План был разработан и проведен в высшей степени искусно. Правда, скорая смерть помешала самому Василию извлечь обильные плоды из своей деятельности. Это досталось на долю его преемников. Последние без всякого труда при помощи преданных Кесарии епископов подчинили себе и Севастию, и Неокесарию. Уже ближайший преемник гордого Евстафия севастийского, Петр, брат Василия Великого , явился верным суффраганом Кесарии 2152 . Такова же была, по-видимому, судьба и ближайшего преемника Атарбия неокесарийского. Во всяком случае, около конца IV в. провинции Каппадокия II с гор. Тианой, а также Армения и Понт Полемонов находились в подчинении у Кесарии каппадокийской, и на этом освовании рассматривалась современниками, как область епископа этого города. По крайней мере, каппадокиец Филосторгий 2153 , давая список арианских епископов, бывших на никейском соборе 325 г., сообщает, что от «Каппадокии» были: Леонтий (кесарие-каппадокийский), Лонгиан (неокесарийский) и Евлалий (севастийский). Такой взгляд на объем Каппадокии есть воззрение позднейшего времени, так как известный нам список Отцов никейского собора правильно располагает трех вышеназванных епископов по провинциям 2154 . Таков же был, по-видимому, объем власти епископа кесарие-каппадокийского и ко времени халкидонского собора. Провинция Каппадокия, Армения и Понт Полемонов считались областью каппадокийского иерарха, почему для подчинения их власти константинопольского епископа было достаточно согласия одного Фалассия кесарийского. Мнений подчиненных ему иерархов не спрашивали. В самом деле среди подписей 2155 митрополитов, выразивших свое согласие на канон 28 халкидонского собора, имеется подпись только одного кесарийского епископа, тогда как подписей Дорофея неокесарийского, Иоанна севастийского и Патриция тианского мы не находим, хотя все эти лица, особенно последний, с нескрываемой симпатией относились к епископу царствующего града 2156 . Встречая помеху на севере, Василий предпринял после некоторого размышления 2157 распространение своей власти на юг. Случай ему благоприятствовал. В начале 373 года 2158 из разных уделов была образована новая провинция Ликаония с г. Иконией во главе. После смерти иконийского епископа Фавстина жители овдовевшего города обратились к Василию с просьбой дать им епископа. Василий не остался глух к их просьбе и поставил им в епископа своего земляка Амфилохия 2159 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Нек-рые исследователи пытаются выявить связь монашеской традиции Евстафия Севастийского и свт. Василия Великого с мессалианством ( Stewart. 1991; Fitschen. 1998; Caner. 2002. P. 83-125), хотя ни тот ни другой нигде прямо не упоминают о нем. Отдельные группы мессалиан очень рано проникли в Анатолию и вошли в контакт с местными монашескими общинами. То, что Евстафий Севастийский, сторонники к-рого, как и мессалиане, практиковали странничество, а также претендовали на материальную поддержку со стороны церковной общины, был непосредственно связан с анатолийскими мессалианами, кажется весьма сомнительным. Церковный историк Феодор Чтец считает, что Евстафий Севастийский, как и Адельфий в Эдессе, был одним из лидеров мессалианства ( Theod. Lect. Eccl. hist. 1. 74). Однако в этом случае речь идет о смешении двух Евстафиев: Севастийского и Эдесского; последний действительно был осужден вместе с др. мессалианами Сидским Собором ок. 390 г. ( Fitschen. 1998. S. 138-142). Некоторые видят в апокрифических Деяниях Филиппа (предположительно кон. IV в.) сочинение, возникшее в евстафианской среде и подвергнутое мессалианами редактуре ( Bovon F. Les Actes de Philippe//ANRW. R. 2. 1988. Bd. 25. Tbd. 6. P. 4435-4436). Судя по полемическому тону некоторых правил, направленных против аскетов, которые отказывались заниматься физическим трудом, ссылаясь на необходимость молиться ( Basil. Magn. Asc. fus. 37), влияние мессалианства в монашеских общинах свт. Василия было довольно сильным. Свт. Григорий Нисский в трактате «О девстве» упоминает, что монахи с аналогичными мессалианскими установками называли, подобно евстафианам и свт. Василию, свои общины братствами ( Greg. Nyss. De virgin. 23. 4). В сер. V в. один из лидеров мессалиан, Лампетий, был пресвитером в Кесарии Каппадокийской ( Phot. Bibl. 52, 13a, 40-42), что также свидетельствует в пользу широкой распространенности этого движения в Анатолии. Иудейская пустыня Иудейская пустыня После смерти Евстафия (ок. 380) влияние его идей ощущалось еще нек-рое время в К-поле, где до сер.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Наоборот, известно, что эти последователи Евстафия Севастийского 301 были вообще против всякого брака и не только клириков, но и мирян, о чем говорят и 1-е правило гангрского собора и Созомен (Hist. Eccl. III, 14 ), на которого ссылается сам еп. Никодим, и Сократ 302 . Следовательно, если бы гангрский собор хотел своим изречением о «пресвитере, вступившем в брак» означить лишь пресвитера, женившегося после рукоположения, то он этим как бы и сам отчасти стал на точку зрения евстафиан, не осудив их за их презрение и к пресвитерам, женившимся до рукоположения. К такому невероятному выводу приводит толкование 4 правила, устанавливаемое еп. Никодимом. И что особенно странно, сам же епископ Никодим, пока он не защищал второбрачия, давал вполне правильное толкование этого правила. «Евстафиане учили, пишет он в своих «Правилах с тумаченьима» 303 , что брак есть грешное дело, и что всякий христианин должен уклоняться от брака, основывая это учение не на дуалистических началах гностиков, а на своем извращенном понимании известных мест св. Писания о воздержании... Уча, что нужно уклоняться от брака, как грешного дела, евстафиане тем более должны были считать его греховным для священных лиц, и когда такое грешное лицо, как тот священник, который женат («свештеник коіи іе оженьен»), служит литургию, по мнению евстафиан, та литургия не свята... «Это гангрское правило осуждает евстафиан и всех других, не признающих брак священника законным делом». Прежде всего со взглядом какой церкви сравнивает еп. Никодим взгляд церкви каппадокийской? До сих пор еп. Никодим упоминал только о двух церквах – галатийской и гангрской. Но с постановлением анкирского собора, сравнивать постановление собора неокесарийского нельзя, так как первое говорит лишь о дьяконах, а второе лишь о пресвитерах. С гангрской? Но 4 правило гангрского собора, как мы видели, не говорит ни о браке после хиротонии, ни о втором браке, а говорит вообще о праве священников быть женатыми. Таким образом, замечание еп. Никодима о «более строгом взгляде» церкви каппадокийской приходится отнести исключительно на счет его стремления установить разность взглядов между поместными церквами по вопросу о браке духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Из астрономии, геометрии и науки об отношении чисел он изучил настолько, чтобы искусные в этом не могли приводить его в замешательство. Собственные телесные недуги заставили его изучать врачебную науку. Он был еще и юристом и естествоведом. Словом, «это был корабль, столько нагруженный ученостью, сколько сие вместительно для человеческой природы». После 4-х или 5-ти лет пребывания в Афинах Василий около 357-го года возвратился в Каппадокию и некоторое время занимался преподаванием риторики в Кесарии, где умели оценить его талант. Однако скоро отказался от этого рода деятельности, которая могла доставить известность, отверг также предложение Неокесарийцев, которые хотели вверить ему обучение юношества, он вступил на путь аскетической жизни. Предполагают, что на Василия оказал сильное влияние в этом отношении Евстафий Севастийский, близкие отношения с которым впоследствии причинили Василию много неприятностей. Евстафий был аскет и проповедовал новые в то время формы монашества. Около 356-го года он избран был во епископа Севастии, митрополита Малой Армении. Но еще ближе искать объяснения этого шага Василия в семейных влияниях, в которых сильно выразилось могущественное в современном Христианском обществе влияние к аскетической жизни. После смерти отца Василия, его мать с старшею сестрою – Макриною младшею и некоторыми девственницами удалились в фамильное поместье на реке Ирисе около Неокесарии и там проводили подвижническую и созерцательную жизнь. Вероятно, только в это время Василий принял крещение от епископа Кесарийского Диания и, может быть, вскоре же после крещения причислен был к клиру в звании чтеца. Затем, без сомнения, по совету Евстафия Севастийского, Василий предпринял великое путешествие в Египет, Сирию и Палестину, чтобы познакомиться с жизнью знаменитых подвижников. Он был увлечен их идеалом жизни и окончательно утвердился в том направлении, которое создало ему славу великого учителя аскетизма. По возвращении из путешествия он роздал свое имущество бедным и поселился вблизи своей матери и сестры на другом берегу реки, вместе с несколькими одинаково с ним настроенными лицами. Они проводили время в молитве, созерцании, физическом труде и изучении Священного Писания, с часто посещавшим его Григорием, под руководством древнейших толкователей, особенно Оригена , из произведений которого они составили в это время сборник – ριγνους Φιλοκαλα. Сюда же от времени до времени приходил к своим новым ученикам Евстафий Севастийский, и вместе с Василием они посещали мать Василия – Еммелию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Ep. 223, 5, 10-12; см.: Stramara. 1997), общинами (συνοικα; Sozom. Hist. eccl. IV 20. 2; 27. 4; VI 17. 4; 34. 8), «домами бедных» (πτωχοτροφεον, πτωχεον). В последних не только жили евстафианские монахи, поборники евангельской бедности, но и находили приют больные, в т. ч. прокаженные, о которых приверженцы движения заботились, строго следуя заповеди Евангелия о милосердии и подражая Христу, пришедшему исцелить больных, а также противопоставляя себя местной Церкви, в к-рой благотворительность в то время находилась не на должной высоте. Во главе этих мон-рей, к-рые, вероятно, некогда были частными домами приверженцев движения, стояли бывшие хозяева домов, как это было в случае с учеником Евстафия Марафонием. Оставив гос. службу, он стал последователем Севастийского епископа и руководил одним из общежитий, устроенным на его средства (Ibid. IV 27. 4). Чуть позже архиеп. К-польский Македоний рукоположил его во диакона и поручил управление уже существовавшими муж. и жен. «домами бедных» (πτωχεα) в столице (Ibid. IV 20. 2). Евстафианские мон-ри, видимо, были объединены в структуру: будучи организационно независимыми друг от друга, они каким-то образом контролировались лидерами движения. Высказываются предположения, что центром «федерации» мог быть сначала πτωχοτροφεον в Севастии, затем такой же дом в Кесарии Каппадокийской, основанный свт. Василием ( Fatti. 2010. P. 64). Евстафиане не были отшельниками, их мон-ри находились в черте города или в пригородах, как это было в Севастии, Кесарии и К-поле, и так или иначе были вовлечены в экономическую и социальную жизнь региона. Сам Василий утверждает, что был «рабом» Евстафия Севастийского «с детства» (κ παιδς), т. е. с возраста 7-14 лет ( Basil. Magn. Ep. 244. 1). Однако его более тесное вовлечение в движение произошло в возрасте 27-28 лет (ок. 357), когда Василий вернулся из Афин. В письме свт. Григорию Богослову (Ibid. 2), написанном в 358/9 г., свт. Василий делает попытку склонить к подвижнической жизни своего друга, убеждая его, что аскеза состоит не во внешнем бегстве от мира, а во внутреннем отречении от всех мирских забот, в отказе от семьи, собственности, излишнего попечения о теле.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Остановимся несколько на этом деле. Пользуясь затруднительным положением, вызванным низложением Евстафия и назначением Мелетия, затем, последующим изгнанием последнего и возвращением первого, Феодот, епископ титулярного гражданского митрополя Никополя, находившегося в Армении I и обычно подчинявшегося епископу севастийскому, как своему митрополиту, стал притязать на осуществление митрополичьих прав над Арменией I и в союзе с находившимся здесь в ссылке Мелетием выступать против Евстафия. После вступления своего на кесарийскую кафедру Василий Великий , поддерживая тесную дружбу с Евстафием, вошел в тоже время при посредстве своего друга Евсевия самосатского в общение с Мелетием антиохийским и Феодотом никопольским, старинными противниками Евстафия. С течением времени отношения его к последнему слабели, напротив к Мелетию росли и укреплялись. Так настал 372 год. В первой половине его Василий получил от Феодота приглашение на имеющий состояться в мае никопольский собор. С точки зрения антиохийских канонов 9 и 16 собор этот, как собор без митрополита, являлся вопиющим попранием прав Евстафия. Несмотря на это Василий принял приглашение Мелетия и Феодота и в мае 372 года отправился на собор через Севастию в Никополь 1951 . Отношения его к Евстафию не были ничем омрачены. Его долгие разговоры с последним доказывают их полную гармонию 1952 . За это общение с Евстафием Феодот до того разгневался на Василия, что не только не принял его на никопольский собор 1953 , но даже не допустил его ни к утренней ни к вечерней молитве с собой 1954 . Только при помощи Евсевия самосатского Василий восстановил мир с Феодотом и Мелетием, причем это ему удалось добиться дорогой ценой. Он должен был сделать решительный выбор между Евстафием с одной стороны и Феодотом и Мелетием с другой. Церковно-политические соображения взяли перевес, и Василий принес в жертву им старую дружбу. Участие на никопольском соборе Феодота со стороны Василия Великого являлось актом недружелюбия по отношению к Евстафию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Одним из самых видных представителей духоборства был еще знаменитый Евстафий Севастийский (356–360 гг. до 380 г.) в так называемой Первой Армении (Bas. Ер. 263, 3: πρωτοσττης στι της τν πνευματομχων αρσεως). Со строгим, даже эксцентрическим аскетизмом он соединял, по–видимому, сначала довольно безразличное отношение к догме и догматическую неустойчивость, но в конце концов (в 70–х гг.) решительно встал на сторону духоборчества. Сын Севастийского епископа Евлалия (род. ок. 300 г.), он воспитался в арианской сфере и в Александрии был учеником самого Ария, вступал потом в общение с Евсевием Никомидийским, когда тот был в Константинополе; но когда приходилось ему обращаться к православным, он отрекался от своего сочувствия арианам. Отец его отлучил от общения за то, что он, будучи пресвитером, носил одежду аскета. Неокесарийский собор подверг его осуждению (неизвестно, в какой форме), вероятно, тоже по поводу его аскетических увлечений, а собор Гангрский (ок. 340 или 343 г.) сделал ряд постановлений против крайностей его учеников. Это, однако, не препятствовало ему продолжать свою проповедь аскетизма и пользоваться высоким уважением. Около 356 г. он занял Севастийскую кафедру, но в 358 г. был низложен собором омиев в Мелитоне (в соседней Второй Армении), нужно думать, не за догматические убеждения, а опять ввиду особенностей в образе жизни. Сам он не признавал действительности этого суда, на который сослались омии при вторичном осуждении его в Константинополе в 360 г. Став в ряды омиусиан, Евстафий о Духе Св. выражался сначала уклончиво, заявляя, что он не называет Его Богом, но не осмеливается назвать и тварью (Socr. Η. Ε. II, 45). Он принял было даже вместе с некоторыми другими македонианами Никейский символ. Этим объясняется, почему Василий Великий, стоявший в близких отношениях к нему с 357 г. и видевший в нем воплощение аскетического идеала, мог сохранять общение с ним вплоть до 373 г. С этого времени, после разрыва с Василием, Евстафий прямо уже агитировал в пользу духоборства. Когда он умер — неизвестно; в 380 г. на Севастийской кафедре находится уже брат Василия Великого — Петр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Очень близок по духу преп. Пахомию был другой великий светоч Церкви и законоположитель устоев монашества – св. Василий Великий . «Внутренний монах», главным занятием которого было, по словам св. Григория Богослова , «любомудрие, то есть отрешение от мира, пребывание с Богом, по мере того как чрез дольнее восходил он к горнему и посредством непостоянного и скоропреходящего приобретал постоянное и вечнопребывающее» 200 , он стал и великим организатором монашеского жития. Появившись на исторической сцене сравнительно поздно (род. в 330 году), св. Василий застал монашество не у его истоков, а уже в расцвете. В том числе на его родине Каппадокии и вообще в Малой Азии оно имело под собой уже достаточно сложившуюся традицию, связанную преимущественно с именем Евстафия Севастийского 201 . Созомен характеризует его следующим образом: «У армян, пафлагонян и обитателей припонтийских начало монашеской жизни положил, говорят, предстоятель церкви Севастийской Евстафий. Он ввел правила касательно всех частей благоговейного поведения – какие, то есть, употреблять яства и от каких воздерживаться, какие носить одежды, какие соблюдать обычаи – и начертал весь образ строгой жизни; так что аскетическую книгу, надписанную именем Василия Каппадокийского, некоторые приписывают Евстафию. Говорят, что, по любви к излишней строгости, Евстафий допустил некоторые странности, нисколько не согласные с постановлениями Церкви; но иные защищают его от этого упрека и обвиняют некоторых учеников его, что они осуждали брак, запрещали молиться в домах людей брачных, презирали брачных пресвитеров, постились в Господские праздники, собирались для богослужения в частных домах, чуждались людей, вкушавших мясо, и не хотели одеваться в обыкновенные хитоны и далматики, но употребляли одежду странную и необыкновенную и вводили много других новостей. Обманутые этим, многие женщины, оставляя своих мужей и будучи не в состоянии сохранять целомудрие, впали в прелюбодеяние; а некоторые, под предлогом благочестия, стригли волосы на голове и одевались не так, как прилично женщинам, но как свойственно мужчинам» 202 . Другими словами, иноческое движение в Малой Азии на первых порах своего развития имело характер излишне ригористического аскетизма (переходящего порой в свою противоположность) и сродного в некоторых чертах своих ереси мессалиан 203 . Вряд ли в подобных крайностях был виноват сам Евстафий – хотя и строгий подвижник, но чуждый «аскетических излишеств», перерастающих в антицерковность. Во всяком случае, трудно обвинить его в мессалианстве 204 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГАНГРСКИЙ СОБОР Поместный Собор древней Церкви, созванный в Ганграх (греч. Γγγραι; пров. Пафлагония, диоцез Понт) в IV в. Причиной созыва Собора стали нестроения в церковной жизни, вызванные деятельностью нек-рых аскетических общин, находившихся под влиянием взглядов Евстафия , ставшего впосл. епископом г. Севастии. Принятые Собором правила вошли в канонические своды мн. Поместных Церквей. Источники Протоколы заседаний Г. С. не сохранились. Текст правил Г. С. в составе послания Собора епископам Армении вошел в т. н. Синтагму канонов - гипотетический сборник правил Вселенского I и нек-рых древних Поместных Соборов, к-рый в свою очередь вошел в более обширные канонические собрания, в т. ч. в свод канонического права правосл. Церкви ( Цыпин. 1996. С. 31, 58-61). На Западе правила Г. С. стали известны в годы понтификата папы св. Зосимы (417-418; Bardy. 1953). Позже папа Симмах (498-514) усвоил им апостольский авторитет. Лат. перевод правил Г. С. в составе Синтагмы канонов был осуществлен еще до сер. V в. и тогда же был включен в один из ранних зап. канонических сборников - т. н. Versio Isidoriana ( Plöchl. Bd. 1. S. 274, 277). Первое издание правил Г. С. было осуществлено в 1608 г. Издание Ж. Б. Питра ( Pitra. Juris ecclesiastici. T. 1. P. 487-492) дает разночтения по нек-рым не учтенным прежде рукописям. В издании В. Н. Бенешевича ( Бенешевич. 1906) приводится текст одного из древнейших списков правил Г. С. (IX в.). Наиболее авторитетное совр. критическое издание текста правил Г. С., ориентированное на списки, к-рые находились в обращении у визант. канонистов XI-XII вв., осуществлено П. П. Иоанну (Joannou). Важнейшим свидетельством текста правил Г. С. являются их древние переводы в составе различных канонических собраний: лат. (Turner), сир. (Schulthess; Vööbus ), арм. (Macler; Акопян), груз. (Габидзашвили), копт. ( Guerrier; Grébaut ) и слав. ( Бенешевич. 1906). В сохранившихся сочинениях христ. писателей - современников Г. С.- упоминаний о нем нет. Нек-рые исследователи связывают этот факт с тем, что участники Собора принадлежали к антиникейской партии и последующая церковная рецепция правил Собора также является их заслугой, сочинения авторов этого круга практически не сохранились ( Gribomont. 1957. P. 402). Древнейшими сохранившимися прямыми свидетельствами о Г. С. в церковной лит-ре являются сообщения историков Сократа Схоластика и Созомена ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 43; Sozom. Hist. eccl. III 14. 31-36; IV 24. 8-10). Косвенным источником по истории Г. С. служат нек-рые сочинения святителей Василия Великого ( Basil. Magn. Asc. br., Asc. fus., Moral. reg.) и Григория , еп. Нисского ( Greg. Nyss. De vita Macr., De virg.), содержащие сведения о жизни и учении Евстафия Севастийского ( Gribomont. 1984. T. 1. P. 103). История проведения Г. С.

http://pravenc.ru/text/161636.html

Невзирая на общительные грамматы, привезенные ими с Запада, они не решались доверять им, но Василий оказывал более терпимости и поддерживал с ними не только общение, но выражал ко многим из них, как например к Евстафию Севастийскому, одному из этих депутатов, дружбу. Он даже вступился за него перед уважаемым Феодотом, епископом Никопольским и митрополитом Малой Армении, не имевшим никакого доверия к епископу Севастийскому. Феодот однако не обманывался и Василий впоследствии сам в том убедился; но он скорее желал обманываться по любви, нежели внимать подозрениям, еще не подтвердившимся. Василий соединял с рвением о православии такое благоразумие, что даже сам Валент препоручил ему преобразование Церкви Армянской, весьма расстроенной в последнее время смутами арианскими. Святитель отправился туда тем охотнее, что он нашел там уважаемого Мелетия, сосланного из Антиохии и искреннего друга своего Евсевия, епископа Самосатского, с которым мог трудиться для блага Церкви. Феодот Никопольский, в рвении своем более пылком, нежели просвещенном, противоборствовал ему из-за Евставия Севастийского; но Василий, не обратив на то внимания, рукоположил епископов во многих городах Армении, посетил Евсевия в Самосате и уважаемого Вита, епископа Карргского в Месопотамии. Из деяний этих видно, что епископ Кессарийский пользовался, подобно другим епископам главных городов, некоторыми правами над Церквами, находившимися в Понте и Каппадокии, Армения же принадлежала к этим провинциям. По возвращений в свою Церковь , Василий убедился, что Евстафий Севастийский его обманывал своим лицемерием и что всегда был тайным арианином. Он предложил ему подписать исповедание веры православной и прибыть на провинциальный собор, им созванный. Но Евстафий, сбросив личину, открыто вступил в борьбу с Василием, обвиняя его в самых противоречащих заблуждениях. Святитель пренебрег однако такими обвинениями и продолжал попечения свои о церквах ему вверенных. 896 Он не ожидал уже никакого пособия от западных, чтобы приостановить гонения Валента.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010