святитель Мелетий Антиохийский (ок. 310–381) святитель Мелетий Антиохийский Епископ Севастии, аскет, впоследствии архиепископ Антиохийский (360—381). Почитается православной церковью в лике святителей, память совершается 12 февраля (по юлианскому календарю). Председательствовал на II Вселенском соборе (381). Родился в Мелитине. Около 357 года был епископом Севастийским в Армении, но из-за противоречий со сторонниками предшествующего епископа Севастийского Евстафия, был переведён епископом в город Верию в Сирии. В 360 году, когда архиепископ Антиохийский Евдоксий стал патриахом Константинопольским, Мелетий был вызван императором Константием II в Антиохию для защиты от арианской ереси и возведен на Антиохийскую кафедру. Однако, он занимал новую кафедру лишь один месяц, поскольку еретики-ариане убедили императора Константия отправить Мелетия в изгнание, а на его место поставить арианина Евзоия, что вызвало большие волнения в Антиохии среди сторонников святого, именовавшихся " мелетианами. " Иоанн Златоуст свидетельствует о том, что когда правитель города вывел святого за стены Антиохии, чтобы отправить того в изгнание, толпы православных бросились к Мелетию за благословением и так были возмущены несправедливым изгнанием святого, что забросали камнями представителя императора. Тогда Мелетий, будучи не в состоянии остановить своих сторонников словами, защитил своих гонителей собственным телом. Впоследствии святой Мелетий вновь вернулся на Антиохийский архиепископский престол. Он весьма ревностно боролся против арианских заблуждений, и по проискам еретиков три раза был изгоняем с кафедры, так как ариане окружали Константия и склоняли его на свою сторону. Антиохийский святитель отличался необыкновенной кротостью, неустанно прививал своей пастве добродетели и благие нравы, полагая, что на подобной ниве легче взойдут семена истинного вероучения. Святой Мелетий рукоположил во диаконы будущего святителя Василия Великого. Тем же святителем Мелетием был крещен, наставлен и рукополжен во диаконы и другой величайший светильник Православия - святой Иоанн Златоуст, который впоследствии написал своему архипастырю похвальное слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Antioh...

Изречения из Св.Писания, Деяний Соборов и свв.отцев, о том, что Святый Дух исходит только от Отца, но не и от Сына - читать онлайн Изречения из Св.Писания, Деяний Соборов и свв.отцев, о том, что Святый Дух исходит только от Отца, но не и от Сына - скачать бесплатно на сайте lib.pravmir.ru Настройки Цвет фона: Размер шрифта: A A A Проекты «Правмира» Православная электронная библиотека Каждый день - новая книга для скачивания бесплатно! По книге: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ю я По автору: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ю я Рубрикатор Новости 05.04 В Орске прорвало дамбу, идет эвакуация жителей 05.04 «Преступление на Казани» и 30 любовниц Пушкина. Смешные ошибки в сочинениях на ЕГЭ 05.04 «Просто невнимательный»: откуда берутся обидные ошибки. Нейрофизиолог Вера Толченникова 05.04 «Не будешь есть первое — язву заработаешь». 5 мифов о супах Все новости Статистика 3745 Всего книг 85610026 Всего чтений Библиотека на мобильном AppStore (IOS: Iphone, Ipad) ( QR-koд в отдельном окне ) Play Google (Android) ( QR-koд в отдельном окне ) Богословие » Патрология и Патристика Богословие » Сравнительное богословие святитель Марк, митрополит Ефесский Изречения из Св.Писания, Деяний Соборов и свв.отцев, о том, что Святый Дух исходит только от Отца, но не и от Сына Его же, из изложенгя Веры, посланного для подписания к Евстафию Севастийскому: " Мы не говорим, что Дух Святый - нерожден: ибо мы знаем одного только Нерожденного и единое Начало - Отца Господа нашего Иисуса Христа. Читать онлайн Скачать: EPUB FB2 MOBIPOCKET HTML Код вставки на сайт Закрыть Код вставки на сайт: Православная электронная библиотека (fb2, epub, mobi) Изречения из Св.Писания, Деяний Соборов и свв.отцев, о том, что Святый Дух исходит только от Отца, но не и от Сына святитель Марк, митрополит Ефесский Его же, из изложенгя Веры, посланного для подписания к Евстафию Севастийскому: " Мы не говорим, что Дух Святый - нерожден: ибо мы знаем одного только Нерожденного и единое Начало - Отца Господа нашего Иисуса Христа. © Онлайн библиотека сайта Православие и мир , 2011–2024 Безопасное чтение О библиотеке Контакты Код для сайта В Православной электронной библиотеке использованы материалы " Издательства сестричества им. свт. Игнатия Ставропольского " ; онлайн-библиотек pagez.ru , lib.eparhia-saratov.ru , wco.ru , sedmitza.ru , pravbeseda.ru , orthlib.ru и других открытых ресурсов. Поделиться ссылкой на выделенное Прямая ссылка: Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку» Создание сайта: Hamburg Church Studio и itmedia.by

http://lib.pravmir.ru/library/book/609

Невзирая на общительные грамматы, привезенные ими с Запада, они не решались доверять им, но Василий оказывал более терпимости и поддерживал с ними не только общение, но выражал ко многим из них, как например к Евстафию Севастийскому, одному из этих депутатов, дружбу. Он даже вступился за него перед уважаемым Феодотом, епископом Никопольским и митрополитом Малой Армении, не имевшим никакого доверия к епископу Севастийскому. Феодот однако не обманывался и Василий впоследствии сам в том убедился; но он скорее желал обманываться по любви, нежели внимать подозрениям, еще не подтвердившимся. Василий соединял с рвением о православии такое благоразумие, что даже сам Валент препоручил ему преобразование Церкви Армянской, весьма расстроенной в последнее время смутами арианскими. Святитель отправился туда тем охотнее, что он нашел там уважаемого Мелетия, сосланного из Антиохии и искреннего друга своего Евсевия, епископа Самосатского, с которым мог трудиться для блага Церкви. Феодот Никопольский, в рвении своем более пылком, нежели просвещенном, противоборствовал ему из-за Евставия Севастийского; но Василий, не обратив на то внимания, рукоположил епископов во многих городах Армении, посетил Евсевия в Самосате и уважаемого Вита, епископа Карргского в Месопотамии. Из деяний этих видно, что епископ Кессарийский пользовался, подобно другим епископам главных городов, некоторыми правами над Церквами, находившимися в Понте и Каппадокии, Армения же принадлежала к этим провинциям. По возвращений в свою Церковь , Василий убедился, что Евстафий Севастийский его обманывал своим лицемерием и что всегда был тайным арианином. Он предложил ему подписать исповедание веры православной и прибыть на провинциальный собор, им созванный. Но Евстафий, сбросив личину, открыто вступил в борьбу с Василием, обвиняя его в самых противоречащих заблуждениях. Святитель пренебрег однако такими обвинениями и продолжал попечения свои о церквах ему вверенных. 896 Он не ожидал уже никакого пособия от западных, чтобы приостановить гонения Валента.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

б) Собор Неокесарийский под председательством того же Виталия в 15-ти правилах предписал пресвитерам чистоту касательно супружеств, мирянам двуженцам пятилетнее покаяние, женам, обручившимся с двумя братьями, покаяние до конца жизни, оглашенным согрешающим усугубление покаяния и, наконец, отлучение от Церкви; определил 30-ти летний возраст к принятию пресвитерства; назначил при одной Церкви не более 7 дьяконов как бы ни велик был город. в) Собор Гангрский, собранный (по Баронию в 361 г., а по другим в 4-й год по смерти Константина вел.) на Евстафия Севастийского, осуждавшего законный брак, ядение мяса и проч. в 19-ти правилах произнес проклятие на тех, которые осуждают законный брак и ядение мяса, не приемлют Евхаристии от женатого пресвитера, научают удаляться от храмов, проповедуют по домам без воли епископа, пренебрегают устрояющих трапезы любви и носящих благоприличную одежду, оставляют мужей и детей, а дети родителей по отвращению к браку, постятся в день субботний и воскресный, но отвергают посты и празднества, установленные Церковью . г) Собор Антиохийский (бывший в 5-й год по смерти Константина вел.) в 25-ти правилах подтвердил определение Никейского Собора о праздновании Пасхи, о подчинении епископов митрополиту, хорепископов епископу, и о непрехождении от одной Церкви к другой. Сверх сего определил Епископам подлежать суду поместного Собора, который почитается правильным по утверждении его митрополитом; митрополиту быть в подчинении Собору многочисленнейшему, епископам употреблять церковное имущество в пользу бедных и свою со страхом Божиим, не рукпополагать на свое место без законного избрания, не принимать никого в церковь без мирной грамоты, не сообщаться никому с отлученными от церкви, небрегущих о богослужении или о таинстве евхаристии отлучать от церкви. д) Собор Лаодикийский (около 364 г.) постановил 58 правил преимущественно касательно благочиния и порядка в богослужении, поведения клира, принятия еретиков в церковь и несообщения с еретиками отверженными церковью, и числа книг св. писания, принятых церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Гангрский собор, по-видимому, справедливо определил некоторые тенденции кружка Евстафия Севастийского как экстремистские и закрепил их осуждение в своих правилах. Но нет никаких свидетельств о снисходительном отношении свт. Василия к подобным крайностям. Он никогда не порицал брак и женатое священство, не ставил совершенную аскезу выше дел любви. Противоположная позиция противоречила бы всему тому, что составляло главную его заботу. Василий никогда не оправдывал особый класс подвижников, изолировавший себя от Церкви и разрушающий церковное единство. Его убеждение, что единство это можно поддерживать, держась золотой середины в аскетических предписаниях и одновременно сохраняя аскетический идеал как образец для всех христиан, выглядит, быть может, несколько наивно. Но этим убеждением пронизаны оба «Аскетикона», письма и все служение свт. Василия. Читая сочинения великого Кесарийца, мы не встретим в них упоминания о «монахах», живущих по иным правилам, нежели остальные члены Церкви. Он всегда обращается к своим последователям как к просто «христианам», но при этом неустанно зовет их к «совершенству» 605 . И лишь тогда, когда монашество превратилось в особую и канонически выделенную часть христианской общины (а эволюция эта совершилась под влиянием новых норм иноческой жизни – в частности, устава прп. Пахомия Великого ), «Аскетиконы» стали восприниматься как монашеские, а призывы их автора поддерживать в Церкви общинный дух – как адресованные некоему особому сообществу в лице монашества. Но первоначальная их направленность была иной. Есть все основания думать, что Василий порицал крайности аскетизма не меньше, чем отцы Гангрского собора. Но вместо того чтобы попросту осудить эти крайности, он сформулировал идеалы «евстафиан» заново – в свете эсхатологического и пневматологического учения о церковной общине как таковой. Разумеется, общинная аскетическая жизнь в каких-то формах существовала и в дни свт. Василия, но подобные общины рассматривались им как поместные «церкви». Это видно, в частности, из того, что новозаветный термин προεστς ( 1Тим. 5:17 ; ср. также προστμενος в Рим. 12:8 ; 1Фес. 5:12 ; 1Тим. 3:4 ), который у апостола Павла обозначает «предстоятеля» евхаристического собрания в поместной церкви, – прилагается Кесарийцем к главе братства, представлявшегося его духовному взору.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Евстафий, несомненно, дал собору какие-нибудь обещания повиноваться, но, вероятно, не вполне сдержал их, ибо позднее был осужден на Антиохийском соборе как клятвопреступник. Движение, однако, не остановилось. Евстафий, имея в Константинополе могущественную поддержку в лице одного бывшего сановника, Марафония, ввел в столицу монашеские формы аскетической жизни 586 . Марафоний сделался диаконом епископа Македония. Евстафий, совершенно поглощенный своей пропагандой, тогда вовсе не интересовался ни богословскими симпатиями официального клира, ни борьбой, какая велась против св. Афанасия. Последний был знаком с ним и не любил его 587 . Прошли года. Около 365 года Евстафия наконец выбрали епископом в Севастии, метрополии Малой Армении. Приблизительно в это время (357 г.) Василий вернулся из Афин в Каппадокию. Он часто слыхал об Евстафии и, может быть, имел уже связи с ним. В то время он колебался между мирской и монашеской жизнью. Вероятно, по советам севастийского епископа, он предпринял путешествие в Египет, в Сирию и Месопотамию, дабы, подобно ему, посетить наиболее известных отшельников. Проникнувшись идеалом отшельнической жизни, он вернулся на родину и решительно примкнул к тому, кого почитали как великого наставника в аскетизме. Евстафий сделался и долго оставался для него зерцалом совершенства, почти божественным существом. Родители и друзья Василия, особенно его сестра Маврина, которая была уже монахиней, и Григорий, его школьный товарищ, также побуждали его бежать от мира. В долине Ириса, неподалеку от Неокесарии, он нашел зеленеющую и вместе с тем дикую пустыню, где и водворился с несколькими сотоварищами. От времени до времени Евстафий посещал своих новых учеников, и они вместе отправлялись навещать мать Василия Еммелию, которая жила в соседнем местечке. В это время среди восточного епископата возгорелась борьба. Евстафий, которого его новое епископское звание обязывало встать на какую-нибудь сторону, играл теперь весьма деятельную роль. Сообща с Василием анкирским и Елевсием кизикским он руководил правой партией омиусиан и очень энергично боролся против Аэтия и его покровителей. После минутного успеха Евстафию пришлось видеть, как противная партия получила опять перевес, и испытать на себе один из первых её натисков. Собор, созванный в Мелитине (358 г.) под влиянием Евдоксия, объявил его лишенным епископского сана; за что именно, – неизвестно, но, вероятно, под предлогом какой-нибудь особенности его аскетического образа жизни. Один мелитинский пресвитер, Мелетий, принял его наследие и был рукоположен на его место. Но жители Севастии не захотели его принять, и Евстафий остался епископом, заявив, что так как низложившие его были еретиками, то он не обязан считаться с их приговорами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Много времени потратил я на суету и всю почти юность свою потерял в суетном труде, с каким упражнялся в том, чтобы уразуметь уроки мудрости, обращенной Богом в юродство; когда же наконец, как бы восстав из глубокого сна, обратил взор к чудному свету истины евангельской и увидел бесполезность мудрости князей века сего престающих (1 Кор. 2: 6), тогда, пролив много слез о жалкой жизни своей, пожелал я, чтобы дано мне было руководство к церковному изучению догматов благочестия. И прежде всего предметом моего попечения было произвести некоторое исправление в нраве, развращенном долговременным обращением с людьми дурными…» (PG. 32. Col. 824) . Полагаем, комментарии к столь ясному, столь светлому и столь категоричному тексту излишни. С большим почтением и теплой благодарностью, Рейтинг: 9.9 Голосов: 534 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Брациотис Панайотис  (1889–1982) – видный греческий богослов и библеист, член Афинской академии наук, в 1955–1956 гг. – ректор Афинского университета. Подробнее о нем см.:  Асмус В. , прот. Брациотис Панайотис//Православная энциклопедия. Т. 6. С. 222.  – Здесь и далее прим. пер .   Эллин  – современное самоназвание греков. В данном контексте речь идет не столько о национальной, сколько о культурной идентификации.  Греческий оригинал акафиста Божией Матери построен на игре слов, которая отчасти сохраняется в славянском переводе: «Радуйся, любомудрыя немудрыя Являющая; радуйся, хитрословесныя безсловесныя Обличающая. Радуйся, яко обуяша лютии взыскателе; радуйся, яко увядоша баснотворцы. Радуйся, афинейская плетения растерзающая; радуйся, рыбарския мрежи исполняющая» (икос 9).  Письмо 215 (223). Против Евстафия Севастийского. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Вадим К. 20 марта 2019, 11:13 Ответ анониму. А вот свт. Иоанн Златоуст ставит под большое сомнение хорошее эллинское образование ап. Павла. А я сомневаюсь и просто принять не могу Ваше утверждение, что именно оно помогло ему донести мысль сквозь века. В его посланиях этого как-то невидно. Напротив, в них он часто останавливается на том вреде, которое языческая философия приносит ее неумеренным любителям и предостерегает от увлечения этой пищи, которая не принесла пользы занимающимся ею (Евр. 13, 9). В любом случае из его же посланий мы знаем, что все эти учения и понятия упразднятся, когда мы будем взирать на истину не через тусклое зерцало наших земных заключений, а так, как она есть, лицом к лицу. Это об их ценности.

http://pravoslavie.ru/119874.html

О Евсевии эмесском Составив в то время такую клевету, они на первый раз нарекли александрийским епископом Евсевия, прозванного эмесским. А кто он был, о том рассказывает присутствовавший тогда на Соборе Георгий лаодикийский. Георгий в своем сочинении о Евсевии говорит, что он происходил от благородных родителей, живших в Эдессе месопотамской, и с малолетства читал Священное Писание, потом у одного прибывшего тогда в Эдессу учителя слушал греческие науки, и наконец, изучал толкования Священного Писания , изложенные Патрофилом и Евсевием, из коих один был предстоятелем церкви в Кесарии, другой – Скифополисе 114 . После того, в бытность его в Антиохии, случилось низложение Евстафия, обвиненного Киром берийским в савеллианстве. Затем Евсевий остался было у Евфрония, преемника Евстафия 115 , убегая (предложенного ему) священного сана, удалился в Александрию и там занимался философией. Возвратившись потом в Антиохию, он вошел в знакомство с преемником Евфрония Плакитом. В это время Евсевий константинопольский наименовал его епископом Александрии, однако он не отправился туда, потому что народ александрийский весьма любил Афанасия, но был послан в город Эмессу. Когда же эмессцы восстали против его рукоположения, ибо, под предлогом любви к математике 116 , Евсевий говорил нелепости, то он принужден был бежать и удалился в Лаодикию, к тому самому Георгию, который так много говорит о нем, а Георгий, отправив его в Антиохию, посредством Плакита и Наркисса успел снова доставить ему место в Эмессе, где однако же он опять подвергся нареканию в единомыслии с Савеллием. Впрочем о судьбе его Георгий пишет гораздо обширнее и в заключение присовокупляет, что, отправляясь против варваров, царь взял его с собою, и что им совершены были некоторые чудеса. Вот все, что я заимствовал из сказания Георгия о Евсевии эмесском. Глава 10 О том, что собравшиеся в Антиохии епископы вместо Евсевия эмесского, который отказался от Александрии, рукоположили Григория и изменили изложение никейской веры Когда нареченный в Антиохии Евсевий побоялся отправиться в Александрию, тогда на александрийское епископство избран был Григорий 117 . Совершив это, епископы антиохийского Собора начали переиначивать веру. Постановлений никейских они, конечно, не порицали, но самим делом подали пример частого учреждения Соборов с целью устранить и извратить веру в единосущие и обезобразить символ в других отношениях, так что мало-помалу уклонились в арианство. Как это произошло, – скажем после. Обнародованное ими послание о вере есть следующее:

http://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholast...

О том, что новопоставленного епископа Павла царь Констанций изгнал и, вызвав из Никомидии Евсевия, вверил ему епископство константинопольское Спустя немного времени прибыл в Константинополь царь и, по случаю такого рукоположения, сильно разгневался. Потом, собрав епископов, державшихся арианского образа мыслей, изгнал Павла и, вызвав из Никомидии Евсевия, утвердил его епископом константинопольским. Сделав это, царь уехал в Антиохию. Глава 8 О том, что Евсевий, созвав другой Собор в Антиохии сирийской, обнародовал новое изложение веры Между тем, Евсевий никак не хотел успокоиться, но, по пословице, ворочал камни, лишь бы исполнить то, что вознамерился. Он составил Собор в Антиохии сирийской. Предлогом было освящение храма, который был начат еще отцом Августов и, по смерти его, окончен сыном Констанцием на десятом году по заложении. На самом же деле предполагалось извратить и отвергнуть веру в единосущие. На этот Собор съехалось около девяноста епископов из разных городов. Впрочем, на нем не было иерусалимского епископа Максима, преемника Макария, который помнил, что раз его уже обманули и увлекли к подписанию акта о низложении Афанасия; не было и велико-римского епископа Юлия 112 и никого другого от его имени, между тем как, по церковному правилу, никакого постановления в Церквах без согласия римского епископа вводить не следует. Этот Собор в Антиохии составился в присутствии царя Констанция, в консульство Маркелла и Пробина, в пятый год после смерти отца Августов Константина. Предстоятелем антиохийской Церкви тогда был преемник Евфрония Плакит 113 . Приверженцы Евсевия начали дело с клеветы на Афанасия, во-первых, будто он, без общего согласия Собора епископов, приняв снова чин священства и по возвращении из ссылки, позволил сам себе вступить в Церковь , нарушил церковное правило, которое они тогда только постановили; во-вторых, будто, при вступлении его, произошло возмущение и во время возмущения многие умерли, и будто Афанасий иных наказал телесно, а других отдал под суд. Даже и события в Тире были выставлены против Афанасия. Глава 9

http://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholast...

Памфилия, Ликаония и другие районы Малой Азии становятся после этого главным средоточием данного еретического движения. Мессалиане здесь, вероятно, соединились с крайними сторонниками Евстафия Севастийского 29 . Это заставило малоазийских пастырей церкви собрать поместный Собор в Сиде (ок. 388 г.), который возглавлял святитель Амфилохий Иконийский; данный Собор, как и аналогичный в Антиохии, осудил мессалианскую ересь. Однако осуждение не останавливает распространение мессалианства. В самом начале V в. (а, возможно, и в конце IV в.) оно проникает (скорее всего, посредством монахов, прибывших с Востока) даже в Северную Африку, и блаженный Августин вынужден был противостоять этой ереси 30 . В начале V в. мессалиане появляются и в Константинополе. Феодосий II издает против них специальный эдикт (428 г.), повелевающий изгонять евхитов из пределов империи. На Третьем Вселенском соборе (431 г.) два епископа — Памфилий Ликаоникийский и Валериан Иконийский — выступают обвинителями мессалиан, представив Собору их сочинение под названием “Аскетикон”. Вселенский собор еще раз осуждает их, подтвердив вердикт двух поместных Соборов. Все эти меры не пресекают полностью мессалианской пропаганды. Несомненно, что в первой половине V в. ересь эта проникла и в Египет (возможно, это случилось значительно раньше): одно послание святителя Кирилла Александрийского, написанное накануне Ефесского собора, показывает его озабоченность проповедью мессалиан. Повествование об авве Лукие (вероятно, середина V в.) также свидетельствует об отпоре, даваемом евхитам православными подвижниками 31 . Блаженный Диадох Фотикийский отводит полемике с мессалианами значительное место в своих творениях 32 . Около середины V в. мессалианство получает новый стимул развития благодаря некоему Лампетию, долго жившему в Египте, а затем в результате обмана посвященному в пресвитеры епископом Алипием Кесарийским (в Каппадокии). Лампетию удалось основать мессалианский монастырь (муже-женский, или двойной) в горах между Киликией и Исаврией и заручиться еще поддержкой одного египетского епископа по имени Алфей. Из-под пера Лампетия вышло сочинение под названием “Завет” (о нем сообщает святитель Фотий). В VI в. появляется новая разновидность мессалиан, именуемая маркианистами (от некоего Маркиана, жившего в эпоху Юстиниана). После этого следы мессалианства исчезают в Византии, и эта ересь уже перестает существовать, имея для церковных писателей лишь чисто “ар­хеологическую ценность” 33 , хотя обвинения в “мессалианстве” раздаются еще в XIV в. (именно в “мессалианстве” обвиняются святитель Григорий Палама и другие исихасты) 34 . Однако с историческим еретическим движением данные обвинения никак не связаны. На сирийском Востоке мессалианство пускает глубокие корни; по крайней мере, крупнейший несторианский богослов VII в. — Бабай Великий — выступает его непримиримым оппонентом 35 . Но и здесь начиная с IX в. реальные следы этой ереси исчезают и она уходит в небытие.

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-makariy-e...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010