Впервые слово «старец» по отношению к преподобному Евфросину появляется в его житии 1650 г., составленном пострижеником Соловецкого монастыря иеромонахом Ионой, Филипповым сыном, «Суровицыным по прозванию». Упомянутое житие озаглавлено так: «Сказание о житии преподобного старца Евфросина...» В XVII веке под старцем понимался «муж, умудренный духовным опытом и просвещенный Духом Божиим, сияющий святостию и чистотою жизни». Всеми этими качествами преподобный обладал в полной мере. Преподобный Евфросин не имел пресвитерского сана, оставаясь простым монахом в силу своего иноческого смирения. Во всяком случае, его житие об этом умалчивает. Иеромонах Иона свидетельствует о старческом окормлении преподобного следующими словами: «Вси приходящии к нему, аки от источника почерпаху от него святое учение. Бе бо преподобный, велик разум имея, сведущ в Божественных догматех, премногу обрете глубину Божественнаго писания, коему прилежа от младых ногтей...» Как великий старец, преподобный Евфросин был уважаем и почитаем всеми сословиями на Руси и считался чудотворцем еще при жизни. Об этом свидетельствует Большой Синозерский Синодик, употреблявшийся в обители. Слава о Синозерском пустыннике как великом старце разнеслась далеко, и православная Русь его хорошо знала. Была срублена и освящена церковь на восточном берегу Синичьего озера, где и обосновалась Благовещенская (первоначальное название) Синозерская пустынь. Начальником новой обители стал преподобный Евфросин, а управлял ею эконом. Старец ежедневно уходил в старую Пустыньку, где проводил время в общении с Богом, сподобившись дара прозорливости. Именно в это время «процвела есть, яко крин, пустыня Синеезерская, егда преподобнии руце твои и притекших к тебе братии сотвористе в ней храм Божий...». Иноки проводили время в трудах, отправлении богослужений, посте; голод и холод они переносили безропотно, поскольку у пустыни не было Своей земли и недостаток хлеба был естествен. В начале XVII века преподобный Евфросин принял схиму великого образа от рук преподобного Гурия Шалочского, как бы подводя итог жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Возвратившись в Новгород он всем с удивлением рассказывал о подвижничестве в Евфросиновом монастыре. «Вообразите себе присно стоящее дерево – говорил он – не требующее ни сна, ни дремления, ни успокоения; таков он с братиею... железный с железными! За свою святую жизнь, Евфросин при жизни, молитвами своими низводил Божию благодать на природу. Близ монастыря есть озеро: оно и теперь богато рыбой. Но в старину было оно не такое. Случилось однажды в храмовой праздник обители Трех Святителей, оскудение рыбное. Рыболовы, посланные на Великое Озеро ничего не принесли с собою. Братия стала скорбеть. Тогда Евфросин сказал: «не скорбите, уповайте и веруйте; верующему все поспевает во благое; Моисей препитал же манною израильских людей в пустыни и воду им источил из камня: и нас, убогих, Господь может препитать, и все христолюбивое множество народа, приходящего из города праздника ради». Он пошел в церковь и стал усердно молиться, а потом взял с собой любимого ученика Меркурия, просиявшего уже довольно в постнических добродетелях, и некоторых из братии и отправился к озерцу: помолился, закинул сеть и вытащил такое множество рыбы, что чуть сеть не прорвалась. С тех пор озеро близ монастыря до сих пор в изобилии дает хорошую рыбу. Но чем особенно прославился Евфросин – это его спор за сугубое аллилуйя. К сожалению, рассказ, сообщаемый жизнеописателем его Василием, именно в этом месте находится слишком под влиянием пристрастия к сугубому и злобы к трегубому аллилуйя, а потому не иначе как в общих чертах может быть вероятен. Вопрос о том – как читать аллилуйя – должно быть давно уже возбуждал прения местных философов; и еще в 1419 году митрополит Фотий писал ко Псковичам послание и, между прочим, отвечал им на вопрос об аллилуйя, повелевая его троить. 524 Обычай троить – был древний употребительный в церкви: двоили немногие вольнодумцы. По известию Евфросинова жизнеописателя Василия, Евфросин стал также двоить и убеждать других к двоению. Это случилось, как повествует Василий, после путешествия в Царьград, которое предпринято было Евфросином со специальной целью разъяснить вопрос об аллилуйя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Говоря о Досифее, Филиппов между прочим замечает, что Досифей, когда оставил Беседный монастырь, – «благочестия ради крыяся, часто прибегал к пустынной некоей Курженской обители, в строение преподобнаго некоего старца Евфросина». Тоже говорит об авторе «писания» проф. В. О. Ключевский , называя Евфросина строителем Курженской обители. 107 По нашему мнению, в этой ссылке заключается недоразумение. «История Выговской пустыни» говорит, действительно, о «преподобном» старце Евфросине – строителе Курженской пустыни; 108 между тем ни откуда не видно, чтобы Евфросин – автор, был строителем Курженской пустыни, не говоря уже о том, что он никоим образом не мог заслужить у поморцев эпитета «преподобного». 109 Из «Отразительного писания» видно только то, что инок Евфросин был из числа учеников известного игумена Досифея. Когда Досифей проживал в Курженской пустыни, а затем в Троицкой, Евфросин находился при нем (– 12, 13, 26). В приписке к трактату значится: «списано с тетрадей, с Минина приносу, с Руси, с Калуги и с Белева, письма старца Евфросина». Следовательно, около 1691 года, когда писан трактат, Евфросин жил в пределах калужских и белевских, что подтверждается и текстом «Писания» (– 107; сн. 52). 110 Манера писать у Евфросина такова, что иногда чтение его становится затруднительным. Автор беседует со многими лицами, но так, что не соблюдает последовательности, к одному лицу обращается в разных местах, иногда даже не называя его по имени, и нигде не отмечает хронологии. Сколько требуется нашей задачею, сделаем здесь пояснения к тексту «Писания», в порядке страниц, исключая те места, по поводу которых или были уже сделаны примечания, или же их удобнее будет сделать ниже. 11: Василий Волосатый «дважды посылал с Ивана Великого письма метать». Из «памяти» Сыскного Приказа от 30 июля 1681 года видно, что 6 января этого года, в праздник Крещения, вор церковный, раскольник, расстрига Гараска Шапочник бросал с Ивановской колокольни, на смущение народа, воровские письма. Сообщниками ему были заонежанин Антон Емельянов сын Хворой и житель Бронной слободы Осип Васильев Сабелкин.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Преподобный и в дальнейшем поддерживал связь с Константинополем, в частности с Патриархом Геннадием, показывая тем самым, в противовес своим современникам, что греки не только не погибли, но и остались духовно едины с Православной Русью. И если бы преподобный Евфросин не нашел подтверждения сугубой аллилуии в Константинополе, то вряд ли бы он встал на ее защиту, разнясь тем самым с большинством псковского общества. Отрицательный взгляд патриарха Никона на личность преподобного Евфросина довольно скоро был исправлен на Большом Московском Соборе: «и сие смущение, еже глаголати аллилуиа дважды, таже: слава тебе, Боже не от Евфросина стало, но от списателя Евфросинова жития, диавольским наветом. Солгано на преподобнаго Евфросина от списателя жития его». Этими словами отцы Собора косвенно подтвердили общецерковное признание святого Евфросина в лике преподобных. Но как показывает дальнейшая история вопроса, то неверное отношение к личности преподобного, которое было у Патриарха Никона, все же возобладало, несмотря на соборное определение. До 1682 года Евфросин принадлежал к числу общепочитаемых святых. Его имя находилось в богослужебном Уставе, в месяцеслове под 15 мая. При подготовке к изданию Устава 1682 года были использованы рукописи (хранящиеся ныне в Отделе рукописей Государственного исторического музея), в которых имеется статья «О святых великороссийских чудотворцех, како празднества их положити во Уставе». Эта статья служила для определения того списка святых, который необходимо было внести в месяцеслов Устава при печатании. В ней преподобный Евфросин находится в числе общепочитаемых святых. Однако в самом напечатанном Уставе его уже нет. Е. Е. Голубинский полагает, что преподобный был вычеркнут из Устава уже в процессе печатания последнего по единоличному решению Патриарха Иоакима. На такое решение Патриарха могли повлиять события Московского восстания (Стрелецкого бунта). В начале лета 1682 года в столице произошли народные волнения, «столь значительные, что Патриарх Иоаким пошел на открытый диспут с вождем тогдашнего старообрядчества Никитой Добрыниным, по прозвищу Пустосвят».

http://pravoslavie.ru/1724.html

Около 1425 года в поисках более глубокой сосредоточенности в молитве преподобный Евфросин с благословения настоятеля поселился в одинокой келлии на реке Толве, недалеко от Пскова. Но забота о спасении ближних заставила преподобного нарушить свое пустынножительство, и он стал принимать всех, кто нуждался в опытном старце-наставнике. Приходивших к нему преподобный Евфросин благословлял жить по скитскому уставу, составленному им самим. Устав преподобного Евфросина представляет собой общее наставление инокам о достойном прохождении монашеского пути «како подобает инокам пребывати». Он не содержит строгого распорядка всей жизни монастыря, как, например, устав преподобного Иосифа Волоцкого ; богослужебной части в нем нет совсем. В 1447 году по просьбе братии преподобный устроил храм в честь трех святителей: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о, которые удостоили его своего явления, и в честь преподобного Онуфрия Великого (память 12 июня). Обитель впоследствии получила название Спасо-Елеазаровской. По смирению и из любви к уединенному подвигу преподобный не принял звания игумена и, предоставив настоятельство своему ученику преподобному Игнатию, жил в лесу близ озера. Скончался преподобный Евфросин в глубокой старости, 95-ти лет, 15 мая 1481 года. На его гробнице по повелению Новгородского архиепископа Геннадия был поставлен образ, написанный еще при жизни преподобного его учеником Игнатием, и положено завещание преподобного братии на лоскутке пергамента, скрепленное свинцовой печатью Новгородского архиепископа Феофила. Это одно из очень немногих духовных завещаний, написанных собственноручно подвижниками. Преподобный Евфросин, начальник Псковских пустынножителей, возрастил многих славных учеников, которые также создавали монастыри и несли благодатные семена подвижничества по всей Псковской земле. В числе учеников преподобного Евфросина Савва Крыпецкий (28 августа), Досифей Верхнеостровский († 8 октября), преподобный Онуфрий Мальский († 12 июня), Иоаким Опочский († 9 сентября), Иларион Гдовский († 21 октября), Харитон Кудинский – основатель и игумен монастыря на озере Кудине, рядом с Торопцем (XVI); местнопочитаемые родные братья из Пскова Игнатий, Харалампий и Памфил, погребенные в Спасо-Елеазаровском монастыре, преподобный Серапион († 8 сентября 1480 или 1481, память 7 сентября).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В начале 1941 года ему дают за побег дополнительные десять лет. Но вновь милость Божия посещает верного раба. 20 июня приходит приказ об освобождении. Видимо, разминулись две бумаги. Только чудом можно объяснить факт «пропажи» десяти грядущих лет заключения, которые, по мнению батюшки, он, конечно же, не перенес бы. Известие о войне приходит, когда бывший «зек» находился на борту корабля, направлявшегося во Владивосток. Через Среднюю Азию отец Евфросин пробирается в Кишинев, где поступает на службу в епархиальное управление. 29 января 1945 года в Ильинской церкви Загорска епископ Кишиневский Иероним рукополагает отца Евфросина в иеромонаха и назначает на должность эконома епархиального управления. В этом же году отец Евфросин стал членом Поместного Собора Русской Православной Церкви от Кишиневской епархии. 14 июня 1945 года иеромонах Евфросин награждается наперсным крестом. Но состояние здоровья подточило силы старца, и он вынужден покинуть службу в Кишиневе и переселиться в Москву к своему наставнику отцу Иннокентию. В 1958 году один из его его духовных чад – Александр – находит недорогой дом в Подольске, где батюшка, и проводит остаток жизни. Перенесший долгие годы стужи и голода, батюшка очень страдал от малейших сквозняков и бережно относился к каждому кусочку съестного. В конце 1973 года он почувствовал приближение кончины и пригласил к себе священника Валериана (Кречетова), который исповедал и причастил старца. 19 декабря отец Евфросин отошел ко Господу. Тело его отец Валериан перевез к себе в Акулово и похоронил перед алтарем Покровского, где он служил рядом с другими подвижниками. Местные жители чтут память зосимовского старца и ухаживают за его могилой. Упокой, Господи, душу раба Твоего иеромонаха Евфросина. Иеромонах Иоанникий Иеромонах Иоанникий, в миру Иван Кузьмич Каштанов. Родился в 1873 в крестьянской семье деревни Пласкуши Замошинской волости Тверской губернии. Малограмотен, получил домашнее образование. Женат не был. В 1897 году, 25 июня, поступает в Валаамский монастырь и несет там послушание плотника. Через три года его переводят в Зосимову пустынь, где его тоже определяют на плотницкие работы. С 18 декабря 1902 года его зачисляют в указную братию Зосимовой пустыни. Проходит десять лет. 8 сентября 1912 года его рукополагают во иеродиакона.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Свое послание инок Евфросин заканчивал указанием, что участники гарей ответственны за грех самоубийства и что православная церковь, осуждая и запрещая самоубийство, не позволяет даже молиться за души тех, кто сам, по своей воле решил прервать свою жизнь. Он напоминал самосжигателям, что игумен Досифей уже давно осудил гари и что в половине 1670-х годов он сам, Евфросин, написал “столбец”, или разъяснение, по поводу непозволимости гарей с христианской точки В последующие годы, по словам Евфросина, Досифей продолжал осуждать гари и бороться с этим лжеучением, а Евфросин неоднократно посылал вождям самосжигателей свои обличительные Подводя итоги своим аргументам, Евфросин приходил к заключению, что, нарушая основные истины христианства и каноны церкви, самосжигатели автоматически лишались церковного благословения и отлучались от церкви, и заканчивал свое “Отразительное письмо” их категорическим осуждением и отлучением от православия: “Да будут чюжди и отгнани и отлучены, дондеже обрятятся и Это послание было не единоличным выступлением самого инока, но общим решением традиционалистов, рвавших со страшными миссионерами религиозного самоубийства. Оно было составлено “советом и изволением всего о Христе русского христианства”, с одобрением самого игумена Досифея, его сподвижников иеромонахов Феодосия и Пафнутия и других вождей консервативного крыла старообрядчества, донских и кумских иноков и братии, поволжских старцев и иноков во главе со священником Игнатием, поморских старцев и иноков и западной братии, то есть старообрядцев Стародубья и Это осуждение радикалов традиционалистами-поповцами закончило процесс размежевания обоих крыльев старообрядческого движения и привело к образованию особых поповщинских и беспоповщинских общин внутри движения. Уход игумена Досифея с Дона на Северный Кавказ и вскоре вслед за этим последовавшая смерть этого выдающегося вождя старообрядцев-консерваторов нанесли непоправимый удар юго-восточному казачьему центру поповцев. Все церкви на Дону снова перешли в руки правительственной патриаршей церкви, походная церковь Досифея теперь оказалась вне пределов России, а связь с последними сохранившими старый обряд приходами гребенских казаков на Тереке была очень трудна ввиду того, что путь из России на Терек проходил в то время не через Северный Кавказ и Дон, а через легко контролируемые правительством Астрахань и другие города Нижней Волги.

http://sedmitza.ru/lib/text/439574/

В отличие от других подвижников, основателей пустынных монастырей, которые «выходили на свой подвиг по внутреннему призванию и обыкновенно еще в молодости», преподобный Евфросин довольно долго не решался ступить на монашескую стезю. Причины, заставлявшие его медлить с принятием этого решения, нам неизвестны. Это могло быть и общее падение нравов в современных ему монастырях, и намерение «утешить старость матере своея», и осознание высоты «ангельского образа», как пишет сам преподобный Евфросин, «его же не бех достоин». Окончательное решение о монашестве он принимает уже в зрелом возрасте (около 40 лет отроду), после посещения Константинополя. Согласно житию, Евфросин желал этим путешествием найти истину божественного почитания, разрешить для себя спор о пении аллилуия. Но из послания преподобного к архиепископу Евфимию мы угадываем и другой, скрытый, глубоко личный интерес, который стоял перед преподобным во время его путешествия. Это вопрос, таящийся в душе и не дающий покоя со времени юности, — о смысле своего предназначения, о месте в этом мире. Не раз он вздыхал в сердце своем: «господи иисусе христе, настави умь мои в разумь истины, да увемь…» путь, воньже пойду, яко к тебе взях душу мою (Пс. 142:8). Главной причиной такой неопределенности явилось, как нам кажется, отсутствие того человека, который смог бы своим авторитетом подтвердить преподобному правильность желаемого пути. Именно в Константинополе, «яко от него просветилася есть святемь крещением виликая руская земля наша… в новеи благодати законе христове», он надеялся найти, и нашел ту определенность, которая принесла его ищущей душе долгожданный покой — «благочестиа изобиловах душю мою», — пишет преподобный о своем путешествии. Кто благословил преподобного на иноческий подвиг, к сожалению, неизвестно. Это могли быть «млъчалники пустынные», которых посетил преподобный. Это благословение можно увидеть и в словах Патриарха Иосифа, который, благословив благочестивого Елеазара иконой Божией Матери, «възложи… рукоположение свое… и рек…: миръ ти, чадо, и иди с миром и спасаа спаси душю свою, и богъ буди с тобою». С этой иконой, благословением Вселенского Патриарха, преподобный не расставался всю жизнь, храня ее у себя в келье: «ея же имамы и до ныне у мене, в монастыре нашемь».

http://pravoslavie.ru/1724.html

Сл. 1888, I, 165, 169). 306 Евфросин, стр. 6, 17, 18, 38, 41, 57–9, 60, 64, 79, 91, 94, 101, 106, 113. Верность характеристики у Евфросина вполне подтверждается, как более ранними памятниками («Благодарственное слово» 1683 года. Древ. Росс. Вивл. XV, 269.), так и более поздними. «Ист. Выг. пуст.» Филиппова, стр. 40, 69–70. Спб. 1862. 308 Кроме внутреннего противоречия в самом взгляде Аввакума на самоистребление непоследовательность сказалась как в его поступках, так и в наставлениях. Однажды Аввакум хотел «умереть не ядши», но отложил, когда другие стали советовать не делать этого (V, 85). В «книге горемыкам», писанной после беседы о последнем времени, где одобрено было самоистребление, – Аввакум дал даже такое наставление: «А в чем погрешится: и ты кайся пред Господом Богом. Где же деться? Живым могилы нет» (V, 237). 311 Мат. для ист. раск. VIII, 239, 241. – Житие инока Корнилия: Ркп. Публ. библ. Q. I, 401, л. об. 163. Из сибирских расколоучителей против самосожжения был чернец Аврамий (Игнатий, посл. 1, стр. 13). 316 Понимание верное. Благовестник, Мф. зач. 37, л. 86, М. 1649: «повелевает Господь нам гонимым бегати и не яве предавати себе напастем». Ср. Толков. Евангелие, неделя по Р. X. Вильна, 1782, л. 348 об. 317 Евфросин цитирует (стр. 112): «в беседе Евангельской 13 Златоуст... Феофилакт в 31 от Иоанна зачале... на Павлова послания в 14-тех Златоуст». В 13 беседе на Мф. 4:6 , св. Златоуст говорит: «броситься в пропасти и стремнины свойственно полчищу диавольскому» (ч. I, стр. 239. М. 1864). Феофилакт в Благовестнике, Ин. зач. 31: «часто Господь убийственное их поминает произволение и отводит сродствие их (иудеев) к диаволу», – Мф. зач. 111, л. 231: «еже бо себе зазрити – добро есть, а еже удавитися – бесовско есть дело». В «Беседах на 14 посланий» автор, вероятно, разумеет: Гал. 1:4 . бесед. I. 318 Евфросин, стр. 112. Ср. «Деяния церковная и гражданская» Барония, лето Господне 394 (М. 1719, I, 392 об.). 320 Евфросин, стр. 109. «Летовник» инока Георгия I, 1–11, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Преподобный отличался суровой строгостью к себе и даже отказался от свидания со своей матерью, которую убедил принять иночество. По смирению и из любви к уединенному подвигу преподобный не принял звания игумена и, предоставив настоятельство своему ученику преподобному Игнатию, жил в лесу близ озера. Благоговейные ученики почитали место уединенных его подвигов: каменный крест сохраняет память о молитвах в лесу. Преподобный Евфросин с братией своей обители не только усердно совершал богослужение, но и много трудился на расчистке леса для возделывания нивы. В обители все было общее. Странников и бедных принимали с любовью и питали безмездно, хотя сами пустынножители иногда нуждались в насущном хлебе. Бог не оставлял обители святого. Однажды Евфросин раздал нищим все монастырские запасы и братия роптали за это на старца, но тот утешал их тем, что Господь не оставит Своих рабов. И действительно, вскоре псковский посадник Афанасий послал в обитель две подводы с хлебными запасами. Перед храмовым праздником 30 января в обитель собралось много народа, а в монастыре нечем было угостить богомольцев. Преподобный Евфросин со своим учеником Меркурием отправился с сетями на озеро и наловил множество рыбы. Не изменяя подвижнического образа жизни, преподобный достиг глубокой старости и скончался 95-ти лет 15 мая 1481 года. Причислен к лику святых на Московском Соборе 1551 (1547) г. На его гробнице, по повелению Новгородского архиепископа Геннадия, был поставлен образ, написанный еще при жизни преподобного его учеником Игнатием, и положено завещание преподобного братии на лоскуте пергамента, скрепленное свинцовой печатью Новгородского архиепископа Феофила. Это одно из очень немногих духовных завещаний, написанных собственноручно подвижниками. Впоследствии монастырь преподобного Евфросина был перенесен на гору, а на прежнем месте устроено кладбище с церковью в его имя. В новой обители построена каменная соборная церковь трех святителей, в нее были перенесены мощи преподобного Евфросина, почивающие под спудом близ стены за правым клиросом. Заступлением преподобного Евфросина обитель его была не раз сохраняема от разорения при весьма частых нападениях (в течение 300 лет) литовцев, ливонских рыцарей, поляков и других неприятелей. Преподобный Евфросин, начальник псковских пустынножителей, возрастил многих славных учеников, которые также создавали монастыри и несли благодатные семена подвижничества по всей Псковской земле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010