66. Ватопедская академия была основана в 753 году. Во главе ее встал греческий богослов Евгений Булгарис (1717–1800), впоследствии принявший русское подданство и окончивший жизнь в России в сане епископа Славянского и Херсонского. Он покинул Академию в 1758 году, после чего она быстро пришла в упадок, хотя и просуществовала до конца XVIII века. 67. В Ватопедской библиотеке хранятся в рукописях сочинения Отцов Церкви — Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова и других, упоминаемые далее Птолемеевы географические карты XI века. (27 карт греческого геометра, астронома и физика Клавдия Птолемея (первая половина II века), изображающие участки земной поверхности между 67° северной и 16° южной широты, и являющиеся приложением к его «Географии»). 68. Новый стиль был введен Константинопольским патриархом Мелетием Метаксатисом в 1923 году. Он был принят в Греции и в части греческих монастырей Афона. Славянские монастыри и Руссик отказались принять его. 69. Греческий император Михаил Палеолог, единоличный император Никейской империи (1261–1282) повсеместно вводил унию, которую Лавра приняла вместе с Ксиропотамом, после чего была разрушена и запустела. 70. Также при Михаиле Палеологе. 71. Галла Плацидия (389–450) — дочь Феодосия Великого. В 21 год взята в плен королем вестготов Аларихом и после его смерти вышла за короля Атаульфа. После смерти сына Феодосия и гибели мужа вернулась в Рим и против воли была выдана братом Гонорием за генерала Констанция, от которого родила двоих детей — Валентиниана и Гонорию. После внезапной смерти Констанция император Гонорий отослал сестру в Византию. Полагают, что именно по пути туда Плацидия посетила Афон. Вернувшись в Италию с войском, она возвела на Западный трон Валентиниана и 25 лет была регентшей Римского государства. Еп. Порфирий Успенский относит посещение Плацидией Ватопеда к 422 г. и предполагает, что ею был построен Димитриевский придел Ватопедскот о собора. 72. Бенедиктинцы — монахи, принявшие устав Св. Бенедикта Нурсийского (480–543) — реформатора западноевропейского монашества. По сравнению с другими монашескими орденами, бенедиктинцы не придерживались чересчур строгих аскетических правил по отношению к одежде и телу, требовали наряду с духовными упражнениями усиленного физического труда, активно занимались науками. Как правило, в орден принимались люди из богатых и знатных семей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Адам был из семьи золотых дел мастера в Кенигсберге. Свою целожизненную учебу начал в местном университете, называвшемся Академией. Уже здесь от лютеранских профессоров философии и богословия Адам усвоил историко-критический метод при изучении христианских догматов. Пробыв несколько лет в Иене и изучая св.-отеческую литературу по несовершенным еще старым патрологическим изданиям, он узнал о богатстве св.-отеческих текстов, и печатных и рукописных, находимых в Англии. Адам переселился в Оксфорд и там, расширяя свои патрологические поиски, убедился в отрыве латинского Запада от догматического наследия восточных, греческих отцов и их понимания троичного догмата. Собрав обширный материал в Англии, Адам пришел и Париж и итальянские библиотеки уже со сложившимся устремлением – самому принять православие. Греческая церковь в ту пору, в половине XVII в., сама раздиралась догматическими спорами. Он устремился в близкую ему юго-западную Русь, помышлял и о Москве. В Чернигове Адам нашел отеческий приют у науколюбивого архиеп. Лазаря Барановича. Тот дал ему хлеб насущный для заканчивания его труда об исхождении Св. Духа. В Чернигове же Адам присоединен через миропомазание к православию в церкви Бориса и Глеба. После этого съездил на поклонение киевским святыням, был ласково встречен в Лавре и получил в дар св. мощи. В Чернигове Адама повидал гетман, оценил его разностороннюю ученость и пригласил на службу при его дворце в Батурине в качестве архитектора-художника. Адам здесь чувствовал себя очень хорошо. Среди технических и служебных дел Адам, отныне «Черниговец», закончил свой труд об исхождении Св. Духа в объеме свыше 1.000 страниц печатного текста. Написал еще и другое полемическое против латинства сочинение, разбив книгу иезуита Т. Рутки. Свои сочинения в латинском тексте Адам вручил на хранение и напечатание в библиотеку киевских митрополитов. Предание говорит, будто к концу своей жизни Адам Зерникав удалился в Киево-Печерскую обитель и там принял пострижение. Его ученый труд удостоился напечатания через 90 лет после его смерти заботами киевского митрополита Самуила Миславского: – Tracmamus Theologici ormhodoxi de processuone Spirimus Sancmi а Solo Ратге, elaborami аитоге Adamo Zoernicav. Bamurini in Parva Russia. Аппо 1682. Reguo monmi. 1774–76. Прочитав этот труд, пришел от него в восторг митрополит-грек Евгений Булгарис, служивший в русской церкви на кафедрах Бессарабской и Астраханской. Он перевел книгу на греческий язык и исхлопотал у Св. Синода средства для напечатания его в двух томах в Петербурге: Аδμ Ζоιρνιχ αβоυ. Воρоσσоυ περι της χπоρεσεως τоδ αγ. Пνεματоς χ μνоυ τоδ πατρς. (СПБ. 1797 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

В 1765 г. раскольники ворвались в новгородский Зеленецкий монастырь, выгнали начальствующих, сожгли иконы и книги, а затем и сами сожглись. По этому поводу архимандриту Платону (впоследствии (1775–1812 г.) митрополиту московскому) поручено было Св. Синодом составить Увещание к раскольникам, что тот и исполнил. В 1766 году это «Увещание» было издано. После кратких сведений о просвещении России христианскою верою, здесь излагается история исправления книг, устанавливается правильный взгляд на разности между старопечатными и новоисправленными книгами и рассматриваются следующие вопросы: о сложении перстов, о кресте, количестве просфор на проскомидии и хождении посолонь; говорится о старых русских обычаях (платье, бороде) и самоубийственном сожигательстве, а в конце помещён чин присоединения раскольников к православной Церкви. В основу «Увещания» положена та мысль, что «в силе веры раскольники согласны» с православными и «только за одни мелкости спорят». Мысль эта здесь обставлена такими частностями, что становится очевидною и для раскольника. Особое значение автор придаёт единению с Церковью и даёт ясно понять раскольникам, что они из-за «мелкостей» теряют надежду на спасение, почему усиленно приглашает их к общению с Церковью. Другая отличительная черта «Увещания» – любвеобильный тон, которым оно проникнуто от первой страницы до последней. Наконец, оно написано кратко, просто и ясно, без учёных изысканий, недоступных и неубедительных для раскольников. Вследствие таких достоинств «Увещание» не потеряло своего значения и до настоящего времени. В 1778 г. прибыл в Россию грек Никифор Феотокий, человек даровитый и всесторонне образованный, замечательный экзегет и богослов. Зная его учёность, славенский архиепископ Евгений Булгар назначил его ректором семинарии. В 1779 г. Никифор был поставлен в архиепископы Славенской (ныне Новороссийской) епархии. По прибытии на кафедру, преосвященный Никифор, как только узнал, что в его епархии есть много раскольников, составил Окружное послание, в котором убеждал их соединиться с православною Церковью. Некоторые из них послушались его гласа, другие же (раскольники Бахмутского уезда) вместо ответа подали ему соловецкую челобитную в 20 главах и просили на неё ответов. В 1780 г. ответы были написаны. Затем, когда преосвященный Никифор, уже архиепископом астраханским (1780–1792 г.), ездил в Саратов для осмотра церквей, то двое из иргизских раскольников – Сергий и Прохор подали ему от имени всего своего общества прошение, состоящее из 15 вопросов, на которые просили ответов. Ответом на эти вопросы явились со стороны Никифора «Ответы на 15 вопросов», а вместе с тем и «Ответ о св. мире», о чем Сергий и Прохор просили его словесно. В 1800 г. Окружное послание и указанные ответы были напечатаны в одной книге под общим заглавием: «Ответы».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

В Днепропетровске открыты катехизаторские курсы и регентская школа, в епархии действуют 45 воскресных школ. В 1998 г. возобновилось издание «Епархиальных ведомостей», с 2001 г. имеющих приложение - «Церковные вести». Издается ж. «Спасите наши души» с приложениями «Православные чудеса», «Радуга» (детское), «Православная семья». С 2000 г. выпускается правосл. газ. «Начало» с приложением - детским ж. «Богдан». Издаются «Вестник Павлоградского благочиния», «Вестник Новомосковского благочиния». Активно действуют в епархии братства и др. правосл. церковно-общественные организации: союз правосл. молодежи «Свет» (Днепропетровск), издающий ежемесячный ж. «Слово» с приложениями «Семья - малая Церковь» и «Православный медицинский листок», днепропетровское обл. движение в защиту канонического Православия «Путь православных», днепропетровский центр помощи жертвам деструктивных культов «Диалог», Центр правосл. культуры «Лествица» (при Центре действуют воскресная школа, 1-я на Украине правосл. б-ка, телестудия), Днепропетровское обл. благотворительное об-во им. свт. Николая Чудотворца, благотворительно-просветительское движение при днепропетровском Благовещенском храме по духовному окормлению пациентов психиатрической больницы, молодежное братство мц. Татианы в Днепропетровске. Д. и П. е. сотрудничает с гос. структурами в деле правосл. просвещения. При содействии МВД Украины построен храм во имя вмч. Георгия - памятник сотрудникам МВД, погибшим при исполнении служебных обязанностей. Храмы действуют во мн. больницах Днепропетровска и районных центрах, образуя больничное благочиние епархии. Совместно с Днепропетровской гос. финансовой академией, Днепропетровским национальным ун-том и редакцией ж. «Фuлocoфiя. Культура. Життя» епархия с 2003 г. ежегодно проводит богословско-философские чтения «Православие в мировой культуре» (Архангело-Михайловские чтения). Архиереи архиеп. Евгений (Булгарис; 1 окт. 1775 - 5 мая 1779); архиеп. Никифор (Феотоки ; 6 авг. 1779 - 28 нояб. 1786); еп. Амвросий (Серебренников; 28 нояб.

http://pravenc.ru/text/178625.html

В других письмах таже забота о послужных списках. Пусть послужные списки нужны были, чтобы «не лгать безответно», как замечал преосвященный (в письме к Анастасевичу). Но наполнять словарь ученых послужными списками – не дело размышляющего историка литературы; ордена и чины не прибавляли никому ни на золотник ума. Писали: умер по Коссову в 1057 г., по Копыстенскому в 1062 г., но Саковичу в 1069 г., по в каком именно году умер, оставляли не решенным. Не значит ли это говорить много ненужного и не говорить о нужном? Многое ненужное досаждает, а недостаток нужного увеличивает досаду. И вот плод обширного запаса сведений! (который пр. Филарет констатировал выше, на стр. 443, и который-де «много принес пользы любителям отечественной истории»...). Таким образом, в м. Евгение сколько изумляет собою обширность сведений ее, столько же поражает бездействие размышляющей силы, часто и резко высказывающееся». Все, что мы выписали из Филарета, прямо подсказывает нам, да полагаем, и всякому другому, что преосв. составитель «Обзора» претендует на вытеснение c нашего рабочего стола Словаря м. Евгения, как однородной справочной книги. Выходите как-будто, что некогда благословляемый труд киевского митрополита с 1857–1861 г. потерял для историков-литераторов свое былое значение. На самом деле это далеко не так, –Словарь пр. Евгения и доселе должен оставаться настольною книгою на ряду с «Обзором» Филарета, и первее всего потому, что в последнем опущены многие писатели, помещенные в первом. А именно: Аммон (инок), Андрей Савинович, Афанасий (монах XVII ст.), Виталий (игумен XVII ст), иером. Георгий Щербацкий, архим. Давид Нащипский, митр. Досифей, архиеп. Евгений Булгарис, Иосиф (келейник патр. Иова), Иосиф – 5 патриарх, еп. полоцкий Каллист, дьякон Луговский, архим. Воскресенского монастыря Никифор и игумен Феофан Леонтович. Что касается биографий, то, не говоря уже о том, что в них сплошь и рядом, не указываются условия развития авторской мысли и деятельности писателя, они по временам возмутительно малы в сравнении с биографиями Евгения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В июле 1953 г. владыка митрополит осматривал Благовещенскую церковь , Тихвинское и Лазаревское кладбища: «2 июля 1953 г. Четверг. Вчера днем осматривали Суворовскую усы-пальницу и всю б. Благовещенскую церковь и кладбища – Лазаревское и Тихвинское (некрополь). В Благовещенской церкви покоятся Митрополиты Серафим и Антоний I. Хранится и надпись над могилой м. Михаила (а сам он лежал в Дух. церкви). Там лежат архиеп. Евгений Булгар и Иннокентий П(неразб.). Там же родственника Петра I: сын Петр, сестра Наталья, Царица Параскевия, жена Иоанна V, дочь ее Екатерина Ив. и Принцесса Анна Леоп. (мать Иоанна VI Антоновича)… Дочь Павла I, дочь Александра I. Много интересных могил в Лазаревской церкви и на Лаз. Кладбище […]. 25 июля. Суббота. Вчера у Г.Г. Карпова. По вопросу о перехоронении Карпов обещал заняться этим вопросом (о соборе Лавры), но сказал, что на это, вероятно, трудно надеяться» 26 , – писал митрополит в дневнике. Согласно резолюции владыки от 11 июля 1953 г., была создана Комиссия по выяснению вопроса о перехоронении иерархов в бывшей Александро-Невской Лавре, в которую вошли протоиереи А. Медведский, С. Румянцев и церковный староста Б.И. Бычков. В отчетной докладной записке Комиссии от 31 июля 1953 г. говорилось: «1. Комиссии путем личного расследования и опроса экскурсоводов усыпальницы А.В. Суворова удалось выяснить и установить точное местонахождение могил: митрополита Антония (Вадковского) . митрополита Исидора (Никольского) и Палладия (Раева) – перенесенных на Никольское кладбище из б. Исидоровской лаврской церкви; архиепископа Иннокентия (Беляева), архиепископа Николая (Налимова), архиепископа Николая (Зиорова) и епископа Анастасия (Александрова) . Могилы перехороненных на кладбище епископов: Бориса (Плотникова) . Гермогена (Добронравова) и др. иерархов найти не удалось… 2 . О прахе погребенных в быв. Духовской церкви Петербургских Митрополитов: Михаила (Десницкого) . Серафима (Глаголевского). Антония (Рафальского), Никанора (Клементьева) и Григория (Постникова) нами установлено, что прах вышеназванных Архипастырей остался на месте их первоначального погребения в б. Свято-Духовской церкви, а именно:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

В нач. XVII в. на А. попытались развернуть свою деятельность иезуиты, стремившиеся убедить афонских подвижников принять унию. Папа Григорий XV послал на А. униатов Антония Василопула и Канакия Россиса, к-рым удалось организовать в Карее школу, действовавшую с 1636 по 1641 г. Управлял школой Николай Россис, посещало ее ок. 20 монахов. В 1641 г. по требованию К-польского Патриарха тур. власти вынудили иезуитов закрыть школу и покинуть А.; школа была перенесена в Фессалонику. Несмотря на общий культурный упадок, афонская книжность в эти трудные столетия не прекращала своего существования. В нач. XVII в. иером. Иерофей продолжает составление «Повести об Иверском монастыре», начатой в XVI в. Феодосием. В кон. XVII в. иером. Григорий из мон-ря Кастамонит написал «Записку об основании сего монастыря и монашеского жительства на Афоне». Агапий Ланд принял монашеский постриг на А. и прожил ок. 2 лет в окрестностях Вел. Лавры, где выполнил значительную часть своих переводов житий святых на народный греч. язык. В XVIII в. духовная жизнь на А. оживилась благодаря основанию духовных школ и усилению культурных контактов с Западом и слав. странами. Афонский мон. Иерофей Ивирит (1686-1745) изучал и переводил на народный греч. язык творения прп. Ефрема Сирина и жития святых. Учеником Иерофея был Кесарий Дапонтис , жизнь к-рого также тесно связана с А. В 1757 г., уже будучи монахом, он пришел в Ксиропотамскую обитель и в том же году был отправлен собирать милостыню для мон-ря. После долгих лет, проведенных в странствованиях, он вернулся на А. в 1765 г. и 20 лет прожил в Ксиропотаме, где написал главные свои сочинения. В сер. XVIII в. была основана Афонская академия - Афониада (см. ниже). Ее нек-рое время возглавлял знаменитый Евгений (Булгарис) . Многое сделал в области духовного просвещения ученик Булгариса Косма Этолийский . В 1742 г. он пришел на А. и принял постриг в мон-ре Филофея. С 1760 г. он действовал как проповедник сначала в окрестностях К-поля, затем на греч. островах, основав 10 крупных и ок. 200 народных школ.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

В начале XIX в. регентом монастырского хора был протоиерей П. И. Турчанинов, переложивший многие древние и знаменитые напевы на ноты. При Екатерине в лавре было повелено одному иеромонаху, чтецу и певцу отправлять службу на греческом языке. Старейшая церковь монастыря Благовещенская, расположенная в северо-восточном углу монастырского каре. Она была построена в 1717-1722 гг. Д. Трезини и послужила образцом для более поздних сооружений — Фёдоровской церкви и угловых монастырских башен. Облик её типичен для петербургской архитектуры петровского времени. Церковь двухэтажная. Верхняя освящена 30 августа 1724 г. во имя св. благоверного князя Александра Невского, и до 1790 г. здесь находилась рака со святыми мощами. Нижняя церковь — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Она служила усыпальницей для особ царствующего дома. Здесь могилы Анны Леопольдовны, сестры Петра I Натальи Алексеевны, здесь был погребён Петр III, перенесённый по указу Павла в 1796 г. в Петропавловский собор. Здесь же находятся могилы видных государственных деятелей XVIII в.: А. В. Суворова, В. В. Долгорукого, А. Г. Разумовского, А. М. Голицына и других, Петербургских епископов Феодосия (Янковского) (1745-1750), Сильвестра (Кулебки) (1750-1761). Благовещенскую церковь связывает с Троицким собором двухэтажный корпус, построенный Д. Трезини в 1717 г. В 1820 г. в части корпуса была устроена церковь Сошествия Святого Духа. В ней были погребены Санкт-Петербургские митрополиты Михаил (1818-1821), Серафим (1821-1843), Антоний (1843-1848), Никанор (1848-1856) и Григорий (1856-1860). Симметрично Благовещенской церкви в юго-восточном углу монастырского каре расположена Николо-Феодоровская церковь, служившая усыпальницей для особ грузинской царской фамилии и некоторых епископов, среди которых Евгений Булгарис. Церкви устроены и на монастырских кладбищах, самое древнее из которых Лазаревское, основанное в Петровское время. Здесь была похоронена сестра Петра Наталья Алексеевна, и над её могилой выстроена часовня в честь Воскрешения Лазаря.

http://elitsy.ru/holy/1998/

В отсутствие Гавриила между прочим, в Святейшем Синоде рассматривался по высочайшему повелению вопрос о браке девицы, состоящей в другой религии, с особами из Высочайшего Ее Императорского Величества дома. Для обсуждения сего вопроса по высочайшему повелению приглашался в Синод архиепископ бывший словенский Евгений (Булгарис). Последними высочайшими распоряжениями императрицы Екатерины по ведомству Синода, помеченными 24 октября 1796 года, были именные указы Святейшему Синоду-первый о пожаловании синодального члена Иринея епископа тверского и кашинского архиепископом, второй -о назначении, как уже упомянуто, содержания недавно пред тем вызванному для присутствования в Святейшем Синоде Амвросию, архиепископу казанскому и свияжскому. Указывал на последние высочайшие повеления императрицы, отметим, что одной из первых своих резолюций, именно 17 мая 1763 года, по докладу Святейшего Синода о замещении некоторых архиерейских вакансий посредством перемещения епископов из одних епархий в другие6, Екатерина собственноручно изволила начертать: «изъяснит мне-из одной в другую епархию архиереев переводить не будет (ли) не согласовать (ся) узаконениям, а на порожние в епархии архиерейские места представлять на каждое по три кандидата из архимандрита не только в знании Св. Писания искусных, но и поведению такой великой должности искуснейших, из которых же и в синодальные члены способнейших назначать». Выраженный в этой резолюции принцип на практике колебался в том и другом отношении как в виду разделения епархий на классы по высочайше утвержденным для них штатам, так и вследствие того обстоятельства, что членов из архимандритов как в Святейшем Синоде, так и в московской его конторе иногда не было по целым десяткам лет. Примеры из синодской практики известны. Относительно же московской синодальной конторы укажем следующее обстоятельство. 1 марта 1792 года Святейший Синод докладывал государыне: «По конфирмованному Вашим Императорским Величеством 1763 г. штату положено: в московской синодальной конторе присутствовать архиерею одному, архимандриту одному и протопопу одному же. Ныне присутствуют в ней синодальные члены митрополит московский Платон, да московского же Успенского Собора протопоп Александр, а второе членское место по выбытии в 1782 году последнего присутствовавшего архимандрита 333 состоит и поныне праздно». Кандидатами на эту вакансию Синод представлял архимандритов Новоспасского Павла (Пономарева) и Воскресенского Новый Иерусалим именуемого Платона (Любарского). Императрица утвердила последнего, а первый, как видели выше в том же 1792 году октября 11, по докладу Святейшего Синода, был назначен членом в Синоде. Оба эти архимандрита в одном указе государыни от 6 февраля 1794 года были назначены епископами -Павел(Пономарев) в Нижний Новгород, Платон (Любарский) в Тамбов, но вследствие отказа тогдашнего тамбовского епископа Феофила (Раеве) отправиться на астраханскую кафедру, 11 марта 1794 года перемещен в Астрахань.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

В России нашли себе приют многие греческие архиереи, некоторые даже получали российские кафедры. Наиболее известны двое из них – знаменитые деятели греческого просвещения архиепископы Евгений Булгарис и Никифор Феотокис . 239 Со второй половины XVIII в. центральным вопросом для ближневосточной политики стала проблема проливов: Россия стремилась добиться максимально выгодных для себя условий прохода не только торговых, но и военных кораблей через Босфор и Дарданеллы при ограничении соответствующих прав для европейских держав. Проливы были ключом к левантийской торговле, а контроль над ними был гарантией безопасности южных рубежей России. 240 С конца XVIII в. задача овладения проливами рассматривалась как необходимая ступень к выполнению Россией своего исторического призвания – защиты православных народов Ближнего Востока как от поработителей-турок, так и духовных поработителей – западных католических и протестантских держав. Политические и экономические цели государства не противоречили концепции исторического права преобладания России в восточно-православном мире. 3. Россия и православный Восток в XIX в. Постоянно меняющаяся политическая ситуация первой четверти XIX в. не давала возможности России проводить последовательный курс в отношении восточных христиан; правительства Павла I и Александра I то поддерживали освободительные движения балканских народов, то выступали за сохранение Османской империи. С созданием Священного Союза Россия отказалась от наступательной политики на Ближнем Востоке. Этим объясняется сдержанная позиция Александра I в отношении греческого восстания в 1821 г. Русско-турецкие войны 1806–1812 и 1828–1829 гг., подписание Адрианопольского мира 1829 и Ункяр-Искелесийского договора 1833 гг. обусловили положение России в восточном Средиземноморье в первой трети XIX в. 241 Николай I считал благоразумным ожидать мирного раздела наследства Османской империи между европейскими державами. Договор 1833 г., который ставил Турцию под охрану и покровительство России и узаконивал русское преобладание в Константинополе при закрытии проливов для иностранных военных судов, представлял наивысшую точку в истории русского военно-политического влияния на Турцию; неудивительно, что он сильно встревожил европейские державы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010