измельченных продуктов. В старинных источниках упоминаются хлебные каши, сваренные из сухарей, рыбные каши и т. п.

http://pravoslavie.ru/1808.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Литургика ЕВАНГЕЛИАРИЙ в лат. традиции наименование такого типа Евангелия служебного, в котором текст 4 Евангелий расположен в порядке литургических чтений года церковного ЕВАНГЕЛИЕ СЛУЖЕБНОЕ литургическая книга, содержащая тексты 4 канонических Евангелий, приспособленных для чтения за богослужением ЕВАНГЕЛИЕ УСПЕНСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ одна из самых известных рус. рукописей времени вел. кн. Московского Василия Димитриевича (1389-1425) ЕВАНГЕЛИЕ ХИТРОВО лицевая рукопись времени прп. Андрея Рублёва, получившая название по имени последнего владельца Б. М. Хитрово; памятник древнерус. книжного искусства ЕВЕРГЕТИДСКИЙ ТИПИКОН визант. литургический и церковно-правовой памятник 2-й пол. XI в., регламентировавший особенности устройства и богослужебные порядки располагавшегося возле стен К-поля Евергетидского мон-ря ЕВХАРИСТИЧЕСКИЕ КОНГРЕССЫ международные, национальные или региональные собрания клириков и мирян Римско-католической Церкви, посвященные поклонению Евхаристии и обсуждению различных аспектов евхаристического служения ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ I главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении приготовленных Даров в Тело и Кровь Христовы и причащении верующих ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ II главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении приготовленных Даров в Тело и Кровь Христовы и причащении верующих ЕВХОЛОГИЙ собрание молитв и иных текстов для совершения богослужения священнослужителями, один из основных видов литургических книг ЕКСАПОСТИЛАРИЙ песнопение визант. послеиконоборческого чина утрени, исполняемое после 9-й песни канона и малой ектении ЕЛЕЙ оливковое масло, в христ. Церкви одно из веществ таинств, используемое в важнейших богослужебных чинах и наделяемое богатым символическим значением ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ [Соборование, букв.- молитвомаслие (святой елей)], одно из 7 церковных таинств, в к-ром при помазании тела больного специально освященным елеем ЕЛИЦЫ ВО ХРИСТА КРЕСТИСТЕСЯ стих из Галатам послания ап. Павла (Гал 3. 27: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись»), используемый в правосл. богослужении. «Е. во Х. к.» входит в состав визант. чина таинства Крещения

http://pravenc.ru/rubrics/122642_9.html

Состоялся визит Архиепископа Афинского и всея Эллады Христодула в Сирию HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Николай Данилевич Состоялся визит Архиепископа Афинского и всея Эллады Христодула в Сирию На встрече с православным населением г. Алеппо предстоятель Элладской Церкви, затронув тему " межхристианских отношений " , подчеркнул, что православные христиане должны укреплять единство между собой, с тем чтобы приобрести сильный голос и значимое присутствие в мире. Архиепископ Христодул отметил, что " мы говорим да - свидетельству веры, диалогу, взаимопониманию и взаимоуважению, однако нет - прозелитизму... " . Афины, 1 декабря 2003 1 декабря 2003 года завершился визит Архиепископа Афинского и всея Эллады Христодула в сирийский город Алеппо. Причиной посещения Сирии стало освящение закладного камня для строительства комплекса школьных зданий в г. Алеппо, который будет построен на средства Элладской Церкви. Во время своего пребывания в Сирии Предстоятель Элладской Церкви посетил исторический монастырь преп. Симеона Столпника, который " является молчаливым свидетелем общего культурного достояния " . " Византийская культура, - по словам Архиепископа Христодула, - стала той основой, на которой местные народы развивали свои культуры " . Кроме того, Глава Элладской Церкви упомянул о тесных связях взаимной любви, которые существуют между Элладской Церковью и Антиохийским Патриархатом , а также пожелал сирийскому народу, который живет в таком неспокойном регионе, достигнуть мира и процветания. По убеждению Архиепископа Христодула, все религии должны соединить свои усилия для достижения положительных результатов в этом направлении. Глава Элладской Церкви также вознес молитвы о мире всего мира и, особенно, о мире в ближневосточном регионе, где " христиане и мусульмане должны сотрудничать для утверждения мира. Ни в коем случае религии не должны подливать масла в огонь. Единственное масло, елей, которым они имеют право располагать - это елей молитвы " . Приветствуя Архиепископа Христодула в митрополичьем храме св. пророка Илии в городе Алеппо, митрополит Верийский, Алеппский и Александреттский Павел подчеркнул, что " никогда еще до сих пор наш город не переживал такого значимого духовного события. Нашему народу известно многое о Предстоятеле Элладской Церкви: о его талантах, о его многосторонней деятельности, о его трудах ... Мы знаем, что он, своим мудрым руководством в пастырских и социальных проблемах, открыл новую страницу в истории братской Церкви Эллады. Мы рады, что греческий народ имеет Блаженнейшего во главе своей Церкви " .

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛЕОПОМАЗАНИЕ в правосл. богослужении общее наименование различных видов помазания освященным елеем (см. статьи Елей , Елеосвящение , Крещение ), в первую очередь помазания верных елеем на всенощном бдении . Возникновение последнего священнодействия связано с распространением в правосл. Церкви Иерусалимского устава. В лавре прп. Саввы Освященного с V в. существовал обычай совершать помазание братии елеем из лампады, горящей у могилы прп. Саввы, что символизировало благословение святого, невидимо преподаваемое братии. Этот обычай был зафиксирован уже в древнейших редакциях Иерусалимского устава и связан с «исхождением» на могилу св. Саввы ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 22). С распространением Иерусалимского устава сначала в М. Азии, а затем и повсеместно в правосл. Церкви помазание елеем стало совершаться в дни памяти и др. почитаемых святых. Окончательный порядок Е. был закреплен в «Уставе священнослужения» патриарха К-польского св. Филофея I Коккина (см. Диатаксис ) ( Goar. Euchologion. P. 8). Впосл. Е. стало совершаться и на бдении в Господские и Богородичные праздники после отпуста утрени ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 432). В нек-рых уставах указывалось, что помазание совершается иереем 2 перстами (Там же. С. 177), в других же следование этому обычаю называется необязательным и предписывается использовать для помазания «стручец» (Там же. С. 229). В совр. практике греч. мон-рей Е. происходит во время пения хвалитных псалмов на утрене только в дни памяти особо почитаемых святых, но не в воскресные дни (Святогорский устав. С. 65-66). На Руси в дониконовскую эпоху помазание совершалось не только на памяти святых, но и в Господские и Богородичные праздники на службе 1-го часа, после целования образа на аналое. Напр., в рукописи ГИМ. Син. 389/337, 1553 г., в ст. «Как маслом освящати братию древяным», говорится, что «зажигают масло» на великих Господских праздниках по уставу, а также на Богородичных и в дни памяти проч.

http://pravenc.ru/text/189771.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Икона Герондисса отправилась со Святой Горы в Болгарию Икона Герондисса отправилась со Святой Горы в Болгарию Икона Герондисса отправилась со Святой Горы в Болгарию. Иером. Епифаний из монастыря Пантократор сопровождает  известную икону в Софию 24 декабря.   Матерь Божия на этой иконе стоит развернувшись влево, руки Ее простерты в молитве (см. иллюстрацию). На иконе изображен также елейный сосуд — в память прославившего икону чуда двукратного умножения елея в пустых монастырских сосудах по молитве игумена пред этим образом. Икона издавна пребывает в монастыре Пантократор на Святой Горе Афон. Ныне она находиться в соборном храме. В настоящее время икона эта находится не в алтаре, как прежде, а при северо-восточной колонне, поддерживающей купол. Икона обновлена и обложена серебряной ризой. - Афон Согласно преданию, первое чудо от этой иконы произошло во время строительства будущего монастыря, которое проводилось примерно в пятистах метрах от современных построек. Однажды ночью и икона, и все инструменты строителей пропали, а утром были найдены на месте современного расположения обители. Так повторялось несколько раз, пока наконец не стало ясно, что Сама Пресвятая Владычица избирает именно то место для устройства обители. Свое наименование икона Герондисса получила после следующего чуда. В Пантократорском монастыре умирал игумен, человек, достигший зрелого возраста и отличавшийся благочестием и святостию своей жизни. Узнав по откровению о времени своей кончины и желая прежде отшествия в загробный мир причаститься Христовых Таин, он просил очередного священника поспешить с совершением литургии. Священник, однако, не обратил внимания на просьбу игумена. Тогда он услышал глас от иконы Богоматери, находившейся в алтаре. Богородица повелевала ему немедленно исполнить желание и волю своего игумена. Еще одно поразительное чудо произошло в XVII веке. В монастыре случился тогда столь сильный голод, что братия начала постепенно расходиться. Игумен убеждал всех просить о помощи Божию Матерь и сам усердно молился. Однажды утром братья заметили, что из кладовой, где находились в то время лишь пустые сосуды, льется елей. Войдя внутрь, они были поражены: из одного кувшина, сохраняющегося, как говорят, до сих пор, масло непрерывно лилось через край. Иноки возблагодарили Пресвятую Заступницу за скорую помощь, а в память этого события на иконе был изображен кувшин с переливающимся через край елеем.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1342

Разделы портала «Азбука веры» Выгорание — 1) процесс психологических изменений, выражаемых в истощении душевных сил, ведущий к состоянию, близкому к состоянию уныния ; 2) процесс угасания творческих стремлений и способностей (свойственно людям, занимающимся творческой деятельностью). Для того, чтобы избегать выгорания, требуется, с одной стороны — углублять знания и опыт, с другой — чередовать сферы применения своих усилий. Например, если домашняя молитва становится механической, то полезно: Цитаты о выгорании «Не торопись ни в чем; закон действий Божиих – постепенность, медленность, и зато – дивная твердость! Диавол тороплив, потому что не имеет в себе покоя и поспешностью склоняет ко всякому греху, потому что в поспешности нет премудрости». св. праведный Иоанн Кронштадтский «Сгорают, когда много суеты. Не всегда нужно сломя голову бежать. Нельзя быть безотказным на все требования, не всегда безотказность на пользу людям. Жизнь сама покажет, что действительно необходимо». прот. Валериан Кречетов «Про “выгорание” в слове Божием есть притча. Это притча о десяти девах. У тех пяти, что остались без елея, он в лампадах выгорел. У мудрых тоже выгорел (ибо что еще делать елею в лампаде, как не выгорать?). Но у мудрых был запас, и они, подлив масла, пополнили светильники. У глупых же запаса не было. Следовательно (вонмем!), выгорание елея происходит у всех без исключения. Все рискуют потерять огонь в светильнике веры — потому что елей мало-помалу расходуется. Но весь вопрос в том, что масло в светильник подливать нужно регулярно, и накапливать запас, и всячески его сохранять. Выгорание будет катастрофическим и необратимым, если не заботиться о запасе масла. Это значит: твори добро во Христе, умножай молитвы, запасайся елеем Святого Духа сегодня — во дни изобилия веры. Потом неизбежно наступят дни скудости, дни сухости и тяжких испытаний. В те дни выживут те, у кого был запас. Некто из отцов сказал: “Умножай молитвы, когда ты помнишь Господа, чтобы, когда ты забудешь Его, Он вспомнил тебя”. Человек живет сегодня ради добра, сделанного вчера. И если вчера он ничего не сделал ради Христа, то сегодня чувствует себя оскудевшим, а на завтра — выгоревшим. И кто не озаботился заранее о том, чтобы разбогатеть плодами Духа, тот будет наблюдать, как догорают последние капли его веры. Потом лампада закоптит, вспыхнет и угаснет. А человек отвернется от ворот Иерусалима и понуро пойдет в Иерихон. Так исполняется слово: имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет ( Лк.19:26 ).

http://azbyka.ru/vygoranie

Разделы портала «Азбука веры» Об отлучении тех, кто присвоит церковный священный сосуд или ткань. Освященный золотой или серебряный сосуд или завесу да не присваивает себе более никто для собственного употребления, ибо это противозаконно. Если же кто-либо окажется в этом уличен, да будет наказан отлучением. Σκεος χρυσον ργυρον γιασθν, θνην, μηδες τι ες οκεαν χρσιν σφετεριζσθω παρνομον γρ. Ε δ τις φωραθεη, πιτιμσθω φορισμ. Толкования Зонара . Отделенное Богу не должно обращать на обычное употребление (ибо оно освящено), будет ли это какой-либо сосуд или ткань (ибо наименованием завесы правило обозначало всякую ткань), или елей, или воск. Принесение сих вещей в храм Божий освящает оныя. И так из церкви не должно уносить ни воска, ни елея, ни какого-либо сосуда, ни ткани, принесенной Богу, и не должно обращать оныя на какое-нибудь свое употребление. Виновные подлежат за сие отлучению. Ахарь взял у Бога не принесенное и не освященное, а только обещанное, и, однако же, подвергся наказанию, быв побит камнями со всем родом. Аристен . Присвояющий для собственного употребления священные сосуды отлучается. Кто обращает на собственное употребление священные вещи, – сосуд или завесу освященные, тот должен быть подвергнут отлучению, как нарушитель закона. Вальсамон . Настоящее правило определяет то же, что и 72е , то есть, чтобы не были обращаемы на обыкновенное употребление приносимые Богу и посвящаемые храмам какие бы то ни было сосуды и утварь. Ибо именем завесы обозначается всякая ткань. Ахарь , присвоивший себе золотой язык из добычи золота, обещанного Богу, но еще не освященного, побит камнями со всем родом. Читай еще 10е правило 1го и 2го собора, бывшего в храме Святых Апостолов. Славянская кормчая . Сосуд злат или серебрян освящен, сиречь в церкви повешен, или завеса, или постав злат, или паволока, да никто же от таковых возьмет что на свою потребу. Аще же кто обрящется таковое беззаконие творя, да запрещением будет отлучен. Толкование . Богови освященных не подобает осквернять, освящена бо суть. Аще сосуд есть, или ино что, аще завеса, или постав злат, или паволока, или аще масло будет или воск, принесением бо их в Божию церковь , отлучаются таковая. Не подобает убо ни воска, ни масла взяти от церкви, ни иного какова сосуда, ни завесы, ни постава, ни паволоки, ни ризы, ни платна, вся бо та Богови возложена суть: и недостоит их на свою потребу взимати, того бо ради и отлучению повинны суть. Ибо Ахарь украд, яже еще не принесена бяху ни освящена Богу, но токмо обещана, и обаче прият месть, со всем родом своим каменеем побиен быв ( Нав.7 ).

http://azbyka.ru/pravo/73-apostolskoe-pr...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Правда ли, что после таинства Соборования человек вскоре умирает? 3 мин., 18.03.2022 Нет. Представление о том, что соборование — семикратное помазание освященным маслом — совершается над тяжело больным человеком в преддверии его возможной кончины сформировалось с течением времени и не соответствует изначальному смыслу таинства. Последнее имеет евангельское происхождение, т. е. было установлено Самим Господом Иисусом Христом, и изначально совершалось над больными людьми для их исцеления. Из Евангелия от Марка мы узнаем, что апостолы, будучи посланы Христом для благовествования, пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли  (Мк 6:12–13). А апостол Иаков дает конкретную инструкцию, что нужно делать в случае болезни: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему  (Иак 5:14–15). Кстати, этому отрывку таинство Соборования обязано своим названием — апостол указывает, что таинство совершается несколькими священниками, т. е. соборно. Другое его название — елеосвящение, от греческого слова елей, т. е. масло . Чин таинства Соборования развивался постепенно. В первые века он представлял собой благословение масла с чтением специальной молитвы и его последующее использование для помазания больных. Поначалу таинство совершалось на дому, куда по просьбе болящего приходили священники. Однако с VI века его совершение перемещается в храмы, а чинопоследование усложняется, в него входят другие молитвословия, а также чтения из апостольских посланий и Евангелия. Наконец, к XV веку богослужебный чин Соборования сформировался в привычном нам виде. Откуда же взялось мнение, что соборование совершается только перед смертью? Судя по всему, оно имеет западное происхождение. Вплоть до Второго Ватиканского Собора (1962–1965) в Католической Церкви Соборование называлось Extrema Unctio, или «последнее помазание», поскольку занимало последнее место в перечне других помазаний, совершаемых, например, во время крещения или при рукоположении в священный сан.

http://foma.ru/pravda-li-chto-posle-tain...

Что такое елей и как его используют 30 июля, 2015 Зачем в Церкви елей? Зачем в Церкви используют фимиамы — ладан мирру и елей? Есть ли в этом что-то мистическое? Может быть елей — не более, чем красивый символ Русской Православной Церкви? О том, что такое ладан и мирра, известно каждому христианину. Именно эти дары принесли когда-то волхвы Младенцу Иисусу. Но в Церковной жизни есть еще одно важное материальное воплощение веры — это елей.  Елей не раз упоминается в Писании! Он используется для таинств и обрядов, считается, что елей имеет целебные свойства. Так ли это? Подробнее о елее в нашей статье. Мирра, ладан и елей действительно имеют символическое значение. Мы приносим Богу некие дары. В материальных дарах Бог не нуждается, символы и традиции нужны, скорее, самому человеку. В Цекрви мы можем встретить символы всех стихий. От свечи горит пламя, масло используется в лампадах, воду освящают на водосвятных молебнах, а воздух освящается ладаном.  Все эти стихии в Церкви освящаются Божественной благодатью. Физические и материальные выражения веры — не главное, но все же мирра, ладан и елей в Церкви имеют определенное значение, ведь и Бог воплотился в мир и Пришел спасти людей не в образе Духа, а в материальном воплощении. Он принял на Себя материю, человеческое естество, чтобы спасти нас. Это дает нам основания полагать, что материальная составляющая церковной жизни также важна. Елей в Священном Писании Елей — это особое масло, которое не раз упоминалось в Священном Писании и используется в храме по сей день. Его использовали с древних времен в качестве лекарства, в книге Левит именно елеем исцеляли прокаженных. Использовали его для этих целей и апостолы: «…и многих больных мазали и исцеляли» ( Мк. 6:13). На Востоке елеем «короновали» монархов. Новому монарху священнослужитель возливал на голову кубок елея. Это был символ богоизбранности и особого предназначения. Лишение народа елея в Ветхом Завете упоминается в качестве наказания, в то время как обильное изливание елея всегда было символом благополучия для людей. Елей — один из даров Господа Своему народу. При употреблении елея нужно остерегаться язычества. Так в Писании говорится, что Закон, данный через Моисея, запретил пользоваться елеем для воздаяния культа Ваалу.

http://pravmir.ru/elej/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010