Подробности см. в работе проф. Н.Д. Успенского «Византийская литургия». Глава пятая. Из истории молитвы «Никтоже достоин», и в книге «Собрание древних литургий восточных и западных», Изд. 2-е. – М., «ДАРЪ» – 2015, стр. 402–403. 15 Известный монастырь в г. Россано. Обладал одной из богатейших библиотек с известным скрипторием: кодексы и переводы древних рукописей, созданные здесь, до сих пор хранятся в библиотеке Ватикана, в аббатстве Гроттаферрата и в других библиотеках по всему миру. 16 В этих словах нельзя не заметить следов древне-христианского воззрения на всеобщее священство. 18 Добраться до первоосновы литургий сирийско-палестинской отрасли, за неимением положительного критерия, столь же трудно, как и до первоосновы литургий египетско-александрийской фамилии, а заниматься урезыванием и сокращением оставшихся списков по рецепту сравнительной литургической критики Бунзена едва ли будет занятием благодарным и полезным. Выделит позднейшие наслоения в роде указанных (в Калабр. сп. литургии Марка), конечно, не трудно, но добиться путем такого урезывания до научной первоосновы–путь очень неверный и субъективный, и потому приходится ограничиваться указанием на выдающиеся образцы этой литургийной отрасли и на ее древнейших представителей. 20 О Духе Св. выражается в том же смысле. См. молитву епископа над преклонившими главы оглашенными. 21 На этот путь изучения литургии в свое время обратил серьезное внимание Бингам. В своем известном сочинении: Origines ecclesiasticæ он сделал извлечение из сочинений Златоуста и собрал все места, относящияся до литургии его времени, в особом отделе: Epitome antiquae liturgiæ ex genuinis scriptis Chrysostomi. Но труд Бингама, сделанный с величайшим старанием и добросовестностию ученого, имеет тот недостаток, что следует не порядку литургии в изложении извлеченного материала, но приводит его в порядке парижского издания сочинений Златоуста–издания неполного. Этот недостаток отчасти был устранен Клавдием де-Санктесом, но его очерк беднее по содержанию и имеет меньше научного достоинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Далее в начале третьей главы Исаия еще раз символическим действием пророчествует о скором падении сирийско-израильской коалиции. Пророк на большом свитке в присутствии достоверных свидетелей, написал возвещенные ему Богом слова «Магершелалхашбаз» «спешит грабеж, ускоряет добыча». Это же имя он дает своему новорожденному сыну. Здесь же далее дается и пояснение пророчества: прежде, чем ребенок научится лепетать первые слова – богатства Дамаска и Сирии понесут пред царем Ассирийским. В конце восьмой главы говорится о бедствиях иудеев и особенно Галилеи, северной части Палестины от нашествия ассирийцев. В начале же следующей, девятой главы содержится предсказание о той славе, которая наступит для Галилеи в мессианские времена, когда она станет первым местом евангельской проповеди Мессии Эммануила. 9 глава 1 стих. О возвышении некогда умаленной Галилеи языческой. «Языческой» Галилея названа потому, что большинство населения ее составляли язычники, отрицательно влияющие на иудеев. Из-за религиозного невежества жителей, зараженных языческими суевериями, «ходящих во тьме и живущих в тени смертной», авторитет Галилеи среди евреев пал. Евреи с презрением смотрели на своих северных собратьев и были убеждены, что из Галилеи пророк не приходит и что из Назарета, поэтому ничего доброго ожидать нельзя ( Ин.1:46; 7:41–52 ). 2 стих. Этот униженный народ первым сподобится увидеть «свет великий». «Великий Свет» Господь Иисус Христос. «Свет истинный, просвещающий всякого человека грядущего в мир» ( Ин.1:9 ). Симеон Богоприимец называет Младенца «светом к просвещению язычников» ( Лк.26:32 ). В таком смысле объясняет исполнение этого пророчества и святой евангелист Матфей при описании начала общественного служения Иисуса Христа. После крещения и искушения в пустыне Господь удалился из Иудеи в Галилею и поселился в Капернауме, и здесь воссиял Свет Его евангельской проповеди во исполнение пророчества Исаии ( Мф.4:12–18 ). 3–4 стихи. О веселии народа, избавленного от ига греховного. Победа Мессии над врагами человеческого спасения будет также чудесна, как победа Гедеона над мадианитянами ( Суд. 68 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

 [xli] Ленин В.И. Речь на I Всероссийском съезде по просвещению 28 августа 1918 г.//Полн. собр. соч. Т. 37. С. 77.  [xliii] Г. Шульц писал: «Проведение отделения церкви от государства и в области школы обосновывается самим ходом развития. За государством, правда, признаются права и обязанность заботиться о научном, техническом и нравственном образовании детей, но не об образовании догматически-религиозном. Религия немыслима без известного круга метафизических представлений. Но метафизические представления и связанные с ними предания господствующих религиозных систем, которые возникли тысячи лет тому назад, в существенной своей части не соответствуют более знанию и мышлению нашего времени, тем более, что и вероисповедания борются друг с другом, и даже теологи одного и того же вероисповедания не могут сговориться друг с другом». «Бессмысленно в первые годы обучения мучить детей обычаями, нравственностью и идеями сирийско-арабских бедуинов доисторических времён; бессмысленно мучить их библейскими изречениями и стихами из молитвенника, в которых им непонятно почти каждое слово, и они теряют всякую охоту к предмету, если им в течение восьми лет приходится беспрерывно работать сызнова всё один и тот же материал». (Шульц Г. Школьная реформа социал-демократии. Пер. с нем. Н. Олигер. Пг., 1918. С. 101-102.; Десницкий В.А. (Строев В.) Церковь и школа. Берлин: РСФСР, Государственное издательство, 1923. C. 26).  [xliv] А.В. Луначарский в докладе на девятом заседании XIV Всероссийского съезда Советов 15 мая 1929 г. признавался: «Я с удовольствием прочёл в эмигрантских газетах фразу, что " известный культурный садист Луначарский теперь занялся тем, чтобы отнять у советских детей их веру " . С удовольствием подписываюсь, что я хочу самым садистским образом это самое зелье как-нибудь вытравить и выполоть с наших полей и огородов» (Луначарский А.В. [Доклад о культурно-просветительной работе 15 мая 1929 г. на девятом заседании съезда]//XIV Всероссийский съезд Советов. М.: Изд. ВЦИК, 1929. Бюллетень 12. С. 25).

http://bogoslov.ru/article/735103

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ДИГЕСТЫ» ЮСТИНИАНА «Дигесты» Юстиниана [лат. Digesta Iustiniani; греч. Πανδκται; Пандекты], наиболее известный и крупный сборник фрагментов произведений рим. юристов I-III вв. Составлен по указанию визант. имп. св. Юстиниана I в 530-533 гг. комиссией во главе с юристом Трибонианом из Каппадокии в рамках крупномасштабной реформы законодательства и юридического образования в Византии. «Д.» Ю. составляют 2-ю, наиболее объемную часть Corpus juris civilis (Свод гражданского права - под этим общим названием части юстиниановской кодификации были соединены в средние века начиная с XII в.) имп. Юстиниана I. Составление «Д.» Ю. было обусловлено необходимостью упорядочить источники рим. права, произведения рим. юристов II-III вв. (ius) и имп. конституции (leges). Первые составляли обширный и неудобный в употреблении корпус лит-ры, которую не всегда понимали юристы, судьи, гос. деятели поздней античности. Кроме того, с течением времени сочинения юристов II-III вв. постепенно становились «древним правом» (ius vetus), к-рое не отражало изменений в действующем праве. По сравнению с имп. конституциями (с кон. III в. было составлено 3 кодекса: частные - Codex Gregorianus и Codex Hermogenianus и офиц.- Кодекс имп. Феодосия II Младшего (438)) упорядочение и обновление юридической лит-ры было менее успешным. В 321 г., чтобы облегчить работу с юридическими сочинениями, имп. равноап. Константин I Великий лишил силы замечания юристов Ульпиана и Павла к сочинениям Папиниана, который был признан величайшим авторитетом (CJ. 9. 51. 13 pr.). В 426 г. императоры Феодосий II и Валентиниан III издали конституцию (т. н. закон о цитировании - Lex Allegatoria: CTh. 1. 4. 3) об обязательности правовых позиций 5 корифеев рим. юриспруденции - Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая и Модестина. В IV-V вв. появились небольшие частные сборники сочинений юристов (в т. ч. Сирийско-Римский судебник V в., Fragmenta Vaticana нач. V в., Сентенции Павла). Однако в целом задача по упорядочению и обновлению «древнего права» вплоть до составления «Д.» Ю. оставалась нерешенной.

http://pravenc.ru/text/171973.html

В 381 году свят. Мелетий рукоположил свят. Иоанна в диакона, а в 386 году еп. Флавиан, преемник свят. Мелетия, – во пресвитера. Свят. Иоанну было тогда около сорока лет. Став священником, он широко развил благотворительную деятельность в Антиохии. Кроме этого, он прославился своими замечательными проповедями, которые говорил на самые разные случаи. В 397 году свят. Иоанн был возведен, против своего желания, на Константинопольскую кафедру, где перед ним открылось широкое поле архипастырской деятельности. Будучи пламенным и искренним проповедником высокого евангельского идеала свят. Иоанн не всем пришелся по вкусу в столице империи. Он совершал длинные богослужения, не устраивал приемов, не дорожил дружбой с сильными мира сего, заступался за обижаемых, обличал роскошь и многочисленные пороки жителей столицы, был требователен к клиру и монашествующим. Все это вскоре доставило ему массу недоброжелателей, сама императрица Евдоксия оскорбилась обличениями легкомысленности дам высшего света. Вскоре конфликт с императрицей еще более обострился. Высшей критической точки положение свят. Иоанна в Константинополе достигло после того, как в 401 году в столицу прибыли пятьдесят египетских монахов, отлученных архиеп. Феофилом Александрийским по обвинению в оригенизме. Свят. Иоанн не нашел, что монашествующие разделяют заблуждения Оригена и желал объясниться с архиеп. Феофилом. Но последний уже готовился предъявить свят. Иоанну серьезное обвинение в новой «ереси» – поддержке оригенизма. С этой целью архиеп. Феофил привлек на свою сторону маститого старца свят. Епифания Кипрского , знаменитого, но не всегда объективного ересеолога. (Парадоксальна сама постановка вопроса: как мог свят. Иоанн, будучи типичным представителем сирийско-антиохийской школы, сочувствовать противоположным богословским взглядам александрийцев-оригенистов?). В результате, при поддержке императора Аркадия, в 403 году архиеп. Феофил провел т. н. «Собор при дубе». Свят. Иоанн трижды отклонил предложения явиться на его заседания. На Соборе, кроме оригенизма, свят. Иоанну вменяли целый ряд административных «преступлений». В результате он был «низложен» и приговорен к ссылке, хотя выдвигалось требование и о казни святителя. После удаления свят. Иоанна из столицы произошло сильное землетрясение. Испуганная императрица Евдоксия просила вернуть святителя, что и было исполнено на радость паствы.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

По обычаям того времени, за низвержением Ахаза должен был подвергнуться истреблению весь дом Давида. Библейская история представляет нам немало подобных примеров. Так, Вааса, воцарившись в Израиле, «избил весь дом Иеровоамов, не оставил ни души у Иеровоама» (3 Царств, 15:29). Замврий, вступив на престол, «истребил весь дом Ваасы, не оставив ни родственников его, ни друзей его» ( 3Цар.16:11 ). Такую же участь приготовил Гофолия всему царскому роду в Иудее ( 4Цар.11:1 ). Если бы осуществились замыслы Рецина и Факея, весь дом Давидов как по прямой, так и по побочной линии был бы наверняка истреблен. Сирийско-израильская коалиция начала вторжение в Иудею весьма успешно. Согласно описанию 2Цар.28:17–18 120-ти тысячное иудейское войско было уничтожено сирийцами в один день, а израильтяне увели в плен 200 тысяч иудеев. После этого союзники осадили столицу Иудеи Иерусалим, а отряды идумеев и филистимлян рассеялись по стране, по беззащитным городам и селам, где безнаказанно грабили и забирали в плен. Успехи союзников привели в трепет Ахаза и весь иудейский народ (ст.2). ( 4Цар.16:78 ). Ахаз обращается за помощью к Тиглат Паласару III, ассирийскому царю, посылая ему в дар золото и серебро Иерусалимского храма и дома царского. Стихи 3–9 включают в себя речь пророка к Ахазу. По повелению Божию Исаия должен был явиться к Ахазу вместе с сыном Шеар-ясувом («остаток спасения»). Имя сына Исаии предвозвещало как реальность наказания, так и помилования. Среди иудеев, отвратившихся от Господа, сохранится очищенный обратившийся к Богу верующий остаток, который возрадуется спасению о Господе и будет исполнять Его волю. Учение об «остатке» является одним из основных учений Исаии. Исаия призывает к мужеству Ахаза и предсказывает скорое падение Рецина и Факея, «этих дымящихся головней». Через 65 лет Ефрем перестанет быть народом» (8). Ефремово колено занимало самую большую территорию в Израильском царстве, этому здесь «Ефрем» – символ могущества Северного царства. 65 лет следует считать от момента пророчества Амоса о гибели Северного царства. Исаия, таким образом, лишь повторяет уже известное пророчество. Так или иначе, а через 65 лет (если считать от времен Исаии), т.е. в годы царя Манассии от Израильского царства давно уже не осталось следа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Считаем необходимым здесь отметить высокой важности факт, именно тот, что на настоящем донесении преосв. Кирилла о его путешествии по Сирии и сношениях его с униатами Государь Император Aлekcahдp II изволил собственноручно написать: «дай Бог ему успеха в обращении униатов». Несомненно, что такое Высочайшее одобрение деятельности преосв. Кирилла по вопросу униатскому в Сирии побудило и наше гражданское правительство обратить свое особенное внимание на это дело, и начальнику русской духовной миссии в Иерусалиме придало больше энергии в деятельности. В официальном своем отчете от 10 февраля 1859 года преосв. Кирилл сообщал русскому правительству более подробные сведения о положении униатского дела в Сирии и о своих собственных соображениях по этому вопросу. «Ко времени моего приезда в Бейрут, – писал он здесь, – начинался кризис в этом трудном и многосложном деле. Лапши употребили свои меры к восстановлению отрекшегося от сана греко-униатского патриарха Климента и, по получении папских приказаний, решились торжественно возвратить его пастве, для чего и латинский патриарх Валерга отправился из Иерусалима в Бейрут. Дело не удалось: вся партия так называемых «восточных», т. е. не принявших западного календаря, решительно отказалась от всяких сношений с экс-патриархом. Он удалился на Кармил. А между его защитниками – патриархом Валергою, кардиналом Бруно и французским консулом в Бейруте, и его противниками – архиереями и мирянами восточной партии начались споры, доходившие до раздражения и крайностей с обеих сторон: самые горячие конференции у патриарха Валерги с бейрутским греко-униатским архиереем происходили в то время, когда я был в Бейруте. Этот преосвященный, как и его партия, не замедлил познакомиться со мною в доме нашего консула. Не входя в дело, я не мог однако же не выразить пред преосвященным сочувствия твердости его убеждений послал в его церковь , па память моего посещения, напрестольный крест. С этой стороны дело шло хорошо; дурно – с другой. Патриарх антиохийский (православный), сначала взявшийся было за греко-униатский вопрос с пастырским усердием и надлежащею энергиею, к этому времени уже остыл и запутал дело. По личным расчетам и побуждениям, он удалил из Дамаска преосвященного Герасима, в котором «восточные» имели сильную опору, и, несмотря ни на какие просьбы, не хотел возвращать его в Дамаск: это произвело недоброе впечатление на восточных. В довершение всех бед патриарх не сдержал своего слова и, отказав в обещанной прежде ничтожной сумме, издержанной по делу в с. Махре, предубедил против себя окончательно приматов восточной партии; а брат его, управляющий патриархиею, делал между тем личные оскорбления этим приматам. Все это повело к тому, что доверия между патриархом и восточными уже не стало, а возродилась, вместо него, непримиримая ненависть к духовенству православному во всех членах партии восточных.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

Не довольствуясь просто верою в Откровение об этой высочайшей тайне, и отважившись исследовать ее по началам разума, эти лжеучители открыли мнимое противоречие в допущении единства и, вместе, троичности в Божестве и потому, пришли к признанию в Боге только единства и отрицанию в Нем троичности Лиц. Отметим главного представителя партии эвионейских монархиан – Павла Самосатского, епископа Сирийско-Антиохийского, который, как ему представлялось, во имя божественного единоначалия (μοναρχα), вздумал отвергать Божество сверхъестественно воплотившегося Сына Божия, а также и Святого Духа. Он учил: «Отец, Сын и Святой Дух одно Лицо; Христос есть Логос – ум, мудрость. Эта премудрость соединилась с человеком Иисусом при крещении, и потому-то Христос, Сын Божий, учил истине, творил чудеса». На том же основании Праксей, живший при Марке Аврелии, и Ноэт – оба из Смирны, и, позднее, Савеллий, уроженец Ливии, пресвитер Птолемаидский, главный представитель партии патрипассианских монархиан, не хотели допускать вечного и самостоятельного, т. е. личного бытия Сына Божия и Святого Духа. По представлениям Савелия: «В Божестве – одно Лицо и одно существо. Сын и Святой Дух – внешние выразители Отца, как абсолютной и бесконечной монады, или единицы, проявляющие Его, соответственно нуждам и потребностям мира и человечества. Результатом деятельности божественного Логоса в образе Духа Святого будет возведение людей до последней, и возможной, для них степени нравственного совершенства, а, вместе с тем – улучшение всей твари и возвращение ее в первобытное состояние. С достижением этого, существование мира кончится – все возвратится, и погрузится в Бога и будет снова одна абсолютная монада». Лжеучение монархиан продолжили впоследствии: в IV веке Маркелл, епископ Анкирский и, еще более известный ученик его, Фотин, епископ Сирмийский. Одновременно с Праксеем, т. е. в конце II века, в противоположность идеально-рационалистическому направлению гностиков, выступил мистик и фанатик Монтан, который до обращения в христианство был языческим жрецом, и который вообразил себе, что Божественный Дух Утешитель (Параклит), обещанный Христом ученикам, обитает именно в нем, Монтане, и, что последователи его, удостаивающиеся черезвычайных откровений и даров пророчества, суть одни совершенные «духовные» христиане, и начинают собою истинно благодатный период Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

— Насколько часто сейчас происходят нападения на духовных лидеров? Почему боевики выбирают именно их? — Духовные лидеры способны поддержать сирийский народ в трудной ситуации. К ним обращаются люди, к их мнению прислушиваются. Зачастую их слово имеет больший вес, чем слово политиков. Поэтому именно христианские священнослужители и мусульманские духовные лидеры, выступающие за сохранение мира в стране и поддерживающие правительство Башара Асада, подвергаются жестоким гонениям. Ведь сказано в Писании: «поражу пастыря, и рассеются овцы». Например, тот же Ахмед Бадр эд-Дин Хассун пользуется большим авторитетом не только у мусульман, но и у христиан страны — как и каждый, кто выступает за мирное урегулирование конфликта. В прошлом году из-за отказа поддержать повстанцев, боевики предъявили верховному муфтию ультиматум с требованием покинуть Сирию, а потом убили его сына. Но на следующий день после этого преступления муфтий заявил, что прощает бандитов и снова призвал сесть за стол переговоров. Недавно в Сирии также был убит известный сирийско-курдский суннитский лидер Мухаммад Саид Рамадан аль-Бути, ему было около 90 лет. В знак уважения к его мученичеству за свою веру, его похоронили в мавзолее Салладина в мечети Омейядов в Дамаске. Нападения на христианских священнослужителей также происходят регулярно. Несмотря на это, Патриарх Антиохийский Иоанн Х на своей первой пресс-конференции после интронизации заявил, что Патриарший престол останется в Дамаске. Христианские духовные лидеры будут вместе со своим народом. Но с каждым днем опасность для христиан возрастает. Так, например, недавнее похищение митрополита Алеппского Павла, брата Патриарха Антиохийского, и митрополита Алеппского Сирийской Ортодоксальной Церкви мар Григория Иоанна Ибрагима, — это беспрецедентное событие, хотя священнослужителей и раньше похищали. По данным ООН, всего в Сирии за время военного конфликта убито 70 тысяч человек, более полутора миллионов стали беженцами. Недавно от бомб боевиков погибли сразу 36 детей, а днем позже захватили автобус с 45 женщинами и детьми... Список преступлений можно долго продолжать, кажется, что для сирийских повстанцев нет никаких моральных ограничений. И если боевые действия продолжатся или боевики придут к власти, то христианское население Сирии будет уничтожено полностью — в этом мы, члены российской делегации, могли убедиться сами во время своей поездки.

http://e-vestnik.ru/interviews/siria_gla...

Скорому положительному разрешению обнаружившегося среди сирийских униатов стремления к воссоединению с православною церковью больше всего препятствовала вражда между иерархиею – греческою и паствою – арабскою. Вражда эта была настолько сильная, что униаты сирийские изъявляли желание возвратиться в православную церковь под единственным условием, чтобы им не быть в подчинении у антиохийского патриарха, и, наоборот, быть в союзе и под покровительством всероссийского Св. Синода. Исполнение этого желания сирийских униатов, разумеется, было невозможно, так как это могло бы быть истолковано в смысле противоканонического вмешательства русской церкви во внутренние дела другой самостоятельной церкви – антиохийской. Вот почему не без смущения и боязни подходил к делу воссоединения сирийских униатов с православною церковью преосв. Кирилл, всей душой сочувствовавший ему, но в то же время предвидевший возможность обвинения его самого в нарушении церковных канонов. «Я считаю себя обязанным, – писал он в отчете 10 февраля 1859 года, – употребить все меры к тому, чтобы не упустить этих 15–20, 100 душ, который видят для себя единственный залог спасения в союзе с церковью русскою. Напрасно стал бы кто-либо опасаться нарушения мною правил церковных, которые умел я уважать прежде еще, чем их узнал и изучил. Сохраню и церковные правила и не нарушу долга пред Государем. Я уже примирил восточную партию с антиохийскою патриархией, насколько мог: она дала мне слово терпеть все от патриархии, лишь бы только знать, что над ними бдит внимательное око. Больше требовать нельзя: для этого нужно бы пересоздать весь Восток. Новоприсоединяющиеся никогда не составят особой епархии и какого-либо отдельного управления, всегда будут чадами антиохийского престола, но никогда не видать их у своего подножия антиохийскому престолу, если Святейший Синод Всероссийский не возьмет на себя посредничества между ними и патриархиею, которой не верить имеют они полное право, не даст покровительства и защиты, в случае притеснений, обид и злоупотреблений, которые, по принятому здесь порядку, не замедлят явиться» 280 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010