Закрыть Почему в Православии появились инквизиторы? 16.09.2016 2630 Доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России Валентин Евгеньевич Семенов в программе «Актуальный комментарий» РНЛ ТВ высказывается относительно развернувшейся в православной среде дискуссии о загробной судьбе людей. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 98. Ответ на 90., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии: Вы можете работать, например, врачом-гинекологом, не имея профильного образования? В Абхазии гинекологов нет. Есть люди, которые в этом разбираются ) 97. Ответ на 92., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии: Ищите и обрящете. 96. Ответ на 92., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии: Эта молитва южноитальянского происхождения из евхология Гоара. Но она имеет значение и сейчас для тех, кто сам себя отлучил от Церкви, годами не причащался. Раскройте, пожалуйста, свою мысль с указанием источников. Отец Александр, неужели вы не осознали до сих пор глубину невежества Яблокова? Католик Жак Гоар никаких собственных молитв на греческом не сочинял; он собрал древние греческие Евхологии и издал тексты из них на оригинальном, греческом языке в одной книге под названием «Euchologion sive Rituale Graecorum complectens ritus et ordines divinae liturgiae». Яблоков придумал очередную невероятную теорию. Вы процитировали текст на церковнославянском языке из Чина исповеди, этот текст в теорию Яблокова не вписывается. Что делать? Михаил решил объявить про этот текст - молитва южноитальянского происхождения из евхология Гоара. Очередное враньё, с примесью дремучего невежества. Ждать от Яблокова каких-либо источников по данному вопросу -совершенно бесполезно. 95. Ответ на 90., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии: Сейчас залезешь в болото. Жди вопросов типа - кто такой автор, имеет ли он богословское образование, а может он вообще еврей??? т.д.Совершенно верно. Вы можете работать, например, врачом-гинекологом, не имея профильного образования?

http://ruskline.ru/rnl_tv/2016/sentyabr/...

176 На чашах, хранящихся в Московской Оружейной Палате, написано на одной: Повелением Великаго Государя в сию братину наливается Богородичина чаша; на другой: Великаго Государя и великаго князя Алексея Михаиловича всея Великия и Малыя Русии Самодержца, в сию братину наливается Святейшаго Патриарха чаша (Вельтман. Моск. оружейн. палата М. 1844. стр. 131, 132). 177 В других Потребниках нет вовсе этих молений. В мирском Потребнике 1639 года содержится только в ектении: Миром Господу помолимся, два прошения, относящиеся к причащению. 178 В Венецианском молитвослове 1570 года сказано: яко да причастится има безсмертных и соблюсти им братство независтно. В указанном рукописном Требнике Софийском XVI века: яко да причастить их безсмертия и соблюсти им братства независтно (у Горчакова Прил. стр. 4). У Гоара в ектении нет этих прошений. 179 В евхологионе Гоара в чине таинства брака, по рукописи XIII столетия, брачущиеся, идя к престолу с опущенными руками, останавливаются пред алтарем, и на святом столе в это время стоит потир с преждеосвященными дарами... Возглашается: Преждеосвященная, Святая Святым (Evchol. ed. Paris. 1647. p. 394). И в Потребниках, принадлежащих Московской Синодальной библиотеке, 344, 345, в чинах брака сказано, что священник берет преждеосвященные дары. Диакон произносит: Вонмем. А священник: Преждеосвященная, Святая Святых (Невоструев. Опис. слав. рук. отд. III. стр. 20. 25). 180 При венчании было пение этой песни. См. Сербский потребник XV века (там же стр. 160) и печатный мирской потребник 1639 года. 181 Братию творити (рехом) непрощено быти от законов, усыновление бо изобретохом, вещей ради восприемничества: понеже иногда прилучается нам не имети чад. Братию же умышляти и уставляти нам, ни единая вина известная вводит: закон же, приемлет яже суть разумная, отметает же не сущых сицевая, сице яко аще что сицево сътворено будет, яко же бы не было сътворено. Священник же казним будет и супружество будет между ими и в лицах яже суть приближно и подобне в далных. Аще же будет он тойжде иже сътворенный есть брат, аще супружество сътворено есть, яве не запрещается. Аще же тайным растлением составлено есть, должни суть епитемии подлегати, молитвы ради яже бысть внегда братия быша: но убо супружество не возбраняется. От 4 книги и 5 титла Константина Гарменопуло: Образ братотворения вменяется яко же и не быти ему сътворену и к супружеству не препинает ибо положение не подражает естества, никто же бо рождает себе брата. Еще инако: Образ или служба братотворения ни в что же вменяется в церкви. Сего ради священника творящаго сию отлучаем, на время от священнодействия. И их же он именова братию, с притязанием в супружество, глаголет бо закон: не может кто родити сам себе брата, сына же может (Кормч. книга, глава 50 о усыновлении).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Свое мнение епископ Порфирий подтверждал тем, что он видел в Каирской библиотеке «Синтагматион» Александрийского патриарха Герасима (1688–1710), где указано чтение этого тропаря 282 . Проф. А. Дмитриевский решительно возражал против сказанного епископом Порфирием. По его мнению, чтение тропаря стало известным только в XV веке и распространялось через венецианские издания греческих.евхологионов, и таким образом оно могло попасть в «Синтагматийн» Александрийского патриарха Герасима, который видел в Каире епископ Порфирий. Свои возражения епископу Порфирию проф. А. Дмитриевский обосновал тем, что в Каирской библиотеке, которую он тщательно изучил, в евхологионах XIV-XV веков тропаря «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа» нет. Нет его в русских служебниках XIV века, введенных митрополитом Киприаном, который, будучи поставлен в митрополиты патриархом Филофеем, вводил в Русской Церкви Служебник, редактированный этим патриархом. Нет его и в служебниках более раннего времени 283 . Кстати, надо заметить, что в Криптоферратском евхологионе XIV века 284 , который Гоар называет евхологионом Василия Фаляски и который, по мнению Гоара, употребляли греки, живущие в римских провинциях Кампания, Калабрия, Апулия и Сицилия, есть указание на однократное чтение этого тропаря после возглашения «Святая святым» 285 . Архимандрит Киприан (Керн) связывает появление тропаря в греческих печатных евхологионах венецианских изданий с обострившейся в XV веке полемикой греков с католиками о времени пресуществления Даров. Внесением тропаря перед призыванием Святого Духа на предложенные Дары издатели евхологионов имели в виду обличить учение католиков о пресуществлении во время произнесения установительных слов Господа, Но история тропаря в славянских Церквах и на Православном Востоке сложилась по-разному. В Русской Церкви в XV веке с появлением тропаря в то же время сохранялась и прежняя практика 286 , и всеобщая практика чтения тропаря устанавливается только в XVI веке 287 . На Православном Востоке даже в XVI веке чтение тропаря не было повсеместным. Более того, в некоторых венецианских изданиях о нем не упоминалось. В XVIII веке возникла открытая оппозиция этому новшеству. Появился трактат неизвестного «иерокирикса» (проповедника), в котором доказывалось, что это новшество синтаксически безграмотно, неправильно, а литургически недопустимо, так как прерывает мысль составителей анафор – вселенских учителей Церкви – в кульминационном моменте их молитвы 288 . В результате этого протеста из греческих евхологионов тропарь был изъят.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В СПбДА выпустили онлайн-курс «Чины Требника» 02.02.2022 Краткий курс «Чины Требника » знакомит слушателей с содержанием современного Требника и его историей, а также со структурой, историческим развитием и богословской интерпретацией некоторых чинопоследований: чинов христианского посвящения (Крещение и Миропомазание), чинов благословения брака, врачевальных чинов (таинство Елеосвящения), чинов пострижения в монашество и чинов погребения. В первой лекции слушатели знакомятся с историей византийского Евхология и славянского Требника, с основными рукописными и старопечатными источниками и с научными изданиями различных текстов в работах Ж. Гоара, А. А. Дмитриевского, П. Трембеласа и других исследователей. Цель этой лекции — снабдить слушателя необходимым инструментом для исследования чинов Требника. В последующих лекциях, используя этот инструмент и основываясь на рукописных и старопечатных источниках, рассматривается историческое развитие чинопоследований и комментируется их современная структура. Лекции знакомят слушателей с трудами современных исследователей — литургистов, филологов и текстологов. Каждая лекция снабжена ссылками на литературу: исследования как русскоязычных (Т. И. Афанасьева, свящ. М. Желтов, А. М. Пентковский), так и иностранных учёных (С. Паренти и Е. Велковска, М. Джонсон, Г. Рэдл, Д. Олтеан, П. Мейендорф и др.). Лектор — Александр Андреевич Андреев, кандидат теологии, доцент Санкт-Петербургской духовной академии. Проект «Богослужебный интерлинеар» разработан сотрудниками кафедры церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской духовной академии совместно с преподавателями кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ. Помимо курса лекций проект предполагает публикацию отдельного сайта, где будут размещены размеченные чины славянского Требника и греческого Евхология. Презентация сайта состоится в начале февраля. Содержание курса: Первую лекцию курса можно посмотреть здесь: http://youtu.be/GXtu6Bqyeng Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 02.02.2022 17:02:55

http://drevo-info.ru/news/27734.html

Вместе с обрядом одевания в кукуль Симеон Солунский упоминает еще про облачение в хитон и верхнюю белую одежду «анаволий». Этот обряд, по всей вероятности, имел место при крещении только возрастных лиц, о крещении коих, нужно заметить, и говорит Симеон Солунский . Греческая практика в этом случае опиралась на практику древней церкви, где при облачении новопросвещенного, по выходе его из купели, и верхняя одежда на него надевалась белого цвета. Таким образом, в XVb. Заключительная часть крещального чина, согласно ее описанию у Симеона Солунского , в целом виде представляет акт более полный, нежели в предыдущее время. Но наряду с такою практикою новою, продолжала еще существовать и практика прежнего времени, по которой рассматривается часть крещального акта была гораздо беднее своим содержанием. Имеющееся у нас под руками крещальное чинопоследование греческой церкви XV в. излагает эту часть буквално также, как в одном из евхологии XIV в. По этому чинопоследованию тотчас же после крещения совершалось пение 31 псалма и притом пение однократное, – вслед за тем священник произносил «Благословен Бог просвещаяй " … и читал молитву над миром. После миропомазания снова произносил возглас «Благословен Бог просвещаяй», затем новопросвещенный приобщался и отправлялся из храма при пении: «Елицы во Христа крестистеся» 1431 . Равным образом и пострижение волос, согласо изложению указанного евхология, совершалось также, как и в XIVb., – именно самый акт совершался среди молитв современного чина пострижения, молитвы читались в порядке, обратном современной практике: пред последней молитвой имелось тоже самое замечание, на которое мы указывали выше 1432 . В XVI в. согласно тексту Гоара заключительняа часть крещения и с внешей и с внутренней стороны совершалась уже также, как мы видим ее в современной практике греческой церкви. Однако, как и в предыдущих случаях эта практика установилась не вдруг. Правда, наряду с ней мы не встречаем в данном случае практики, буквально сходной с практикою более раннего времени, но все-таки находим практику, далеко не согласную с настоящей и со стороны распорядка действий и со стороны полноты их. Имеющиеся у нас под руками рукописные евхологии того времени в данном случае сильно разноглясят. По одному из них, после обычного за погружеием троекратного пения 31 псалма, следовало миропомазание, а затем уже облачение в одежды. Последнее сопровождалось теперь произнесением слов: «Одевается раб Божий»; притом при облачении в верхние одежды произосились слова: «Да возрадуется душа моя " …, по тропарь «Ризу мне подаждь», – не пелся. После облачения в одежды, совершилось троекратное кругообразное шествие при пении: «Елицы во Христа крестистеся». Затем наконец, как и теперь, произносилась ектиния, было увещание восприемнику и отпуск 1433 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

иеромонах Михаил (Арранц) (иезуит) III. Пресвитерские молитвы Византийской Утрени (1971) В предыдущей главе, где говорилось о молитвах Вечерни, мы назвали эти молитвы просто священническими. С тех пор дальнейшие размышления по этому поводу, конкретизированные в нашем сообщении на XVIII-oй Литургической Неделе Института св. Сергия в Париже: «министериальное священство в тайных молитвах византийских Вечерни и Утрени» привели нас к тому, чтобы считать прилагательное «священнические» по существу неподходящим 148 . Из 9 молитв Вечерни и тринадцати молитв Утрени, которые священник читает тайно, только последнюю из каждого ряда, т.е. главопреклонную молитву или молитву благословения, можно назвать чисто священнической; действительно, эта молитва, заимствующая свою тему из благословения Аарона (кн. Чисел 6,22–27), предполагала посредника между Богом и народом. Все другие молитвы Вечерни и Утрени, либо предшествовавшие псаломным антифонам, либо сопровождавшие конечную ектению, будучи уделом служащего священника, по своему тексту могли исполняться любым из собравшихся, и, говоря об этом, мы думаем о монашеских общинах, лишенных священников. В настоящей главе мы займемся тринадцатью молитвами, исполняемыми тихим голосом священником во время совершения службы ρθρος или Утрени. Двенадцать первых молитв произносятся во время исполнения чтецом вступительного к Утрени шестопсалмия (Псалмы 3,37 и 62; 87, 102 и 142) или же во время чтения им трех последних псалмов. Тринадцатая молитва совершается тихо в конце службы, в то время, как священник и народ наклоняют головы по призыву диакона. Мы будем ссылаться на эти молитвы на всем протяжении этой статьи по их порядковому номеру, который они имеют в Евхологии Гоара, а также в современном Евхологии 149 . Этот номер будет написан арабскими цифрами и поставлен в квадратные скобки : ... К этому ряду молитв мы добавим три молитвы, находящиеся в древних рукописных евхологиях: молитву об оглашенных и первую и вторую молитву верных: мы назовем их соответственно [ ΧII], [XIII] и [XIV]. Эти молитвы исчезли из современного Евхология: Гоар еще дает их среди « Variae Iectiones» 150 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

КАТЕГОРИЯ IV: Евхологии, которые следуют указаниям « Диатаксис » и которые отражают практику очень близкую к теперешним изданиям Евхология-Служебника. Если в классификации рукописей lля Утрени, мы включали их в третью группу: С, то теперь мы предпочитаем дать им иное хронологическое место: т.е. последнее, после тех рукописей, которые мы приписывали группе D. В категории IV сохраняется мало рукописей и это понятно, так как эта категория евхологиев печатается с XVI в. у греков и с XVII у русских и нет уже причины их переписывать от руки. С другой стороны, если существуют рукописи этой категории, они мало интересны для литургистов; А. Дмитриевский их не описывает вообще; интереснее заниматься изучением старых изданий или прямо «научным» изданием Иакова Гоара. Из рукописей, которые нами изучались, кажется возможным определить как принадлежащие IV категории: XII-XIV в.: Афины 662, Синод, слав. 900, Софийский слав. 552; XV-ro в.: Синай 972, Афины 848, Софийский слав. 525; XVI-ro в.: Афины 672, Синод, слав. 606, 612, 615, 616; XVII-ro в.: Синод, слав. 267. Категоря IV евхологиев содержит постоянное число молитв в начале Вечерни и Утрени или часто перед самим исследованием Вечерни и Утрени, как бы состявляя отдельную главу. В самом исследовании находятся все же ектении диякона и возгласы, принадлежащие, очевидно, к тем же самым молитвам, которые читаются в начале последования. Эти ектении и возгласы расположены внутри исследований по примеру категории III. Кроме того находятся внутри последования главопреклонные молитвы, молитва входа на Вечерне и другие молитвы, не входящие в состав Песненных Вечерни или Утрени, как молитва сугубой ектении, Спаси Господи люди Твоя и т.д. Хотя датировка рукописи – дело очень трудное и есть много возможностей ошибаться, и даже когда датировка подтверждена, выводы всегда относительны, так как данная рукопись может отражать практику своей эпохи или намеренно свидетельствовать о более несуществующей, мы можем все-таки делать некоторые выводы, вытекающие из сопоставления вышеуказанных четырех категорий: если исключить негреческие рукописи, каждую категорию можно относить преимущественно к определенной исторической эпохе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Если взять за предельную точку этого периода краткую запись студийского устава (конец IX – половина X веков), то более ранних и современных ей служебных сборников найдётся весьма немного, и они известны наперечёт. Да и из них некоторые имеют лишь отдалённое отношение к нашей цели и могут служить материалом для истории частных служб. Перечислим известные нам. 1) Евхологии. Первое место между ними занимает евхологий VIII–IX b. из Барбериновой библиотеки, прежде принадлежавший монастырю св. Марка во Флоренции, а потому называемый у Гоара «Codex Barberinus S. Marci». Некоторые службы из него изданы Гоаром в известном его Evchologium sev rituale Graecorum. Перечень заключающихся в нём статей сделан в сочинении Бунзена: Hippolytus und seine Zeit, В. II, S. 535. Евхологий из собрания преосвященного Порфирия (теперь Императорской Публичной Библиотеки) – относимый владетелем ко второй половине VII века, но без достаточных оснований, – по составу близок к барберинову и принадлежит к одной с ним редакции. (Сведения о нём у Порф.: Первое путешествие на Афон, ч. II, отд. 1, 455–464 и в нашей статье об евхологие, изданном Гейтлером, в Прибавлениях к Твор. Св. Отец. 1883 г., книга 3). Для изучения устава евхологии дают немного. Кроме известных теперь молитв священника на вечерне и утрене, они заключают в себе молитвы суточных служб трёх-антифонного строя, теперь уже вышедшие из употребления, но имевшие место в древне-церковной практике, также молитвы на хвалитных – вседневные и в посты. К сожалению, о содержании и числе этих последних мы не имеем никаких сведений из других источников, а ссылаемся на них по указанию Бунзена, в перечне которого отмечены orationes ad Lavdes (в барбер. евхологии стр. 134–156) и ad Lavdes in jejuniis (стр. 156–170). Кроме того, здесь записаны ектеньи на освящение воды в день Богоявления, на умовение ног в Великий четверг, молитвы Пятидесятницы и целый ряд молитв заамвонных на праздники и воскресные дни Великого поста. Остальные молитвы и последования относятся к составу требника и не имеют отношения к уставу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

В немецком: Если священнодействующий – епископ, то он берет св. гонкер и возлагает его на грудь, равно как и св. паллиум, отходит к жертвеннику и умывает руки. Поднявшись же к алтарю, тайно произносит следующие молитвы к Святому Духу, совершителю этого дела. В примечании к этому месту ученый-переводчик дает понятие о священной одежде, называемой гонкером: св. гонкер – одна из восточных архиерейских одежд, носимая на левом бедре. Из греческих архиерейских одежд он может быт сравнен с πογοντιον (набедренник, палица), о которой Гоар делает следующее примечание (следует место из Евхология Гоара, с. 111, которого мы не приводим потому, что для православных читателей и без того очень хорошо известна эта принадлежность православного архиерейского облачения). У Залеева нет никаких замечаний насчет особенностей архиерейского служения. 573 В немецком: как Соучастнику непреложной Отческой чести в престоле, во владычестве и в творении, Истолкователю тайны глубоких помыслов всесовершеннейшей воли Отца Еммануилова, Тебе (Бого)посланному, Избавителю, Жизнодавцу и Творцу всего. 576 В немецком: первые отрасли патриархального поколения, названные провидцами, открывали прошедшее и будущее ясной речью. 577 В немецком: Дух Божий! Которого провозвестил Моисей, Ты, Который при Твоем парении над водами неописанное могущество в величественном образующем осенении, как бы крыльями ограждая и милуя новые поколения, открыл Таинство крещения. 578 В немецком: для которого (Таинства Крещения) Ты прежде образования текучего покрова тверди могущественно, как Властитель, дал прообраз, поскольку все и каждое естества, все и каждое существа сотворил из ничего. 581 В немецком: и заградил язвительные уста противляющихся Тебе, назвав их сопротивляющимися Самому Богу. 582 В немецком этой молитве предшествует следующее замечание: молитва эта (разумеется предшествующая) повторяется таким образом до тех пор, пока не сообщится (священнодействующему) уверенность в чудесном озарении и не побудит его возвещать сугубый уже мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В одном только можно было быть уверенным, что уносишь с собою всё, что в тогдашней литературе было самого лучшего, важного и новейшего. Считаю нелишним еще прибавить, что библиотека Московской академии была чрезвычайно богата (гораздо богаче, чем библиотека Петербургской) книгами по церковной истории вообще и церковной археологии в частности, да, кажется, и по другим предметам академического курса. Здесь сказалось также влияние профессора А. В. Горского, в его двадцатилетнее библиотекарство (1842–1862). Начал и на сей раз с церковных таинств, но при этом задался другой, несравненно более трудной, чем в первое полугодие (с января 1864 г.), задачей, именно – проследить историю постепенного образования литургической стороны семи церковных таинств в нашей православной восточной Церкви. Трудность выполнения такой задачи обусловливалась как отсутствием в литературе пособий, преследовавших эту цель, так и крайней отрывочностью, с одной стороны, и скудностью материала, с другой, – для связного и последовательного изображения исторической судьбы каждого из чинопоследований церковных таинств. Для первых веков имелось, правда, достаточно материала в трудах западных протестантских и римско-католических литургистов (Бингама, Августи и Бинтерима) 259 , но этот материал был сырой, разбитый на рубрики, и требовалось немало труда и искусства, чтобы из этой мозаики составить нечто цельное, а для истории православного восточного обряда, начиная с V–VI веков, не оказывалось и такого материала, и тут уже приходилось по крупицам самому собирать исторические данные, сюда относящиеся. В том и другом отношениях, особенно в последнем, незаменимую помощь оказал А. В. Горский рекомендацией различных ученых трудов. Так, для истории литургии и других важнейших священнодействий усиленно рекомендовал труд Гоара (Евхологион), и, в частности, для выяснения схемы литургии, в первоначальной стадии ее развития, сочинение Бунзена – Hyppolitus und seine Zeit – и труд Людольфа (Historia Aetiopica – XVII в., – она также была у меня в руках), на котором этот ученый (Бунзен) построил свою гипотезу о древнейшей схеме литургии, затем труды Ренодота (Liturgiarum orientalium collectio) и Даниеля (Codex liturgicus – важный для сравнения всех литургий, восточных и западных, древних и новых) и несколько других сочинений, менее капитальных.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010