«Почему же Он рождается от Девы и сохраняет девство неповрежденным? Так как в древности диавол обольстил Еву, бывшую девою, то поэтому Гавриил благовествовал Марии – Деве. Но обольщенная Ева произнесла слово, послужившее причиною смерти, а получившая благовествование Мария родила Слово по плоти, приобретшее нам вечную жизнь» [там же, с. 699]. Преподобный Исидор Пелусиот : «Так как жена одолжена мужу тем, что безсеменно произошла из ребра его, долг сей уплатила Матерь Господа, воздав Его нам воплотившегося без семени» [цит. по: 156, с. 3]. Святитель Кирилл Иерусалимский : «Ева из мужеского ребра рождается без матери; а из девического чрева не может Младенца родиться без мужа? Женский род обязан был благодарностью мужем, потому что Ева получила бытие от Адама, не материю, будучи зачата, но как бы родившись от одного мужа» с. 138]. Преподобный Симеон Новый Богослов : «Как из ребра Адамова создал Он жену, так из дщери Адамовой, Приснодевы и Богородицы Марии заимствовал девственную плоть, безсеменно в нее облекшись, стал человеком, подобным первозданному Адаму, чтобы совершить такое дело, именно: как Адам чрез преступление заповеди Божией был причиною того, что все люди стали тленны и смертны, так, чтоб и Христос, новый Адам, чрез исполнение всякой правды стал начатком возрождения нашего к нетлению и безсмертию» т. 1, с. 375]. Святитель Филарет Московский : «Что Адам уразумел тайну изречения Господня о «Семени Жены», сие можно примечать из того, что вслед за сим он дал жене своей новое имя, которое было совсем неблаговременно и неуместно, если бы не относилось к сей самой тайне: мати всех живущих не сама по себе, но потому что некогда от Евы будет Дева и от Девы родится Тот, Который есть истина и живот и Который имеет силу и всех умирающих перерождать в присноживущих» [цит. по: 156, с. 5]. Эта тема – связь Пресвятой Богородицы Марии с Евой, созданной из ребра Адама – нашла отражение во многих богослужебных стихирах. Приведем несколько примеров. Минея 300 ... да радетс адамъ пратецъ, и да веселитс с бо созданна ребра адамова, дщерь и внк блжитъ вственн. родис бо мн, реч, ради оузъ адовыхъ свобождс... (Рождество Богородицы, 1-я стихира на литии)

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

  Андрей Пронин   Елена Котлярова. «Лед».   Павел Бирюков   Ильгар Джафаров   Анна Резников. Из серии «Аут». В свои 10 лет моя дочь не говорит, сама не одевается, не ходит в туалет. Дочка с трудом понимает мимику и жесты окружающих. Мне, матери ребенка с аутизмом, часто с трудом удается считывать ее настоящую боль и страх, тревогу и радость. Чтобы лучше понять дочку, я взялась за фотоаппарат.   Донат Сорокин. «Наши глазастики». «Наши глазастики» – это не заголовок крупного федерального СМИ. Так, любя, между собой называют своих воспитанников преподаватели инклюзивной школы в одном из самых закрытых городов страны – Новоуральске. На снимке: Россия. Новоуральск. 8 ноября 2016 г. Ученики лицея 58, на базе которого с 2002 года работают классы для обучения слабовидящих детей. Новоуральский лицей признан лучшей инклюзивной школой в Свердловской области.   Евгений Галкин. «Швейцарцы любуются закатом на озере Зюраткуль». Эта фотография о человеке, осуществившем свою мечту – побывать в России.   Слава Лагуткин. Из серии «Отцы».   Евгений Арбенев   Андрей Кровлин. Из серии «Соприкосновение… «. Иппотерапия для детей-инвалидов. Приморский край.   Юлия Скоробогатова. Из цикла «Ева». У Евы редкий диагноз – пинеобластома среднего мозга, окклюзионная гидроцефалия. Это злокачественная опухоль, она агрессивно растет и быстро переходит на окружающие ткани. Кроме того, она приводит к повышенной выработке мелатонина, гормона, отвечающего за погружение человека в сон. Примерно год назад жизнь в одной дружной семье сильно изменилась. У младшей дочки Елены и Александра – Евы – нашли злокачественную опухоль в голове. С того момента все силы семьи были направлены на то, чтобы проводить вместе как можно больше времени. Можно сказать, что Еве повезло – верный диагноз установили очень быстро, приблизительно через месяц была уже проведена операция. Сейчас Ева проходит курс химиотерапии, болезнь постепенно отступает, лечение дает положительные результаты. Ничего этого не было бы, если бы не поддержка семьи, профессионализм врачей, своевременное и адекватное лечение. Близкие стараются сохранить позитивный настрой, а Ева, несмотря на диагноз, очень активна и общительна, и только по отсутствию волос на голове можно предположить, что девочка не здорова.

http://pravmir.ru/nashi-glazastiki-i-che...

Однако Адам и Ева преслушались Бога и, как было предсказано, тотчас умерли. Хотя они прожили в теле еще более девятисот лет, но душой они умерли в тот же день. По объяснению преподобного Симеона Нового Богослова  и других подвижников благочестия, как для тела смертью является разлучение его с душой, так для души смертью является разлучение ее с Духом Святым. В Священном Писании сказано, что Господь, сотворив человека, вдунул в лице его дыхание жизни ( Быт. 2, 7 ). Некоторые понимают это превратно, вне контекста Священного Предания Православной Церкви: душу человека считают частью Божества. Это не так. Очень правильно и точно говорит об этом преподобный Серафим Саровский : слова вдунул в лице его дыхание жизни означают, что душа человека была изначально соединена с Божией благодатью. В этом и заключалась его естественная жизнь. Как глаза созданы для того, чтобы созерцать свет, – если нет света, то и глаза не нужны, – так и душа всегда должна пребывать в общении, в благодатном единении с Богом. В Священном Писании говорится, что человек был нагим, но это не означает, что он в буквальном смысле слова был наг. Сказано так потому, что первые слушатели Божественного откровения, древние евреи, не могли вместить всей полноты истины. На самом деле наши прародители не были нагими. Да, Адам и Ева не имели одежды в том смысле, что не покрывали своих тел никакими тканями, но благодать изливалась на них так обильно, что они всегда были облечены в одеяние Божественного света и в самом точном смысле слова не видели своей наготы. Причем они были в этом одеянии света всегда, а не время от времени, как было, например, у преподобного Серафима Саровского : в один момент его лик просиял, потом благодать умалилась и преподобный принял свой обычный облик. Адам и Ева не углублялись в рассматривание своей телесной природы, поскольку ум их был устремлен горé, то есть к Богу. Это естественное единение ума с Богом было неким окном, через которое мощным потоком вливался свет Божественной благодати, озаряя их душу и тело и даже, я думаю, все, что их окружало.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

– «Первый человек», первый «Адам» (– подобный Богу) в своем состоянии до грехопадения был светлым прообразом «второго человека – Господа», «последнего Адама» – Христа (см. 1Кор.15:45 и 47). Как «первый» Адам произошел от Бога «по образу и подобию Божию, так «последний» – Христос есть «образ ипостаси и сияние славы» Бога-Отца (см. Евр.1:3 ); как первый человек сотворен по телу из девственной земли и получил дыхание жизни от дуновения Божия, так «второй» воплотился от Девы по наитию Св. Духа ( Лк.1:35 ); «первый человек, – говорит св. Амвросий, – от земли и неба, Второй – от неба и земли; Сей – от Бога и Марии земной, тот от земли и Духа небесного». Как Адам – «один первозданный отец мира» ( Прем.10:1 ) и родоначальник «перстых», так Христос «перворожден всея твари» ( Кол.1:15 ) и родоначальник чад «небесных» ( 1Кор.15:48 ), которые рождаются не от плоти и крови, но от Бога ( Ин.1:13 ) чрез Духа Святого в таинстве крещения; как Адам был поставлен владыкою всех тварей, так Христос – «наследником всего» ( Евр.1:2 ) со «всякою властью на небе и на земле» (Мф.28:18). Рай земной с древом жизни, куда Адам введен был Богом, был образом рая Божия небесного, где побеждающему христианину Христос дает вкушать от древа жизни (Ап.2:7). Брачный союз Адама и Евы был образом союза Христа с Церковью (см. Еф.5:29–32 ), и, по учению отцов Церкви, «Адам изображал Христа, а Ева – Церковь , и как Ева сотворена из ребра спавшего мужа, так и Церковь образовалась из ребр Христа, почившего на кресте; сон Адама был смертью Христа, из прободенных ребр которого истекла кровь и вода, – знамения таинств, созидающих Церковь ; Ева – мать всех живущих, а Церковь матерь всех христиан». Но грех человека разрушил прямое отношение между образом – Адамом и первообразом – Христом; посему в согрешившем Адаме кроме сходства является противоположность Христу, «второму Адаму». «Как преступлением одного всем человекам осуждение к смерти, – учить ап. Павел, – так правдою одного всем человекам оправдание к жизни»; в первом человеке – ослушание, во Втором – послушание; от Адама вошли в род человеческий грех, осуждение и смерть, а от Христа произошли благодать, оправдание и жизнь ( Рим.5:15–21 ); как от Адама перстного, т. е. земного и смертного, произошли перстные, так от Адама небесного, т. е. Христа бессмертного, происходят небесные ( 1Кор.15:48 ); «как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (ст. 22).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Грех Евы никоим образом не был малым, ибо «не нужно забывать, что по сути дела Ева не была принуждена к соблазну, но сама позволила, чтобы ее соблазнили». Ведь она помедлила с согласием в продолжение разговора с диаволом и все же совершила преступление — «плод заблуждения и греховного во всех отношениях произволения и решения» [ 128 ]. Некоторые считают, что грех Евы был не одинарным, но тройным! Сначала она прислушалась ко внушениям диавола, когда тот говорил ей, что преступление заповеди Божией не будет иметь никаких последствий. Он уверял ее так же, что запрет Божий был продиктован якобы завистью, нежеланием, чтобы люди были как боги. Ева, таким образом, уступив Антихристу, согрешила двумя духовными грехами: против веры и против любви к истинному и человеколюбивому Богу. Вследствие этих двух духовных грехов появляется и «бесчинное» желание плоти, и Ева видит, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание, и тогда она сама, без всякого принуждения протянула руку, взяла плодов его и ела. Первоначальный грех был поистине огромен. Вера в Бога была оставлена, любовь творения к Создателю остыла, и бесчинные страсти, телоубийственные и душепагубные, возобладали в человеческой природе!.. Так начинается новая эпоха. Время скорбей, бед, страданий, стенаний. Время, когда грех — погибель души — вторгается в мир, чтобы воцариться в человеческом роде. Грех «достоин плача и немолчных рыданий», ибо он вводит смерть и становится, таким образом, «смертью бессмертной» души [ 129 ]. Грех отлучает душу от Бога, Который есть жизнь и бессмертие [ 130 ]. Смертный приговор «утвержден в тот же самый день» С пагубным наущением завистливого искусителя человек претерпел то же, что и диавол. Как тот согрешил, ибо возмечтал о себе более своего достоинства и захотел поставить свой престол выше Престола Божия, так и человек: подстрекаемый диаволом, человекоубийцей и отцом лжи, много возомнил о себе. Соблазнившись, он подумал, что, оставив Бога, получит еще больше благ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

– А девушке какого мужа брать? – Христианина. Живущего по вере. – Только их сейчас практически не осталось. – Да есть еще. У Бога есть. «Ищи жену не в хороводе, а в огороде». То есть труженицу. Так же и мужа, можно сказать, – ищи не в хороводе, а в огороде. Конечно, чтобы добрый человек был. Естественно. Когда любовь есть, тогда все просто. По-человечески это сложно, «Богу же все возможно» (Мф. 19:26). Одно только нужно – молиться, просить, чтобы Господь указал. А Господь укажет. – Батюшка, в житии православных покровителей семьи – муромских святых Петра и Февронии – описано, как, будучи простой девушкой, Феврония настаивает на женитьбе на ней князя Петра. То есть при создании семьи роль женщины может быть активной, решающей? – Да, от женщины многое зависит. В Священном Писании сказано своеобразно очень, я обратил на это внимание: «…оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей» (Быт. 2:24). Муж к жене прилепляется. Не сказано – жена оставит отца и мать и прилепится мужу своему. Думаю, это связано с тем, что женщина сотворена быть матерью. Ева – мать всех живущих: «И нарек Адам имя жене своей Ева, ибо она стала матерью всех живущих» (Быт. 3:20). Женщине, как матери, свойственно заботиться. Поэтому с годами муж обычно уже не обращается к супруге «жена», а говорит «мать». А жена обращается к нему «отец». В сущности, выстраиваются отношения Адама и Евы, когда муж становится отцом для жены, а Ева оказывается для мужа матерью – как мать всех живущих. – То есть молодая девушка может выбрать себе жениха и настаивать на том, чтобы он женился на ней? Как Феврония? – Если будет такая, как Феврония, то, я думаю, может. Этот юмор, что шея вертит головой, а голова на шее, основан на жизненном опыте. Опыт жизни самой показывает, что семейный очаг оберегает мать. До трех лет проходит примерно половина жизни человека, а дитя находится в руках матери. Поэтому фундамент воспитания закладывается в младенчестве. Именно поведение матери, ее слова, пример очень важны для всего общества. Потому замечательный педагог Григорий Иванович Суворов, директор московской 31-й школы, когда-то сказал: «Мы говорим об идеальном обществе. Дайте мне воспитанную мать, и я вам такое общество построю». Настолько важна жизнь женщины-матери.

http://pravoslavie.ru/95974.html

В искушении Евы можно проследить все стадии развития греха. Когда змей обратился к ней с внешне невинным вопросом, это был первый этап на пути греха, прилог. Необходимо было, не вступая в беседу с этим созданием, сперва вопросить Творца, а не вступать на свой страх и риск в словесное состязание. Тем, что Ева решила действовать без связи с Богом, она уже создала некий зазор между ней и Жизнью, который позднее разросся в преступление и породил ад, то место, где нет Бога как Спасителя. Но жена вошла в рассмотрение этого прилога вражьего, заинтересовалась им – и произошло СОСЛОЖЕНИЕ. Сколько грехов затем произошло из-за того, что человеку интересно попробовать нечто запретное! Здесь начало отступления от Истины, поэтому Ева и добавила от себя к заповеди Божией то, чего в ней не было: «и не прикасайтесь». А ведь сказано: «Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецем» ( Притчи 30, 6 ). Грех уже начал разъедать ум Евы! Увидев, что замысел его удается, враг, осмелев, возводит хулу на Создателя, обвиняя Его в зависти. Тут верна половица «Каждый судит по себе»: пав из-за зависти, диавол и всех готов видеть такими же завистниками. В это время в душе Евы происходила борьба, предполагающая равенство сил греха и добра, но она согласилась с хулой, и тем самым грех уже совершился в душе. Описание развития грехопадения, данное пророком Моисеем, полностью совпадает со словами св. Иоанна Богослова: «Все, что в мире: похоть плоти (дерево хорошо для пищи), похоть очей (оно приятно для глаз) и гордость житейская (и вожделенно, потому что дает знание) – все это «не есть от Отца, но от мира сего» ( 1Ин. 2, 16 ). Так в одном грехе перволюдей, как в семени, содержались все будущие преступления. Адам, вместо того, чтобы проявить данную ему власть и остановить падение жены своей, сам ниспал вместе с нею. Библия не говорит, что Ева уговаривала его. Скорее здесь проявилась бесовская солидарность, извращение врожденного коллективизма, свойственного «животному общественному», что в будущем породит множество самых жутких преступлений – от групповых подростковых убийств до ужасов революций. Адам не пожелал поступить по заповеди Господней и предпочел свою любовь к жене любви к Создателю. В результате он лишился и того, и другого. Без Бога невозможно по-настоящему любить кого бы то ни было, ибо Он Сам есть Любовь , а вне Его – лишь ненависть.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Мы часто называем Марию Нетленной. У праведников и мощи могут не подвергаться тлению. Христианин побеждает смерть во Христе, «смертию смерть поправ», и переходит в нетление. А состояние нетления — это состояние вечности. Это день будущего Века. Таким образом, Дева Мария опередила ход событий. То, чего мы еще только ждем: «Чаю воскресения мертвых», — в Ней уже случилось. Потому и гроб не смог Ее удержать, и смерть Ею не овладела. В Ней Господь показал нам эту победу. То, что должно произойти со всем тварным миром, в Ней уже произошло. Она — начало спасенной твари. В этом — причина нашего особого почитания Богородицы и особого отношения к Ней. протоиерей Геннадий Фаст из книги «Кто Она для нас?» Воплощение произошло после добровольного согласия Марии. Когда архангел Гавриил сообщил о том, что ей предстоит родить Спасителя, Мария ответила: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» ( Лк.1:38 ). Этим моментом объясняется принцип синергии (соработничества, содействия). Бог наделил человека свободной волей и никогда не нарушает ее. Господь делает все для нашего спасения, но с нашей стороны тоже должно быть ответное действие или хотя бы согласие. Как говорил святитель Афанасий Великий , «Бог спасает нас не без нас». Можно провести некоторые параллели между Богородицей и библейской Евой: – Ева проявила непослушание своему Создателю, а Дева Мария покорность; – через Еву дьявол поработил нас, а через Марию Бог нас освободил; – Ева появилась на свет без сексуального соития с мужем, а через Богородицу Христос пришел в наш мир тоже без соития; – через Еву в мир пришла смерть, через Марию же спасение и жизнь; – Ева — это мать всех людей и Богородица мать всех людей в духовном смысле. Для православных христиан является естественным почитать свою духовную Мать Богородицу Деву Марию. Мы даже почитаем ее больше ангелов, но не больше Бога. В одной православной молитве есть такие слова: «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево…». Не стоит это понимать буквально, (мол, мы не надеемся на Бога). Здесь присутствуют особенности византийской поэзии, так скажем, излишние витиеватости. Важно помнить, что мы верим в Бога, а не в Божью Матерь.

http://azbyka.ru/katehizacija/vo-chto-il...

Для приближения к озлодействованию, о чем подробно было сказано в своем месте, нужна история «преуспевания на горшее» ( 2Тим.3:13 ), когда, «зачиная болезнь и рождая беззаконие» ( Пс.7:15 ), человек «приходит в глубину зол» ( Прит.18:3 ), нужно «каинитство» допотопного мира, или «каинитство» перед окончанием этого мира, о чем будет сказано в своем месте. Что касается до того, насколько сильно, всеобъемлюще и, так сказать, всецело овладели человеком индивидуализм и личное вожделение «быть себе яко бог», то свидетельствует об этом необыкновенная страстность, с какой восприяли Адам и Ева дьавольскую лесть: у них как будто открылись глаза от толкования дьавольского смысла и значения вкушения плодов древа познания добра и зла; они уразумели якобы тайну, которую Бог скрывал от них, не желая сделать их «себе яко боги». И вот индивидуализм и личное вожделение, опираясь исключительно на рассуждение личной мысли и на ограниченность одного рассудочного заключения, находят опору и укрепление в воле и стремятся пожелания привести в действие, ибо якобы воочию Адам и Ева узрели, «что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз, и вожделенно, потому что дает знание. И взяла Ева, – говорит Св. Писание, – плодов его, и ела, и дала также мужу своему, и он ел» ( Быт.3:6 ). Грех мужа и жены совершенно одинаков, ибо падение и того, и другой совершилось по одним и тем же побуждениям, в одном и том же вожделении и в одинаковом восстании против Бога, о чем, впрочем, было сказано в своем месте. Итак, падение человека совершилось; но отношение человека к Богу только изменилось, но не прекратилось, ибо и по своем падении человек пребыл обращенным к Богу, а потому и отношение Духа Божия к человеку изменилось, а не прекратилось, и Дух Божий за грех человека не оставил мира, а сделался вследствие греховного состояния человека более отъединен от человека, менее свойствен ему и благодатно уже не собствен для человека. Читать далее Источник: Добро и зло в истории рода человеческого по свидетельству Священного Писания/Прот. Иоанн (Иванов). - Санкт-Петербург. : Общество памяти игумении Таисии, 2013. - 656 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Как произошло грехопадение первых людей?Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? (Быт. 3, 1).По поводу данного текста святитель Иоанн Златоуст замечает: “Смотри, какая зависть и многосплетенная хитрость лукавого демона! Видя, что созданный человек находится в высочайшей чести и почти ничем не меньше ангелов, видя на земле земного ангела и снедаемый завистью, виновник зла демон, который сам пребывал между вышними силами, но по развращению воли и безмерности злости ниспал с той высоты, употребил великую хитрость, чтобы лишить человека благоволения Божия, и, сделав его неблагодарным, лишить его всех благ, дарованных ему человеколюбием Божиим”....Обратите внимание на то, что мы читаем тут о Еве без Адама – это уже нарушение соборности. Святой Иоанн Златоуст пишет: “Ева была создана для Адама и могла разговаривать только с ним”. А здесь Ева оказывается одна, проявляет самостоятельность, инициативу. Можно даже сказать, что Ева – первая феминистка, она поступила как истинно эмансипированная женщина: одна идет по раю, сама подходит к запретному дереву, сама же вступает в разговор со змеем, под видом которого выступает диавол, с любопытством, внимательно слушает его и отвечает ему. И каковы же последствия?Диавол, имея сильную зависть к человеку и стремясь разрушить состояние его особой близости к Богу, под видом змея, “хитрейшего из всех зверей полевых”, по словам святителя Иоанна Златоуста, “воспользовавшись им как орудием, вступает в беседу с женою и увлекает в свой обман этот простейший и немощнейший сосуд”. Священное Писание показывает нам, как диавол незаметно, неслышно подкрадывается к человеку и смертельно жалит его. Ева даже и не заметила, как стала добычей диавола. Выпуская свое жало, змей задает ей очень странный вопрос: …подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?Но мы знаем, что Бог не так говорил Адаму; Он сказал: …от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1430...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010