Не случайно Господь Иисус Христос любил произносить свои проповеди вне стен древних городов Израиля, вне населенных пунктов. Он любил беседовать на берегу моря, реки, в пустынных местах. Он возводит людей на горы и холмы. Люди приближаются к первозданной природе и через сие учатся смирению. Люди не сумели оценить того, что им было дано в раю Богом. И теперь через тернии, слезы и пот они должны прийти к осознанию той великой миссии, к которой были призваны, к которой Господь призывает каждого человека. Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа ( Быт.4:1 ). Как говорит святитель Иоанн Златоуст : наказание сделало жену благоразумнее. Рождение дитяти она приписывает не себе, но Богу и этим обнаруживает в себе чувство признательности. Наказание послужило побуждением к ее исправлению. Бог наказал женщину тем, что умножил скорбь ее в беременности; в муках рождает она детей своих и к мужу влечение имеет. Но в самом наказании Ева имеет и некую радость. Святитель Иоанн Златоуст говорит о рождении первых людей – Каина и Авеля – как о величайшем утешении человеку, знавшему и помнившему о своей смертности, и подчеркивает то обстоятельство, что Ева считает рождение ребенка не проявлением некоей стихии плоти, но проявлением Воли Божией. И это действительно так. И в рождении первого ребенка она (Ева) хочет видеть исполнение и своих мессианских чаяний. Аборты В тот момент, когда происходит зачатие тела и жизнь вспыхивает в женском чреве, в тот момент появляется и душа. И все это происходит по Воле Творца. Есть очень много семей, которые хотят иметь детей, но этого не происходит, потому что нет Воли Божией относительно этих людей. Возможно, Господь испытывает их веру, и им надобно молиться. Но если жизнь возникает во чреве женщины по Воле Творца, то кто имеет право останавливать эту жизнь?! В нашей стране производится огромное количество абортов, каждый день погибают неродившиеся дети. И если рассуждать с церковной точки зрения, то было бы лучше, если бы эти женщины родили их, окрестили, а потом убили. Это было бы значительно меньшим грехом, нежели то, что они делают во грехе аборта, ибо они не дают ребенку увидеть свет этой жизни, не дают ему освятиться святым крещением. И он, сотворенный Богом, умерщвляется во чреве матери. И задача церкви – остановить это безумие, приобретающее в конце ХХ века огромные масштабы и оттенки ярко выраженного каннибализма: из тел умерщвленных при аборте детей делают медикаменты и косметику и употребляют на пользу своему здоровью. Церковь не может благословить такое людоедство и не благословляет. Ибо Воля Творца: Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю (См.: Быт.1:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

– в Писании повествуется: о различном виде происхождении Адама и Евы: Адам образован из земли и от дыхания Божиего – Быт. 2: 7 , а Ева – из ребра Адама – Быт. 2: 22 или, по его выражению, – взята от мужа – Быт. 2: 23 ; о последовательном во времени происхождении Адама и Евы ( Быт. 2: 7–22 . См. также 1Кор. 11: 8, 12 ; 1Тим. 2: 13, 14 ); – слова апостола Павла о том, что «жена от мужа» ( 1Кор. 11: 8, 12 ) ясно говорят, что Ева произошла от Адама мужчины, а не от Адама андрогина. Об этом же говорят и стихи 1Тим. 2: 13, 14 77 . Таким образом, идея андрогина не находит библейского обоснования и подтверждения ни в Синодальном, ни в церковно-славянском переводах Библии. Необходимо отметить, что в Библии повествуется о трех различных типах (видах) происхождения человека: – Адам был создан (точнее преобразован) Богом из праха земного и в результате воздействия вдуновения Божиего ( Быт. 2: 7 ); – Ева была преобразована Богом из ребра Адама ( Быт. 2: 21–24 ); – Каин был рожден Евой от Адама, то есть произошел, впрочем как и все последующие люди, от родителей. Глава 3. Цель и смысл жизни человека Кто я? откуда и для чего являюсь на земле? Какова вообще цель моего существования? Какова причина и цель моей земной жизни, этого странствования, краткого в сравнении с вечностью, продолжительного и утомительного в отношении к самому себе? Свт. Игнатий Брянчанинов (39: 5, 6) Имеет ли жизнь вообще смысл, и если да – то какой именно? В чем смысл жизни?... Единственное человеческое дело только в том и состоит, чтобы вне всяких частных, земных дел искать и найти смысл жизни. Но где его искать и как найти? Русский религиозный философ С. Л. Франк (71: 20: 44) …Цель христианства – достичь блаженного состояния обожения. Митрополит Иерофей (Влахос) (48: 22) Мы имеем полное основание и право сказать, что вся жизнь человеческая, как личная, так и общественная, в последнем своем, глубочайшем основании, зиждется на вере в бессмертие души … Поэтому-то, вера в бессмертие души есть повсюдный спутник каждого человека и каждого народа на жизненном пути. Ею обуславливается и определяется направление и цель всей жизни человеческой.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Толкуя слова: «не него Я хочу, но чего Ты» ( Мк. 14:36 ), св. Ефрем, как кажется, намекает на две воли во Христе, однако только там, где очевидно согласие с волей Отца. Сотериология больше всего присутствует в «Комментарии на Послания ап. Павла», в котором утверждается, что Бог за всех людей вкусил смерть. Спасение же совершилось посредством страданий и Крестной жертвы Христа. В. О св. Деве Марии. Хотя св. Ефрем и не использует слова «Богородица», однако достаточно ясно учит о Божественном материнстве Марии. «Одна Мария была родительницей Единородного». «Дитя Ее есть Господь ангела». «Мария родила Живодавца». Подобные тексты берутся из «Комментария на Диатессарон». Открыто утверждается девство до рождения и в рождении, но что более удивительно св. Ефрем первым опровергает в том же самом сочинении аргументы тех, кто утверждал, что Мария после Боговоплощения утратила девство в супружеском общении с Иосифом. Возражения основываются на том, что в Евангелии говорится: до тех пор, пока не родила ( Мф. 1:25 ) и что там упоминаются братья Иисуса. Св. Ефрем прекрасно на это отвечает и делает следующее заключение: «Зачала Дева, и родила Еммануила, и более не рожала». Ефрем впервые предлагает текст, в котором имплицитно, но прямо называет зачатие Марии свободным от всякого греха. «Только Ты и Матерь Твоя являетесь благими (прекрасными в любом отношении), ведь никакого в Тебе порока, Господь мой, и никаких пятен на Матери Твоей!» (27-я Нисибинская песнь). Таким образом, во Христе, а равно и в Марии исключается всякий нравственный порок (macula), причем так, что одни Они наслаждаются этой привилегией. Следовательно, речь не идет об одном лишь девстве, или об общей святости, или об освящении во чреве. Некоторые современные авторы полагали, что этот текст не имеет значения, так как св. Ефрем не вполне постиг природу первородного греха. Однако значение сохраняется, ибо св. Ефрем первородный грех , устраняемый крещением, конечно же, рассматривал в качестве порока. Участие Марии в искуплении описывается св. Ефремом не один раз. Он пишет, делая упор на уже известное противопоставление «Ева – Мария». «Ева родила убийцу, поэтому Мария родила Живодавца. Та родила того, кто пролил кровь своего брата, Сия же родила Того, чья кровь была пролита братьями Его. Та видела того, кто дрожал и был изгнанником из-за проклятия земли, Сия же Того, Кто снял проклятие, которое гвоздь прибил к древу Креста». «Ведь поскольку Мария была благословенной в женах, через Нее отменены были проклятия, бывшие изначально, в каковых страданиях и проклятиях рождается сын» («Толкование на Диатессарон»). В другом месте св. Ефрем пишет: «Ева, мать всех живущих, была источником смерти для всех живущих; но расцвела Мария, новая лоза вместо древней лозы – Евы, и в Ней обитала новая Жизнь – Христос, чтобы, когда смерть, по обыкновению, дерзко подступила и набросилась (на Христа), для Нее в плоде смертном сокрылась Жизнь, разрушающая смерть» (Слово на Рождество Господне).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Что касается до Всеединого Сущего, то решительно отказываюсь под этим названием понимать кого-либо кроме Самого во Св. Троице славимого Бога и посему думаю, что конец фразы не заслуживает возражения. Но самое-то интересное то, что и самое имя Еважизнь совсем не божественного происхождения, а следовательно никакого отношения к указанному замыслу и Небесной Деве иметь не может. Дело в том, что имя «Ева» дано не Богом, а Адамом , и дано после грехопадения ( Быт. 3, 20 ). До этого места праматерь наша имени не имеет, а везде незывается «иша» – жена. Даже не женщина, а именно жена, ибо слово «иша» есть женский род от «иш» – муж. Ясно, что назвав свою помощницу именем Ева (Havva – начало, источник жизни), Адам имел в виду лишь то, что все будущее человечество будет получать жизнь, имея ее, т. е. жену, как первую мать в длинной очереди рождений. Впрочем, указанный 20 стих и кончается словами: «яко та мати всех живуших». «Нельзя быть любовию и любить, не имея предмета любви». Здесь затронут вопрос о Божественной жизни до творения. Только существование совечного Богу Божественного существа, оно же и «усия» Самого Бога, вопроса этого отнюдь не разрешает, ибо любовь Бога к Своей «усии» есть опять-таки любовь к Самому Себе. Но св. Отцами и этот вопрос разрешен, насколько вообще можно разрешить и постигнуть до основания недоступное слабому и ограниченному человеческому уму, существо и внутреннее бытие Божие. В кратких словах решение следуюшее: для Бога времени нет, нет прошедшего, нет и будущего. «Всякое прошедшее уже не есть существующее, а всякое будущее еще не есть существующее, следовательно как прошедшее, так и будущее есть недостаток в бытии. Но в Боге ничего недостающего нет. Следовательно у Бога нет ни прошедшего, ни будущего – а одно настоящее» (блаж. Августин). Эту же мысль найдете и у других отцов, напр. у св. Григория Богослова и св. Григория Великого . При попытках постигнуть Бога применялся Отцами и такой прием: все, что есть в человеке хорошего, в своей абсолютной силе мы имеем право приписать Богу, а некоторая способность любить еще не существующих свойственна человеку: так, можно любить еще не существующих потомков, что, относительно непосредственных детей, присуща очень большому количеству женщин.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Где же тайная коробка Белой розы, Где же ее тайные бумаги? Там, где кончаются Прерии, стоит дом, В том доме есть комната, В той комнате есть угол, В том углу есть бумага, На бумаге — карта, На карте… вот именно! О белые мокрицы, бегите, В том доме поищите! — Не пойду я туда ни за что на свете, — сначала сказала Ева-Лотта. Но, поразмыслив, решила, что не может же она на всю жизнь отказаться от Прерий: ведь другого такого места для игр не сыскать! Весной и осенью, летом и зимой Прерии оставались одинаково заманчивыми, таящими множество всяких возможностей. Если навсегда отказаться от Прерий, так уж лучше идти в монастырь. — Я пойду с вами, — объявила она после короткой внутренней борьбы. — Лучше с этим сразу покончить, а то я всю жизнь буду трусить. На следующее утро Белые розы поднялись ни свет ни заря, чтобы враги не застали их врасплох во время поисков. На всякий случай Ева-Лотта не сказала дома, куда она отправляется. Она на цыпочках вышла через садовую калитку и присоединилась к ожидавшим ее Андерсу и Калле. Прерии оказались вовсе не такими страшными, как думала Ева-Лотта. Здесь было мирно и тихо, как всегда. В воздухе с веселым свистом носились ласточки — чего же гут бояться? Усадьба выглядела почти приветливо. Она уже не производила впечатления заброшенной и необитаемой — просто люди еще не совсем проснулись. Скоро они распахнут окна, шторы затрепещут от утреннего ветерка, комнаты наполнятся оживленными голосами, а из кухни послышится приятный звон посуды, предвещающий завтрак. Действительно, бояться абсолютно нечего. Но, когда друзья вошли в дом, они все-таки почувстювали, что это мертвый дом. В углах паутина, обои порваны, окна разбиты… И никаких других голосов, кроме их собственных, разумеется, не слышно. «Белые мокрицы, бегите, в том доме поищите!» — так обратился к ним Алый вождь, и они старались изо всех сил. Искать пришлось долго — дом был большой, с массой комнат и углов, — но в конце концов поиски увенчались успехом. Впрочем, Алые так и рассчитывали, ибо Сикстен на этот раз задумал такую хитрость, которая сулила Белым розам сокрушительное поражение.

http://azbyka.ru/fiction/kalle-bljumkvis...

И многие другие тела, верою от века усопшие, воскресли тогда, проповедуя тридневное Воскресение Господне». Однако воскрешение Адама и Евы произошло уже после того, как их души оказались возведены Христом на Небеса… Это восхождение Адама и Евы из бездны ада в Небесный рай возвело к новой жизни и весь произошедший от них человеческий род. Святитель Амфилохий восклицает: «вот, Адам обновлен, ибо уничтожено древнее прегрешение, теперь все новое ( 2 Кор.5:17 ). Воспоем новую песню, ибо, вот, Адам обновлен, и Ева на Небеса вознесена, и диавол низвержен в огонь». Итак, вместе с исходящей из ада и спасенной от греха душой Адама, как нашего прародителя, подлинно духовно возрождается, освобождается от власти греха и смерти людской род. Впрочем, помимо этого древнего прародителя, у нас теперь уже есть Новый Родоначальник, Новый Прародитель, Новый Адам – одновременно и истинный Бог, и истинный Человек – Иисус Христос. Прежде всего именно во Христе, а не в ветхом Адаме и воскресаем мы все. Как говорит об этом преподобный Исихий Иерусалимский, «сей день есть благовещение радости, в сей день восстал Господь, совоскресив с Собой род Адама, ибо Он был рожден для человека и воскрес с человеком. Сегодня благодаря этому Воскресшему отворяется рай и возрождается Адам, утешается Ева…». Святые отцы свидетельствуют, что и собственный грех Адама, и личный грех Евы оказались равно упразднены Жертвой Христовой. Однако исправлению Христом греха Евы предшествовало одно важное обстоятельство: явленное Богу послушание Новой Евы – Богоматери. Ее смиренное се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему ( Лк.1:38 ) исцелило и упразднило древнее непослушание и гордыню ветхой Евы. Как говорит об этом святитель Амфилохий Иконийский, ныне «Ева уже не боится упрека Адама, потому что ее грех исправлен в Марии; Адам уже не боится змия, ибо Христос стер главу дракона…». Воскресение Христово: святоотеческое понимание Итак, настает миг Воскресения Христова. Господь восстает из мертвых. Смерть оказывается побеждена силой Воскресения, Жизнь торжествует над смертью, Свет – над тьмой, нетление – над тлением, Божественная Святость – над человеческим грехом. Господь исходит из гроба как Первенец всеобщего воскресения людского рода: и духовного – ныне, и телесного – в конце времен.

http://azbyka.ru/propovedi/pasxa-voskres...

И вот только после утилитарного и эстетического восприятия мира прельщенная Ева напоследок вспоминает о главном в этом дереве – что оно «вожделенно, потому что дает знание» (Быт. 3,6). Видно, самый ум ее был уже поврежден продолжающимся общением со злом. И вожделела Ева в этот момент уже не существующего блага, взыскала неверной истины, тянулась к призрачному знанию. Все, что происходило до этого, хотя и вызывало в человеке потрясения, отзывавшиеся во всем космосе, было все же лишь прелюдией к этой катастрофе. Но главное произошло, когда Ева вкусила плод древа познания. Древо познания Весь мир задуман как «Космическая Литургия». «Мир создан, чтобы быть – и стать Церковью, телом Христовым» 1409 . Сам смысл мира – быть в общении с Богом. В Эдеме плоть не была противоположна духу, тварь не противостояла Творцу. До грехопадения Космос был храмом, рай – трапезой храма, в глубине Эдема таился алтарь, перед которым предстоял человек – живая икона и священник… Весь мир был неотделим от Бога, не закрыт для Него, и потому был «овеществленной благодатью». Мир Эдема и был Церковью, был миром воплощенной идеальности (идеальное не в смысле нормативности, а в смысле духовности). «Всякое древо», как и всякое церковное священнодействие, благословляло человека («В Эдеме каждый цветок скрывает в недрах своих воскресение и готов подать тому, кто сорвет его, каждый плод носит в себе сокровище» – преп. Ефрем Сирин 1410 ). И «самый рай был подобен трапезе» 1411 . И в этой трапезе человек получал питание отнюдь не только для тела – «Бог говорит: от всякого древа, еже в раи, снедию снеси – объявляя, думаю, – предполагает преп. Иоанн Дамаскин, – как бы так: чрез посредство всех творений возвысься ко мне – Творцу, и от всего собери себе один плод: Меня, Который есть истинная жизнь; все да приносит тебе плод: жизнь, и наслаждение Мною делай себе началом собственного бытия» 1412 . Но было еще и особое дерево познания. Есть и в Церкви многое, возвышающее душу к познанию Творца, но есть и особое таинство – таинство таинств – Евхаристия. «И в самой благодати есть меры и чины» (преп. Макарий Египетский. Беседы, 16,12). Собственно, Евхаристия есть исполнение самой сокровенной сути Церкви. В ней человек, приобщаясь Телу и Крови Христовым, присозидается Церкви как Телу Христову. В этом таинстве самое святое в мире предлагается под видом хлеба и вина, пшеницы и винограда. Не обладали ли евхаристическими свойствами и плоды дерева познания добра и зла 1413 ?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Сотворил одного мужчину и одну женщину. Как мы, смешивая муку и воду, по­лучаем хлеб, так и Бог взял землю, глину и создал человека, вдохнул в него жизнь и даровал ему бес­ смертную ангельскую душу. Женщины на земле ещё не было. Бог сотворил её из ребра мужчины, поэтому она его должница.    В мире стало много тысяч женщин, но не нашлось ни одной, достойной того, чтобы восполнить ребро, ко­торое она была должна Адаму, кроме Владычицы на­ шей Богородицы. Она за свою чистоту удостоилась того, что родила Господа нашего Иисуса Христа. Была Она Девой до Рождества, осталась Девой и после него и стала Царицей Неба, Ангелов, всей умной и чув­ственной твари.    Бог создал на востоке Рай — место, наполненное ра­достью и весельем. Бог поселил там Адама и Еву на­слаждаться всеми райскими благами. Но дал им одну заповедь: «Чтобы вы помнили, что у вас есть влады­ка и Бог, заповедую вам только не вкушать от плодов одной смоковницы. А если не сохраните моей заповеди и вкусите этих смокв, то умрёте». Но женщина и муж­ чина нарушили заповедь своего Творца. Итак, бра­тья мои, не поступайте как Адам и Ева, не пренебре­гайте Словом Божиим, потому что Всеблагой Бог, ко­нечно, милосерд и справедлив, но и наказать Он тоже может. В особенности ты, женщина, будь осторожна, чтобы не случилось с тобой того же, что и с Евой, ис­полнившей волю диавола и пренебрёгшей повелением Бога. Также остерегайся, чтобы и мужа своего не под­вигнуть ко злу, как это сделала Ева.    Адам и Ева нарушили заповедь Бога и вкусили от запретного плода. Бог изгнал их из Рая, и они попали в этот проклятый мир. Говорят, что они родили трид­цать три сына и двадцать семь дочерей. Прожив де­вятьсот тридцать лет, они умерли и попали в ад, где мучились пять с половиной тысяч лет.    Вчера мы с вами остановились на этом моменте. Все мы, люди, происходим от одного отца и матери, все, братья мои, и те, кто живёт сегодня.    Братья, враг наш, ненавистник добра — диавол, видя, что мир увеличивается, позавидовал и задал­ся целью погубить человечество. Для этого он поселил в сердцах мужчин ненависть к женщинам, а в сердцах женщин — к мужчинам, чтобы они не женились и не рожали детей, а мир не возрастал. Диавол вверг лю­дей в мужеложство, скотоложство и другие позорные пороки, которые не совершают ни собаки, ни свиньи. Тогда Бог, видя, что диавол задумал искоренить мир, установил, что тот, кто не рожает детей, будет про­клят. Услышав это предостережение, люди с тех пор стали жениться: мужчина избирает себе одну жену, а женщина — одного мужа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Все это, конечно, наши человеческие слова, но они отражают глубину Небесности. Это такая сила любви, что когда понадобилось спасти несчастного павшего человека, то любовь оказалась настолько жертвенной, что вместо того, чтобы наказывать человека Премудрость Божия, Логос, Слово, Сын Божий, через Которого Отец Небесный сотворил весь мир в Духе Святом пришел на эту землю, стал человеком для того, чтобы умереть и искупить все грехи. Такой любви у человека не было, нет и не будет. Такая любовь только Божественная. Это надо нам всем хорошо помнить и отдавать себе отчет, что это так. Какова же любовь человеческая? Возьмем человека до греха. Человек, — я в данном случае цитирую Григория Нисского, — явился в раю не под именем одного, одной особи. Не было никакого имени. В первой главе имени нет, во второй главе тоже нет. В третьей главе в одном месте имя появляется, но уже с точки зрения не метаистории, а истории, то есть в нашем мире. А уж имя: Ева потом появилось. Не только после греха, но и после того, когда она родила Каина и потом Авеля. И сказано в Библии, что она получила имя Ева, что значит «жизнь» от еврейского слова хайя. И от этого йи в еврейском языке гортанно немножко переходит в вы, Ийэва, ну по-русски просто Ева, потому что она стала матерью всех живущих на Земле. Так говорит Библия. Что же такое тот момент, где говорится о Человеке, который был сотворен в шестодневье — в шестой день. Григорий Нисский говорит, что Человек это не одинокая личность, а вся глубина человечества как такового. Все человечество вместе и сотворено, как мы знаем, по образу и подобию Божиему. Что такое образ и подобие? Есть два совершенно не похожих друг на друга объяснения. Одно — каппадокийцев — Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова и всех тех богословов, которые в течение веков им следовали. Другое — блаженного Августина (на Западе), который не знал греческого языка, никогда не встречался ни с одним отцом восточной церкви, и в то же самое время был очень одаренный человек и глубокий мыслитель, философ и богослов. Поэтому он и стал таким великим святым для западной церкви, в которой он фактически и вырос, и жил, и служил. В чем же разница? А вот в чем. По православному восточному учению, как говорит Григорий Нисский, это означает, что Человек сотворен по образу Божественной Троицы и Божественная Троица находится в самой сути человеческого бытия. Поэтому Человек так же, как и ипостаси Божественной Троицы, троическим способом: я, ты, он, они, она. Четвертого лица в граматике нет и только двух лиц нет. Все тройственно, даже теперь в нашем разбитом состоянии, после греха. А там, когда был самый момент творения, до всякого грехопадения, это было. Так говорит Симеон Новый Богослов, через шестьсот лет после Василия Великого и Григория Нисского, что первозданный Человек до грехопадения — это весь человеческий род.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4068...

Однако ж и в нём уже заключается указание на высшее происхождение и достоинство Искупителя. Если семя жены, как потомство вообще, будет действовать против семени змия силою и помощью Божиею, в качестве чад Божиих; то семя жены, как победитель змия, должно быть само Силою Божиею ( 1Кор. 1, 24 ), должно быть, по самому естеству своему, Сыном Божиим, рождаемым от жены, т. е. без мужа ( Галат. 4, 4 ). Таким образом в первообетовании Божием падшему человеку содержится сущность евангельской истины, и св. отцы церкви справедливо называли его первоевангелием. В какой мере оно понято было первыми людьми, этого, конечно, определить нельзя; но довольно того, что оно было понято и принято ими, как обетование спасения и жизни для рода человеческого. И нарече Адам имя жене своей жизнь (Ева), яко та мати всех живущих ( Быт. 3, 21 ): такое имя можно было дать жене, после того – как она первая подвергала людей приговору Божию: смертию умрёте, только в силу обетования Божия о семени жены. Ева зачала и родила сына, которого и назвала Каином, сказав: я приобрела человека от Иеговы (или человека – Иегову, Богочеловека): что бы ни представляла себе при этом Ева , ожидала ли она в самом сыне своём обетованного Спасителя, или видела в рождении его первое оправдание благодатного обетования, первый залог милости Божией, во всяком случае она выразила живую веру в истину благодатного спасения человека. 27. О приготовительных действиях Божиих к совершению искупления человека По премудрому совету Божию, Искупитель должен был явиться в мире не тотчас по падении человека, а через несколько тысячелетий, для того чтобы мир человеческий имел время приготовиться к принятию Его. Период такого приготовления, составляя первую часть исполнения завета Божия с человеком, называется вообще ветхим заветом в отличие от времени полного осуществления завета, которое называется новым заветом. В ветхом завете, когда искупление было только обетованием, и вера в Искупителя могла быть только чаянием Его пришествия на землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010