375 Монастырь Жича в 5 вёрстах от г. Кральова, построен около 1210 года первовенчанным сербским королём Стефаном. 376 Изложение сего закона – в нашей статье в Богосл. Вестнике, 1893, авг. Напечатан в Веснике српске цркве, 1890, май, стр. 427–496. Русский перевод проф. И.С. Пальмова в Христ. Чтении, 1891, и отдельными оттисками 1893. 381 Извлечение из письма – в Богосл. Вестнике 1897, апр., стр. 110–111; в сербском подлиннике напечатано в Веснике српске цркве, 1896, дек, стр. 1098–1100. 382 Юбилей этот описан в книге: «Четрдесетогодишньа прослава архипастирске службе митрополита српска господина Михаила. За штампу приредно архим. Кирил. Београд, 1895». 383 Грамота о сем епископов: Саввы жичского, Мелетия тимочского и Иннокентия пишского от 14 октября 1895 года – в Веснике српске цркве, 1895, окт., стр. 905–906. Обычно же митрополит Сербский носит, как и прочие сербские епископы, чёрный клобук. 384 Немало написано митрополитом Михаилом «молитв», вошедших в различные требники, чины и т. п. Заметим здесь, кстати, что им установлено править в сербской церкви службы св. благоверному в. к. Александру Невскому и прп. отцу Сергию Радонежскому и всея России чудотворцу, что свидетельствует о весьма желательном взаимном русско-сербском единении во Христе. 385 Пишущий эти строки имел удовольствие получить эту книгу вместе с некоторыми другими сочинениями лично от высокопреосвященного автора – в бытность свою в Белграде в 1871–1875 годах. 395 C.R. Gregory, Die Kleinschift Handschriften des Neuen Testaments – в Theologische Studien, Göttingen, 1897, S. 277–281. 398 Получен проф. Н.Е. Троицким – во время поездки его на Восток – в Константинополе от Г.П. Бихнери (Βηχνρηες) в 1886 г. 400 Из более чем 281 листов полного объёма сохранилось только 160 листов и в частности из евангельского текста имеется, по вычислениям автора рассматриваемой части, до 112 листов, т. е. немного более трети рассматриваемой суммы, каковая равняется 37% ... 403 Согласные между собою унциальные кодексы сирийско-византийского типа – по Тишендорфу «второго порядка позднейшей формы текста» (под сиглами DFGHKMSUV) обозначаются у него в 8-ом большом издании Нового Завета (Lipsiae 1869, Vol. I) так: «une».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В ранние периоды истории Индонезии известно о пребывании на ее земле восточных христиан, например, сирийско-антиохийской традиции, а позднее –нехалкидонитов.  В средние века до островов Индонезии одновременно с колонизацией добралось западное христианство. Известна обширная католическая миссия португальцев в начале 16 века, хотя первыми католическими миссионерами были монахи францисканского ордена еще в 14 веке. В начале 17 века острова современной Индонезии стали колонией Голландии, что привело к появлению миссии протестанской церкви. В конце 19 века  Индонезия была занята японцами и только в 1945 году страна приобрела независимость. Оппозиция индонезийцев по отношению к Западу была и остается очень глубокой: не только политической, но и религиозной. Даже теперь в умах обывателей христианство считается религией европейцев. Следовательно, христиане заклеймены не только как неверные, но и как изменники веры предков. Православная церковь в Индонезии нуждается в братских молитвах Вселенского Православия.  Чудо рождения церкви в Индонезии напоминает апостольские подвиги и, похоже, даже является продолжением одного из самых драматических.             Кто из апостолов мог проповедовать на этих островах?             Не так много достоверных знаний сохранилось до наших дней о деянии и житии всех апостолов, посланных на просвящение народов.  Даже сегодня мы наблюдаем, как динамично перекраивается политическая карта мира, а в этом сейсмически активном регионе на протяжении тысячелетий  изменения затронули  даже географическую карту. Древнейшая история Индонезии во многом пока еще не ясна. Основной областью расселения индонезийцев была территория, охватывающая Суматру, Яву и Малакку, носившей в древности название Явака. Широкую известность имели рудные богатства  островов: золото, серебро, олово. Наиболее передовой и экономически развитой была Суматра, название которой переводится как «остров золота». Общее название островов - Индонезия имеет морфологически греческое происхождение и означает «островная Индия». В публикуемых сегодня житиях апостолов миссионерское посещение Индии упомянуто в житии и в деяниях как минимум трех из них: апостола Фомы, апостола Варфоломея и апостола и евангелиста Матфея. 

http://radonezh.ru/analytics/nuzhna-li-p...

23 В первые века христианства в местах погребения мощей святых проходили богослужения. Почитание мощей святых, как и икон, было основано на чудесах, которые от них совершались. По решению V Карфагенского собора в основании каждого храма должны лежать мощи мучеников за христианскую веру. Среди мощей святых, положенных в основание Успенского собора Киево-Печерского монастыря, мощи святого Полиевкта – патриарха Константинопольского (за красноречие прозванного вторым Златоустом), который, по преданию, крестил княгиню Ольгу (память 5 февраля); Арефы Эфиопского – одного из мучеников, скончавшихся в Аравии в 523 г. (память 24 октября); святого Артемия, который перенес в Рим мощи апостолов Андрея и Луки и за распространение христианства в Египте принял в 363 г. мученическую смерть (память 20 октября). 24 Местными («наместными») называются иконы, которые имеют постоянное место в нижнем ярусе иконостаса, находятся по обеим сторонам царских врат в церкви. 26 Житие Антония Печерского, по предположению С.П. Розанова, было создано не позднее 90-х годов XI в. в Чернигове или Тмуторокани, ибо история возникновения Киево-Печерского монастыря в нем изложена иначе, чем в памятниках киевской литературной традиции (см. Розанов С.П. К вопросу о Житии преподобного Антония Печерского//ИОРЯС. 1914–1915. Т. 19. Кн. 1. С. 34–46). Житие Антония Печерского послужило источником сведений для авторов Повести временных лет и Киево-Печерского патерика («слова» о Евстратии, Агапите, Моисее Угрине, Феодоре и Василии и др.). Уже в XIII в. для составителей Патерика Житие Антония Печерского – редкий, забытый памятник; к XVI в. его не находят в русских рукописных собраниях. Малая распространенность и в дальнейшем утрата памятника связаны, видимо, с тем, что роль Антония в деле основания Киево-Печерского монастыря была со временем приписана Феодосию. В религиозно-политической борьбе эпохи победила «феодосьевская» школа монашества, занявшая прокняжескую позицию и противостоявшая греческой митрополии, активно участвовавшая в общественной жизни страны и осуждавшая крайние степени религиозного подвижничества – затворничество, отшельничество, юродство. Антоний же «обыкл един жити и не терпя всякаго мятежа и молвы». По мысли Г.П. Федотова , в Киево-Печерском монастыре в первый период его существования можно обнаружить «два потока духовной жизни: один – пещерный, аскетико-героический, другой – надземный, смиренно-послушный, социально-каритативный. Их корни восходят к святым основателям, а за ними и к двоякой традиции греческого Востока: палестино-студийской и египетско-сирийско-афонской» (см. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990. С. 76–77). История Патерика свидетельствует о нарастании в нем «феодосьевского» начала, что неизбежно вело к ослаблению «антоньевской» традиции. В первой половине XVII в. на Украине на основе летописных и агиографических источников было создано новое Житие Антония Печерского, которое вошло в Патерик издания 1661 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  б) Арабские переводы, сделанные с сирийского текста Пешито Между арабскими переводами, сделанными с сирийского текста, известен, прежде всего, перевод Деяний апостольских, 14 посланий св. ап. Павла и соборных посланий: ап. Иоанн, 1 Петрова и 1 Иоаннова, напечатанный в вышеупомянутом издании Ф. Ерпе (Arabs Erpenii) 1616 г. Кроме того, в новейшее время Тишендорфом во время путешествия по Востоку открыто несколько НОВЫХ манускриптов, содержащих подобный же арабский перевод частью Евангелий, частью – апостольских посланий. Из них некоторые относятся к VIII, некоторые же – к IX и X векам. 307 в) Арабские переводы, сделанные с Коптского перевода В Египте между коптами арабские переводы, сделанные с их местного церковного перевода, были распространены не менее, чем между сирийскими христианами-Несторианами и Яковитами. К этому разряду арабских переводов принадлежат, по мнению Тишендорфа, находящийся в издании Ерпо перевод соборных посланий: 2-го ап.Петра, 2-го и 3-го ап.Иоанна и послания ап.Иуды, а также перевод Апокалипсиса 308 . Таков же арабский перевод послания ап.Павла, открытый в одной хранящейся в Парижской библиотеке копто-арабской рукописи 17). 309 Несколько отрывков подобного же копто-арабского перевода послания ап.Павла открыты Тишендорфом. 310 Само собою разумеется, что все эти посредственные арабские переводы новозаветных книг, т.е. как копто-арабские, так и сирийско-арабские, прямого приложения к критике новозаветного текста иметь не могут; значение их важно собственно при оценке разногласных чтений в манускриптах тех самых переводов, с которых они сделаны. Существует еще мнение о том, будто бы в VIII веке в Испании Иоанном, Епископом Севильским, был сделан также арабский перевод Ветх. и Нов. Завета с Вульгаты 311 ; но справедливость этого известия в последнее время опровергается; существование такого перевода прямо относят к области фикций 312 . 28. Персидские переводы Из Персидских переводов в Европе доколе известны два: оба содержат только Четвероевангелие.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

1568 Его мирское имя, Антипа, упоминается лишь в одном списке Повести временных лет – в составе «Летописца Переяславля Суздальского» (см.: ПСРЛ. М., 1995. Т. 41. С. 56). См. об этом: Назаренко А.В., Турилов А.А. Антоний. Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 602. 1569 Высказывалась и иная точка зрения, в соответствии с которой местом пострига Антония Печерского следует считать Болгарию. См. об этом: Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X–XII вв. СПб., 1913. С. 167−169. 1571 Ср.: Синицына Н.В. Русское монашество и монастыри, X–XVII вв.//Православная энциклопедия. М., 2000. Том «Русская православная церковь ». С. 305. Г.П. Федотов писал, что в обители святых Антония и Феодосия сосуществовали «два потока духовной жизни: один – пещерный, аскетико-героический, другой – надземный, смиренно-послушный, социально-каритативный. Их корни восходят к святым основателям, а за ними и к двоякой традиции греческого Востока: палестино-студийской и египетско-сирийско-афонской» ( Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990. С. 76−77). 1572 См.: Творогов О.В. Житие Антония Печерского//Словарь книжников. Л., 1987. Вып. 1. С. 135−136; Назаренко А.В., Турилов А.А. Антоний. С. 602. 1573 См. о нём: Соколова Л.В. Житие Никодима Кожеозерского//Словарь книжников. СПб., 1992. Вып. 3, ч. 1. С. 374−377; Полетаева Е.А. Житие Никодима Кожеозерского в древнерусской агиографической традиции: Автореф. дис. (...) канд. филол. наук. Екатеринбург, 2005. 1574 См. о нём: Каган М.Д., Охотина Н.А. Житие Никандра Псковского//Словарь книжников. СПб., 1992. Вып. 3, ч. 1. С. 370−374; Охотникова В.И. 1) Житие Никандра Псковского в редакциях XVII в. ТОДРЛ. СПб., 2003. Т. 54. С. 435−490; 2) Житие Никандра Псковского: К вопросу о первоначальной редакции жития. ТОДРЛ. СПб., 2004. Т. 56. С. 481−500; 3) Поздние редакции Жития Никандра Псковского. Там же. С. 501−565. 1576 См. об этом памятнике, а также публикацию его текста: Петренко Н.А. Соловецкий патерик и Повести о Соловецких пустынножителях//Книжные центры Древней Руси: Соловецкий монастырь/Ред. тома С.А. Семячко. СПб., 2001. С. 491−506.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В это же время преп. Ефрем полемизировал с сектой Вардесана и местными гностиками, а впоследствии и с представителями арианства, проникшего в Месопотамию. По преданию, преп. Ефрем путешествовал к пустынножителям Египта. На обратном пути он посетил свят. Василия Великого в Кесарии Каппадокийской, который и посвятил его во диакона, а впоследствии присылал в Эдессу приглашение преп. Ефрему на епископскую кафедру, но преподобный посчитал себя недостойным. По возвращении в Эдессу преп. Ефрем предполагал остаток дней своих провести в уединении, но голод, постигший эдессян, заставил его заняться сбором пожертвований и продуктов для голодающей бедноты. Это был последний подвиг преп. Ефрема ради ближних. По возвращении из города в пещеру, он скоро заболел и, написав завещание, мирно скончался. Год кончины преп. Ефрема определить затруднительно. Вероятно, кончина последовала в 70-х годах IV века (в 372, 373 или 378 гг.), хотя некоторые относят дату кончины к самому началу V века. Память преп. Ефрема совершается 28 января/10 февраля. § 2. Сочинения Число сочинений преп. Ефрема, согласно данным патр. Фотия, достигало тысячи. Написаны они на местном сирийском языке, но еще при жизни преп. Ефрема часть из них была переведена на греческий язык. По числу составленных сочинений он в сирийско-язычной среде не знал себе равных. По свидетельству блаж. Иеронима, сочинения преп. Ефрема в древней Церкви читались на богослужениях после Священного Писания. Сочинения преп. Ефрема можно разделить на экзегетические, духовно-нравственные, полемико-догматические, литургические и историософские. Экзегетические творения преп. Ефрема являются одними из лучших его трудов. Он обладал знанием еврейского языка и вообще востока, это помогало ему при толковании Священного Писания и особенно Ветхого Завета. Иногда преп. Ефрем пользуется устным преданием, сохранявшимся на востоке. Ему были известны и толкования Ветхого Завета иудейских ученых его времени. Он нередко говорит о других толковниках, мнения которых иногда порицает, а иногда одобряет.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Исаия был необыкновенно одаренным проповедником. Всей силой своего поэтического дара он обличает безумие тех, кто полагается на греховные человеческие установления, и противопоставляет им мудрость уповающих на Царство Божие. Его пророчества были записаны для того, чтобы пробудить отклик в человеческих сердцах. И если нечестивые не услышат и ожесточат свои сердца против Господа (6,10), то благочестивые ответят на слова пророка благоговейным страхом и обращением к Богу. Содержание I. Господь Святой Израилев (1,1 12,6) А. Пророчество о наказании и надежде (1,1 5,30) Б. Призвание пророка и откровение Божией святости (6,1–13) В. Предсказания о наказании и надежде во время сирийско-ефремлянского нашествия (7,1 11,16) Г. Песнь искупленных (12,1–6) II. День Господень и все творение (13,1 23,18) А. Вавилон и Ассирия (13,1 14,27) Б. Земля Филистимская (14,28–32) В. Моав (15,1 16,14) Г. Дамаск (17,1–14) Д. Эфиопия и Египет (18,1 20,6) Е. Вавилон (21,1–10) Ж. Едом (21,11–12) З. Аравия (21,13–17) И. Иерусалим (22,1–25) К. Тир (23,1–18) III. Малый апокалипсис (24,1 27,13) А. Неизбежность дня Господня (24,1–23) Б. Радость преображения (25,1–12) В. Взаимоотношения Бога с Его народом (26,1 27,2) Г. Преображение (27,2–13) IV. Суд и спасение (28,1 35,10) А. Царства этого мира (28,1 33,24) Б. День возмездия и благоволения (34,1 35,10) V. Исаия и Езекия (36,1 39,8) А. Сеннахирим и Иерусалим (36,1 37,38) Б. Болезнь Езекии (38,1–22) В. Самоуверенность Езекии и пленение Иудеи (39,1–8) VI. Славное царство Божие (40,1 48,22) А. Провозглашение восстановления (40,1–31) Б. Божий план восстановления (41,1–29) В. Избранный народ свидетель Господнего искупления (42,1–13) Г. Призыв к вере в новые дела Господа (42,14 43,13) Д. Призыв к вере в обетования Господа о грядущем новом веке (43,14 44,23) Е. Господнее искупление в истории (44,24 45,25) Ж. Падение Вавилона (46,1 47,15) З. Призыв возвратиться к Господу и избежать суда, нависшего над Вавилоном (48,1–22) VII. Служение восстановления (49,1 55,13) А. Слуга Божий и возобновление обетовании (49,1 50,11)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Тогда, прежде всего, нужно будет рассмотреть, до какой степени униатская община могла уклониться и отступить от догматов и основных уставов православной церкви. Не допуская ни малейшего уклонения и послабления в догматах, восточная церковь , по мнению александрийского патриарха, могла дать униатам, при их воссоединении, значительные льготы и облегчения в церковных обрядах и обычаях, несвязанных с сущностью православия, ибо церковь , строго разборчивая в отношении к частным лицам, ищущим обращения в православную веру, оказывает несравненно большую терпимость, когда дело идет о принятии в лоно церкви православной целых народов. Поэтому, патриарх Калинник полагал, что, если только униаты не отступили от чистоты православно-догматического учения, то они могли бы быть приняты без всякого ограничения их наличных прав, с их епископами и прочим духовенством, при том, однако же, непременном условии чтобы, после воссоединения с православною церковью, они не заявляли уже своих притязаний на сохранение своих отличий от православной вселенской церкви. Так, например, за наличными униатскими священниками могли бы быть признаны все их права; но зато когда впредь будет предстоять надобность в поставлении священников для униатов, то посвящение их может совершаться безразлично арабским или греческим епископом, но во всяком случае не иначе, как по чину православной церкви. Точно также, если бы в чине совершения таинства крещения в общине униатов вкрались какие-либо отступления от практики православной церкви, то на будущее время все, имевшие вновь рождаться, дети должны быть крещаемы по чинопоследованию православной церкви без всяких отступлений. Условие это, по мнению патриарха Калинника, было решительно необходимо для ограждения единства церкви и предупреждения раскола. В заключение своей беседы с драгоманом русского посольства в Константинополе патриарх Калинник высказал, впрочем, как свое личное мнение, пожелание, чтобы в совещаниях синода великой константинопольской церкви, имевших открыться по столь важному делу, присутствовал и принимал участие представитель русской церкви и именно преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

Как глава католической церкви, папа имеет активное и пассивное право посольства. Представители его, действующие его именем в разных странах, называются вообще легатами: если они кардиналы, то называются legati a latere. С точки зрения международного права различаются nintii, имеющие ранг дипломатических представителей первого класса, т. е. послов и internintii, находящиеся в положении посланников и полномочных министров. Некоторые епископы в разных странах сохранили старинный титул прирожденных легатов (legati nati), но в настоящее время этот почетный титул не имеет практического значения. То же самое нужно сказать о примасах, т. е. о первых епископах разных национальных церквей. Вообще католическая церковь отдельных стран не имеет в настоящее время единой организации, т. е. такой, которая бы юридически объединяла всех католиков данной страны с подчинением одному местному церковному учреждению страны. Исключение составляют Россия, где имеется римско-католическая духовная коллегия, как высшее церковное учреждение для русских католиков, и восточные патриархаты, унированные с Римом. Из них три патриарха, образовавшиеся на развалинах древнего антиохийского патриархата, именуют себя антиохийскими: греко-мелкитский, маронитский и сирийско-яковитский. Кроме этих трех, существуют еще: халдейский патриархат в Вавилоне, армяно-католический (киликийский) и коптский. Все шесть патриархатов представляют собой обломки древних христологических ересей (несторианства, монофизитства и монофелитства). Патриархи, состоя в подчинении папе, имеют под своей юрисдикцией национальную церковь , следующую своим обрядам, напр. в отношении к чаше для мирян, в отношении к браку духовенства и проч. Их называют малыми патриархами (patriarchae minores), в отличие от великих (латинских же) патриархов – константинопольского, александрийского, антиохийского и иерусалимского. Латинские патриархи с титулом константинопольского и проч. явились в католической церкви с XIII в., когда, во время существования основанной крестоносцами латинской империи, восточные патриаршие кафедры были замещены латинянами. С падением латинской империи, патриархи – латиняне должны были оставить патриаршие кафедры востока, но посвящение на эти кафедры продолжается и до настоящего времени. Патриархи живут в Риме и соответствующей их титулу правительственной власти не имеют, за исключением латинского иерусалимского патриарха, который с 1847 г. резидирует в месте своей кафедры и ведет действительное управление, хотя не имеет подчиненных епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Если теперь Персидское и Греческое царства выведены на это зрелище, не смотря на некоторые важные их услуги церкви: то не естественно уже было бы опустить из виду владычества Сирийско–Египетского, от которого много и жестоко терпела церковь . Напротив, по этому самому, свойственно выставить это враждебное владычество во всей яркости, – как то и сделано в раскрываемом нами пророчестве. Это тем более, что по пророческому созерцанию Даниила, Еллинское царство ограничивается владычеством одного Александра и за тем представляется в кн. Даниила распадшим и уступающим место новому преобладанию (см. 11: 2–4 слч. 5: 28). Что касается до образа пророческого представления, царства мира сего представлены здесь пораженными и распадшимися от одного удара камня – не в том смысле, что они имели пасть все вдруг, при явлении вечного царства, а в том, что они должны были пасть собственно от победоносной силы грядущего Божественного царя, а это должно было совершиться последовательно или преемственно. По такому пророческому представлению, самый удар камня должен означать победоносную силу вечного царства, которая должна была проявиться над известными царствами, а не единовременное с разрушением сих последних открытие власти и силы вечного царства; Божие Царство должно было открыться уже за ниспровержением тех земных царств. Скажут: «удар таинственного камня направлен именно в ноги тела, след. последнее или четвертое царство должно разрушиться от непосредственного приражения к нему Царства Божия, уже по открытии последнего». Но если бы, отвечаем, действительно эта мысль выражена была символическим ударом в ноги, от которого распалось и все тело: то необходимо было бы дополнить такую мысль символа тем замечанием, что, тогда как четвертое царство должно пасть от непосредственного приражения открывшейся державы Божией, три предыдущие царства разрушаются уже посредством приражения державы Божией к четвертому царству. Вавилон, например, пал бы собственно потому, что владычество, следующее за ним через два царства, разрушено открывшимся Божиим царством.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010