В 365 г. издан был эдикт, которым изгонялись из своих городов все смещенные при Констанции и вернувшиеся при Юлиане епископы. Как мы уже говорили это мероприятие было направлено не против Афанасия и омоузиан, а именно омойузиан. При таких обстоятельствах последние, страшась предстоящих бедствий, начали сноситься между собой в через послов, отправляемых из города в город, пришли к мнению, что лучше, прибегнув к Валентиниану и римскому епископу, вступить в общение с ними, чем с Евдоксием, Евзоем и их единомышленниками 1898 . Под влиянием той же нужды противостать омеям происходит ряд соборов в Смирне, Писидии. Исаврии, Памфилии, Ликии 1899 и других местах 1900 . Результатом этого явилось посольство Евстафия севастийского, Сильвана тарсийского и Феофила каставальского, которое с письмом 59 епископов, имена которых названы в адресе ответного послания папы 1901 , отправилось на запад к римскому епископу Либерию и императору Валентиану. От имени этих 59 епископов из диэцезов Фракии, Азии, Понта и Востока послы просили Либерия принять всех их в церковное общение, так как они принимают никейский символ в том смысле, что μοοσιος в трех Ипостасях ничто иное, как μοιοσιος 1902 . Не застав в Риме императора, послы со своим предложением унии обратились к римскому епископу. Последний, как и Иларий, сочувственно отнесся к этому делу и вручил послам для сообщения восточным епископам свое ответное послание 1903 , в котором провозглашалось церковное единение между западом и востоком. С этим посланием Либерия, а также посланием сицилийского собора, который они посетили на возвратном из Рима пути 1904 , Евстафий, Сильван и Феофил возвратились на восток и здесь сообщили эту радостную весть тианскому собору 1905 , который под председательством Евсевия, епископа Кесарии каппадокийской состоялся в 367 г. из епископов «Афанасия анкирского (Галатия), Пелагия лаодикийского (Сирия), Зенона тирского (Финикия), Павла эмезского (Финикия), Отрея мелитенского (Армения), Григория назианзина (Каппадокия) и многих других, в Антиохии, в царствование Юлиана, положивших защищать единосущие 1906 . Евстафий торжествовал. Фактически он стоял во главе великой омойузианской партии, объединявшей всех епископов востока. Ничто не предвещало близкого распадения. Вопрос о Св. Духе, как это заметил еще Меренда 1907 , в это время еще не поднимался. В отношении к христологии большинство подобосущников примыкало к никеизму и против евдоксиан являлось представителями ортодоксии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Последний не без основания увидел в этом нарушение своих собственных митрополичьих прав, вмешательство в дела его провинции, и, понятно, не мог остаться к этому равнодушным. Этим и был вызван первоначальный разрыв между Василием и Евстафием. Таким образом причина его заключалась не в деятельности Евстафия, а именно противоканонических действиях Василия. Возможно, что из этого вмешательства в дела чужой епархии Василий желал извлечь пользу в интересах своей кесарийской кафедры. Действуя таким образом он имел в виду увеличение своей собственной власти в ущерб власти севастийского митрополита. Теперь мы понимаем причину неудовольствия митрополитов анкирского и неокесарийского! По-видимому, упрекая других во властолюбии, любоначалии, Василий Великий сам не был чужд этого порока. Он очень рано стал на дорогу, указанную впервые римским епископом и начал мечтать об усилении своей власти на счет власти других митрополитов. Он притязал на высшую митрополичью власть, власть над другими митрополитами. Насколько это удалось и в какой мере, об этом мы скажем впоследствии. Ныне мы займемся дальнейшей историей омойузианской партии. Раздор Василия с Евстафием сыграл весьма важную роль. Объединенную путем усилий Евстафия и младоникейцев партию он расколол на два враждебных лагеря. Став на сторону Мелетия, Василий отторгнул от себя всю объединившуюся вокруг Евстафия партию. Вместе с последним от общения с Кесарией отпала не только северная часть понтийского, но и весь азийский диэцез. Будучи пронесен на догматическую почву, с течением времени раскол этот сделался глубже и в конце привел к окончательному разделению одной великой партии на две половины, из которых сторонники одной были признаны за православных, а другой за еретиков. Как это совершилось? Центр тяжести лежит в Александрии. Во время своего третьего изгнания (356 – 362) Афанасий через преданного ему епископа Серапиона тмуисского услышал о людях, которые в отношении христологии отстают от арианства, но Святого Духа считает за κτσμα, за одного из служебных духов, о которых говорит посл.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Всюду и везде действуют собор епископов и император. Евсевий de iure – только исполнитель их воли. Этим путем он желал усилить свою власть и сделаться таким лицом, от которого должны были «зависеть все дела церкви» 902 . Центр тяжести его силы находился у императора. Заимствуя свой свет от императорского солнца, он сам стал светить в церкви. Это отлично понимали историки IV и V вв. 903 Вернувшись из ссылки, Евсевий, читаем у Феодорита 904 , «получил большую власть, так как находился вблизи царя и от частого собеседования с ним сделавшись смелее, стал строить козни защитникам истины». Так как Константин не желал изменять провозглашенную им никейскую формулу, то оппозиция с Евсевием во главе решила достичь цели окружным путем. В виду того, что большая часть восточных епископов отнеслась неблагосклонно к «новшеству» никейского собора, можно было надеяться на мир через устранение решительных противников арианства. Достигнуть этого – не затрагивая вопроса о fides Nicaena – сделалось ближайшей задачей антиникейской коалиции. Первой жертвой пал – Евстафий Антиохийский . О жизни «Великого» Евстафия 905 мы знаем мало. По-видимому, он был родом из Сидии памфилийской 906 . Около 320 г. он был епископом Берэйским. Отсюда незадолго до никейского собора он перебрался в Антиохию на место почившего Павлина, бывшего раньше епископом тирским 907 . Как на накейском соборе, так и позднее он являлся одним из горячих антиариан. Афанасий рассказывает 908 , что он отказался принять обратно в клир за приверженность к арианскому направлению Стефана и Леонтия, позднее епископов антиохийских, Георгия лаодикийского, Феодосия трипольского, Евдоксия германикийского и Евстафия севастийского. Это раздражило ариан. Но особенно Евстафий повредил себе своей литературной полемикой с Евсевием кесарийским 909 , в которой первый ставил на вид второму его несогласие с никейским собором, а второй упрекал того в савеллианстве. Это переполнило чашу армейского терпения. Соединившись с Евсевием кесарийским , Патрофилом скифопольским, Аецием лимским, Феодотом лаодикийским и другими, Евсевий никомидийский и Феогнис никейский составили собор в Антиохии и в 330 году низложили Евстаия 910 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

или хоть священник, но безбрачный, воздержный, человек ангельской жизни, ибо несносно, – прибавляли, по Григорию, такие прихотники, – если осквернюсь во время очищения», 245 т. е. самого акта крещения. Отсюда открывается, что некоторые очень невысоко смотрели на женатых священников: в самых таинствах, совершаемых ими, видели как бы осквернение! Случалось, что христиане предпочтение безбрачных священников брачным простирали так далеко, что не хотели принимать таинства Евхаристии из рук брачных священников, прекращали с ними всякое общение, считая само священнодействие их недействительным при их женатой жизни. Церковь вынуждена была вступить в борьбу с этим крайним направлением. Она отнесла к разряду еретиков тех христиан, которые допускали себе такое самоволие. Собор Гангрский (340 г.), собранный по этому случаю, взяв сторону женатых священников, определял: «если кто о священнике, находящемся в супружестве, рассуждает, что не должно причащаться у него, когда он совершает литургию, таковый да будет под клятвою» (пр. 4). Против брачных священников раздавался голос даже такого знаменитого отца церкви IV века, каким был Епифаний Кипрский . Вот его слова: «ты скажешь мне: в некоторых местах пресвитеры, диаконы и иподиаконы еще рождают детей». Но «это не на основании правила, – скажу я, – а вследствие расслабления образа мыслей человеческих и по недостатку достойных служителей ради множества» 246 верующих. Об Евстафии, епископе Севастийском, тоже известно, что он был врагом женатых священников в IV веке. О нем Сократ говорит: «он приказывал, как от греха, удаляться от благословения (евхаристии) и общения с женатым священником, хотя бы он вступил в брак по закону, до принятия сана». Евстафии до того простирал свою ненависть к подобным лицам, что «заповедывал народу лучше молиться в частных домах, чем присутствовать при богослужении женатого священника». 247 Так-то относилось христианское общество, в лице некоторых его представителей после Никейского собора к вопросу о браке и безбрачии иерархических лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Подвижник, по мысли свт. Василия, должен облечься в грубые одежды, вкушать только хлеб, воду и овощи (последние 2 практики прямо осуждаются Гангрским Собором). Свт. Василий, по-видимому, старался буквально исполнить правила аскетизма, принятые у евстафиан: он покинул на некоторое время семью и жил в уединенном месте в Понте, отказался от собственности, поручив управление ею Церкви (см.: Rapp. 2005. P. 213), всю жизнь носил «странную» одежду философов-евстафиан, до самой смерти не вкушал мяса ( Greg. Nazianz. Or. 43. 61). В нем, как и в прочих евстафианах, начали проявляться самомнение и гордость за свое подвижничество (Ibid. 43. 64). В годы пресвитерства в Кесарии Василий был известен не только как образованный клирик, но и как глава общины аскетов, к-рых свт. Григорий Богослов называет «наши назореи» (Ibid. 43. 28) и к-рые оказывали Василию поддержку как в период, когда он вступил в конфликт с Кесарийским епископом Евсевием, так и после того, как он сам стал епископом ( Idem. Or. 18. 35). Свою приверженность движению, представляемому Евстафием, свт. Василий выражает в 2 письмах от 371 и 372 гг., адресованных Севастийскому епископу ( Basil. Magn. Ep. 79, 119), в которых он не только благодарит своего учителя за доверие, но и обязуется распространять и защищать его взгляды в Кесарии. Первым делом свт. Василия на посту епископа было сооружение у ворот города «дома бедных», т. е. евстафианского «монастыря» по образцу тех, что уже существовали в Севастии и К-поле ( Miller. 1997. P. 85-88). Спустя нек-рое время (примерно с 372) между учителем и учеником начинает назревать конфликт. В 375 г. в отношениях между свт. Василием и Евстафием происходит полный и окончательный разрыв. Свт. Василий публикует открытое письмо к Евстафию ( Basil. Magn. Ep. 223), в к-ром подвергает критике его богословские воззрения. Внутри евстафианского движения происходит раскол: часть аскетов продолжали считать своим лидером Евстафия, другие выбрали своим главой свт. Василия. После смерти последнего в 379 г.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

архим. Агапит Глава VIII Враждебные отношения к св. Василию Евстафия, Епископа Севастийского и вредные последствия клевет, разносимых им повсюду. Уклонение Евстафия в ересь арианскую. Неприязненные отношения к св. Василию приморских Епископов и примирение с ними. Неприязненные отношения к св. Василию Назианзской паствы и ее Архиепископа, и вразумление их св. Василием. Принесение в Кесарию разных мощей св. мучеников, и слово св. Василия в честь св. мученика. Назначение в Каппадокию нового наместника, и изгнание св. Григория Нисского , брата св. Василия. Заточение в ссылку Евсевия Епископа Самосатского, и Мелетия Архиепископа Антиохийского. Заботливость св. Василия об умиротворении Восточной Церкви при содействии Валентиниана, Императора Западной Империи. Переписка с западными Епископами и убеждения св. Василия относительно их главного Епископа, добытые последствиями этой переписки. Предсказание св. Василия о скором окончании владычества ариан. Исполнение этого предсказания. Смерть Валента и возвращение из заточения православных Епископов на прежние их кафедры. Кончина св. Василия и торжество его погребения. Повесть об особых духовных дарованиях св. Василия, проявившихся еще при его жизни на земле. Умиротворив Епископов, недовольных его занятием Архиепископского престола в Кесарии, утвердив мирные отношения с Анфимом, епископом Тианским, хотя и с пожертвованием половины своих владений, победив и в некоторой степени, преклонив на свою сторону враждовавших против него Императора и первого при нем вельможу – Модеста, доставив покойный приют множеству бедных больных и увечных, устроив много мужеских и женских обителей, дававших приют ревнителям благочестия, возвысив нравственное состояние своей паствы и утвердив ее в непоколебимой преданности православной вере, что оставалось св. Василию, как не радоваться о могущественном содействии благодати Божественной всем его благим предприятиям? Казалось бы так. Но не таков суд Божий. Сказано: много скорби праведным ( Пс. 33, 20 ). И этот суд Божий особенно должен был совершиться над св. Василием, который при первом вступлении в иноческую жизнь, сам себя лишил всех земных радостей, на которые имел право и которыми мог пользоваться, как украшенный блистательными способностями и высоким образованием и вместе как наследник богатых имений, остававшихся в его распоряжении по смерти родителей. Раздав все свое имение бедным, посвятив все свои силы душевные и телесные на служение Богу и Его святой Церкви, св. Василий жаждал только одной славы на небе и преблагий Господь, милосердым оком призирая на его святое желание, не хотел убавить и одного луча из того блеска славы, которая ожидала его на небеси и потому попустил ему испить чашу горести до дна.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

404 В Каппадокии распространение монашества связано прежде всего с именем Евстафия Севастийского, который на протяжении многих лет, вплоть до 373 г., был другом и наставником Василия Великого . 405 Евстафий принадлежал к тому кругу аскетов, который был осужден Гангрским Собором; 406 именно из анафем этого Собора мы узнаем об основных характеристиках учения Евстафия. Собор, в частности, анафематствовал тех, кто осуждает легитимный брак, кто не допускает вкушения мяса, кто не причащается у женатых священников, кто практикует девство по причине гнушения браком, кто, соблюдая обет девства, превозносится над состоящими в браке, кто постится по воскресениям, кто пренебрегает церковными собраниями или устраивает свои собственные собрания отдельно от местного епископа; анафеме подверглись также женщины, которые под предлогом аскетических подвигов оставляют своих мужей или пренебрегают воспитанием детей. 407 Вполне вероятно, что сам Евстафий не был сторонником тех крайностей, которые осудил Гангрский Собор, и что эти ошибочные мнения разделялись лишь отдельными лицами в его кругах. 408 Однако, поскольку сочинения Евстафия до нас не дошли, установить степень соответствия анафем Собора его учению в настоящий момент невозможно. Василий Великий разделял многие идеи Евстафия. 409 Однако ему был глубоко чужд тот крайний индивидуализм, который характеризовал общины аскетов, осужденные Гангрским Собором. Напротив, он всячески подчеркивал «церковный» характер монашеского движения. Он стремился к тому, чтобы формирующееся монашество не оказалось в оппозиции к Церкви, не превратилось в некую секту аскетов-ригористов, но чтобы оно стало интегральной частью церковного организма. Более того, в «Правилах» Василия 410 вообще не употребляется слово «монах» и не говорится о «монашестве» как отдельной группе людей внутри Церкви. 411 Скорее, заботой Василия было устроение церковной общины как таковой, то есть всей Церкви как единой общины «совершенных христиан». 412 Внутри этой макро-общины могли существовать – и, как известно, существовали во времена Василия – микро-общины аскетов-девственников и отшельников: эти общины становились ядром того духовного возрождения, которое, по мысли Василия, должно было охватить всю Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

он делается епископом севастийским. Это по крайней мере можно вывести из 263-го письма Василия Великого , где говорится, что Евстафий, достигнув случайно епископства, «выступил тотчас на соборе, бывшем у них в Анкире» 1723 . В это время он находился в общении со всеми выдающимися епископами востока. В первые годы после возвращения своего в 357 г. на родину Василий Великий при посредстве матери своей Еммелии находился с ним в дружбе. В то время их часто можно было видеть мирно беседующими «в обители, что на реке Ирисе» 1724 . Также и догматически они в то время были солидарны 1725 . Религиозный фанатизм и догматические крайности были Евстафию глубоко несимпатичны. Наиболее правильным казался ему путь золотой средины. Отсюда Евстафий тяготел к омойузианам. Он выступал в Анкире в 358 г. и был в числе послов, отправленных собором к Коястанцию. Посольство это, как мы знаем, своим успехом у императора, вызвало страшное озлобление акакиан. При первом удобном случае они попытались выместить свою неудачу на противниках. Такой случай вскоре представился. Мелетий происходил из Мелитен в Armenia minor 1731 , где владел имением в Гетазе 1732 . Судя по дошедшей до нас проповеди, он 1733 был светски образованным человеком. Духовная карьера начинается у него с 357 года, когда он решительно становится на сторону придворной партии и вместе с Акакием 1734 , Уранием тирским и другими выступает против вождей омойузиан, именно Василия анкирского 1735 , Георгия лаодикийского 1736 и Евстафия севастийского 1737 . На мелитенском соборе 358 г. он добился низложения Евстафия и с помощью акакиан занял епископскую кафедру в Севастии. Изгнанный жителями, он перебрался епископом в Берэа 1738 . Отсюда осенью 359 г. Мелетий направился на селевкийский собор и действовал здесь в союзе с акакианами, приняв на зло омойузианам и главным образом Евстафию омейское вероопределение 1739 . На константинопольском соборе 360 года он подписал никскую формулу 1740 , через что попал в особый фавор у придворной партии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

В египетской пустыне IV века существовало монашество трех родов : отшельническое, общежительное и скитское . Отшельники жили поодиночке, монахи общежительных монастырей – большими группами, монахи скитов – небольшими группами по два-три человека (слово «скит» происходит от Скитской пустыни, где, как кажется, впервые был опробован этот образ жизни). Главой египетских отшельников традиционно считается преподобный Антоний Великий (ок. 251 – ок. 356). Родоначальником общежительного монашества традиция считает преподобного Пахомия Великого (ок. 290–346): он является составителем первого монашеского устава. На первую половину IV века приходится деятельность преподобного Илариона Великого, организатора палестинского монашества, а также двух великих Макариев – Александрийского и Египетского. В это же время в Сирии процветает протомонашеское движение «сынов Завета». В Каппадокии распространение монашества связано прежде всего с именем Евстафия Севастийского, который на протяжении многих лет, вплоть до 373 года, был другом и наставником Василия Великого . Василий Великий разделял многие идеи Евстафия. Однако ему был глубоко чужд тот крайний индивидуализм, который характеризовал общины аскетов. Напротив, он всячески подчеркивал церковный характер монашеского движения. Он стремился к тому, чтобы формирующееся монашество не оказалось в оппозиции к Церкви, не превратилось в некую секту аскетов-ригористов, но чтобы оно стало интегральной частью церковного организма. Если монашество зародилось – в частности, в Египте IV века – как форма ухода от мира, то в дальнейшем наблюдается стремительный количественный рост городских монастырей: монахи стали возвращаться в мир и селиться в городских пределах. Это была своего рода монашеская миссия в миру, в результате которой происходила постепенная христианизация мира. Монашеское движение в эпоху Вселенских Соборов имело массовый характер: в одном только Константинополе в середине VI века насчитывается 76 монастырей, а общее число монахов в Византии к началу периода иконоборческих споров, по некоторым данным, составляло 100 тысяч человек. Одной из наиболее знаменитых городских обителей Византии был Студийский монастырь в Константинополе . Основанный в середине V века, этот монастырь приобрел особую известность в годы настоятельства в нем преподобного Феодора Студита , совпавшие по времени с апогеем второй иконоборческой смуты. Влияние Студийской обители было очень велико не только в самом Константинополе, но и далеко за его пределами, в частности – на Святой горе Афон. Монастырь вел широкую просветительскую деятельность. Он обладал богатейшей библиотекой и скрипторием, где целый штат писцов занимался систематическим переписыванием книг. Именно студийские монахи в иконоборческую и послеиконоборческую эпоху стали создателями церковных гимнов, вошедших в состав православного богослужения и до сего дня исполняемых в Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Глава 4. Последствия разделения Каппадокии на две области. – Отношение к Василию Тианского епископа Анфима. – Умножение епархий и примирение с Анфимом. – Защита Василием Евстафия Севастийского; вероломство Евстафия; посредничество Евсевия Самосатского в примирении его с Василием. – Клеветы Евстафия на Василия. – Ответные на них письма Василия – Болезни Василия и кончина его. Известие о разделении Каппадокии достигло архиепископа в то время, когда он отлучился для обозрения епархии и для рукоположения брата своего Григория во епископа Нисского. Уныние, в какое впали при этом кесарийцы, было так велико, что, по уверению Василия, нужен был Симонид или Эсхил для изображения великости бедствия. Поданд, который назначался главным городом новооткрытой области, был не что иное, как изрытая пропасть, дышащая тлетворным воздухом. Одни как пленники отводились сюда, и это большая часть людей, знаменитых в городе [Кесарии]; другие, чтобы избавиться от неприятного переселения, убегали со всем своим семейством и скитались по селам или вовсе неизвестным местам, и таких была третья часть; таким образом, только третья часть осталась в городе, но оставшиеся, не перенося разлуки с людьми близкими и скорбя о превращении города в совершенную пустыню, отрекались от самой жизни. По ночам не было здесь освещения, училища были закрыты, и прекратились собрания, речи и сходбища на площади людей ученых. Только и слышен был голос объявлявших иск, подвергавшихся взысканию и приговоренных к наказанию бичами. Глубоко сочувствуя несчастию соотечественников, извещенный ими, Василий письменно просил людей, близких к императору, доложить ему о бедствиях кесарийских граждан и просить его об отмене своего распоряжения. Но уважение к предстательству архиепископа показано было только в том, что вместо Поданда управление переведено было в Тиану. С этим вместе открылись новые неприятности для Василия. К заботам об утешении христиан нужно было присоединить старания о том, чтобы при постигшем Кесарию бедствии митрополия Кесарийская оставалась неразделенною.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010