Продолжительное время Полтавский Крестовоздвиженский монастырь был значительным культурным центром края. Этому в значительной мере оказывало содействие то, что с 1775 по 1798 год в монастыре было местопребывание архиепископов Славянских и Херсонских (в последние годы именовались Екатеринославскими), среди которых были известные в свое время ученые с мировым именем. Первым из них был Евгений Булгарис (еще Булгар, в миру Елевферий, 1716–1806 гг.) — выдающийся учёный-энциклопедист и педагог своего времени, уроженец острова Корфу в Греции, выходец из огреченой болгарской семьи, глубокий знаток латинского, итальянского, французского и других европейских языков и литературы, философии, математики, геометрии, истории, музыки, других наук, автор учебников для греческих школ, произведений во многих областях наук, переводчик, друг французского просветителя Вольтера (1694–1778 гг.) и франкского короля, потом императора Карла Великого (1742–1814 гг.). С конца 60-х годов XVIII в. Евгений Булгарис принял русское подданство, сперва заведовал библиотекой императрицы, а с 1775 года был назначен архиепископом Славянским и Херсонским и с 1776 по 1781 год проживал в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре. С 1779 по 1786 год, по рекомендации Евгения, архиепископом Славянским и Херсонским, а одновременно и настоятелем Крестовоздвиженского монастыря был назначен другой славный грек, земляк Булгариса, тоже уроженец острова Корфу, второй (после Евгения) из «двух предтеч умственного и политического пробуждения Греции», выдающийся ученый, выходец из графского рода Никифор Феотоки (в миру Николай, 1731–1800 гг.). Он был приглашен Евгением Булгарисом в Россию и непосредственно в Полтаву. С прибытием и поселением в монастыре архиепископа Евгения с его разрешения и по его решению администратор Феоктист Мочульский основал при монастыре небольшую школу для подготовки монастырских певчих из 10 мальчиков. В 1778 году она была реорганизована в духовное училище и переведена в город, в отремонтированный дом возле Спасской церкви, подаренный последним малороссийским гетманом графом К.Г. Розумовским. В скором времени она была преобразована в Полтавскую Славянскую (еще Словенская) семинарию — уникальное для тех времен учебное заведение. В нем ребята — выходцы из разных сословий не только епархии, но и из других регионов, на протяжении десяти лет получали хорошие знания не только по религиозным дисциплинам, но и по математике, физике, географии, истории и других, в том числе глубокие знания классических языков и литературы. Славянская семинария действовала в Полтаве до 1798 года, когда её перевели в город Новомосковск Херсонской губернии (ныне город Кировоградской области), а в 1803 году — в Екатеринослав (ныне г. Днепропетровск). И находилась эта семинария непосредственно в ведении архиепископов Славянских и Херсонских и монастыря...

http://sobory.ru/article/?object=11933

Такими-то мерами доведено дело до того, что объявили о согласии греков на исповедание происхождения Духа Св. от Отца и Сына. Патриарх Иосиф скончался (8 июня). После того скоро решены были прочие спорные пункты: о дополнении Символа, об опресноках, о чистилище, о власти Папы. Иные и тогда не хотели подписаться под определением об унии, в том числе Аврамий Суздальский, но принуждены к тому насилием. Другие ещё прежде удалились из Флоренции. Папа, подписывая определение, спросил, подписался ли Ефесский. Ему сказали: нет. «Так мы ничего не сделали!» – сказал Евгений 160 . Тем не менее в июле великолепно праздновали соединение Церквей. Папа предложил Исидора в преемники Иосифу: но греки отвергли, и Исидор назван «Легатом от ребра апостольскаго в землях лифляндских, литовских и русских» 161 . Возвращаясь к пределам паствы, Исидор послал (из Будина, 5 марта 1441 г.) воззвание к старой и новой пастве. Извещая о соединении Церквей, он призывал христиан обоих исповеданий ходить безразлично в храмы греческие и латинские, приобщаться Евхаристии у греческих и латинских священников 162 . В Москве уже роптали на Исидора, когда ещё не было его в Москве. Когда же (1441 г.) в первое служение его услышали: «в первых помяни, Господи, Папу Римскаго», то в. князь, несмотря на то, что Евгений прислал ему почтительное письмо, в самом храме обличил Исидора в нарушении клятвы и в измене православию. Вслед за тем Исидор, до решения соборного, заключен был под стражу. Собравшиеся епископы отвергли определение мнимого вселенского Собора; они убеждали Исидора отказаться от унии: но он (1442 г.) тайно убежал в Тверь, где князь Борис также запер его в темницу, а потом дал волю идти, куда хочет 163 . Исидор удалился в Литву к в. к. Казимиру; но, чувствуя, что опозорен для всех русских, удалился в Рим 164 . Между тем свят. Иона снова избран был (1443 г.) в митрополита на севере, а потом (в 1451 г.) признан и на юге, где по голосу Москвы также не хотели слышать об унии 165 . В Риме, по желаниям Исидора, Григорий Булгар в 1452 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

130 Ктитор (греч.) – основатель, создатель; лицо, выделившее средства на строительство, ремонт или благоукрашение монастыря, храма. 131 Константин (Типалдос; 1795–1867) – ректор Халкинского богословского училища в 1844–1864 гг., с 1848 г. титулярный митрополит Ставро польский (города Карии в Малой Азии). 132 Керкирская Гильфордова академия – Ионическая академия, первый университет современной Греции, основанный в 1824 г. Фредериком Нор том, 5 м графом Гилфордом (1766–1827) в городе Керкира на острове Кор фу, входящем в группу Ионических островов. 134 Барский – Григорович Барский Василий Григорьевич (1701–1747) – русский путешественник, писатель, публицист и паломник. 136 Евгений (Булгарис; 1715–1806) – теолог, деятель новогреческого Просвещения, архиепископ Словенский и Херсонский. 138 Гази – Антимос Газис (1758–1828) – греческий просветитель, философ, политик, писатель и картограф, один из руководителей революционного общества Филики Этерия. 139 Вамва – Неофитос Вамвас (1776–1855) – греческий священник и ученый, видный деятель новогреческого Просвещения. 140 Иконом – Константинос Иконому (1780–1857) – греческий богослов и проповедник, видный представитель новогреческого Просвещения, член Российской Императорской академии наук. 142 Танталиди Илиас (1818–1876) – греческий филолог и поэт, с 1846 г. профессор греческой литературы в Халкинском богословском училище. 143 Патриарх Анфим VI (1782–1877) – занимал Константинопольский престол трижды: в 1845–1848, в 1853–1855 и в 1871–1873 гг. 144 Патриах Иоаким II (Коккодис; 1802–1878) – занимал Константино польский престол дважды: в 1860–1863 и в 1873–1878 гг. 145 Константин Типалдос (1795–1867) – архимандрит, первый ректор Халкинского богословского училища (1844–1864). 146 Иоаким (Коккодис; 1802–1878) – занимал епископскую кафедру в Иоаннине (Янине) в 1835–1838 и в 1840–1845 гг. 147 Предположительно митрополит Агафангел (Схоларис; 1818–1893) – избранный митрополитом Зворницким в 1848 г.; спустя десять лет, снискав благодарную память сербов, был отозван в Константинополь, и тут же направлен Патриаршим экзархом в Прусскую митрополию; летом 1861 г. избран митрополитом Филипийским, Драмским и Захненским; много лет был эфором Богословской школы на острове Халки.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

135 Turcograeciae libri octo a Mart. Crusio.... edit. Basil., pag. 94, 205, 246 et 537; Chronicon Eccl. graec. Phil. Cyprii, pag. 507. In tota Graecia, говорит именно Крузий, studia nullibi florent, Academias et professores publicos nullos habent, praeter scholas triviales, in quibus pueri ρολγιον, κτηχον, Psalterium aliosque libros, quorum in missa usus est, legere docentur. Qui vere eos intelligant inter presbyteros et calogeros paucissimi sunt... Крит оставался единственным пристанищем для наук (Turcograec. pag. 537). В Константинополе основано первое греческое училище уже при Магомете IV, царств. 1644–1689, богатым купцом Манолаки (Истор. Иерус. Патр. Досифея, т. II, стр. 477). 136 Quidam Italiae Academias adeunt, in quibus antiquam lingnam, principia philosophiae Patrumque Theologiam percipiunt (Turcograec... pag. 205). Несмотря, однако, на все неблагоприятные обстоятельства, число ученых между Греками и преимущественно между греческими пастырями постоянно было значительно. Димитрий Мосхополит насчитывает их, в продолжение одного XVI и отчасти XVII века, до девяноста девяти (Demetr. Procopii Moschopolitae brevis recensio eruditorum Graecorum superioris saeculi, nonnullorum etiam praesenti hoc nostro florentium, conscripta 1720. Vid. Fabricii – Biblioth. Graec. vol. XI, pag. 770–804, Hamb. 1722). 137 См. статью: Состояние просвещения в новой Греции от начала прошлого столетия до последних событий в ней, т.е. до войны за независимость (1821 г.), в Москвитянине за 1843 г., часть VI, стр. 367–403, и Словарь духов. писателей, М. Евгения, под словом: Евгений Булгар. 138 " Ομολογα τς νατολικς κκλησας τς καθολικς κα αποστολικς.... δι Μητροφνους ερομονχου, издано, с латинским переводом, Helmstadii 1661. 139 В подлиннике, с латинским переводом, его можно видеть у Киммеля – Libri symbol. Eccl. graecae, а на русском языке оно издано под заглавием: Послание Патриархов православно-католической Церкви о православной вере. 143 Из других катихизисов, явившихся в настоящий период I) в Греции известны: а) Σνοψις τν θεων κα ερν τς κκλησας δογμτν – Григория Пр οтосинкелла, Venet. 1635; 6) Κατχησς ερ... Николая Булгара, Venet. 1861; в) Sacra tabula fidei Apostolicae, sanctae, oecumeuicae ac orthodoxae graecae orientalis Ecclesiae..., edita (на одном латинском языке) a Theocleto Polyide, archiecclesiarcha in sancto Monte, 1736; II) в России: a) Краткий Катихизис, или собрание науки о артикулах веры, Петра Могилы , изд. в Киеве 1645, во Львове 1646 и в Москве 1649 г.; б) книга о вере единой, истинной, православной и о Святой Церкви, изд. в Москве 1648; в) Катихизис, или краткое научение в вере святой, православно-кафолической Церкви..., по разуму святые восточные Церкви изло­женное, Чернит. 1715; г) Собрание случаев, духовным особам потребное, напеч. в Супрасле 1722; д) Новый мантор или наставление отрокам, архимандрита Макария Сусальникова, изд. в Спб. 1785; е) Катихизис священника Александра Беликова, изд. в Москве 1818 г., и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

140 Епархия литицкая ( Λ τιτζης), существующая с давних пор, сначала была епископией филиопольской митрополии, а не позднее как со второй половины четырнадцатого века до настоящего времени есть автокефальная архиепископия (Ралли и Nomлu V, 483 и 501). О городе Литице ничего нет ни в каких известиях, и где именно он был – остается нам неизвестным; в настоящее время кафедра архиепископа литицкого находится в местечке Ортакёй, которое лежит на юго-запад от Адрианополя и на северозапад от Димотики и которое в гражданском отношении принадлежит к санджаку (губернии) адрианопольскому (сведение получено нами от одного проживающего в России греческого константинопольского иеромонаха). 141 Город Меленик или Мельник (потурецки Менлык) находится за левым берегом среднего Стримона на одном из его притоков см. о нем Григоровича Путеш. Стр. 146 fin. Епархия меленикская, открытая неизвестно когда именно, но не позднее второй половины тринадцатого века (Lequien I, 95, Ралли и Потли V, 493), и бывшая в старое время то особой митрополией, то епископией митрополии серезской (cм. Lequien ibid., Paллu u Nomлu V, 493 и 501, Acta Patriarchatus Consmanminopolimani Mukлo шича t. I, р. 50, Turcograeciae Крузия р. 174, – последнюю подпись), не позднее как с начала восьмнадцатого века до настоящего времени митрополия (см. Хризаифа Синтагматион и новые списки кафедр) постоянно принадлежала к патриархату константинопольскому (о трибаллизме, т. е. булгаризме населения меленикской епархии см. у Крузия в Turcograecia, р. 341 sqq, послание одного из ее греческих епископов шестнадцатого века). Рядом с епархией меленикской в пятнадцатом и шестнадцатом веках существовала другая, подведомая неизвестно кому, славянская епархия, именно-сначала епископия, а потом митрополия крупничская, находившаяся в городе, в настоящее время селе Крупнике, лежащем на север от Меленика, между ним и Джумой (в половине пятнадцатаго века упоминается епископ Иаков, см. Гласника XXII, 289 u Akriv’a Сакцинского III, 21, до восьмидесятых годов шестнадцатого века митрополит Иоасаф, см. Григоровича Путеш. стр. 186 fin.; о селе Крупник у Григоровича ibid. стр. 147).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

240 Прочие преимущества наших первосвятителей также остались. Патрираху Иову (1599) возобновлена была грамота, данная царем Иоанном Васильевичем митрополиту Афанасию, освобождавшая людей Первосвятителя от суда гражданского (кроме дел уголовных). 241 Первый Иов до 1606 г. (1605 при Лжедмитрие был лже–патриарх Игнатий, но 1606 г. изгнан). 2) Гермоген, около 7 л. 3) Филарет 14 л. 4) Иосаф I. около 7 л. 6) Никон 15 л. 7) Иосаф II, 5 л. 8) Питирим, 16 мес. 9) Иоаким, 15 л. и 10) Адриан 10 ½ л. 242 По регламенту к суду духовному отнесены: дела богохульные, еретические, раскольнические, волшебные, недоуменные браки, развод, и прелюбодеяние; а прочие, относившиеся к суду патриархов (напр. о разделе имения по завещаниям) отнесены к суду светскому. 244 В Греческой Иерархии известна та перемена, которая произошла в новом королевстве Греческом. По новейшим сведениям видно, что здесь учрежден Св. Синод в Афинах, по примеру Российского, и 1850 г. Собором Константинопольским, а 1851 г. и нашим Св. Синодом признан самостоятельною Главою дух. управления в Греческом королевстве (ук. Cvh. 1851 г. Марта 12). 245 См. Oriens Christian. de Le Quieu. Отцы Собора 1722 г., по сообщению с нашею Церковию, прислали в Св. Синод православное исповедание, составленное Патр. Досифеем на Соборе Иерусалимском 1672 г. 248 С 1767 г. Евгений Булгар 1760 г. был также ректором Патриаршей Гимназии Константинопольской. См. Словарь Дух. Писателей. – В нынешнем Греч. Королевстве учреждены многие училища, напр. в Аргосе, Триполице, Навплии, Афинах, Тиносе, Андросе и друг. островах Эгейского моря. 1836 г. положено завесть Дух. Семинарию в Паросе. 249 Первая школа (1722) Нижегородская, заведена преосвященным Питиримом; первая семинария (1732) – Александро-Невская. 250 Число их простирается ныне далее 350. Семинарии до 50. Казанская Академия до времени была закрыта, а ныне опять существует. Учащихся в дух. училищах считается более 60 тысяч. 252 Напр. Амвросий Зертыс-Каменский, архиепископ Московский, уб. 1771; Арсений Верещагин, еп. Архангельский, ум. 1799; Авраам Флоринский, архимандр. Ростовский, ум. 1797; Моисей Гумилевский, епископ Феодосийский, ум. 1792; Симеон Лагов, архиепископ Рязанский, ум. 1804 г. и пр. – Исправленная Слав. Библия напечатана 1756 г. Прежде сего были два издания: Осторожское 1581 и Московское 1663 (с Острожского). Предпринят был и перевод Библейских книг на русское наречие. Изданы: перевод Нов. Завета – 1821 и Псалтыри –1822 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

384 О нем: «Обзор русской духовной литературы», Филар. Черн., кн. I, стр. 34–37; б) «Истории русской словесности», Порфирьева, ч. I, стр. 396–409. 385 Лет. по Лавр. сп.; «Ист. Гос. Рос.» Карамзина, т. I; «Ист. России с древн. врем.» Соловьева, т. I; «Русская История» Бестужева-Рюмина; «Избран. жит. свят.» и «Рассказы из русской церковной ист.» Бахметовой; «Жит. свят.» Дестунис. 386 В Летописи год 6463–955; но год назначается по Византийцам (Muralt: «Chron»), 529, а также Евгения Булгара: «Исторические разыскания о времени крещения Ольги». (Спб. 1792). Есть еще другая трудность: Константин не говорит о крещении Ольги, а только о приеме её. Следовательно, можно предположить, что она крестилась уже в Киеве, что тем более возможно, что с нею был её духовник Григорий. Преосвящ. Евгений разрешает дело тем, что Константину не зачем было говорить о крещении, ибо он рассказывал толъко о церемониях двора («Ист. Раз. 61); на этом едва ли можно успокоиться. – К. Н. Бестужев-Рюмин: «Русская история», т. I, гл. II, стр. 102, примеч. 18. 387 О ней «Ист. гос. Росс.» Карамзина, т. II, прим. 156; «Русская история» Бесту жева-Рюмина, т. I, стр. 165; «Рассказы из русской церковной ист.» Бахметовой. 388 О ней: а) Житие преп. Евфросинии; б) «Рассказы из русской церковной ист.»; в) «Обзор русской духовной литературы», Филар. Черн., кн. 1, стр. 40. 389 Бестужев-Рюмин замечает в своей истории, что до сих пор еще не ясна генеалогия знаменитой Евфросинии, ходившей в «Царь град». Т. 1, стр. 181, примеч. 19. 391 Иеромонах Никон: «Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца». 395 О нем: а) «Обзор русской духовной литературы», Фил. Черн., кн. I, стр. 8 и 9; б) «История русской словесности», Порфирьева, ч. I, стр. 364–365. 396 См. о нем выше, стр. 435, примеч. 2. (в данном электронном варианте это сноска 382 – примечание электронной редакции). 397 О нем: а) «Обзор русской духовной литературы», Филар. Черн., кн. I, стр. 12–14; б) «История русской словесности», Порфирьева, ч. I, стр. 373–378.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

412 Известность Евгения Булгариса привлекла в училище новых учеников, и к концу 1753 г. количество их выросло с 20 иноков до 70, а в 1758 г. – около 200. Однако «из-за светского уклона обучения» деятельность Евгения Булгариса вызывала недовольство афонских старцев и Константинопольского патриарха Кирилла V, который в то время находился на покое и проживал на Афоне. 16.02.1859 г. Евгений Булгарис вынужден был покинуть Афон, а училище возглавил Николай Зерзулис, до этого преподававший математику в Патриаршей школе в Константинополе. Постепенно училище пришло в упадок и в 1799 г. прекратило свое существование. См.: Афон/ПЭ. Т. 4. С. 128. 413 Качание в песке – имеется в виду так называемое «купание в песке» в жаркую погоду животных, птиц. 416 Согласно еп. Порфирию (Успенскому) , постройка Ватопедской церкви началась в 383 г. в память спасения от потопления не сына, а племянника императора Феодосия. Тогда же около Ватопедской церкви за высокой оградой были построены помещения для клириков, описанные в начале V в. преподобными Варнавой и Софронием как монастырь, но не иноческий, а так называемый клерикальный. В нем проживали священники, дьяконы, чтецы, певцы афонского города Диона (Ватопедиона), все неженатые, но не принимавшие монашеских обетов, так как в то время Афон находился под священноначалием Солунского епископа и Римского папы. См.: Там же. С. 46–65). Аркадий Флавий (377–408), сын Феодосия Великого, византийский император (с 395 г.), коронован в 383 г. 418 По мнению еп. Порфирия (Успенского) , речь идет о племяннике императора Феодосия, который во время путешествия из Рима в Константинополь на торжество по случаю провозглашения Аркадия Августом (16 января 383 г.) попал в страшную бурю недалеко от Афона. Спасшийся у Ватопедской пристани от угрожавшей ему опасности, он сухим путем прибыл в Константинополь. См.: Порфирий (Успенский) , еп. История Афона. Ч. 2. С. 46–65. 419 Епископ Порфирий (Успенский) объясняет название обители иначе, ссылаясь на старинные афонские и даже ватопедские дееписания, в которых начиная с XI в. и до XVI в. ватопедская обитель писалась как Βατοπεδου, что значит Ватова равнина (см.: Там же. С. 54).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

447 Родион. 38–39. Кондор. IV, ч. 16, стр. 63. Кеппена Крымский сборник, 69. Этот перечень митрополитов с Анфима до Парфения включительно помещен в книге Ф. Хартахал о христианстве в Крыму, изд. в 1864 г., а им заимствован из рукописи на татарском языке: «Кырыма гелеп митрополитлерин беян отериз» т.е. известие о митрополитах, прибывших в Крым. 450 В библиотеке одесского общества истории и древностей хранятся в числе рукописей письма м. Игнатия к Трифиллию, дневник Трифиллия, где им описаны страдания таврических христиан в XVIII в. от мусульман, духовное завещание м. Игнатия и пр. Зап. Од. Общ. VI, 591–592. 454 Переяславская епархия была самостоятельная; с 1701 г. она – викариатство киевской митрополии, с 1733 г. – снова самостоятельная, с 1785 г. – снова викариатство, а с 1803 г. образовалась самостоятельная епархия полтавская и переяславская. 456 He упоминаются здесь первые словенские архиепископы – Евгений Булгар (1775–79 г.) и Никифор Феотоки (1779–86 г.): при их жизни таврической церковью управлял митрополит Игнатий. 457 Тр. семинария, Смирнова 372, 495; москов. академия его же, т. 1, 362–363; Труды киев. ак. 1863 г. март. кн. 300–301; словарь истор. о бывших в России пи­сателях дух. чина, I, 25–26. Зап. Од. Общ. V, 420–451. 458 По этому поводу он 14 февраля 1792 г. писал императрице благодарственное письмо. Зап. Од. Общ. IX, 291–292. 459 Ист. киев. академии, т. II, 415–416; 443–444. Труды киев. ак. 1863 г., март, кн. 301–303. Зап. Од. Общ. V, 452. 460 Ист. моск. ак. I, 355–356. Труды киев. ак. 1863 г., март, кн. 303–304. Истор. словарь 1827 г. I, 60–61. Херсон епарх. в 1879 г. 12. 461 Ист. киев. ак. II, 288, Труды киев. ак. 1863 г., март. кн. 301–306. Херсон. епарх. вед. 1879 г. 12. 465 Троицкая семинария 523–524. Труды киев. ак., март, кн. 1863 г., стр. 816–328. Тверские иерархи 181–211. Зап. Од. Общ. V, 919–953; VII, 305–320, IX, 299. – Настоятель Покровской Одесской церкви Иаков Гавеля в 1841 г., будучи благочин­ным мелитопольского уезда, обратил в православие около 200 молокан и за то был награжден орденом св. Анны 3 ст. – Преосв. Гавриил за литургией на малом входе возложил на него пожалованный орден и сказал: «Честный о. протоиерей! Всемилостивый монарх наш, во внимании к усердным трудам Вашим в обра­щении заблуждающихся к православию, соизволил наградить Вас сим знаком Высочайшего благоволения своего: аксиос. – Херсон. еп. вед. 1883 г. 24.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

600 храмов, 337 церковноприходских попечительств, 6 мон-рей, скит и община; клир епархии составляли 796 священников, 217 диаконов, 669 псаломщиков. Для управления частью Екатеринославской епархии, располагавшейся на землях обл. Войска Донского, в 1911 г. было создано Таганрогское вик-ство с кафедрой в Таганроге (с 7 сент. 1917 Приазовское и Таганрогское вик-ство ). Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в Днепропетровске. Сер. XIX в. Фотография. Кон. ХХ в. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в Днепропетровске. Сер. XIX в. Фотография. Кон. ХХ в. Одной из главных забот Екатеринославских архиереев с начала существования епархии было устройство духовных школ. В полтавском Крестовоздвиженском мон-ре архиеп. Евгений (Булгарис) в 1776 г. устроил уч-ще, в к-ром 10 мальчиков обучались чтению и письму. Затем уч-ще (задачей к-рого было «преподавание русского, латинского и греческого языков») переехало в дом в Полтаве, подаренный бывш. укр. гетманом К. Г. Разумовским. В 1780 г. в уч-ще, не имевшем статуса семинарии, были введены классы греч., франц., нем. языков, арифметики и рисования, в 1783 г. появился философский класс, в 1786 г.- богословский класс, после чего уч-ще было преобразовано в семинарию. В 1797 г. ДС вместе с ЕУ переехала в Новомиргород, в 1804 г.- в Екатеринослав. Долгое время семинария не имела собственного помещения: здание для нее было построено только в 1874 г., домовый храм был посвящен арх. Михаилу. Архиеп. Феофил (Татарский; 1823-1827) учредил при семинарии 2 ДУ - уездное и приходское. В 1867 г. при ДС открылась воскресная школа. 28 авг. 1883 г. начало работу епархиальное Кирилло-Мефодиевское братство для помощи нуждающимся воспитанникам ДС. 11 янв. 1889 г. в программу ДС введено преподавание иконописания. Распространению духовного просвещения в епархии активно способствовал архиеп. Гавриил (Розанов; 1828-1837). Он положил начало пономарским школам, учредил семинарию в Одессе, основал при одесском во имя арх. Михаила жен. мон-ре епархиальное жен. уч-ще, архиерей также построил в Одессе архиерейский дом с церковью и неск.

http://pravenc.ru/text/178625.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010