В правосл. храмах К. являются символом «света духовного», просвещающего мир. За богослужением К. горят всегда, даже при солнечном свете. В Скрижали говорится, что К. «…знаменует церковь и милость, и просвещение, еже дается во все человечество, ибо лепо есть приносити свет чести ради ко истинному свету Богу, и елей щедрот ради, а масло милости его» (Скрижаль. М., 1656. С. 35). Лит.: Забелин И. Е. О металлическом производстве в России до XVII ст. СПб., 1853; Жизневский А. К. Описание Тверского музея. М., 1888; Речменский А. И. Собрание памятников церк. старины в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых. М., 1913; Олсуфьев Ю. А. Опись древнего церковного серебра б. Троице-Сергиевой Лавры (до XVIII в.). Сергиев, 1926; Троицкий В. И. Словарь московских мастеров золотого, серебряного и алмазного дела XVII в. Л., 1928. Вып. 1; Овсянников Ю. М. Ново-Девичий монастырь: [Альбом]. М., 1968; Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до нач. XVI века. М., 1983; Bailey D. M. A Catalogue of the Lamps in the British Museum. L., 1996. [Vol.] 4: Lamps of Metal and Stone, and Lampstands; Игошев В. В. Ярославское художественное серебро XVI-XVIII вв. М., 1997; он же. Типология церковных светильников XVI-XVII вв.//ИХМ. 2007. Вып. 10. С. 465-489; он же. Новгородская церковная утварь XVI-XVII вв.: типология, стилистические и технологические особенности//Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода: Художественный металл XVI-XVII вв./Ред.-сост.: И. А. Стерлигова. М., 2008. С. 99-193; он же. Драгоценная церк. утварь XVI-XVII вв.: Вел. Новгород. Ярославль. Сольвычегодск. М., 2009; Сарабьянов В. Д. Новгородская алтарная преграда домонгольского периода//Иконостас: Происхождение - развитие - символика: Сб./Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 2000. С. 312-359; Соболев Н. Н. Русская народная резьба по дереву. М., 2000 2; Стерлигова И. А. Драгоценный убор древнерусских икон XI-XIV вв. М., 2000; Костина И. Д. Произведения московских серебряников 1-й пол. XVIII в.: Кат. М., 2003; Залесская В. Н. Памятники византийского прикладного искусства IV-VII вв. СПб., 2006; Мельник А. Г. Драматургия огня в пространстве русских храмов в XVI-XVII вв.//Пространственные иконы: Перформативное в Византии и Древней Руси/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 2011. С. 443-473.

http://pravenc.ru/text/1470205.html

Владимирский собор 1274 года осудил укоренившуюся было практику, сводящую Миропомазание и помазание елеем во время Крещения в одно действие. Отцы собора постановили совершать их отдельно и когда это положено в чинопоследовании Таинств. В XV веке во время совершения Таинства пелся псалом «Блажени, имже оставишися беззакония» и кроме вышеуказанных частей тела помазывалось иногда «на сердце, на чреве и на плечах». Затем следовало облачение новокрещенного в срачицу и верхнюю одежду со словами: «Одевается раб Божий, имярек, одеждою веселия и возрадования». В XVI веке к частям тела, которые помазываются в современном чине Таинства, прибавлялись «сердце, чрево и плечи». Приготовление и освящение Мира Святое Миро – благовонный состав, насчитывающий, по разным источникам, от 35 до 75 элементов 18 , среди которых: елей, белое виноградное вино, стиракса; ладаны – росный, простой белый и черный; мастика, сандарак, розовые цветы, трава базилика; корни – фиалковый, белый, имбирный, калганный, кардамонный; масло мускатное густое, бальзам перувианский, терпентин (скипидар) венецианский; благовонные масла – бергамотовое, лимонное, лавандовое, гвоздичное, богородской травы, розмаринное, лигниродийное, розовое, коричневое, майоранное, померанцевое и мускатное жидкое; смирна, толченый мрамор 19 и др. Обилие составляющих миро элементов символизирует многообразие христианских добродетелей. Мироварение . Варили и освящали Миро для совершения Таинства только сами апостолы, а несколько позже право мироварения было дано поставленным ими епископам. Те в свою очередь стали рассылать сваренное Миро священникам, использовавшим его при совершении Таинства Миропомазания. Миро стали приготовлять по образцу того благовонного состава, которым в ветхозаветную эпоху помазывались цари (И взял Самуил сосуд с елеем и вылил на голову его (Саула – ред.) и поцеловал его, и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего ( 1Цар. 10; 1 )) и пророки, а также священники для Иерусалимского Храма. В Русской Церкви были традиционные места приготовления святого Мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

з) Последование елеосвящения, или соборование. Таинство елеосвящения называется соборованием, потому что по древнему чину оно должно быть совершаемо собором пресвитеров в числе семи; впрочем, по нужде и один священник от лица собора пресвитеров законно совершает его. Для совершения леосвящения полагается на столе святой крест и Евангелие, блюдо с пшеницею; в блюдо ставится сосуд с елеем, смешанным с красным вином; около елея ставится семь палочек, обвитых хлопчатою бумагою, и семь свеч. Крест и Евангелие знаменуют невидимое присутствие Господа Иисуса Христа; зерна пшеницы служат изображением восстановления и укрепления сил больного и воскресения тела его по смерти, подобно тому, как из сухого зерна произрастают свежие растения. Елей с красным вином напоминает того благодетельного самарянина, который на раны человека, избитого разбойниками, возливал масло и вино. Семь палочек, обвитых ватою, нужны для помазания елеем, которое совершается семь раз; семь свеч знаменуют семь даров Св. Духа Утешителя. Чипопоследование елеосвящения состоит из 3-х частей: 1) из молебного пения (псалмов, молитв и канона) о исцелении больного от болезней, о даровании здравия ему и прощения грехов его; 2) из освящения елея, состоящего также из молитв и тропарей во славу Господа, Божией Матери и святых, и 3) из самого помазания больного елеем. Помазание елеем совершается семь раз, и каждый раз предваряется чтением Апостола и Евангелия, ектенью: Помилуй нас, Боже... и особою молитвою о даровании больному исцеления. Помазание тела совершается всегда при чтении молитвы: «Отче святый, врачу душ и телес». Больному помазуют чело, ноздри, щеки, уста, грудь и руки с обеих сторон. В конце совершения таинства священник, раскрыв св. Евангелие письменами вниз, возлагает его на главу больного и читает молитву о прощении грехов его, в означение того, что Сам Господь прикасается к нему и по Своему человеколюбию разрешает его от грехов. По окончании совершения таинства елеосвящения больной испрашивает у всех прощения в своих согрешениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

И эта моя коммунистическая закваска была открыта старцу еще даже до того момента, когда он меня, совершенно незнакомого ему человека, иностранца, впервые увидел. В архондарике монастыря геронда регулярно устраивал беседы с паломниками. Помню, когда говорил с нами, стал объяснять, что в монастыре никогда не бывает так, чтобы ты только молился, а физически бездействовал, обязательно надо трудиться еще и руками. Для общей пользы. – Вот ты чем занят в монастыре? – сразу же обратился геронда ко мне. А в моей монастырской жизни был случай, когда меня, звонаря, какие-то журналисты, когда я звонил, сфотографировали и, посмеявшись, опубликовали в газете этот снимок с надписью: «Все на выборы!», так что меня после этой истории «понизили» – перевели в сантехники. А в глазах геронды Григория меня это, наоборот, очень возвеличило, и он поставил меня в пример другим паломникам. Дело в том, что до принятия монашества я и трудился в Донском монастыре сантехником, и после того случая с публикацией наместнику просто напомнили, чем я могу, не столь привлекая внимание прессы, заниматься… Старец Григорий, видимо, в свойственном ему строгом духе воспитания своей братии все это одобрил. Значительный физический труд геронда считал необходимым для духовного здоровья монахов Геронда Григорий вообще считал необходимым для духовного здоровья монахов, особенно молодых, для преодоления порочных помыслов, обременять их кроме длительных афонских богослужений еще и достаточно продолжительными трудами, требующими значительных физических усилий. Этой цели служили довольно большой постоянный фронт строительных и ремонтных работ, а также период уборки всегда обильного урожая маслин и других плодов. Потом маслины вручную отжимались, и из них получалось масло, которое шло не только для подкрепления столь щедро расходуемых там на послушаниях сил, но и для заправки лампад и светильников. Поскольку электрического освещения «лампочками Ильича» в Дохиаре нет. Кроме того, часть этого монастырского елея в виде благословения шла на нужды тех благочестивых христиан на материке, кто также предпочитал для заправки своих лампад и светильников святой афонский елей вместо всюду распространенных в Греции керосина и электричества.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2975

Мы жили напротив монастыря в доме паломника. Рядом с нами жил священник в преклонном возрасте — отец Василий, которого мы навестили, подарили иконочки преподобных со святыней, пообщались. Он нас благословил, и впоследствии мы каждый день видели его на богослужениях, на показах фильма, на вечерах памяти старца Гавриила. Позже мы узнали, и сам батюшка подтвердил, что он начал ходить после того, как приложился к святыням в своей комнате. До того он по состоянию здоровья не мог ходить. В Минске для почитания иконы и святынь приходило очень много людей. Одна верующая по имени Ксения, которая в Минске приложилась к святыням старца, свидетельствует: «Несколько месяцев назад мне сделали операцию на колене. После операции у меня нога в прямом смысле одеревенела. Я не могла согнуть ногу, ситуацию осложняли тяжи и контрактуры коленных суставов. Исходя из того, что ситуация у меня была непростая, и врачи мне говорили, что, быть может, определенного прогресса надо ожидать только через год, я в некотором смысле уже смирилась с этим прогнозом. В тот период я совершенно случайно узнала, что в Минск привезли икону и святыни старца Гавриила. Из-за своей немощи сама я пойти не могла. И вижу той ночью я сон — снится мне старец Гавриил, который грозно, но с любовью говорит: Встала сейчас же и пришла ко мне! Бери масло и платок”. Уже железно решила я поехать к святыням. Я встала на костыли, надо ехать, а как — не знаю. Я все же приехала на такси. Приложила платочек к святыням старца, купила литровую бутыль масла, куда мне добавили капельку елея от святых мощей батюшки Гавриила, и стала крестообразно наносить на больные места елей. Спустя несколько недель я почувствовала облегчение, а сейчас уже не пользуюсь костылями. Многие удивляются, некоторые говорят, что это мне гимнастика помогла, а я улыбаюсь и констатирую факт, что из многих пациентов, которые вместе со мной начали гимнастику (и было у них куда лучшее состояние, нежели у меня) только я выбросила костыли и начала ходить. Так что это не гимнастика, а любимый наш святой дед Гавриилушка!»

http://pravoslavie.ru/121226.html

С евр: «посему-то небо заключилось, и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений; ( Агг. 1:11 ) и Я призвал засуху на землю, на горы, на хлеб, на виноградный сок, на елей и на все, что производит земля, и на человека, и на скот, и на всякий ручной труд». Вот почему, говорит пророк, доселе удерживали и удерживают небеса влагу, не давали вам и не дают ни дождя, ни росы, а потому, земля ваша, оставаясь без влаги, терпя засуху, не могла давать вам «изношений», т. е. произведений, плодов своих. Так, за ваши беззакония, за ваше нерадение к созиданию храма, Я произвел засуху ( «мечь» 12 ) и скудость на вашей земле, на ваших полях, в ваших виноградниках, садах, где растут оливковые (масличные) деревья, приносящие вам деревянное масло, короче: во всем, что производит земля. А вследствие голода, от сего происшедшего, у вас гибли и гибнут люди, скот и все труды ваши не приносят пользы. Агг.1:12, 13 . И слыша Зоровавель Салафиилев от колена Иудова, и Иисус Иоседеков, иерей великий, и все прочие люди глас Господа Бога своего и словеса Аггея пророка, якоже посла его Господь Бог их к ним, и убояшася людие от лица Господня. И рече Аггей вестник Господень в вестницех Господних людем, глаголя: Аз есмь с вами, глаголет Господь. С евр: «и послушались Зоровавель сын Салафиилев, и Иисус сын Иоседеков, и весь прочий народ гласа Господа Бога своего, и слов Аггея пророка, как посланного Господом Богом их; и народ убоялся Господа, ( Агг. 1:13 ). Тогда Аггей вестник Господень, посланный от Господа, сказал к народу: Я с вами, говорит Господь» 13 . Вышеприведенная обличительная речь Св. пророка Аггея, как видно, сильно подействовала на Зоровавеля, первосвященника и весь Иудейский народ. Слушавшие Аггея признали в нем во истину пророка Божия, а речь, им сказанную, речью Самого Господа Бога. " И слыша», гов. пророк, т. е. и послушались Зоровавель, сын Салафиилов, князь Иудейский, и Иисус, сын Иоседека, первосвященник и весь народ гласа Господа Бога своего, и речей Св. пророка Аггея, которого послал к ним Господь, и, услышав угрозы Божии о засухе и бесплодии, убоялись Господа, сознали свою виновность пред Богом, покаялись и сердечно пожелали исполнить волю Божию о созидании храма Иерусалимского. Господь же, видя такую их благопокорность и раскаяние, видя их усердие к созиданию храма, чтобы поддержать и усилить это усердие, чрез Св. пророка Аггея заявил им, что отселе Он Сам пребудет с созидающими, Сам им поможет, укрепить силы, воодушевит мужеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

По той причине, что символизм используемого в церковных таинствах елея (т. е. елея Крещения, елея в составе св. мира и елея Е.) в Свящ. Писании и у св. отцов связан с плодами масличного дерева, а не др. растений, масло Е. должно быть оливковым. Как писал исследователь истории чина и богословия Е. прот. Михаил Архангельский, в этом таинстве «заменять оливковый елей другим маслом ни в каком случае не должно… Священнодействие над всяким другим маслом, помимо оливкового, будет, по существу, неправильным» ( Архангельский. 2001. С. 149). Подобно тому как для совершения Евхаристии необходимо виноградное вино (см. ст. Вещества таинств ), так и оливковое масло должно быть по меньшей мере добавлено в елей, освящаемый при Е. Масло для таинства должно быть чистым (в частности, оно не должно содержать животных жиров) и не освящавшимся ранее. Е. совершается по церковному чину священником или епископом (в католич. традиции до II Ватиканского Собора - только епископом). Хотя основным веществом таинства Е. является елей, и в памятниках древней Церкви, и в визант. рукописях сохранился ряд молитв на освящение елея для больных, смешанного с водой (ср. ст. Водоосвящение ). В визант. традиции елей при Е. стали смешивать не с водой, а с вином. Эта практика сохраняется в правосл. Церкви до наст. времени. Основанием ее является евангельская притча о милосердном самарянине (Лк 10. 30-35). Грех и болезнь Понимание смысла таинства Е. тесно связано с проблемой соотношения греха и болезни. В древних обществах болезнь воспринималась не столько как психофизиологический феномен, сколько как религиозный - либо как наказание от Бога (или богов в языческих культах), либо как нападение враждебных демонических сил (см., напр.: Foster. 1976). Предшественниками совр. теорий болезни считаются мнения тех греч. медиков, к-рые главную причину болезни усматривали во внутреннем дисбалансе в организме (см., напр.: Hippocr. De nat. hom. 4). Однако и среди античных авторов в основном господствовало мнение, что причина болезни кроется во вторжении извне ( Diog. Laert. 8. 32).

http://pravenc.ru/text/189773.html

Е. употребляется и в составе священнодействий, не включаемых в число таинств. Наряду с хлебом и вином он благословляется во время чина благословения хлебов , истоки которого восходят к практике древних монашеских общин. Кроме того, в визант. традиции существует обычай во время праздничной всенощной помазывать прихожан Е., взятым из лампады, горящей у иконы празднуемого святого (см.: Типикон. Главы 3 и 48 (описание службы 26 сент.)). Это помазание символизирует благословение, к-рое святой невидимо преподает верующим. Требник предписывает возливать Е. на могилу усопших мирян, монахов и священников при их погребении - в древности этому обряду придавалось большое значение (см.: Areop. EH. 7; вероятно, из этой же традиции происходит и обычай совершать Елеосвящение над усопшими, к XVII в. вышедший из церковной практики). Употребление Е. в пищу регламентировано церковным уставом (в частности, в дни строгого поста предписывается сухоядение). В апостольскую эпоху Е. приносился среди начатков пророкам (Didache. 13. 6), позже - епископам (Const. Ap. 2. 34. 5; 7. 29. 3). Е. издавна используется для освещения церквей (Ап. 3). В целом за богослужением принято употреблять именно оливковое масло (см. символику в Рим 11. 17). В арм. традиции оно заменялось кунжутным, что порицали визант. полемисты. В РПЦ иногда ввиду отсутствия или дороговизны оливкового используется подсолнечное масло, но это допустимо лишь в крайних случаях. Лит.: Марков Н. Елей//ПБЭ. Т. 5. Стб. 390-391; Mayer C. Das Öl im Kultus der Griechen: Diss. Hdlb., 1917; Pease A. S. Oleum// Pauly, Wissowa. 1937. Bd. 17. Col. 2454-2473; Schlier H. λαιον//TDNT. Vol. 2. P. 470-473; Ross J. F. Oil//IDB. Vol. 3. P. 592-593; Kutsch E. Salbung als Rechtsakt im Alten Testament und im Alten Orient. B., 1963; McCarthy D. J. Hosea XII 2: Covenant by Oil//VT. 1964. Vol. 14. P. 215-221; Hoenig S. B. Oil and Pagan Defilement//Jewish Quarterly Review. 1970/1971. Vol. 61. P. 63-75; Baumgarten J. The Essene Avoidance of Oil and the Laws of Impurity// Idem. Studies in Qumran Law/Ed. J. Neusner. Leiden, 1977. P. 88-97; Goodman M. Kosher Olive Oil in Antiquity//A Tribute to G. Vermès: Essays on Jewish and Christian Literature and History/Ed. P. R. Davies, R. T. White. Sheffield, 1990. P. 227-245; Hoffner H. A., Jr. Oil in Hittite Texts//BiblArch. 1995. Vol. 58. P. 108-114; Olive Oil in Antiquity: Israel and Neighbouring Countries from the Neolithic to the Early Arab Period/Ed. D. Eitram, M. Heltzer. Padova, 1996; Chesnutt R. Perceptions of Oil in Early Judaism and the Meal Formula in «Joseph and Aseneth»//JSP. 2005. Vol. 14. N 2. P. 113-132.

http://pravenc.ru/text/189733.html

Толкование Спросили этого отца, должен ли иерей совершать бескровное священнодействие в присутствии ариан и вообще еретиков. Он отвечает, что во время священнодействия диакон произносит возглас, повелевающий оглашенным выйти из храма: «Елицы оглашеннии, изыдите» (именно это означают слова правила «не приемлемые ко общению, изыдите»). Итак, если во время Божественной литургии не разрешается оставаться в храме оглашенным, то что говорить о еретиках? Единственное исключение – если они обещают покаяться и оставить свою ересь (но и тогда они должны стоять не в храме, а снаружи вместе с оглашенными). А если они этого не обещают, то им не позволяется стоять и с оглашенными, но нужно их изгонять (по мнению Вальсамона). Вопрос 10. Если кто-то болен и от сильной болезни совершенно истощен, а наступает Святая Пасха, обязательно ли ему поститься или по причине его сильного изнеможения священнослужитель имеет право разрешить ему употреблять, что тот может, или даже елей и вино? Ответ Должно разрешать больному принимать пищу и питие, соответственно тому, что он может понести. Ибо совсем истощенному употреблять елей – дело оправданное. Толкование Спросили этого божественного отца, обязательно ли человеку, тяжело больному и сильно истощенному долгой болезнью, поститься в Четыредесятницу перед Пасхой 269 , воздерживаясь от вина и масла наравне со здоровыми, или позволительно ему вкушать масло и пить вино из-за сильной болезни 270 . Св. Тимофей отвечает, что такому следует разрешить употреблять столько пищи и питья, сколько нужно для поддержания его немощи, как это определит богобоязненный врач. Ведь вкушать масло тому, кто совершенно истощен болезнью, есть дело оправданное. Смотри также Апост. 69. Вопрос 11. Если кто-нибудь позовет священнослужителя, чтобы он совершил бракосочетание, а тот услышит, что это противозаконный брак или кровосмешение, например намеревающаяся сочетаться приходится сестрой умершей жене, то должен ли священнослужитель пойти или совершить приношение? Ответ Решительно скажите: если священнослужитель услышит о противозаконности брака и если брак действительно противозаконный, то священнослужитель не должен приобщаться к чужим грехам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Главное вещество, из коего приготовляется Миро, есть чистый елей, или оливковое масло высшего качества, по Французской провинции, в которой оно добывается, именуемое Прованским. Все прочие вещества, входящие в состав Мира, употребляются только для доставления елею надлежащего благоухания. Соответственно вместимости мироварных сосудов, масла употребляется для мироварения каждый раз 20 пуд. Затем в большем, против других веществ количестве, для мироварения употребляется белое виноградное вино (Лиссабонское), именно на 20 пуд масла , употребляется этого вина два анкера 6 ведр. Впрочем, вино собственно в состав Мира не входит; при процессе мироварения оно все испаряется, и потребно единственно для того, чтобы масло и другие вещества во время варения не воспламенялись и не иссушались. Вещества благовонные, входящие в состав Мира и употребляемые в большем или меньшем количестве, именно на 20 пуд. масла от 2 пуд. до 20 зол., суть следующим: стиракса, ладоны: росной, простой, белый и черный, мастика, сандарак, розовые цветы, базилика, корни: фиалковый белый, имбирный, ирный, калганный, кардамонный, масло мушкатное густое, бальзам Перувианский, терпентин Венецианский, благовонные масла: бергамотовое, лимонное, лавендуловое, гвоздичное, Богородицкой травы, розмаринное, лигниродийное, розовое, коричневое, майоранное, померанцевое и мускатное жидкое. 2 III По установлению Святой Церкви, освящение Мира может быть совершено одними только Епископами, как ближайшими преемниками Апостолов, которые сами совершали рукоположение для подаяния верующим даров Св. Духа. Посему и мироварение может быть производимо только там, где имеет пребывание Архиерей. Но как не во всякой местности удобно могут быть приобретаемы потребные для составления Мира вещества, по причине редкости и значительной ценности некоторых из них: то Московским Собором 1675 года постановлено совершат мироварение только в Москве, как столице и центре России, и в Киеве, где оно совершалось прежде Москвы; в других же Епархиях производить мироварение воспрещено.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010