Изобразив в возвышенных чертах величие и всемогущество Божие, Евфросин привел собеседников своих к мысли, что никто не может ни прибавить чего-либо к величию и славе Бога, ни убавить троичной славы Христа Он указал на тщетные попытки в этом отношении еретиков, отвергавших воплощение Божества или доказывавших тленность естества Христова. Проклятие и исчезновение, подобно дыму, было следствием этих безумных усилий такими средствами увеличить или умалить славу единосущной Троицы. – Поймите сказанное мною, врачи мои, – продолжал Евфросин, – и вразумитесь, что не следовало вам говорить такой неподобной вещи; мы-де прибавляем славы к божеству, а ты умаляешь ее. Говорю вам: ни мне умалить ее, ни вам умножить, но какова она есть, так и будет: Бог Слово без нетления с Плотию Христос, и в том живот бе, и живот бс свет человеком, и свет во тме светится, и тми его не объят. Евфросин рассказал собеседникам, откуда он заимствовал обычай двоения аллилуии, как в юности, еще до иночества, тревожило его недоумение об этом предмете, как напрасно искал он разъяснения дела у псковского духовенства, как ходил в Царьград и там нашел полное разрешение мучившего его вопроса. – Как держит великая церковь Константинаграда, – прибавил Евфросин, – так держу и я до исхода души своей тщусь совершить, удвояя божественную аллилуию. А вы откуда взяли троить ее? – Издревле, смотря друг на друга, так все и навыкли троить св. аллилуию, ибо так и подобает, потому что Бог в Троице прославляется. Где троится аллилуия, там есть совершенная Троица, Отец, Сын и Святым Дух, неразлучное божество и сила живоначального Слова Отча Христа Бога нашего. – Вы, братия, сказали тяжкое слово, будто я самочинно двою аллилуию и этим убавляю божество и не исполняю единосущной Троицы. Теперь вы знаете, что я взял это у вселенской церкви цареградской и что, напротив, вы сами самочинно, своим произволом уставили троить аллилуию. Спрошу вас еще об одном. Вы пришли вразумить меня и исправить мое нечестие, узнав, что я заблудился во тьме неведения: так молю вас, выведите меня на путь света и скажите мне силу, откройте утаенную глубину пресвятой аллилуии, покажите, какая премудрость лежит в ней и какой образ таинственно запечатлен в ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

и грамота от 22 нояб. Пимену, строителю Преображенского мон-ря в с. Даниловском). В грамоте от 22 авг. 1639 г. предписывалось в Троицком мон-ре «пост иметь как в иных прочих монастырях Российского государства бывает». О том, что К. насаждал среди своих последователей чрезмерно строгий пост, свидетельствовали архим. Игнатий (Римский-Корсаков) и Евфросин. Игнатий писал: «Исперва убе крепце нудящася воздержанми: да ни в праздник Рождества... хотяще сыра, и масла, и рыбы вкушати, ниже на святую Пасху... разве точию от семен, и ягодичия, и прочих растущих от земли». К. велел братии на Пасху «червленаго горькаго цыбула, сиречь луковицы, и вместо яиц в премену христианския любве имети» ( Игнатий [Римский-Корсаков]. 1855. С. 100, 98). (Ср. высказывание учеников К.: «В нынешнее время Христос не милостив, пришлых на покаяние не приемлет» - Барсков. 1912. 36-37. С. 81.) Евфросин отметил, что К. «кое во что нача вводити по самосмышлению: учеником суботу разсудил по-жидовски поститися и потом иная, якобы от вышния святости» ( [Евфросин]. 1895. С. 10). В 60-х гг. XVII в. отказ от употребления молочной, мясной пищи и рыбы был признаком принадлежности к последователям К. По-видимому, во 2-й пол. 30-х гг. XVII в. К. пришел к отрицанию церковной иерархии и таинств. Из царских грамот узнаем, что ученики К. не присутствовали на богослужении в Троицком мон-ре. В предписании о содержании К. «под крепким началом» особо указано на то, чтобы ему «к церкви Божией к пению ходить». Сурово-аскетическая жизнь К. («вышняя святость») привела его к осуждению священнослужителей, не отличавшихся аскетизмом (К. не хотел принимать благословение у священника, «мало себе в пищу попустивша» и «упившася до веселия»). О последователях К. Евфросин писал, что они «именуются староверцы, а таинства и старыя веры бегут и всякова священнодейства отбегают» (Там же). По-видимому, вслед. таких настроений К. 2 придела в построенной при нем монастырской Троицкой ц. остались не освященными и без антиминсов, что было исправлено позднее.

http://pravenc.ru/text/1470335.html

- Войди, откуда отлучился. И видел я естество души моей, светящееся, как жемчуг, а мертвое тело мое, как тина, черное и зловонное, и гнушался войти в него. Тогда ангелы сказали мне: - Невозможно тебе покаяться иначе, как с телом, которым грешил ты. Но я умолял их, не желая входить в тело. - Войди, - сказали мне ангелы, - если же нет, то опять отведем тебя туда, откуда взяли. Тогда я вошел, ожил и стал кричать: " Помилуйте меня " . - Поешь пищи, - сказал ему епископ Тарасий. Но Таксиот не хотел есть и ходил только в церковь ежедневно, припадал лицом к полу, исповедуясь Богу со слезами и воздыханием. Он говорил всем: - Горе согрешающим, потому что их ждет вечная мука! - Горе не кающимся, - пока есть время! - Горе оскверняющим свое тело! Таксиот после своего воскресения прожил сорок дней. Очистившись покаянием и за три дня до смерти узнав час кончины своей, он отошел ко Господу Милосердому и Человеколюбивому, низводящему во ад и возводящему оттуда. ================================================= Преподобный Евфросин (11/24 сентября) В IX веке по Рождестве Христовом, в одном из египетских монастырей жил святой Евфросин. Он родился в одном амморейском городе близ Палестины В монастыре он проходил послушание повара. Он трудился без устали в поварне для братии и, разжигая вещественный огонь, разгорался в сердце невещественным огнем любви к Богу. Он видел много глумлений и обид от братии; переживал всякие унижения, оскорбления, насмешки. Но все это терпел доблестно и переносил незлобиво и благодушно. Среди пучины зол и скорбей Евфросин имел в сердце своем единую отраду - любовь к Богу, которая давала ему радость и утешение. Эта любовь согревала его во мраке и холоде окружавшей его вражды; была светлым лучом, сладостно ласкавшим его одинокую, горькую жизнь. Так, осмеиваемый и презираемый, как ничтожный человек, жил долгое время Евфросин. Но никто не хотел взглянуть на него иначе, никому и в голову не приходило подумать о том, как он живет. А он жил как святой, угождая и служа Богу великими добродетелями. Скрывая свои подвиги от людей, он втайне совершал благие дела, глубоко тая их от братии. Он жил в своем внутреннем, духовном мире, кроткий, любящий всех оскорбителей своих и все им прощающий, молящийся за врагов своих и благословляющий ненавидящих его.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1957

Патриарх благословил русского странника и повелел ему двоить святую аллилуию. После того Евфросин прислушивался к пению в соборной церкви, обошел святые места и монастыри в области Царьграда, навестил и пустынных молчальников везде он находил подтверждение патриаршего приказа о пенни аллилуии. Прощаясь с Иосифом перед отходом в обратным путь на родину, Евфросин получил от него икону Богородицы в знак благословения и писание о божественной тайне пресвятой аллилуии. Владыка напутствовал его словами: «Мир ти, чадо, пустынное воспитание! иди с миром и спаси душу свою, и Бог буди с тобою и наше благословение, и падут соперники под ногами твоими, приразившись как волны морские к твердому камню: камень не сокрушится, а волны разобьются». Воротившись в свой монастырь и передав братии вместе с иконой патриарха и его писание об аллилуии, Евфросин ввел в чин церковного пения для своей обители сугубую аллилуию «по преданию вселенского патриарха». Этот чин не был простым обрядом в мнении Евфросина, но выражал догматическую мысль, «еже славословити едиными усты божество же купно и человечество единого Бога славяще в животворящей аллилуии». Так рассказывает Евфросиново житие. Этот рассказ издавна служил камнем преткновения для церковно-исторической критики. Набрасывая сомнение на все его подробности, особенно находили подозрительным три черты. Не вероятным считали, чтобы в псковском духовенстве уже во время юности Евфросина, то есть в самом начале XV века, существовало разномыслие по вопросу о пении аллилуии, чтобы некоторые и тогда сугубили ее. Потом находили много странного и невероятного в повествовании о путешествии Евфросина в Царьград во времени, к которому житие относит это путешествие. Наконец, решительно отвергали как невозможность и клевету на греческую церковь XV века известие жития, что Евфросин нашел обычай двоения аллилуии в цареградских церквах и монастырях, что сам патриарх дал русскому страннику подтверждение этого обычая. Источник всех этих невероятных или совершенно невозможных известий видели в отдаленности жития, на писанного в половине XVI века, от времени описываемых мм событий и в произволе авторской фантазии биографа Основанием критики или ее исходным пунктом служила, собственно, мысль о невозможности того, чтобы пустынножитель XV века, причисленный русскою Церковью к лику святых, был приверженцем церковного обычая, ставшего потом, через 200 лет, одною из особенностей русского раскола.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

155 Стасидии (ед. ч. стасидия) – рассчитанные на одного человека деревянные откидные сиденья, как правило, соединенные между собой, с высокой спинкой и особыми опорами для рук по бокам на уровне локтя. Опоры помогают молиться стоя. Обычно стасидии устанавливаются вдоль внутренних стен храма, в них можно и стоять, и сидеть. 169 Ср.: Евр. 7, 12 . Старец Иосиф прибегает к «народному» толкованию этого места у апостола Павла. Слова Апостола, однако, не предполагают того смысла, который в них находит такое толкование. Речь у Апостола идет о том, что замена ветхозаветного законодательства на новозаветное произошла по необходимости. 175 Ср.: Об Авве Пимене, 54//Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. СТСЛ, 2010. С. 214. 183 Перевод этого абзаца вызывает затруднения в связи с тем, что отдельные употребляемые Старцем Иосифом выражения допускают возможность двойного толкования. 194 Преимуществами человеческой природы являются, по сравнению со всем остальным видимым творением, разумность и свобода, а по сравнению с ангелами – то, что человек есть единство вещественного и невещественного: тела и души. 200 Вероятно, имеется в виду игумения Мелетия, основательница монастыря Прп. Ирины Хрисоваландской в афинском пригороде Ликовриси. 218 Мелетий, митрополит Афинский (1661–1714) – автор «Церковной истории» (в 4-х тт., Вена, 1783–1795), одного из самых популярных в XIX–XX bb. руководств по истории христианской Церкви. 226 Память св. вмц. Екатерины, согласно греческому богослужебному календарю, празднуется 25 ноября (по ст. ст.). 229 Имеется в виду прп. Евфросин Палестинский. В его житии содержится повествование о следующем чуде. Прп. Евфросин подвизался в одном монастыре. Некий живший там пресвитер стал молиться о том, чтобы Господь показал ему райские блага. И вот однажды он видит во сне, что находится в раю, где вскоре встречает Евфросина, который признается ему, что, как страж того сада, всегда пребывает там. По просьбе пресвитера Евфросин дал ему несколько райских яблок. Проснувшись, пресвитер обнаружил у себя в руках эти яблоки. Придя в храм, он поведал братии о чуде и раздал всем кусочки чудесных яблок. После этого Евфросин, избегая славы человеческой, незаметно ушел из монастыря. Память святого – 11 сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/...

Пришел потом и четвертый брат, Мартирий; он был женат, но пример братьев так настроил его, что он бросил жену и пришел в новый монастырь. Жена поплакала и также пошла в женский монастырь. Наконец, пришел к Евфросину и поселился в монастыре с четырьмя братьями и старый их родитель. Пришел к Евфросину и один богач по имени Конон – принес к нему серебро и пожертвовал на обитель. Евфросин, разумея, что у пришедшего веры мало, сказал ему: «Положи пред алтарем; Богу отдай!» Тот сделал так; но чрез несколько времени соскучился в монастыре, захотел в мир и начал требовать назад свое серебро. Евфросин сказал, что он от него не брал; оно Богу отдано. Конон – так звали богача– затосковал о своем серебре до безумия и, напавши на Евфросина в лесу, куда тот удалялся для молитвы, хотел было изрубить его топором; но спокойный и кроткий вид Евфросина обезоружил его. Преподобный обещал ему воротить серебро и скрыть его преступление от братии. Пришедши с ним в монастырь, немедленно отдал ему его серебро. Конон, вышедши из монастыря, вдруг ослеп на оба глаза и, воротившись назад, стал каяться и просить прощения. Евфросин помолился о нем; Конон прозрел и снова остался навсегда в монастыре, а серебро отдал на церковь . Евфросин завел в своем монастыре суровые обычаи. Братия должна была находиться в работе или на молитве, скудно есть, мало спать, питаться и содержать себя от своих рук: иноки сами рубили дрова, пахали землю, сеяли хлеб, ловили рыбу. Богослужение в церкви было чрезвычайно продолжительно, особенно всенощные по скитскому уставу. Какой-то новгородский священник, услышав о новозаведенной обители, вздумал посетить ее и подвергнуться всем трудам, определенным братии. Пришла всенощная под праздник. Уже наступала полночь. Священник утомился, хотел спать и с беспокойством спрашивал, когда это кончится? Ему отвечали, что всенощное бдение у них прекращается с окончанием первого часа дня. Тогда священник снял с себя пояс, зацепил за крюк, повысил себя под пазуху и так продержался в чрезвычайном истомлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

В. И. Галко Прп. Евфросин Псковский. Пелена. Псков. Кон. XVI в. (ПИАМ) Наиболее ранний этап формирования иконографии Е. связан с иконой, о написании к-рой повествует Житие святого. В Первоначальной редакции (до 1510) содержится упоминание о написании образа святого при его жизни монастырским иконописцем Игнатием: «…наваял есть на хартью з жива суща образ его, ту же имя подписал преподобнаго и в изразци [образцы] своя иконныя положи и съхрани е». Очевидно, это был портрет-рисунок на пергамене, т. к. после смерти Игнатия «обретен бысть образ святого в изразцех от иного некоего иконописца и явлен игумену Памфилу», к-рый повелел, руководствуясь «изразцом», написать икону преподобного: «…прьвое на икону написатися» ( Охотникова. 2007. С. 90). Согласно Житию в редакции свящ. Василия 1547 г., икона была поставлена «над гробом святаго» (Там же. С. 206). Возможно, этот образ имеется в виду в описании мон-ря 1861 г.: «...на гробнице преп. Евфросина положена древняя икона его, писанная учеником его Игнатием» ( Толстой. 1861. С. 91), затем в 1887 г. (Описание о российских святых. С. 52). Впосл. данных об иконе в убранстве храма не встречается. Предположительно с этим образом наряду с известными чудотворными иконами мон-ря Спасом Елеазаровским и Цареградской иконой Божией Матери совершался крестный ход 4-5 окт. от Елеазаровой обители в Псков (Чудотв. икона Христа Спасителя Спаса Всемилостивого, находящаяся в Спасо-Елеазаровом Великопустынском мон-ре Псковской епархии/Сост.: иером. Вассиан. СПб., 18962. С. 28). Прп. Евфросин Псковский. Икона. XVII в., записи 2-й пол. XIX в. (ГМИР) Прп. Евфросин Псковский. Икона. XVII в., записи 2-й пол. XIX в. (ГМИР) В Житии 1547 г. имеется описание внешности Е.: «...бысть же видением средний телом и сух излише плотию, главу име круглу, брови окружене, лице долго, благодатию Святаго Духа просвещено, влущене скрании, тихи име очи, браду име продолговану, доле персей, к концу остра, роздвоилася, тмяна, и скраней густа, седины украшена» ( Охотникова.

http://pravenc.ru/text/187848.html

Такое же незлобивое и любвеобильное отношение, которое проявлял преподобный Евфросин к окружающей жизни (к нищим, больным, убогим и странным), он показывает и к человеческим слабостям. Преподобный никогда не прибегал к наказаниям согрешивших. Об этом свидетельствует и его устав, где отсутствуют статьи о наказаниях или взысканиях с провинившихся. Показателен и тот факт, что даже в духовном завещании преподобного нет ни угроз, ни предостережений по отношению к ослушникам. Преподобный влиял на согрешившего брата словом, вразумлением, которое было пронизано любовью к нему и заботой о его исправлении. Такое отношение преподобного начало проявляться сразу, с первыми пришедшими к нему братьями. Когда Серапион, вернулся к Евфросину, раскаиваясь в своем непослушании, «святый незлобием и кротостию прият его, яко от Бога послана… глагола ему тихим гласом… и утешив его словесы… прощение ему дарова». Даже один внешний вид преподобного, как пишет Василий «лице благодатию святаго духа просвещено… тихи име очи», сумел остудить пыл пришедших «оплъчением на него». От одного взгляда на святого «мысль им съкрушашеся и буиство сердца их, яко въскъ таяше; и сего ради не токмо варяху слово рещи, но на лице святаго по премногу взирати стыдяхуся и не смеюще». Стиль беседы преподобного Евфросина очень хорошо выписан первым биографом: «наченшу беседу простирати к ним с медоточными словесы… отвещати к ним купно же и въпрошати их незлобиемь душа своеа и в тишине простирая к нимь слово, тако же и от глубины естественыа и кротости и от смиреномудраго ему сердца и от высоты боговидениа, съ обильемь силу слова подаваа имь». Видимо, так преподобный разговаривал со всеми своими гостями, так же говорил он и с посланниками Иова в начале их разговора. Однако к концу спора речь старца стала твердой и обличительной. Видя ту неправду, в которой пытались обвинить его посланцы, Евфросин превратился в решительного и непреклонного служителя истины. Это служение приводит его в столкновение не только с клириками псковского Троицкого собора, но, в конце концов, и со всем псковским обществом. Евфросин не задумывается о возможных последствиях своего противостояния, он рад пострадать за истину, и потому пишет обличительное послание духовенству Троицкого собора, показывая этим пример стойкости и веры для своей братии. Страдания и поношения от псковичей, выпавшие на долю не только святого, но и его братии, преподобный сравнивает со страданиями Христа, апостолов и мучеников, показывая тем самым, что стояние за правду Божию не может быть без страданий и вознаграждается венцом. Этими сравнениями он старается утешить и поддержать братию в борьбе за истину, за которую нужно быть готовым идти в изгнание и на смерть.

http://pravoslavie.ru/1724.html

Мы укажем только некоторые из более очевидных противоречий. Так, напр., автор говорит, что преп. Евфросин ходил в Царьград в добрую пору, в царство царя Кальянина, – и при патриархе задолго до взятия Царьграда турками. Но не понятно, какого Императора он разумеет Кальянина; Коло-Иоаннами назывались только императоры: Иоанн Комнин (XII в.) и Иоанн, сын Андроников (XIV в). А современник Евфросина (1425–1442) император Палеолог, сын Мануила, так не назывался. Евфросин не мог видеть в то время в Царьграде и патриарха который уже в 1437 году был в Ферраре, потом умер во Флоренции (1439). 34 Кроме этих исторических и хронологических несообразностей, в жизнеописании преп. Евфросина заключается множество внутренних противоречий, которые невольно обличают автора его во лжи и подрывают в самом основании учение о сугубой аллилуйе. Так, напр., автор жития говорит, что до преп. Евфросина всюду был обычай троить аллилуйя и что люди, явившиеся на состязание с ним, говорили, что вся Церковь по всей земле нашей троит по закону аллилуйя; следовательно, лучшие и разумнейшие люди, по сознанию самого Евфросина, или его жизнеописателя, не одобряли нововведения и единогласно признавали его противным древнему всеобщему обычаю. Во-вторых, архиепископ Новгородский Евфимий, которому Евфросин и представлял всё дело на решение, не утвердил сугубой аллилуйи, а только оставил на совести самого Евфросина, под условием, если он действительно слышал такое аллилуйя в Царьграде; следовательно и в Новгороде было неизвестно или ещё не принято сугубое аллилуйя. Таким образом, автор сам сознаётся, что сугубое аллилуйя есть нововведение. Что же касается видения пречистой Богородицы, повелевавшей будто бы двоить аллилуйя, то Собор 1667 года так выражается о нём: «глаголет бо (автор жития), яко виде пресв. Богородицу и Архангела и беседова с Ним об аллилуйя, и яко рече ему Богородица таковыя словеса и толкования об аллилуйя, яже ниже слышати кому подобает таковая хулы... А Евфросин, продолжает Собор 1667 г., в последнем поучении своем, при смерти, об аллилуйя ничесоже завеща братии монастыря своего, ниже писа что о том в тестаменте своем, токмо солгано на преподобнаго от списателя жития его».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/znacheni...

Кондак, гл. 8. Воссия днесь в славней памяти твоей верным веселие, яко бо доброрасленный грезн прозябл еси, и Христу красен плод принесл еси себе; темже и по убиении твоем соблюде тело твое нетленно, страдальчески обагреное кровию, благородие святе Димитрие, соблюдай отечество твое, и град твой невредим: тому бо еси утверждение. Парем. см. 23 апр. ( Утр. Ев. Лк.21:12–19; 106 зач.; Ап. и Ев. – мученика). Пр. Ефросина Псковского, чудотворца. Пр. Евфросин, в мире Елеазар, родился от простых поселян Псковского края. В юности он тайно оставил родителей и принял иночество в Святогорском монастыре (близ Пскова). Проведя здесь в подвигах нисколько времени, св. Евфросин, с благословения настоятеля, удалился в одно непроходимое место на реке Толбе и там соорудил храм во имя Трех Святителей. Когда к преподобному стали собираться иноки, он построил для них кельи и дал им общежительный устав, но не принял сана настоятеля, поручив управление ученику своему Игнатию. Св. Евфросин безвозмездно питал в своей обители бедных и странников, хотя иногда сама братия нуждалась в насущном хлебе. Вот не оставлял обители святого. Однажды св. Евфросин раздал все монастарские запасы, так что братия начали роптать на него; на святой ободрял братию надеждой на Бога – и вскоре псковский посадник совершенно неожиданно прислал в обитель подводы с хлебом. Не изменяя подвижнического образа жизни, преподобный достиг глубокой старости и скончался в 1481 г. В число святых имя его внесено на соборе 1547 г. Заступлением св. Евфросина обитель его не раз спасалась от литовцев, поляков и других неприятелей. Мощи его под спудом в основанной им Елеазаровской обители (см. Псков. еп.). Пр. ученика пр. Евфросина Псковского. Он, вместе с пр. Евфросином, проводил дни свои в духовных трудах и подвигах пустынножительства. Владея латышскими к чухонским языками, пр. Серапион во всю свою жизнь заботился, о поддержании в говорящих на этих языках духа Православной веры. Державшихся Православия он укреплял своими назиданиями, а совратившихся в латинство или протестантство старался возвратить в Православную церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010