6. Русский перевод Библии. – Попытки перевода священных книг на русский язык, т. е. на современное наречие, были делаемы еще в прошлом столетии. Так, св. Тихон воронежский, по свидетельству пр. Филарета черниговского , решался сам перевести Псалтирь с еврейского подлинника и Новый Завет с греческого на русский язык. Потом архиеп. московский Амвросий и архим. Варлаам Лящевский вместе трудились над переводом Псалтири с еврейского подлинника на русский язык. Но прочное начало переводу священных книг на общепонятный русский язык положено в начале настоящего столетия членами «Российского Библейского Общества». В 1818 г. Общество отпечатало, а в 1819 г. издало в свет на русском языке Четвероевангелие. Над переводом трудились: архим. Филарет, ректор С.-петербургской Академии (Еванг. от Иоанна). архим. Поликарп, ректор Семинарии (Еванг. от Марка), бакалавр, архим. Моисей (Еванг. от Луки) и Г. П. Павский (от Матфея). Прочие книги Нового Завета постепенно переводимы были с греческого подлинника бакалаврами С.-петербургской Академии и в 1822 г. Общество издало Новый Завет на русском языке в полном составе его книг. В тоже время издана Обществом в первый раз на русском языке одна из книг Ветхого Завета – Псалтирь, над переводом которой трудились главным образом Филарет, покойный митрополит московский, и Г. П. Павский. Дело перевода священных книг Ветхого Завета с еврейского подлинника на русский язык для успешности поручено было духовным Академиям: с.-петербургской, московской и киевской, при которых составлены были переводные комитеты из ученых лиц, знающих еврейский и важнейшие европейские языки. Дело перевода пошло было быстро. Пятокнижие Моисеево, книги Иисуса Навина, Судей и Руфь были уже переведены и в 1824 г. отпечатаны. Но после закрытия в 1825 г. Библ. Общества дело перевода свящ. книг В. Завета на русский язык было приостановлено до царствования Александра II-ro. Наконец с 1868 г. стал выходить русский перевод Ветхого Завета, делаемый и издаваемый по благословению Святейшего Синода. Издание этого перевода кончено в 1875 г. и оно состоит из четырех выпусков (книг): 1) книги законоположительные, 2) исторические, 3) учительные и 4) пророчские (с Маккавейскими и 3-ю Ездры).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Лк. 22:41 . Здесь образец телесного поклонения Богу. Ин. 1:1 . В начале бе Слово... Понимание 1 ст. 1 гл. Иоанна необходимо для понимания всего Иоаннова Евангелия; ложное толкование этого места ведет за собой как у Толстого, так и у штундистов ложное толкование или отрицание других догматов, изложенных в четвертом Евангелии. Во-1-х, что должно разуметь под Словом? То Слово, Которое стало плотию, вселилось между людьми, явило апостолам славу Свою ( Ин. 1:14 ), было ими видимо, осязаемо ( 1Ин. 1:1 ). Что разумеют под Словом сектанты? Толстой говорит, что Слово есть разумение жизни; штундисты говорят, что Слово есть учение. Сходство между ними заключается в том, что они одинаково отвергают отдельное бытие Слова, так как разумение не существует без разумеющего, учение без учащего. Но это – ложь; Слово, Сын Божий, в воплощении наименовавшийся Иисусом Христом, есть не разумение, не учение, а отдельная Ипостась, самостоятельное Лице. Каково бытие Слова? Оно в начале бе. Если бы Иоанн сказал, что Оно в начале учило, то мы поняли бы это в том смысле, что Оно было первым учителем; если бы сказано было что Оно в начале разумело, то это было бы всеми понято так, что Оно первое уразумело. Если же сказано: в начале бе, то это ничего иного означать не может, как только то, что Оно, Слово, первенствовало пред всем, что есть, в отношениии бытия, что Оно первым существовало. Бытие Слова есть бытие первое. Но при этом возникает вопрос: разве бытие Бога не есть первое? ужели и Бог уступает Слову в первенстве бытия? На это еванг. Иоанн отвечает: и Слово бе к Богу (у Бога), и Бог бе Слово. Что он дает понять этими словами? То, что у Бога, и у Слова Его одно Божественное бытие: Они единосущны. Посему Слово Божие, Иисус Христос, и говорит о Себе в еванг. Иоанна: аз и Отец едино есма ( Ин. 10:30 ). Внимательному читателю учение об единосущии Отца и Сына открывается уже в первых словах евангелиста. Вот ответы еванг. Иоанна на вопрос о бытии Ипостаснаго Слова: Оно существует первым – вечным; Оно единосущно Богу (Отцу); Оно божественно; Оно есть Бог . Что же выходит у еретиков? Что, по их лжетолкованию, божественно? Разумение жизни, учение. Что единосущно Богу и существовало первым? Разумение жизни, учение. Но учение и разумение бывают там только, где есть разумеющие и учащие люди; как же что-нибудь подобное может иметь первенствующее бытие, быть вечным, единосущным Богу? Правда, как вечен Бог, так и истина вечна; но разумение истины, учение о ней не вечны, так как то и другое существует в людях и для людей, которые произошли во времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

(другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес.) Пророк Малахия предсказал, что пред лицем Мессии послан будет Илия, чтобы приготовить Ему путь ( Мал.4:5, 6 ). Это, конечно, не значило того, чтобы сам, взятый на небо, прор. Илия явился оттуда, а то, что явится пророк, подобный Илие, т. е. с духом и силою Ильиной ( Лк.1:17 ). Но иудеи понимали пророчество Малахиино так, что ожидали самого Илию, или Иеремию, или другого из пророков ( Мф.16:14 ; Ин.1:21 ), которые будто бы явятся с неба и приготовят их к принятию Мессии. Лк.9:9 . И речé Ирод: Иоáнна áз усекнух: ктó же éсть сéй, о нéмже áз слышу таковáя? И искáше видети егó. Лк.9:10 . И возврáщшеся апóстоли поведаша емý, елика сотвориша: и поим их, отъиде един на место пýсто грáда, нарицáемаго Вифсаида. Лк.9:11 . Нарóди же разумевше, по нéм идóша: и приéм их, глагóлаше им о цáрствии Бóжии и трéбующыя исцелéния целяше. (И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое? И искал увидеть Его. Апостолы, возвратившись, рассказали Ему, чтó они сделали; и Он, взяв их с Собою, удалился особо в пустое место, близ города, называемого Вифсаидою. Но народ, узнав, пошел за Ним; и Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял.) Отъиде (удалился) на место пусто града (близ города). Удалился, во-первых, для того, чтобы избегнуть опасности со стороны Ирода, так как еще не пришло время Его смерти; а во-вторых, чтобы дать отдых возвратившимся с дела проповеди Апостолам, так как, по словам еванг. Марка ( Мк.16:31 ), много было приходящих и отходящих, так что и ест им было некогда. – На место пусто. Пустынными местами в Свящ. писании называются местности и не совершенно дикие, а только мало обитаемые ( Мф.3:1 ). Вифсаида. Этот город именовался Вифсаидою – Юлиею и находился на северо-востоке от Геннисаретского озера, недалеко от впадения Иордана в это озеро, в области правителя Филиппа (3:1), – единственного сына Ирода Великого, о котором сохранились в народе добрые воспоминания. Народ, узнав (народ разумевше), куда удалился Господь, с учениками, поспешил, по Еванг. Марка ( Мк.4:33 ), бежал за Ним (по Нем идоша). Скажем кстати, это усердие народа слушать слово Христово не обличает ли тех из нас, которые скучают слушанием церковных проповедей? – Тут, еванг. Марк ( Мк.4:34 ) прибавляет: Иисус, увидев множество народа, сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; так как во времена Христовы не было у евреев хороших пастырей – руководителей, начал учить их много, значит, забыл и об отдыхе. Беседовал (глаголаше) о Царствии Божием. (Читай о сем царстве в объясн. 2 ст. 9 главы). Зач. 42-е. О чудесном насыщении народа пятью хлебами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Опечалились, потому что, хотя и не понимали вполне, но тем не менее чувствовали, что их любимому Учителю и Господу в скором времени предстоят страдания и смерть, когда Он так прямо и не один раз говорил им об этом, и потому еще, что не понимали самых благотворных последствий страданий и смерти Христовой, не понимали и не ждали воскресения Его. Лк.9:46 . Вниде же помышлéние в них, ктó их вящший бы был. (Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?) У еванг. Марка говорится, что когда Иисус Христос шел с учениками Своими в г. Капернаум, то в это время ученики рассуждали: кто бы из них был больше? По еванг. же Марку, Иисус Христос спросил Апостолов: о чем дорогою вы рассуждали между собою? По сказанию же еванг. Матфея, ученики сами спросили Христа о том, кто больше в царстве небесном. Это как бы разноречие объясняется следующим образом. Известный вопрос возник у Апостолов по случаю некоторого предпочтения Петра, сделанного Господом, когда Он сказал ему следующие слова: ты Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою. И дам тебе ключи царства небесного и пр. ( Мф.16:18, 19 ). Посему поводу, ученики Христовы, идя по Капернауму к дому, в котором остановился Господь, рассуждали, кто был бы больше в царстве их Учителя. Когда же пришли в дом, то Господь, зная помышления учеников, спросил их, о чем они рассуждали. Апостолам же было стыдно признаться, и они сначала молчали, но потом уже, видя, что нельзя укрыться, сами спросили Господа, но спросили в общих чертах, а не лично относительно самих себя: кто был бы больше из Апостолов, по Матфею, в царстве небесном или Христовом? Апостолы понимали царство небесное в смысле земного, которое будто бы учредит на земле их Учитель, как Мессия, какого царства неправильно ждали от Мессии все иудеи. Это царство, по их мнению, будет могущественнейшим, и в нем будут высшие и низшие места и должности, а с этим высшие и низшие почести. Такое неправильное понятие о царстве Мессии иудеи имели оттого, что неправильно понимали описание сего царства пророками.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Когда однажды спросили его: для чего он так часто твердит одно и то же? «Для того, – отвечал, – что эта одна заповедь может заменить все прочия». Иоанн написал Евангелие, почему и называется Евангелистом. В сем Евангелии он пополнил написанные прежде три Евангелия Матфея, Марка и Луки. По высоте учения Евангелия, главным образом о Божестве Иисуса Христа Спасителя, – о Божестве и безначальном рожденни Бога Слова, т.е. Сына Божия, и о Божестве и безначальном исхожденни Св. Духа от Бога Отца, Еванг. Иоанну усвоено название Богослова. Кроме Евангелия он написал еще Послания, т.е. письма к христианам о вере и жизни христианской, и Апокалипсис, или с греческого Откровение. Откровение о будущей судьбе церкви Христовой и всего Ммира, что показано было ему Богом на острове в заточении. Умер он мирно имея более 100 лет от рождения своего. Почувствовав приближение смерти, Иоанн Богосл. приказал изготовить себе могилу, возлег в нее и скончался. Вскоре после погребения, тела его не нашли в гробе, а только ежегодно, 8-го мая, исходил из могилы некоторый благовонный воздух и подавал исцеления. Так посему и положено праздновать св. Еванг. Иоанну Богослову 26-го сент. в память его преставления, и 8-го мая, в память чудес на его могиле. Какой тропарь св. Иоанну Богослову? Апостоле, Христу Богу возлюбленне, ускори избавити люди безответныя, приемлет тя припадающа Иже падша на перси приемый. Егоже моли, Богослове, и належащую мглу языков разгнати, прося нам мира и велия милости. (Русский перевод). Христом Богом самый любимый апостол, поспеши избавить (от всяких бед), безответных людей: так как Христос, который позволил тебе припасть к Его персям (на вечери), принимает твое ходатайство. Богослов, моли Его и о разогнании угрожающего нам множества язычников, прося нам мира и великой милости. Какое евангелие? О усыновлении ап. Иоанна Пресв. Деве Богородице Господом со креста и о написании евангелия сим апостолом. Ин. 19:25–27; 21, 24–25 . Зач. 61. Что особенно поучительного в жизни св. ап. и еванг. Иоанна Богослова? Особенная Его любовь ко Спасителю, привлекшая особенную любовь Спасителя к нему самому. 9-го мая, праздник св. Николая Чудотворца

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

Вот в чем причина, почему апостолы не вразумились чудом над хлебами, – сердце их было окаменено. Это, конечно, не означало того, что апостолы не верили чудесам Христовым, а означало то, что они были в таком состоянии духа, когда человек не понимает важности совершающихся пред его глазами событий (Мих.). Но это окаменение недолго продолжалось: скоро, как повествует еванг. Матфей, все подошли, поклонились Ему, – в знак благоговения, и сказали: истинно Ты Сын Божий ( Мф.14:33 ), т. е. Мессия, Единородный Сын Бога Отца, воплотившийся для спасения рода человеческого. Чудеса: необыкновенное умножение хлебов ( Мк.6:36–44 ), чудесное хождение по воде Самого Господа и с Ним ап. Петра и утишение бури вызвали со стороны учеников Его твердое исповедание веры в то, что Он – Христос Мессия. Мк.6:53 . И переправившись прибыли в землю Геннисаретскую, и пристали к берегу. В землю Геннисаретскую, т. е. в окрестности Геннисаретского, тоже что Галилейского или Тивериадского озера, с северо-восточной стороны ( Мк.1:16 ). Зач. 27. Иисус Христос в Геннисаретской земле. Читается в понедельник 16-й недели по Пятидесятнице О прибытии Иисуса Христа в землю Геннисаретскую, после чудесного хождения по воде, говорится и у еванг. Матфея, только несколько покороче. Также у еванг. Марка подробнее излагается и беседа в этой стране с фарисеями, ст. 5 и далее. Чит. у Матфея об этом ( Мф.14:34–36; 15:1–11 ). Мк.6:54 . Когда вышли они из лодки, тотчас жители узнавши Его, И изшедшим им из корабля (когда вышли они, – Иисус Христос и апостолы), из лодки, прибыв в землю Геннисаретскую, т. е. в окрестности Геннисаретского или Галилейского озера с северо-западной стороны, абие познаша Его (тотчас жители узнали Его) и пр. Жители узнали Иисуса Христа, так как Он незадолго до сего исцелил в их стране бесноватого, который наводил ужас на всех ( Мк.5:1–20 ). Мк.6:55 . Обежали всю окрестность ту, и начали на постелях приносить больных туда, где Он, как слышно было, находился. Мк.6:56 . И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

На первом листе внизу киноварью: Сия книга св. Матфея толкования. Далее бойкою скорописью: Сию кннгу по смерти Григориа Иосифа Карповича дала на монастырь Купятицкий малжонка его на игумена Лариона реку Господня 1637 августа 3 дня. Рукопись получена из Учрежденного Собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры при Указе от 12 сентября 1855 года за 879. 94. (1579). Беседы И. Златоустого на еванг. Матфея, полууст., XVI века, в лист, 447 листов. Первая половина, заключающая 44 беседы; заглавия и порядок те же, какие выше, предисловия нет. На первых листах внизу киноварью: Митрополита Иасафа книга святыа Живоначальные Троицы Сергиева монастыря. 95. (1581). Беседы И. Златоустого на еванг. Матфея, полууст., XVI века, в лист, 341 лист. Вторая половина, бесед 46–90. На первых листах внизу киноварью: Митрополита Иасафа. 96. (1582). Беседы И. Златоустого на еванг. Матфея, полууст. тщательный, XVI века, в лист, 436 листов, заглавная заставка с красками и золотом. Первая половина, бесед 44, без предисловия. 97. (1588). Беседы Иоанна Златоустог о на евангелие от Матфея, полууст. тщательный, XVI века, в лист, 322 листа, без конца. Вторая половина бесед 46–89, прерывается на нравоучении 89 беседы. Беседа 45 не писана ни здесь, ни в предыд. 3-х списках. 98. (1584.) Беседы Иоанна Златоустог о на евангелие от Иоанна, скороп., исх. XVI века, в лист, 243 листа. Заглавие: Иже в святых отца нашего Иоанна, архиеп. Константинаграда, Златоустаго Сказание о святом Иоанне евангелисте Богослове. Бесед 43, конечной половины 22-й и начальной 23-й беседы после л. 132 нет (по печат. 1665 г. изданию от л. 169 до 179), потому что зде в матери книги сея тетрадь потеряна, как заметил еще в 1623 г. при сем пропуске книгописец Сергиева монастыря Иона Колоб (Оп. рукоп. Синод. библ. отд. II стр.123). Переплет книги новый, но листы перемешаны еще при писце. После л. 108 чит. 115, 109 и далее, после л. 116 чит. 125–128, после 148 чит. 117–124. На обор. л. 128, в беседе 21, после слов: Откуду найде Матери велие нечто мечтати, ошибкою писца пропущен, по печат. изд., л. 163 стр. 13, потому что слова эти повторяются и на след. листе стр. 10. Подобный пропуск встречается в бес. 29, л. 154 об. после слов: Никтоже может от человек прияти ничтоже, аще не будет дано ему от небесе, до другого того же стиха, по печат. изд. л. 216 об. стр. 9–217, стр. 7 снизу. Взамен сих пропусков и перепутанности в бес. 21 читается лишняя 129 страница, в печат. издании опущенная, именно после л. 164, где внизу последнее слово напечатано: и инде, а на след. л. 165 вместо его другое. На л. 136, в бес. 24, находится другая вставка, бывшая также и в печат. издании после л. 183, как видно по конечному слову и первоначальной помете листов.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Пилат также думал, что если он накажет Иисуса, т. е. произведет над Ним биение или бичевание ( Ин.19:1 ), и в измученном виде покажет Его народу, этим возбудит к Господу жалость во врагах Его, особенно же в народе, и склонит их к желанию освободить Его от смертной казни. Это можно назвать одним из способов, который придумал Пилат к освобождению Иисуса Христа. «Вот правда человеческая! восклицает при этом один из духов. писателей. Пилат признает Господа невинным, однакоже делает уступку Его врагам: предлагает им наказать Его, предать публичному бичеванию, обесчестить и унизить, – за что? Ни за что, а только, чтобы успокоить Его врагов, угодить им. Ему казалось, что если он сделает такую уступку в своем правосудии, то им нестыдно будет прекратить преследование Невинного, а о том, что это незаслуженное наказание будет стоить Праведнику ужасных страданий, Пилат не заботится: за то, думал Пилат, я спасу Ему жизнь. (Тр. Л.) Обыкновенно приговоренных к бичеванию раздевали до нага, привязывали к низкому столбу и били ременным бичем, который иногда был перевит железною проволокою. Это бичевание иногда производилось так жестоко, что бичуемые умирали под ударами палачей. Но и бичевание, как повествует еванг. Иоанн, не помогло; враги Господа не сжалились, видя Господа избитого, но кричали »распни, распни Его! " Лк.23:17 . Нýжду же имяше на вся прáздники отпущáти им единаго. (А ему и нужно было для праздника отпустить им одного узника.) У еванг. Матфея ( Мф.27 ) и Марка ( Мк.15 ) сказано, что Римский правитель у Евреев имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели. Когда начался этот обычай, неизвестно, и о нем нигде не упоминается. По всей вероятности, он введен Римлянами для приобретения расположения иудеев к себе. Подобные милости несколько льстили народному самолюбию и мирили его с игом чужой власти. (Мих.) Обычай этот был установлен в честь праздника Пасхи, в память освобождения народа Еврейского от рабства в Египте. У еванг. Матфея говорится, что Пилат предложил иудеям: кого из двоих хотите, чтобы я отпустил вам, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Глава 16 Зач. 70. Путешествие Мироносиц во гробу Христову. Евангелие 2-ое воскресное (на утрени) О путешествии Мироносиц ко гробу Христову еванг. Марк повествует согласно с св. Матфеем, но с некоторыми особенностями, которые пополняют сказание сего последнего ( Мф.28:1–10 ). Перед сказанием об этом путешествии, после сказания о погребении Христовом, еванг. Матфей повествует о поставлении стражи у гроба Христова еврейскими начальниками ( Мф.27:62–66 ); но еванг. Марк опускает повествование об этом. Мк.16:1 . По прошествии субботы, Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти – помазать Его. Минувшей субботе (по прошествии субботы). Суббота была вторым днем поле смерти Христовой. Суббота это – седьмой и последний день недели у Евреев – праздничный (4 зап.). По прошествии субботы, т. е. вечером субботы, когда начинался уже другой день и когда, следовательно, миновало время субботнего покоя, в продолжении которого закон запрещал Евреям заниматься житейскими делами. Мария Магдалина и др. жены. Это – те самые жены, о которых говорилось выше (чит. в объясн. 40 ст. 15 гл.). Они первые пришли на гроб Господень и первые и увидели Его воскресшего ( Мф.28:9 ). „Первее убо воскресение Божией Матери познаваемо бывает, прямо седящей гроба с Магдалиною“, пишется в пасхальн. синаксаре. Это и понятно: любящий Мать Свою, Господь первую Ее и утешил по воскресении из мертвых. „Пресвятая Богородица ближе всех из земнородных была к Господу Иисусу Христу, и сердце ее более других было поражено невыносимой сердечной скорбью, когда Она видела на кресте Спасителя мира, по Своему человечеству Ею рождённого и воспитанного, и связанного с Ней самыми тесными кровными узами. Господь видел со креста страдания Своей Матери и в нежной сыновней заботливости о Ней, в предсмертные минуты, поручил Ее попечениям Своего возлюбленного ученика. Можно ли предположить, чтобы Сей необыкновенный Сын необыкновенной Матери забыл о Ней, когда открылся и настал день Его славы, и когда Он с торжеством явился на земле победителем смерти и ада? Можно ли думать, чтобы Ему угодно было продлить минуты страданий Той, от Которой Он принял плоть Свою, Которая Им жила и дышала и в Которой Он находил утешение и отраду во дни земной жизни Своей“ 5 ? Если не говорится в Евангелии об этом явлении, то и вообще о Пресвятой Богородице говорится там мало.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Мк.16:12 . После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. Этими словами указывается на явление Иисуса Христа Апостолам Луке и Клеопе на пути в Еммаус, о котором повествует еванг. Лука ( Лк.24:13–35 ). В ином образе, так что Апостолы не могли узнать Господа (16 ст.). Когда шли в селение, т.е. в Еммаус (13 ст.), находившийся в десяти верстах от Иерусалима. Мк.16:13 . И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Евангелист Лука повествует, что когда путешествовавшие в Еммаус, ученики сказали Апостолам о явлении им Господа, то последние говорили, что Он действительно воскрес и явился Симону (ап. Петру, 34–35 ст.), а между тем у еванг. Марка повествуется, что Апостолы не поверили Еммаусским путешественникам. Как понимать такое разногласие? – Апостолы видят и слышат, что Господь является то там, то здесь и притом в ином образе; это могло повергнуть их в сомнение, тем более, что они еще не понимали нового бытия Господа на земле по воскресении и вера их была некрепка. Это-то сомнение и маловерие Марк и называет неверием (Мих). Мк.16:14 . Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. Последи явися (наконец явился). Это было не последнее явление Иисуса Христа, но еванг. Марк, опуская другие явления, бывшие в течение 40 дней по воскресении ( Деян.1:3 ), заканчивает сим свое Евангелие, почему и повествует о нем, как о последнем. Явился самим одиннадцати (единомунадесяте). Об этом явлении повествуют и евангелисты Лука ( Лк.24:36–49 ) и Иоанн ( Ин.20:19–23 ), каждый с некоторыми особенностями. Упрекал их за неверие и жестокосердие (поноси неверствию их и жестокосердию) яко видевшим Его вставша не яша веры (не поверили), напр. Марии Магдалине и другим мироносицам, ап. Петру и Еммаусским путешественникам Луке и Клеопе. Это обстоятельство также показывает, с одной стороны, как Апостолы были осторожны в отношении веры в воскресение Христово, а с другой стороны, оно служит неопровержимым доказательством истинности сего величайшего события; значит, воскресение Христово было не мечтой Апостолов: они все сначала не верили и принимали даже упреки за это неверие от Самого Господа! (чит. объясн. 11 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010