615 Материалы для истории Румянцевского кружка. В приложении к той же прекрасной монографии Кучубинского. Стр. LV, 9 – Монография эта, заметим, есть и в отдельном издании. 619 Настоящие грамоты и некоторые другие, записанные в реэстрах «Духовных российских дел» (1674, 1686, 1669 и 1734 г.) и «Дел Малороссийских» (1650, 1651–52, 1654, 1656, 1668, 1669, 1683, 1688, 1711 и 1731 г.), отосланы обратно Малиновскому Амвросием 21 января 1816 г. См. входящие и исходящие за этот год, л. 33–34. 622 Как видит читатель, нет никаких оснований вслед за г. Пономаревым относить составление Евгением «Истории славено-русской церкви» к 1831 г. (Тр. Киевской дух. ак., 1867 г., т. 3, стр. 219). 623 Евгению были также известны: 1) Мавроурбинова книга о славенском народе (рус. пер. 1722 г.); 2) Историческое исследование о времени крещения кн. Ольги, Е. Булгариса (М. 1792 г.), выводы коего он отвергает; 3) Наследование банного строения, о котором повествует Нестор (Спб. 1809 г.), и 4) «Опыт» Елагния. (С последними двумя авторами Евгений, как увидим, ведет полемику). 624 Русского перевода «Нестора» (1809–1819 г.) преосвященный нигде не цитует, хотя и имел под руками, – пользовался он подлинником и переводом, доселе неизвестным исторической науки, сделанным по его собственной инициативе и хранящимся теперь их библиотеке Киево-Софийского собора за 523 и 524 (в переводе, согласно оригиналу, 5 частей). «Пришлите мне 2-ю ч. Шлецера, переводу Языкова, писал Евгения Анастасевичу 27 января 1815 г.. А 1-ю я имею. Да у меня есть и свой перевод всех пяти частей сей книги. Но печатной легче читать. Языков кое-где подмягчил сластность и гневливость автора. Но в переводе греческих и латинских текстов иногда неверим. У меня есть и подлинник». Через месяц Евгений снова писал тому же корреспонденту: «Шлецер у меня переведен под моим надзором разными учителями. Но много надобно его чистить. Отрывный и часто загадочный слог его требует даже справу у ученых немцев. Вот почему я и не смею пускать ее в свет». – Если иметь в виду, что Языков 1-ю ч. переведенного им «Нестора» выпустил в свет в 1809 г., то Евгений, без сомнения, начал свой перевод или в 1808 г., или и того ранее. Попытка не удавшаяся (по его собственному признанию), но в высшей степени почтенная и характерная...

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Архим. Феоклит Полиидис († после 1746), автор книги пророчеств «Агафангел» об освободительной миссии России в Греции, предпринимая путешествие по Германии, целью к-рого было добиться финансовой и политической помощи К-польскому Патриархату, написал сочинение о вероучении греч. Церкви «Священная труба веры...» (Sacra Tuba fidei, Apostolicae, Sanctae, Oecumenicae ac Orthodoxae Graecanicae Orientalis Ecclesiae Christi; издано в 1736 в Нойбранденбурге). Архим. Феоклит, подобно Аргентису, отрицал учение о пресуществлении как вмешательство методологии философии и физики в сверхъестественную тайну. Однако архим. Феоклит был непоследователен в своем отрицании - напр., касаясь таинства Елеосвящения, он применял к нему 4 необходимых условия совершения таинства (materia, forma, causa efficiens, causa finalis), следуя т. о. схоластической схеме (см.: Podskalsky. Griechische Theologie. S. 336-337). В 1759 г. П. Леклерк, франц. богослов-янсенист († 1773 или после 1780), письменно обратился к четырем греч. патриархам и архиеп. (впосл. митр.) Новгородскому Димитрию (Сеченову) , Первоприсутствующему члену Святейшего Синода Русской Церкви, с вопросами о разделивших правосл. и католич. Церкви предметах (Леклерк полагал, что в учении о Е. православные и католики согласны). Письмо было также направлено Евгению (Булгарису) , выдающемуся греч. ученому и просветителю, в 1775-1779 гг. - архиеп. Славянскому и Херсонскому († 1806; см. о нем: Stiernon D. Eugène Boulgaris//TByz. 2002. Vol. 2. P. 721-837), к-рый и дал ответ на вопросы Леклерка. В адресованном Леклерку письме «О святых Православной восточной Церкви, [просиявших] после схизмы, и о случившихся в ней чудесах» (Ibid. P. 754-755. 21; о переписке архиеп. Евгения с Леклерком см.: Ibid. P. 754-757) архиеп. Евгений усматривал существенные различия между правосл. и католич. представлениями о материи и форме таинства Е. Он подчеркивал, что освящение Даров происходит эпиклезой, а не установительными словами. В «Памфлете против латинян» он писал, что св. отцы с самого начала служили на квасном хлебе, латиняне же пожелали совершать таинство на опресноках, к-рые «больше состоят из бумаги, чем из хлеба». Другие различия: отсутствие у латинян обычая добавления в Чашу теплоты, являющегося неотъемлемой частью правосл. литургии, и их ошибочная практика преподавать Причащение только под одним видом (см.: Ibid. P. 815-816). Архиеп. Евгений противопоставлял вост. богословскую традицию «Ареопагитик», каппадокийцев, свт. Иоанна Златоуста и свт. Григория Паламы зап. традиции Фомы Аквинского и Иоанна Скотта Эриугены и называл Ферраро-Флорентийский и Тридентский Соборы лжесоборами. В то же время архиеп. Евгений безоговорочно принимал термин «пресуществление» ( Podskalsky. Griechische Theologie. S. 352).

http://pravenc.ru/text/351651.html

Труды Вулгариса оказали огромное значение на современников и памятны потомкам. Они послужили углублению связей между греческими и русскими культурами. На Корфу его уроженцы Никифор Феотокис и Евгений Вулгарис , сделавшие много полезно для России, почитаются и в настоящее время. 25 – 29 июня 2006 г. на Корфу (Керкира) состоялась международная церковно-научная историческая конференция, которую приветствовали патриарх Московский и всея Руси Алексий II и митрополит Корфу, Пакси и близлежащих островов Нектарий. В конференции приняли участие наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов), церковные иерархи и историки, ученые и архивисты Москвы, Афин и Салоник (Греция), Аризоны и Северной Айовы (США). В рамках проведения конференции была представлена историко-документальная выставка, посвященная жизни и деятельности уроженцев Корфу, на которой центральное место заняли копии архивных материалов РГАДА. 3 В греческой традиции фамилия Евгения читается как Вулгарис, в русской дореволюционной историографии и источниках он называется Булгарис. См. о нем: Мартынов И. И. Известия о архиеп. Евгении Булгаре/Лицей, 1806. Ч. 3. Кн. 1; Болховитинов Е. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина т. 1. СПб.,1827; Лебедев А. Евгений Булгарис, архиепископ Славенский и Херсонский//Древняя и новая Россия. 1876, Стурдза А. С. Воспоминания о замечательных современниках: Евгении Булгарисе и Никифоре Феотокисе , предтечах умственного и политического пробуждения греков//Москвитянин. 1844, ч. 1, 2; Meyer Ph. Beiträge zur Kenntnis der neueren Geschichte und des gegenwärtigen Zustandes der Athosklöster/Zeitschrift für Kirchengeschichte (Gotha), 1889–1890, Bd 11; Kωυσταντινδης. I. X. Eγνιος Βλγαρις. – In: Θρησχευτιχ χα φιχ γχυχλοπαιδεα. φαι, 1964, τ. 5; Batalden S.-K. 1) Notes from a Leningrad manuscript: Eugenios Voulgaris’ autograph list of his own works. – ‘O’Ερανιστς (Ho Eranistes), 1976, v. 13, N 73; 2) Catherine II’s Greek prelate Eugenios Voulgaris in Russia.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Vulgar...

405 Видимо, имеется в виду великий молебный канон «Скорбных наведени…», который не читается, а целиком поется, или канон Божией Матери «Параклитикос». 406 Фондаричный – искаженная форма от «архондаричный» (гостиничный) – монах, заботящийся о питании и ночлеге паломников. 408 Йованович Милой окончил КДА в 1853 г. со степенью магистра богословия. 29.03.1853 г. пострижен в монашество в Киево-Печерской лавре с именем Михаил. 12.04.1853 г. рукоположен во иеродиакона, а 16.04.1853 г. – во иеромонаха. В 1869 г. он посетил Киев в связи с 50-летием преобразования Киево-Могилянской академии в Киевскую Духовную академию, тогда же был избран ее почетным членом. Митрополит Михаил много сделал для освобождения своей родины. Однако уже первые годы независимости Сербии (1878) были омрачены посягательством Скупщины (выборного представительного органа государственной власти) на права Православной Церкви. Против этого горячо восстал митрополит Михаил, за что в октябре 1881 г. был удален проавстрийски настроенным королем Миланом с митрополичьего престола и на несколько месяцев посажен в тюрьму. Митрополит вынужден был жить то в Болгарии, то в Константинополе, то в Иерусалиме. В июле 1883 г. прибыл на Афон, где в августе того же года освятил главный храм русского скита «Новая Фиваида» в честь всех Афонских святых. 410 Афонской академией (Афониалой) называлось училище, преобразованное в 1752 г. из духовной школы, открытой ватопедскими монахами (1746–1748). В 1754 г. вблизи Ватопеда было построено здание, рассчитанное на 170 учащихся, Училище стало крупнейшей греческой школой на территории Турции. Здесь преподавали знаменитые греческие богословы: Евгений Булгарис, Афанасий Паросский, св. Косма Этолийский и др. Во время греческого восстания 1821 г. здание училища было разрушено. 411 В июле 1753 г. училище возглавил Евгений Булгарис (Елевферий Булгар, 1716–1806), получивший образование в Янине у Афанасия Анфракитиса, а затем в Падуе, где он изучал богословие и философию. С 1767 г. – референдарий (чиновник по особо важным делам) Константинопольского патриарха. В 1772 г. был приглашен ко двору Императрицы Екатерины II и назначен библиотекарем при дворе. С 1775 г. – архиепископ новоучрежденной Славенской и Херсонской кафедры. С 1779 г. на покое, член ИСПбАН.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В результате Осетинской кампании по просвещению горцев-осетинцев к 1792 г., по данным архива Синода, в Православие обратилось 8200 человек. 155 См. Ключаревская летопись. С. 68; Савинский И. Астраханская епархия, 1602–1902 гг. Астрахань, 1905. Т. 1. С. 157. 158 Вероятнее всего, это было то же самое «Окружное послание», которое он написал к старообрядцам Славянской епархии. 160 Ответы Архиепископа Астраханского Никифора на 15 вопросов... от называющих себя старообрядцами, живущих на реке Иргизе; они включены в кн.: Ответы на вопросы старообрядцев. 164 Ключаревская летопись сообщает, что «стараниями сего преосвященного сделаны в соборе на храмовый образ Пресвятой Богородицы Успения из разного домового лома серебряная риза весом без малого 2 пуда; на иконах Спасителя и Богоматери одежды вынизаны крупным, средним и мелким жемчугом с разными каменьями», для храмов Афанасия и Кирилла и Крестового сделаны иконостасы, перелит разбитый большой колокол и пр. (с. 69). 165 Об этом свидетельствуют дела Астраханской Духовной консистории и Успенского кафедрального собора, хранящиеся в Государственном архиве Астраханской области, а также дела Канцелярии Св. Синода (РГИА. Ф. 796. Оп. 69–81). 168 Иеромонаха Михаила знал уже по Москве А. С. Стурдза (Евгений Булгарис и Никифор Феотокис ... с. 17). После кончины преосвященного Никифора он перешел в Московский Новоспасский монастырь, где прожил до глубокой старости еще 25 лет, находясь «в числе больничных монахов». С большим уважением к нему относились Московские митрополиты Платон, Августин и св. Филарет. (Ключаревская летопись. С. 62.) 169 См. Воскресенский А. Архимандрит Евгений, приснопамятный старец, возобновитель Чуркинской пустыни Астраханской епархии. Астрахань, 1905. 173 А. Стурдза относит его к астраханскому периоду деятельности Феотокиса (с. 16); другие авторы (М. Соловьев М., автор биографического очерка в АЕВ, 50), ссылаясь на А. Стурдзу, передают тот же эпизод, относя его к Полтавскому периоду – очевидно по той причине, что в то время когда Никифор подавал прошение об увольнении на покой, Потемкина уже не было в живых: в 1791 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Именным указом от 22 января 1784 года после окончательного присоединения к России всего Крыма с островом Таманью и всей Кубанской страной (8 апреля и 28 июля 1783 г.) учреждено было одно Екатеринославское наместничество вместо двух губерний Новороссийской и Азовской. Наместничество разделялось на 15 уездов. Губернским городом должен быть новый город Екатеринослав, намеченный к постройке на правой стороне р. Днепра у Кайдака. В апреле 1784 г. Екатеринославское наместничество было открыто. Город Кременчуг явился временным губернским городом. 10 октября 1786 г. особым ордером князя Потемкина екатеринославскому губернатору Синельникову велено было немедленно приступить к постройке Екатеринослава на месте деревни Половицы. Город посвящался славе имени Великой Самодержцы Екатерины. В то время как в Новороссийском крае произошло крупное гражданское переустройство с заменой административного центра, епархиальное устройство в нем оставалось прежним и самая епархия, обнимавшая новое Екатеринославское наместничество, называлась, по-прежнему, Славянской и Херсонской, хотя недолго – только до 28 ноября 1786 года. Помимо православных русских, греков и славян в пределах Славянской епархии жило много армян и католиков. 753 По составу национальностей Славянская епархия, по-прежнему, оставалась исключительной. Мало этого, на её территории некоторое время существовала целая иностранная греческая митрополия Готфийская и Кафийская. Готфийская и Кафийская митрополии 754 образовалась из переселенцев-греков, вышедших из Крыма вместе с своим митрополитом Игнатием. Мысль о переселении крымских греков в Новороссийский край поддерживал архиепископ Евгений Булгарис в своем письме от 22 ноября 1775 г. к своему двоюродному брату священнику на острове Занте. Он считал весьма возможным и полезным образование в Новороссии особой новой колонии из греков, молдаван и сербов. Между прочим, он сообщал, что много иностранцев уже переселилось на юг России. Когда архиепископ Евгений писал свое письмо, в Крыму после Кучук-Кайнарджийского мира шли смуты.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Кирилл , во второй раз. Вторичного патриаршествования Кирилл достиг следующим образом. В окрестностях Никомидии скитался некто Авксентий, обманщик, выдававший себя за монаха и за пустынника и чудотворца. Его-то послал Кирилл в Константинополь и обманом стал там проповедовать, как вдохновенный Богом, перекрещивание всех, обращающихся в православие из какой бы то ни было ереси, возбуждал народ против патриарха Паисия, как латиномысленного и армянина по вере и одного только Кирилла провозглашал законным и истинным патриархом. Народ взволновался и бросился в патриархию, с бесчестием изгнал Паисия и возвел, с соизволения султана, Кирилла. После этого Авксентий и двое из его последователей повешены правительством, как возмутители общественного спокойствия, а Кирилл, едва успокоив гнев султана подарком в 250 тысяч пиастров, получил повеление, в силу которого заставил их принять новые постановления о перекрещивании. Но, как говорится, нет худа без добра, – и «этот патриарх Кирилл сделал дело достохвальное, приносящее большую честь и ему, и всему духовенству; именно, он учредил на Афоне, при общем содействии духовенства и мирян, патриаршескую греческую школу (γυμνασιον), пригласив туда учителем философии ученого и благочестивого Евгения Булгариса, который содействовал возрождению наук в Греции своими переводами на греческий язык лучших по тогдашнему времени руководств к логике, метафизике, богословию и риторике. Сначала приснопамятный Евгений учил в Янине, а оттуда перешел в македонский город Козану и там, распространяя образование в народе, в то же время приготовлял для него и будущих наставников. Из Козаны он был приглашен на Афон, где нашел и сотрудника, наставника эллинской словесности, приснопамятного Неофита Грамматика, саном иеродиакона, родом из Пелопоннеза, знатока эллинской словесности и многоученого. Впрочем, эта афонская школа существовала только пять лет (1753–1758). Потом она была уничтожена, потому что Неофит отказался от учительства, а Евгений был приглашен в константинопольское высшее училище. Но ученики афонской школы разнесли во многие места Греции неугасимый свет учения. А Кирилл, патриаршествовав 5 лет, низложен с престола и сослан на Афонскую гору, где богоугодно провел остаток жизни, безмолвствуя и умилостивляя Бога покаянием 65 . Преемником же Кирилла был 1757 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Любопытно заметить, что одно из сочинений И. Арндта («Исследование христианства») в переводе Луки Сичкарева было издано в Яссах в 1790 году, и здесь же, год спустя, тщанием того же Сичкарева, увидело свет второе издание «Опыта о человеке» А. Попа в переводе Н. Поповск ого. Лука Сичкарев много переводил и святоотеческие сочинения, и речи церковных иерархов (в частности, архиепископа Евгения Булгариса), и потому очень хотелось бы установить какие-то его связи с Новонямецкой обителью преп. Паисия Величковского (1722–1794), сохранявшей традиции преп. Нила Сорского и византийского исихазма, но, к сожалению, пока больше чем об идейной и топографической близости говорить нет оснований. Сделанный Иваном Тургеневым перевод книги Иоанна Мейсона «О познании себя самого, в котором естество и польза сея важныя науки равно и средства к достижению оныя показаны, с присовокуплением примечаний о естестве человеческом» выдержал три издания (1783, 1787, 1800; часть второго тиража была конфискована) и стал своего рода энциклопедией религиозной антропологии, которая удержала свое значение на протяжении по крайней мере первой трети XIX века. Вместе с ней сохранялась память и об «Опыте» Александра Попа, который Мейсон неоднократно цитирует, а один из стихов взял эпиграфом к своей книге. О неохладевающем интересе к творчеству английского поэта-философа свидетельствует и новый, прозаический перевод его сочинения, изданный в 1800 году Е. Болховитиновым 111 . Митрополит Евгений (Болховитинов) высоко ценил книгу Мейсона. В 1821 году, получив в подарок очередное ее издание, он писал Я. Бардовскому: «Превосходное сочинение Месона о познании себя мне давно известно и по первому переводу; книга сия такова, что ее должно неоднажды прочитать» 112 . Примечательно, что в этом же письме митрополит Евгений сообщает о своей работе по изданию «Устава» прославленного нестяжателя преп. Нила Сорского , который он дарил всем, по его мнению «понимающим духовность»; но «от одного только покойного Ивана Владимировича Лопухина получил благодарность, – прочие называли его темным, непонятным и даже мечтательным» 113 . Нетрудно догадаться, почему идеал бескорыстного делания не встречал поддержки: властный инстинкт всегда держит спиритуалов под прицелом…

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

Нельзя не привести здесь правдивого отзыва об этой отрасли деятельности преосвященного Гавриила, сделанного по случаю освящения Сретенской церкви: «ныне, – говорит реферат, – все северное поморье Черного моря, недавно еще столь негостеприимное под властью мусульманской, представляет ряд Православных храмов, – символ незыблемого здесь владычества христианского и русского. Число этих храмов увеличивается ежегодно и они по­всюду становятся благолепнее; утешительное это явление стало особенно учащаться в нашем краю и в нашем городе со времени учреждения здесь архиерейской кафедры; первый восседающий на ней достойный архипастырь, преосвященный Гавриил, неутомимо и ревностно печется о умножении числа и лепоты церквей Божиих во вверенной ему разноплеменной и разноязычной пастве, – и усилия его видимо благословляются Богом»... Но где храмы, там и проповедь , там и проповедники, наставники Православного населения. Для образования таких проповедников и вообще для подготовки ученых священнослужителей преосвященный Гавриил сделал если не более, то во всяком случай так же много, как и его знаменитые предшественники: Евгений Булгарис, Никифор Феотоки, Афанасий. Ученый Евгений, при первоначальном образовании епархии (в 1775 году) положил основание Семинарии, в которой могли обучаться дети лиц духовного и светского звания. Преемник его Никифор открыл в рассаднике Евгения классы риторики, философии и богословия; архиепископ Афанасий, с перемещением Новороссийской епархии в 1803 году из Новомиргорода в Екатеринослав, перевел туда и семинарию, утвердил ее на прочных основаниях, и около 35 лет это заведение служило единственным средоточием духовного просвещения не только для Новороссийского края, но и для Черноморской области. Преосвященному Гавриилу выпал жребий основать вторую новую – Одесскую духовную семинарию. 1-го октября 1838 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы – она была открыта. В дар начинавшему жить учреждению преосвященный принес несколько богословских сочинений и приветствовал начальников и наставников ее речью-программой, которая осталась навсегда неизгладимой в их умах и сердцах.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

Несколько раньше, 28 марта 1777 г., по докладу того же губернатора Черткова учреждено Новоростовское Духовное Правление с подчинением ему всех церквей в Дмитриевском, Азовском и Таганрогском уездах. Азовское Дух. Правление по этому случаю было прикрыто. В ведомстве названных 5 правлений находилось 120 церквей и один, давно уже упраздненный, Нефорощанский монастырь на р. Орели в Новомосковском уезде, где ныне местечко Чернечино. Евгений (Булгарис) недолго управлял Славянской епархией. Плохое знание русского языка много мешало ему вникать лично во все дела по епархиальному управлению; ему приходилось делать свои предложения Консистории на латинском языке и действовать через переводчика-администратора. 5-го мая 1779 г. архиепископ Евгений был уволен на покой с пенсией в 1500 руб. 13 мая на место архиепископа Евгения Булгариса Высочайше назначен, по представлению Св. Синода, другой грек иеромонах Никифор Феотоки, близко стоявший к архиепископу Евгению, в качестве ректора училищ и экзаменатора в Славянской епархии. 6 августа 1779 года он был посвящен, а в конце октября прибыл в Полтаву и вступил в полное управление Крестовоздвиженским монастырем и епархией. Вместе с Евгением вышел на покой с окладом в 500 руб. его администратор архимандрит Феоктист. На долю одного Никифора Феотоки выпало устройство только что разрешенной к открытию семинарии в Полтаве (27 октября 1779 г.). Ему же пришлось столкнуться с выселившимся из Крыма греческим митрополитом Игнатием готфийским и кафийским, взявшим в свое ведение Свято-Николаевскую калмиусскую походную церковь . Митр. Игнатий даже устранил оттуда протопопа Романа Кошевского, поставив туда своих греков. В это небольшое дело втянулся даже губернатор Чертков, желавший перенести Калмиусскую церковь в Павлоград на р. Волчей при впадении в нее р. Соленой, куда перешли на жительство запорожцы-строители Калмиусской церкви. Перенесение церкви в Павлоград состоялось только 11 декабря 1780 года. Павлоград с своей церковью поступил в ведение архиепископа Никифора. По благословению его 23 апреля 1782 г. в Павлограде основана новая деревянная Петропавловская церковь. Но лишь только церковь была выстроена, как город Павлоград (19 апреля 1784 г.) со всеми казенными зданиями и православной церковью отдан католикам-корсиканцам, бродившим за милостыней по Новороссийскому краю. Правительство вывело из Павловска все русское, точнее запорожское, население. Старая Калмиусская церковь была перенесена в Никитскую крепость. Вместо старого Павлограда на той же Волчей реке на месте слободы Луганки возник второй Павлоград, ныне уездный город Екатеринославской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010