Второе толкование связано с Евой. Она приходится матерью всем живущим. Мария же родила Того, Кто Сам о Себе скажет: Я есмь путь и истина и жизнь ( Ин.14:6 ). В другой раз Господь говорит: Я есмь воскресение и жизнь ( Ин.11:25 ). Как Ева – мать всех живущих на земле, так Мария приходится Матерью всем живущим в духовном смысле, как родившая Истинную Жизнь для этой земли. Святые отцы были воспитаны на языке логики и эллинской риторики и искусно использовали параллели и сопоставления, что делает и апостол Павел. Нам порой не очевидно, почему из одного непременно следует другое. Мы не понимаем этого, потому что воспитаны уже в иной культуре. Апостол Павел пользуется теми логическими построениями, которые нам недоступны. Святые отцы размышляют так: Ева взята из Адама, а из Марии взят Второй Адам. Эта аналогия просматривается у них очень часто. Даже более того: как Ева взята из Адама и не имеет матери, так Христос взят из Марии, и у Него нет земного отца. То есть зачатие происходит не по закону естества, когда становятся «два одною плотью» ( Мк.10:8 ) и у них рождается дитя. В обоих случаях этот естественный закон не соблюден, он превзойден благодатью и всемогуществом Божиим. Нередко приводится и такая аналогия: через Еву в мир вошла смерть, а через Деву в мир вошла жизнь, смерть же вышла из мира. То есть Ева открыла смерти дверь, а через Деву эта дверь закрылась, потому что Она родила Того, Кто даровал нам жизнь, «смертию смерть поправ» 12 . Часто встречающимся библейским прообразом Божией Матери является и Лестница Иакова 13 . Иаков прогневал родного брата, похитив не только первородство, но и благословение отца. В результате он был вынужден бежать. В первую же ночь вне родительского дома Иаков засыпает, подложив под голову камень. Во сне он видит лестницу, а на самом верху ее – Бога и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих по ней. Паремия 14 об этом откровении читается на Богородичных праздниках. Уже в первые века христианства появляется толкование святых отцов и учителей Церкви, что эта лестница, соединяющая землю и небо, – Божия Матерь, потому что через Нее Бог сошел на землю.

http://azbyka.ru/kto-ona-dlya-nas

И день обратился в ночь. В ночь греха, неведения и богоотчужденности. Ночью явился Жених в сад, где дремала Суламифь, и он не был пуст, Он обрел там Деву (5:1–2)! Ева скрылась от лица Божия, устыдившись в страсти своей. Дева, уцеломудрившись, «на ложе своем ночью искала Того, Которого любила душа Ея» (3:1). Пришел я в сад мой, сестра моя, невеста (воплотилось Слово в саду чрева Пречистой); набрал мирры моей с ароматами моими (через Тебя, Мати, приобщился горечи страданий земных), поел сотов с медом моим (вкусил от сладости добродетелей Твоих, о, Мати!), напился вина моего с молоком моим (Ты упоеваешь Меня радостию сердца Своего, созерцающего тайны, и молоком Слова, Мати Моя!) (5:1). Бог вновь явился в Сад, и он уже не пуст. Там – Дева. И туда введет Он всех от рода Ее. Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами (2:1). Средь терниев Евы, произрасла Лилия Девы. Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей (2:3). От плода запретной яблони юноши – сей род Адамов – подпали под проклятие. Вкусившие запретной яблони, теперь в поте лица своего должны были добывать хлеб свой. От жен, в болях рождающих, явились мужи, в трудах и поте ядущие хлеб свой. От терниев долин (женский род) дерева лесные (род мужской). Но, вот – Лилия !, и от Нее – Яблоня . Ева родила Каина-убийцу, Дева – Христа-Жизнодавца. Ева в преслушании протянула руку к яблоне, и появились тернии. Дева, чистая лилия , в послушании Своем произрастила Яблоню-Христа. И в тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей . Не смертоносны они, а даруют жизнь, и жизнь вечную! «Цвете неувядаемый, радуйся, едина прозябшая яблоко благовонное. Радуйся, рождшая благоухание единого царя. Радуйся, неискусобрачная, мирови спасение» (Триодь постная, суббота акафиста, утреня, канон, песн. 1). Под яблоней родились грех и смерть. Под яблонью же – святость и жизнь. Под яблоней разбудила я тебя (под яблоней усыпила Ева бдительность Адама, и все уснули смертью; под яблоней «разбудила» Дева Второго Адама, родивши Его, и все проснулись к жизни); там родила тебя мать Твоя, там родила тебя родительница твоя (8:5).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Между тем пришли к Пилату священники, которые попросили, чтобы для сокращения времени казни разбойникам перебили голени. Христу пронзили ребра, потому что Он уже умер, чтобы убедиться, что Он мертв, и из ребра потекли кровь и вода. Таким же образом, как Адам, заснул и из его ребра была создана Ева, которая олицетворяет жизнь. Так и теперь, Новый Адам, Христос, умирает, засыпает сном смерти, и из Его ребра рождается новая Ева – Церковь Православная, которая рождается в воде Крещения. Святая вода, в которой крестятся, – это та самая вода, которая вытекла из ран Христа. И в Причастии Церковь питает своих чад спасительной Кровью Христовой. Таким образом, ударом в ребро было исцелено также и преступление взятой из ребра. Все связано: первый день человечества и последний день человечества, важнейшие дни человечества – они связаны между собою; первый Адам и последний Адам, первая Ева и последняя Ева, Церковь. Около Христа стояли Дева Мария и Иоанн. И еще перед смертью Господь усыновил Иоанна Деве Марии, и в лице Иоанна усыновил Деве Марии и всех нас, всех христиан. И с тех пор все называют Деву Марию своей Матерью. Такова была воля Христа, Им Самим с Креста прореченная. После этого пришел богатый человек Иосиф, член совета, вместе с Никодимом. Они умолили Пилата отдать им тело Иисусово и сняли Христа, завернули Его в плащаницу, которая сейчас хранится в Ватикане, положили Его в гроб, каменную пещеру, обложили Его множеством благовоний. Гроб закрыли камнем, для того чтобы никто не украл тело Христа. А на следующий день первосвященники и фарисеи освидетельствовали тело, опечатали гроб и поставили стражу, чтобы никто не украл тело. Таким образом, как думали люди, с Христом будет покончено. Но это был не конец. Потому что, как только Христос умер, душа Его вышла из тела и пошла в ад. Все души куда шли? В ад. Туда же пошел Христос. Дьявол сидел, руки потирал, он думал, что с душой Христа будет то же самое, что и с душами всех людей. Но его ожидало горькое разочарование. Христос пришел в ад, и там Он явил Свое Божество. Помните, Кто такой был Христос? У Него не было отдельной личности человеческой, у Него «Я» – Бога Сына, Его «Я» проявило себя в аду. И ад – место вечной тьмы, вдруг озарился светом, представляете себе, какой это был ужас для дьявола!

http://azbyka.ru/katehizacija/pyat-oglas...

в Писании повествуется: – о различном виде происхождении Адама и Евы: Адам образован из земли и от дыхания Божиего – Быт. 2:7 , а Ева – из ребра Адама – Быт. 2:22  или, по его выражению, – взята от мужа – Быт. 2:23 ; – о последовательном во времени происхождении Адама и Евы ( Быт. 2:7–22 . См. также 1Кор. 11:8, 12 ; 1Тим. 2:13, 14 ); слова апостола Павла о том, что «жена от мужа» ( 1Кор. 11:8, 12 ) ясно говорят, что Ева произошла от Адама мужчины, а не от Адама андрогина. Об этом же говорят и рассмотренные с ними в едином контексте стихи 1Тим. 2:13, 14 6 . Таким образом, идея андрогина не находит библейского основания и подтверждения ни в Синодальном, ни в церковно-славянском переводах Библии . Необходимо отметить, что в Библии повествуется о трех различных типах (видах) происхождения человека: Адам был создан (точнее преобразован) Богом из праха земного и в результате воздействия вдуновения Божьего ( Быт. 2: 7 ); Ева была преобразована Богом из ребра Адама ( Быт. 2:21–24 ); Каин был рожден Евой от Адама ( Быт. 4:1 ), то есть произошел, впрочем, как и все последующие люди, от родителей. Прп. Иоанн Дамаскин по данному вопросу пишет: «Адам, который – не рожден, ибо он – создание Божие, и Сиф, который – рожден, ибо он сын Адама, и Ева , которая вышла из ребра Адамова, ибо эта не была рождена, различаются друг от друга не по природе, ибо они суть люди, но по образу происхождения (96:91). 1.2. О значении семьи и брака §1. В «Православной энциклопедии» о семье и браке говорится следующее: « Брак, общественный, и в частности правовой институт, заключающийся в продолжительном союзе лиц мужского и женского пола, составляющем основу семьи. История человечества знает разные формы брака: моногамный (брак одного мужа и одной жены), полигамный (многоженство) и полиандрический (брак одной жены с несколькими мужьями, случаи такого брака редки). Христианская традиция признает браком только моногамный союз. В “Дигестах” (XXIII 2. 1) содержится определение брака, принадлежащее римскому юристу Модестину (III в.): “Брак – это союз мужчины и женщины, соучастие в божеском и человеческом праве”. Данное определение вошло в канонические сборники православной Церкви и таким образом было адаптировано и санкционировано Церковью , приобрело церковный авторитет. Это определение включено в “Номоканон XIV титулов”, в “Алфавитную синтагму” Матфея Властаря , в “Прохирон” Василия I Македонянина, перевод которого составил 49-ю гл. слав. “Кормчей книги”. В “Кормчей” определение брака дано в следующей редакции: “Брак есть мужеви и жене сочетание, событие во всей жизни, божественныя и человеческия правды общение” [(П. Д: “Брак есть союз мужчины и женщины, соглашение на всю жизнь, общение в Божеском и человеческом праве” (Кормчая, гл. 48)].

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sup...

И в момент, когда Адам в чистоте своего сердца, из приобщенности своей Богу, зная мир в Боге и только через Него, произносит это имя, он обнаруживает, что только сам, только он один не имеет как бы напарника. Я не говорю «свою противоположность», потому что речь идет не различии – именно товарища, спутника. Тут видно, что Адам достиг своей зрелости, и Бог разделяет его на мужчину и женщину. Переводы Библии так часто говорят, что Бог взял ребро Адама ( Быт.2:21 ). Еврейский текст позволяет другие переводы, и раввинистический перевод на французский язык вместо ребра, cote говорит о cote, стороне 60 . И это место очень важно, мне думается, потому, что когда Ева возникает из Адама, он смотрит на нее и узнает в ней себя самого – вместе узнает в ней полную, совершенную инаковость. И она узнает в нем самую себя и вместе то другое, что делает их двумя в одном, как две половины одной реальности. И это возможно, потому что они смотрят друг на друга по существу, а не поверхностно, внешне. Чуть позже случится еще нечто. С ними, с Евой заговорит змей и подскажет, что есть другая возможность познания. Кроме познания, которое по-французски называется simple regard, непосредственное восприятие, которое можно иметь только в Боге, которым можно обладать лишь в приобщенности Богу, есть другая форма познания: через наблюдение, через исследование, не внутренним познанием, а внешним, в попытке извне дойти как можно дальше вглубь. Ева соблазнилась, и в то же искушение впал Адам. И тут начинается долгий период: человеческая история, когда возможность непосредственного восприятия хотя не отнята окончательно у человека, но наряду с этим зрением, затуманенным и умаленным, появляется тот поиск, который мы называем знанием, наукой, который в конечном итоге – и это можно видеть сегодня, когда изучаешь физику, – постепенно ведет нас к точке, где математика и физика становятся делом прозрения, образного мышления, а не простого наблюдения за фактами и их исследования. И в этот момент Адам и Ева , по слову одного из отцов (сейчас не могу вспомнить его имя), обнаруживают друг во друге уже не alter ego, «другого себя самого», но каждый видит себя как ego, а второй становится alter, «другой». Он отличается по контрасту, по противоположению и становится порой предметом неприятия или, напротив, влечения. И это опять же отмечено в книге Бытия, когда Бог говорит Еве: К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобой ( Быт.3:16 ). В этот момент во взаимоотношении между мужчиной и женщиной возникают как бы два потока: с одной стороны, славная линия, которая постепенно ведет ввысь и достигнет кульминации в лице Божией Матери, и другая линия: то, что можно, увы, назвать, естественным человечеством, человечеством земным: Адам значит «земля», Ева того же корня, что «жизнь». Они соединены, и тем не менее не могут достичь того единства, которое предназначил им Бог, потому что это единство по образу Святой Троицы может быть достигнуто только в Боге и изнутри приобщенности Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Как молитвы – чтение и пение их, так и поучение должны совершать одни мужчины. Женщинам же святой Павел запрещает это делать, женщина даже и вопросов недоумения не смела предлагать в церкви (ср. 1Кор. 14:35 ). Она должна здесь молиться в безмолвиии, исполнять со всякою покорностью, как это повеление, так и предлагаемое мужам учение. Если в чем-либо встретит здесь неясность, недоразумение, то пусть спрашивает разъяснения у мужа дома. Самой же женщине в церкви учить святой Павел положительно запрещает. Дома же они могут учить как детей, так и взрослых, и даже мужей своих, если они в чем не совсем исправны. В церкви же им не позволяется ни властвовать над мужем – мужчиной, быть госпожой мужа, мужчины, и командовать им, приказывать ему то или другое делать, а сидеть в безмолвии и слушать. «Вообще многоречив род женский, говорит Златоуст, позволь им говорить в церкви, они поднимут такой шум, какого и на торжище не встретишь. Почему святой Павел всеми мерами старается обуздать их». Далее святой Павел доказывает, почему женщина должна находиться в подчиненном положении к мужчине. 2:13–14. Жена создана после мужа, поэтому и должна быть позади него. Она создана из части (ребра) мужа, поэтому, естественно, не все имеет в такой степени, в какой имеет мужчина. Из бока мужнина взято то, из чего она создана, чтобы всегда была около мужа как помощница, а не как госпожа. В другом месте святой Павел говорит: не муж создан для жены, но жена для мужа ( 1Кор. 11:9 ). «Поскольку, говорит, в самом создании род мужской удостоен первенства, а Ева создана второю, то должны после сего и все жены второстепенные иметь места после мужей и покорствовать им. Ибо сила того, что тогда совершено по отношению к Адаму и Еве, простирается на весь род мужской и женский» (Феодорит). Другую причину подчиненности жены мужу, святой Павел берет из порядка падения. Ева первая прельстилась и Адама прельстила, за что и присуждено ей – к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою ( Быт. 3:16 ). Очевидно за падение, она лишена Богом того, что прежде имела в равной чести с мужем. Поэтому подчинение жены мужу есть как бы епитимия, наложенная на нее, за прельщение Адама Евою. В Еве, виновною в этом, сделался весь род женский, и это не по одному вменению, а потому, что унаследовал и самое дело Евы прельщать мужской пол, что доселе делается женщинами не случайно, а по живущей в них наследственно переданной склонности нравиться и прельщать. В падении прародителей святой Павел большую вину видит в Еве, а не в Адаме. И Адам прельстился и согрешил, но не так, как Ева. Она послушалась диавола, сорвала с запрещенного Богом дерева плод и ела, Адам же послушался ее, равной с ним по чести, и данной ему Богом (см. Быт. 3, 6–12 ). Ева проявила как бы власть, господство над Адамом и погубила его, за это она и наказана подчинением ему. Но святой Павел, умалив жену пред мужем, утешает ее, что и она спасется, если соблюдет предложенные ей условия. Г). Жена спасется чадородия ради (ст. 15)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

«Другое небо, Богородице, явилася еси, Солнце правды несказанно на земли, Чистая, возсиявшая» 18 . Первое обетование об Искупителе, данное падшему человеку, заключало уже в себе пророчество о Пресвятой Деве: И вражду положу, говорит Господь ( Быт. 3, 15 ), произнося Свое осуждение на обольстителя, между тобою и между женою, и между семенем твоим, и между семенем тоя: той сотрет твою главу, и ты блюсти будеши его пяту. Все богомудрые толкователи Священного Писания в сих словах Божиих видят первое благовестие о будущем Искупителе рода человеческого. Кого же разумеет под женою, которой семенем называется будущий Искупитель, как не Пресвятую Деву Марию, Его Пречистую Матерь? Сия обещанная жена, конечно, не Ева, говорит святой Епифаний. Все сии слова приличествуют только Марии и Ее достопоклоняемому Сыну, а к Еве относятся только как к преобразованию Ее 19 . Какое же здесь содержится пророчество о Богоматери? В сих словах мы можем находить указание на безмужное рождение Пречистой Девы. Будущий Искупитель называется Семенем жены, а не мужа: не есть ли это прямое указание на то, что здесь говорится не о обыкновенной жене, но о такой, которая родит без мужа? Иначе, согласно с принятым у всех народов обычаем, считает родословие по лицам мужеского пола, сие благословенное Семя было бы названо семенем мужа. Как Адам был образом Господа нашего Иисуса Христа, так и Ева была образом Пречистой Его Матери. Прообразование сие усматривается в самом имени Евы. Если Ева, говорит святой Епифаний, названа материю живущих, то только как образ Матери Марии. Потому что Ева тогда уже названа была материю живущих, когда услышала это изречение: Земля еси и в землю пойдеши. Сие-то и удивительно, что после такого определения ей дано столь прекрасное имя. Но если будем рассматривать только внешнее и подлежащее чувствам, именно то, что от Евы произошел весь род человеческий, то от Марии произошла самая жизнь в мире: Она родила вечную Жизнь и сделалась Материю живущих. Итак, Ева названа материю живущих только потому, что она прообразовала Марию 20 . Потом в истории Евы мы можем находить многие черты прообразующие Марию.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/velich...

И не являются ли эти три лица пращуров всего человечества, или [три] единосушные ипостаси, отпечатлительно созданными, как это представляется Мефодию, по некоему образу Святой и единосущной Троицы: беспричинный и нерожденный Адам есть образ и изображение беспричинного Бога и Отца — Вседержителя и Причины всяческих, рожденный сын Адама предначертывает рожденного [от Отца] Сына и Слово Божие, а исшедшая Ева обозначает исшедшую Ипостась Святого Духа. Поэтому Бог и не вдунул в Еву дыхание жизни (Быт. 2:7), поскольку она есть изображение Святого Духа — дыхания и жизни, и поскольку ей надлежало, посредством Святого Духа, воспринять Бога — подлинно сущее Дыхание и Жизнь всяческих. Вследствие чего следует знать (и удивляться этому), что нерожденный Адам (а равным образом и исшедшая Ева) не имеет среди людей подобных [им] нерожденных и беспричинных других [людей], поскольку только Адам и Ева суть истинные изображения нерожденного Отца и Святого Духа. Схолия: «Экзегет, толкуя это, не остается в неведении относительно того, что Адам и Ева постигаются [как образы] Христа и Церкви». А рожденный сын [Адама и Евы] имеет подобными ему братьями всех людей, также рожденных сынов, поскольку он есть по образу и по отпечатленному подобию Христа, рожденного Сына, Который был Человеком «первородным между многими братиями» (Рим. 8:29), [рожденным] не от семени [мужского]. Если же «по образу» следует толковать не так, то почему не произошли четыре, или две, или более ипостасей [наших] пращуров, обладающих взаимозаменяемыми ипостасными свойствами своими (я имею в виду нерожденностыо, рожденностью и исхождением), но их было [только] три и они суть едины? Стало быть, теперь ты разумеешь что «по образу и по отпечатленному подобию» [должно понимать] как Троицу в Единице, в трех Ипостасях. Остается тебе познать, что такое Единица в Троице. 2.  Каким образом ты сможешь правильно распознать это? Вслушайся в слова некоего мудреца, обращающегося к тебе и дающего совет: «Если желаешь познать Бога, прежде познай самого себя, из устроения своего, из сочетания своего, из того, что внутри тебя самого. Погрузись в самого себя и, словно в некое зерцало, загляни в душу свою, различи устроение ее и увидь себя как сущего по образу и по подобию Божиему». Ибо неименуемая, неведомая, бессмертная и разумная сущность твоей души была приведена в бытие по образу и по отпечатленному подобию неименуемого, неведомого и бессмертного Бога. Ведь ни один из рожденных от века людей не познал ни сущности разумной души, ни сущности Божией. [Можно только полагать, что] душа является животворящей, устрояющей и промышляющей по отношению к природе тела, состоящего из четырех элементов, [будучи созданной] по образу Божиему — Промыслитедя всякого творения: и горнего, и ограниченного четырьмя краями земли. Поэтому мы не знаем того места, где обитает Бог но только веруем, что Он — всюду; не знаем мы и того места, где обитает душа в теле, но только видим, что она есть и действует во всем теле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Это грех еще прародителей наших. Согрешили Адам и Ева, преступили заповедь Божию, вкусили плода запрещенного, да и устыдились, – спрятались. Бог зовет их к ответу: «Адаме, где еси?. Ева, что сотворила еси?» ( Быт.3:9,13 ) А они, вместо покаяния, стали возлагать вину друг на друга. Не я виноват, говорил Адам, это жена, которую Ты же мне дал, соблазнила меня. И я не виновата, говорила Ева , меня змий прельстил... Вот так-то идет на исповедь и какой-нибудь христианин или христианка. Духовник их спрашивает: «Адаме где еси? Ева, что сотворила еси?» А они и стыдятся исповедать грех свой, одно объявляют не сполна, другое вовсе умалчивают. Но Сам Дух Божий устами Соломона говорит: кто скрывает грех свой, тот не получает никакой пользы. Грех, по слову святого Василия Великого , это такая рана, которая, если не покажешь ее врачу, загниет неисцельно. А когда ты, христианин, обвиняешь на исповеди других, а не самого себя? То уже не исповедь, а осуждение ближнего. Стало быть, идешь ты к духовнику с одним грехом, а возвращаешься с двумя, идешь грешным, а возвращаешься еще грешнее. – Да и чего ты стыдишься, зачем выгораживаешь себя? Потому ли, что ты человек знатный и благородный? Но ведь Давид был царь, однако же не постыдился, не отказался исповедать грех свой. «Беззаконие мое, – говорит он, – познах и греха моего не покрых...» ( Пс.31:5 ), «...согреших ко Господу» ( 2Цар.12:13 ). Чего ж тебе стыдиться, зачем себя выгораживать? Нет, брат мой! Без стыда смело скажи грех твой, без всяких оговорок объяви, что в твоем грехе никто неповинен, кроме твоего же злого произволения! Грех исповеданный – уже не грех: «Господь отъя согрешение твое!» ( 2Цар.12:13 ) Но вот, по благодати Божией, без стыда, без оговорок ты исповедался, духовник тебя разрешил и ты, приняв от него благословение, уходишь. Что же теперь остается тебе исполнить? Остается самое главное и самое нужное. Прежде всего, исполни епитимью, какую положил на тебя отец духовный. Потом исправь свою жизнь, а если и сего не сделаешь, то исповедь твоя уже не будет исповедью, а только празднословием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

В книге Бытия описывается, как диавол через змея, воспользовавшись им как своим орудием, соблазнил Адама и Еву, отчего произошла страшная катастрофа, коснувшаяся всего мироздания. Для видимого мира Адам и Ева были некими богами, через которых благодать изливалась на неодушевленную материю, на растения и животных. Через наших прародителей все должно было быть облагодатствовано, весь мир должен был превратиться в райский сад. Что касается размножения человеческого рода, то и оно должно было происходить, но не так, как сейчас, а иначе – возможно, подобно тому, как Ева была взята из Адама. Как и ангелы, первые два человека были сотворены Богом: Адам взят из земли, Ева взята из Адама. Господь мог бы размножить человеческий род каким угодно способом. Бог дал Адаму заповедь: Делай и храни 2 , что означало: «Возделывай, превращай всю землю в райский сад и сохраняй то, что ты сделал». Если бы он исполнил эту заповедь, вся земля превратилась бы в Эдем. Вероятно (мы можем об этом только догадываться, поскольку этого не произошло), по мере превращения земли в райский сад, она наполнялась бы вновь сотворенными людьми. Однако Адам и Ева преслушались Бога и, как было предсказано, тотчас умерли. Хотя они прожили в теле еще более девятисот лет, но душой они умерли в тот же день. По объяснению преподобного Симеона Нового Богослова и других подвижников благочестия, как для тела смертью является разлучение его с душой, так для души смертью является разлучение ее с Духом Святым. В Священном Писании сказано, что Господь, сотворив человека, вдунул в лице его дыхание жизни 3 . Некоторые понимают это превратно, вне контекста Священного Предания Православной Церкви: душу человека считают частью Божества. Это не так. Очень правильно и точно говорит об этом преподобный Серафим Саровский : слова вдунул в лице его дыхание жизни означают, что душа человека была изначально соединена с Божией благодатью. В этом и заключалась его естественная жизнь. Как глаза созданы для того, чтобы созерцать свет, – если нет света, то и глаза не нужны, – так и душа всегда должна пребывать в общении, в благодатном единении с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010