Память М. впервые встречается в Палестинском груз. Синаксаре под 17 июля ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 282). Под тем же числом она упоминается и в Синаксаре К-польской ц. (SynCP. Col. 825), где уточняется, что ее синаксис в К-поле совершался в храме св. Мины. В арм. Синаксаре Тер-Исраэля ее память помещена под 18 июля ( Sauget. 1966. Col. 1154). Особо почитали М. на Кипре. На фреске из Перистреммы в Каппадокии М. изображена как победительница беса ( Lafontaine-Dosogne. 1962). Средневизант. реликварий с частицей руки М., происходящий из некоего мон-ря под К-полем, хранится в Венеции, в Музее Коррер ( Ross, Downey. 1962). Подробнее о мощах М. в Греции, Палестине, на Кипре см.: Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Vol. 54. P. 211-212. Почитание на Западе М. почиталась на Западе под именем Маргарита: возможно, это было не сохранившееся в греч. традиции ее христ. прозвище (от греч. Ð Margarthj - «жемчужина»; ср. прп. Евфросинию (Смарагд (Измарагд)) (см. в ст. Евфросиния , прп. Александрийская). Считается, что еще в кон. V в. папа Римский Геласий I объявил Житие Маргариты-Марины апокрифом, но путаница с именами и наличие неск. Марин (Маргарит) среди почитаемых в то время святых не позволяют ответить на вопрос, относился ли папский вердикт к М. Возможно, из-за канонов Геласия имя Маргариты-Марины исчезает из документов и не встречается в них до кон. VIII в. В то время оно снова появляется в Мартирологах, легендариях, церковных посвящениях и отдельных Житиях. Рост популярности Маргариты в Зап. Европе зачастую объясняется возникшим интересом к широко почитаемым восточным святым, таким как вмц. Екатерина и вмч. Георгий Победоносец. Такой интерес связывают с 1-м крестовым походом и с захватом крестоносцами Антиохии Великой. Но поскольку мученичество М. произошло в М. Антиохии и упоминание о ней отсутствует в источниках крестоносцев, интерес к святой скорее связан с распространением ее реликвий по Европе из М. Азии через К-поль, а затем в Италию. Основная информация о мощах Маргариты собрана в Acta Sanctorum, где, в частности, описывается история перенесения тела Маргариты в 1145 г. в г. Монтефьясконе (близ Рима), который стал центром поклонения святой в католической Европе вплоть до 2-й пол. XX в. Огромное количество мощей святой в Европе вызвало беспокойство у болландистов (ActaSS. Iul. T. 5 P. 44).

http://pravenc.ru/text/2562062.html

Многие священномученики, как известно, приняли смерть на Бутовском полигоне. Отметим из их числа псаломщика Петра Ворону, прот. Петра Воскобойникова, расстрелянного за помощь семьям пострадавшим от советской власти, законоучителя земской школы Петра Голубева, протоиерея Петра Любимова, заявившего о том, что «советская власть довела народ до того, чем нечем накрыть мертвого человека», арестованного и расстрелянного в 1938 г. и многих других. С их биографиями читатель сможет ознакомиться в 55-м томе Православной энциклопедии. В томе содержатся также биографии Патриархов Константинопольского и Иерусалимского с именем Петр, семи Патриархов Александрийских, трех Патриархов Антиохийских. Отметим также статьи о чингисиде ордынском царевиче прп. Петре, молчальнике прп. Петре Галатийском. Наконец, читателю предстоит познакомиться с биографиями трех российских императоров Петров, написанных известным российским историком Е. В. Анисимовым. Самая обширная из них описывает противоречивую деятельность первого из российских императоров. В новом томе «Православной энциклопедии» имеется также блок статей, посвящённых святым с именем Пафнутий, среди которых можно выделить статьи о прп. Пафнутии, принявшим мученическую смерть при императоре Диоклетиане, прп. Пафнутии Александрийском, отце прп. Евфросинии, прп. Пафнутии Балахнинском, прп. Пафнутии Боровском, прп. Пафнутии Киево-Печерском. Том также содержит подробную статью о Пафнутиевом Боровском в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре. Несколько биографических статей о подвижниках с именем Пахомий также заинтересуют читателей. В томе содержатся материалы о прп. Пахомии Кенском, карельском чудотворце, «костромском» святом Пахомии Нерехтском, новомучениках, погибших в годину сталинских репрессий, двух константинопольских и двух антиохийских патриархах. Наиболее объемны статьи о прп. Пахомии Великом, основателе общежительного монашества в Египте и Пахомии Логофете, известном древнерусском книжнике. Любителям средневековой культуры будет интересна статья о св. Патрикии (Патрике Ирландском). Том содержит также статьи о ереси пелагианства и ее «основателе» богослове Пелагии, а также о двух Пелагиях, папах Римских и многочисленных подвижницах христианства с именем Пелагея.

http://pravenc.ru/shop/2495294/

Опубликованные Похвальные слова К. А.: свт. Афанасию, еп. Адрамиттийскому (BHG, N 192), мч. Варвару (BHG, N 220), имп. Константину I Великому (BHG, N 368), вмч. Димитрию (BHG, N 540-542), прав. Евдокиму (BHG, N 606), св. Евфросинии Младшей (BHG, N 627b; ранее считалось Похвальным словом прп. Евфросинии Александрийской - BHG, N 626m), мученикам Флору и Лавру (BHG, N 664m), прп. Герасиму Иорданскому (BHG, N 696), прп. Иоанну Дамаскину (BHG, N 885), св. Иоанну Милостивому Новому (BHG, N 889n), мч. Трипольскому Леонтию (BHG, N 987), свт. Митрофану I, еп. К-польскому (BHG, N 1278z), мученикам Никомидийским Аниките и Фотию (BHG, N 1544f), мц. Феодосии К-польской (BHG, N 1774), мц. Ореозиле (BHG, N 2180), прп. Фомаиде Лесбосской (BHG, N 2457), сщмч. Зотику Сиропитателю (BHG, N 2480). Неопубликованные Похвальные слова К. А. ( Delehaye. 1933. P. 264-270; Epistole. 1991. P. 19-25): Евплу, сщмч. Катанскому (BHG, N 630p; Ambros. H. 81 sup.), Неофиту, мч. Никейскому (BHG, N 1326d; там же), мч. Никифору (BHG, N 1334d; там же), Пантелеимону, вмч. Никомидийскому (BHG, N 1418b; там же), Прокопию, мч. Кесарийскому (BHG, N 1582c; там же), прп. Сампсону Странноприимцу (BHG, N 1615d; там же), Феодоту, мч. Анкирскому (BHG, N 1783m; там же), Епихарии, мц. Римской (BHG, N 2124; там же), вмч. Георгию (BHG, N 684a; Par. gr. 976), ап. Иоанну Богослову (BHG, N 932c; Lesb. Leim. 86), вмц. Параскеве (BHG, N 1420x; Hieros. Patr. 40), прп. Ирине, игум. Хрисовалантской (BHG, N 954d; там же). В числе других религ. сочинений К. А.- неопубликованная повесть об образе Христа Антифонита (BHG, N 797f; Ambros. H. 81 sup.), повесть о чуде вмч. Феодора Тирона (BHG, N 1765n), повесть о праотце Иосифе (BHG, N 2201u), речь на обновление храма Воскресения Христова (BHG, N 809g), духовная поэзия (стихи к Пресв. Богородице с именем автора в акростихе, стихи против сатаны). Светское лит. наследие К. А. включает басни, краткие риторические сочинения (сравнения, экфразы, философские зарисовки), 2 завещания, а также компилятивную хронику, охватывающую события римской и визант. истории до отвоевания К-поля Михаилом VIII Палеологом в 1261 г. (Vindob. Hist. gr. 99. Fol. 15-35).

http://pravenc.ru/text/2057058.html

Согласно Житию, Е. была старшей дочерью черниговского кн. мч. Михаила Всеволодовича († 1245). Поскольку кн. Михаил выдал дочь Марию замуж за ростовского кн. Василька Константиновича в 1227 г., то рождение 1-й дочери следует отнести к нач. XIII в. По преданию, бытовавшему в Евфросиниевом суздальском в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне женском монастыре , где покоились мощи святой, родители Е. долго не имели детей и усердно молились о чадородии в Киево-Печерском монастыре прп. Антонию и прп. Феодосию Печерским. В знак того, что их молитвы услышаны, князь и княгиня имели во сне видение Пресв. Богородицы, давшей супругам в руки прекрасную голубку. Божия Матерь сказала князю и княгине, что у них родится дочь, которую нужно назвать Феодулией, и ей предназначена подвижническая жизнь в монашеской обители. Юная Феодулия была удостоена посещения Пресв. Богородицы, показавшей ей рай и ад, и имела видение «мужа в белых ризах», к-рый открыл ей смысл монашеского подвига. В 15-летнем возрасте черниговская княжна приехала в Суздаль, чтобы выйти замуж за суздальского кн. Мину Ивановича. (Князь с таким именем упом. помимо Жития в синодиках суздальского Рождественского собора XVII-XVIII вв.: ГИМ. Увар. 242. Л. 6; 252. Л. 154. Согласно Житию, Мина был потомком варяга Шимона, следов., должен был принадлежать к боярскому, а не княжескому роду (потомки варяга Шимона - московские тысяцкие начиная с Протасия). Вступление Феодулии в брак с нетитулованным лицом указывает на то, что она была скорее всего не 1-м ребенком жен. пола в семье.) После неожиданной кончины жениха княжна приняла монашеский постриг в суздальском Ризоположенском мон-ре, вероятно в нач. XIII в., и получила имя в честь прп. Евфросинии Александрийской. Превосходя всех благочестием и мудростью (мотив высокой образованности и «учительности» преподобной, освоившей грамоту в 9 лет, является одним из основных в ее Житии), проводя жизнь в аскетических подвигах и молитвенных бдениях, Е. снискала любовь насельниц обители и горожан.

http://pravenc.ru/text/187882.html

В ограниченном числе списков XV-XVI вв. известно проложное Житие Е., созданное, вероятно, во 2-й пол. XV в. в Западнорусской митрополии . Древнейший список краткого Жития Е. обнаружил Клосс в Прологе посл. четв. XV в. (БАН. 33.19.8). 2 др. списка данной редакции входят в Прологи из бывш. собрания Виленской публичной библиотеки (ныне ф. 19 БАН Литвы): 98 (переписан в 1530 для Луцкой кафедры) и 99 (кон. XV (?) - 1-я четв. XVI в.), в их основе (судя по наличию в обоих списках Жития свт. Игнатия, еп. Ростовского), вероятно, лежит рукопись ростовского происхождения. Новое проложное Житие, отличное от встречающегося в более ранних рукописях, составлено для издания 1662 г. на основе текста в Степенной книге (см.: Кучкин В. А. Первые издания рус. Прологов и рукописные источники издания 1661-1662 гг.//Рукописная и печатная книга. М., 1975. С. 143, 145, 151). Истории Жития Е. в великорус. рукописной и старопечатной традиции (кроме его включения в ВМЧ) присущ определенный политический оттенок. Вполне вероятно, что создание новой редакции пространного Жития для Степенной книги связано со взятием Полоцка рус. войсками в 1563 г., а появление проложной редакции 1662 г.- со сдачей Полоцка в 1654 г. и последовавшим за этим включением в царский титул Алексея Михайловича термина «Белая Русь». А. А. Турилов Биография Согласно Житию, Е. была «лепа лицем», умна, мн. женихи добивались ее руки. Однако, утвердившись во мнении о бренности земной жизни, святая в 12 лет решила оставить «красоту и славу мира сего» и посвятить себя служению Богу. Ок. 1116 г., когда умер ее дядя кн. Роман Всеславич, а его вдова стала настоятельницей женского монастыря, Предслава умолила игумению постричь ее в монашество. Княжна получила в иночестве имя в честь прп. Евфросинии Александрийской. С детства Предслава любила учение, много читала, особенно Свящ. Писание, усвоила навыки каллиграфического письма. С разрешения Полоцкого еп. Илии княжна-инокиня поселилась в келье возле полоцкого Софийского собора, имевшего богатую б-ку. Е. переписывала книги по заказам горожан, вырученные деньги раздавала нищим.

http://pravenc.ru/text/187879.html

За усердную и полезную службу Л. был награжден орденами Св. Станислава 3-й (1905) и 2-й степени (1909). 26 окт. 1915 г. Л. назначили директором Нижегородского учительского ин-та, но по прибытии 19 дек. в Н. Новгород он заболел брюшным тифом и умер, пробыв в должности всего 10 дней. Похоронен на родине, в с. Узунове. Л. принадлежит ряд работ по истории, главной из которых является фундаментальное исследование, посвященное полоцкому кн. Всеславу Брячиславичу - единственному представителю полоцкой родовой ветви Рюриковичей на великокняжеском киевском престоле (1068-1069), деду прп. Евфросинии Полоцкой. Основным научным вкладом Л. в богословие является его канд. диссертация, переработанная и публиковавшаяся в ж. «Вера и разум» в 1897-1912 гг. Текст печатался по мере обработки, а не в хронологической последовательности содержания; в совокупности он представлял собой полную историю учения о богодухновенности Свящ. Писания от мужей апостольских до кон. XIX в. Еще в отзывах на канд. диссертацию Л. рецензенты, профессора КДА, отметили 3 главных достоинства представленного исследования. Во-первых, раскрытие понятия о богодухновенности Свящ. Писания «чуждо всякого рационализма»; во-вторых, автор основывается не только на глубоком изучении Свящ. Писания и святоотеческих трудов, но и на широком знании зап. историографии, с которой он смело полемизирует; в-третьих, Л. не пытается умалить всех «касающихся этого учения недоумений, возражений и неправых толкований» (Там же. С. 237, 238). Труд Л. построен по историческому принципу. Автор разделяет историю учения о богодухновенности Свящ. Писания на 3 периода: формирование учения св. отцами и учителями Церкви, средневековье (IX-XVI вв.) и появление новых теорий о «вдохновении» Писания от эпохи Реформации до кон. XIX в. В 1-м периоде Л. уделяет внимание идеям о богодухновенности мужей апостольских, апологетов II в., представителей Александрийской школы - Оригена и Климента Александрийского, а также свт. Иоанна Златоуста, принадлежавшего к Антиохийской школе. Л. обращает внимание на то, что мужи апостольские не касаются специально вопроса о богодухновенности, хотя их писания предполагают этот догмат: они смотрят на библейские книги, прежде всего на ВЗ, не как на письменный памятник, а как на часть Свящ. Писания, которое обладает «высшим сверхчеловеческим авторитетом» (Учение о богодухновенности Свящ. Писания мужей апостольских. 1898. С. 289). Л. выделяет характерную черту: мужи апостольские учат о Божественном влиянии, сверхъестественном воздействии на авторов священных книг (Там же. С. 302). Но и личностный аспект, с т. зр. Л., является очень важным: богодухновенность - особый дар священных авторов; Божественного Откровения могут быть удостоены только праведники (Там же. С. 298).

http://pravenc.ru/text/2463397.html

Подобные указания мы встречаем и в савваитском Типиконе иерусалимской редакции (Sin. gr. 1096, ΧΙΙ в.). Однако в сентябре указано только две аллилуарные службы: 25 сентября – память прп. Евфросинии Александрийской и мчч. Павла и Гаспа и 27 сентября – память мч. Калистрата. Октябрьские примеры, приведенные нами из Евергетидского Типикона, могут быть использованы и для рассматриваемого Типикона . Таким образом, в XI–XII вв. согласно указанным константинопольским и иерусалимским памятникам пение «Аллилуйя» с Троичным тропарем гласа являлось рядовой особенностью вседневного богослужения. Согласно славянским литургическим памятникам ΧΙV–XV вв. пение «Аллилуйя» на утреннем богослужении за пределами Великого поста стало утрачиваться в указанный период. Рассмотрим месяцесловы сентября и октября в сравнении с месяцесловами февраля-апреля (возможным великопостным периодом) в упомянутых литургических памятниках. Во многих славянских богослужебных рукописях в месяцесловной части присутствуют тропари в честь святых. Их наличие свидетельствует о пении «Бог Господь» на утрени в день памяти последних. Рукописный устав ΧΙV века из собрания Российской национальной библиотеки (РНБ) не имеет подробного месяцеслова на каждый день (в частности, отсутствуют указания на 1-14 февраля). Однако можно отметить, что в марте пение тропарей предписывается только на память мучеников Севастийских (9 марта) и в дни Благовещения с 24 по 26 марта. В апреле первый тропарь указан 23 числа, в день памяти вмч. Георгия Победоносца . В сентябре и октябре указания на тропари встречаются чаще. Имеются редкие указания и на пение «Аллилуйя» (например, 4, 5, 10, 13, 17, 19, 27, 30 октября) . Часослов этого же века из собрания Археографической комиссии Библиотеки академии наук (БАН) содержит в своем месяцеслове минимальное количество тропарей с февраля по апрель (по сравнению с другими месяцами) . В феврале содержится тропарь на 9, 11, 24 числа. В марте – указания на пение трех тропарей (9, 17, 25 числа). В апреле до 23 числа отсутствуют указания на тропари; присутствуют же они только 23, 25 и 30 апреля .

http://bogoslov.ru/article/4484655

РАИК. 42. Л. 501-502; транскрипция Хурмузия: Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 705. Fol. 154v - 155v, 1829 г.). К. М. принадлежит неск. богородичных матим: «Всяк земнородный» (мегалинарий (ирмос)) на 4-й глас (РНБ. Греч. 126. Л. 224-225; 130. Л. 470-470 об.; БАН. РАИК. 30. Л. 358-360, посл. четв. XVI в.; 42. Л. 559 об.- 560 об.; Lesb. Leim. 258. Fol. 398v - 401v; 273. Fol. 154-155v; 459. Fol. 362-363; 238. Fol. 377v - 378v; Athen. O. et. M. Merlier. 12. Fol. 326v - 327v; транскрипция Хурмузия: Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 706. Fol. 182-187v, 1819 г.; 732. Fol. 336-339v), «Детородную деву кто слыша» (тропарь из 9-й песни канона среды 2-й седмицы Великого поста) на 3-й глас (РНБ. Греч. 237. Л. 393 об.- 394 об., посл. четв. XVII в.; 130. Л. 459-460; 711. Л. 279 об.-280; Lesb. Leim. 238. Fol. 369-370; транскрипция Хурмузия: Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 706. Fol. 130v - 137) и «На Синайстей горе» на 3-й глас (творение Ксена Корониса , «украшенное» К. М.: РНБ. Греч. 711. Л. 343 об.; транскрипция Хурмузия: Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 706. Fol. 109-115). К. М. также создал ряд матим на праздники и дни памяти святых: в Неделю ваий - стихиру «Множество народа» 4-го гласа, «украшенную» Мануилом Хрисафом (транскрипция Хурмузия: Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 733. Fol. 215-217v), прп. Евфросинии Александрийской (25 сент.) - «Но проси мира» (Αλλ ατησαι ερνην; анаграмматизм славника на «Господи, воззвах») на 2-й плагальный глас (транскрипция Хурмузия: Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 727. Fol. 291-296v), арх. Михаила (8 нояб.) - «Ходатайством твоим избавляя» (Τ μεσιτε σου λυτρομενος; анаграмматизм славника на хвалитех) на 1-й плагальный (5-й) глас (Athen. K. Psachou. 98/246. Fol. 321v - 322, 1676 г.; 65/215. Fol. 38v - 39, XVIII в.; Lesb. Leim. 231. Fol. 35-36v, ок. 1700 г.; транскрипция Хурмузия: Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 728. Fol. 241v - 246v) и «Яко чиноначальник и поборник» на 4-й плагальный глас (Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 728. Fol. 273v - 277v), вмц. Анастасии (22 дек.) - «Воскресения дар прияла еси» на 2-й глас (транскрипция Хурмузия: Athen.

http://pravenc.ru/text/2057090.html

Во-вторых, храм задумывался как место хранения величайшей реликвии, находившейся в Полоцкой земле. Это был реликварный крест, в котором находились великие христианские святыни: частица Древа Креста Господня с каплей Крови Спасителя, частицы камней Гроба Господня и Гроба Богоматери, частицы мощей первомученика Стефана, целителя Пантелеимона, Димитрия Солунского. Крест был создан, скомпонован по указанию самой Ефросинии, а храм, где крест был положен, стал храмом-реликварием. Ефросиния принимала в создании храма и его декорации самое непосредственное участие. Храм имеет совершенно уникальные архитектурные формы: это первый храм, где мы видим два ряда наружных кокошников вокруг барабана. Такая чисто русская черта, Византия ничего подобного не знала. Сцена из жития прп. Евфросинии Александрийской Роспись храма совершенно удивительна по своему содержанию. Половина всей фресковой живописи — это циклы обязательные, обычные для храмовой декорации (но тоже интерпретированные очень не просто), а вторая половина — это личное дополнение преподобной. Видно, что она была очень образованным, книжным человеком. В ее житии говорится несколько раз, что она любила книги, книжную премудрость. Книги для нее — это источник мудрости, это источник знания. И это отразилось в росписях. — То есть она сама принимала участие в разработке сюжетов? — Да. Она, имея, видимо, прекрасную библиотеку, засев за книги, составила как бы второй пласт иконографической программы, который носит просветительско-назидательный характер. Очень много сюжетов, связанных с деяниями апостолов, святителей, преподобных отцов. Конечно, приоритет отдан преподобным, потому что храм монастырский. Неизвестная святая с южной стены Тема обращения к людям, просвещения ощущается сильно. Вся нижняя зона стен — это все призыв к изучению премудрости: открытые книги, изображения святых отцов, которые все время пишут, пишут, пишут в книгах. Они пишут, а из книг прямо буквально источники истекают. Это такая иконография — «Источник Премудрости».

http://pravmir.ru/unikalnyj-xram-i-ego-u...

Ист.: Boucherie A. Vita St. Euphrosynae secundum textum graecum primaevum//AnBoll. 1883. Vol. 2. P. 195-206; Vita S. Euphrosynes//PG. 114. Col. 305-322 [Житие, сост. Симеоном Метафрастом]; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 198-200; ЖСв. Сент. С. 497-510; Февр. С. 298. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 44; Bertocchi P. Eufrosina (Smaragdo)//BiblSS. Vol. 5. Col. 175-176; Sauget J.-M. Pafnuzio//Ibid. Vol. 10. Col. 25; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 157; Αγπιος Μοναχς. Βος τς σας Εφροσνης//Βιβλον καλομενον Παρδεισος. Θεσ., 1999. Σ. 129-139. А. Н. Крюкова Иконография Беседа прп. Пафнутия с дочерью прп. Ефросинией. Роспись Спасо-Преображенского собора Евфросиниева Спасо-Евфимиева мон-ря в Полоцке. Ок. 1161 г. Фото: В. Д. Сарабьянов Беседа прп. Пафнутия с дочерью прп. Ефросинией. Роспись Спасо-Преображенского собора Евфросиниева Спасо-Евфимиева мон-ря в Полоцке. Ок. 1161 г. Фото: В. Д. Сарабьянов Наиболее раннее из достоверных изображений отца прп. Евфросинии Александрийской, ушедшей в муж. мон-рь под именем Смарагд, сохранилось в Ватиканском Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 402, 1-я четв. XI в.). П. с дочерью представлен под 15 февр. На странице с миниатюрой, посвященной П. и прп. Евфросинии, отсутствует текст. Святые стоят на фоне великолепной аркады со сдвоенными порфировыми колоннами, так что главу каждого венчает арка, а красный велум, перекинутый между арками, может служить и символом кровного родства. Святые облачены в монашеские одежды, причем глава прп. Евфросинии покрыта мафорием темного цвета. На П. песочного цвета туника и пурпурно-коричневая мантия с разделкой золотом. Отец прп. Евфросинии показан старцем с короткими, чуть вьющимися волосами и недлинной клиновидной бородой. Его правая рука поднята перед грудью, в левой зажат свиток. Как парные «портреты» образы П. и его дочери включены в минейные циклы серб. монастырских храмов - в нартексах Георгиевской ц. в Старо-Нагоричино (1317/18) и в Успенском мон-ре Грачаница (ок. 1320) рядом с полуфигурой свт. Феофана (вероятно, К-польского (пам. 11 окт.)). Образ святого написан в мучении: обнаженный до пояса старец привязан за поднятые вверх руки к дереву, у него короткие волосы и недлинная борода с прядями, закрученными вокруг подбородка; возможно, в этом образе соединились черты различных святых, носивших имя Пафнутий.

http://pravenc.ru/text/2579800.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010