1.      В толковании четырех Евангелий («Благовестник») блаж. Феофилакт главным образом опирается на экзегезу свят. Иоанна Златоуста , приводя буквально или в сокращении и с дополнениями объемные цитаты из его сочинений. Но если у свят. Иоанна толкования носили зачастую пространный и разрозненный характер, то блаж. Феофилакт приводит их к стройной и законченной системе. Толкования блаж. Феофилакта на книгу Деяний Апостольских, на Соборные послания и послания св. апостола Павла являются переработкой малоизвестных толкований IX–X веков. В этих толкованиях блаж. Феофилакт еще менее оригинален, чем в «Благовестнике», однако его преимущество по-прежнему состоит в систематичности, ясности и обоснованности изложения. Как экзегет блаж. Феофилакт занимает срединное положение между сирийско-антиохийским и эллинско-александрийским направлениями. С одной стороны, он приверженец «антиохийца» свят. Иоанна Златоуста , с другой – часто прибегает к умеренно-аллегорическому толкованию текстов в александрийском духе. В Православной Церкви толкования блаж. Феофилакта приобрели весьма большое значение и популярность. В области экзегетики его авторитет сравним со святоотеческим. 2. Антилатинские полемические рассуждения блаж. Феофилакта отличаются духом кроткой терпимости. Главным нарушением латинян он считает филиокве, но и здесь призывает не спорить только о словах, а смотреть на суть догмата. Что касается обрядовых различий, то хотя он и считает восточно-православную традицию более верной, но увещевает терпеть, дабы не разрушить общения любви. Умеренной полемике с современными блаженному ересями, например, с богомильстом, посвящены не только специальные сочинения блаж. Феофилакта, но она присутствует и в его толкованиях. Глава шестая. Преподобномуч. Петр Дамаскин §1. Жизнеописание О жизни преподобномуч. Петра известно очень немногое. Родился он в конце XI – начале XII веков. Возможно, первоначально подвизался в одном из монастырей, где и был пострижен в монашество. Впоследствии он нес пресвитерское служение в городе Дамаске, за что и получил наименование «Дамаскин».

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Слова, какие приводятся в Евангелии (приимите, ядите и пр.) относятся к преподянию ученикам хлеба и вина. А что нужно разуметь под выражениями: благословив, хвалу воздав, как благословил, что при этом произнес, какую хвалу воздал, - об этом ни Евангелия, ни апостольские послания не говорят ничего. 43 Из известных доселе списков литургии Иакова обращали и обращают на себя внимание ученых три списка: Сирийско-монофизитский, обнародованный Ренодотом (Liturg. orient. coll. Т. II, р. 29–44), Сицилийский или Крипто-ферратский (доставленный Ассемани монахом крипто-ферратского монастыря близ Мессины Мональдином 1?49), по мнению Ассемани и Мональдина написанный в X в. (984 или 985, Assem. IV, 2), и Калабрийский, найденный в монастыре Одигитрии в Колабрии, по мнению Мональдина относящийся к XII в. У Ассемани же, Сирийский список представляет краткую редакцию в сравнении с остальными двумя списками – Сицилийским и Калабрийским. Какой из этих списков на возьмем, ни един из них далеко нельзя признать принадлежащим к апостольскому веку. Возьмем прежде всего Сицилийский криптоферратский, принадлежащий находившимся некогда в зависимости от греческой церкви православным церквам Сицилии. Здесь прежде всего бросается в глаза слишком громадный для апостольских времен объем литургии. 1. мы находим одних молитв вступительных семь (при входе в церковь , при приближении к алтарю, при возженин фимиама, начинательная, при хождении, молитва священника тайная, молитва диакона) и в этих молитвах встречаются такие выражения, которые никак не могли быть употреблены ап. Иаковом; таковые: мисса, единосущный, троичность, два естества во Христе. После этих 7 молитв диакон, сказано, поет единородный Сыне (?); во все это времи священник кадит церковь , во время каждения произносит молитву, по вступлении в алтарь снова читает молитву. Все это пока составляет еще вступление. 2. Литургия собственно начинается ектенией верных, подобной нашей, где говорится между прочим о соединении церквей (?), затем Святый Боже (?), молитва и возглас: свят еси Боже наш, молитва еще, чтение из ветхого з.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

При остроте искушений и напряженности аскетической борьбы с ними понятна высокая оценка страдания и его очистительной силы. Сильнее всего эта идея выражена в житии Пимена Многоболезненного. Больной от рождения, юноша не желает исцеления: «не прошаше здравия, но приложения болезни». И его молитва «преодолела» всех печерских иноков, молившихся о его здравии. Чудесно постриженный Ангелами, «светлыми скопцами», он остается на всю жизнь лежать в монастыре в тяжком недуге, вызывающим «гнушание» у братьев, ходивших за ним. Но замечательно для этой Антониевой школы, что и добровольный страдалец сохраняет силу карать. Он наказывает недугом нерадивых монахов, приставленных ходить за больными. После двадцатилетних страданий, в день своей смерти, он встал с одра болезни и, обойдя все кельи, особо поклонился в церкви гробу святого Антония, как бы указывая этим на своего учителя. Житие Моисея Угрина есть повесть о бесконечных страданиях пленника в Польше, отстаивающего свое целомудрие от любовных покушений знатной вдовы. Евстратий, тоже пленник, распятый евреем в Крыму, – по-видимому, за нежелание принять закон Моисеев, – мученик за веру Христову. Но Никон Сухой в плену у половцев просто отказывается заплатить выкуп и подвергается истязаниям, полагаясь на волю Божию. Если мы вспомним о Кукше, просветителе вятичей, убитом язычниками, о Григории, Феодоре и Василии, умерщвленных русскими князьями, то получим немалый список страстотерпцев и мучеников, вольных и невольных, среди святых Киевского Патерика. Страдание на аскетическом пути соответствует самоотвержению любви на пути деятельном. Так открываются в обители святых Антония и Феодосия два потока духовной жизни: один – пещерный, аскетико-героический, другой надземный, смиренно-послушный… Их корни восходят к святым основателям, а за ними и к двоякой традиции греческого Востока: палестино-студийской и египетско-сирийско-афонской. Последняя в Киевском Патерике преобладает. Разделение их не всегда возможно, как показывают многие выше приведенные образы святых. Однако противоположность их остается. В порядке не столько моральнорелигиозном, сколько эстетически-религиозном, они воплощаются, быть может, всего разительнее в двух портретах-характерах: Марке Пещернике и Алимпии (Алипии) иконописце.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

4725 Писал прост поп Алексей Родионов, лета от Рождества Христова 1753 г., июня 3-го дня. («Брат. Слов.» 1887 г., т. I, 344). 4728 Вот, что говорит по этому поводу раскольничий писатель: «Благонравного и богобоязненного, никая величайшая теснота не может от правого служения отторгнути; глаголет бо сосуд избранный, кто ны может разлучить от любви Божия, или скорбь, или теснота, или нагота? Известихся бо, яко ничтоже может ны от любви Христовы разлучити, ни глубина, ни высота, ни иная кая тварь. Аще бы сия изображенная Павлом любовь в нем водворялася, не бы тесноты ради от истинного предложения он отторгнулся, не бы противу своея совести брань возымети потщался, не бы на прежний свой разум враждебнически вооружился. Яве есть яко самолюбивая и прозорливая страсть к сему нечестию тещи путь ему углади, чем и прежний вси – еретицы отступницы горько пострадаша. Истинных же боголюбцев и желателей душевного спасения ничто не возможет отторгнути от правых законов, ибо тии на враждотворцев, своих не гневахуся: но моляхуся и добро деяху им. («Труды К. Д. Академ.», 1867 г., т. I, 56). 4729 Ливанов «Раскольники и острожники» т. 4, 27. Чтенья в обществе Истории и Древности, 1863 г., кн. 1-ая, отдел второй. 32. 4736 Добраться до первоосновы литургий сирийско-палестинской отрасли, за неимением положительного критерия, столь же трудно, как и до первоосновы литургий египетско-александрийской фамилии, а заниматься урезыванием и сокращением оставшихся списков по рецепту сравнительной литургической критики Бунзена едва ли будет занятием благодарным и полезным. Выделить позднейшие наслоения вроде указанных (в Калабр. сп. литургии Марка), конечно, не трудно, но добиться путем такого урезывания до научной первоосновы – путь очень неверный и субъективный, и потому приходится ограничиваться указанием на выдающиеся образцы этой литургийной отрасли и на ее древнейших представителей 4738 О Духе Св. выражается в том же смысле. См. молитву епископа над преклонившими главы оглашенными 4741 О Максе Мюллере и его школе см. на русском языке: Б. Плотчиков, Заметки о сравнительной мифологии М. Мюллера (Филолог. Зап 1879); Проф. А.И. Введенский, К вопросу о происхождении религии (Вера и Разум 1886, кн. 20–21); срв. его же Вера в Бога, ее происхождение и основание, М. 1891; его же Религиозное сознание язычества; М. 1902 стр. 106 слл.; проф. А.В. Смирнов, Курс истории религий, Каз. 1908 стр. 25; арх. Борис, О сравнит, мифол. М. Мюллера СПБ. 1893: проф. Т.П. Буткевич, Религия, ее сущность и происхождение П. Харьк. 1904, стр. 314 слл.; Евг. Кагаров, Мифологические очерки, Харьк. 1913. стр. 12–31.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Третье искушение происходило не здесь – на макушке горы, откуда действительно видны если не «все царства земные», то вся долина Иордана, Мервое море и розовые горы Моава – уже по другую, иорданскую сторону границы. На вершине был воздвигнут когда- то, в юстиниановские времена, православный монастырь, от которого остались теперь лишь фундаменты маленького храма и разбросанные вокруг капители и обломки колонн. В начале ХХ в. здесь начинали (как обычно, не без русской помощи) строить монастырь Третьего Искушения. Построили лишь стены, похожие на средневековую крепость (мы видели их снизу, с шоссейной дороги), и первый этаж настоятельского корпуса. Поднявшись по лестнице на его плоскую крышу и подойдя к краю, мы увидим все, страшно сказать, так, как видели Спаситель и Его зловещий собеседник. Как писал Б. Пастернак: И вспомнился скат величавый В пустыне и та крутизна, С которой всемирной державой Его соблазнял сатана. ...И лишь постепенно, приходя в себя от всех религиозно-философских и геополитических «крутизн», начинаем различать внизу обычные исторические реалии. Под нами – Иерихон. Иерихон Иерихон лежит на равнине, в 7 км от реки Иордан, у самого подножия плоскогорья Иудейской пустыни, круто обрывающегося здесь в сторону Иорданской долины. Такие же горы ровной грядой идут с восточной стороны равнины, так что в целом долина выглядит как высохшее ложе гигантской древней реки, пробившей среди горных плато широкое русло с пологим уклоном с севера на юг – от моря Галилейского к Мертвому. Это древнее русло лишь часть огромной планетной трещины, которую географы называют Сирийско-Африканской расщелиной. Иерихон расположен на отметке 250 м ниже уровня океана, и лишь десяток километров отделяет его от Мертвого моря – самой низкой точки впадины. Поэтому климат окружающей равнины никак не назовешь благоприятным: просто одна пустыня переходит в другую, Иудейская, холмистая – в Иорданскую, плоскую. Древние монахи считали, что жизнь в этой плоской, выжженной солнцем пустыне является даже большим подвигом, чем в ущельях Иудеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

23 декабря 2008 16 декабря в Большом выставочном зале Алексинского художественно-краеведческого музея прошла научно-практическая конференция, посвященная 660-летию с момента первого упоминания о городе Алексине в Никоновской летописи. В конференции приняли участие помощник ректора МДА иеромонах Герасим (Дьячков), заведующий кафедрой Церквной истории МДА профессор А.К. Светозарский и заведующий кафедрой Филологии МДА профессор В.М. Кириллин. 20 ноября 2008 Группе ученых из Еврейского университета в Иерусалиме удалось обнаружить театр царя Ирода, сообщает AFP. Небольшой амфитеатр на 750 зрительских мест с пристроенным помещением для особо важных персон найден в ходе раскопок на Иродионе — искусственно насыпанном в годы правления царя Ирода I Великого холме, находящемся в 12 километрах от Иерусалима. 14 ноября 2008 Совместная сирийско-польская археологическая группа раскопала в Сирии церковь, возраст которой, по оценкам специалистов, составляет около 1200 лет, сообщает Associated Press. 3 ноября 2008 Каменный алтарь высотой 1,3 метра был найдем группой археологов во время раскопок на месте античных римских бань. Находка датируется 3 веком н.э. и является важным свидетельством о тех боевых действиях, которые римские легионы вели против войск варваров на территории современной Голландии. 1 ноября 2008 Процесс по делу Одеда Голана и Роберта Дойча, коллекционера и антиквара, обвиняемых в том, что они создали фальшивый оссуарий, то есть погребальный ковчег, с надписью «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса», может быть прекращен без вынесения приговора. Об этом пишет газета San Fransisco Chronicle. Судебное разбирательство идет в Иерусалиме уже три года, а сама история с поддельным оссуарием тянется с 2002-го. 28 октября 2008 В южной Иордании найдена медная шахта, относящаяся к периоду правления царя Соломона — X век до н.э. Об этом сообщил представитель ученых, совершивших находку. 16 сентября 2008 Египетская археологическая экспедиция, работающая в каирском районе Эйн-Шамс, обнаружила остатки храма в честь Рамзеса II и изваяние этого фараона. Как сообщает France Presse со ссылкой на египетское агентство MENA, найдены фрагменты «гигантской» статуи Рамзеса II.

http://bogoslov.ru/topic/29007

Стих 7 – слова серафима, прикоснувшегося горящим углем к устам пророка: «Се, прикоснуся сие устнам твоим, и отимет беззакония твоя и грехи твоя очистит» – употребляются священнослужителями при целовании св.Чаши после причащения. Ис. 7 гл. Пророчество о рождении Еммануила от Девы В этой главе излагаются речи Исаии, произнесённые в период войны между Иудеей и сирийско-израильской коалицией (735–734 гг.), поставившей своей целью низложить дом Давида, воцарить новую династию в лице некоего «сына Тавеилова» и включить Иудею в антиассирийскую коалицию. В условиях нависающей угрозы нападения на Иерусалим иудейский царь Ахаз напуган и находится в смятении (1–2). К нему приходит Исаия с вестью от Господа о том, что если он будет верить, наступит избавление (3–9). С целью восстановить веру колеблющегося царя Исаия предлагает ему просить знамения у Иеговы (10–11), но он отказываетея (12), и тогда ему даётся знамение, произнесённое пророком, знамение Еммануила, в котором возвещается спасение от нашествия неприятелей и безопасность дома Давида, ибо в нём должен родиться Еммануил (13–16). В конце главы – описание опустошения Иудеи ассирийцами в грядущие дни (17–25). Стт.1–2. Содержание этих стихов, дополненное параллельными местами Ветхого Завета и внебиблейскими данными, даёт яркий исторический фон произнесения Исаией знаменитого пророчества о рождении Еммануила от Девы из дома Давида. С 745 г. до Р.Х., когда в Ниневии воцарился Тиглатпаласар III (745–727), усилившаяся ассирийская монархия начинает всё более и более расширять свои границы. К 738 г. до Р.Х. Тиглатпалассар III (в Библии Феглаффеласар) обложил данью Самарию. Через несколько лет, около 734 г., два небольшие государства, Сирия и Израиль, задумали создать сильную коалицию против Ассирии, в которую должны были войти страны восточного Средиземноморья. Когда Иудея отказалась присоединиться, Репин, царь сирийский, и Факей, царь израильский, заключившие между собой союз, вторглись в Иудею с целью свергнуть царствующего в ней Ахаза и возвести на иудейский престол вместо Давидовой новую династию в лице «сына Тавеилова», вероятно, из сирийских принцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Но у экзегезы александрийского типа был аналог и собственно в бытовой сфере церковной жизни: речь идет о неуклонно развивающейся от века к веку системе годовых праздников. «Единожды умер Христос», — восклицая Августин; но каждый год в неизменной череде Пасха сменяла Страстную Пятницу. Космическое круговращение времен года было поставлено где–то рядом с неповторимостью событий «священной истории», разумеется, как подобие этой неповторимости, как ее «икона», но психологически — как ее возможная Снова человек мог ощущать себя внутри замкнутого священного круга, а не только на конечном, прямой, узком пути, имеющем цель. Вернемся к александрийской школе — и одновременно перейдем к следующему, третьему пункту наших рассуждений. У александрийской школы был соперник и оппонент — антиохийская школа. В противоположность александрийскому аллегоризму антиохийцы культивировали интерес к буквально–историческому смыслу Библии, в противоположность платонизирующему александрийскому онтологизму и космологизму — юридически окрашенную этику свободной воли, восточную идеологию священной державы и восточноэллинистический тип историографических занятий. Здесь не место рассматривать, как тенденции антиохийской и александрийской школ в наиболее крайнем своем выражении дали две «христологические» ереси — соответственно несторианство и монофизитство, открывшие выход центробежным силам культурно–этнического сепаратизма; как антиохийская этика свободной воли с ее правовым уклоном повлияла на западную, латинскую теологию; как умеренные формы александрийства и антиохийства вошли в синтез византийского богословия. Сейчас нас занимает иное: почему выразившаяся в деятельности антиохийцев и вообще присущая сирийско–палестинским кругам заинтересованность в историографическом оформлении идеологии священной державы тоже могла быть путем — еще одним путем, — уводившим от новозаветного, раннехристианского историзма. Основатель и классик церковной историографии, виднейший идеолог священной державы — Евсевий Кесарийский.

http://predanie.ru/book/217170-poetika-r...

В настоящее время в литургической практике эфиопов совершаются следующие литургии: 1. Общая эфиопская, или апостольская. 2. Господа нашего Иисуса Христа. 3. Девы Марии. 4. «Святого» Диоскора. 5. Святого Иоанна Златоуста. 6. Святого Иоанна Евангелиста. 7. Святого Иакова, брата Господня. 8. Святого Григория Армянского. 9. 318-ти православных отцов. 10. Святого Афанасия. 11. Святого Василия Великого (перевод с коптской литургии того же имени). 12. Святого Григория Назианзина. 13. Святого Епифания. 14. Святого Кирилла Александрийского. 15. Того же святого в иной редакции.   Останавливая наше внимание только на первой из них, мы должны о ней сказать следующее. Это очень растянутая литургия, имеющая в своей структуре много своеобразного, образовавшаяся уже в совершенно самостоятельной обстановке, далеко от связи с другими литургиями. В ней много разных молитв, читаемых при приготовлении алтаря, над дискосом, чашей, лжицей, звездицей, которые, вероятно, надо читать над каждым из этих предметов не при каждом совершении Литургии, a только при освящении их. Также читаются несколько молитв приношения и над принесшими Дары, разрешительные молитвы и разные поминовения, что все вместе взятое, как стоящее в начале чина, соответствует нашей проскомидии. Символ веры не вполне согласен с православным. Сама анафора начинается по-александрийски, т. е. словами «Господь со всеми вами», a не формулой из 2 Кор. 13:13: «Благодать Господа нашего…». Обычных слов «Горé сердца» и «Благодарим Господа» нет, a прямо начинается благодарственная (евхаристическая) молитва. Она отличается, в сравнение с прочими, относительной краткостью, но имеет все классические части анафоры: praefatio, intercessio, Sanctus, установительные слова, anamnesis и epiclesis, после которого опять повторяется поминовение епископата, клира, царя, живых и усопших. Выше уже неоднократно упоминалось, что главной отличительной особенностью александрийского типа литургий является то несколько необычное, по сравнению с сирийско-византийскими анафорами, место, которое в них занимают ходатайственные молитвы, т. е.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

На этой земле протекала их история целое тысячелетие, до прихода на Восток римлян, разрушения ими Иерусалима и храма Господня. На этой земле в ветхозаветные времена Господь готовил избавление всему человечеству в лице грядущего Искупителя мира. Палестина расположена вдоль восточного берега Средиземного моря. На севере ее окаймляют горы Ливан, Антиливан и Ермон. На юге она граничит с Синайской пустыней, а на востоке к ней непосредственно примыкает огромная Сирийско-Аравийская пустыня. Всего эта страна занимает площадь 25 124 кв. километра (См. карту). Вдоль палестинского берега Средиземного моря проходил древний караванный путь из Египта в Месопотамию, с одной стороны, и в Грецию — с другой. Навьюченные товарами верблюды шли через холмы Галилеи в город Дамаск, где был пограничный пункт мировой торговли. По своей природе Палестину можно назвать страной контрастов. Здесь есть и берег великого моря, и пустыня, и горы, и долины, и озера, и реки, и леса. Климат тоже разнообразный. Если на севере Палестины, на величественных вершинах гор Ермона, лежат вечные снега, то в долине Мертвого моря жара достигает тропической силы. В городе Иерихоне и в его окрестностях при нестерпимой жаре люди носят легкие одежды, тогда как в 20 километрах в сторону, в верхней Иудее, бывают морозы и снег. Люди здесь живут в каменных домах и носят теплые одежды. В районе Иерусалима климат похож на среднеевропейский. В Палестине встречается разнообразная растительность. На севере, в горах Ливана, растут пихты, кедры и другие хвойные деревья; на берегах Иордана пальмы и кипарисы; среди холмов Галилеи много дуба, маслин и смоковниц. Земля хорошо родит виноград, пшеницу и другие злаки, есть хорошие пастбища. По характеру поверхности Палестина является плоскогорьем, изрезанным глубокими долинами и ущельями, по которым в зимнее время бурно несутся дождевые потоки. От Ливана на западе и Ермона на востоке тянутся по обеим сторонам Иордана огромные горные отроги на всем протяжении страны. На западе они известны под названием Неффалимовых и Ефремовых гор; на востоке же — Авранских, Галаадских и Аваримских гор. Кое-где горная цепь прерывается большими долинами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010