По первым словам змея: Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?  – в которых был искажён смысл заповеди Божией, Ева могла распознать, что перед ней не просто змей – одно из созданий Божиих, но отец лжи – диавол. Распознав его, она должна была уклониться от беседы с ним. Но этого не происходит. Ева не замечает диавольского искушения, вступает в диалог и, поправляя змея, говорит: Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. В этой фразе она уже искажает заповедь Божию словами и не прикасайтесь к ним  – этого Бог не запрещал. Лукавство уже начало действовать в душе жены Адама. Видя, что жена внимает его словам, враг произносит уже откровенное богохульство и ложь: Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. Кажется, что, услышав это, Ева должна была возмутиться, или броситься прочь, или призвать Бога, или хотя бы своего мужа, от которого она узнала заповедь Божию. Но ничего подобного не происходит. Напротив, жена не возразила ни словом, ни жестом. Она увлекается мечтой стать богом без Бога вопреки воле Божией. Душа Евы захвачена желанием равенства Богу. Ей кажется, что красота, которую она созерцала в Боге, станет её собственным достоянием и славой, что она будет иметь её в себе самой. Созерцание Бога вытесняется воображением, фантазией, мечтой о собственном величии. Свт. Иоанн Златоуст говорит, что «диавол увел жену в плен, увлек её ум и заставил мечтать о себе выше своего достоинства, чтобы она, увлекшись пустыми надеждами, потеряла и то, что уже было ей даровано» 381 . Соблазн стать богиней через простое нарушение заповеди был слишком велик. Мысль о том, что Бог что-то скрывает от людей, приводит её к тяжелым сомнениям и переходит во внутреннее состояние богоборчества. Греховное желание подавляет разум и волю Евы. Перед нею тяжелый выбор: с одной стороны – постепенное бесконечное совершенствование через осуществление воли Божией, с другой – союз с сатаной и, как ей кажется, мгновенное достижение равенства с Богом. Ева выбирает второе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

По этому поводу Иоанн Златоуст говорит: Ева была создана для Адама и могла разговаривать только с ним. А здесь она оказывается одна, проявляет самостоятельность, инициативу. Можно сказать, что Ева – первая феминистка, поступившая как истинно эмансипированная женщина. Она самостоятельно передвигается по раю, самостоятельно подходит к запретному древу, самостоятельно вступает в разговор с диаволом, выступающим здесь под видом змея. А каковы последствия? Диавол, завидовавший человеку и желавший разрушить состояние его особой близости к Богу, под видом змея, хитрейшего из всех зверей полевых, воспользовавшись им как орудием, вступает в беседу с женою и увлекает в свой обман этот простейший и немощнейший сосуд (Беседы на Книгу Бытия). Священное Писание показывает нам, как диавол незаметно, неслышно подкрадывается к человеку: Ева и не заметила, как стала его добычей. Змей, выпуская свое ядовитое жало, задает ей очень странный вопрос: Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? Мы знаем, что Бог так никогда не говорил. Бог говорил Адаму: От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь ( Быт.2:16–17 ). Кстати, о смерти. Если Бог говорил Адаму о смерти (а речь здесь шла и о духовной, и о физической смерти), значит, тот имел о ней представление, Бог не мог спекулировать на неведении человека. А диавол все переворачивает, усугубляет. Как же могли бы люди существовать в раю, если бы им было запрещено есть что-либо: ни от какого дерева? Ева , возмущенная несправедливой постановкой вопроса, из самых лучших побуждений возражает змею, она хочет пояснить, что все на самом деле – не так. Бывает, идете вы по улице, а к вам вдруг подбегает незнакомый человек и говорит: «А вот православные считают, что Троица – это Христос, Божия Матерь и Николай Угодник. Но это же неправда!» Или говорят что-нибудь иное, столь же неверное, например: «Вот вы, православные, считаете, что Церковь – это каменные стены».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И что же делает? Находит змея, который превосходил смыслом всех зверей, что засвидетельствовал и Моисей сими словами: Змий же бе мудрейший всех зверей, сущих на земли, их же сотвори Господь Бог ( Быт.3:1 ). Воспользовавшись змием, как орудием, дьявол чрез него вступает в беседу с женою и увлекает в свой обман этот простейший и немощнейший сосуд. Беседуя со змеем, Ева говорила, что Бог запретил не только вкушать от плодов древа познания добра и зла, но прикасаться к сему дереву; и сказала жена змею: Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог: не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы не умереть ( Быт.3:2–3 ). В этих ее словах обнаружилась тайна ее душевного состояния, подмеченная искусителем: страх смерти только сдерживал ее в повиновении Богу. Посему-то отвечает змей жене: Нет, не умрете ( Быт.3:4 ). Рассеян страх смерти, дьявол уже без труда привлекает Еву на свою сторону; он говорит ложь и клевещет на Бога: Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши и вы будете как боги, знающие добро и зло ( Быт.3:5 ). Ева не противоречит дьяволу: она ему верит, а потому не возражает. Услышав, что Бог будто бы из зависти запретил вкушать от дерева, надмившись надеждою на равенство с Богом, Ева возмечтала о себе слишком много: И увидела жена, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз, и вожделенно, потому что дает знание ( Быт.3:6 ). Заговорила в Еве похоть человеческой природы ( Ин.2:16 ), заговорила похоть плоти: дерево казалось хорошим для пищи; заговорила похоть очей: дерево казалось приятным для глаз; заговорила и гордость: дерево казалось дающим знание. «Бедствия произошли не от дерева, но от произволения человека, от беспечности и невнимательности, какие он показал по отношению к заповеди» (Иоанн Златоуст). «Дерево в раю было для того, что нужна была заповедь для испытания нашего послушания» (Св. Василий Великий). Вина не в дереве, а в нас, в нашем преслушании; сама Ева взяла плодов и ела; и дала также мужу своему, и он ел ( Быт.3:6 ).

http://azbyka.ru/zlye-duxi-i-ix-vliyanie...

A Вам,Сергей,спасибо а написанное о том,что муж мне для приближения к Нему дан.За напоминание спасибо.Поняла что делать. Егор 2 декабря 2013, 14:33 Дорогая Ева! Случайно (??) натолкнулся на рассказ буквально сразу же, как отписал вам. Почитайте его, не узнаете ли вдруг себя в Викторе? http://www.pravoslavie.ru/jurnal/65714.htm Егор 2 декабря 2013, 14:16 Бедная Ева. Уверен, что вы действительно хороший человек, и искренняя верующая, и морально-волевые качества у вас на высоте. Но пока вы считаете, что мужчины кругом хуже вас - мужа по себе вы не найдете. Хорошим мужем (равно как и хорошей женой!) нельзя родиться. И нельзя стать такими до брака, понимаете? Ну вот не получается так, чтобы вы сначала стали хорошей женой, а потом уже вышли замуж. И точно так же не бывает, чтобы мужчина сначала стал хорошим мужем, а только потом нашел вас и женился. Брак - это совсем про другое. А что касается мужества - ох... Это беда не вас одной. Это беда современности. Одна часть женщин считает, что правильный мужчина - это тот, кто будет во всем слушаться жену и потакать ей. И естественно, разочаровывается, потому как мужество - это всегда покровительство, а не подчинение. Другая часть женщин ищут " состоявшегося " , да только не понимают, что состоявшийся сам себе будет выбирать женщину. Татьяна 2 декабря 2013, 11:50 Ева, ну Вы,действительно,слишком хороши для этих " низменных тварей " -мужчин(простите меня,братья)боюсь,что даже для Бога.... Только вот не пойму с какой стороны Вы читали Писание? Ева 28 ноября 2013, 18:43 А я вообще не понимаю зачем нужен такой Брак, каков он есть в современности, а не в красивых статьях. Поначитаешся ужасов о том, какие формы искалеченных отношений люди влачат, ужаснешься. Вот к примеру я. Я верующая-разверующая, хорошая-прехорошая, умная-разумная, никого не предаю, и не предам, живу по заповедям. Представьте например, что это правда. и что? Встречаюсь с людьми (тоже хорошие) которые прямо говорят-ты слишком возвышенная, а мы-земные, в церковь как ты ходить не хотим.Уйди типа от нас от нашей страны Гадаринской.

http://pravoslavie.ru/65991.html

напр., Иезек. 16 г. (особенно ст. 8). спав; 23 г. Осии, 2:4 и дал. (по рус. биб. 2 и дал.) и др. А в этих отношениях, по общему духу Ветхого Завета, предызображались отношения Христа к Своей церкви, что особенно ясно выражено в книге Песнь Песней 147 . –Прообразовательные черты Богоустановленного союза первобытных людей, по толкованию св. апостола заключаются в следующем: а) в предварявшем и уславливавшем союз происхождения жены от мужа. «Не муж от жены», толкует св. Апостол прямой смысл библейского повествования об этом, но «жена от мужа, и не муж создан для жены, но жена для мужа» ( 1Кор. 11:8–9 срав. 1Тим. 2:13  и сн. Быт. 2:18,21–22 ). А в другом месте и толкует это прямое, первоначальное значение библейского сказания в таинственном смысле, не отрицая таким образом исторического смысла его, а, напротив, утверждая этот последний, когда свое общее учение о церкви, как теле Господа Христа, вводит следующими словами: «мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» ( Еф. 5:30 ), прямо имея в виду Быт. 2:23 : «как Ева создана из Адама; так и мы из Владыки – Христа. С Ним погребаемся и восстаем в крещении, ядим тело Его и пием кровь Его» 148 . «Адам изображал Христа», говорит св. Амвросий Медиол., а Ева – церковь ; и как Ева сотворена из ребра спавшего мужа, так и церковь образовалась из ребер Христа, почившего на кресте. Сон Адама был смертью Христа, ребра Которого, когда Он бездыханный висел на кресте, прободены копием, и оттуда истекала кровь и вода; мы познаем в этом таинства, на которых созидается церковь . Ева есть образ церкви, посему она и названа матерью живущих 149 . – Но по коренному свойству отношения прообразующего к преобразуемому, «Адам создан, – Христос родился; из ребра Адамова произошло тление, из ребра Христова проистекла жизнь; в раю прозябла смерть, на кресте она уничтожена» 150 . б) Из такой естественной связи мужа и жены по происхождению последней от первого проистекает их тесный, взаимный союз – вообще и частные взаимные отношения в особенности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Ибо Адам был весьма упремудрен от Бога и ангельский имел разум. Так премудрый и преблагий Бог, устроив Адама, восхотел дать ему сожителя в дружество любезное, дабы с кем было наслаждаться толиких благ, и рек: не добро быти человеку единому: сотворим ему помощницу ( Быт. 2:18 ). И наложи Бог Адаму сон глубок, который именуется экстасисом (изступлением): тогда духом проразумел он, видел и совершаемое (создание из него жены) и таинство супружества последующаго, и, что важнее, самаго Христа с Церковию сопряжение. Ибо, по мнению богословов, тогда открылась ему от Бога тайна воплощения Христова; даровалось ему ведение о Св. Троице, и об Ангельском падении тогда же уразумел, и об имеющем быть умножении чрез него рода человеческаго, и многия иныя таинства Божиим откровением уведал он; но собственное падение его судьбами Божиими утаено от него. В сем то чудесном сне взят Господь едино от ребр Адамовых и созда ему помощницу жену, юже Адам, воспрянув от сна, узрев, воскликнул: се кость от костей моих, и плоть от плоти моея ( Быт. 2:23 ). Вопр. Что св. Димитрий Ростовский замечает о создании Евы? Отв. Как в Адамовом от земли, так в едином от ребра – создании было прообразование Христова от пречистыя Девы воплощения, как св. Златоуст изъясняет сие красно: «как Адам без жены жену принесе; так и Дева без мужа Мужа роди, за Еву отдая мужам долг. Адам, по изъятии ребра, цел пребысть: нетленна пребысть и Дева, по происхождении от Нея Младенца». В том же Евином от ребра Адамова создании было прообразование Церкви Христовой, имевшей составиться от прободения на кресте ребра Его. «Спит Адам, говорит блаж. Августин, да будет Ева . Спящу Адаму, бысть Ева от ребра. Умирает Христос, да будет Церковь . Умершу Христу, копием прободается ребро, да истекут таинства, или же украсится Церковь ». Вопр. Чье рождение благороднее – Адамово или Евино? Отв. Адам создан вне рая, Ева – в раю. Адам – от персти земной; Ева – от кости человеческой. По истине, рождение Евы кажется благороднее рождения Адамова.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Знай, однако ж, что апостол не вообще запрещает учить женщинам, но только в церкви; а вне церкви это ей не запрещается. Так Прискилла оглашала здравым учением Аполлоса; так верной жене не запрещено оглашать неверного мужа. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева. Поскольку, говорит, в самом создании род мужеский удостоен первенства, а Ева создана второй, то должны после сего и все жены иметь второстепенные места после мужей и подчиняться им. Ибо сила того, что тогда совершено по отношению к Адаму и Еве, простирается на весь род мужеский и женский. И не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление. Почему говорит апостол, что Адам не прельстился? Потому, что и Писание не говорит этого, напротив, жена сказала: змей обольстил меня (Быт. 3:13), а Адам не говорит: жена прельстила меня, но: она дала мне (Быт. 3:12). Не одно и то же — быть обольщенным от зверя — раба и подчиненного. Поэтому последнее и есть собственно обольщение. Итак, в сравнении с женщиной апостол говорит об Адаме, что он не прельстился. Адам даже и не видел, что дерево хорошо для пищи (Быт. 3:6), но жена увидела и прельстилась, а потом дала и мужу своему. Таким образом, она была увлечена страстью, а он подчинился жене. Итак, апостол говорит: учила однажды жена, и все ниспровергла; поэтому пусть не учит этот род: он легок, легко восприимчив, легко обольстим. Смотри, не сказал апостол: Ева обольщена, но: жена, разумея под этим именем женскую природу. Подобно тому как чрез Адама вся природа сделалась смертной, так и чрез Еву перешло на всех женщин легкомыслие; по причине этого легкомыслия и преступление имело место прежде в самой Еве. Впрочем спасется через чадородие. Кто? Ева? Нет, но женщина, то есть женский пол. Не унывайте, говорит, женщины: дал вам Бог средство спасения, — деторождение, то есть доброе воспитание рожденных; ибо не родить только, но и воспитать должно. И это есть настоящее деторождение, иначе же это не деторождение, а деторастление. Итак, что же девы? Что же вдовы? Они совсем погибли? Нет, не то говорит апостол, что они не спасутся собственной добродетелью, а что воспитание детей способствует спасению жен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

На этой вечери именно Христос взял чашу и сказал: пейте, это Кровь Моя . А не Дева Мария взяла чашу и сказала: " Пейте, это Кровь Моего Сына " . Мы причащаемся Крови Христа, которую дал Он Сам, именно поэтому священник должен быть литургической иконой Христа. А не Девы Марии. Поэтому священнический архетип (первообраз) – мужской, а не женский. Если же говорить на небогословском языке, то мои возражения против женского священства еще проще и очевиднее. Ну, хорошо, допустим, что женское священство появилось. Чем это обернется? У нас уже есть общественный институт, куда пустили женщин. Я о школе говорю. Чем это кончилось? Мужчины там водиться перестали, школа стала чисто женским институтом. Хорошо ли это? Я в этом сильно сомневаюсь. А женское христианство довольно своеобразно. Есть такая странная церковная алхимия. Берем два компонента: первый – Православие, второй – женщина. Каждый из этих компонентов сам по себе теплый, пушистый, хороший. Теперь сливаем их в одну колбочку. Что получаем? Православие " женщина Х приходская ведьма. Не всегда, конечно, но все же довольно часто – чтобы этого не замечать. Удивительно, но факт: почему-то женская религиозность более жестока, нежели религиозность мужская. Девчонки, вас когда-нибудь выгоняли из храма за неуставную форму одежды? И не нужно спрашивать, кто выгонял: свои же товарищи по полу. А если мы обратимся к Библии, там на первых же страницах видим: Ева беседует со змием в Эдемском саду, и змий спрашивает, что же Бог запретил людям. Ева отвечает: нам к древу познания добра и зла нельзя прикасаться. Но заповедь-то была другая: не вкушай плода древа познания добра и зла. Ева же вместо " не вкушай " говорит даже " не прикасайся " , вместо плода теперь уже запретно все древо. Ева ужесточает заповедь. Это говорящая деталь. Женская религиозность слишком часто ищет запреты: нельзя то, нельзя это. Так что если появится женское священство, то это будет верный шаг на пути превращения Православия в тоталитарную секту. Задатки к этому у нас и так есть (особенно в современном монашестве).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

    34. Адам и Ева были богами, малыми богами. Подобные ангелам небесным. Не бойся этих громких слов, дочь моя, которые часто повторяются в святых православных книгах. Да, Адам и Ева были богами, это уже в словах Святой Троицы: «Сотворим человека по образу нашему». Об этом позже ясно говорит пророк: «Вы боги и сыны Божий» (Пс. 81, 6). Эти слова подтвердил Спаситель мира своими божественными устами: «Вы боги» (Ин. 10, 34). На основании этого мудрый Максим Исповедник поучает: «Предадимся всецело Господу, дабы принять Его всецело (в себя) и через Него стать богами». Так говорили и многие другие православные богословы.     35. Доколе образ Бога истины и любви сиял в душе Адама и Евы, они, действительно, были богами в той мере, в какой Творец по Своей любви соделывает сотворенное Своим словом божественным. Это же самое подтверждает Христос в ответ на один лукавый вопрос саддукея, сказав, что люди после смерти «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают как ангелы Божий на небесах» (Мф. 22, 29–30). Ангелы же называются богами устами Псалмопевца: «Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд» (Пс. 81, 1).     36. Что бы это был за бог, хоть и малый, если бы не имел свободы действия? Только великий и единый вечный Бог не злоупотребляет Своей свободой. Сатана, один из малых богов, употребил свою свободу себе во зло и во зло другим. Также и праотцы рода человеческого. Как только утратили любовь, омрачили ум. С грехом была утрачена и свобода. Останься Ева в любви Божией, она бы с мужем рожала детей: «Ни от хотения плоти, ни от желания мужа, но от Бога» (Ин. 1, 13).     37. В роковую минуту боголюбивая Ева подверглась искушению со стороны злоупотребившего свободой. Обманул ее сатана, некогда архангел, а потом — «отец всякой лжи, убийца человеческий» и противник Божий. Он влил в уши жены сладкий яд лжи, сказав ей: если вы съедите от этого запрещенного древа, откроются ваши очи и вы будете как боги. Зная это, Бог вам и запретил, чтобы вы не стали, как Он. А Он не терпит соперников, Он ревнив. Эти слова наполнили слух Евы, помрачилось се духовное зрение, и ум смутился. С этого момента она поверила клеветнику на Бога, поверила лжи вместо Истины, человекоубийце вместо Человеколюбца. И в то мгновение, когда она поверила красивому змию, притворной лжи, ее душа утратила гармонию, в ней ослабли струны божественной музыки, охладела ее любовь ко Творцу, Богу любви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Глава V. Монашество Святой Григорий Палама был истинным афонским монахом, который многие годы подвизался на Святой Горе. Его жизнь, по словам святого Филофея, напоминает житие великих древних аскетов. Святитель постоянно обращался к теме монашеского жития. Например, в гомилиях, адресованных как монашествующим, так и мирянам, он часто говорит о монашеской жизни. В настоящей главе мы рассмотрим учение фессалоникийского пастыря о монашестве, обращая особое внимание на пророческое, апостольское и мученическое служение монахов, и подкрепим наши утверждения выдержками из гомилий святого Григория. Прежде всего мы расскажем о зарождении монашества. Об этом приходится говорить, потому что, к сожалению, многие люди имеют об этом ложные представления. Монашество как пророческое, апостольское и мученическое служение Бытует мнение, что монашество возникло лишь в IV веке, что это достаточно позднее явление, которое нарушило простоту Евангелия. На этом основании протестанты исключили монашество из своей церковной жизни. На самом деле монашество существовало с самого начала основания Церкви. А в IV веке получил распространение особый вид подвижничества – отшельничество ( ναχωρηητισμς). В Священном Писании жизнь праведников описывается как монашеская жизнь. Жизнь Адама и Евы в раю до грехопадения была, по существу, ангельской, или монашеской. Святитель Иоанн Златоуст называет жизнь Адама и Евы ангельской. Преподобный Иоанн Дамаскин учит, что в первом чувственном раю Адам и Ева имели опыт даже умопостигаемого рая, что они жили в состоянии просвещения ума и обожения. И преподобный Никита Стифат придерживается этого мнения. По общему мнению святых отцов, рай был благословенным местом, в котором Адам и Ева жили в богообщении, имея просвещенный ум и обладая даром боговидения. И святой Григорий Палама сравнивает монашескую жизнь с жизнью Адама и Евы в раю. Святые обители, т, е. места рая, не лишены древа познания добра и зла; не отсутствует и злой руководитель, диавол, готовый совлечь монаха на грех , как он склонил к греху Адама и Еву 146 . Поэтому святитель советовал монахам быть крайне бдительными, чтобы не впасть в грех, подобно Адаму и Еве, которые вняли коварному совету лукавого, хотя они еще и не знали страстей, но были бесстрастны и обитали в месте, чистом от страстей. В связи с этим Палама рекомендует монахам избегать общения с людьми, приверженными миру 147 . Монашество – это жизнь в раю до грехопадения, и, несомненно, Адам и Ева были первыми монахами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010