А что действительно нужно «примирить» нас с Богом, или с Отцом, об этом говорит Его клятва на нас. Об этом говорит и вторая проповедь приложенная, митрополита Московского Филарета. КЛЯТВА БОЖИЯ О клятве на Благовещение говорится часто. Начнем с ирмоса на 9-й песни [канона] предпразднества: «Ева убо недугом преслушания клятву вселила есть: Ты же, Дево Богородице... мирови благословение процвела еси». И затем Ева не раз вспоминается за богослужением как виновница падения своего и Адама: «Ева убо объят плод, смерть делающь всегубительную: посреди же Тебе возрастет плод безсмертия ходатайственен, Христос сладость наша, Владычице» (предпразднество, канон, песнь 9-я, тропарь 1-й). «Праматернее поползновение исправляяй, Избавитель явится...» (там же, песнь 4-я, тропарь 3-й). Но еще чаще говорится о клятве Божией за это преступление. С самого начала предпразднества Церковь поет, еще чрез будущее явление Гавриила: «...Радуйся клятвы разрешение (освобождение, прощение, снятие)...» ([на] «Господи, воззвах», [стихира] 3-я). «...Безсмертный клятвы изимая тя (земля), ныне приходит» ([канон], песнь 3-я, тропарь 1-й). «Клятвы праотчи (праотчей) разрешися соуз (узы)» (седален [по 3-й песни], «И ныне»). И теперь возвращается «радость во чреве», то есть Христос, — «юже (которую) Ева преступлением... погуби (погубила)» (там же, песнь 6-я, тропарь 1-й). И вместо клятвы Имеющий прийти даст благословение: «...праматернюю клятву потребив всю, сущих из Адама благослови (благословил) из Нея Прозябый» (светилен). Итак: клятва наложена была Богом за преслушание данной в раю заповеди: не вкушать от запрещенного древа; иначе, говорил Господь, — «смертью умрешь» ( Быт. 2 :17, 3:17 ). Слово Бога есть то же, что и клятва, то есть безусловно верное, нерушимое; как делаем и мы — клянемся во утверждение истины. Эту клятву мог снять только Сам Бог в Троице; ибо отменить ее мог лишь равносильный. Христос был только Посредником за нас: Он взял нашу клятву на Себя; и исполнил ее смертию Своею. Сим Он исходатайствовал нам прощение, будучи Сам Богом и в Боге Троице. Он есть и «приносяй и приносимый» (тайная молитва на «Херувимской»). Он есть жертва.

http://predanie.ru/book/216804-blagovesc...

Далее у Бытописца читаем: и наложи Бог изступление на Адама и успе: и взя едино от ребр его, и созда Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену, и приведе ю ко Адаму, ( Быт. 2:21–22 ). В сотворении жены Отцы Церкви видят таинственное изображение происхождения Церкви от Христа. Основанием сему объяснению полагают то, что и в Священном Писании находятся изображения Церкви под образом жены напр. Песн. Песн. Εφ. 5:23, Апок. 17:18–21:9–10 . У Отцев так раскрывается сие сходство между происхождением жены и Церкви: «Адам изображал Христа, а Ева – Церковь ; и как Ева сотворена из ребра спавшаго мужа, так и Церковь образовалась из ребр Христа, почившего на крест. Сон Адама был смертию Христа, Коего ребра, когда Он бездыханный висел на кресте, прободены копием, и оттуда истекла кровь и вода: мы познаем в сем таинства, на которых созидается Церковь . Ева есть образ Церкви, посему, она и наименована материю живущих» 61 . К таинственному отношению между сном Адама и смертию Христа, какое открывают Отцы Церкви, можно присоединить и то, что как сон наведен на первого человека самим Богом, так и крестная смерть второго Адама произошла по воле Отца небеснаго, как свидетельствует о том сам Иисус Христос ( Ин. 10:18–14:31–18:11 ). Таинство Христа и Церкви изображается наконец в брачном союзе первых людей, по которому оба составляют плоть едину. Апостол, говоря о таинственном значении брака, приводит следующее место из книги Бытия: сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину, и прибавляет: тайна сия велика есть, аз же глаголю во Христа и во Церковь ( Ефес. 5:31–32 ). По самому происхождению от мужа, жена составляет плоть от плоти его и кость от костей его: таков точно союз Церкви со Христом, которая составляет Его тело, и в которой верующие суть уди тела Его 62 . К Адаму приводится дева чистая, целомудренная: Христу единому мужу обручается Церковь дева чистая ( 2Кор. 11:2 ) и представляется пред Ним неимущею скверны или порока, но святою и непорочною. ( Еф. 5:27 ) Первоначальный союз первых людей скрепляется благословением Божиим: раститеся и множитеся, и наполните землю ( Быт. 1:23 ): союз Христа с Церковию укреплен также обетованием Божиим, что чада, происшедшия от сего союза, умножатся, как песок морский и наполнят вселенную ( Ис. 2:2,3 – 9:6, 7 – Рим. 10:16 , Апок. 7:9 ). «Ева есть матерь всех живущих; Церковь есть матерь всех христиан» 63 . Так изображает нам учение Писания и Отцев Церкви в лице Адама, еще невиннаго тайны Христа и Его Церкви. Благость Божия не оставила Адама и по падении, н продолжала являть в нем образ обетованного ему Семени жены.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

(Перевод: Сидел Адам на противоположной стороне от рая и плакал, рыдая о своей наготе: горе мне, прельщенному лукавым словом, ограбленному и удаленному от славы Божией. — Прим. ред. ) Сколько детей было у Адама и Евы? Вопрос о детях — важный. Важный потому, что у человека, в котором поселилась смерть, остался только один способ сохраниться в вечности — рожать потомство, воспроизводить себя в бесконечно сменяющих друг друга — и тоже умирающих — поколениях. Не случайно с тех пор, как Адам и Ева были изгнаны из рая, Священное Писание уже не ставит их в центр повествования. Отныне они просто прародители, «точка отсчета» для последующих поколений, о которых и ведется основной рассказ. С первенцем — Каином — Адам и Ева связывали большие надежды. Имя его по-еврейски значит «приобретение»: приобрела я человека от Господа (Быт 4:1), — произнесла Ева, когда Каин явился на свет. В этих словах практически все толкователи усматривают надежду изгнанников на то, что этот ребенок и станет тем самым «семенем жены», которое, как обещал Господь, «сотрет главу змия» и вновь отворит для людей врата рая. Но Каин не то что не отворил двери в рай — он еще усугубил грех человека перед Богом, став первым убийцей. Жертва, которую возложил на костер его младший брат Авель, показалась Каину более приятной Богу, чем его собственная, и это так раздосадовало его, что он убил Авеля . Каин стал, по выражению святителя Филарета (Дроздова), родоначальником «отверженного племени» — людей, все более и более косневших в грехе. За 1500 лет они успели натворить столько безобразия, что Господь попустил всемирный Потоп , уничтоживший все человечество, за исключением одного праведного Ноя и его семьи… Каин и Авель. Гравюра Гюстава Доре Но у Евы и Адама был и третий сын — Сиф. Он, согласно Библии, положил началу роду ветхозаветных праведников, и именно его потомком был Ной. Рождались у Адама с Евой и другие дети, судя по всему, их было достаточно много. Уже о Каине, который после убийства брата ушел скитаться, сказано, что он построил город (Быт 4:17). Очевидно, в нем было как минимум несколько десятков жителей. Где именно жили Адам и Ева?

http://foma.ru/chto-my-znaem-o-zhizni-ad...

Употребленное здесь греческое слово eqnh (слав. «языки») в христианском контексте чаще всего означает «язычников». При таком понимании в приведенном тексте можно усмотреть отзвук учения Климента Александрийского о том, что проповедь Христа в аду распространялась и на язычников. Впрочем, определенно утверждать, что автор текста вкладывал в свои слова именно такой смысл, мы не беремся. Во всех приведенных текстах речь идет о спасении (воскрешении) Христом того или иного класса умерших, будь то «верные», «благочестивые», или, наоборот, «согрешившие» и «падшие». Однако гораздо чаще в Октоихе подчеркивается универсальный характер крестной смерти и воскресения Спасителя. Говорится, в частности, о том, что Христос воскресил и вывел из ада первозданного Адама (или Адама и Еву), причем Адам понимается не столько как конкретная личность, сколько как символ всего падшего человечества. Следовательно, освобождение его от уз ада знаменует собой обновление всего человеческого рода 574 : Царь сый небесе и земли непостижиме, волею распялся еси за человеколюбие. егоже ад срет доле огорчися, и праведных души приемше возрадовася; Адам же, видев Тя Зиждителя в преисподних, воскресе... 575 Будучи Царем неба и земли, Ты добровольно, по любви к людям, претерпел распятие – Ты, Которого встретив долу, ад огорчился, и Которого приняв, души праведных возрадовались; Адам же, увидев Тебя, Создателя, в преисподней, воскрес... Воскресл еси яко Бог из гроба во славе, и естество человеческое яко Бога воспевает Тя, и смерть исчезе: Адам же ликует Владыко, Ева ныне от уз избавляема радуется... 576 Будучи Богом, Ты воскрес из гроба в славе, и человечество воспевает Тебя как Бога, а смерть исчезла; Адам ликует, Владыко, и Ева ныне, избавляемая от уз, радуется... Воскресл еси днесь из гроба Щедре, и нас возвел еси от врат смертных, днесь Адам ликует, и радуется Ева , вкупе же и пророцы с патриархи воспевают непрестанно божественную державу власти Твоея 577 . Сегодня Ты, Милостивый, воскрес из гроба и вывел нас из врат смерти; сегодня Адам ликует, и Ева радуется, вместе же [с ними] пророки и патриархи непрестанно воспевают божественную державу власти Твоей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«С одной стороны, Она обеспечивает непрерывность человеческого рода. Её Сын по Своему «Второму Рождению» — Сын Давидов, Сын Авраама и всех «праотцов». По словам сщмч. Иринея Лионского, Иисус «возглавил Собой длинный список человечества» (Против ересей. III, 18, 1), «собрал в Себе все народы, распространившиеся от Адама» (III, 22, 3) и «воспринял в Себя древнее создание» (IV, 23, 4). Но, с другой стороны, Господь «показал новое рождение» (V, 1, 3). Он стал Новым Адамом» . И Новая Ева, «будучи зачата и рождена во грехе праотцев, приготовила Себя целомудренной и Богоугодной жизнью» послужить не только Воплощению Сына Божия, но и возвращению рода человеческого в послушание Богу. Ибо, как богословствуют святые Иустин Философ и Ириней Лионский, ветхая «Ева не оказала послушания, когда была ещё девою... и сделалась причиной смерти и для себя и для всего рода человеческого; так и Мария, имея предназначенного мужа, но оставаясь Девой, через послушание сделалась причиной спасения для Себя и для всего рода человеческого... Ибо, что связала дева Ева через неверность, то Дева Мария разрешила через веру» . Святой Николай Кавасила обращает внимание на тот факт, что если бы Пресвятая Дева Мария не предоставила Свою свободу Богу, вместе с Её послушанием, когда ответила «Да» Богу, то Воплощение Сына Божия оказалось бы невозможным по причине невозможности насилия свободы, дарованной человеку в творении вместе с образом Божиим. «Бог не предупреждал Адама, – пишет св. Николай Кавасила, – и не требовал его согласия относительно его ребра, из которого должна была быть создана Ева, но, лишив Адама чувств, так изъял член. Деву же Он прежде научил и ожидал Её веры, прежде чем приступить к действию. Относительно творения Адама Он совещается с Единородным, говоря: «сотворим человека» (Быт. 1:26). Когда же сего Чудного Советника Первородного (Ис. 9:6; Евр. 1:6), – как говорит Павел, – Он вводит во вселенную и созидает Второго Адама, то делает Деву соучастницей Своего решения. И этот Великий Совет (Ис. 9:6) – как называет его Исаия, возвестил Бог, а утвердила его Дева. Так что воплощение Слова было делом не только Отца, Его Силы и Духа…, но также и (делом) воли и веры Девы. Ибо, как без участия (Трех Божественных Ипостасей) решение о воплощении (Слова) не могло быть принято, так и без согласия Пренепорочной и содействия Её веры (Предвечный) Совет не мог бы быть осуществлён» .

http://bogoslov.ru/article/3570072

Но таковы ли имена происхождения человеческого? – Человек, доколе имел духовное око чистым и светлым, дотоле мог проникать в существо вещей, и давать имена сообразные с их назначением. Так имя Ева, которым Адам нарек жену свою, выразило вполне ее назначение; Ева точно мать всех живущих. Но имя Каина, которым Ева нарекла первого своего сына, было дано уже в омрачении духовного ока; и потому вышло односторонне и не право. Родив сына, она думала, что приобрела Богочеловека; но как много ошиблась! – Она точно приобрела, но кого? – Братоубийцу. – Не лучше ли бы было назвать его именем Авеля, которое значит плач, сокрушение, суету? Но имя Авеля, оставшееся по ныне в живых, усвоила Ева другому своему сыну – приснопамятному первомученику в мире. Имена человеческие суть выражения впечатлений, которые получаем мы от внешних предметов, суть отпечатки наших мыслей и чувствований. От разных впечатлений происходят разные чувствования и понятия; от разных ощущений и понятий разные названия. Имя Исаака выражает то самое чувствование, которым был исполнен отец его, Авраам, при обетовании ему сына. Быв девяноста девяти лет, он рассмеялся тогда; и вот – имя; Исаак значит: рассмеется. – Исав и Иаков были близнецы, последний держался рукою своею за пяту первого: по этому случаю дано ему имя Иакова, что – значит запинатель. Таковы все имена человеческого происхождения. Человек всегда давал имена по своим мыслям и чувствам, в воспоминание каких-либо событий. Но кто нарек имя человеку, Тот и именам, изрекаемым от человека, не редко сообщал, сообщает и ныне, полноту и силу знаменования. Так Ламех назвал сына своего Ноем, с тою мыслию, что он успокоит его и утешит в старости. И Ной был не токмо охранителем рода человеческого, но и восстановителем его в лучшем виде. Иессей назвал последнего из сынов своих Давидом, возлюбленным. Думал ли отец, что сын его будет возлюблен всему народу Божию? – Будет царем по сердцу Божию? – Есть подобные примеры и в нашей отечественной истории. Родоначальник державного дома Романовых называется Михаилом, что значит: кто, яко Бог ? Известно, что Михаил был совершенно отчужден от престола, и жил в монастыре. Кто, как не Един Бог, мог указать народу Царя в Михаиле, вывесть его из святой обители и возвесть на престол России? – Благочестивейший Царь Алексей Михайлович нарек младшего своего сына именем Петра. Но Всевышний рек: и на сем камени созижду преобразование, честь и славу России, и Европа не превозможет ее. И исполнилось! – Имя Александра значит защиту мужественную. Какое государство в Европе не признавало Императора Александра своим мужественным защитником после 12 года? – Чей престол не защитил он от притеснений безумного честолюбия и не спас от падения?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

а) История термина Богородица (Theotokos). Исторический анализ источников обнаруживает, что этот термин известен с глубокой древности, и его употребляли уже Ориген , свт. Александр Александрийский (+328), свт. Афанасий Александрийский (373), свт. Григорий Богослов . б) Толкование ветхозаветных пророчеств ( Быт. 3, 15; 3, 20; 28, 10–17 ; Исх. 3, 1–5 ; Числ. 17, 9 ; Ис. 7, 14 ; и др.). в) Смысл Ветхого Завета, как периода предуготовления к Боговоплощению, и хроники падений и избраний (свт. Григорий Палама , В.Н. Лосский ). На протяжении этой истории Бог всегда спасает некий «остаток», ожидание которого достигает всё большей чистоты. Так, первым падением после утраты рая было убийство Авеля Каином. За этим падением следует и первое избрание Сифа и его потомства. Потомки же Каина, напротив, только сыновья человеческие, трагически обреченные на смерть. Последнее избрание было возвещено Марии архангелом Гавриилом ( Лк.1:26–38 ). Но Мария могла свободно согласиться или отказаться. Вся история мира и весь замысел Божий зависел от этого свободного ответа человека. Дева соглашается, и Бог становится плотью. г) Цель этого медленного провиденциального и мессианского процесса – ослабить действие первородного греха до того, чтобы сделать его недейственным, хотя и не недействительным. Это и совершилось в Пресвятой Деве, Которая в силу наследственной святости и личной чистоты оказалась неподвластна силе первородного греха, хотя он и жил в Ней, как общечеловеческий удел, как наследственная болезнь всего человеческого естества, которое Она в себе несла. Сила греха может усиливаться до осатанения (антихрист) или оплотянения (допотопное человечество), но и ослабевать чрезвычайно. В Деве же он был сведен до чистой потенции, не оказывая влияния на Её волю, и потому в Ней он не мог осуществиться (прот. Сергий Булгаков ). д) Однако не следует преувеличивать значение тварной святости. Только Сам Бог мог освятить и обожить тварь, чтобы сделать её сильной и достойной боговоплощения. 2 . 2. Очень важной в учении о Приснодеве Марии является антитеза «Ева – Мария», восходящая к Иустину мученику . По его мнению, подхваченному и развитому затем многими отцами Церкви, Христос стал человеком из Девы, чтобы преслушание, внушенное змием, было бы устранено тем же путем, как и возникло. Ибо Ева приняла слово змия, будучи девственной, и родила преслушание и смерть. Дева же Мария, напротив, прияла веру и радость, когда услышала благовестие Архангела, и ответила: «Да будет мне по слову Твоему». В начале и центре истории стоят две женщины: Ева и Мария. Ева – мать падшего и согрешившего человечества, Мария – мать нового, спасающегося и возрожденного человечества. В первой была причина всеобщего зла, во второй – причина всеобщего блara(Hilda Graef).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Как заменил Господь Адама Собою, так заменил Он Еву Богоматерью. Преслушанием первой в человечество вошла смерть; послушанием Второй Евы Христос соделался человеком и вошел в потомство Адамово. Ева, будучи сотворена девой, преступила заповедь Божию и с высоты духовного девства ниспала в подчинение мужу. Богоматерь, будучи зачата и рождена во грехе праотцев, сотворила Себя целомудренной и богоугодной жизнью в храм Божий. Как ветхая Ева в раю сделала ветхого Адама участником своего преступления, так Новый Адам соделал Новую Еву причастницей Своих страданий, которыми человечество спасено от последствий преступления праотцев. Первая Ева, мать всех живущих, преклонила слух к словам искусителя, будучи в раю. Вторая же Ева, избранная стать Матерью Божией, услышала слова Ангела, пребывая в искаженном грехом мире. С Креста Новый Адам обратился к предстоящей Ему Богоматери и объявил Ее Матерью возлюбленного ученика Иоанна, а в нем — и всего обновленного человечества. По вознесении Господа на небо Богоматерь жила в одном доме вместе с апостолами, посвятив все время молитве. В таком молитвенном настроении Она, как и апостолы, приняла в день Пятидесятницы Святого Духа, Который просветил и Ее душу, и Ее тело. Благодатные дары Святого Духа у апостолов, о которых повествует Священное Писание, имелись у Божией Матери в гораздо большей степени. Она имела и дар пророчества, и дар прозрения, и дар чудотворений, и другие бесчисленные дары, известные только Богу и Его Матери. Тень, которую отбрасывал апостол Петр, исцеляла больных. Эту тень, изображавшую Петра, можно считать его образом, иконой. И иконы Божией Матери до сих пор творят чудеса, проповедуют, свидетельствуют истину учения Христова. Приснодева, наиболее близкая к Богу из всех сотворенных существ, должна была, как и прочие люди, подчиниться закону смерти: ибо прах ты и в прах возвратишься . В час успения Божией Матери душа Ее отделилась от тела, а тело было предано погребению. Но это была живоносная смерть, начало новой жизни. Поэтому она именована не смертью, а успением.

http://azbyka.ru/carica-moya-preblagaya

Несколько лет назад в издательстве «Сатисъ Держава» (СПб) вышла книжечка «Женщина в Церкви», там – слова священника Виктора Грозовского: «Как Новая Ева, Божия Матерь таинственно присутствует в каждой женщине», – то есть пол освящается и возводится выше тварных характеристик: «Женщина, прежде всего, принадлежит к роду Божией Матери, Которую Бог возвеличил над всем творением» (Там же)? Точно также как мужская природа освящена во Христе? Или все-таки «несть ни мужеский пол, ни женский»? Испрашивая прощения и молитв р.Б. ольга 11 февраля 2013, 14:43 Параллельно прочла проповедь архимандрита Тихона (ссылка ниже): «…Недаром ведь Адам был прельщен лукавым обещанием стать «как бог»… Это, конечно, Его Высокопреподобие устроил пост-попытку Адама взять вину на себя. Комплекс (если можно так сказать) Нового Адама? Господь же уже вземляй всю вину мира. [Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (кн. Шаховской) писал, что Господь оставил женщину в большей близости общения с Собой в силу того, что Ева после грехопадения не впала в Богообвинение, как Адам («жена, которую Ты мне дал…» (Быт. 3:12)); не раскаялась, но хотя бы отчасти взяла вину на себя, она не дерзнула сказать: «змей, которого Ты сотворил»]. Апостол Павел все-таки констатирует, что «не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление» (1Тим. 2:14). То есть соблазн «будете, как боги» (Быт. 3:5) – это, прежде всего, Евин соблазн? а у Адама просто устроение было не монашеским? )) Ева и в Адаме захотела увидеть бога – и в этом ее соблазн? Это похотение и Адамово соглашательство и стало причиной того, что видеть Бога друг в друге – Творца сквозь тварь – они перестали: «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги» (Быт. 3:7), «твари дрожащие»? р.Б. ольга 11 февраля 2013, 14:42 …а комплекс Евы тогда будет какой? На этой фреске она вообще, по иронии судьбы ли, времени или бильд-редактора)) оказалась без глаз, как будто не то что не хочет, но уже и не может видеть Интересно, что зрение, чрез которое преткнулась Ева («И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно» (Быт. 3:6), действительно не столь значимо для Евы земной, это «мужчины любят глазами». Для нее же значим слух (замечание прп. Иоанна Дамаскина о Зачатии Господа через слух (Точ. излож. веры. Кн. IV. Гл. 14, о сложении глаголов Божиих в сердце), у мужчин же напротив слух несколько атрофирован к женским словам («послушал голоса жены твоей…»?! (Быт. 3:17)

http://pravoslavie.ru/59292.html

Однако для того, чтобы безоценочные «ясообщения» стали естественной частью вашего общения, соединяясь с привычкой не осуждать, нужно разобрать этот вопрос с духовной точки зрения. Почему же вообще именно «ты-сообщения» являются неосознанным выбором большинства людей? Почему нам так привычно защищаться, обвиняя? Истоки привычки самооправдания  Вспомним историю Грехопадения. Ева соблазнилась словами змия, и, в свою очередь, соблазнила на нарушение заповеди Адама. «Пагубные следствия преступления Божией заповеди не замедлили обнаружиться. Предсказание змия сбылось: у преступников действительно открылись очи, но не для свойственного Богу разумения добра и зла без порабоще­ния злу, а для горького уразумения своей нравственной порчи» (епископ Виссарион (Нечаев)) . В результате Адам и Ева впервые испытали неведомый им доселе стыд. В этом мучительном, непереносимом стыде сочетались ощущение наготы внешней, требующей одежды, и внутренней, которая «соединена была со страхом и желанием скрыться от Бога» (свт. Филарет (Дроздов)) . Когда они «услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня» ( Быт.3:8 ) , то испугались. «Поелику ощущению наготы сопутствует страх Бога, то сие ощущение относить можно непосредственно к действию совести» (свт. Филарет (Дроздов)) . Там, где начинает действовать совесть, у человека есть выбор: в первую очередь, быть ли честным перед Богом и с самим собой, последовать велению души, принести покаяние, уповая на Любовь Божию, – или же увязнуть в своем грехе.  «Падшие наши прародители не довольны были собою и способны были к раскаянию, которое впрочем, как увидим, не вдруг и не с полною искренностию обнаружили» (епископ Виссарион (Нечаев)) . Адам и Ева вместо покаяния стали защищаться перед Господом – защищаться, обвиняя другого вместо себя. Ева сказала, что ее обольстил змий, поэтому она нарушила заповедь, Адам же сказал, что его соблазнила на нарушение заповеди жена. То есть уже у первых людей мы видим эту вот реакцию – ощущение беспокойства и скорби, связанное с собственным преступлением заповеди, вызывает желание избавиться от них. Но вместо единственно верного, исцеляющего душу покаяния наши прародители не признают в тот момент свою вину. Поверив искушениям змия, они показали тем самым свое неверие словам Бога. А уклонившись от самоукорения, они усугубили свое богоотступничество.

http://azbyka.ru/semya/kak-perestat-obvi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010