Но что то за Калянин? Такового константинопольского государя по летописям совсем не значится. При Иосифе же патриархе был царём Иоанн Палеолог; и то в какую пору? Когда турки пленяли восточные страны и царь Иоанн, боясь их нападения, искал с патриархом помощи в Италии от Папы и унию там на флоренском соборе 1433 года принял, а патриарх на оном и скончался. Что же до писания Евфросинова к Евфимию, оному по обстоятельствам надлежало быть не токмо по взятии в 1453-м году Цареграда, но уже и перед кончиной Ефросиновой. Ибо Евфросин скоро, якобы по получении ответа на своё писание, и преставился; но как преставление его было гораздо после Евфимиева, ибо Евфимий прешёл от здешнего жилища 1458, а Евфросин 1481 года, то Евфросин писал к нему разве уже к умершему и ответ получил с того света? Вот бредни списателя Евфросинова 399 ! [Четвёртое из «Стоглавника» (глава 42).] IV.Cmorлabhый-дe собор заповедал не трегубити, но сугубити «аллилуиа», и о истине списателя оного Ефросинова засвидетельствова; ещё и в других книгах дво-аллилуие предписано? Ответ. Собор оный Стоглавный основался на одной мечтательной повести списателя, не рассуждая написанных в оном безместностей, а повесть самую утверждают раскольники оным собором: но может ли один немощный другого поддерживать и слепец хорошо водить слепца 400 ? Что же до древних книг: а).во многих из них, как показано в II-м доводе, велено «аллилуиа» утроять, чему и должно паче последовать. б).Книги, после Стоглавного собора в свет вышедшие, поколику «аллилуиа» своё назидают на баснословном житии Ефросиновом, вероятия в том недостойны. в).В них инде «аллилуиа» написано дважды, а инде ниже единожды, но токмо «Слава»; инде ж оставлено и «Слава Тебе, Боже», ради краткости. г).Где ж именно написано читать оное по дважды, то сие взято первоначально от Мартина Армянина и внесено по самомнению издателей тех книг. д).Из приводимых раскольниками свидетельств иных и совсем в книгах не найдено либо усмотрено паче противное; как то в Макарьевских Минеях в конце июня и августа месяца 401 . [Пятое от примера спасшихся.] V.No макарьевскому православию, многие, двогубое «аллилуиа» содержавшие, в Российстей Церкви спасошася, как то: Макарий оный и Филипп митрополиты Московские, Гурий и Герман Казанские и прочие? Ответ. И до собора оного Стоглавного многие, в России трикратное «аллилуиа» певшие, спаслися, как объявляет означенный списатель Евфросинов, то в двоении ли «аллилуиа» спасение? «Аллилуиа» ни двойное, ни тройное само по себе не спасает, а разве живая во Христа вера и благочестивая жизнь 402 . Притом набранные в каталог раскольниками святые все ли удвояли «аллилуиа» и все ли точно в лике святых, того доказать не могут и весьма тщетно о двоении «аллилуиа» подвизаются 403 . §15. О числе просфор Положение истины К священнодействию довольно есть пять просфор, а не семь; паче же всех нужнее одна.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/nastavle...

Но владыко Новгородский, ссылаясь на свою немощь рассуждать о великой тайне аллилуйи, ответил Евфросину, чтобы он поступил так, как получил повеление от вселенского патриарха. Тогда Евфросин понял, что никто из высших властей не хочет ополчиться за него против его гонителей и, возложив всю надежду на Бога, только в молитве искал и находил для себя утешение до самой своей кончины († 1481 г.). 797 Что касается Греции, на обычай которой двоить при богослужении аллилуйю сослался Евфросин, – то современники его верили существованию такого обычая в этой стране. Сохранилось послание какого-то сторонника Иова–Столпа «господину Афанасию, честнейшему во иноцех общеобительныя великыя лавры св. Николы ктитору», который был жарким сторонником Евфросина. В этом обширном послании неизвестный автор, сначала напомнив Афанасию об его писании, которое он прислал пред тем в псковские соборы священникам об аллилуйи с порицанием на Иова, говорит, между прочим, что напрасно он – Афанасий, в защиту сугубой аллилуйи, ссылается на греков, потому что греки «на сих летех, к своей погибели, от истины свернулися», и «развращенным грековом» верить не следует; напрасно ссылается на самого патр. Иосифа и Константинопольскую церковь , потому что патр. Иосиф, вместе с М. Исидором, на Флорентийском соборе, не устоял в правде, за что и подвергся праведному суду Божию и не возвратился на свой: престол, а «на месте святем, сиречь в соборней и апостольстей церкви Константинаграда, теперь уже мерзость и запустение». Далее автор послания, ссылаясь на различные основания, защищает обычай троить аллилуйю. 800 Хотя автор послания к Афанасию признает существование в Греции во время посещения её Евфросином обычая сугубить аллилуйю и объясняет появление его тем, что Греция «на сих летах» отступила от православия; но у нас невольно рождается сомнение относительно этого. Известно, что в 1410 г. прибыл к нам из Царьграда М. Фотий, родом грек и знаток церковных правил и установлений, и что в 1419 г. он в своем послании, подлинность которого не может подлежать не малейшему сомнению, прямо и решительно учил псковичей троить аллилуйю; а преп. Евфросин мог быть в Царьграде и у патр. Иосифа отнюдь не позже 1437 г., когда Иосиф отправился на Флорентийский собор, где и скончался. Как же могло случиться в такой короткий промежуток времени, что в Царьграде и его окрестностях, в 1437 г. уже все двоили, а не троили аллилуйю? Состояние богослужебных памятников того времени не дает нам возможности установить безусловную достоверность свидетельства пр. Евфросина о существовании в Греции обычая двоить при богослужении аллилуйю во время посещения им этой страны. XI. Последования таинств в XV веке

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Умирая, преподобный Евфросин «созвав… поучив… и наказав» свою братию в том, чему он учил их на примере всей своей жизни — «с любовию в любве пребывати». Со смертью преподобного любовь к нему самому и к его заветам не прекратилась, те идеалы пустынножительства, первым представителем которого был преподобный Евфросин, нашли себе последователей. Новая форма монастырской жизни получила широкое распространение в Псковской земле, причем совершенно независимо от влияния идей пустынного монашеского жития, бытовавших в то время в северо-восточной Руси. Большинство канонизированных псковских преподобных Отцов, живших, начиная с XV века, так или иначе связаны с именем преподобного Евфросина, являясь либо его спостниками, либо учениками, либо учениками учеников. Можно с уверенностью сказать и то, что псковское пустынножительство имело влияние и за пределами Псковской земли. Таким распространителем идеалов псковского монашества был, к примеру, преподобный Нил Столобенский. Во второй половине XVII века (уже после официальной канонизации преподобного Евфросина, сер. XVI в.) отношение к нему со стороны церковных властей меняется в связи с необходимостью исправления церковных обрядов согласно традициям греческой Церкви. В числе отличий русского порядка богослужения от греческого было и двоение аллилуии. (Эта практика пения аллилуии уже после смерти преподобного к середине XVI века распространяется повсеместно — «троегласники не представляли собой привилегированного класса по своему церковному или общественному положению», большинство храмов Русской Церкви двоили аллилуию. Сам великий князь Василий Иванович на смертном одре пел сугубую аллилуию.) При замене одной практики на другую возник вопрос об источнике, на который опирались отцы Стоглава, утверждая двоение. Собственно письменный, литературный источник был в то время один — это житие преподобного, написанное пресвитером Василием. Однако понять вопрос об источнике можно было иначе, имея в виду под ним личность самого преподобного Евфросина. К XVII веку о преподобном (благодаря житию) сложилось неверное представление, будто он всю жизнь посвятил защите сугубой аллилуии, а перед смертью завещал всем строго придерживаться двоения. Патриарх Никон решил вопрос об источнике именно в этом ключе — в пользу самого Евфросина, косвенно подтверждая этим решением истинность литературного источника.

http://pravoslavie.ru/1724.html

Так и Власий, созерцая невиданные плоды, не зная, как их назвать, подумал по-человечески, что это райские яблоки. А эти небесные плоды стройно висели на тонких ветвях, украшая деревья, высоко поднимавшиеся в сияющем блеске. Они сияли как бы насквозь, неизъяснимое благовоние разливалось от них, и вид их пленял зрение, манил вкус, как цельбоносная, животворная пища. - Чьи это яблоки? - спросил Власий, не умея иначе назвать эти неизвестные ему плоды. - Мои, благодатию Божиею, - отвечал Евфросин. - Можешь ты дать мне хоть частицу от одного яблока? - попросил Власий. - Бери, - сказал Евфросин, - что имею, то даю по благости Бога моего. И Евфросин снял с ветки три яблока и положил их в руки священника. Рассвет едва брезжил в рассеивающейся темноте... В черных одеждах вставали со своих суровых лож иноки... Ударили в било... И эти простые, трогательные звуки, как чистая греза о прекрасном бытии, пронеслись в бледных просветах восходящей денницы... Власий проснулся... Сердце его билось радостью, все оно дышало таким услаждением, какого он до сих пор еще не испытывал никогда. Он взглянул на свои руки и увидел завернутые в платок дивные плоды. Власий вскочил со своей жесткой постели и, держа в левой руке платок с яблоками, правою несколько раз медленно и благоговейно перекрестился, потом стал ходить взад и вперед по келий. В сердце он чувствовал радость, и его захватывал восторг... В ушах Власия отдавался звон колокола, и лучи рассвета падали на его лицо... Он остановился и долго рассматривал небесные плоды... А они сияли, подобно далеким звездам, сорванным с голубой тверди... - Это яблоки и в то же время как будто нет, - думал пресвитер, глядя на плоды. Он брал их руками, словно желая убедиться, во сне ли это происходит или наяву... Но действительность стояла перед Власием яркая и неотразимая, заставляя увериться очевидностью события. Райские яблоки лежали в его руках прекрасные, благоуханные, и свет наступающего утра терялся, как мгла вечера, перед их лучистым отблеском... Затем, движимый несомненной, непререкаемой действительностью, Власий устремился в церковь с дивными плодами в руках.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1957

Но необходимость введения монастырского устава сознавалась некоторыми подвижниками, в том числе и основателями и настоятелями монастырей. В первую очередь здесь следует упомянуть прп. Евфросина Псковского († 1481). Его житие — это не просто жизнеописание строго подвижника и основателя обители, но довольно важная глава из русской церковной истории, хотя подробно остановиться на этом житии нам не позволяют рамки нашей работы . Прп. Евфросин был составителем древнейшего общежительного устава, который он ввел в основанном им монастыре в Псковской земле . Трудно установить, какими источниками пользовался он для составления своего устава, кроме цитат из Ветхого и Нового Заветов, Евфросин ссылается на творения св. Василия Великого, Иоанна Лествичника и Исаака Сирина. Своеобразие его устава заключается в том, что в нем содержатся лишь дисциплинарные требования и совсем не затрагивается богослужение . Устав разделен на 28 разделов, или параграфов (собственно, вступление и 27 правил). Аскетические воззрения автора, касающиеся строя монастырского быта, можно охарактеризовать следующим образом: 1) основополагающее требование строгого соблюдения киновии (§ 1–4, 8); 2) полное послушание воле и распоряжениям монастырского настоятеля (§ 5, 7, 18); 3) постоянное рукоделие, выполняемое братией с любовью и взаимным уважением (§ 8, 9, 27); 4) общие для всех монахов аскетические правила, касающиеся молитвы, постов, целомудрия и нестяжательства (§ 10–15, 4, 17, 26, 27) и 5) помощь бедным и нуждающимся(§ 24 и 25). В уставе говорится и о настоятеле обители, о его обязанностях (§ 5, 21, 23, 20). Хотя прп. Евфросин составил этот устав для своей собственной обители, им могли воспользоваться и другие монастыри, поскольку он имел довольно общий характер и говорил о необходимости строгого соблюдения общежития. Но мы не знаем, применялся ли он в других монастырях, неизвестно и то, как долго продержался строгий общежительный устав Евфросина в его собственном монастыре. Инок Филофей, известный нам благодаря своим сочинениям, был монахом, а может быть, даже настоятелем Елеазарова монастыря в начале XVI в., то есть через два или три десятилетия после преставления Евфросина. Его сочинения, посвященные исключительно церковно-политической проблематике, не дают возможности прояснить интересующий нас вопрос. Мы не знаем, было ли устройство его монастыря настолько безупречным, что не давало никакого повода для критики, или он настолько увлечен был церковно-политическими проблемами, что «мелочи» повседневного монастырского быта его уже не занимали. Жаль, что Филофей, один из самых интересных и талантливых писателей той эпохи, прошел мимо этой проблемы.

http://sedmitza.ru/lib/text/436567/

80, и это есть прибавка самого Василия. В житии есть ссылка на мудрую Иудифь, л. 31 нач., – у Василия это по печатному в Памятниках Кушелева-Безбородко, IV, 88 нач., а книга Иудифь переведена Геннадием с латинского для его полной библии; но автор мог читать ее ранее 1499 г., от которого дошел до нас старший список библии, ибо перевод всех книг библии, взятых с латинского, сделан не позднее 1493 года, см. Опис. синод. рккпп. Горск. и Невостр., 1–3, стр. 128). Автор жития как будто был не монах, см. у Василия по печатному 103, col. 2: «искусен черноризец хощет быти в нем», и если монах (но только еще не искусный черноризец), то не Ефросинова монастыря, ибо нигде не называет этого монастыря нашего обителью, но всегда того или его – Евфросина обителью, и не знал находившегося в монастыре образа Евфросинова, так что когда увидал Евфросина в видении, то пошел (в монастырь) смотреть его образ. Чтобы имел отношение к фабрикации жития, т. е. принимал в ней участие, игумен Евфросинова монастыря Памфил, ученик преп Евфросина (известный обличительным посланием на псковичей к псковским властям 1505 г., – Дополн. к Акт. Ист. I, 22), это представляется сомнительным. 92 По житию Евфросин ходил в Константинополь еще будучи юношей: см. л. 34 sqq речи Евфросина посланным Иова, откуда он навык двоить песнь аллилуия, в которых не говорится это прямо, но ясно дается знать, и л. 88 об., где сам автор жития прямо говорит, что Евфросин ходил к Царюграду, на вопрос к патриарху об аллилуии «в юности своей». А Василий в этом случае, допуская явную хронологическую несообразность, переделывает автора жития (путешествие в Цареград юноши, псковского поселянина, на вопрос к патриарху, независимо от всего, не особенно вероятно: но автор жития именно затем и посылает Евфросина в Царьград юношей, что иначе это путешествие уже не было бы в самый прекрасный цвет благочестия в Константинополе и задолго до его взятия Турками, как нужно было представлять дело автору). 93 Автор жития не сообщает, в каком году умер Евфросин, а относительно возраста говорит, что в «глубоце старости», – л.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Святые отцы Церкви будущий век (рай) тоже представляют дивным садом. Святой Григорий Синаит пишет, что рай есть низшее небо, что дерева садов всё время покрыты цветами и плодами; посреди рая течет огромная река, его напояющая и разделяющаяся на четыре реки (см. Святитель Игнатий (Брянчанинов) . Слово о смерти. Глава 4). У всех святых рай представлялся садом дивным, неописуемой красоты: эфирная природа, тихое сияние, благоухание, ангельское пение... Святой подвижник Власий сильно желал узнать, как живут святые люди за гробом. После трехлетней молитвы об этом он в одну ночь был восхищен в рай. Вдруг он увидел, что ходит по какому-то полю или саду, а вокруг дивные птицы. В раю игумен Власий увидел и монаха Евфросина из своего монастыря, он сидел на золотом престоле под деревом. – Это ты, сын мой Евфросин? – спросил он с изумлением. – Что ты здесь делаешь? – Я поставлен здесь стражем, – ответил тот. – А можешь ли мне что-нибудь дать из сада? – Могу, – и дал преподобному Власию три яблока. Когда утром игумен проснулся в своей келье, то увидел три райских яблока и весьма удивился. Зазвонили к утрени. По окончании богослужения он объявил, чтобы никто из братии не выходил из церкви. Призвав Евфросина, он спросил его: – Сын мой, где ты был в эту ночь? Евфросин опустил глаза долу и молчал. Старец не переставал допрашивать. Тогда Евфросин ответил: – Там, авва, где ты меня видел. – А где я тебя видел? – спросил преподобный. – Где просил у меня три яблока. Я тебе их дал. Ты принял их. – Вот эти три яблока из рая Божия, – игумен показал их братии. Яблоки были разделены всей братии. И какой был вкус, какое благоухание, какая их красота! (Алфавитный патерик). Слово Божие учит, что по воскресении тела наши соединятся с душой нашей. Блаженный Августин говорит о том, что в раю, как и на земле, останется разделение на мужчин и женщин: «Тогда изгнано будет из плоти лишь недостаточное, а сама природа сохранится». Пол женщины не есть недостаток (так учили догматики средних веков), но природа тогда, конечно, не будет зачинать, ни рождать, посему не будет и бракосочетаний, но будет продолжать существовать в своих женских членах не для прежнего употребления, но для нового украшения, и никогда она не будет возбуждать похоти того, кто будет созерцать ее, напротив, она послужит новой причиной прославлять мудрость и благость Творца.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

207 об.–8. «Пам. Древ. Письм.». XXVI и LVI, 1878–1880. 323 Евфросин не входил в опровержение всех доводов, какие тогда были в обращении у проповедников самоистребления. Так, например, еще сибирские раскольники в 1679 году в челобитной царю Феодору Алексеевичу (Доп. А. И. VIII, 221), в качестве прямого свидетельства в оправдание самосожжения, приводили слова «Толкового Евангелия» из поучения в 3 неделю св. поста: «тако хощет нас Бог, аще ранихся, аще сожигаемся, или умираем, не уклонятися, ниже миловати себе» (М. 1652, л. 62 об.), – очевидно не понимая этих слов. Сами ли сожигаемся или ранимся? Например: «вертеп каменем, идеже Христос распяся» (Собор., л. 604. М. 1647): сам ли распяся? Конечно, нет, но жиды Христа распяли (л. 595 об.). Так и в данном случае: слова Толкового Евангелия составляют пояснение на Мк. 8:34 и в «Благовестнике» выражены в действительном залоге: «аще биют, или укоряют (т. е. гонящие нас), не щадим (т. е. себя) (М. 1649, л. 48, Мк. зач. 37). Но у Евфросина нет объяснения этого изречения. 325 Евфросин указывал еще на то, что Аввакум не советовался со своими соузниками, когда давал ответ. «Изыскано накрепко яко отец Аввакум со страдальцы и соузники о том не думал и не советовал, но ему одному так рассудилось» (– 110). Так-ли? Вопрос интересен и сам по себе. Относительно попа Лазаря передавала Евфросину жена Лазаря, которая отрицала участие своего мужа в «совете» с Аввакумом. «А ей, – замечал Евфросин, – не ведать было не мочно: страдала с ними неразлучно» (– 19). Решительнее можно сказать относительно диакона Феодора. Он находился тогда в ссоре с Аввакумом, который и под клятву его положил. Нельзя поэтому предполагать, чтобы гордый протопоп стал после этого держать советь с диаконом, ставшим в его глазах по меньшей мере «молодым щенком» (V, 175), а по большей и «еретичешкой Федькой» (VIII, 221). Остается таким образом один инок Епифаний и соучастие его уже едва ли можно отрицать, потому что таковы были взаимные отношения этих двух пустозерских соузников.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Геннадий Костромской Любимоградский с монастырем 88, 89 Глеб, князь 59, 90 Гурий и Варсонофий Казанские 92, 93 Давид Ярославский 94 (предположительно), 95 Димитрий Прилуцкий 96–98 Димитрий царевич 101, 103 Димитрий царевич и Роман Угличский 102 Дионисий Радонежский 104 Евфросин Псковский 105 Евфросин Псковский, Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст 107 Евфросин Псковский, Иона архиепископ Новгородский 106 Евфросиния Суздальская 108 Ефрем и Аркадий Новоторжские с монастырем 109, 110 Зосима Соловецкий 111, 129 Зосима и Савватий Соловецкие 112–115 Зосима и Савватий Соловецкие с монастырем 116–126 Иаков брат Господень и Иаков Боровичский 132 Иаков Железноборовский 131 (предположительно) Иоанн Большой колпак 134–136 Иоанн Власатый Ростовский (предположительно) 141 Иоанн и Лонгин Яренгские 139 Иоанн Предтеча, Иоанн Милостивый и Иоанн (Илия) Новгородский 137 Иоасаф Каменский 140 Иона митрополит Московский 142 Иона и Филипп митрополиты Московские 143 Иосиф Волоцкий 144 Иосиф Волоцкий , Павел Комельский 138 Кирилл Белозерский 145, 147 Кирилл Белозерский и Кирилл Новоезерский 146 Леонтий Ростовский 149–151 Макарий Желтоводский 153   Макарий Желтоводский, Сергей Радонежский, Кирилл Белозерский 156 Макарий Желтоводский с монастырем 154, 155 Макарий Калязинский 157, 158 Макарий Оредежский (предположительно) 159 Максим Блаженный Московский 163 (предположительно ), 165 Максим Грек 160–162 Максим и Василий блаженные московские 164 Михаил Черниговский 166, 167 Моисей Угрин (или Ипатий Печерский ?) 168 Московские святители и чудотворцы 170–178 Московские святые 169 Московские юродивые 179 Никита Новгородский 180 Никита Переяславский 182–184 Никодим Кожеезерский и Пахомий Кенский 185 Никодим Кожеезерский Хозьюгский 133 Николай Кочанов 99 Никон и Сергий Радонежские 187, 188 Никон Радонежский 186 Нил Сорский 189 Нил Столобенский с монастырем 190–196 Новгородские святители Евфимий, Нифонт и Иона (предположительно) 197 Новгородские чудотворцы 198 Обретение тела князя Глеба 91

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

С этой же целью преподобный требовал неукоснительного исполнения церковного устава. Такая преданность святого правильному течению церковной службы, ее порядку и единообразию была известна далеко за пределами Псковской земли. Н. И. Серебрянский считает, что псковское монастырское богослужение своим упорядочением было обязано не столько заботам высшей власти, сколько местным подвижникам, среди которых первое место принадлежит преподобному Евфросину. Помимо страннолюбия и физического труда, житие не выделяет каких-то особых аскетических подвигов. Для преподобного Евфросина характерна потаенность его аскезы, скрытность ее даже от монастырской братии. Дважды встречается в житии упоминание об удалении преподобного во внутреннюю пустыню: «изыде старець из монастыря внутрь пустыни» и «сице бысть иногда убо преподобны ефросим изыде из монастыря в нутреннюю пустыню». Лишь раз рассказчик замечает, как бы вскользь, цель удаления — «на некою потребу свою», совершенно не раскрывая, какая могла быть «потреба» у старца в пустыне. Очевидно, что преподобный Евфросин уходил туда для уединения и безмолвствия, с которыми связаны душеполезные размышления, стремление к внутреннему очищению и совершенствованию — именно то, чему и пытался научить преподобный свою братию. Безмолвие тем и хорошо, что позволяет человеку сосредотачиваться, избавляет от умственного рассеяния и смущения, к которым приводит «молва» (ее-то и боялся преподобный, когда начала собираться вокруг него братия). Не случайно поэтому и то, что дьявольские козни в житии происходят на пути преподобного во внутреннюю пустынь. Отношение братии монастыря к преподобному можно найти в эпизоде, когда святой из-за диавольского искушения был задержан во внутренней пустыне. Братия, переживая отсутствие своего старца, не разошлась по кельям предаться сну, а «снидошася купно вси» сидели без сна и отдыха. Когда на следующий день преподобный Евфросин возвратился в обитель, он обрел «братию свою купно съшедшихся и бедствующих о нем». Любовь и преданность братии по отношению к преподобному видна и в тех гонениях, которые им вместе пришлось пережить из-за сугубой аллилуии, но ни один из них, по свидетельству биографов, не покинул обитель. Хотя такое категоричное утверждение звучит довольно сомнительно. Жизненный опыт подсказывает скорее обратное: в каждом преданном сообществе находился свой Брут или Иуда. Скорее всего, большинство в обители поддержало преподобного, а об иных братия не рассказала биографам, покрывая их, по завету преподобного, своей любовью.

http://pravoslavie.ru/1724.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010