Здесь в верхних углах иконы изображены два ангела, несущие орудия Страстей Господних. Младенец Христос смотрит на них с изумлением, повернув голову. Он испуган и ищет защиты у Матери. Воспроизведенная здесь икона представляет собой складень (каждая часть его размером 16x14 см), в средней части которого изображена Богоматерь. Она держит на правой руке Христа Эммануила, Который смотрит на одного из ангелов, повернув голову к левому углу иконы. В испуге Он хватает обеими руками левую руку Матери. Она слегка склоняет к Нему голову. Взгляд Ее полон страдания и смирения. На каждой из двух других частей складня изображено по двенадцать фигур в два ряда, один над другим. В верхнем ряду левой части (от средника) – Иоанн Предтеча, Архангел Михаил, Апостол Петр и три святых отца Церкви: свтт. Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст . Соответственный ряд правой части изображает Архангела Гавриила 188 , апостолов Павла и Иоанна и трех святых митрополитов Московских: Петра, Алексия и Иону. В нижнем ряду левой части помещены свт. Николай, прпп. Сергий Радонежский, Евфимий Суздальский, Кирилл Белозерский, Зосима и Савватий Соловецкие. В соответственном ряду с правой стороны – свт. Леонтий Ростовский, св. Александр Невский, свт. Иоанн, архиепископ Новгородский, мученицы Екатерина и Параскева и прп. Евфросиния Александрийская. Богоматерь Страстная. Икона-складень. 1641 г. Частная коллекция о. М. Рю де Журнеля. Париж. Рисунок выполнен очень тщательно и напоминает каллиграфический стиль миниатюр. Золотая, богато украшенная риза, современная иконе, покрывает ее, закрывая фон всех трех частей. Происхождение и время написания иконы явствуют из надписи на обороте средника: «22 марта (7) 149 (т. е. 1641 г. нашего летосчисления. – В. Л.). Троицкий келарь, старец Александр Булатников благословил этой иконой своего келейника, старца Иоакима Соловецкого». В неопубликованной работе, посвященной этому складню, отец М. Ж. Рю де Журнель указывает, что Александр Булатников – важное лицо, крестный отец царских детей, служивший келарем Троице-Сергиевой Лавры с 1622 по 1642 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Память преподобного Евфросина Преподобный Евфросин 1 ] происходил от незнатных родителей, но своими добродетелями превзошел и всех благородных по происхождению. Многие при знатности своего рода не имеют никаких добродетелей, и посему впадают в глубину ада. Напротив нередко люди простого происхождения, при своем благодетельном смирении, возносятся в рай Божий. Так и сей преподобный Евфросин был узрен в видении находящимся в раю, который он и наследовал своим святым житием. В монастыре Евфросин служил братии в поварне, и служил не как людям, но как бы Богу, — в великом смирении и повиновении. Трудясь день и ночь на послушании, он никогда не оставлял молитвы и поста. Терпение его было изумительно: ибо он претерпевал большие неприятности, поношения, поругания и частые досаждения. Возжигая в поварне огонь вещественный, он распалялся духовным огнем любви к Богу, и к Нему пламенело сердце его. Приготовляя пищу братии, он своим добродетельным житием уготовлял себе трапезу в Царствии Божием, дабы насытиться там небесным блаженством с теми, о которых сказано: «блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием» (Лк.14:15). Он служил Господу втайне, дабы воздано ему было явно, как это действительно и исполнилось. Вот каким образом показал Господь то, чего заслужил раб Его Евфросин. Некий иерей, живший в одном монастыре с Евфросином, всегда молил Бога показать ему в чувственном виде те будущие блага, которые уготованы любящим его. И вот в одну ночь он имел такое видение: ему представилось, что он стоит в раю, со страхом и радостью созерцая его неизреченную красоту; там он увидал повара своего монастыря Евфросина. Приблизившись к нему, иерей спросил: — Брат Евфросин, — что это? Неужели это рай? Евфросин отвечал: — Да, отче, это рай. Иерей опять вопросил его: — А ты как здесь? Евфросин отвечал: — По великой милости Божией я поселился здесь жить, ибо сия есть обитель избранных Божиих. Иерей спросил: — Имеешь ли ты какую-нибудь власть над этими красотами? Евфросин отвечал: — Сколько могу, столько и даю из того, что видишь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

После московских событий 1682 года, когда игумен Досифей ушел дальше на Дон, Евфросин тоже двинулся на юг и в 1691 году оказался в Калуге, видном юго-западном гнезде старообрядчества, которое связывало Москву со старообрядческими эмигрантскими поселениями по обеим сторонам польской границы – Стародубьем и Веткой. В своем " Отразительном письме о новоизобретенном пути самоубийственных смертей» инок Евфросин дал широко развернутую, написанную в ярком импрессионистском стиле картину деятельности и проповеди самосжигателей. Он отмечал часто нечестные и весьма предосудительные приемы проповедников самосжигания, не стеснявшихся никакими средствами, для того, чтобы завлечь на костер гарей свои наивные и малоразбиравшиеся в богословских вопросах жертвы. Не опасаясь вступить в полемику с писаниями, уже тогда почитавшегося за святого мученика и погибшего в 1682 году, Аввакума, который полагал гари за проявление религиозного мужества, Евфросин заявлял, что самосжигание противно духу христианства. Он обильно цитировал Священное Писание , святых отцов и доказывал, что православные христиане, идущие добровольно на гарь, вовсе не святые мученики за веру, а просто не разбирающиеся в вопросах веры самоубийцы, а сами проповедники гарей – опасные грешники, ответственные за смерть и гибель душ своих несчастных последователей. Свое послание инок Евфросин заканчивал указанием, что участники гарей ответственны за грех самоубийства и что православная церковь , осуждая и запрещая самоубийство, не позволяет даже молиться за души тех, кто сам, по своей воле решил прервать свою жизнь. Он напоминал самосжигателям, что игумен Досифей уже давно осудил гари, и что в половине 1670-х годов он сам, Евфросин, написал " столбец», или разъяснение, по поводу непозволимости гарей с христианской точки зрения 908 . В последующие годы, по словам Евфросина, Досифей продолжал осуждать гари и бороться с этим лжеучением, а Евфросин неоднократно посылал вождям самосжигателей свои обличительные грамоты 909 . Подводя итоги своим аргументам, Евфросин приходил к заключению, что, нарушая основные истины христианства и каноны церкви, самосжигатели автоматически лишались церковного благословения и отлучались от церкви, и заканчивал свое " Отразительное письмо» их категорическим осуждением и отлучением от православия:»Да будут чюжди, и отгнани, и отлучены, дóндеже обрятятся и покаются " 910 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

455-457 ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных) 457-461 ЕВФИМИЯ мц. Амисийская (пам. 20 марта) - см. Александра, Клавдия, Евфрасия, Матрона, Иулиания, Евфимия и Феодосия, мученицы Амисийские ЕВФИМИЯ (в миру Елена, в схиме Евпраксия; ок. 1348 - ок. 1405), мон., серб. гос. деятель, церковная писательница и вышивальщица 461-462 462-467 467-468 ЕВФРАСИЯ мц. Амисийская (пам. 20 марта) - см. Александра, Клавдия, Евфрасия, Матрона, Иулиания, Евфимия и Феодосия, мученицы Амисийские 468-469 469-471 471-472 472-473 ЕВФРОСИН († 1661/62?), Куржеский (Курженский), Андомский, Каргопольский, пустынник, прп. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) 473-474 474-483 ЕВФРОСИН († после 1460), Тверской, Оршинский, Савватиевский, мон. Савватиева мон-ря в честь иконы Божией Матери «Знамение» (Савватиева пуст., ныне дер. Савватьево Калининского р-на Тверской обл.), прп. (пам. в 1-ю Неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых) 483-484 ЕВФРОСИН (Ефрем Семенович; †1612), прмч. (пам. 20 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 484-487 ЕВФРОСИН (Антонов; 1885-1937), прот., прмч., (пам. 31 окт., в Соборе новомучеников, в Бутово пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 487-488 488-489 ЕВФРОСИН (сер. XV в.- между сент. 1511 и нояб. 1514), иером. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, книжник 489-491 ЕВФРОСИН (сер. XVII в.), мон., автор «Сказания о различных ересех и о хулениих на Господа Бога и на Пречистую Богородицу, содержимых от неведения в знаменных книгах» 491-493 ЕВФРОСИН († после 1691), мон., старообрядческий деятель, автор «Отразительного писания о новоизбранном пути самоубийственных смертей» (1691) 493-494 494-502 502-504 505-507 ЕВФРОСИНИЯ (Предслава Святославична; ок. 1104 - 23.05 (1173 или 1167?)), Полоцкая, игумения, прп. (пам. 23, 24 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых)

http://pravenc.ru/vol/xvii.html

Оставив Снетогорский монастырь и «вселися безмолствовати наедине… и на месте том колибу себе водрузи», преподобный Евфросин начинает новый для псковского монашества путь. Хорошо знакомый с письменным наследием восточных Отцов Церкви, в том числе с «Лествицей» преподобного Иоанна Синайского, преподобный Евфросин избрал себе так называемый «средний путь»: «с единем или множае с двема безмолствовати». Этот путь назван «царским» («и от писания приведе: не уклоняися надесно или налево, но путем царскым гряди»). Предположение о склонности преподобного Евфросина к царскому пути подтверждается и тем, что, во-первых, он, говоря в уставе о своем нежелании многих братий — «аз же грешный не хотех мнозе братия» (а, следовательно, желании немногих), двумя строчкам ниже цитирует Иоанна Лествичника, и те его слова (Слово 1, 26), которыми доказывается предпочтение среднего пути над другими («горе единому, иже аще падется, несть кто въставляаи его…»), во-вторых, именно этим можно объяснить такое нежелание преподобного отпускать от себя первого своего сподвижника Серапиона: «моляше и, да пребудет с нимъ…и глаголаше брату святыи ефросим: нужу ми велику творити, брате, отшествие твое, и зело не тръплю разлученъ быти от тебе; и много же убо моливъ я преподобныи старец съ слезами и любовию». Пресвитер Василий обращает внимание на то, что преподобный Евфросин у первых пришедших к нему братиях пытается привить любовь к безмолвию («и бяше по единому их в кельи безмолствующе»), что также доказывает первоначальное желание преподобного идти «царским путем», не основывая общежительного монастыря из «мнозех» братий, надеясь, что пришедшая к нему первая братия будет и последней. Когда же иноков стало слишком много, преподобный Евфросин отказывается от скитского безмолвия, заменяя его общежитием. Таким образом, монастырь «над Толвою рекою» стал образовываться постепенно. Сначала «нужное, жестокое и трудолюбное житие» вели лишь преподобные Евфросин и Серапион, строго соблюдая обет безмолвия. Именно о таком образе жизни, «царском пути», мечтал преподобный Евфросин, уходя в пустынь, но Господь готовил его к другому подвигу.

http://pravoslavie.ru/1724.html

Евфросин Андомский не канонизирован, почитание его было местным. В «Книге глаголемой» о нем написано: преподобный Евфросин пустынник Куржеский чудотворец. Преставился в Андогской (это ошибка!) пустыни летом 1652 года. Зверинский Василий Васильевич в описании Андогской пустыни также упоминает, что здесь покоятся мощи преподобного Ефросина Куржеского. В «Книге глаголемой» информация взята из книги Александра Ратшина. Но речь там идет о другом Евфросине - блаженном Евфросине, настоятеле Усть-Андогской пустыни на Андозере. Из-за похожих названий пустыней, отличающихся одной буквой, и одинакового имени настоятелей произошла путаница и стала перемещаться из книги в книгу. Основатель Андомской пустыни похоронен в своей пустыни на Курженском озере. Память о Курженском отшельнике долго сохранялась в народе. В середине 19 века над могилой его стоял памятник. Евфросин, по словам Епифания Виданьского, поселился на Куржинском озере, спасаясь от «никоновой ереси». Курженская пустынь до 1666 года Неизвестно, из какого каргопольского монастыря пришел на Курженское озеро основатель Андомской пустыни Евфросин Каргопольский. В 50 верстах от Куржинского озера находилась Кирилло-Челмогорская пустынь, в 100 верстах - Александро-Ошевенский и Каргопольский Спасо-Преображенский монастыри. Епифаний Виданьский писал о Евфросине: «я у него в пустыни год в одной келье жил, молились вместе, Евфросин очень христолюбив был, любил безмолвие». Епифаний не уточняет, какой год был тогда. Сам Епифаний пришел на Суну к Кириллу Сунарецкому в 1657 году. О смерти Евфросина сообщил Епифанию Варлаам, пришедший на Суну после кончины Евфросина. Епифаний в своём писании не сообщает, когда он узнал о смерти друга. Но в 1664 году было ему видение: Евфросин ожил и находится в келье Епифания. Несчастный Епифаний написал об этом спустя много лет, год видения он мог запамятовать. Но есть более точная дата: в 1666 году Епифаний ушел в Москву обличать перемены, и в то время он уже знал о смерти курженского отшельника. Вывод: Евфросин Курженский основал пустынь не раньше 1656 года и скончался не позже 1666 года.

http://sobory.ru/article/?object=43825

71. Ва­силий, на основании сведений, им самим полученных в монастыре Евфросиновом, которые он не выдает за достоверные («якоже неции поведают в него обители о нем») и которые на самом деле не отли­чаются достоверностью (Евфросин, по его словам, вручил перед смертью игуменство Игнатию, тогда как на самом деле игуменом был Харлампий) говорит, что Евфросин скончался в 1481 г., будучи 95 лет от роду. Достоверно известно, что Евфросин был жив в 1472 году и что он скончался не ранее правления Новгородского архиепископа Фео­фила, который занимал кафедру с 1471 г. по 1480, см. запись на руко­писи, писанной в монастыре Евфросиновом и находящейся в числе рукописей, приобретенных Румянцевским Музеем от Пискарева, – по каталогу Викторова 59, и духовное завещание Евфросина в Акт-Экспед. I, 108. Принимая, что Евфросин скончался в 1480 г., лет 90-ста, получим, что время 20-летней юности началось для него в 1410 г., а Фотий занимал митрополичью кафедру с 1409 по 1431 г. 958 Правосл. Собеседн. стр. 141 нач. Этот Иов, т. е. действительный Иов писем неизвестного псковича, нет сомнения, есть тот священник Иов, который в 1422 или 1425 г. приходил к митр. Фотию послом от псковского духовенства, – Памятнн. Павл. col. 427. Относительно про­звания его столпом сравн. отзыв архиепископа Геннадия о митр. Спири­доне Сатане: «сей человек в нынешние роды беяше столп церковный, понеже измлада извыче священная писания». Когда автор жития гово­рит, что Иов умер после Евфросина, т. е. наделяет его слишком большим долголетием, то очень может быть, что говорит неправду. 959 В главе: «О подании (милостыни) от обители»: «Слышахом от самовидец, яко в Святей горе и в прочих великих обителии от древних святых отец прияли устав»... (Афанасий был современни­ком Евфросина, и весьма возможно, что именно он был тем само­видцем, от которого последний имел сведения об Афоне). А если в том же уставе Евфросин говорит, что «12 кошниц (оставшихся от напитания Христом пяти тысяч народа) и доныне благодатью Христо­вой схранени суть в Цареграде на показание последнему роду сему» (в главе: «О потребах»), то это нисколько не составляет свидетельства о том, что Евфросин был в Константинополе: о наших кошницах говорят все паломники константинопольские (паломники, которых мог читать Евфросин: архиепископ Антоний, Стефан новгородец, иеродиа­кон Зосима) и об этом читается в Прологе и Минее под 11 мая, в сказании об «обновлении» Константинополя, т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

71. Василий, на основании сведений, им самим полученных в монастыре Евфросиновом, которые он не выдает за достоверные («якоже неции поведают в него обители о нем») и которые на самом деле не отличаются достоверностью (Евфросин, по его словам, вручил перед смертью игуменство Игнатию, тогда как на самом деле игуменом был Харлампий) говорит, что Евфросин скончался в 1481 г., будучи 95 лет от роду. Достоверно известно, что Евфросин был жив в 1472 году и что он скончался не ранее правления Новгородского архиепископа Феофила, который занимал кафедру с 1471 г. по 1480, см. запись на рукописи, писанной в монастыре Евфросиновом и находящейся в числе рукописей, приобретенных Румянцевским Музеем от Пискарева, – но каталогу Викторова 59, и духовное завещание Евфросина в Акт. Экспед. I, 108. Принимая, что Евфросин скончался в 1480 г., лет 90-ста, получим, что время 20-летней юности началось для него в 1410г., а Фотий занимал митрополичью кафедру с 1409 по 1431 г. 95 Правосл. Собеседн. стр. 141 нач. Этот Иов, т. е. действительный Иов писем неизвестного псковича, нет сомнения, есть тот священник Иов, который в 1422 или 1425 г. приходил к митр. Фотию послом от псковского духовенства, – Памятнн. Павл. col 427. Относительно прозвания его столпом сравн. отзыв архиепископа Геннадия о митр. Спиридоне Сатане: «сей человек в нынешняя роды беяше столп церковный, понеже измлада извыче священная писания». Когда автор жития говорит, что Иов умер после Евфросина, т. е. наделяет его слишком большим долголетием, то очень может быть, что говорит неправду. 96 В главе: «О подании (милостыни) от обители»: «Слышахом от самовидец, яко в Святей горе и в прочих великих обителии от древних святых отец прияли устав»... (Афанасий был современником Евфросина, и весьма возможно, что именно он был тем самовидцем, от которого последний имел сведения об Афоне). А если в том же уставе Евфросин говорит, что «12 кошниц (оставшихся от напитания Христом пяти тысяч народа) и доныне благодатию Христовою съхранени суть в Цареграде на показание последнему роду сему» (в глав?е: «О потребах»), то это нисколько не составляет свидетельства о том, что Евфросин был в Константинополе: о наших кошницах говорят все паломники константинопольские (паломники, которых мог читать Евфросин: архиепископ Антоний, Стефан новгородец, иеродиакон Зосима) и об этом читается в Прологе и Минее под 11 Мая, в сказании об «обновлении» Константинополя, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Села Овсяниковки, Николаевская, дер. Бобр. у. Села Поповки, Петро-Павловская, дер. Александрийск. у. Села Бузиновки, Михайловская, кам. Одесск. у. Основание села современно началу церкви. Жители первые Малороссияне, потом Молдаване, Немцы и Армяне. Села Ананьевского или Журавки, Богородицкая, кам. Одес. у. Заложена по прошению помещицы Ольги Струковой, вместо состоявшей уже тут деревянной. Села Ахмечетки, Иоанна-Богословская, кам. Ананьевск. у. Села Бобрика, Богородицкая, дер. Ананьевск. у. Села Беляков, Михайловская. Сия церковь не первая; но до неё существовала другая того же наименования. Села Алексеевки, Предтеченская, дер. Бобр. у. Села Гандрабур, Михайловская, дер. Ананьевск. у. Села Лисавево-Душинкевичевой, Варваринская, дер. Александрийск. у. Начата строением в 1792 году. Села Александровки, Григорьевская, дер. Бобр. у. Основана полковницею Варварою Текелиевою, докончена дочерью ее Александрою Куракиною. Селение самое началось гораздо прежде церкви. 1795 год Села Тузл, Иосифовская, кам. Одесск. у. Был тут прежде молитвенный дом, в котором совершалась и литургия. Следовательно основание Тузл относится к раннему времени. Имя свое заимствует оно от соляного озера, которое при нем находится. Обсолил его первоначально Белорусцами вице- адмирал Иосиф де-Рибас. Села Шмитова-Петровского, Петро-Павловская, дер. Бобр. у. Построена майором Шмитом. Села Николаевки-Винтуловой, Иоанно-Богословская, дер. Бобр. у. Закрыта 1840 года. Села Величковки, Николаевская, дер. Бобр. у. Села Александровки, Богородицкая, дер. Александрийск. у. Построена помещиком, майором Аврамовым. Города Одессы, Екатерининская. Церковь сия есть первоначальная в Одессе, которой однако теперь уже нет, да и не была кончена. Дело о построении ее началось с отношения к преосвященному митрополиту Гавриилу, от вице-адмирала Иосифа де-Рибаса, который от 25 Июля 1795 года уведомил преосвященного, «что по Высочайшему повелению вновь созидается город Одесса, просил его, дабы благословил основать и церковь , с определением к ней Нижегородского полка священника Евдокима Сергеева, с диаконом и прочими церковнослужителями.». На сие последовала Августа 17 сказанного года удовлетворительная резолюция, с выдачею священнику подвижного антиминса, который получен им 1795 года Августа 20 дня. Впрочем, церковь сия не приведена была к окончанию, но быв доведена как говорят, до окошек, тем и кончилась. Место ее было близ нынешнего Сабанеева моста.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

Такой взгляд характерно отразился в спорах по поводу обрядовых разностей. Особенно горячо спорили об аллилуиа и посолонном хождении. Спор о том, как петь аллилуиа, по дважды или по трижды, возник в первой четверти XV в. Ареною, где велась борьба, была псковская область. Обращаясь с различными церковными недоумениями к м. Фотию, псковское духовенство спрашивало его и о том, как петь аллилуия. Хотя в ответной грамоте (1419 г.) Фотий высказался в пользу трегубого аллилуиа, 20 но ответ успокоил общество лишь на время. Прошло лет 30 и снова был поднят тот-же вопрос. Сведения об этом заключаются в житии преп. Евфросина и в особой по этому делу переписке. Евфросин, инок Елеазарова монастыря, особенно много «сетовал безмерною печалию пред Богом о пресвятыя аллилуиа». Многих он спрашивал «о великой той вещи», но никто не мог протолковать ему «тайну божественной аллилуйи». Тогда Евфросин отправился в Царьград. Он посетил Софийский собор, беседовал с п. Иосифом: в соборе Евфросин слышал сугубую аллилуйю, от патриарха Иосифа получил наставление тоже сугубить. Поэтому, по возвращении, Евфросин в своем монастыре стал петь аллилуиа по дважды. Против него восстал некий распоп Иов, живший в Пскове. Немедля написал он обличительную на Евфросина «епистолию». К Евфросину явились особые посланные и стали обвинять его в том, что он усугублением аллилуиа «колеблет церкви Божии, мутит благодатный закон, умаляет славу Христа». Хотя обличавшие Евфросина были «непреоборимые витии», но убедить его им не удалось. Он обозвал посланных «свински мудрствующими», писание Иова – «тельчиим вещанием», а самого Иова – «столпом мотыльным». Вскоре Евфросин прислал в псковские соборы послание об аллилуиа, с порицанием на Иова. 21 Ответив Евфросину посланием, 22 Иов стал вооружать псковичей против Евфросина, – и всех вооружил. Инока стали называть еретиком; проходя мимо монастыря, псковичи перестали креститься на монастырский храм. В крайней горести Евфросин обратился с письмом к архиепископу новгородскому Евфимию (1434–58), прося «запретить» Иову называть еретиком его, Евфросина, и тем «утишить мятеж».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010