Н. инициировал открытие в Кишинёве отделения имп. Палестинского об-ва. «Палестина с детства была для меня как бы второй родиной,- вспоминал Н. в одном из писем 1906 г.- Я любил и люблю говорить о Палестине с паломниками, особенно из простонародья. А с отцом архимандритом Антонином (Капустиным) и епископом Порфирием (Успенским) лично был знаком» (СИППО. 1911. Т. 22. Вып 2. С. 261). При Н. был поднят вопрос о необходимости преобразования противораскольнической миссии в Кишинёвской епархии, архиереем «был составлен проект касательно этого» и направлен в Синод. Также Н. намеревался учредить в Кишинёве религиозно-просветительное и миссионерское братство. По его поручению был составлен проект устава братства. Но ни один из этих планов не был осуществлен ( Пархомович. 1910. С. 20). Современники называли Н. «архипастырем-аскетом, строгим к себе и к другим». «С особенным вниманием и осторожностию» он совершал рукоположения, «ищущих священного сана испытывал и учил, а после посвящения руководил и наставлял, как нужно проходить пастырское служение» (Там же. С. 19). Архиерей был награжден орденами св. Анны 1-й степени (5 апр. 1887), св. кн. Владимира 2-й степени (15 мая 1891), блгв. кн. Александра Невского (21 мая 1908). 26 янв. 1898 г. Н. был уволен на покой по причине преклонного возраста, 9 февр. выехал из Кишинёва, поселился в Измаильском архиерейском доме Кишинёвской епархии. С 1901 г. проживал в частном доме в Измаиле. Печатался в «Библиографических записках», в «Русском архиве» и «Кишинёвских епархиальных ведомостях». Сохранилось неск. рукописей Н. (см.: Путеводитель по Центр. гос. архиву Молдавской ССР. Кишинёв, 1959. Ч. 1. С. 139). Н., вероятно, был похоронен около Николаевского храма (1862) Одессы (разрушен в годы советской власти). Соч.: Краткое сведение о жизни и трудах А. С. Стурдзы. Од., 1854; Воспоминание о Н. В. Гоголе//Библиогр. зап. 1859. 9. С. 263-268; Знакомство и переписка А. С. Стурдзы с высокопреосв. Филаретом Московским. Од., 1868; Евгений Булгарис, архиеп. Славенский и Херсонский//Херсонские ЕВ. 1875. Приб. 7. С. 227-235; 11. С. 362-376; 12. С. 385-417 (отд. изд.: Од., 1875); Подражания песнопениям Рус. Правосл. Церкви: [Серия духовных стихотворений]//Кишинёвские ЕВ. 1908. Отд. неофиц. 19. С. 707-718; 20/21. C. 751-758; Письма к смотрителю Заиконоспасскаго ДУ А. А. Невскому. М., 1910; Письма к прот. моск. Казанскаго собора Д. И. Кастальскому и его супруге Ольге Семеновне. М., 1912.

http://pravenc.ru/text/2564994.html

Но после Геннадия, главным образом вследствие замешательств, постоянно происходивших на патриаршей кафедре, константинопольская патриаршая школа пришла в такое бедственное состояние, что вовсе не удовлетворяла нужде, а с 1626 года на некоторое время совсем была закрыта. Школьное образование нашло себе место также в монастырях. В греческих монастырях занимались преимущественно изучением христианского учения. Развитию и успехам духовного просвещения в монастырях содействовало то, что иноки более прочих греков имели и душевного спокойствия и свободного времени к ученым занятиям. Находясь большей частью вдали от городов и сел, монастыри не так часто подвергались нападениям и насилиям со стороны турок. Кроме того библиотеки греческих монастырей славились по всей Европе многочисленностью, богатством и редкостью древних книг и рукописей, главным образом богословских. Особенно славились в этом отношении библиотеки афонских монастырей и великая библиотека патриарха Фотия в монастыре св. Троицы на острове Халки. После падения Константинополя Афон остался главным хранилищем сокровищ духовной письменности; поэтому он был, можно сказать, главным средоточием духовного просвещения в Церкви восточной в описываемое время. Нередко сюда удалялись на жительство знаменитые греческие ученые, получившие всестороннее образование в западных университетах и академиях, которые поддерживали и распространяли в монастырях афонских свет духовного образования. Оттого-то многие иноки афонских монастырей, по свидетельству путешественников XVI в., стояли на высокой степени просвещения. Около половины XVIII в. константинопольский патриарх Кирилл V решился, при содействии духовенства и мирян, основать высшую школу для греков на Афонской горе, которая богатыми материальными средствами и библиотеками своих монастырей, своим уединением и свободой от тирании турецкой, представляла неоцененные удобства для процветания наук. Школа открыта была в 1753 году и наименована была Афонской Академией. В схолархи или начальники ее, избранием патриарха и всего при нем архиерейского собора, назначен был знаменитейший тогдашний греческий ученый Евгений Булгарис, который славился своей ученостью во всей Греции.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С. 195-260; Речь ректора КДА, архим. Димитрия при наречении его во еп. Чигиринского//Там же. 1898. 7. С. VI-XVI; Записка преосв. Димитрия, еп. Чигиринского, читанная им в общем собр. Богоявленского братства 31 дек. 1898 г.//Устав Богоявленского при КДА братства. К., 1901. С. 35-52; Записка о преобразовании Церк.-археол. об-ва при КДА в Церк.-ист. и археол. об-во при КДА//Устав Церк.-ист. и археол. об-ва при КДА. К., 1901. С. 9-30; Проповедь от 26 мая 1907 г., перед панихидой в 50-ю годовщину кончины преосв. Иннокентия Борисова, архиеп. Херсонского и Таврического, в одесском кафедр. соборе//Херсонские ЕВ. Отд. неофиц. 1907. 7. С. 377-382. Лит.: Кончина и погребение высокопреосв. Димитрия Ковальницкого, архиеп. Херсонского и Одесского. Од., 1913; Титов Ф. И. , прот. Высокопреосв. Димитрий (Ковальницкий), архиеп. Херсонский и Одесский, бывш. ученик, проф., инспектор и ректор КДА: (Некролог)//ТКДА. 1913. 3. С. 443-506; 1914. 2. С. 261-308; 3. С. 420-476; 5. С. 71-103; 6. С. 248-268; То же. К., 1914; Петров Н. И. Восп. о высокопреосв. Димитрии (Ковальницком), архиеп. Херсонском и Одесском, бывш. ректоре КДА. Од., 1916; Соколовський О. К. Церква Христова: 1920-1940: Nepecлiдybahhя християн в СРСР. К., 1999. С. 233; Дятлов В. Церковщина: Повесть о забытой киевской святыне. К., 2001. С. 161-179; Ckpuжaлi пам " яmi. К., 2003. С. 315-331. К. К. Крайний Иконография Уникальный сохранившийся живописный портрет Д. 1904 г. (НКПИКЗ) был написан худож. В. Д. Сониным, работавшим в нач. ХХ в. в иконописной мастерской Киево-Печерской лавры. Иерарх изображен сидящим в кресле, вполоборота влево, в черном клобуке и темно-серой рясе, на груди - панагия, руки на коленях. Портрет повторяет подаренную в 1904 г. в ЦАМ КДА фотографию Д.; до поступления в НКПИКЗ находился в КДА, по размерам соответствует портретам из конгрегационного зала академии. Др. портрет Д., в рясе и клобуке с крестом, с посохом в левой руке (местонахождение неизв.), запечатлен на фотографии 2-й пол. XX в. (ЦАК МДА). Е. В. Лопухина Рубрики: Ключевые слова: ЕВГЕНИЙ (Булгарис [Вулгарис] Елевферий; 1716 - 1806), архиеп. Славянский и Херсонский, греч. духовный писатель

http://pravenc.ru/text/178161.html

Среди богословов преподобный и среди преподобных богослов Никодим Святогорец папское крещение называет «скверной» 29 . Евгений Булгарис называет папство Новым Вавилоном: «Папство извратило многие из догматов (Божественного) Откровения, вместе извратив и сам дух христианства, изобрела иные, новые и антиевангельские догматы , которыми попрало и совесть, и ум. Оно дышит ненавистью к инославным, внесло раздор меж народами и царями и поистине явилось новым по Откровению Вавилоном» 30 . Подобные слова пишут и Никифор Феотокис , и Афанасий Парийский, и другие. Лаконично говорят о папских заблуждениях исповедания веры Митрофана Критопула и Досифея Иерусалимского. Критопул пишет следующее: «Никогда не было слышно, чтобы смертный человек, повинный в мириадах грехов, назывался главою Церкви. Ибо он – человек, подлежащий смерти. И пока другой будет выбираться ему в преемники, Церковь будет оставаться обезглавленной. Но как тело без главы не может оставаться даже на мгновение ока, так и Церкви без подобающей Ей главы невозможно оставаться даже на короткое время. Значит, Церкви нужна бессмертная глава, чтобы всегда быть живой и дейстующей, как и Ее глава... Таковой главой Кафолической Церкви является Господь Иисус Христос , Который есть Глава всех, от Которого все Тело составляется (см. Еф.4:16 )... » 31 . Согласно Досифею, «поскольку смертный человек не может быть вечным главой Кафолической Церкви, Сам Господь наш Иисус Христос есть Глава, обладающий кормилом церковным, которым управляет посредством святых отцов» 32 . Константинопольский патриарх Кирилл VI, несмотря на противодействие архиереев, подпавших под мощную пропаганду католиков и представителей чуждых сил, издал окружное послание, которым отлучает тех, кто принимает как действенные таинства, совершенные католиками 33 . Нам памятна достойная и благородная позиция, которую занял Константинопольский патриарх Григорий VI по отношению к папским легатам, прибывшим для того, чтобы вручить ему приглашения папы Пия IX для участия в работе I Ватиканского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

Так, большая группа жителей Ливорно в 1757 году обратилась к своему соотечественни­ку Панагиоту Кондониу, постоянно проживавшему в Российской империи, с просьбой «исходатайство­вать им позволение свободно исполнять обряды и следовать догматам своего греческого закона». «Мы, все православные греки, находимся в великом гоне­нии и крайних горестях, от злобы находящихся здесь при Церкви нашей по очереди римских попов; кои нас принуждают к принятию на себя их печати антихри­ста, дабы мы учинили исповедание веры латинской и сделались папистами, через принятие ересей их», «нас они презирают, и исповеди, причастия, погре­бения и похорон при церкви нашей лишают». Схо­жие данные о ситуации в Венецианских владениях мы можем найти и в другом документе — речь идёт о жалобе жителя острова Кефалония архимандрита Герасима Фоки, свидетельствующего об «уничтоже­нии… греческой церкви»: вытеснении православных из храмов и насильственном принуждении священников поминать папу Римского.    На этом печальном фоне, как лучом света и на­дежды в тёмном царстве Османского и Венециан­ского владычества, мы восхищаемся благочестивы­ми патриархами-подвижниками, доблестными рев­нителями православия и мучениками за веру. Поис­тине «когда умножился грех, стала преизобиловать благодать».    Вторая половина XVIII в. — время духовного рас­цвета и возрождения, связанного с появлением и дея­тельностью традиционно-просветительского движе­ния. У его истоков стояли выдающиеся церковные и общественные деятели: Косма Этолийский, Никодим Святогорец, Евгений Булгарис, Никифор Феотокис, Макарий Нотарас, Афанасий Паросский. Позднее участниками этого движения стали и многие другие церковные, политические и общественные деятели, учёные и выдающиеся военачальники. Всем вместе им удалось сотворить, казалось бы, невозможное: остановить распад и гибель Отечества, способство­вать объединению разрозненных народных сил.    Центром и колыбелью духовного возрождения Бал­кан стала Святая Гора Афон. «Афонские монахи чут­ко прислушивались к несчастьям внешнего мира: вся­кий раз, когда Православному Востоку угрожали те или иные бедствия, они шли к нему на помощь, щедро благотворили бедным и неимущим, во время голода или после нашествия врагов снабжали греков деньга­ми на устройство школ, церквей, благотворительных учреждений.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Эти традиции должны взаимодополнять друг друга. Крещение с родными именами особенно актуально при тайном крещении или крещении мирянским чином страха смерти ради. Отец Максим положил начало панихидам по православным болгарским, тюркским и татарским ханам, и всячески ратовал за сохранение национальных традиций. 27 апреля 2023 года мы похоронили отца Максима, провожая его молитвами на татарском языке, об этом он просил нас перед смертью. Некоторые другие члены общины православных татар также покинули нас, и теперь, как мы верим, молятся о нас на Небесах вместе с отцами Даниилом, Дмитрием, Максимом. Это — Бородин Евгений Анатольевич, Владимир Юлдашев, Дмитрий Семёнов, Рауза Раиса апа, Жанна Евгения и другие… Прошу всех их молитвенно помянуть. В моём докладе я хочу сделать небольшой обзор некоторых важных событий за прошедший год. I Весной 2023 года мы рады были впервые принять участие в VII Межрегиональных Свято-Гурьевских образовательных чтениях «Православие и тюркский мир: страницы общей истории», которые ежегодно проходят на чувашской земле в Чебоксарах. Чуваши — это прямые потомки булгар, сохранившие до наших дней не только память о своём булгарском прошлом, но и булгарский язык. Чуваши — один из 2-х наиболее крупных тюркских этносов России, исповедующих православие. На пленарном заседании мы даже порассуждали о том, какой православный тюркский этнос можно считать наиболее крупным в России. Тогда мы ещё плотнее подошли к идее создания такого Курултая , который отражал бы голос и чаяния восточных народов исповедующих православие. В моем выступлении я сказала, что мы, татары, считаем себя также одним из 2-х наиболее крупных тюркских народов России по количеству православных сопоставимым с чувашами. Здесь я сразу хочу пояснить наши подсчёты и на что мы опираемся. Мне часто задают вопрос, сколько православных татар? Действительно этот вопрос непростой и требует разъяснений. При переписи не указывается вероисповедание, поэтому считать пытаются по, так сказать, этническим мусульманам.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/30/doklad...

На присоединенных в результате войны территориях по обе стороны Днепра, где возникли поселения греков-эмигрантов, в 1775 г. была создана новая епархия - Славянская и Херсонская. Архиереем Екатерина II назначила Е., к-рый на тот момент носил сан архидиакона. В течение неск. недель он был последовательно рукоположен во иерея, во епископа и возведен в сан архиепископа. Архиерейскую хиротонию 1 окт. 1775 г. возглавил Московский митр. Платон (Левшин) . 5 окт. того же года Е. отправился из Москвы в Полтаву, к месту своей резиденции, куда прибыл 23 окт. 1776 г. Штат архиерея состоял из 29 слуг, а также священника, диакона, 2 келейников и библиотекаря. Из-за недостаточного знания рус. языка Е. нуждался в помощнике, им стал архим. Феоктист (Мочульский ; впосл. архиепископ Курский), назначенный настоятелем полтавского в честь Воздвижения Креста Господня монастыря и управляющим Славянской духовной консисторией. Ориентируясь на потребности греч. паствы, Е. перевел с латыни на греч. язык хрестоматию «Школьные разговоры» И. Ланге, а также «Духовный регламент» , составленный Псковским архиеп. Феофаном (Прокоповичем) . Изучение «Духовного регламента» помогло Е. ознакомиться со своими новыми адм. функциями. Во многом он был солидарен с позицией архиеп. Феофана, перевел и нек-рые др. его труды (напр., «К спору об исхождении Святого Духа»). Евгений (Булгарис), архиеп. Славянский и Херсонский. Раскрашенная литография Л. Луара. Сер. XIX в. (ЦАК МДА) Евгений (Булгарис), архиеп. Славянский и Херсонский. Раскрашенная литография Л. Луара. Сер. XIX в. (ЦАК МДА) В февр. 1777 г. Е. отправил в Святейший Синод пространный отчет, в к-ром отмечал отсутствие в епархии семинарии и просил выделить средства на ее организацию. Не получив поддержки, решил действовать самостоятельно и основал небольшую школу в полтавском Крестовоздвиженском мон-ре, в к-рой обучались чтению и письму 10 мальчиков. Обратился к бывш. укр. гетману К. Г. Разумовскому с просьбой предоставить для семинарии один из его домов в Полтаве. В результате здание было получено (открыто в нояб. 1778). Одновременно Е. обратился с просьбой о помощи к местным помещикам, «любителям просвещения». В мае 1777 г. назначил главой школы иером. Никифора (Феотоки) . При его помощи Е. удалось составить программу обучения, к-рая впосл. была признана образцовой. В школу принимались мальчики младше 14 лет как из духовной среды, так и из мирян. Вначале она не имела офиц. статуса семинарии, до 1779 г. Синод не утверждал также ежегодную субсидию в 2 тыс. р., необходимую для содержания. В 1780 г. были введены классы семинарского уровня по греч., франц., нем. языкам, арифметике и рисованию. При Е. в епархии начали строиться мн. храмы, однако лишь небольшое количество было возведено до его ухода.

http://pravenc.ru/text/186971.html

1 октября 1775 года в присутствии самой императрицы иеромонах Евгений был хиротонисан в Москве в Николаевском греческом монастыре во епископа Славянского и Херсонского с возведением в сан архиепископа с пребыванием в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре. Преосвященный Евгений управлял епархией только 4 года, однако успел открыть там семинарию. С 1776 года – почетный член Санкт-Петербургской Академии наук. В августе 1779 года согласно поданному прошению уволен на покой. Проживал в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре. В 1787 году преосвященному Евгению разрешено было проживать в Санкт-Петербурге. С 1801 года архиепископ Евгений находился на покое в Александро-Невской лавре, и там скончался 27 мая 1806 года на 91-м году жизни. Погребен был в Феодоровской церкви лавры. Архиепископ Евгений оставил после себя много научных трудов. Труды: Православное исповедание, или изложение веры Православной Апостольской Церкви. – Амстердам, 1765. Описание жизни блаженного Феодорита , епископа Киррского. – Галле, 1768. Курс богословия. Логика, из древних и новейших собранная. – Лейпциг, 1766. Метафизика (греч.). – Венеция, 1805. Первое столетие по воплощении Христа Спасителя. Церковная История первого Христианского века (греч.). – Лейпциг, 1806. Размышления, или примечания на пять книг Моисеевых, под названием Боголюбивое глумление (греч.): в 2 т. – Вена, 1801. Трактат о Системе всего сущаго. Астрономического содержания. – Вена, 1806. О приливах и отливах. Мысли о нынешних критических временах оттоманского государства. Мольба греческого народа ко всей христианской Европе. О музыке (греч.), соч. в 1775 (рукопись). Храм Славы. Поэма Г. Дела Тиерса, переведенная с французского на греческий язык. – СПб., 1772. Переводы Виргилия: Оды на поражение оттоманов Екатериной II. Окружное послание к сербским христианам. О том, что такое рай и ад? Послание к Петру Клеркию (Кларку). Переводы: с латинского на греческий: Адам Зерников. Богословские трактаты о происхождении Святого Духа: в 2 т. – СПб., 1797.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Евгений (Булгарис), архиеп. Славянский и Херсонский. Фрагмент гравюры Дж. Уокера по оригиналу Г. Скливаса. 1792 г. (ЦАК МДА) Одновременно с преподаванием Е. переводил зап. философские и математические трактаты, поздневизант. антилат. трактаты. В творчестве пытался найти компромисс между православной духовностью и философией Просвещения. На Е. оказали влияние платонизм и особенно нем. Просвещение. Свое отношение к католичеству выразил в «Памфлете против латинян» и в письме к парижскому янсенисту П. Леклерку «По поводу святых Восточно-православной Церкви после схизмы» (написано, вероятно, во время пребывания Е. на Афоне). Е. противопоставлял традицию «Ареопагитик», каппадокийцев, святителей Иоанна Златоуста и Григория Паламы зап. традиции Фомы Аквинского и Иоанна Дунса Скота. В письме к Леклерку, энциклопедическом по характеру, Е. излагал основные этапы разногласий между Вост. и Зап. Церквами вплоть до XVIII в.; значительное место в тексте занимают выдержки из работ Иерусалимского патриарха Досифея II. В 1767 г. К-польский патриарх Самуил пожаловал ему чин референдария К-польского престола. В Европе Е. надеялся издать свои труды, к-рые циркулировали в рукописях по Востоку, а также завязать контакты с учеными. За 7 лет, проведенных в Саксонии, опубликовал многие из своих авторских и переводных работ, в т. ч. «Логику» (1766), где излагал историю философии, «Православное исповедание» (1767), переводы сочинений блж. Феодорита Кирского и Иосифа Вриенния. Написал ряд новых сочинений. Вел оживленную полемику с Вольтером , с которым его объединял интерес к правосл. населению Польши. Познакомился с математиком Я. А. Сегнером, перевел его кн. «Элементы математики». Был знаком с прусским кор. Фридрихом II. В 1770 г. по заказу рус. двора перевел с франц. языка на греческий «Наказ» российской имп. Екатерины II . В Саксонии Е. поддерживал господарь Валахии и Молдавии Григорий III Гика, к-рый, вероятно, содействовал его приглашению в Россию. Их объединяли ностальгия по Византии и надежда на освобождение греков от ига Османской империи с помощью России.

http://pravenc.ru/text/186971.html

От присутствия в Синоде императрица Платона не уволила; как и прежде, дала отсрочку – на год. Меж тем начатое реформирование духовного образования распространилось далеко за пределы Московской епархии. В Новгороде и Санкт-Петербурге усилиями преосвященнейшего Гавриила (Петрова) осуществлялись перемены в местных семинариях. Благодаря усилиям митрополита в приходах появлялось все больше богослужебных и святоотеческих книг, проповедей, поучений. Он принял непосредственное участие в издании творений святителя Иоанна Златоуста , преподобного Иоанна Лествичника , также и современников – епископа Тихона Задонского и митрополита Платона... Благодаря попечению святителя Тихона Задонского поднялась Воронежская семинария, в которой работал над «Российской историей» преподаватель общей церковной истории Евгений Болховитинов (будущий митрополит Киевский). С конца 70-х годов Феофилакт (Горский) открыл в Переяславской семинарии философские и богословские классы и написал оригинальную программу по изучению древнегреческого языка. На юге России Евгений (Булгар) и Никифор Феотока учредили Екатеринославскую семинарию. В Могилеве владыка Георгий (Конисский) завел семинарию и типографию при своем доме. Однако первенство в обновлении Духовных школ оставалось все-таки за платоновским кругом ученого монашества. С семи часов утра и до двух пополудни почти каждый день владыка Платон занимался рассмотрением дел текущих и прежде накопившихся, принимал прошения, разбирал жалобы. Если кто от усердия приносил ему что-нибудь в дар, например фрукты и тому подобное, того он спрашивал наперед: – Нет ли какой просьбы? Принимал дар лишь в том случае, когда уверялся в бескорыстии просителя. В подчиненных не терпел он домогательств мест при посредстве светских людей, называл это «пронырством» и «пролазничеством»; но кого сам находил достойным, того всегда старался отличить и наградить. Гнушаясь наушничеством, владыка ставил доносчика с глазу на глаз с «обнесенным» им и обличал того или другого, что отнимало смелость у прочих являться к нему с доносами; а «охуждавшему» пред ним кого-нибудь он обыкновенно говорил:

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010