Села Ново-Георгиевки, Воскресенская Александрийск. у. Села Кукуловки, Михайловская, дер. Бобр. у. Села Муловатого, Успения Пр. Богородицы, Тираспольск. у. Построена с дозволения митрополита Даниила. Теперь на ее месте выстроена другая с 1808 года. Села Кривого-рога, Св. Николаевская, дер. Бобр. уезда. Села Наддехска или Надляхска, Св. Николаевская, дер. Бобр. у. Надляхск называется сим именем потому, что место его граничило с Польшею, а как простой народ Поляков называл Ляхами: то от того и селение именовалось Надляхск. Села Иванковец, Покров. Пр. Богородицы, дер. Бобр. уезда. Села Красноселья, Св. Симеоновская, дер. Александрийск. уезда. 1765 год Села Глинского, Михаило-Архангельская, дер. Бобр. у., В каком именно году заложена сия церковь , неизвестно; а по словам старожилов значится она заложенною в 1765 году при священнике Иакове Ингульском и при старшем прихожанине майоре Ветре Марьяновиче, о трех верхах с четырьмя щитами. Достроена и освящена 1772 года. Ныне сия церковь . Упразднена по причине построения новой Михаило-Архангельской каменной, заложенной в 1814 г., а освященной в 1822 году. Глинск заселен до Сербов. 1766 год Села Лелековки, Св. Троицкая, дер. Бобр. у. Время построения сей церкви означается вырезанными буквами на дубовых косяках церковных дверей; к тому же и самый вид церкви свидетельствует о ее давности. Село Лелековкою называется, говорят, потому, что жил тут первоначально казак из запорожцев, по прозванию Лелека. Села Большой-Выски, Преображения Господня, дер. Бобр. у. Ныне этой церкви уже нет, а существует вместо оной новая каменная. Учреждение села полагают около 1760 года. 1767 год Села Анновки, Предтеченская, дер. Бобр. уезда. 1768 год Села Дороцкого, Михайловская, дер. Тир. у. Селение сие существовало при владении Турков Очаковскою землею; здесь жили Молдаване, у которых были и церкви плетнёвые. Существующая церковь заложена по благословению митрополита Даниила. 1770 год Села Магалы, Михаила Архангела, дер. Тир. у. Заложена по дозволению преосвященного Даниила. Теперь здесь, вместо оной, с 1806 года каменная. 1771 год

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

Села Привольного, Покровская. Сия церковь есть единоверческая, В 1793 году она преобразована из раскольничьей часовни, а в 1819 году перестроена и поправлена. Село стоит на правом берегу речки Ингула и имеет довольно приятное местоположение, по которому, вероятно, и называется «привольным». Из сличения обстоятельств обеих церквей села Привольного явствует, что все это село состояло из раскольников; некоторые из них обратились в православие таким образом, что одна часть оставила заблуждение ранее; другая позже. Первые имеют церковь прямо православную, вторые еще под покровом единоверческие. Села Николаевки, Николаевская, дер. Бобр. у. Села Богдановки, Преображенская, дер. Александрийск. у. Села Богослава, Иоанно-Богословская, камеи. Тираспольск. у. Церковь построена помещиком Иваном Гросул-Толстым. С того временя существует и село, в котором живут Малороссияне. Место изобилует ключевыми водами. Села Щастливого, Успенская, кам. Ананьевск. у. Села Ульяновки, Успенская, кам. Херсонск. у. Села Кумаревки, Димитриевская, дер. Бобр. у. Села Ивано-Петровки, Покровская, кам. Херсонск. у. Освящена в Мае 1798 года. Села Кирлянки, Успенская, дер. Херсонск. у. 1798 год Села Ревовки, Димитриевская, дер. Александрийск. у. Основана по благословению митрополита Гавриила и по прошению помещика майора Федора Хорвата. Седа государственной Камянки, Успенская, дер. Бобр. у. Села Шпаковки, Богородицкая, дер. Бобр. у. Села Варваровки, Богородицкая, дер. Бобр. у. Села Калиновки, Николаевская, дерев. Бобр. у. В 1821 году из раскольничьей часовни переименована в православную церковь . Села Злынки, единоверческая Покровская, дер. Бобр. у. Просители о дозволении построить сию церковь , писали 1782 года о себе к Никифору архиепископу, что «они вышли в Россию из Польской области, и были все отторжены от Св. Церкви зловредным учением раскольничьим. Но узнав свое заблуждение, просят святительского благословения, присоединиться им к Св. Церкви, и вместе с тем, в замен имеющейся в Злынке часовни, соорудить божественный храм во имя Рождества Богородицы». Во исполнение сего желания и по силе благословенной грамоты, церковь в Злынке, Марта 12 дня и заложена, а 1784 года Сентября 7 дня освящена. Церковь сия по ветхости ныне упразднена, за выстройкою в 1812 году Елисаветградским купцом Рогалевьм новой, каменной, в тоже наименование. 1799 год

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

Александрийск. у. Построена кригс-комиссаром Михаилом Комбурлеем, вместо имевшейся уже тут старой деревянной церкви, во имя Чудотворца Св. Спиридония, которая в 1794 г. перевезена в другую слободу, того же помещика, именуемую Ивановка. Города Елисаветграда, Покровская, дер. О сей церкви писал князь Потемкин архиепископу Амвросию: «Преосвященнейший владыко, милостивый государь и архипастырь. Ваше высокопреосвященство благословя здешних старообрядцев на построение церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы, снабдить их изволили на то и грамотою. Но как храм сей долженствует быть во имя Преображения Господня, в знак собственного их преобразования: помянутую грамоту при сем препровождая, покорнейше прошу пожаловать другую с наименованием уже храма Преображения Господа нашего и прислать оную ко мне, пребывающему с истинным к вам почтением и преданностью. Вашего высокопреосвященства, милостивого государя п архипастыря покорнейший слуга Князь Потемкин-Таврический. Января 29-го дня 1778 г. Елисаветград». Села Высоко-буерак, Екатерининская, дер. Бобр. у. 1788 год Города Елисаветграда, Преображенская, дер. Села Леслиево-Петровской, Петро-Павловская, дер. Бобр. у. Села Коротюка, Покровская, дер. Бобр. у. Села Каменоватки, Покровская, дер. Бобр. у. Села Мигеи, Петро-Павловская, дер. Бобр. у. Построена помещиком Скаржинским. Села Копаней, Царе-Константиновская, дер. Бобр. у. Села Федоровки, Георгиевская, дер. Александрийск. у. Села Желтого, Ананиевская, дер. Бобр. у. Села Омеловаго, Петро-Павловская, кам. Херсонск. у. Начата постройкой в сем году, но кончена в Марте 1800 года. 1789 год Села Михальчей, Николаевская, дер. Бобр. у. Села Чегелеевки, Покровская, дер. Бобр. у. Сооружена вместо бывшей тут старой, которая также именовалась Покровскою. Следовательно обселение места относится к раньшему времени. Села Коржева, Успенская, кам. Тирасп. у. Теперь сей церкви нет уже, но существует с 1806 года другая каменная. Села Спей, Николаевская, кам. Тир. у. Прежде сей церкви была другая плетневая.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

Села Еремеевки, Казанской Божия Матери, кам. Одесск у. Построена иждивением помещика, который при болезненном своем состоянии завещание свое оставил, чтобы церковь , на счет доходов от земли его и от его людей, выстроена была приличным образом. Села Гориевки, Успенская, кам. Тирасп. у. Была ли прежде сей церкви другая, неизвестно; жили и живут тут Молдаване. Местечка Петро-Веровки, Петро-Павловская, кам. Тирасп. у. Обселено не раньше как с 1814 года Малороссиянами. Села Васильевки, Преображенская, кам. Тирасп. у. Села Усатовых-хуторов, Рождество-Богородицкая, камен. Одесск. у. Обселено Одесскими мещанами. Села Алексеевки, Иоанно-Богословская, кам. Бобр. у. 1823 год Села Троицкого, Троицкая, кам. Херс. у. Местечка Павловки, Петро-Павловская, камен. Тирасп. у. Церковь сия здесь первая. Местечко основано после присоединения Очаковской области и населено Малороссиянами. Села Николаевки, Николаевская, кам. Ананьевск. у. 1824 год Села Вшивого, Покровская, кам. Херс. у. Села Александровки, Георгиевская, кам. Александрийск. у. Села Осиповки, Иосифовская, кам. Тирасп. у. Села Покровского, Покровская, кам. Одесск. у. Села Александро-Дариевки, Николаевская, кам. Одесск. у. Селение сие было еще до построения сей церкви или молитвенного дома и называлось Кобургом или Кимбургом. В нем живут теперь Бугские отставные чиновники. Села Семено-Косовки, Троицкая, дер. Бобр. у. 1825 год Села Егоровки, оно же и Ферстеровка, Георгиевская, камен. Одесск. у. Построена генерал-лейтенантом Ферстером, именем коего и самое село называется. Села Кондратовки, Иоанно-Богословская, кам. Ананьевск. у. До построения сей церкви был здесь молитвенный дом, который существовал не более восьми лет. Около сего времени начало свое имеет и селение. 1827 год Посада Ново-Георгиевска, единоверческая Воскресенская, кам. Александрийск. у. До построения сей церкви была тут деревянная, также основанная в 1810 году и построенная старообрядцами, отделившимися от общества раскольников, имеющих и доныне в Ново-Георгиевске свою часовню, которой начало относят к 1770 году. В каменной Воскресенской церкви с 1839 года устроен новый хороший иконостас, сооруженный почетным гражданином Макаром Бондаревым с детьми его. Да и часовня в 184–5 году преобразована в церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

Села Кисляковки (прежде Спасского) Преображенская, камен. Херс. у. Заложена в сем году, а 1806 по ветхости упразднена. Опять восстановлена в 1810 году. Села Краснополья, Семеновская, дер. Бобр. у. 1783 год Села Марьяновки, Рождество-Богородичная, дер. Бобр. у. Слободы Баратовки, Успенская, дер. Бобр. у. Села Кагарлиновки, Свято-Духовская, дер. Бобр. у. Слободы Зубовки, Покровская, дер. Бобр. у. Села Ульяновка, Богородицкая, дерев. Бобр. у. Церковь сия устроена вместо бывшей до неё деревянной, того же наименования, с переносом из Баратовки в деревню Ульяновку. Посему и называется ныне Ульяновкою. Села Ясеноватки, Иоанно-Богословская, дер. Бобр. у. Села Балацкова, Петро-Павловская, кам. Херс. у. Грамота на построение церкви дана 15 Мая 1783 года, но окончена и освящена в Декабре 1788 г. 1784 год Села Петрового, Николаевская, дер. Александрийск. уезда. Села Злынки, Богородицкая, дер. Бобр. у. Устроена из часовни, по обращении прихожан из раскола в православие. Села Байдаковки, Николаевская, дер. Александрийск. уезда. 1785 год Села Воиновки, Стефановская, дер. Александр. у. Заложена 16 Октября 1783 г., кончена в сем году 16 Июля. Слободы Компавеевки, Покровская, дер. Бобр. уезда. Села Марьинского, Преображенская, дер. Херс. уезда. Села Шестерни, Рождество-Богородицкая, кам. Бобр. у. Та самая и ныне существует с поправкой и приделкою некоторых частей. Села Грушевки, Николаевская, дер. Херс. уезда. Города Херсона, соборная Успенская, кам. Церковь сия постройкой начата по прошению купцов и мещан города Херсона, от лица которых относился к преосвященному Никифору, архиепископу Славянскому, 11 Марта 1785 года, из «благополучного города Херсона» и строитель оного. Под словом благополучный город разумелось здесь бывшее тогда в Херсоне, и прекратившееся, моровое поветрие. Но как на Форштате Херсонском уже была построена церковь Софиевская, то преосвящ. Никифор, желая, дабы сия церковь с ее священнослужителями, не оставалась без надлежащего содержания, на постройку Успенской церкви, с приделами к оной, сначала не соглашался. Но убежденный настоятельными просьбами тех же купцов и мещан города Херсона, преподал на то архипастырское свое благословение. В 1798 году протоиереем Саражиновичем донесено было его высокопреосвященству митрополиту Гавриилу, что церковь строением окончена и к освящению готова; а церковь Михайловская, деревянная, временная, пришла в крайнюю ветхость. По сим обстоятельствам последовало тогда же от преосвященного разрешение освятить новую церковь.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Октября 31 (13 ноября) Преподобномученик Евфросин (Антонов) Преподобномученик Евфросин родился 15 июня 1885 года в деревне Меньшиково Опочецкого уезда Псковской губернии в семье крестьян Антона Кузьмича и Надежды Андреевны Антоновых. Окончив земскую школу в городе Опочка, он помогал родителям в их крестьянском хозяйстве. Когда ему исполнилось шестнадцать лет, он нанялся к купцу в работники и жил у него до 1910 года. В том же году он поступил послушником в Спасо-Елеазарьевскую пустынь Псковской епархии, привлеченный сюда, как и многие желающие спасения, подвигами преподобного Гавриила (Зырянова), жившего в это время в обители. В связи с военными действиями Первой мировой войны монастырь был эвакуирован в Седмиозерную Богородицкую пустынь Казанской епархии. Сюда переехал и принявший к этому времени постриг монах Евфросин; в 1922 году он был рукоположен во иеромонаха. В 1928 году пустынь была безбожной властью закрыта, и иеромонах Евфросин был направлен служить в Воскресенскую церковь в село Мансурово Лаишевского района Казанской епархии. С 1929 года он стал служить в Петропавловском храме в селе Лужки Истринского района Московской области, а через год был назначен в Троице-Борисоглебскую церковь в село Аносино того же района. Еще недавно здесь располагалась женская Аносина пустынь, существовавшая сначала в виде общежительного монастыря, а затем артели, членами которой были те же монахини, но в 1928 году она была уничтожена, монахини выселены, а на их место заселены безбожные члены коммуны. Храм, однако, не был закрыт, и монахини, большей частью расселившиеся по соседним деревням, так же, как и раньше, собирались на молитву в обитель, где стал служить иеромонах Евфросин. Видя, что монахини ведут тот же самый монашеский образ жизни и не желают уходить от стен любимой обители, показывая и для окружающих пример верности, кротости и христианских добродетелей, власти весной 1931 года приняли решение об аресте всех, проживающих в окрестности монастыря, монахинь и послушниц и служившего в храме отца Евфросина, которому было поставлено в вину, что он «часто собирал всех монашек или приходил к ним на квартиры, давая им направление на антисоветскую работу среди населения», а монахини обвинялись в том, что «собирались в деревнях, пели различные духовные песнопения, этим самым привлекая народ, даже рабочих с Дедовской фабрики».

http://fond.ru/kalendar/1122/evfrosin/

Преподобный Евфросин, ученик пр. Савватия, основателя Оршинского Савватиева монастыря и преемник по управлению его обителью, происходил из князей Тепринских; он безысходно прожил в Савватьевой пустыне 60 лет; многие приходили к нему для душеспасительной беседы и этим нарушали его безмолвие. Евфросин на время удалился на озеро Нево (Ладожское); но и здесь посетители являлись к нему, почему он возвратился в Савватьеву Оршинскую пустынь. Слух о святости пр. Евфросина далеко распространился и его чтили за чудотворца. Тверской князь Борис Александрович (с 1426 по 1505 г.) отправил к нему свой юную больную дочь Марию и пр. Евфросин, по неотступной просьбе княжеской свиты, исцелил её от болезни. – Когда скончался пр. Евфросин, неизвестно (но не позже 1460 г.); не известно и место его погребения. В бывшей Савватьевской пустыне, в Сретенской церкви, находится изображение пр. Евфросина: он изображён глубоким старцем, в монашеском одеянии, с воздетыми в молитвенном положений руками. Преподобному Евфросину нет не только особой службы, но даже и тропаря и определённого дня его памяти. 23. Преподобный Трифон Печенгский Преподобный Трифон Печенгский (или Кольский), просветитель лопарей, присоединён к Тверским святым по месту своего родопроисхождения. Некоторые (см. Православный Собеседник 1859 г., ч. 2) предполагают, что «якобы отечество его (бысть) близ города Торжка, от освящённых, благочестно живущих родителей». В Крестовоздвиженской церкви г. Торжка Тверской епархии свято чтится память пр. Трифона и сохраняется (в этом городе) предание, что он был сын священника этого прихода; в мире он именовался Митрофаном. С ранних лет он посвятил себя на суровые аскетические подвиги среди диких лопарей (на реке Печенге в Кольском уезде Архангельской губернии). Познакомившись с языком лопарей, Трифон (постриженный в монашество в 1642 г. по благословению Макария, Новгородского архиепископа, впоследствии Московского митрополита) вместе с блаженным Феодоритом и иеромонахом Ильёй, ревностно трудился над обращением язычников в христианскую веру и многих из них крестил. Для новообращённых он с большими затруднениями построил церковь , а для любителей иноческого жития основал Печенгский монастырь «у холодного моря, у Мурманской границы». Царь Иоанн Грозный богато одарил обитель пр. Трифона.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Преподобный Евфросин называет то учение, которое он почерпнул, побывав в Константинополе, «здравым», т.е. небольным, нееретическим, и в то же время смысл этого слова в его первоначальном значении — «сильный», в противоположность слабому, менее сильному, несовершенному: «учение ваше нездраво есть и словеса ваша (которые осуждают противоположное учение. — М. П.) к вамъ възвратяться, а мне же лепо есть дръжати паче здравое учение». Можно понять из этих слов Евфросина, что практика двоения аллилуии — более совершенная, сильная, в противоположность троению — несовершенной, слабой, но в то же время не менее правильной, православной, чем двоение. Это подтверждается и тем, что преподобный активно пользовался наставлениями митрополита Фотия (кроме трегубой аллилуии) при составлении своего устава, показывая тем самым, что не считает его отступником и еретиком. Послания митрополита Фотия — это один из главных источников устава преподобного Евфросина, утверждает Н. И. Серебрянский, в отличии от таких «велицых» как преподобные Пахомий, Евфимий, Феодосий, Савва. В посланиях к троицкому духовенству и архиепископу Евфимию преподобный Евфросин лишь оправдывает свой способ пения аллилуии, желая смыть с себя недостойное любого христианина наименование еретика. Своих оппонентов он обвинял лишь в самочинии и несогласии с практикой Вселенской Церкви, «от тоя бо на вся страны пролиася благодатныи свет всему миру». Преподобный, таким образом, призывал ровно к тому же, к чему призывал впоследствии и Большой Московский Собор 1666-1667 годов: «повелеваем всем хранить неизменно и покоряться святой Восточной Церкви». Только призыв Собора, в отличие от исповедания Евфросина, был более категоричен: «если же кто не послушает нашего повеления и не покорится… начнет прекословить и противиться, мы такового… предаем проклятию и анафеме как еретика и непокорника», — говорилось в Соборном определении. Следовательно, преподобный Евфросин еще за 200 лет до Собора не только высказал мысль об авторитете Византийской Церкви в делах веры и церковной практики, но и примером собственной жизни подтвердил свои убеждения.

http://pravoslavie.ru/1724.html

Не станем, в частности, отвергать, что Евфросин ходил в Царьград и научился там от всех сугубить аллилуйю, по крайней мере, он сам утверждал это, и ему верили его современники. Но в нас невольно рождается сомнение: правду ли он говорил? Не было ли тут какого-либо недоразумения и самообольщения, особенно если Евфросин был точно таким странным фанатиком сугубой аллилуйи еще от юности своей, каким изображается в житии? Известно, что только в 1410 г. прибыл к нам из Царяграда митрополит Фотий, родом грек и знаток церковных правил и установлений, и что в 1419 г. он в своем послании, подлинность которого не может подлежать ни малейшему сомнению, прямо и решительно учил псковичей троить аллилуйю, а преподобный Евфросин мог быть в Царьграде и у патриарха Иосифа отнюдь не позже 1437 г., когда Иосиф отправился на Флорентийский Собор, где и скончался. Как же могло случиться в такой короткий промежуток времени, что в Царьграде и его окрестностях в 1437 г. уже все двоили, а не троили аллилуйю? Все ли понял и уразумел Евфросин, что слышал в Царьграде относительно аллилуйи, а не то ли одно ему и слышалось и грезилось, что хотелось слышать, как иногда бывает с фанатиками? Впрочем, повторяем: современники верили Евфросину, что греки в Константинополе двоят аллилуйю. Сохранилось послание какого-то сторонника Иова Столпа «господину Афонасию, честнейшему в иноцех, общеобительныя великыя лавры св. Николы ктитору», который был жарким сторонником Евфросина. В этом обширном послании неизвестный автор, сначала напомнив Афанасию о его писании, которое он прислал пред тем в псковские Соборы священникам об аллилуйе с порицаниями на Иова, говорит, между прочим, что напрасно он, Афанасий, в защиту сугубой аллилуйи ссылается на греков, потому что греки «на сих летех к своей погибели от истины свернулися» и «развращенным грековом» верить не следует; напрасно ссылается на самого патриарха Иосифа и Константинопольскую Церковь , потому что патриарх Иосиф вместе с митрополитом Исидором на Флорентийском Соборе не устоял в правде, за что и подвергся праведному суду Божию и не возвратился на свой престол, а «на месте святем, сиречь в соборней и апостольстей церкви Константина града, теперь уже мерзость и запустение».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

У Кальнофойского он так обозначен: «преподобный старец Исаия трудолюбивый». – Это дает видеть, что подвигом жизни, которым пр. Исаия угодил Господу, был неутомимый труд, продолжавшийся и в старости. Он блаженно почил, мая 15-го 1115 г. Память его совершается в обители 15 мая по общей минее. 142 Преставление пр. Евфросина псковского Родители пр. Евфросина, в мире Елеазара, были простые поселяне псковского края. 143 Они желали, чтобы вступил он в брак: но он скрылся из дома их и на Снятной горе, что близ Пскова, принял монашество. Здесь он служил братии в поварне и пекарне и усердно молился Богу. Потом по любви к безмолвию удалился он на р. Толву и в 30 вер. от Пскова, построив себе келью стал подвизаться в молитве и посте; это было в 1425 г. 144 Первым сожителем его в пустыни был инок Серапион; пробыв несколько времени у преподобного, он вздумал, без его благословения, строить себе келлию на другом берегу Толвы: но наученный несчастием (повреждением ноги) остался навсегда послушником его. 145 Приходивших в пустыню Евфросин благословлял жить скитски. Когда число пустынников умножилось: по их просьбе Евфросин построил храм молитвы в честь трех святителей, с теплым приделом во имя пр. Онуфрия. – Вместе с построением храма устроено было и общежитие. Преподобный был строг к себе, отказывал себе, и в естественных утешениях. Раз пришла к нему мать, желая взглянуть на давно утраченного сына; Евфросин не отворил ей двери келлии своей, а упросил постричься где-либо в обители. – По той же строгости к себе не принял он на себя звания игумена, а предоставил его одному из учеников своих, сам же продолжал он жить уединенно. Благоговейные ученики почтили места уединенной молитвы его памятниками. Каменный крест сохраняет память о молитвах его в лесу, близ озера; деревянный столб на восточной стороне, за оградою обители, говорит о том же. 146 Мысли подвижника о общежитии, а частью и жизнь его видим в завещании его. – Здесь писал он: «Вот я раб Божий, инок Евфросин, еще при жизни моей установляю о монастырской жизни, об усадьбах и постройках и о всем вообще.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010