…и поскольку ей надлежало, посредством Святого Духа воспринять Бога — подлинно сущее Дыхание и Жизнь всяческих. (I, 1, 5) Здесь преподобный отец употребляет общераспространенный в святоотеческой письменности прообраз Пресвятой Богородицы, коим является Ева (параллельно Адаму — прообразу Христа). Именно Богородица подразумевается, когда говорится о том, что Еве надлежит в будущем принять, посредством Святого Духа, Бога. Вследствие чего следует знать (и удивляться этому), что нерожденный Адам (а, равным образом, и исшедшая Ева) не имеет среди людей подобного [ему] нерожденного и беспричинного другого [человека], поскольку они суть истинные изображения нерожденного Отца и Святого Духа (I, 1, 6). Хотя люди единосущны друг другу, но по своим ипостасным свойствам Адам и Ева отличаются от всех остальных людей (об этом чуть ниже). А рожденный сын [Адама и Евы] имеет подобными ему братьями всех людей, также рожденных сынов, поскольку он есть по образу и по отпечатлительному подобию  Христа, рожденного Сына, Который был Человеком «первородным между многими братиями» ( Рим.8:29 ), [рожденным] не от семени [мужского]. (I, 1, 7) Здесь преп. Анастасий лишь касается той темы, которую будет раскрывать во второй части своего сочинения: человек как образ воплотившегося Слова, образ Христа. Хотя в контексте первого смысла — три единосущные ипостаси первобытного человечества есть образ единосущной Троицы — касаться воплощения Второго Лица Святой Троицы кажется излишним, несколько запутывающим смысл (что иногда характерно для св. Анастасия), но преподобный отец все же неожиданно предвосхищает тему своего второго Слова уже сейчас, в самом начале первого. Все остальное человечество имеет одинаковое ипостасное свойство с сыном Адама и Евы — рожденность, все мы появляемся на свет посредством рождения от отца и матери. В этом мы все суть образы Сына Божия, Бога Слова. Но и не только, а образ воплотившегося Слова Божия, образ Христа. Таким образом, святой отец намекает на некую причину воплощения именно Второго Лица Троицы. Именно Бог Слово воплотился, и стал первородным  между многими братиями  ( Рим.8:29 ), потому что все, начиная с сына Адама и Евы, — изображение именно Сына Божия, а не Отца или Святого Духа. Как Он рожден превечно от Отца, так и мы имеем эту ипостасную характеристику — рожденность.

http://azbyka.ru/obraz-troicy-v-razdelen...

Вячеслав Пономарев Таинство Брака (Венчание) В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства: Брак есть Таинство, в котором при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. Книга Бытия, описывая сотворение человека, говорит о том, что Адам (евр. человек), дав, по повелению Божью, имена всем зверям и птицам небесным, не нашел среди них себе друга и помощника, подобного себе. Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему ( Быт. 2; 18 ), – сказал Господь. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего](Быт. 2; 21–23). Адам назвал жену Евой (евр. жизнь). Итак, человек получил от Господа великий дар – друга, достойного его любви. Ева была сотворена из ребра, взятого у Адама во время глубокого, наведенного на него, сна. Этот факт говорит о многом. Так апостол Павел свидетельствует, что никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее… ( Еф. 5; 29 ). А это значит, что Ева – «плоть от плоти» Адама, – имеющая с ним теснейшую, неразрывную связь, не должна быть унижаема им, но не может над ним и господствовать. Ева, «матерь всех живущих», с первого дня имела право на любовь Адама и его защиту. Установление Таинства Брака Бог благословил брачный союз первых людей в Раю и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею ( Быт.1; 28 ), дав им один из первых Своих заветов. В той же книге Бытия, на первых ее страницах, раскрывается тайна брачного союза мужчины и женщины: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть ( Быт. 2; 24 ). Брак был одним из тех двух Божественных установлений, которые прародители вынесли за врата рая после грехопадения.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Подросток увлекся идеей, которая была для него, мягко говоря, не полезной. Он клюнул на яркость подачи материала, на обещание фантастических ощущений. Во время знакомства с материалом его личность была открытой, и он не сумел отклонить от себя призыв к преступлению. В ореоле яркой вспышки идеи поблекли мысли о страданиях жертвы и соображения о собственной безопасности. На момент увлечения ложной идеей в сознании подростка отсутствовала ось восприятия. Для человека, выросшего в православной традиции, характер оси восприятия описывается словами «я - христианин». Если ему рассказать о фантастических ощущениях, якобы возникающих в результате преступления, то он сходу отвергает такое сообщение. Реакцию такого человека можно описать словами, которые, по мнению святителя Василия Кинешеского, должна была бы сказать Ева в ответ на предложение змея. Искушая Еву в райском саду, змей (дьявол) призывал женщину нарушить заповедь Божию и вкусить запретный плод. Подталкивая ее к преступлению, змей говорил ей о получении некоего знания: «В день, в который вы вкусите их [запретные плоды], откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт 3. 5). Ева вкусила, но как показали последствия, ничего хорошего из ее поступка не вышло. Потеря рая, жизнь полная тягот и страдания, - в круговорот такого рода события ввергла себя Ева своим неосторожным шагом. А вместе с ней, вверг себя в этот круговорот и Адам, опрометчиво поддавшийся на уговоры супруги нарушить заповедь Божию. «Если бы Евой руководила только вера, преданность и любовь к Богу, - пишет святитель Василий, - то она сказала бы змею: «Хорошо... Пусть ты прав. Пусть мы получим знание! Но какой ценой?! Нарушить заповедь Божию, пойти наперекор Божией воле, изменить Богу, оттолкнуть Его своим непослушанием! Нет, Господь для нас всего дороже... Дороже твоего знания и за такую цену - за цену разрыва с Богом - нам не надо знания... Знание нам Бога не заменит!»« Подобным образом отвечает человек, имеющий ось восприятия «Я - христианин». Он говорит: за цену разрыва с Богом, мне не нужны никакие ощущения.

http://ruskline.ru/analitika/2015/05/28/...

И Ева не дерзает самочинно коснуться Христа. Но моля, ждет, когда Он обратится к ней. Прежде, в раю, одеждой людей была Божественная Слава. “Совлекшись” ее после грехопадения, после попытки стяжать всю полноту этой славы бесславно-техническим путем, и явилась потребность в материальной одежде. Свет стал обличать обнаженность людей от добрых дел — и от него потребовалась защита, ибо при этом свете, ставшим теперь внешним для них и извне обличающим, “узнали они, что наги” ( Быт.3,7 ). Одежда служила тому же, чему позже станут служить города — самоизоляции, ставшей, увы, необходимой (город — от “городить, огораживать). То, что сейчас, в момент, изображенный на иконе, Ева вся, с головы до ног покрыта одеждой — это еще и знак ее покаяния, понимание всецелой своей отделенности от Бога (одежда дана людям после грехопадения). Но именно поэтому — и спасена Ева. Иконописец всегда, когда надо показать встречу человека и Бога, Вечного и Временного, стремится явить не только сам факт встречи, но и значение человека в ней, его личное, выбирающее, верующее отношение к Встреченному. В данном случае об этом говорят не только лик, или жесты, но и одежды. А поскольку тем самым вводится тема покаяния, икона в душе молящегося совмещает Великую Субботу (когда было сошествие во ад) и Пасхальное Воскресение. Совмещает покаянные чувства завершающих дней Великого Поста и всерастворяющую радость Пасхи. “На Страстной, среди предпраздничных хлопот, сугубо постились, говели. К вечеру Великой Субботы дом наш светился предельной чистотой, как внутренней, так и внешней, благостной и счастливой, тихо ждущей в своем благообразии великого Христова праздника. И вот праздник наконец наступал — ночью с субботы на воскресенье в мире свершался некий дивный перелом, Христос побеждал смерть и торжествовал над нею” (И. Бунин. Жизнь Арсеньева). Воскресение Христово связано со спасением людей. Спасение человека — с его покаянием и обновлением. Так встречаются в Воскресении “усилья” человека и Бога. Так решается судьба человека — та судьба, о которой вопрошал Бунин: “Бог ли человек? Или “сын бога смерти”? На это ответил Сын Божий”.

http://azbyka.ru/deti/shkolnoe-bogoslovi...

Пытаясь дать объяснение девственному Рождению, никак не объясняемому ни Писанием, ни Преданием, отцы Церкви внимательно вчитывались в эпизод Благовещения в Евангелии от Луки и обнаружили скрытую внутри рассказа слуховую образность. Наконец, они нашли разумным говорить о вхождении Слова в девственное тело посредством органов слуха («ведь чувство слуха– естественный путь для слов») 346 . «Я слышала Слово, Я зачала Слово, Я произвела Слово», – восклицает Дева в гомилии святого Прокла 347 , 348 . Взаимная связь между произнесенным словом (благовещение) и услышанным словом (зачатие 349 ), за которой лежит диалектика безмолвия и звука, для великих витий V-VI вв. была неисчерпаемым источником красноречия, без которого не обходилась ни одна проповедь , большая или маленькая. (Я был особенно тронут – рождественской? – гомилией Кира Панополитанского, весь текст которой заключается в следующем: «Братие, Рождество Бога и Спаса нашего Иисуса Христа да будет почтено молчанием, ведь Слово Божие зачалось в Пресвятой Деве от одного слушания. Ему слава навеки. Аминь» 350 ). Воображение экзегетов всегда особенно пленяла типология, заключенная в решающей беседе Гавриила с Марией. Рассказ Евангелиста Луки рассматривался в контрапункте с повествованием Книги Бытия: как Ева в непослушании ( παρακοη’) «породила» смерть, так Мария, вторая Ева , в слушании ( κοη’) породила Жизнь. Тогда как Ева прислушивается ( πακοειν) к змею, Мария выслушивает ( ακοειν) приветствие Ангела. На создание Богом человека (Адама) человечество отвечает воссозданием человека в Новом Адаме (Христе). Хотя и создание, и Воплощение – дела Отчей любви, все же рождение Христа не могло произойти без ответа Марии. Поэтому Мариино fiat mihi ( «Да будет Мне по слову твоему»; Лк.1:38 ) повторяет и дополняет Божье fiat ( «Сотворим человека»; Быт.1:26 ) 351 . Обе формулы творения отображают один и тот же парадокс: как Бог создает мир в самоумалении, ограничивая Свою волю, так и Мария дает согласие на Божий замысел о Воплощении, добровольно отлагая Свою волю: Да будет Мне...

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

отца, действительно возможно, но лишь «от Святого Духа Божией силой» ( Суг. Hieros. Catech. 12. 29). Затем сравнивается состояние двух Ев: одной - к моменту искушения ее от диавола, а др.- к моменту Благовещения арх. Гавриила. Первая Ева находилась в невинном райском состоянии; ее природа еще не была повреждена грехом. «Новая Ева» в момент Боговоплощения в Своем лице представляла падшее человечество, а потому тленное и смертное. Ее исключительное избрание не изолировало Ее от рода человеческого и от первородного греха, печать к-рого лежала на всех, не только на грешниках, но и на праведниках. Продолжая сравнение, святоотеческая мысль обращает внимание на то, что «первая Ева впала в преступление, и через нее, послужившую змею против прародителя, смерть вошла в мир»; Мария же, «послушная воле Божией, обманула змея, обманувшего нас, и ввела в мир нетление» ( Ioan. Damasc. 1 In Nativ. B. V. M. 7). Библейский образ брака, в к-ром Женихом выступает Сам Бог, а невестой - ветхозаветный Израиль или новозаветная Церковь, нек-рыми св. отцами используется применительно к Сыну Божию и Деве Марии, называемой ими Его «Невестой». «О, священная дочь Иоакима и Анны... проводившая жизнь в брачном чертоге Духа и сохраненная чистой, чтобы стать невестой Божией и по человеческому естеству Матерью Сына Божия!» - восклицает прп. Иоанн Дамаскин, воспевая беспредельное величие Девы Марии (Ibidem). Этот же образ встречается и у прп. Симеона Нового Богослова: «Дочь его (Давида), пренепорочную, пречистую и чистую Деву, Он (Бог.- М. И.) привел как Невесту. Пречистую же, я говорю, и пренепорочную по отношению к нам и тогдашним людям, сравнивая Ее с ними и с нами... что же касается до Ее Жениха и Его Отца, то... Ее привел Он (Бог Отец.- М. И.) и сотворил брак Своему Сыну» ( Sym. N. Theol. I Eth. 9. 42-51). Ветхозаветным прообразом Божией Матери является Ноев ковчег, а сам Ной служит прообразом Христа - Нового Ноя, спасшего весь мир от потопа греха (II Eth. 4. 9-19). Образ рождения Иисуса Христа от Девы Марии нек-рые толкователи усматривают в рождении Исаака от Сарры ( Ephraem Syr.

http://ruskline.ru/analitika/2013/09/20/...

И Ева не дерзает самочинно коснуться Христа. Но моля, ждет, когда Он обратится к ней. Прежде, в раю, одеждой людей была Божественная Слава. " Совлекшись " ее после грехопадения, после попытки стяжать всю полноту этой славы бесславно-техническим путем, и явилась потребность в материальной одежде. Свет стал обличать обнаженность людей от добрых дел - и от него потребовалась защита, ибо при этом свете, ставшим теперь внешним для них и извне обличающим, " узнали они, что наги " (Быт.3,7). Одежда служила тому же, чему позже станут служить города - самоизоляции, ставшей, увы, необходимой (город - от " городить, огораживать). То, что сейчас, в момент, изображенный на иконе, Ева вся, с головы до ног покрыта одеждой - это еще и знак ее покаяния, понимание всецелой своей отделенности от Бога (одежда дана людям после грехопадения). Но именно поэтому - и спасена Ева. Иконописец всегда, когда надо показать встречу человека и Бога, Вечного и Временного, стремится явить не только сам факт встречи, но и значение человека в ней, его личное, выбирающее, верующее отношение к Встреченному. В данном случае об этом говорят не только лик, или жесты, но и одежды. А поскольку тем самым вводится тема покаяния, икона в душе молящегося совмещает Великую Субботу (когда было сошествие во ад) и Пасхальное Воскресение. Совмещает покаянные чувства завершающих дней Великого Поста и всерастворяющую радость Пасхи. " На Страстной, среди предпраздничных хлопот, сугубо постились, говели. К вечеру Великой Субботы дом наш светился предельной чистотой, как внутренней, так и внешней, благостной и счастливой, тихо ждущей в своем благообразии великого Христова праздника. И вот праздник наконец наступал - ночью с субботы на воскресенье в мире свершался некий дивный перелом, Христос побеждал смерть и торжествовал над нею " (И. Бунин. Жизнь Арсеньева). Воскресение Христово связано со спасением людей. Спасение человека - с его покаянием и обновлением. Так встречаются в Воскресении " усилья " человека и Бога. Так решается судьба человека - та судьба, о которой вопрошал Бунин: " Бог ли человек? Или " сын бога смерти " ? На это ответил Сын Божий " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

«Когда созданный из перси Адам был, так сказать, мягким и влажным и еще не успел окрепнуть, подобно обожженной глины, окрепнув в нетлении, то грех, подобно текучей и каплющей воде, разрушил его. Посему Бог, желая снова восстановить и образовать его из перси таким же сосудом в честь, сначала сделав его твердым и крепким в девственной утробе, соединив и смешав его со Словом, вывел его в жизнь несокрушимым и невредимым» (Пир. III, 5). Т.е. Слово восприняло природу Адама, чтобы ее спасти и укрепить. «Ибо надлежало, чтобы рожденный от Бога, первая и единородная отрасль, т.е. Премудрость, вочеловечилась, соединившись с первозданным, первым и первородным из людей человеком, чтобы таким образом Христос был человеком, исполненным чистого и совершенного Божества, и Богом, вместившимся в человеке " (Пир. III, 4). Экклесиология Мефодия, так же зависит от малоазийцев и Игнатия Богоносца , восходящей к экклесиологии ап. Павла. Церковь – собрание верующих в видимом аспекте, а в духовном – Невеста Христова. У Мефодия, вероятно сохранился отголосок древнейшего толкования шестоднева, восходящего к Папию: Адам – образ Христа, Ева – Св. Дух. На Кресте, повторяется история, происходящая в Раю. Из ребра Адама, находящегося во сне, который навел на него Бог, сотворена Ева , спутник человека Адама: плоть от плоти и кость от кости. Новый Адам – Христос, смертию засыпает на Кресте, из Его ребра – исходит новая Ева – Церковь , одеянная в благодать Св. Духа, Христова спутница и Невеста. В эсхатологии Мефодий следует малоазийскому хилиазму. В «Пире» (в 9 речи, которую произносит Тисиана) это учение довольно сильно развивается им. Там перед нами предстает очень интересный символический смысл еврейских праздников. Праздник Кущей – образ Воскресения. Исход – это образ Церкви, которая двигается в истории. Она идет за Скинией, т.е. Христом. Логика Мефодия такова: 7000 лет истории, из них 6000 лет следует жатва, а 7-я 1000 день покоя. Выйдя из Египта, т.е. из этой жизни, мы достигаем первого воскресения – праздника Кущей, там празднуем истинную субботу покоя со Христом, здесь же и Суд будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разве она не была виновною? Конечно, была; но хотя виновной была Ева, однако спасется весь женский пол через рождение детей. Отчего не ради собственной добродетели? Разве это (рождение детей) лишает (силы прочие добродетели)? При том, какое отношение имеет это к девам? Какое к неплодным? Какое к вдовам, которые прежде, нежели начали рождать, лишились мужей? Разве они погибли, разве им не остается ни малейшей надежды? Между тем больше всех восхваляются девы. Итак, что же он хочет сказать? 2. Некоторые говорят, что подобно тому, как от создания (мира) весь женский пол находился в состоянии зависимости вследствие того, что случилось с первой женщиною, — Ева была создана второю и находилась в состоянии зависимости, потому, говорят, и весь женский пол должен находиться в состоянии зависимости, — так и здесь потому самому, что (Ева) совершила преступление, и весь женский пол сделался преступным. Но это не имеет никакого основания. Там все совершалось по воле Божией, а здесь было следствием греха жены. Поэтому сказанное им имеет такой смысл: подобно тому, как все люди умирают ради одного, потому что один согрешил, так и весь женский пол сделался преступным потому, что женщина совершила преступление. Впрочем, пусть она не скорбит. Бог дал ей немалое утешение, именно — рождение детей. Но это есть (дело) природы, — скажешь ты. И то (произошло от влияния) природы; ей даровано не только то (что зависит от природы), но и то, что относится к воспитанию детей. « Если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием », то есть, если после рождения сохранят себя в любви и чистоте. В том не малая, но весьма великая будет состоять для них награда, что они воспитали ратоборцев Христу. Святынею он называет праведную жизнь, а целомудрием пристойность. « Верно слово » (3:1) — относится к тому (о чем говорим), а не к — « если кто епископства желает ». Так как по этому поводу возникало сомнение, то он и говорит: « верно слово », что отцы и матери могут пожать плоды добродетели своих детей, когда хорошо воспитают их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Сотворил одного мужчину и одну женщину. Как мы, смешивая муку и воду, по­лучаем хлеб, так и Бог взял землю, глину и создал человека, вдохнул в него жизнь и даровал ему бессмертную ангельскую душу. Женщины на земле ещё не было. Бог сотворил её из ребра мужчины, поэтому она его должница. В мире стало много тысяч женщин, но не нашлось ни одной, достойной того, чтобы восполнить ребро, ко­торое она была должна Адаму, кроме Владычицы нашей Богородицы. Она за свою чистоту удостоилась того, что родила Господа нашего Иисуса Христа. Была Она Девой до Рождества, осталась Девой и после него и стала Царицей Неба, Ангелов, всей умной и чув­ственной твари. Бог создал на востоке Рай – место, наполненное ра­достью и весельем. Бог поселил там Адама и Еву на­слаждаться всеми райскими благами. Но дал им одну заповедь: «Чтобы вы помнили, что у вас есть влады­ка и Бог, заповедую вам только не вкушать от плодов одной смоковницы. А если не сохраните моей заповеди и вкусите этих смокв, то умрёте». Но женщина и мужчина нарушили заповедь своего Творца. Итак, бра­тья мои, не поступайте как Адам и Ева , не пренебре­гайте Словом Божиим, потому что Всеблагой Бог, ко­нечно, милосерд и справедлив, но и наказать Он тоже может 175 . В особенности ты, женщина, будь осторожна, чтобы не случилось с тобой того же, что и с Евой, ис­полнившей волю диавола и пренебрёгшей повелением Бога. Также остерегайся, чтобы и мужа своего не под­вигнуть ко злу, как это сделала Ева. Адам и Ева нарушили заповедь Бога и вкусили от запретного плода. Бог изгнал их из Рая, и они попали в этот проклятый мир. Говорят, что они родили трид­цать три сына и двадцать семь дочерей. Прожив де­вятьсот тридцать лет, они умерли и попали в ад, где мучились пять с половиной тысяч лет. Вчера мы с вами остановились на этом моменте. Все мы, люди, происходим от одного отца и матери, все, братья мои, и те, кто живёт сегодня. Братья, враг наш, ненавистник добра – диавол, видя, что мир увеличивается, позавидовал и задал­ся целью погубить человечество. Для этого он поселил в сердцах мужчин ненависть к женщинам, а в сердцах женщин – к мужчинам, чтобы они не женились и не рожали детей, а мир не возрастал. Диавол вверг лю­дей в мужеложство, скотоложство и другие позорные пороки, которые не совершают ни собаки, ни свиньи. Тогда Бог, видя, что диавол задумал искоренить мир, установил, что тот, кто не рожает детей, будет про­клят. Услышав это предостережение, люди с тех пор стали жениться: мужчина избирает себе одну жену, а женщина – одного мужа.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010