18 Эта дата сообщается в цит. письме к архимандриту Феоктисту. По данным Врокиниса, Феотокис получил от протопапы Керкиры Спиридона Вульгариса рекомендательное письмо к архиепископу Левкады с просьбой о его хиротонии лишь 12 июля 1754 г.  Βροκ νη  Λ. ργα, Βιογραφικ Σχεδ ρια. С. 284. 19 Болония в то время входила в состав Папской области; Патава (ныне Падуя) – в состав Венецианской республики. 20 Феотокис был одним из первых ученых, кто ознакомил греков с современными естественными науками. 21 Это Слово вошло в сборник «Поучительные слова на святую Четыредесятницу, см. (1) (здесь и далее цифра в квадратных скобках означает номер в библиографии). 27 Константинополь со времени мусульманского завоевания (с 1453 г.) назывался по-турецки Стамбулом, однако для греков и вообще для всех христиан он оставался Константинополем. Так он обозначался и на картах, изданных в то время в христианских государствах. 28 Митрополит Евгений (Болховитинов) в «Словаре историческом о бывших в России писателях духовного чина...» сообщает, что, оставив Керкиру, Никифор «отправился на Восток, в Палестину и Египет и там занимался проповеданием Евангельского учения, обратил многих магометан и язычников». Эти ошибочные сведения иногда повторяются и в других русских жизнеописаниях Феотокиса (например, в Астраханских епархиальных ведомостях, 1878, 50). По замечанию автора одной из рукописных биографий Никифора Феотокиса , хранящейся в фонде «Петровского общества исследователей Астраханского края», митрополит Евгений мог заключить об этом из слов самого Феотокиса в «Окружном послании к старообрядцам», где он говорит о себе, что видел патриархов Константинопольского и Иерусалимского, разговаривал «с многими христианами аравлянами, далматами и булгарами», «с начальными иноками горы Афонской и горы Синайской». Однако с ними он мог видеться в Константинополе и России, а с далматами и болгарами проездом в Молдавию, Валахию и Германию (ГААО. Ф. 857. Оп. 1 доп. Д. 3). Читать далее Источник: М. «Даниловский Благовестник». 2006. – 344 с., ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Подлинники писем раскрывают для нас глубокую связь Евгения со своим родным Воронежем. В первые два года пребывания в Петербурге он много писал воронежским приятелям, живо интересовался воронежскими делами и радовал­ся каждому приезжающему из родных мест. Только в феврале 1802 г. он смог, на­конец, сказать о себе: «Я теперь чужеземец» 29 . Однако спустя несколько месяцев он, пожаловавшись Македонцу на свою хлопотливую столичную жизнь, от ко­торой «по выражению Кутейкина, всякое утро процветет и погибнет» 30 , пишет: «Кстати пришло на мысль, о чем давно уже собирался я вас просить – нельзя ли мне через вас достать коротенький план города Воронежа – отечества мое­го? Я бы, глядя на него на стене ежеминутно и вас припоминал, а еще бы луч­ше, когда к нему прибавлен был еще и вид» 31 . В следующем письме Евгений по­благодарил за исполнение его просьбы и сообщил о намерении поставить план «за стекло», несмотря на «неверности и небрежение в оном» 32 . Обращение к подлинникам писем позволяет расширить наши знания об интеллектуальных связях митр. Евгения. С большим чувством описывал он свои встречи с ученым, соединившим в себе наиболее значимые для него качества: «Не больше двух раз мне удалось говорить... с греком Евгением, коего охоте к наукам при самой уже дряхлой старости и твердой памяти я удивился. Он все еще говорит с огнем, когда его затрогают. Я любовался его просвещением и об­ширными знаниями, редкий нашего века ученый! И что удивительно, занима­ется сочинениями и переводами доднесь. А уже 86 лет, и едва на ногах стоять может. Он говорит с светскими по-французски, а с духовными по-латыни» 33 . В лице архиепископа Славенского и Херсонского Евгения Булгара (1715–1806) архимандрит Евгений увидел разностороннего ученого, деятельного, сохраняв­шего творческое горение, несмотря на столь почтенный возраст, и умевшего общаться как со светскими, так и с церковными людьми. Образ жизни ученого монаха показался архимандриту Евгению близким и достойным подражания. Между двумя Евгениями завязалось тесное общение 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Проект А.С. Стурдзы, обозначивший направление будущих реформ, пришелся по сердцу Александру I, и он потребовал продолжения. Вторая записка Стурдзы включала раздел, касающийся междуна­родных отношений. Здесь Стурдза изложил свой взгляд на Священный Союз и его задачи. По его мнению, Священ­ный Союз должен был представлять собой семью государств, чьей целью является защита религии, морали и законов. При этом международное участие допускалось лишь в случаях правительственного произвола по отношению к подданным. Этот второй проект Стурдзы произвел на царя не меньшее впечатление. (Александр даже пригласил своего консультан­та присутствовать на конгрессе в Троппау, однако Стурдза пожелал уклониться, пояснив, что он написал достаточно и едва ли сможет прибавить что-то еще.) На основании предложенных А.С. Стурдзой «Обзоров» можно сделать вывод о том, что его личная политическая позиция была умеренно-консервативной . Тот факт, что на практике были использованы лишь отдельные элементы этого проекта, свидетельствует скорее об «избирательности» политиков, чем о прагматизме автора. В эпоху «Великой реформы» Стурдза, несомненно, чувствовал бы себя более востребованным, его легко можно представить в качестве участника одного из комитетов по подготовке преобразований. Другим направлением «неофициальной деятельности» Стурдзы было содействие участникам движения за освобождение Греции от османского владычества. Теперь самое время сказать и несколько слов о происхождении и воспитании нашего героя. Александр Стурдза происходил из аристократической се­мьи. Он родился в Яссах, в 1791 году. Матушка его, Султана Мургузис (Мургуза), наполовину гречанка, была дочерью князя Кон­стантина – господаря Молдавии, а отец принадлежал к од­ному из самых влиятельных кланов. В Петербурге, куда семья переехала, спасаясь от турецкого гнета, Александр получил прекрасное образование. Кроме основных дисциплин, греческого и русского языков, ему преподавали французский, не­мецкий, латынь и молдавский; немало времени уделялось европейской культуре и философии. В целом же воспитание А.С. Стурдзы проходило под преобладающим влиянием греческой культуры. (Его учи­телями были Никифор Феотоки, обративший к Правосла­вию огромное количество мусульман, и Евгений Булгарис .) В программе чтения важное место занимала святоотеческая литература и все то, что относилось к российско-греческим связям. Неудивительно, что Стурдза получил более глубокое и систематическое образование, чем того требовали условия света. В то же время его отличали глубокий интерес и любовь к российской культуре, что послужило основой и для их дружбы с Н.В. Гоголем, в последние годы обратив­шимся к Православию.

http://pravoslavie.ru/54238.html

Антоний Византиец в похвальной речи этому патриарху в 1705 г. между прочим гово- —29— рил: «так как Ваше блаженство восстановили убежище для науки, назначив учителей, свободных от всякого другого труда, чтобы обучение приносило пользу, причем Вы не щадили денег и издержек, то мы обязаны Вам вечною благодарностью, мы видим в лице вашего блаженства попечителя и покровителя относительно того, что считается у людей самым лучшим и почетным – просвещения». 66 Из ряда преподавателей патриаршей школы в течение всей первой половины XVIII-ro века едва ли можно указать хоть на одного, который выделялся бы особенными талантами и богатством знаний. Правда, один из учителей школы рассматриваемого времени Иоанн Леебосец († 1753 г.) получил очень почетный титул «ипата философов», но, как кажется, не за свои преподавательские успехи, а благодаря сильной протекции. 67 Хотя кратковременно, но цветущего состояния патриаршая школа достигла лишь при патриархе Серафиме (1757–1761 г.), когда во главе школы стал известный греческий ученый Евгений Булгарис. В это время в патриаршей школе появляется одновременно четыре наставника. Евгений Булгарис взял на себя преподавание богословия, Дорофею Лесбосцу поручено было изложение философии, Критий стал преподавать риторику, а Анания Антипарий (т.е. антипаросец) вел логические упражнения (τς λογικς τχνας). Из всех этих учителей выделяется своими достоинствами, впрочем, единственно глава школы Евгений Булгарис. Он родился в Коркире, высшее образование получил в Падуе, где изучал богословие и философию, затем был учителем в некоторых греческих городах. В 1753 году был назначен главным наставником в так называемую Афонскую Академию (о которой подробнее будем говорить ниже), и по закрытии которой был вызван патриархом Серафимом в наставники патриаршей школы. Впоследствии, как известно, Евгений выехал в Россию и здесь был сделан архиепископом Херсонским (с именем архиепископа «Славянского») и скончался в глубокой старости (1806 г.). 68 Булгарис —30— был и остается предметом общих восторгов для Греков.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—383— каливитском скиту (от которого и получил свое призвание), принял монашество и стал преподавать грамматику некоторым из молодых монахов. Отсюда уже он перешел на должность наставника школы Ватопедской. 543 Но школа эта едва ли бы получила известность, если бы стечение особенно благоприятных обстоятельств не возвысило ее значение. Константинопольскому патриарху Кириллу V-мy (1748–1757 г.) пришла счастливая мысль перестроить уже существовавшую Ватопедскую школу, дать ей лучших наставников, расширить курс преподавания в ней до уровня высшего учебного заведения. Остается невыясненным, чт ближайшим образом побудило патриарха взяться за это благое дело, ибо от этого патриарха, при множестве его нравственных недостатках, трудно было ожидать благих начинаний. 544 Иногда думают, что на этот путь направил патриарха знаменитый ученный Евгений Булгарис 545 , но утверждать это со всею положительностью – нельзя. Нашлись добрые люди как среди иерархов, так и в особенности среди богатых мipяh, пожертвованное нужные на устроение училища деньги, – и училище явилось. 546 Прежнее здание перестроено и школа получила наименование Академии. 547 Выбор места для высшей школы, именно на Афоне, можно признать удачным: св. гора богата материальными средствами, имела много книжных сокровищниц, давала необходимые для научной деятельности мир и тишину. На построение зданий для Академии денег, видно, не жалели; они построены были из тесаных камней, представляли вид квадратного монастыря, в несколько этажей; внутри постройки находился обширный двор, имевший в своем центре небольшую церковь пророка Илии. 548 Во главе Афонской Академии поставлен был Евгений —384— Булгарис, которому назначено было неслыханное в то время жалование в 1.000 грошей. На вратах Академии Булгарис, по подражанию философу Платону, приказал начертить следующую надпись: γεωμετρσων ιστω, ο κωλω’τ μ θλοντι δυζυγσω τς θρας (уместно ли это?). Помощниками его в управлении и преподавании были сделаны – вышеупомянутый нами Неофит Кавсокаливит, прежний учитель Ватопедской школы, и Панагиот Палама, ученик Булгариса по Яннинской школе, докончивший потом свое образование в Константинополе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Чтобы закрепить в памяти грядущих веков важность обстоятельств, при каких возникла новая епархия и во имя чего она названа Славянской и Херсонской, открываемая епархия, «яко знатнейшая», в самом указе ставилась высоко по степени под Тверской, будучи причислена к второклассным епархиям. В виду того, что на территории открываемой епархии во время войны и после нее поселилось много православных иноплеменников, не знавших русского языка, но нуждавшихся в наставлении Слову Божию, в указе объявлена монаршая воля, чтобы на Славянскую и Херсонскую епархию в сане архиепископа был посвящен греческий иеромонах Евгений (Булгарис) «муж высокого разума и отлично одаренный благочестием и всеми добродетелями для упасения стада Христова». 747 Евгений Булгарис вел свой род от болгар, поселившихся между греками на Ионических островах и таким образом в своем лице объединял греческую и славянскую народности. Любопытно, что самый указ о назначении Евгения Булгариса на кафедру писан на греческом языке. 1-го октября 1775 года состоялось его посвящение в московском Николаевском греческом монастыре. Кафедральным городом архиепископа Евгения назначен город Полтава с тамошним Крестовоздвиженским монастырем. Впрочем, местопребывание архиепископа в Полтаве и названном монастыре считалось временным. Соответственно наименованию епархии Славянской предполагалось построить новый кафедральный город Славянск на том самом месте, где существовала упраздненная Запорожская Сечь. Но это предположение, как увидим, не осуществилось. По общему положению в новой епархии тотчас была учреждена Консистория. В качестве помощника архиепископу Евгению «к административной должности» назначен архимандрит ростовского Яковлевского монастыря Феоктист. Прожив в Москве более года, архиепископ Евгений вместе с ним 23 октября 1776 г. прибыл в Полтаву. У администратора-архимандрита оказалось много дела. Иначе не могло быть. Архиепископ Евгений не знал русского языка, а между тем должен был править епархией более, чем на половину состоявшей из русского населения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Но постепенно иерархия поняла необходимость просвещения. Было необходимо готовить образованное духовенство и были нужны образованные люди для ограждения православия от пропаганды католиков и протестантов. Греки стали создавать школы – низшие и высшие. В первых обучали грамоте и знакомили с богослужебными книгами и их употреблением в церкви. В них готовили священнослужителей и клириков. Обучение происходило в церкви или в доме священника, иногда под открытым небом. Учителями были священники церкви, при которой была школа, или монахи. Разделения на классы ни было. Высшие школы отличались только более обширным курсом обучения. Не было ничего похожего на современное среднее учебное заведение. Учителей набирали из людей, известных своей образованностью, им иногда устанавливали содержание. Учениками нередко бывали клирики и монахи даже в зрелом возрасте. Общее образование заключалось по преимуществу в изучении греческих писателей. Богословие изучалось по системе преп. Иоанна Дамаскина «Точное изложение православной веры». Курс вообще был не обширный, число учеников ограниченное. Школы были бедны. Известны были высшие школы: патриаршая (в Константинополе), Янинская (в Албании), Патмосская, Афонская и другие. Патриаршая школа была основана патриархом Геннадием вскоре после падения Константинополе. В ней получили начальное образование просвещенные патриархи Максим Философ и Иеремия II. Школа никогда не процветала. Школа в Янине основана во второй половине 17 в. В свое время славилась. В конце 17 века в ней учителем был Мелетий, впоследствии митр. Афинский, автор церковной истории. В 18 веке в ней учительствовал знаменитый Евгений Булгарис, ученый, оказавший большую услугу переводами на греческий язык лучших руководств по богословию и другим наукам. Впоследствии он был в России епископом Славянским и Херсонским. Мосхопольская школа, основанная в 17 в., а в 18-м называвшаяся даже академией; в конце 19 века была уничтожена турками вместе с городом. Патмосская школа была основана в 1711 г. ученым иеромонахом Макарием. Русский паломник Барский с восторгом описывает учительскую деятельность Макария и говорит, что к нему сходились ученики со всех островов и даже из Константинополя и что он воспитал много «премудрых и искусных мужей» из мирян и духовенства. Но после Макария эта школа ничем не славилась. Афонская школа была основана в 1753 г. в Ватопедском монастыре патр. Кириллом V, при содействии духовенства и мирян. Предполагалось, что в школе смогут учиться 500 учеников. Во главе ее был поставлен Евгений Булгарис, при котором она процветала. Но через пять лет, после отъезда Булгариса, школа пришла в упадок, а затем закрылась. В Греции было еще несколько таких школ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Притом же все эти школы не имели характера учреждений, прочно устроенных: в одно время они находились в хорошем состоянии, в другое – упадали так, что и совсем закрывались. Средства их были весьма скудны – даже учителя не получали содержания, а если получали, то ничтожное: только любовь многих из них к своему национальному просвещению побуждала их посвящать себя школьной деятельности. Таковы, например, были высшие школы: патриаршая (в Константинополе), Янинская, Мосхопольская (в Албании), Патмосская, Афонская и другие. Патриаршая школа основана была патриархом Геннадием вскоре же по падении Константинополя. В ней получили первоначальное образование, между прочим, такие просвещенные патриархи, как Максим Философ и Иеремия II. Эта школа находилась в удовлетворительном состоянии только при лучших патриархах, но вообще никогда не была в цветущем положении. Школа в Янине основана во второй половине XVII века; в свое время она была в большой славе. В конце XVII века здесь был учителем Мелетий, впоследствии митрополит Афинский, автор «Церковной истории», а в XVIII веке – знаменитый Евгений Булгарис, человек ученый, оказавший большую услугу греческому просвещению переводом на греческий язык лучших в то время руководств по богословию, логике, метафизике и риторике 312 . Мосхопольская школа, основанная в конце XVII века, в XVIII веке называлась даже академией, но в конце этого века вместе с городом Мосхополем она была уничтожена турками. Школа Патмосская основана в 1711 году ученым иеромонахом Макарием. Русский паломник Барский с восторгом описывает учительскую деятельность Макария и говорит, что к нему сходились ученики со всех островов и даже из Константинополя, что он преподавал богословские и философские науки и воспитал много «премудрых и искусных мужей» из мирян и духовенства. Но эта школа славилась только при Макарии. Афонская школа была основана в 1753 году в Ватопедском монастыре патриархом Кириллом V при содействии духовенства и мирян. Предполагалось эту школу устроить в больших размерах: приготовлено было помещение для 500 учеников; главным начальником и учителем назначен был вышеупомянутый Евгений Булгарис с содержанием в 1000 пиастров (в то время жалованье весьма значительное).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

186 Устава). Лица, пытающиеся нарушить этот запрет, подвергаются тюремному заключению на срок от 2 месяцев до года. Также запрещено приближение к гаваням и причалам А. судам, на борту к-рых находятся женщины. Лит.: Αλξανδρος Λαυριτης (Λαζαρδης), γρων. Οδηγς Αγου ρδβλθυοτεΟρους. Αθναι, 1957; Θεοδρου Ε. ρδβλθυοτεΑθως, Μοναχικς βος κα κανονισμο //ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 926-928; Доримедонт (Сухинин), иером. Об управлении монастырем; О послушаниях; О монашеском постриге; О келейной молитве; Об исповеди и причащении Святых Христовых Таин; О посте; О странноприимстве// [Хризостом (Кацулиерис), архим. , с братиею. ] Святогорский устав церковного последования. Серг. П.; Афон, 2002. С. 189-203. Прилож. 1. Афониада Мн. святогорские монахи в своих научных занятиях достигли выдающихся успехов. В обычае было создание при мон-рях школ для подготовки клириков из среды иноков. Одной из таких школ было действовавшее с XIII в. уч-ще в келлии Иверского мон-ря, носившей имя св. Иоанна Богослова. В 1748-1749 гг. монахи Ватопеда по предложению своего настоятеля иером. Мелетия решили организовать в обители духовную школу, к-рая явилась бы «оплотом греческих знаний, воспитания и всяческого научения в области как философских, так и богословских наук». К-польский Патриарх Кирилл V вместе со Свящ. Синодом утвердил ее устав (1750). Курс обучения составляли 2 ступени: грамматика и философия. Первым преподавателем Ватопедского уч-ща, называвшегося также Афонской духовной академией или Афониадой (Αθωνις), был Неофит Кавсокаливит , обучавшийся в духовных уч-щах К-поля, Патмоса и Янины. В июле 1753 г. дидаскалом школы стал Евгений Булгарис. Он получил образование в Янине у Афанасия Анфракитиса, затем изучал в Падуе богословие и философию, овладел мн. языками. Когда Булгарис прибыл на А., в академии обучалось 20 иноков; его известность привлекла в школу новых учеников, и к концу года их было уже 70. В 1754 г. был издан Патриарший указ о сборе милостыни в пользу академии. Было построено здание, рассчитанное на 170 учащихся.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

25 . Викторов А. Е. Последнее мнение Шафарика о глаголице/Летописи русской литературы и древности/Изд. Н. Тихонравовым. М., 1859. Т. 2. Кн. 4. Отд. 1. С. 67–150; 1861. Т. 3. Кн. 5. Отд. 1. С. 3–55. 26 . Востоков А. X. Описание русских и славянских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. 27 . Востоков А. X. Словарь церковнославянского языка/Имп. АН. Отд-ние рус. яз. и словесности. СПб., 1858–1861. 2 т. 28 . Григорьев В. В. Волжские булгары/Библиотека для чтения. 1836. Т. 19. Отд. 3. С. 1–31. 29 . Григорьев В. В. О достоверности ярлыков, данных ханами Золотой Орды русскому духовенству: Историко-филол. исслед. М., 1842. 30 . Григорьев В. В. О древних походах руссов на восток/Журн. Мин-ва нар. просвещения. 1835. Ч. 5. 2. С. 229–287. 31 . Димитрий (Туптало), митр. Ростовский. Жития святых (Четьи-Минеи) 626 . 32 . Добровский И. Кирилл и Мефодий, словенские первоучители: 33 . Историко-критич. исслед./Пер. с нем. М., 1825. 34 . Дюбоа де Монпере. Путешествие вокруг Кавказа, по Черкесии и Абхазии, Мингрелии, Георгии, Армении и Крыму: Статья 2/Библиотека для чтения. 1839. Т. 36. Отд. 3. С. 1–36. 35 . Евгений (Болховитинов) . митр. Описание Киево-Печерской лавры с присовокуплением русских грамот и выписок, объясняющих оное, также планов лавры и обеих пещер. 2-е изд., испр. и доп. Киев, 1831. 36 . Евгений (Болховитинов) , митр. Описание Киево-Софийского собора и киевской иерархии. Киев, 1825. 37 . Евгений (Болховитинов) , митр. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 1827. 2 т. 38 . Евгений (Булгарис), архиеп. Историческое разыскание о времени крещения Российской великой княгини Ольги/Пер. [П. П. Соколова]. СПб., 1792. 39 . Елагин И. П. Опыт повествования о России. М., 1803. 3 кн. 40 . Зубов П. П. Картина Кавказского края, принадлежащего России, и сопредельных оному земель в историческом, статистическом, финансовом и торговом отношениях. СПб., 1834–1835. 4 ч. 41 . Иаков, монах. Память и похвала князю русскому Владимиру/Христиан, чтение. 1849. Ч. 2. С.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010