На оборотной стороне - 4 прямоугольные выемки для мощей. Е. к. украшали следующие эмали (по состоянию на 1841): на лицевой стороне на верхней оконечности креста и поперечинах представлен 5-фигурный Деисус, в нижней части ствола помещены образы небесных покровителей семьи прп. Евфросинии, что говорит о поминальном характере вклада,- самой заказчицы (прп. Евфросиния Александрийская), ее отца (вмч. Георгий Победоносец) и матери (мц. София); на оборотной стороне, вверху, изображены свт. Иоанн Златоуст, на верхней поперечине - святители Василий Великий и Григорий Богослов (пластина утрачена, заменена другой с чеканными изображениями), на нижней поперечине - апостолы Петр и Павел (сохр. фрагменты), в нижней части ствола - вмч. Димитрий, архидиак. первомч. Стефан и вмч. Пантелеимон. Поздние чеканные вставки с оборотной стороны, в т. ч. в средокрестьях (верхняя с образом Богоматери, нижняя с орнаментом в виде равноконечных крестов), возможно, были выполнены в период реставрации Е. к. в XVI в. Лазарь Богша, в совершенстве владевший приемами визант. техники перегородчатой эмали, «нарисовал» тончайшими перегородками образы святых и орнаментальные композиции и создал один из наиболее выразительных в христ. искусстве образов Иисуса Христа. Тонко очерченный строгий лик Спасителя визант. типа отличается подробной, точной разработкой, мастерски исполнена даже раздваивающаяся прядь волос на лбу. Практическая работа по воссозданию креста попечением Белорусской Православной Церкви МП, Правительства Республики Беларусь, при содействии частных лиц началась в янв. 1996 г. Ей предшествовал 3-летний подготовительный период, в течение к-рого брестскому художнику-ювелиру Н. П. Кузьмичу удалось приблизиться к технологии времен Лазаря Богши и раскрыть тайну создания визант. перегородчатой эмали. 24 авг. 1997 г. в кафедральном соборе во имя прп. Симеона Столпника в Бресте митр. Минским и Слуцким, Патриаршим экзархом всея Белоруссии Филаретом (Вахромеевым) было совершено освящение креста. В 1997 г., в канун праздника Воздвижения Креста Господня, воссозданный крест был торжественно привезен в Спасскую обитель, где хранится в наст. время. 23 июня 2001 г. крест, доставленный на несколько дней из Полоцка в Брест, в присутствии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был вложен в ставротеку, созданную Кузьмичом по его авторской разработке. Крест выносится для поклонения по воскресным дням во время совершения Божественной литургии, а также в отдельные дни по просьбе многочисленных почитателей. Ежегодно в праздник Воздвижения Креста Господня за всенощным бдением совершается чин Воздвижения Е. к.

http://pravenc.ru/text/187870.html

кнг. Соломонии Юрьевны (см. София , прп., Суздальская). Вклад мог быть связан с молением семьи вел. князя о чадородии. К 1548 г. относится упоминание о Е. как о святой под 25 сент. в месяцеслове Устава ГИМ. Син. 336: «В той же день преподобныя матери нашея Ефросинии, иже бывшей великой княжне черниговской. Положена же бысть в граде Суздале в дивичье манастыре, иже бысть ею създан, исцеление же бывает от гроба ея и до сего дни приходящим с верою» (Л. 106 об.; ркп. может быть старше, чем 1548 г.; см.: Охотина-Линд Н. А. Сказание о Валаамском мон-ре. СПб., 1996. С. 56-57). Житие и канон Е. еп. Варлаам подал на рассмотрение царю Иоанну IV Васильевичу Грозному. Государь «повеле житие и чюдеса написати в ползу читающим», а Московский митр. Антоний (1572-1581) «собра весь освященный собор, стихиры и канон, житие и чюдеса чести и празднование повеле месяца септемвриа в 25 день» (празд. памяти святой было приурочено к памяти прп. Евфросинии Александрийской). Б. М. Клосс датирует общерус. канонизацию святой сент. 1576 г. Вероятно, во 2-й пол. 70-х - 80-х гг. XVI в. в Ризоположенском монастыре был устроен посвященный Е. придельный храм. Пространная похвала Е. включена в Похвальное слово рус. святым, составленное иноком Григорием, автором Жития Е. ( Макарий (Веретенников), архим. Эпоха новых чудотворцев: (Похвальное слово новым рус. святым инока Григория Суздальского)//АиО. 1997. 2(13). С. 141-142). Е. упоминается под 25 сент. в «Палинодии» архим. Киево-Печерского мон-ря Захарии (Копыстенского) 1621 г. (РИБ. Т. 4. Стб. 849), в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. МДА. 201. Л. 303 об.), в др. рукописных святцах. Ее имя включено в «Описание о российских святых» с датой преставления - 6750 (1241/42) г. (С. 209; сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.). В XIX в. святой был составлен акафист (Служба и акафист св. блгв. кнж. Евфросинии Суздальской. М., 1873). По крайней мере с сер. XIX в. до кон. 20-х гг. XX в. 25 сент., в день празднования памяти преподобной, совершался ежегодный крестный ход в Ризоположенский мон-рь из Рождество-Богородицкого кафедрального собора Суздаля.

http://pravenc.ru/text/187882.html

Евфросиния Александрийская , прп. (25 сентября/8 октября; 15/28 февраля) Евфросиния Московская – см. Евдокия Московская Евфросиния Полоцкая (до крещения княжна Предислава), прп., игумения (23 мая/5 июня) Евфросиния (в иночестве Евпраксия) Рязанская (5/18 июня) Екатерина Александрийская , дева, вмц. (24 ноября/7 декабря) Ексакустодиан (Константин) Ефесский , отрок (4/17 августа; 22 октября/4 ноября) Елеазар Анзерский (Севрюков), прп. (13/26 января) Елеазар Иерусалимский , мч., учитель мчч. Маккавеев (1/14 августа) Елеазар Маккавей , мч. (1/14 августа) Елевферий Иллирийский , Римский, еп., сщмч. (15/28 декабря) Елезвой Ефиопский , царь (24 октября/6 ноября) Елена Константинопольская , равноап., царица, мать имп. Константина Великого (6/19 марта; 21 мая/3 июня) Елисавета Феодоровна , Алапаевская, вел. княгиня, прмц. (5/18 июля; в воскресенье после 25 января [новомуч.]) Елисавета , прав., мать св. Иоанна Предтечи (5/18 сентября) Елисей , пророк, ученик и преемник пророка Илии (14/27 июня) Елпидий Херсонесский , еп., сщмч. (7/20 марта) Елпидифор Персидский , мч. (2/15 ноября) Емилиан Доростольский , мч. (18/31 июля) Емилиан Кизический , еп., исповедник (8/21 января; 8/21 августа) Енравот-Боян Болгарский , мч. (27 марта/9 апреля) Епенет , ап. от 70-ти, еп. Карфагенский (4/17 января ап.]; 30 июля/12 августа) Епистимия Емесская (Финикийская), мч. (5/18 ноября) Епифаний Кипрский , еп. (12/25 мая) Еразм Печерский , прп., в Ближних (Антониевых) пещерах (24 февраля/9 марта; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Еразм Охридский , сщмч. (2/15 июня) Ераст , ап. от 70-ти, еп. Панеадский (4/17 января ап.]; 10/23 ноября) Ерм (Ермий), ап. от 70-ти, еп. Далматский, сщмч. (4/17 января ап.]; 8/21 апреля; 31 мая/13 июня) Ермий Команский , мч. (31 мая/13 июня) Ермипп Никомидийский , иерей, сщмч. (26 июля/8 августа) Ермоген Александрийский , епарх, мч. (10/23 декабря) Ермоген Московский и всея России, патр., чудотворец, сщмч. (17 февраля/2 марта; 12/25 мая; 5/18 октября свт.]) Ермократ Никомидийский , иерей, сщмч. (26 июля/8 августа)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

регионах России. В текстах иконописных подлинников XVII-XVIII вв. об изображении Е. сказано под 25 сент.: «...подобием аки преподобная жена» (БАН. Дружин. 975. Л. 36 об., посл. четв. XVII в.); «около главы клобук, риза преподобническая, дичь санкирь, испод лазорь дикая» (БАН. Строг. 64. Л. 69 об., кон. XVIII в.; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 159); «подобием аки Евфросиния Александрийская, риза лазорь, ряска дымчата, около главы клобук дичь» (БАН. Двинск. 51. Л. 91, кон. XVIII в.; ср.: Большаков. Подлинник иконописный. С. 33). В соответствии с указаниями подлинников она изображалась, как правило, в монашеском облачении. Эта традиция отразилась и в руководстве для иконописцев 1910 г., где Е. описана как «очень худая от поста, лицом красивая; одежда ее - подрясник, мантия, на голове - куколь с апостольником; в левой руке лестовка и хартия со словами Пресвятой Богородицы к ней: Скверна не примесится телеси твоему» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 26). Наиболее ранним изображением Е. принято считать шитый покров на гробницу преподобной 2-й четв. XVI в., созданный, вероятно, в мастерской вел. кнг. Соломонии Сабуровой. Е. представлена прямолично в рост, в монашеской мантии, рясе и клобуке, с крестом в деснице и со свитком в левой руке (ГВСМЗ, см.: Георгиевский. 1900. С. 96-98; Рус. прикладное искусство. 1982. С. 150-151. Ил. 37). Подобную иконографию имеет и др. покров, датированный кон. XVII в., также происходящий из Ризоположенского мон-ря в Суздале (ГВСМЗ, см.: Георгиевский. 1900. С. 98. Ил. на форзаце; Рус. прикладное искусство. 1982. С. 164. Ил. 49). Образ Е. вышит на пелене 70-х - 80-х гг. XVI в. (?) с иконой Божией Матери «Моление о народе» и припадающими святыми (ГВСМЗ, см.: Спасо-Евфимиев мон-рь в Суздале: Путев./Сост.: С. П. Гордеев. М., 2007. С. 83. Ил.), к-рая находилась в погребении свт. Арсения Элассонского в суздальском соборе Рождества Пресв. Богородицы. Прп. Евфросиния Суздальская. Икона. 1692 г. (ГИМ) Прп. Евфросиния Суздальская. Икона. 1692 г.

http://pravenc.ru/text/187882.html

552 О распространении искаженных представлений об отце Иоанне среди нижних военных чинов свидетельствует также письмо к нему начальника Офицерской кавалерийской школы В. Безобразова, датированное 10 февраля 1907 г.: « В командуемой мною Офицерской Кавалерийской школе оказалось 14 человек солдат, которые составили себе особое понятие о Вас, не соответственное правилам нашей Православной церкви, а потому я счел необходимым направить их к Вам, чтоб они лично от Вас могли бы услышать увещевание и соответствующее наставление…» (ЦГИА СПб. Ф. 2219. Он. 1. Д. 26. Л. 98–99). 554 Прп. Синклитикия Александрийская († ок. 350); память чтится 5/18 января. Свт. Афанасий Великий , архиепископ Александрийский († 373); память чтится 18/31 января и 2/15 мая. В труде свт. Афанасия «Жизнь и наставления прп. Синклитикии Александрийской, подвизавшейся в IV в.» говорится о том, что Господь прославляет «любящих Его ради исправления слышащих»: наставления прп. Синклитикии принесли большую душевную пользу приходившим к ней монахиням. Святая Синклитикия считается начальницей пустынного общежития для дев и жен. 555 Предыдущее служение отца Иоанна в Иоанновском женском монастыре состоялось 4 января (Вед. 1907. 11 янв., 8). 556 Температура воздуха в Кронштадте 9,10,11 января опускалась до 28° мороза (Котлин. 1907. 12 янв., 9). 559 Духонина по благословению отца Иоанна жила в Иоанновском монастыре с 16 октября 1903 г., но монашеский постриг не принимала. см. также письмо к Е. В. Духониной от 8 октября 1908 г. и примеч. к нему. 560 Первой в русском великокняжеском доме иноческое пострижение с именем Анна приняла Великая княгиня Ирина, жена Ярослава Мудрого, – святая преподобная благоверная княгиня Анна Новгородская († 1051). Среди святых русских жен – преподобные благоверные княгини Евфросиния Полоцкая († 1173), Феврония Муромская († 1228), Евфросиния Суздальская († 1250), Харитина Литовская, Новгородская, игумения († 1281), Анна Кашинская, Тверская, схимонахиня († 1368), Евфросиния Московская († 1407), София Суздальская († 1542) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Египет, в котором началась иноческая жизнь среди мужей, дает нам и первые примеры иноческой жизни женщин. Подвижниц Христовых мы видим уже во времена прп. Антония Великого , который, уходя из мира, отдал свою сестру на попечение девственницам. Сестра преподобного сама впоследствии стала начальницею и учительницею многих дев. В наставлениях прп. Антония мы находим ряд наставлений для дев. В самой Александрии и ее окрестностях было значительное число девственниц, которые жили или вместе или отдельно в келиях. Среди них можно выделить, например, Сарру , подвижницу Александрийскую . Она подвизалась в течение шестидесяти лет в келии на берегу Нила. Среди святых жен есть целый ряд подвижниц, которые проходили поприще подвига тайно среди мужчин. Евфросиния ушла из богатого родительского дома накануне замужества, желая посвятить свою жизнь Господу. Чтобы ее не нашли, оделась мужчиной и подвизалась до конца жизни в мужском монастыре аввы Феодосия под именем Смарагда. Феодора, мучимая совестью за измену мужу, бежала из дома и втайне подвизалась под видом евнуха в мужском монастыре. Желая загладить свой грех , она проходила самые тяжелые послушания в монастыре и за свое смирение сподобилась дара чудотворения. Своим тайным подвигом была прославлена дочь императора Анфима (467–471) Аполлинария , которая подвизалась в монастыре прп. Макария Египетского . Когда прп. Пахомий Великий учредил общежития для иноков, его сестра устремилась подражать его подвигу, и прп. Пахомий недалеко от Тавеннского монастыря на другой стороне Нила, на месте Мин, устроил первую женскую общежительную обитель. В женском монастыре Мин были те же правила, что и в Тавеннском мужском монастыре. Среди Минских подвижниц особенно прославилась своим подвигом юродивая Исидора , святость которой чудесным образом была засвидетельствована святым отшельником Питиримом. Помимо Тавеннских обителей значительное число женских монастырей располагалось в Верхней и Нижней Фиваиде, а также в городах Оксиринте и Антиное. Матерью всех инокинь принято считать св. Синклитикию . Она прославилась своей высокой подвижнической жизнью и опытной духовной мудростью. Подобно прп. Антонию Великому , св. Синклитикия оставила свое богатое имение и удалилась в пустыню. Слава о ее жизни привлекла многих жен, искавших у нее назидания и руководства в духовном подвиге. Вокруг нее было составлено общежитие. Конец ее жизни был прославлен великим терпением. Она умерла в восьмидесятилетием возрасте после тяжелой четырехлетней болезни 509 . Сирия

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

604 ...возьми себе в пример житие преподобных Синклитикии и Евфросинии... – Вероятно, отец Иоанн имеет в виду двух святых жен из Александрии, подвизав­шихся на монашеском поприще и достигших духовного совершенства. Память прп. Синклитикии Александрийской (ок. 350) празднуется 5/18 января; прп. Евфросинии Александрийской (V), подвизавшейся в мужском образе, – 15/28 февраля и 25 сентября/8 октября. 607 ...о чудном спасении генерала Гершельмана... – 21 ноября 1907 г. на московского генерал-губернатор Сергея Константиновича Гершельмана совершила покушение эсерка Александра Севастьянова. Сверток с бомбой она бросила в сани, в которых Гершельман со своим адъютантом князем Оболенским ехал в Лефортовский военный госпиталь. Взрывом разломало сани, убило лошадей и тяжело ранило саму террористку. Генерал и его адъютант не пострадали. 609 Мы отстояли всенощную в эстонской церкви... – Православная эстонская цер­ковь в честь Воздвижения Креста Господня в Кронштадте была освящена отцом Иоанном 1 декабря 1902 г. Она располагалась в здании упраздненной Англи­кан­ской церкви, выкупленном и пожертвованном кронштадтскому эстон­скому обществу Н.А. Туркиным. Зачинателем строительства был священник эстон­ской общины Кронштадта и Петергофа сщмч. Николай Симо. 610 ...попросил племянницу его супруги налить нам чаю... – У супруги отца Иоанна Елизаветы Константиновны Несвицкой было две племянницы, дочери ее младшей сестры Анны: Руфина (в замужестве Шемякина) и Елизавета (в замужестве Родионова). После смерти их отца свящ. Григория Цветкова девочки воспитыва­лись в доме отца Иоанна. 611 ...похвалил священника Восторгова, сказав, что это дивный человек, обладающий необыкновенным красноречием, что это Златоуст, что он может великую пользу принести России. – Сщмч. Иоанн Восторгов (†1918). Родился в 1864 г., окончил Ставропольскую духовную семинарию (1887). В 1889 г. возведен в сан иерея. С 1897 г. служил в Тифлисе. С 1906 г. – проповедник-миссионер Московской епархии. За неутомимость и особый дар миссионерской проповеди о. Иоанна называли «Златоустом Русской Православной Церкви». Участвовал во многих миссионерских съездах; возглавлял пастырские и псаломщицкие курсы в Москве. В 1908 г. стал одним из инициаторов организации Союза русского народа. С 1909 г. служил настоятелем Князь-Владимирской церкви при Московском епархиаль­ном доме; с 1913 по 1918 г. – настоятелем Покровского собора в Москве; в эти же годы издавал газету «Церковность». В 1918 г. расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

I. Венки канонов: 1-3 на воспоминание Чуда архистратига Михаила в Хонех, 6 сент.; 4-11 на память преставления ап. и евангелиста Иоанна Богослова, 26 сент.; 12-19 св. ап. Фоме, 6 окт. (Ταμεον. Σ. 54-56); 20-26 вмч. Димитрию Солунскому, 26 окт. (Ibid. Σ. 69-73); 27-31 на Собор архистратига Михаила и проч. Небесных Сил бесплотных, 7 нояб. (Ibid. Σ. 82-85); 32-34 свт. Иоанну Златоусту, 13 нояб. (Ibid. Σ. 93); 35-37 прп. Григорию Декаполиту, 20 нояб.; 38-41 свт. Николаю Чудотворцу, архиеп. Мирликийскому, 6 дек. (Ibid. Σ. 115, 116, 121); 42-44 вмц. Анастасии Узорешительнице, 22 дек.; 45-53 архидиак. первомч. Стефану, 27 дек. (Ibid. Σ. 135-137); 54-57 свт. Василию Великому, 1 янв. (2 из этих канонов см.: Ibid. Σ. 140, 141); 58-60 на перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста, 27 янв.; 61-63 вмч. Феодору Стратилату, 8 февр.; 64-72 вмч. Георгию Победоносцу, 23 апр.; 73-75 бессребреникам Косме и Дамиану, 1 июля; 76-78 вмц. Евфимии Всехвальной, 11 июля; 79-86 вмч. Пантелеимону, 27 июля. II. Отдельные каноны, содержащиеся в совр. печатной Минее: 87 сщмч. Анфиму, еп. Никомидийскому, 3 сент.; 88 на предпразднство Рождества Пресв. Богородицы, 7 сент.; 89 мученицам Минодоре, Митродоре и Нимфодоре, 10 сент.; 90 сщмч. Корнилию сотнику, 13 сент.; 91 на предпразднство Воздвижения Креста Господня, 13 сент. (в греч. Минее канон надписан именем Германа, в славянской - Иосифа; прот. В. Рыбаков считает его творением И. П.); 92 прп. Евмению, еп. Гортинскому, 18 сент.; 93 мученикам Трофиму, Савватию, Доримедонту, 19 сент.; 94 сщмч. Фоке, еп. Синопскому, 22 сент.; 95 прп. Евфросинии Александрийской, 25 сент.; 96 мч. Каллистрату, 27 сент.; 97 прп. Харитону Исповеднику, 28 сент. (этот канон в совр. Минеях надписан именем Иоанна Монаха, но прот. В. Рыбаков настаивает на авторстве И. П.); 98 сщмч. Григорию, просветителю Вел. Армении, 30 сент.; 99 мц. Харитине, 5 окт.; 100 мч. Евлампию и мц. Евлампии, 10 окт.; 101 ап. Филиппу, единому от 7 диаконов, 11 окт.; 102 мученикам Прову, Тараху и Андронику, 12 окт.; 103 священномученикам Карпу, еп.

http://pravenc.ru/text/673697.html

50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. письма мон. Иулиании (Соколовой) (ризница ТСЛ, СДМ) и на совр. повторениях, напр. в московских храмах свт. Николая в Клённиках (1997, Н. Е. Алдошина), Воскресения Христова в Сокольниках (2002, М. В. Пыжов), равноап. кн. Владимира (2001, М. Проскурова), в вологодской ц. свт. Николая Чудотворца на Глинках (2004-2005, Н. В. Масюкова, см.: Совр. иконопись: Москва/Авт.-сост.: А. Л. Николаева. М., 2006. С. 43, 52-53, 110-111) и др. На иконе «Собор святых града Владимира и области его» (кон. 50-х гг. XX в., мон. Иулиания), являющейся вкладом свт. Афанасия (Сахарова) в Успенский собор Владимира к 800-летию его возведения, полуфигура Е. с поднятой в крестном знамении десницей - крайняя слева в верхнем ряду правой группы святых. Ее совр. изображения находятся в основном в храмах Владимира и Суздаля, в частности на иконах Соборов Владимирских и Суздальских чудотворцев в Княгинином и Покровском мон-рях. Е. написана в числе рус. святых на зап. стене ц. Покрова Пресв. Богородицы МДА (стенопись восстановлена после пожара в 1987-1988). Ок. 1998 г. создан комплекс фресок собора Казанской иконы Божией Матери в Оптиной пуст., где в числе жен-подвижниц в медальонах встречается образ Е. (худож. М. А. Кашина). Рисунок Е. в рост, с крестом и со свитком в руках выполнен для Миней МП прот. Вячеславом Савиных и его супругой Н. Шелягиной в кон. 70-х - нач. 80-х гг. XX в. (Изображения Божией Матери и святых правосл. Церкви. М., 2001. С. 26). Изображения Е. вводились и в минейные циклы, напр., в Святцах на сент. кон. XX в. представлены 2 соименные святые - прп. Евфросиния Александрийская и Е. Их иконографии сходны, Е.- в охристой рясе, темно-вишневой мантии, темно-зеленом клобуке и парамане, руки прижаты к груди, надпись: «Прп Eyфpocihuя Суждальская» (ПЦК, 2003. М., 2002. Вкл.). Лит.: Георгиевский В. Т. Суздальский Ризположенский жен. мон-рь: Ист.-археол. описание. Владимир, 1900; Неск. слов о лицевых списках Жития прп. Евфросинии Суздальской//ИОРЯС. 1910. Т. 15. Кн.

http://pravenc.ru/text/187882.html

На Иверской иконе Богоматери Спаситель изображен с обращенною к Себе ладонью руки, благословляющей именословно. Зрителю большой палец не виден, а видны только указательный, средний и нижний сустав безымянного. 13 . Прпп. Мартиниана, Симеона Мироточивого, кн. Сербского, Евлогия, архиеп. Александрийского, св. жен Зои, Фотинии. 14 . Св. равноапост. Кирилла, учителя Словенского; прпп. Авксентия, Исаакия, Печерского затворника, Марона, пустынника Сирийского и Авраама, еп. Каррийского. Перенесение мощей благов. кн. Михаила Черниговского и боярина его Феодора. 15 . Ап. Онисима (от 70-ти), прпп. Евсевия, пустынника Сирийского, Пафнутия и дщери его Евфросинии. 16 . Мчч. Памфилы пресвитера и иже с ним: Уалента (Валента) диакона, Павла, Селевкия, Порфирия, Иулиана, Феодула, Илии, Иеремии, Исаия, Самуила и Даниила: прп. Маруфы, еп. Мартиропольского; мчч. персидских, иже в Мартирополи (на границе Персии). Мч. Памфил (IV в.) сличал тексты (т.е. чтения) Нового Завета, исправлял места, испорченные переписчиками, сам переписывал рукописи и раздавал желающим. 17 . Вкмч. Феодора Тирона; обретение мощей мч. Мины Калликелада (т.е. красноречивого); св. Мариамны, прп. Феодосия болгарина и ученика его Романа. Спустя 50 лет, после кончины св. великомуч. Феодора († ок. 306 г.), римский император Юлиан Отступник, желая осквернить христианский пост в первую седмицу Св. Четыредесятницы, приказал епарху Константинопольскому тайно в следующие дни кропить кровию идольских жертв съестные припасы, продаваемые на рынках. Св. Феодор явился ночью к Константинопольскому архиеп. Евдоксию и велел ему объявить всем христианам, чтобы они не покупали на рынках съестных припасов, а питались коливом, т.е. вареною пшеницею с медом. Отсюда видно, что если бы пост имел малозначащее значение и даже был излишним, как неправильно учат сектанты, то святую неприкосновенность его не охраняли бы так небожители, и св. великомуч. Феодор Тирон не оставил бы обителей Отца небесного для: того только, чтобы указать земным братиям на средство избежать нарушения поста.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010