Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Еп. Евгений (Булгари) Евгений (Булгарис), архиеп. Славянский и Херсонский. Фрагмент гравюры Дж. Уокера по оригиналу Г. Скливаса. 1792 г. (ЦАК МДА) Первое приглашение Евгения (Булгариса) в Россию было передано от имени Екатерины II через С. К. Нарышкина 22 июня 1770 года. Евгению предлагалось преподавать в Сухопутном шляхетском кадетском корпусе. Однако он отказался, ссылаясь на слабое здоровье и недостаточное знание русского языка. 5 октября того же года последовало новое приглашение, переданное через Г. В. Козицкого. 7 декабря Евгений (Булгарис) получил письмо от гр. В. Г. Орлова, в котором говорилось о намерении императрицы назначить ему ежегодное жалованье в 1 тыс. руб. и предлагалось пользоваться фондами Патриаршей библиотеки. 27 декабря 1770 года Евгений (Булгарис) написал из Лейпцига письмо с положительным ответом. 26 июля 1771 года он прибыл в Санкт-Петербург и на следующий день был представлен Екатерине II. Приезд Евгения (Булгариса) в Россию был обусловлен интересом рус. образованного общества к греч. Востоку. В то же время это событие было критически встречено мн. соотечественниками Евгения (Булгариса). Сам он выступал за объединение интересов рус. и греч. народов и рассматривал свою деятельность как направленную в пользу филэллинизма. Был убежден в том, что Россия рано или поздно примет непосредственное участие в делах православного Востока. При русском дворе Евгений (Булгарис) получал ежегодное жалованье 1,5 тыс. руб. и 1 тыс. руб. на дорожные расходы, его обслуживали по меньшей мере двое слуг. По свидетельству И. И. Мартынова, у о. Евгения был строгий распорядок дня: он спал не более трех часов, а остальное время посвящал молитве, работе, приему посетителей, чтению. Переводил с французского и итальянского языков трактаты по восточному вопросу, состоянию Османской империи и судьбе христиан в ней.

http://drevo-info.ru/articles/13678649.h...

До чего же болезненным порой бывает воображение нашего электората! Испытав в отпуске информационный голод, наконец, добираюсь до телевизора. Страна потрясена гибелью «Булгарии»… В остальном, ничего необычного: Президент, премьер – все на месте. Путчей не было, Кремль стоит. Серия ДТП и авиакатастроф, криминальная хроника, мелкая расчлененка – вот, пожалуй, и все заметные новости минувшего июля. Для очистки совести набиваю в интернете недавно подслушанное, незнакомое слово «сагра»... И вот тут на меня обрушивается целый шквал сообщений и совершенно «других» новостей. Странно, конечно, что по «официальному» телевидению это не проходило. – Слышал о Сагре, про перестрелку с кавказцами на Урале? – Да ладно?! В «Новостях» только о «Булгарии»... – Так «Булгарию» специально затопили, чтобы отвлечь внимание от Сагры... (Из разговора в поезде «Москва — Санкт-Петербург», июль 2011 г.) 1 июля 2011 года, Урал, Свердловская область. Объединенная кавказская карательная группировка (60 человек на 15-ти машинах) поздно ночью выезжает на «разборку» в деревню Сагру. С огнестрельным оружием... По дороге избивают мотоциклиста, бьют машину старичков-пенсионеров. До Сагры – считанные километры, но при въезде в деревню каратели нарываются на встречный огонь местных жителей из охотничьих ружей. Результат боя: один кавказец убит, другой ранен, остальные члены банды (полсотни человек) спасаются бегством... Одним из первых разобраться в конфликте попытался президент Екатеринбургского фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман. 4 июля по горячим следам в его блоге появляется следующая запись о событиях в Сагре: «Цыган, которого местные подозревали в торговле наркотиками, под давлением, съехал с деревни... После чего, он привез восемь человек азербайджанцев с ножами и битами, которые пытались пугнуть местных малолеток. Азербайджанцам сказали: приезжайте, соберемся и будем разговаривать. В назначенное время никто не приехал. И уже в 11 вечера в Сагру позвонили со станции Исеть и сказали: к вам едет банда азербайджанцев – 15 машин, вооружены, будут убивать. Мужики, несколько человек, собрались, похватали, кто, что мог и побежали на край деревни занимать оборону. Азербайджанцы подъехали, 60 человек – началась стрельба. А мужиков было 10...».

http://pravoslavie.ru/48152.html

Скачать epub pdf Евгений Булгар Евгений Булгар , бывший Славянский и Херсонский Архиепископ, Ордена Св. Александра Невского Кавалер, Почетный Член Санкт-Петербургской Императорской Академии Наук и Лондонской Академии Древностей, а также Императорского Санкт-Петербургского Вольного Экономического Общества, родом Грек; но предки его были Болгары, еще до пленения Константинополя Турками поселившиеся сперва на Ионических Островах в Корфу, а потом перешедшие в Зант, и по происхождению своему с тех пор прозывавшиеся Булгарами. Отец его Петр Димитриев сын был Канцлером, или Президентом, Уголовного Суда в Венецианских тамошних владениях, а мать, именем Иоанна, была дочь знатного Критского Грека Винченчиа Дураццо, бывшего также Судьею при Счетных Делах. Когда в 1715 году открылась у Венециан война с Турками, то родители его для безопасности переехали на Остров Корфу; вскоре потом и весь сей остров окружен был тесною осадою от Турок, и со всех сторон бомбардирован. Там-то в самую сильную осаду, Мая, а по другим запискам, Августа 21 дня 1715 года родился Евгений, и от родителей наречен Елевферием (свободным) в память, что Турки тогда освободили от осады остров Корфу и удалились. На третьем году от рождения своего лишился он матери; а поскольку отец его вступил во второй брак, то взяли его на воспитание к себе матерние сродники. В их-то фамилии с детства обучен он был языкам Еллино-Греческому и простому Греческому, также Итальянскому и Латинскому; Французскому же после научился он сам собою. Потом обучался Словесным наукам, Философии и Богословии в разных отечественных и окрестных тамошних школах. В 1739 г. на 23 году от рождения, при посвящении Кефалонитским и Зантским Архиепископом Серафимом Анином во Диакона, облечен в иноческое одеяние и переименован Евгением. В 1740 году переехал он в Венецию и там начал обучаться наипаче Математическим наукам у славившегося тогда сими знаниями Иосифа Сукчия, который после был знаменитым Профессором Математики и Философии в Падуанском Университете.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Евгений, архиепископ Славянский и Херсонский (Булгарис) Родился 21 августа 1715 года на острове Корфу в огречившейся болгарской семье и наречен был Елевферием (свободный – греч.), в память освобождения острова от турок. В 1739 году принял монашество. В сане иеродиакона состоял катехизатором и проповедником греческой церкви Георгия Победоносца в Венеции. В конце 1742 года был определен ректором гимназии в город Янину. 10 лет обучал юношество философским, математическим и богословским наукам. В 1753 году Константинопольским патриархом Кириллом был вызван в Константинополь и определен ректором и главным наставником школ, состоящих при Афонской Ватопедской лавре. Впоследствии был назначен ректором патриаршей гимназии в Константинополе с титулом вселенского дидаскала, или учителя и начальника философствующих. В 1763 году уехал в Германию, где надеялся найти лучших ценителей своих научных знаний. Некоторое время жил в Лейпциге, ездил в города Галле и Геттинген, посещая лекции в университетах и общаясь с учеными. В 1767 году, когда императрицей Екатериной II был издан Наказ Комиссии о сочинении Проекта нового Уложения, то Евгений перевел его с французского языка на греческий и перевод свой посвятил августейшей сочинительнице, с изъявлением своего желания быть в ее подданстве. Прусский король Фридрих Великий, лично знавший Евгения, рекомендовал его Екатерине И. В 1771 году он прибыл в Санкт-Петербург, и с самого приезда императрица определила ему по 1500 рублей ежегодного жалованья и притом часто удостаивала его благосклонного приема и собеседования. 30 августа 1775 года по Указу императрицы Екатерины II Евгений был посвящен в сан иеромонаха, а 9 сентября Святейшему Синоду был дан Указ об учреждении в Новороссийской и Азовской губерниях новой епархии, под названием Славянской и Херсонской. В Указе говорилось: «По случаю переселившихся в тот край иноплеменников, не знающих русского языка, исповедующих однакож православную греческую веру, посвятить в архиепископа грека иеромонаха Евгения, яко мужа, высотою разума, благочестием и всеми добродетелями для упасения стада Христова отлично одаренного».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

А.А. Половцов Стурдза, Александр Скарлатович Стурдза , Александр Скарлатович, дипломат, писатель по политическим и религиозным вопросам, тайный советник, сын молдавского боярина, родился в Яссах, в Молдавии, 18 ноября 1791 г. Отец его за приверженность России принужден был после Ясского мира оставить отечество и в начале 1792 г. переселился в Россию. Большое влияние на С. имела его кормилица, с раннего детства воспитавшая в нем религиозное чувство. Образование он получил сначала домашнее, затем слушал лекции в нескольких германских университетах, потом довольно долго жил в Вене и Флоренции; некоторое время после этого служил офицером у князя Константина Мургузы, после чего поселился в Константинополе, но там прожил недолго и вскоре переехал в Россию. Значительное влияние на склад мировоззрения С. оказал в Москве греческий архиерей Никифор Феотокис и в Петербурге Евгений Булгарис, с которым был близок отец С. В 1809 г. после предварительного, притом довольно строгого испытания С. вступил на службу по министерству иностранных дел, первоначально будучи определен писцом. Через несколько месяцев член Государственного Совета гр. Румянцев поручил ему составить на основании архивных материалов комментарий дипломатических сношений России с Мальтийским орденом, начиная с 1768 г. до вступления на престол Александра I. Успешно исполнив эту работу, С. назначен был чиновником особых поручений, а в 1811 г. – драгоманом (переводчиком), так как говорил на шести языках: греческом, латинском, русском, немецком, французском и молдавском. К этому времени относится составленный им проект о вознаграждении инвалидов, успеха не имевший. В 1812 г. он получил место секретаря и переводчика при главнокомандующем Дунайской армией П. В. Чичагове, и участвовал в походе в Литву против Наполеона, предпринятом этой армией. Вернувшись в Петербург, С. пробыл здесь недолго, так как в 1814 г. был определен к российскому посольству в Вену, где услуги его как прекрасного знатока языков понадобились во время заседаний Венского конгресса. В 1815 г. С. вместе с гр. И. А. Каподистрия, в качестве секретаря последнего, уехал в Париж. Там им была написана первая работа по вопросам церкви – «Considérations sur la doctrine et l " esprit de l " Eglise orthodoxe», в 1816 г. опубликованная на французском языке в Штуттгарте. В ней С. пытался в сжатых чертах изложить основы православия, причем об исполнении этой задачи сам был настолько высокого мнения, что экземпляры книги с прибавлением толкований на греческом языке послал даже святейшим патриархам – Кириллу Константинопольскому и Поликарпу Иерусалимскому. Впоследствии произведение это, которым автор преследовал до известной степени агитационные цели, переведено было на немецкий и английский языки. В январе 1816 г. С. вернулся в Петербург и продолжал свою службу уже при министерстве народного просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Феоктист (Иван Мочульский) Феоктист (в мире Иван Мочульский) – архиепископ белгородский и курский. Родился в 1729 г. в дворянской семье в Заднепровской Украйне, принадлежавшей тогда польскому королевству, скончался 30 апреля 1818 г. Образование Ф. получил в переяславской семинарии и в Киевской академии, где и постригся в монашество. В 1761 г. он вызван был в С.-Петербург в сухопутный кадетский корпус на должность законоучителя, каковую занимал 6 лет. Затем он был возведен в сан архимандрита и преемственно в течение 17-ти лет настоятельствовал в монастырях: в 1767–68 гг. в Петропавловском глуховском, в 1768 г. в Рождество-Богородицком гамалеевском, в 1769–1775 гг. в Киево-Михайловском Златоверхом, в 1775–1776 гг. в ростовском Яковлевском и в 1776–79 гг. в полтавском Крестовоздвиженском; 4 сентября 1779 г. он был уволен, а 4 марта 1781 г. назначен настоятелем Макариева колязинского монастыря, откуда 7 января 1784 г. хиротонисан в епископа севского и брянского, викария московской епархии. 9 февраля 1787 г. он был перемещен в Белгород, и севская епархия прекратила существование; при нем же и белгородская епархия 16 октября 1799 г. переименована была в курскую, где он и остался до самой кончины. 15 сентября 1801 г. Ф. был возведен в сан архиепископа. После учреждения в 1775 г. славянской и херсонской епархии и назначения в нее архиепископа грека Евгения Булгари, архим. Ф., как знаток греческого языка, был назначен к нему коадъютором, помогал ему в заведовании епархиальными делами и в сношениях с паствой. В севской епархии преосв. Ф. заботился о благоустройстве духовных школ – при нем, между прочим, открыт был в духовной семинарии богословский класс. В печати имеется сочинение – «Торжество севских муз», в котором описаны бывшие в семинарии торжества по разным случаям. Белгородско-курская обширная епархия представляла собой широкое поле для деятельности. Главное внимание преосвященным было обращено и здесь на образование духовного юношества. Сначала заботы преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИЕРОФЕЙ I АНТИОХИЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иерофей, патриарх Антиохийский. Литография. 1858 г. (ГИМ) Иерофей (ок. 1793 - 1885 ), патриарх Антиохийский (с 9 октября 1850). Родился около 1793 года в Хоре (ныне Хошкёй, иль Текирдаг, Турция ). Церковную карьеру начал в иерусалимском Святогробском братстве , пользовался особым покровительством секретаря Иерусалимского Синода, известного историка и книжника Анфима Анхиальского . В 1823 году рукоположен во диакона , в 1828 году - во иерея . По свидетельству находившегося тогда в Иерусалиме русского инока Серапиона, 8 марта 1831 года игумен Гефсиманской церкви Иерофей был хиротонисан во епископа в храме Воскресения Христова . В апреле 1832 года Иерусалимская Православная Церковь , обремененная непосильными долгами, обратилась к России с просьбой об оказании финансовой помощи. 2 декабря 1832 года Святейший Синод принял решение " допустить в России сбор доброхотных пожертвований в пользу Иерусалимского храма " и " дозволить Иерусалимскому Патриарху отправить для сбора в Россию кого-либо из благонадежных духовных лиц " . Патриарх Афанасий V (1827-1844) поспешил не только воспользоваться этим разрешением, но и повысить иерархический статус Иерусалимского подворья в Москве , назначив его настоятелем архиерея, а именно Иерофея, архиепископа Фаворского . Однако Синод в мае 1833 году разрешил архиерею находиться в Москве для сбора милостыни только один год. Архиеп. Иерофей, со слов А. Н. Муравьёва , ко времени приезда в Россию знал русский язык, что свидетельствует о том, что он заранее готовился к предстоявшей ему миссии. После прибытия в Москву в октябре 1833 года архиеп. Иерофей направился в столицу. 20 декабря он был торжественно принят в Святейшем Синоде, где произнес речь, вручил грамоты и дары патриарха - Крест с частицей Животворящего Древа и часть мощей св. ап. Андрея Первозванного. В Санкт-Петербурге он пробыл около шести месяцев. Срок сбора милостыни был увеличен на три года, впоследствии он продлевался еще раз. Оставив по рекомендации Святейшего Синода сбор милостыни, не подобающий сану архиепископа, Иерофей возложил эту обязанность на двух прибывших с ним архимандритов, после чего занялся книгоиздательской деятельностью - готовил к печати литографии св. мест, молитвословы на греческом и славянском языках, богословские труды живших и работавших в России греч. архиепископов Никифора (Феотоки) и Евгения (Булгариса) .

http://drevo-info.ru/articles/13680360.h...

Днепропетровская и Павлоградская епархия 24 липня 2010 р. 10:10 По мере приобретения Российской империей в середине XVIII века территорий, ранее контролировавшихся Османской империей, усилился приток поселенцев православного исповедания на новые территории, получившие в 1764 году наименование Новороссии. Первоначально малонаселенная область управлялась в церковном отношении Киевскими архиереями через полтавских протопопов; с 1760 года — с помощью старокодакских наместников (с. Старые Кодаки — село на месте старой крепости, расположенное неподалеку от современного г. Днепропетровска). 9 сентября 1775 года своим указом Святейшему Синоду императрица Екатерина II повелела учредить в образованных Новороссийской и Азовской губерниях новую епископскую кафедру — Славянскую и Херсонскую. Славянская и Херсонская епархия была учреждена в память древних епископов-мучеников, что подчеркивало ее преемственность от Херсонеса Таврического, ставшего в свое время крещенской купелью Православия на Руси. Название же «Славянская» было дано из-за множества славян, переселившихся в Новороссийский край из турецких и австрийских земель. В пределы вновь учрежденной епархии, занимавшей « всю Елисаветградскую провинцию, с одной стороны, территорию Азовской губернии до Черкасска и прочих Донского войска селений, с другой стороны », вошла и часть будущей Екатеринославской епархии, в том числе и казацкая слобода Половица — место, где ныне находится город Днепропетровск (бывший Екатеринослав) с окрестностями. Первым правящим архиереем новообразованной епархии стал греческий иеромонах Евгений (Булгарис), который был хиротонисан в Москве во епископа с возведением в сан архиепископа. Спустя год после назначения архипастыря, 21 августа 1776 года, Святейший Синод издал указ, определивший первоначальные границы новой епархии. В конце того же года под личным наблюдением и руководством владыки Евгения была организована, устроена и открыта Славянская духовная консистория и положено начало епархиальному управлению. 5 декабря 1776 года Славянской консисторией был издан первый указ о возношении имени Высокопреосвященного Евгения во всех монастырских, городских и сельских храмах новой епархии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1226973...

Екатеринославская епархия Екатеринославская епархия I. Исторический очерк . – Епархия учреждена 9 сентября 1775 г. в составе новооткрытых тогда губерний Новороссийской и Азовской, именовалась Славянскою и Херсонскою, кафедра была в Полтаве; в 1783 г., с присоединением Крыма, переименована в Екатеринославскую и Херсонско-Таврическую; в 1798 г. кафедра перенесена в Новомиргород и епархия наименована Новороссийскою и Днепровскою в 1803 г. переименована в Екатеринославскую, Херсонскую и Таврическую, кафедра перенесена в Екатеринослав; наконец, по выделении херсонской епархии, 9 мая 1837 года наименована Екатеринославскою и Таганрогскою. В первое время епархия обнимала собою огромное пространство земли. В 1795 г. от нее значительная часть отошла в новую епархию Подольскую и Брацлавскую, в 1799 г. – Слободско-украинскую (Харьковскую) епархию, в 1803 г. – в Полтавскую, в 1813 г. – в Кишиневскую. Первым архиереем был 1) Евгений (Булгарис), греко-болгарского происхождения, получивший образование в Падуанском университете; в сане иеродиакона был катехизатором греческой церкви в Венеции, ректором Янинской гимназии, затем ректором школ на Афоне, потом ректором патриаршей гимназии в Константинополе, с 1763 г. путешествовал по Европе с научными целями, в 1771 г. прибыл в Россию и 1 октября 1775 г., в Николаевском греческом монастыре в Москве, в присутствии Екатерины II, хиротонисан в архиепископа Славянской епархии. 5 мая 1779 г., «по любви к уединенно и научным занятиям», вышел на покой в Александро-Невскую лавру, где и скончался 27 мая 1807 г., на 91 году жизни («Странник» 1867 г. VII). За ним следовали преосвященные: 2) Никифор (Феотоки), архиепископ, 6 августа 1779 г. хиротонисан в Преображенском соборе в Петербурге в присутствии государыни, 28 ноября 1786 г. перемещен в Астрахань (см. очерк Астраханской епархии). 3) Амвросий (Серебренников); по окончании курса Московской славяно-греко-латинской академии был учителем и префектом ее, с 1782 г. – ректором Новгородской семинарии, в 1784 г. хиротонисан во епископа Олонецкого, 28 ноября 1786 г. назначен архиепископом Екатеринославским; 22 декабря 1789 г. получил звание местоблюстителя Молдовлахийской экзархии, в 1790 г. назначен членом Св. Синода, по случаю турецкой войны оставил епархию, в 1792 г. вернулся в Полтаву, где в 1792 г. и скончался, погребен в Крестовоздвиженском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Почему Россия является Священной Державой? Выступление на заседании Византийского Клуба 21.12.2023 228 Фото: Из личного архива автора Тот факт, что Россия является не просто преемником, но и продолжателем Византийской Империи признан в нашем гимне, в котором наша страна названа Священной Державой. Почему Россия является нашей Священной Державой? Потому что она является де факто православной Империей, Катехоном, спасающим мир от зла, Третьим Римом. В последние дни Владимир Путин в своих выступлениях резко усилил тему византийского преемства России. В чем это заключается? В том, что и на «Прямой линии», и на заседании Коллегии Министерства обороны он постоянно повторял о Юго-востоке б.УССР, как о русской земле. Речь идёт о Новороссии и Слобожанщине. А это символы византийского преемства России. На Слобожанщине, в Харькове, в Благовещенском Соборе, находятся мощи святого Царьградского Патриарха Афанасия (Пателария), который написал манифест православной имперской мысли – «Слово понуждаемое», то есть наказ русскому царю Алексею Михайловичу реализовать свою функцию Вселенского Православного Императора путём освобождения Малороссии, Константинополя, а затем Западной Европы и Латинской Америки от католицизма. Актуальный святоотеческий текст и на тему СВО, и на тему восстания глобального юга против диктата США. А Новороссия является частью Византийского проекта императрицы Екатерины Великой. В этом проекте Новороссия является плацдармом для освобождения Константинополя и пристанищем православных народов. Поэтому в Новороссии были созданы Славяно-Сербия и Новая Греция, а греческие топонимы – Одессос, Овидиополь, Тирасполь превалируют на самом Юго-западе Новоросии. Идеологом её был архиепископ Евгений (Булгарис), имперский русский грек, глава отдельной церковно-административной единицы Новороссии – Славяно-Херсонской епархии, простиравшейся от Екатеринославской области до Одессы. В рамках Византийского проекта один из мальчиков Правящего Дома Романовых должен был носить имя Константин в честь святого равноапостольного императора Константина.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/21/po...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010