Млеко Пресвятой Богородицы — это чудесное проявление милости Божией к роду человеческому, как и схождение благодатного огня в Великую субботу . Из Священного Писания известна еще одна палестинская святыня. У Овечьих ворот в Иерусалиме была купальня, «называемая по-еврейски Вифезда» (Ин. 5, 4). Схождение ангела в купель, происходившее один раз в году, вызывало «возмущение воды», и первый больной, спускавшийся в нее, получал исцеление от своих недугов. «Искипение» земли на праздник Рождества Христова, таким образом, относится к числу подобных чудес Святой Земли, «идеже Господь наш Иисус Христос плотию походи» нашего ради спасения. Елеосвящение Елей-масло неоднократно упоминается в текстах Священного Писания. Господь Иисус Христос послал Своих учеников по двое на проповедь, и они пошли и проповедовали: «и бесы многи изгоняху, и мазаху маслом многи недужныя, и исцелеваху» (Мк. 6, 13). С елеем также связан образ милосердного самарянина (Лк. 10, 34). О значимости елея говорится и в богослужебных текстах. В конце стихиры на «Господи, воззвах» пятой седмицы Великого поста (в пяток вечера) говорится: «Ты же Господи, от Девы неизреченно воплощься, излиянием от спасительнаго ребра Твоего, вольне излиявшияся крове и воды, якоже елей искапав Христе Боже, струпы язв моих мягкостию стягни , и к Небесному совокупи лику, яко милосерд» . Помазание верующих святым елеем в Церкви бывает во многих священнодействиях: «оно преподается и пред Крещением, и от лампад, теплящихся пред святыми мощами и иконами, и по благословении на всенощных бдениях пред великими праздниками, и для врачевания зол и болезней» . Елей является символом «радости, ибо от него, как и от радости, у ч[елове]ка блистает лицо» (Пс. 103, 15). Елей «царского помазания в наивысшей степени заслуживает названия “елей радости” (Пс. 44, 8); это — внешний знак избрания Богом, сопровождающийся излитием Духа, овладевающего избранником (1 Цар. 10, 1–6; 16, 13). Эта связь помазания и Духа является источником основной символики елея в хр[истиан]ских Таинствах, особенно при Соборовании больных, упомянутом в послании Иакова (Иак. 5, 14; ср. Мк. 6, 13); свящ[енный] Е[лей] сообщает хр[истиани]ну многообразную благодать Духа Св[ятого]» .

http://bogoslov.ru/article/6193608

Однажды некая вдова пророческого ученика с горестью говорила Елисею: «Раб твой, а мой муж, умер; ты же его хорошо знаешь, как человека богобоязненного. Теперь приходит заимодавец, которому очень много задолжал мой муж и не находит у меня, что взять, ибо я совсем ничего не имею; и потому желает взять у меня в работу себе двоих моих сыновей, оставшихся мне в утешение в моем вдовстве и дорогих мне как зеницы очей моих». Так горько взывала вдовица та к пророку Божию. По сказаниям некоторых, вдовица эта была супругой пророка Авдия, управителя дома Ахаавова, который скрыл от меча царицы Иезавели сто пророков Божиих и содержал их на свой счет, на что истратил все свое имущество, задолжав заимодавцам 3897 . Умирая, он предоставил жену и детей промыслу Божию, заповедав им иметь твердое упование на Господа. Святой пророк Елисей, умилосердившись над вдовицей и ее детьми, спросил ее: – Что ты желаешь, чтобы я сделал для тебя? Скажи, что ты имеешь теперь в доме у себя? Она отвечала: – Нет у рабы твоей ничего в доме, кроме посудины с небольшим количеством елея. Тогда Елисей сказал ей: – Поди, попроси у соседей своих, как можно больше, порожних сосудов и, затворившись в доме с сыновьями своими, наливай из своей посудины масло во все эти сосуды, и они будут наполняться. Вдовица исполнила повеление пророка Божия. Она собрала у соседей порожние сосуды, поставила их в доме, затворила за собой двери и наливала елей из своей посудины в выпрошенные сосуды; сыновья ее, помогая матери, подавали сосуды и наливали их, и елей не оскудевал в ее сосуде, но лился как из источника. Когда сосуды все были наполнены, женщина сказала сыновьям: «Подставьте еще сосуд». Но дети сказали, что уже нет более порожнего сосуда, и елей перестал течь из сосуда вдовы. Вдовица с великой радостью поспешила к человеку Божию и сказала ему об этом чуде. Елисей же велел ей идти и продавать этот елей и заплатить долг своего мужа, а от оставшегося питаться со своими сыновьями. Случилось святому пророку Елисею проходить через город Сонам 3898 . Здесь одна богатая женщина упросила его к себе есть хлебы и со всем усердием угостила человека Божия. Пророку Елисею очень часто приходилось проходить тем городом при путешествии от Кармила к Иордану, или в Галгалы, или в Иерихон, и оттуда возвращаться в Кармил; после приглашения женщины он постоянно заходил в дом ее есть хлеб, потому что она была благочестива и добродетельна. Однажды женщина та сказала мужу: «Я уверилась в том, что человек Божий, который часто проходит мимо нас – человек святой. Устроим ему небольшую горницу, поставим ему там постель, стол, стул и подсвечник, чтобы он, заходя с дороги к нам, мог отдохнуть».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

А другой страждущий – мастеровой, очень искусный в своем деле, часто запивал. Хотел избавиться от этой болезни и, послушавшись доброго совета, стал читать по 33 молитвы Иисусовой каждый раз, как хотел вина. Вскоре совершенно бросил пить и ушел в монастырь. Евангелие и молитва Иисусова – наши сильнейшие оружия в суровой войне с духами злобы поднебесными. Святые Отцы говорят, что Иисусова молитва есть сокращение всего Евангелия. Описанные случаи происходили лет 100 с лишним назад. А вот победы нынешних воинов Христовых из летописи Высоцкого монастыря. Да поддержат они в нас боевой дух и решимость! «Я много пил в течение 4-х лет. Потом начал употреблять наркотики. Съездил в Высоцкий монастырь. Мои родители заказали молебен, а бабушка читала акафист, употреблял святое масло – почти сразу снимало боль. От наркотиков избавился без помощи врачей, хотя они были сильными. У меня изменилась жизнь! Я был «металлистом», теперь стараюсь вести православный образ жизни. От наркотической тяги избавился, хотя бывают искушения, но сильно меня не преследуют». март 1997 г. Москва, A. В. 21 год. «Я упивался с самого юного возраста. С 14 лет страсть пьянства так сильно овладела мною, что все мои усилия бросить пить, попытки помочь родителей и других людей были бесполезны. Сам я очень желал избавиться от этого недуга. Мама моя с детства приводила меня к Богу, и велико было ее горе, когда она видела, что ее единственное чадо погибает во грехах. Она меня записала, чтобы я исцелился, на вечное поминовение в бессчетное количество монастырей, даже на Афон и в Иерусалим. Но я все пил и пил, хотя очень проклинал себя в душе, но ничего сделать не мог. И вот по милости Божией мама получила елей от Чудотворной Иконы «Неупиваемая Чаша». Она велела мне с начала Великого Поста читатъ каждое утро акафист «Неупиваемой Чаше» перед Ее иконкой и натощак принимать елей от лампады этого Чудотворного Образа. После того, как я отчитал 40 дней акафист, я почувствовал, что страсть пьянки меня оставила. Меня абсолютно не тянуло к выпивке. После этого я еще два раза по 40 дней читал акафист и принимал елей. По милости Царицы Небесной я не беру в рот ни капли алкоголя, наоборот, страсть винопития перешла в сильное отвращение к вину».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Vorobev/...

Вещество – елей – выбрано в этой притче не случайно. Елей – вторичный продукт, продукт переработки семени. Если семя переработано правильно, то получится хорошее масло, если же нет, то ничего не получится. Так и в душе человека. Семя – то же, что добрые дела, творимые нами, а елей – благодать Божия, обретающаяся в сердце человека как плод «переработки» добрых дел! Спасают не сами дела, а благодать Божия. И как семя можно испортить и никакого елея не будет, так и добрые дела, совершаемые неверно, не дадут душе человека благодатного плода! Однако что означает «правильно совершаемые добрые дела»? Неужели мы ошибаемся, когда считаем, что дело может быть либо добрым, либо злым, и ставим здесь точку? Оказывается, ошибаемся. Оказывается, суть здесь не в том, каково благое дело по своей форме и содержанию, а в том, с каким духовным устроением человек его совершает. И правильное устроение, по слову Самого Господа, таково: «Вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы, ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17: 10). «Все, что бы ты ни делал, – комментирует эти слова Господа святитель Феофан Затворник, – почитай должным. Ты должен был все то сделать. Если бы не сделал, подвергся бы наказанию, а что сделал, тут не за что награждать, ничего особенного не явил ты» . Итак, постишься ты? Хорошо. Но если, постясь, считаешь, что совершаешь добродетель, а не нечто для тебя необходимое, благодати не жди. Творишь милостыню? Похвально. Но если при этом ожидаешь награды, то ты подобен фарисею, ушедшему из храма осужденным. Ибо и он не понял, что лишь в какой-то мере исполнил то, что должен был исполнить, и «вписал» себе это в заслугу перед Богом, отчего и родилось в его душе самомнение. А без смирения, как мы уже поняли, напрасны все труды и все добродетели. Преподобный Симеон Новый Богослов: “Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи” Итак, с фарисеем вроде бы все понятно, но чем похвален мытарь? Ведь его «достоинство», как кажется, лишь в том, что, проводя греховную жизнь, он вполне отдавал себе отчет в этом.

http://pravoslavie.ru/90775.html

Елеосвящение издревле применялось также и к кающимся – на основании слов апостола Иакова о том, что в этом Таинстве даруется оставление грехов. Древнейшее упоминание о таком применении елея содержится у Оригена, учителя Церкви III века. Поначалу елей преподавался только тем проходившим покаянную дисциплину христианам, которые находились под угрозой смерти, – ради того, чтобы через очищение от грехов им даровалось право приобщаться Святых Христовых Тайн. Затем это Таинство стало применяться вообще к любым кающимся – ради их примирения с Церковь ю, для того, чтобы они, завершив свою покаянную дисциплину, получили право приступить к Евхаристической Чаше. Сегодня в Церкви существуют дни общего Елеосвящения, предназначенного и для больных, и для здоровых: такая практика существовала на Руси приблизительно с XVI века. Чаще всего Елеосвящение в древности совершалось в Великую субботу, но шире – и в дни Великого поста. Как говорится в Требнике, елей для освящения вливается в «кандило молитвомаслия», то есть в лампаду. Хорошо известно то благоговейное чувство, которое издревле испытывают христиане по отношению к маслу горящих у почитаемых икон лампад. Для Таинства Соборования бралось масло из лампад, горевших возле икон Спасителя, Богоматери, у Креста, в запрестольном алтарном семисвечнике. Сегодня в Русской Православной Церкви для совершения Таинства Соборования используются елей и вино. Истоки семикратного помазывания больного кроются в следующем. Дело в том, что в древности, когда человек болел, и над ним было необходимо совершить Таинство Соборования, к нему в течение семи дней приходили священники, помазывавшие его освященным елеем: отсюда, вероятно и возникла практика семикратного помазания. Теперь краткая схема самого чинопоследования Таинства Елеосвящения. Оно начинается возгласом «Благословен Бог наш…», за которым следует «общее начало»: «Трисвятое» до « Отче наш » и так далее… Потом звучит 142-й псалом, в котором выражается осознание человеком его духовной немощи и содержится прошение ко Господу услышать молитву грешника. Потом произносится малая ектения, звучит «Аллилуия», а следом за этим поются покаянные тропари. Далее покаянный 50-й псалом. Затем начинается « канон ». Канон составлен в девятом веке святителем Арсением, епископом Керкирским (Корфским). Потом поются стихиры, далее звучит тропарь «Скорый в заступлении един сый Христе…».

http://pravmir.ru/tainstvo-eleosvyashhen...

4. Семь стручцов (палочек, обернутых ватой). 5. Семь свечей. 6. Чистый елей (оливковое масло), а при его отсутствии вазелиновое, подсолнечное или другие растительные масла в отдельном сосуде. 7. Небольшое количество красного вина, которое после освящения вливают в елей. На стол священник кладет Святое Евангелие и требный крест с Распятием (крест и Евангелие указывают на присутствие Самого Иисуса Христа). Облачение священнослужителей составляет епитрахиль, поручи и фелонь светлого цвета. В ходе чинопоследования Таинства Елеосвящения используются кадило, ладан и угли для каждения храма и предстоящих. История формирования чина Елеосвящения Таинство Елеосвящения, без сомнения, установлено Самим Иисусом Христом (см. Мк. 16: 17–18). Апостолы, проповедуя учение Иисуса Христа по всей вселенной, встречали людей, одержимых всякими телесными и душевными недугами. Помолившись Богу явно, а иногда призвав Его на помощь в своей душе, они именем Божиим исцеляли всех больных, кто только имел веру в силу Божию. Исцеление подавалось и по вере родственников, а также и знакомых больного, которые ходатайствовали за него перед апостолами. Преемниками себе апостолы оставили пастырей Церкви – епископов и пресвитеров. Им они вручили всю свою власть, которую получили сами от Иисуса Христа. Так, они заповедали им учить других, крестить, разрешать от грехов и исцелять больных при отпущении им грехов. Для этого они установили Таинство Елеосвящения, которое часто у нас называется соборованием. Апостол Иаков об этом Таинстве говорит христианам: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он сделал грехи, простятся ему (Иак. 5: 14–15). С тех пор у христиан и совершается Таинство Елеосвящения. Первоначально оно совершалось через возложение рук совершителя (см. Деян. 28: 8–9). Воспоминание о таком образе совершения Таинства сохранилось и в нашем Требнике – в молитве, читаемой по совершении Таинства при возложении Евангелия, как руки Господней, на главу больного. Уже в апостольский век возложение рук для исцеления было заменено помазанием елеем, подобно тому как возложение рук для сообщения Святого Духа новокрещеным было заменено миропомазанием и право совершать Таинства было предоставлено и священникам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Во втором столетии на день Рождества Христова, 25 декабря (юлианского календаря), указывает Климент Александрийский. В третьем веке о празднике Рождества Христова упоминает св. Ипполит. Во время гонений христиан Диоклетианом, в начале четвертого века, в 303 году, 20 000 никодимийских христиан было сожжено в храме в самый праздник Рождества Христова. С того времени, когда Церковь получает свободу и делается господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова мы находим во всей Вселенской Церкви, как это можно увидеть из поучений св. Ефрема Сирина, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, св. Амвросия, Иоанна Златоустого и других отцов Церкви четвертого века на праздник Рождества Христова. Никифор Каллист, писатель семнадцатого века, в своей церковной истории пишет, что император Юстиниан в шестом веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле. В пятом веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в седьмом Софроний и Андрей Иерусалимские, в восьмом св. Иоанн Дамаскин.Козьма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в девятом преподобная Кассия и другие, имена которых нам неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которые и ныне звучат в храмах для прославления светло празднуемого события. Что можно кушать в Рождественский пост Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов — «все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен [то есть еды, пищи. — Ред.], не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов». Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост . Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

http://pravmir.ru/kak-provesti-rozhdestv...

1. История формирования чина отпевания мирских человек Современный вид указанный чин приобрел при патриархе Никоне (1652–1666). По обычном начале и 90 псалме в чине погребения мирских человек до Никоновского времени следовала заупокойная великая ектения. После нее «Аллилуиа» со стихами и тропарь «Глубиною мудрости» с Богородичным. И после этого начинали петь 17 кафизму. Такое же начало встречается и в памятниках Греческой Церкви. Семнадцатая кафизма по старым Требникам разделялась на две статии (теперь на три). Первая пелась с припевом «Помяни, Господи, душу раба Твоего», вторая – «Упокой, Господи, душу раба Твоего». После первой статии следовала малая заупокойная ектения. После второй следовали тропари на «Благословен еси, Господи», но порядок их пения был другой. Древнерусский чин погребения мирских человек не имел канона. После тропарей по непорочных следовали: ектения, седален «Покой, Спасе наш» с Богородичным, псалом 50 и сразу же пелись стихиры самогласны: «Кая житейская сладость». Число этих стихир было больше, чем теперь, и не одинаково (по нескольку на каждый глас). За самогласными стихирами следовали «Блаженны», отделявшиеся иногда малой заупокойной ектенией, иногда еще и кондаком с икосом. Стихиры на блаженных были те же, что теперь в чине священнического отпевания. По окончании «Блаженнов» следовали прокимен, Апостол, Евангелие (то же, что и теперь). По старопечатным Требникам вслед за чтением Евангелия происходило целование умершего, во время которого пели стихиры «на целование»: три из них не входят в современный чин. После пения последней стихиры священник тайно читал разрешительную молитву: «Бог милосердый и многомилостивый» и полагал ее потом в руку умершего. С пением «Святый Боже» и стихир «Зряще мя безгласна» тело усопшего несли «ко гробу», то есть к месту погребения. Здесь священник читал «молитву на гробом внегда возливати масло»: «Помяни, Господи, Боже наш, иже в вере и надежде живота вечнаго усопшаго раба Твоего», а потом троекратно возливал на останки елей с пением «Аллилуиа» (трижды). В заключение произносился стих «Господня земля и исполнение ея». Певчие пели тропарь «Земле, зинувше, приими от Тебе созданного рукою Божиею». По Трисвятом и Отче наш пели тропари: «Со духи праведных», а затем следовал отпуст. И пелась «Вечная память». Священник в это время читал другую молитву разрешения над гробом умершего. И следовал обряд предания тела земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

5) Зонара в толк. на 7 пр. 2 всел. соб. (полн. Кормч. 118) «Эти еретики (т. е. ариане, македониане, новатиане и проч.) не перекрещиваются, потому что касательно святого крещения они ни в чем не отличаются от нас, но крестятся одинаково с православными. И так каждый из них, анафематствуя свою ересь в особенности и всякую ересь вообще, помазуется святым миром и исполнит прочее по правилу». 6) Епифаний Кипрский ч. 5. стр. 170–171: «Доходя же еще до большего безумия, наученные от него и его преемник некто Евномий, живущий и до сего времени, дерзнул на великое зло: он перекрещивает тех, которые уже крещены, не только из приходящих к нему от православных и еретиков, но и от самих ариан». 7) Раскол донатистов – Кутепова, стр. 80–81: «Недействительность крещения православной церкви донатисты доказывали, между прочим, словами Екклезиаста: мухи умершие згнояют елеа сладость ( Еккл.10:1 ). Оптат (епископ милевитский, живший в половине IV века) говорит на это: сначала нужно доказать, что православные действительно мертвые мухи, а потом доказывает, что елей получает свою святость или сладость от Христа. Теперь, если мы принимаем ваше крещение за действительное, то мы не портим того, что само по себе хорошо; но если вы отвергаете «наше крещение как недействительное, то не вы ли мертвые мухи, которые портят хорошее масло»? 8) Там же стр. 122–123: «Августин пишет: крещение раскольников есть истинное крещение Иисуса Христа, а потому действительно... У них благодать крещения является лишь тогда, когда они возвращаются к церкви». 9) Там же стр. 188: «Перекрещивание есть ничто иное как ересь». 10) 68 пр. Карфаг. соб., по слав: 57-е (Полн. Кормч. стр. 565): «Поскольку на предыдущем соборе, как вы помните, определено, чтобы в малолетстве крещенные донатистами и неспособные еще знать, как гибельно заблуждение их, но по достижении возраста, способного к размышлению, познавшие истину были по древнему чину, принимаемы в каноническую, по всему миру распространенную, церковь Божию, возложением рук... И так хотя дерзость еретиков и старается под именем истины, распространить как можно более мнений противных истине, но дело не утрачивает своей простоты, так как святый апостол учит: един Бог, едина вера, едино крещение ( Еф.4:5 ): и того, что должно быть преподаваемо один раз, не следует снова принимать в другой раз».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

III. Итак, прошу и молю вас, возлюбленные, обращайте должное внимание на дары, вами Богу приносимые. И свеча неблаговонная и коптящая, и масло для лампад нечистое, и вино окисшее – это то же, что жертвенное животное слепое и хромое. Покупайте свечи в самых храмах и у церковных старост, которые и со своей стороны не будут брать на душу греха, держа в церковном ящике свечи, недостойные храма Божия; что же касается красного вина, и елея, то покупайте его у торговцев богобоязненных, понимающих, для чего эти вещи назначаются. Ныне по милости Божией есть в нашем отечестве и свои виноградники, доставляющие хорошее красное вино. Правда, вдали от городов, по селам нелегко и приобретать хорошее вино, но для такого важного дела, как изготовление вещества для Св. Таинства Тела и Крови Христовой, можно употребить и особенную заботу, и лишний расход, и труд. Все хорошее и доброе с трудом делается, легко только грешить. Молю Господа, да дарует Он всем нам дух ведения, благочестия и страха Божия, да будет вера наша в Него правая и живая, любовь к Нему искренняя и полная, благоговение совершенное, да будут и жертвы наши чистые и Ему благоугодные. (Сост. по «Проповеди» Амвросия, архиеп. Харьковского). Беседа 3. О важности и высоком значении пожертвований, делаемых в храме I. Православные христиане! Отрадно видеть, что вы собрались в святую Церковь на молитву, а еще приятнее то, что молитву свою вы подкрепляете пожертвованиями, которые, без сомнения, служат наилучшим выражением и вашей любви к Богу; и вашего усердия ко храму своему. Так, одни из вас возжигают свечи пред св. иконами, другие приносят ладан и елей, а иные жертвуют деньги на дом Божий. Это – истинно по-христиански. Всякая жертва, приносимая во храм от чистого труда и чистого сердца, приятна Богу. Но та же самая жертва получит еще большее значение, если вы узнаете, кто установил делать приношения во храм; вы охотнее будете жертвовать, если станет вам известно, какое получает назначение все то, что вы приносите в дар Богу, и на какое дело оно обращается. Об этом-то и побеседуем, братие, для общего нашего назидания.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010