Tessarakontap…cuj). Чародей прорек Язиду 30 лет благовремения и мирного правления, если тот очистит города своего халифата от христианских икон 78 . Васильев предпринял попытку доказать, что тот же Тессараконтапихус есть некий сириец Бесер, который упоминается у Феофания (402, 405) и был вхож в высшие круги императорского двора Льва III 79 . Также в арабских источниках, как, например, документ Khitab al ‘ UyunXI века 80 , упоминается сын сорока локтей при дворе Льва III 81 . Многие византологи склоняются к мнению, что благодаря этому сирийско-еврейскому чародею, под прямым влиянием которого находился Лев, иконоборческое мировоззрение ислама оказало на императора решающее влияние. Некоторые исторические документы, относящиеся к более позднему периоду, подтверждают эту точку зрения 82 . Гипотеза о семитском влиянии находит себе поддержку в писаниях святителя Германа Константинопольского . Он обвиняет евреев в том, что они «не только теперь, но часто порицали нас за это (идолопоклонство в иконопочитании), и будучи якобы “истинными целителями идолопоклонства”, пытаются опорочить чистую и Божественную веру нашу и стремятся воспрепятствовать нам в нашем поклонении рукотворным [образам]» 83 . Если принять во внимание свидетельство патриарха Германа, то отдельный исторический инцидент с семитом-чародеем при дворе Льва предстает как отражение более широкого контекста богословского противоборства между христианским и исламским мирами. Несомненно, полемика между мусульманскими и христианскими богословами повлекла за собой более критическое отношение христиан к церковной богослужебной практике и особенно к тем ее элементам, которые были порождением народного суеверия. Так, протоиерей Иоанн Мейендорф считает, что указ императора Льва III является апологетической реакцией на распространение ислама, имеющей целью положить конец суеверию вокруг икон 84 . Император, по мнению отца Иоанна Мейендорфа , не мог остаться равнодушным к обвинениям против Церкви, которая в глазах обвинителей поощряла поклонение тварным идолам-иконам вместо Творца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Создатели этих «Деяний», в отличие от Луки, сосредоточили свой интерес на самой судьбе и поступках апостолов, а не на изображении церковной истории как особого периода в предустановленной Богом общей истории спасения. Апокрифические «Деяния», будучи популярными историями для народа, изобилуют самыми невероятными чудесными событиями, призванными развлечь и удивить читателя. Апостолы здесь прославляются в первую очередь как чудотворцы. Многие из легенд, вошедших в состав апокрифических «Деяний», существовали еще до их письменной фиксации в качестве народных сказаний. По утверждению авторов книги, лишь подобная народная литература и была способна объединить в себе кафолические и гностические элементы. В знаменитом труде патриарха Фотия «Библиотека» упоминается произведение Periodoi twn aposmylwn. В него входят древнейшие из апокрифических «Деяний». Как отмечают авторы книги, этот сборник появляется в манихейской среде в IV в., причем уже именно как фиксированный корпус псевдоапостольских «Деяний». Говоря о личности упоминаемого Фотием мнимого создателя этих апокрифов Левкия Харина, авторы книги высказывают предположение, что имя это первоначально связывалось только с первым из памятников корпуса – «Деяниями Иоанна». Левкий упоминается в тексте этого произведения как ученик апостола Иоанна. При составлении манихейского корпуса имя Левкия соотнесено уже со всеми составляющими его текстами. Для манихейского сборника это имя было взято скорее всего для того, чтобы легендарный ученик апостола своим авторитетом повысил статус «Деяний». Говоря далее о так называемых «Деяниях Иоанна», авторы отмечают, что этот апокриф принадлежит традиции энкратических 8 сект, скорее всего – сирийско-малоазийского круга. Именно из этой среды памятник позднее заимствовали манихеи. Эти «Деяния» в составе манихейского корпуса сочинений имели хождение в Испании вплоть до VI в., а на христианском Востоке переписывались и читались еще дольше, по преимуществу в низовом слое церковной культурной среды.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/pe...

Приход протоиерея Иоакима Киимба находился в юрисдикции «Священного Синода Противостоящих» и митрополита Киприана (Куцумбаса) вплоть до 1998 г. В 1998 г. протоиерей Иоаким Киимба присоединился к большой группе африканских приходов американской неканонической юрисдикции, известной как «Восточный православный католический архидиоцез сирийско-греческой традиции» («Восточный православный католический архидиоцез»), возглавляемой «митрополитом-архиепископом» Стефаном (Томасом), бывшим священником Константинопольского Патриархата в США, уклонившимся в раскол и объявившим себя первоиерархом очередной неканонической группы . Происхождение данной юрисдикции туманно и во многом мифологизировано. Иерархическое преемство она возводит к известному неканоническому «иерарху» Мар Тимофеусу (Рене Вилатту) и якобы к митрополиту Иоанну (Вендланду), иерарху Русской Православной Церкви, долгое время совершавшему своё архипастырское служение в США. Он якобы совместно с епископом Досифеем (Иванченко) рукоположил в сан епископа некоего Джозефа Джона Скурета (Joseph John Skureth) , к которому возводят своё иерархическое преемство некоторые современные неканонические епископы . История данного «рукоположения» сомнительна, так как факту её совершения нет никаких документальных подтверждений . Несмотря на это, до сих пор в нескольких африканских странах действуют общины данной юрисдикции, для которых рукоположен некий «епископ» Антоний из числа африканских клириков. Вероятно, знания, полученные за годы, проведённые в стенах ленинградских духовных школ, помогли протоиерею Иоакиму понять, что пребывание в столь сомнительной группе не служит делу спасения, и уже спустя непродолжительное время он принял решение сменить юрисдикционную принадлежность, вновь устремив свой взор в сторону старостильников. В конце 1999 г. приход протоиерея Иоакима Киимбы вместе с ещё несколькими африканскими приходскими общинами вошёл в юрисдикцию Святой Православной Церкви Северной Америки, известной также как «Бостонский Синод». Данная юрисдикция возникла в результате отделения группы греческих американских приходов от РПЦЗ во второй половине 1980-х гг. и вхождения в состав «Авксентьевского Синода истинно православных христиан Греции». Вскоре группа отделилась и от «авксентьевцев», объявив себя независимой православной структурой с громким наименованием — Святая Православная Церковь Северной Америки. В феврале 2000 г. Уганду посетил «митрополит» Бостонский Ефрем (Спанос), совершивший присоединение к своей юрисдикции всех пожелавших этого темнокожих клириков . Примечательно, что помимо самого протоиерея Иоакима Киимбы в качестве диакона был принят и его помощник Эмануэль Валусимби, по-видимому, рукоположенный ещё в составе «Восточного православного католического архидиоцеза», где он числился диаконом прихода во имя свв. Иоакима и Анны в Кампале .

http://bogoslov.ru/article/6172119

Многие церковные обряды эфиопов основаны на Ветхом Завете (обрезание мальчиков, соблюдение суббот, запрет на свинину и т.д.). Эфиопские церкви построены по концентрической модели Иерусалимского Храма, где в центральной части сооружения обязательно присутствует Священный Табот – символ Ковчега Завета. Эфиопская Церковь, не признав решения Четвертого Вселенского собора 451 года в Халкидоне , сохраняет византийскую богослужебную традицию: служатся 14 Литургий, исполняются Таинства Крещения, Покаяния, Причащения, в Эфиопии особенно почитают Богородицу, считая Её вторым Ковчегом Завета. Широко празднуются Рождество Христово (7 января), Крещение Господне (Тимкат, 19 января), Пасха, Рождество Богородицы, Воздвижение Креста Господня (Мескель, 27 или 28 сентября) и др. В двух письмах, которые отправили в конце 4 века из Вифлеема св. Паула и ее дочь св. Евстахия своим подругам Марселе и Лаете в Рим, описывается, как ежедневно группы монахов из Индии, Персии и Эфиопии прибывают на Святые места. Из книги епископа св. Вилибальда Эйхштатского мы узнаем, что он встретил эфиопского монаха на дороге в Галилее. Однако достаточных свидетельств о присутствии отдельной эфиопской общины на Святой Земле нет до 13 века. Исследователи предполагают, что эфиопы в то время могли находить убежище в сирийском или коптском монастырях Иерусалима. Историограф Григорий Иоанн Абу Аль-Фарадж Бер-Эбрей (1226—1286) рассказывает о конфликте между коптским Патриархом Египта Кириллом III ибн Лаклаком (1235—1243) и сирийско-яковитским Патриархом Антиохии Игнатием за право назначения коптского епископа в Иерусалим в 1237 г. Эфиопский монах в Иерусалиме абба Томас пытался использовать ситуацию, чтобы получить назначение эфиопским епископом, но различные круги Иерусалима помешали этому стр.17).  В 1283 г. доминиканский монах Бурхард Сионский, живший в Святой Земле десять лет между 1274 и 1284 гг., в своей книге " Descriptio Terræ Sanctæ " описывает эфиопов как «самых набожных среди восточных христиан». Францисканец Симон Семеонис и его попутчик Гуго, Просветитель из Ирландии, посетившие Святую Землю в 1323 г.

http://bogoslov.ru/article/1895521

После ниневийского разгрома персидская знать убивает своего воинственного шаха Хосрова II, и по договору 628 года персы оставляют захваченные сирийско-египетские земли. Как писал армянский историк Себеос, практически современник описываемых им событий, новый «царь Кават приказал написать Ираклу, что возвращает ему все его земли». Преемнику Кавата, Хоряму, Ираклий уже пишет как сюзерен вассалу: «Ваш царь Кават скончался, и престол этого царства должен достаться тебе; я его даю тебе и после тебя твоему потомству». Апофеозом победы Византии над Персией является водружение в Иерусалиме отвоеванного у персов Животворящего Креста Господня, захваченного Хосровом еще в 614 году вместе с Иерусалимом. «Тогда Ираклий отправил Хоряму доверенных людей за Крестом Господним. После тщательных поисков с трудом нашли Крест и передали прибывшим людям. При этом, как пишет Г. Ласкин, «на ящике, где оно [древо] хранилось, были целы даже печати. Причиною этого было благочестие одной из жен Хозроя, Сиры, которая была христианка (а по уверению Симокаты, даже гречанка) и прославилась красотой, покровительством христианству в пределах Персии и постройкой многих церквей " ». «Блаженный, боголюбивый и счастливый царь Иракл, приняв Крест Господень, с великой радостью и охотой собрал свое войско и пустился в путь со всей царской свитой, воздавая почести святой чудесной и небесной находке, и перенес [Крест] в святой город со всей церковной утварью, которую спасли от рук врагов и хранили в городе Византии. Было великое ликование в день их прибытия в Иерусалим. Он установил Крест на своем месте, распределил всю церковную утварь по церквям по принадлежности и всем церквям и жителям города даровал благословение и деньги на ладан» (Себеос). Двести тысяч византийских воинов сложили головы в персидской войне. Итак, во внешней политике, как кажется, триумф и победа, но мудрый Ираклий понимает, что надо восстановить единство веры внутри своей собственной империи. «Воссоединение такой массы отступников с Церковью Православной было предметом горячих желаний императора», – отмечает епископ Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Следует добавить, что некоторые Православные Церкви в Америке участвовали в Федеральном Совете церквей Христа в Америке, а пять из них – Греческая, Румынская, Русская, Сирийско-Антиохийская и Украинская – являются членами Национального Совета. (Среди всех вице-президентов есть один православный.) Некоторые также являются участниками Всемирного Совета Церквей. Перевод с английского языка выполнен А. А. Почекуниным по изданию: Georges Florovsky. The Russian Orthodox in North Americä Ecumenism IÏ A Historical Approach, Collected Works. Vol. XIV. 1989. P. 164–168. Церковь Южной Индии До настоящего времени ни одна Церковь Православного Востока не сделала официального заявления относительно воссоединения, введенного с открытием Церкви Южной Индии. Программа никогда не изучалась и не обсуждалась компетентными органами на Востоке. Поэтому христианский богослов может лишь высказать собственные частные замечания и соображения. Однако все православные, возможно, придут к согласию в отношении некоторых пунктов этой программы. Нет истинного единства веры Прежде всего сам характер южноиндийской программы совершенно чужд православному мышлению. В православном понимании воссоединения сначала необходимо полное согласие по вопросам вероучения. Необходимо тщательно исключить всякую неопределенность в интерпретации участниками договора истинного смысла такого соглашения. По этой причине «исторические вероисповедания» не рассматриваются православными как надлежащая база или достаточная гарантия истинного «согласия». Безусловно, не потому, что Православная Церковь не понимает фундаментальной важности. Напротив, Православная Церковь , строго говоря, не имеет другого доктринального или символического критерия, кроме древнего Никейского Символа Веры наряду с формальными определениями Вселенских Соборов и непрерывной традицией собственного существования. Для себя она не нуждается ни в чем, кроме Символа Веры . Однозначное понимание и интерпретация Веры, засвидетельствованная Символом Веры , обеспечивается именно этой последовательностью ее жизни. Но в переговорах с теми, от кого она была отделена веками – хотя бы по недостатку контактов, Православная Церковь всегда требует намного большего для обеспечения истинного единодушия и совершенной целостности Веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Илия сказал: – Трудного ты решился просить; но, впрочем, если увидишь, как я буду от тебя взят, то будет по твоему; если же не увидишь, то не получишь. Когда они шли и разговаривали так, вдруг внезапно явилась колесница и кони огненные 4756 и разлучили их друг от друга, причем Илия в вихре был взят на небо. Елисей же смотрел и восклицал: – Отче, отче! Колесница Израилева и конница его! (Этими словами он как бы говорил: ты, отче, был всею силою для Израиля: твоею молитвою и ревностью ты помогал Израильскому царству гораздо более, чем помогали ему великое множество военных колесниц и всадников вооруженных.) Елисей уже более не видел Илии 4757 . Тогда он взялся за одежды свои и в скорби разодрал их. Вскоре упал к ногам его брошенный свыше плащ Илии. Подняв его, Елисей остановился на берегу Иордана и, разделив им подобно Илии воду на обе стороны, перешел посуху и стал наследником благодати, действовавшей в его учителе. Святой же пророк Божий Илия, на огненной колеснице взятый вместе с плотию на небо, до сих пор жив во плоти, хранимый Богом в селениях райских. Его видели три святых Апостола во время преображения Господня на Фаворе ( Лк.9:30 ), и опять увидят его обыкновенные смертные люди пред вторым пришествием Господа на землю. Избежавший смерти от меча Иезавели, он пострадает тогда от меча антихристова ( Откр.11:3–12 ), и уже не только как пророк, но и как мученик удостоится в лике святых большей, чем теперь, чести и славы от праведного мздовоздаятеля Бога, в трех Лицах Единого, Отца и Сына и Святого Духа, Которому честь и слава ныне и присно, и во веки веков. Аминь 4758 . Тропарь, глас 4: Во плоти ангел, пророков основание, второй предтеча пришествия Христова, Илия славный, свыше пославый Елисееви благодать недуги отгоняти и прокаженныя очищати. Темже и почитающым его точит исцеления. Кондак, глас 2: Пророче и провидче великих дел Бога нашего, Илие великоимените, вещанием твоим уставивый водоточныя облаки, моли о нас единаго Человеколюбца. 4725 Господь избрал и отделил Авраама и его потомков от прочих народов для сохранения и распространения между людьми истинной веры в Бога. Палестина, которую Бог отдал Аврааму и его потомству, наилучшим образом соответствовала назначению народа Божия. Она ограждена с севера Ливанскими горами, с востока – Сирийско-Аравийскою пустынею, с юга – каменистою Аравийскою пустынею, с запада – Средиземным морем. Такою крепкою оградою народ Божий был отделен и защищен от влияния язычников и мог служить Богу, беспрепятственно и свободно выполнять свое назначение. Не менее соответствовала назначению народа Божия Палестина своим положением на границе Азии, Африки и Европы, в средине между древними народами ( Иез.5:5 ). Народ Божий мог быть в общении со всеми могущественными, образованными народами древности и сообщать им откровения Божии. Когда настало время просвещения народов светом Божественного учения, проповедникам его из Палестины открыты и близки были пути ко всем народам мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Евреям, первого послания к Коринфянам св. Климента Римского , книги: «Пастырь» Ерма , посланий св. Игнатия Богоносца и св. Поликарпа Смирнского , «Учения двенадцати». Метод работы тот же: устанавливались литургические термины и определялся их идеологический смысл. 3 . Литургия св. Иустина Философа и верхне-египетский папирус Balyzeh’a в связи с вопросом о первоначальном тексте литургии второго века. Применялись: методы репродукции утерянных элементов текста и метод сравнительного изучения текстов Balyzeh’a, Людольфова с комментарием к ним литургии св. Иустина Философа . Привлекалась и анализировалась соответствующая научная литература. 4 . Богослужение третьего века по данным Климента Александрийского , Оригена , Тертуллиана , второй книги Апостольских Постановлений, Завещания Господа нашего Иисуса Христа (так называемого) и канонов Ипполита и Египетских. Текстуальный и комментарный материал этого периода после обычной аналитической разработки был использован для систематического изложения богослужения этого времени на основе исторического положения литургии и ее влияния на весь строй богослужения вседневного, седмичного и годичного. 5) Богослужение четвертого века по творениям св. Кирилла Иерусалимского , Василия Великого , Иоанна Златоуста и по текстам восьмой книги Апостольских Постановлений. Epitome Ап. Постановлений, евхология Серапиона и так называемого Завещания и арабской Дидаскалии в частях, относимых к четвертому веку. Обычный текстуально-комментарный метод сравнительного изучения материала с расширением круга сравниваемых источников предыдущим веком. Та же и система изложения вседневного, седмичного и годичного богослуже- —46— ния в связи с вопросом о влиянии на весь строй литургии, но уже со стороны текста. 6 . Анализ основных текстов литургии египетско-александрийской отрасли. Метод сравнительного изучения греческих, коптских и арабских редакций. 7 . Сирийско-палестинская литургия в ее отношении к литургии византийско- константинопольской или вопрос о том, какими литургическими текстами пользовались св. Василий Великий и св. Иоанн Златоуст и в чем состояла их редакционная работа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Как толкователь, преп. Ефрем держался сирийско-антиохийского буквального метода толкования, но с рассуждением. Он давал объяснения буквального значения слов, а потом, где находил нужным, открывал и таинственное значение. Он одинаково строго осуждал как чрезмерный аллегоризм, так и слепую приверженность букве. В многочисленных духовно-нравственных творениях, преп. Ефрем является, по-преимуществу, проповедником покаяния. Полемико-догматические творения преп. Ефрема содержат опровержения современных ему лжеучений. Таковы: 80-т слов против аэтиан и евномиан; 56-ть поучений против ересей с обличениями и увещаниями вардесанитам, карионитам и мессалианам; «О жемчужине», или о том, что в одном лице Иисуса Христа соединены два естества, против Маркиона и Манеса; три слова о вере против иудеев и других. Преп. Ефрем не разбирает тех оснований, на которых утверждались еретики. т. к. его поучения составлялись для простых людей и частично писались в стихах, для удобнейшего усвоения народом, который их заучивал и воспевал. Преп. Ефрем оставил Церкви много литургических творений: молитв и песнопений, дошедших до нас в сирийском подлиннике, а отчасти только в греческом переводе. Между литургическими текстами, сохранившимися на сирийском языке, главное место занимают песнопения на Рождество Христово, погребальные и покаянные. Умилительна молитва преп. Ефрема, вошедшая в греческое богослужение, читаемая Великим Постом: «Господи и Владыко живота моего». Нужно отметить поэтический дар преп. Ефрема, который помогал ему не только в литургическом, но и в богословском творчестве. К историософским сочинениям преп. Ефрема относятся «Гимны против Юлиана», коим в сирийской рукописи 519 года непосредственно предшествует поэтическое сочинение, условно названное патрологами «О Церкви». Поэтический цикл «Гимны против Юлиана» посвящен размышлениям о судьбах Православной Церкви и Римской империи. Это живой отклик на драматические события короткого правления Юлиана Отступника, современником коих был преп. Ефрем.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

До недавнего времени в качестве главного условия освобождения монахинь радикалами «Джабхат ан-Нусра» выдвигалась передача денег. Однако после согласия катарской стороны полностью взять на себя выплату тредуемой суммы, озвученного на прошлой неделе, позиция террористов круто изменилась: теперь похитители требуют от соответствующих ведомств Ирака, Сирии и Ливана – стран, гражданками которых являются заложницы, – выпустить из тюрем более тысячи осужденных за совершение особо тяжких преступлений рецедивистов-членов «ан-Нусры» и «Исламского государства Ирака и Леванта». Интересно, что представителями «ан-Нусры» преимущественно были названы имена заключенных не-сирийцев – в списке фигурируют лица саудовского, катарского, тунисского и ливийского происхождения. Согласно информации, полученной из достоверного источника, одним из условий радикалов является освобождение всех заключенных-исламистов ливанской тюрьмы ар-Румиййа, а также бойцов группировки «Фатх ул-Ислам», участвовавших в боях против государственных сил на Юге Ливана летом 2007-го года. Реакция на эпатажные заявления боевиков буквально расколола лагерь переговорщиков: в то время, как иракская и ливанская стороны исключают саму возможность удовлетворения требований т.н. «сирийской оппозиции», Джордж Хасвани обсуждает с сирийской властью вариант с освобождением боевиков, опираясь на известные, но немногочисленные недавние прецеденты в истории диалога режима ал-Асада с вооруженными исламистскими группировками. Одновременно с этим неизвестность окутывает дальнейшую судьбу исчезнувших в начале прошлого года митрополитов Павла (Йазиджи) и Иоанна (Ибрахима).Похищенные митрополиты содержатся раздельно:  один из иерархов был похищен очередной исламистской группой у другой Из надежного источника редакции ливанского портала tayyar.org, стало известно, что митрополиты содержатся раздельно двумя разными террористическими группировками. Причиной этого послужило похищение одного из иерархов очередной исламистской группой у другой. По свидетельству очевидца, этот факт стал известен после очередной операции по освобождению одного из митрополитов: так, боевики заявили о том, что ничего не знают о втором владыке, предположительно увезенном неизвестными в сторону пригородов Алеппо. К сожалению, эта попытка возвращения митрополита закончилась провалом из-за неблагоприятных для сторон условий на сирийско-ливанской границе.

http://pravmir.ru/osvobozhdenie-monaxin-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010