Обыкновенно тела распятых оставались на крестах и делались добычею хищных птиц, или бросались в ближайший ров на съедение зверям; но можно было, испросив позволение начальства, снимать и погребать их. Так как на другой день, в субботу, у евреев приходился праздник Пасхи; то, как повествует еванг. Иоанн ( Ин.19:31 и др.), они попросили позволения у Пилата, ускорить смерть распятых, перебив их голени, и снять тела их (49 стр.). Воспользовался всем этим и Иосиф, особенно, когда узнал, что Иисус Христос уже умер, просил у Пилата позволения снять и погребсти тело Его. У еванг. Марка говорится ( Мк.15 ), что Пилат удивился, что Иисус Христос уже умер. Удивился, потому что распятые мучились на кресте иногда по несколько суток (24 ст.); скорая смерть Господа произошла от предшествовавших страданий Его в саду Гефсиманском, у Каиафы и Пилата и наконец от кровотечения из ран (ст. 46). Еще у Марка говорится, что Пилат предварительно справился, действительно ли умер Христос, – призвав сотника, спросив его: давно ли умер? У еванг. Иоанна повествуется, что на помощь к Иосифу пришел также и Никодим, тоже тайный ученик Христов (19:39). Никодим также, как и Иосиф, не принимал участия в Богоубийственном совете Синедриона. О нем известно, что он однажды вслух всего Синедриона, осуждавшего Иисуса Христа, сказал: судит ли наш закон человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает ( Ин.7:50, 52 )»? Не видя никаких средств спасти невинного Господа, пишет один из толкователей, Иосиф и Никодим не были в заседаниях Синедриона против Него, а быть может хитрые первосвященники, подозревая их в сношении с Иисусом Христом, нашли средство и удалить их от заседаний». Никодим не явился к Пилату с просьбою о погребении Господа с одной стороны, потому, что достаточно было явиться и одному Иосифу, как хозяину той гробницы, где предполагалось погребение; с другой стороны, тогда как Иосиф ходатайствовал пред Пилатом, он употребил это время на приготовление вещей, необходимых для погребения. Об Иосифе и Никодиме св. Златоуст пишет: «Иосиф отваживался теперь на явную смерть, ибо возбудил всеобщую против себя ненависть, когда обнаруживал свою любовь к Иисусу и дерзнул просить тело Его, и не прежде отступил, пока приял оное, – дерзнул даже не только приять тело и погребсти его, но и положить в своем новом гробе. Прежде Иосиф и Никодим боялись показывать себя учениками Христовыми, но теперь они вполне уверовали во Христа, открыто и небоязненно показывают веру делом погребения Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

„Впрочем, поучает Златоуст когда ты слышишь: воздадите Кесарева Кесареви, разумей под сим только то, что нимало не вредит благочестию; ибо все противное благочестию не есть уже дань Кесарю, но дань и оброк диаволу. И когда еврейские начальники принуждали Апостолов не проповедовать о Христе Спасителе, то они отвечали: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более нежели Бога« ( Деян.4:19 ). Так же поступали и свв. мученики, когда требовали от них отречения от Христа. Так словами: воздадите Кесарева Кесареви, Божия Богови Господь утверждает и власть царей и правителей, и союз церкви с государством. Подобно сему учит и апостол Христов: Бога бойтеся, царя чтите ( 1Пет.2:17 ). Не неразумно ли и не грешно ли после сего сочинять учение против властей, как делает лжеучитель Толстой и ему подобные? – И дивились Ему (чудишася о Нем). У еванг. Матфея прибавлено: и оставив Его, ушли. Дивились, т.е. мудрости данного ответа на лукавый вопрос. Враги Христовы совершенно были обезоружены. На что теперь могут жаловаться фарисеи, когда сказано: воздадите Божия Богови? Что теперь донесут римскому правителю Иродиане, когда сказано: воздадите Кесарева Кесареви? Тем и другим должно было быть стыдно, что предлагали как будто очень трудный вопрос; а между тем он так легко решается при взгляде на монету. Ушли, не уверовав во Христа, хотя и видели прямое доказательство Его Божественности. Таковы обыкновенно бывают злоба, гордость и упорство! И что же еще делают впоследствии злые и упорные враги Христовы? Они основали обвинение против Господа, что Он будто бы запрещал давать подать Кесарю ( Лк.23:2 ). Избави Бог всякого этих качеств падшего ангела! Зач. 55. Отчет Господа Саддукеям о воскресении мертвых. Читается во вторник 33-й недели по Пятидесятнице. Ответ Господа Саддукеям относительно воскресения мертвых изложен у еванг. Марка почти в таких же словах, как и у еванг. Матфея ( Мф.22:23–32 ). Мк.12:18 . Потом пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его, говоря: Это было после того, как фарисеями предложен был Господу вопрос относительно дани Кесарю, и Он посрамил их (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

п. Лк.18:26 . Реша же слышавшии: тó ктó мóжет спасéн быти? Лк.18:27 . Он же речé: невозмóжная у человек возмóжна сýть у Бóга. (Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.) Кто может спасен быти (спастись), т. е. кто из богатых людей? Апостолы, судя по-человечески, думали, что отрешиться от богатства есть дело невозможное, и потому из богатых никто не может спастись; но Христос сказал им, что действительно для человека, самого по себе, это невозможно; но при помощи Божией нет для человека невозможного, все возможно: при сей помощи человек может и совершенно отрешиться от богатства, может и при богатстве, не имея к нему привязанности, быть истинным христианином и получить вечное спасение. Это мы видим на многих из святых людей, как ветхозаветного времени, так особенно новозаветного, христианского, видим многих, совершенно отрекшихся от богатства, каковы Антоний Великий , Алексий, митрополит Московский и др., видим спасшихся и при богатстве, каковы ветхозаветные праотцы Авраам, Иов, царь Давид и др., и новозаветные Иосиф и Никодим, погребавшие Господа, цари Константин и Елена, русские князья Владимир и Ольга, Филарет милостивый и др. «Не богатство губит человека, а рабское служение ему. Будь господином его, употребляй его во славу Божию, – и спасешься.» У еванг. Матфея тут прибавлено: имеющие уши слышать, да слышат, т. е. люди богатые да обратят свое внимание на слова Христовы о богатстве и на их смысл и значение!.. Эти слова, по еванг. Матфею, нередко прибавлял Иисус Христос, когда желал обратить на свое учение особенное внимание слушателей. Лк.18:28 . Речé же Пéтр: сé мы остáвихом вся и по тебе идóхом. (Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою.) Оставихом вся (оставили все). Все – все, что имели: и сети, и уды, и лодки, и бедные жилища свои, и родителей, и родных, т. е. показали такое самоотвержение, какое оказал бы богач, если бы отказался от своего богатства. У еванг. Матфея прибавлено здесь: Что убо будет нам (что же будет нам?), т. е. какая награда, какое воздаяние будет нам за наше само отвержение? Эти слова высказаны были апост. Петром от лица всех Апостолов, после того, как Иисус Христос сказал юноше, что требуется для большего совершенства и большей награды на небе, и после того, как юноша, услышав от Господа требование отречения от богатства и имущества для сего, удалился от Него. Св. Златоуст замечает при этом, что не честолюбие заставило ап. Петра вопросить так Господа, а то, дабы и бедный, который мог подумать: «если у меня нет имения, значит, я не могу быть совершенным», знал, что бедность его ни мало не вредит ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

кто останется совсем неисправимым и нераскаянным, тот окончательно погибнет – будет подвергнут наказанию и на земле, и осудится на муки в загробной жизни, как и были наказаны Евреи за отвержение Христа разрушением их царства и рассеянием их по всей земле; а за гробом ждет их адское мучение за неверие (Злат.). Слова: Кто упадет на этот камень и пр. имеют тот же смысл, что и слова: Иже веру имет и крестится, спасен будет, и иже не имет веры, осужден будет, которые сказал Иисус Христос, посылая Своих апостолов на всемирную проповедь после Своего воскресения ( Мк.16:16 ). Мк.12:12 . И старались схватить Его, но побоялись народа; ибо поняли, что о них сказал притчу; и оставивши Его, отошли. Первосвященники и книжники поняли, что притча направлена была против них, как виновников и представителей неверия во Христа, и что же? Вместо того, чтобы исправиться, они еще более озлобились на Господа и потому старались схватить (искаху яти) Его, но побоялись народа, у еванг. Матфея ( Мф.21:46 ) прибавлено: потому что Его считали за пророка. Первосвященники и фарисеи и были собственно врагами Христа, но народ почитал Его за пророка. Посему могло случиться и восстание в народе, когда те сделали бы что против Него, в виду народа. Если впоследствии они и предали Иисуса Христа суду и крестной казни, то сделали это, возбудив своими кознями народ против Него. Им и теперь хотелось, чтобы Господь прямо объявил Себя Мессией, и они в этом нашли бы предлог к обвинению Его пред Римским Кесарем; но Господь не сделал сего, потому что еще не наступило время Его смерти. Зач. 54. Ответ Господа фарисеям Иродианам о дани Кесарю. Читается в понедельник 33-й недели по Пятидесятнице. Повествование о том, как фарисеи с Иродианами искушали Иисуса Христа, вопрошал о дани Кесарю, и как Господь отвечал им, есть и у еванг. Матфея ( Мф.22:15–22 ). Еванг. Марк передает это повествование почти буквально, как и у св. Матфея. Мк.12:13 . И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове. Это было после того, как Господь в притче о виноградарях (1–12 ст.) показал первосвященникам и фарисеям иудейским, что они – недостойные служители в Церкви Божией, и потому истинная Церковь перейдет от неверовавшего в Мессию, Еврейского народа к уверующим язычникам, и после того, когда первосвященники и книжники, в злобе на Господа, старались схватить Его, но боялись народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Что разумеется, однако, под святостью неодушевленных предметов? Конечно, не добродетель (лишенные разума и свободы, эти предметы не способны к добродетели), но большая или меньшая близость их к Божеству, большая или меньшая степень подобающего им почитания, особенно же благодатная или чудодейственная сила, которую они получают чрез свое приближение к Богу, источнику спасения (ср. Мф. 9:20 ; Мф. 14:36 и под.). Мф. 23:20–21 . Иже кленется олтарем, кленется им, и сущим верху его. Если таково общение между жертвенником и тем, что находится на жертвеннике, то не права ли Церковь , когда почитает крест, на котором вознес Себя в жертву Иисус Христос, и не относится ли это почитание к Самому Христу, на кресте вкусившему страдания и смерть? И наоборот, кто хулит и проклинает крест, тот не хулит ли и Распятаго на нем? Конечно (ср. Гал. 6:14 ; 1Кор. 1:18 ). Мф. 24:20 . Молитеся, да не будет бегство ваше в зиме, ни в субботу. На основании этих слов субботники утверждают, что суббота должна соблюдаться и в Новозаветной Церкви, так как Христос будто бы предрек, что если бегство верующих в Него придется в субботу, в 7-й день ведали, то покой сего дня должен будет помешать этому бегству. Но под «субботой» разумелся у евреев не только 7-й день недели, а и вообще праздничный день: см. Лев. 16:31 (день очищения называется субботой суббот), Лев. 23:11 (пасха называется субботой), Лев. 23:32 и др. мм. Посему слова Христа можно излагать так: «да не будет бегство ваше в праздничный день». И действительно, ап. Павел отправился в путешествие только в понедельник, а в 1-й день недели, в воскресенье, учил и преломлял хлеб: Деян. 20:7–11 . Мф. 24:34–36 ; см. примеч. к Мк. 13:30–32 . Мф. 26:26 . Прием Иисус хлеб, и благословив преломи, и даяше учеником, и рече: приимите, ядите: сие есть тело мое. По еванг. Луке, Христос присоединил еже за вы даемо ( Лк. 22:19 ), а по св. Павлу, сказал еще: еже за вы ломимое ( 1Кор. 11:24 ). По еванг. Луке, сказал также: сие творите в мое воспоминание. Отвергающие таинство Тела и Крови Христовых прямо противятся словам Господа: сие творите в мое воспоминание. Что сие? Конечно то, что пред этим перечислено; а именно – взятие (прием, проскомидия), благословение (освящение молитвою, пресуществление хлеба в Тело Христово силою Св. Духа, что бывает во время литургии верных), преломление и раздаяние (причащение священнодействующих и верующих). Кто говорит, что хлеб в Евхаристии есть только образ Тела Христова, тот противоречит смыслу слов: сие есть тело мое (Господь не сказал: это есть образ, подобие Тела Моего), противоречит также и слову: ломимое, так как это слово имеет связь, с предшествующим: преломи; значит, Господь преломлял уже не хлеб, знак Тела, а самое Тело. (На Голгофе Тело Господне не преломлялось, в чем еванг. Иоанн и усматривал исполнение ветхозаветного проречения: кость не сокрушится от него, Ин. 19:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

496 Заметим, что это-то нарочитое приготовление мира для Спасителя, без сомнения, придавало особенную ценность приношению сей жены и в глазах учеников, так как о Марии, сестре Лазаря, они слышали от самого Спасителя, что она сберегла миро ( Ин. 12:7 ), быть может от погребения брата – «с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи“ (19:40)! 497 Можно еще находить разность и в самом образе помазания: одна жена, по свидетельству евангелистов Матфея (26:6) и Марка (14:3), помазала только главу Спасителя, а другая, по свидетельству евангелиста Иоанна (12:3), – только ноги Его. Но ни в том, ни в другом свидетельстве не выражается, чтобы помазание главы не допускало помазания ног, и наоборот. В этом мы совершенно согласны и с западными толкователями св. Писания (S.Script. curs. compl. in Matth. 26, 6., t. XXI, pag. 1100), хотя и не можем согласиться, чтобы по этому самому нужно было думать, что и у первых двух евангелистов, и у последнего – говорится об одном и том же помазании. Скажем только, что жене, помазавшей миром главу Спасителя, естественно было, в избытке усердия, помазать и ноги Его, тем более, если и прежде она это делала (Лука 7:38). Так и представляют нам ее помазание и св. Златоуст, – который говорит (бес. на еванг. Матф. 80, 1 ., ч. III, стр. 375), что она «принесла к ногам Христовым главу свою , и т.п., – и церковные песнопения в св. и Великую Среду, где постоянно указывается на то, что она помазала ноги Христовы, а иногда упоминается о помазании вместе и главы и ног: «изливающи жена миро чистое, Владычню и божественному и страшному верху, Христе, – следов Твоих пречистых коснуся, оскверненыма дланьма. (В. ср. на утр., трипесн. п, 8, тр. 1). А что и Мария помазала не только ноги, но и главу Христову, это можно видеть из того, что помазание головы гостю было в обычае ( Лк. 7:46 ), и в настоящем случае само собой предполагается. 498 «Как же, – замечает св. Златоуст, – другой Евангелист говорит, что так сказали все ученики ( Мф. 26:8 )? Правда, – ответствует на этот вопрос святитель: – и все (говорили это), и он; но другие (говорили) не по тому же побуждению . (Св. Злат., бес. на еванг. Иоанна 65, 2 ., ч. II, стр. 410). Тоже сравнение делает и блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский, в толковании на еванг. Марка гл. 14, ст. 4: «Бяху же неции негодующе, замечает Евангелист. А Иоанн говорит, что негодовал Иуда ( Ин. 12:4,5 ). Можно думать, что и другие Апостолы упрекали жену, так как постоянно слышали от Христа о милостыне. Но Иуда негодовал на жену не с той мыслью, как прочие, а по сребролюбию, ради гнусной корысти. По этой причине Иоанн и упоминает о нем одном, как о поносившем с лукавым намерением . (бл. Феофил., арх. Болг., Благовестн., ч. 2, стр. 205).

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Читается в четверг 21-й недели по Пятидесятнице. Об этом мнении повествуют и еванг. Матфей ( Мф.14:1, 2 ) и Марк ( Мк.6:14, 16 ), первый кратко, а второй несколько пространнее. Еванг. Матфей и Марк вместе с этим сказанием повествуют и о мученической смерти Иоанна Крестителя от рук Ирода; но евангел. Лука, упомянув о сем кратко ранее ( Лк.3:19, 20 ), нигде более не говорит о том. Лк.9:7 . Слыша же Ирод четвертовлáстник бывáющая от негó вся и недоумевáшеся: Занé глагóлемо бе от неких, яко Иоáнн востá от мéртвых: Услышал Ирод четвертовластник о всём, что делал Иисус, и недоумевал: ибо одни говорили, что это Иоанн восстал из мертвых; Ирод четверовластник. (Чит. о нем в объясн. 1 ст. 3 гл.) Бывающая от Него вся (все, что делал Иисус), т. е. проповедывал новое учение и творил многие чудеса. Недоумевашеся (недоумевал), кто же Этот (ст. 9); у еванг. же Мафвея и Марка сказано, что Ирод прямо принимал Иисуса Христа за Иоанна: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых. Епископ Михаил из сопоставления трех сказаний объясняет это разноречие следующим образом: «услышав о необыкновенных делах Господа, Ирод начал говорить, что это – обезглавленный им Креститель воскрес из мертвых и чудодействует (Матф. Мар.). Но узнав, что одни думают, как он, а другие полагают, что это Илия, иные же, что какой-нибудь из древних великих пророков (Мар. Лук.), он пришел в недоумение – кто бы это в самом деле мог быть? Иоанна он обезглавил. И, наконец, решил, что это действительно должен быть Иоанн (Мф. Мр.) Ему представилось, что Иоанн – невинная жертва его безумия из угождения своей жене, – воскрес, чтобы наказать его за преступление. Чтобы рассеять окончательно недоумение, он пожелал видеть Самого Иисуса Христа ( Лук. 9 ст.), конечно, не без страха за себя.» Св. Златоуст относит к суетности и небрежности Ирода то, что он узнает о делах Иисуса Христа, о всем, что делал Иисус (бывающая от Него вся), не в начале, а по прошествии немалого времени. Лк.9:8 . от инех же, яко илиá явися: от других же, яко прорóк един от дрéвних воскрéсе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Мк.8:8 . И ели, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин. Седмь кошниц (семь корзин), т. е. обычных корзин или кузовьев, которые употреблялись у иудеев во время путешествий вместо сумок. Чит. о сем в объясн. 43 ст. 6 гл. Там чит. и урок, выводимый из повеления Господа собрать остатки хлебов, и урок, молитвы пред принятием и после принятия пищи. Мк.8:9 . Евших же было около четырех тысяч. И отпустил их. Мк.8:10 . И тотчас вошед в лодку с учениками Своими, прибыл в пределы Далмануфские. В страны Далмануфански (в пределы Далмануфские) Далмануфа была небольшая деревня на западном берегу Геннисаретского озера. (Мих.) У еванг. Матфея говорится: в пределы Магдалинские ( Мф.15:39 ). Вероятно, Далмануфа находилась недалеко от города Магдалы. Зач. 33. Ответ Господа Иисуса Христа о знамении и предостережение учеников от фарисейской закваски. Читается в понедельник 4-й недели. по Пятидесятнице. Обь этом обстоятельстве повествуется и у еванг. Матфея, но св. Марк повествует о нем с некоторым небольшим различием. Так у него упоминается о хлебе, взятом учениками, и о закваске Иродовой, чего нет в сказании Матфея. Мк.8:11 . Вышли фарисеи, начали с Ним спорить, и требовали от Него знамения с неба, искушая Его. Кто такие были фарисеи, объяснено (чит. в объясн. 22 ст. 1 гл.); это, – так же, как и саддукеи, которые, по сказанию Матфея, вместе с фарисеями просили от Господа знамения, были особенные сектанты среди иудеев, каждые с своими особенными верованиями. Так фарисеи, кроме закона Моисеева, признавали много различных и мелочных преданий старцев. Саддукеи же отвергали всякое предание и не верили во многое, например, в бытие Ангелов, в воскресение мертвых и в загробную жизнь. Саддукеи получили свое название от Садока-раввина (священника), жившего за 200 лет до Рождества Христова. Еванг. Марк не упоминает о саддукеях, по всей вероятности, потому, что главными действующими лицами тут были фарисеи, более жестокие и неотступные преследователи Господа. О фарисеях сказано, что они вышли, – т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Всякий раз, когда мы приносим Ему жертву Его страдания, мы возобновляем для себя Его страдание ради нашего оправдания (Там же. 37; Диал. IV.58). Евхаристическая жертва, которую святитель Григорий советует приносить ежедневно, спасает душу от вечной гибели и таинственно возобновляет для нас смерть Единородного Сына, Который хотя Сам по Себе уже и бессмертен и нетленен, снова закалается за нас в Таинстве святого Приношения (Диал. IV.58). В этом Таинстве Господь, как Добрый Пастырь, полагающий Свою жизнь за овец, “обращает Свое Тело и Кровь” и насыщает Своей Плотью тех “овец”, которых Он искупил (Гом. Еванг. 14.1; Диал. IV.58; Толк. Иов. XXII.13.26). По мнению святителя Григория, Евхаристическая Жертва служит для прощения грехов не только тех, кто живет, но и для облегчения участи тех, кто уже умер (Гом. Еванг. 37.8; Диал. IV.55; 58; 59). Это Таинство следует принимать достойно не только телесными устами, но и умом для подражания страданию Господа и последующего совершения добрых дел (Гом. Еванг. 22.7; Диал. IV.59). 6. Учение о духовном совершенстве и созерцании Бога 6.1. Жизнь деятельная и созерцательная. Так же как и преподобный Иоанн Кассиан, святитель Григорий полагает, что земная жизнь христианина двойственна и состоит из делания (operatio, vita activa) и созерцания (contemplatio, vita contemplativa, Толк. Иов. VI.37; Гом. Иезек. I.3.9; II.2.8–14 и др.) 18 . По мнению святителя Григория, образами этих двух видов жизни служат Лия и Рахиль в Ветхом Завете и Марфа и Мария в Новом (Толк. Иов. VI.37.61; Гом. Иезек. I.3.9; II.2.9–11). Деятельная жизнь состоит в том, чтобы дать хлеб алчущему, научить незнающего слову мудрости, исправить заблуждающегося, обратить возгордившегося на путь смирения, позаботиться о немощном, словом, уделить каждому то, в чем он нуждается — духовное или телесное (Гом. Иезек. II.2.8). Созерцательная жизнь заключается в том, чтобы, всей душой сохраняя Божественную любовь к ближнему, успокоиться от внешней деятельности и, отрешившись от всех забот, гореть желанием лицезреть своего Творца (Там же).

http://pravmir.ru/bogoslovie-svyatitelya...

Мк.13:11 . Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите: ибо не вы будете говорить, но Дух Святый. Иисус Христос говорил это Своим ученикам и прежде, – еще тогда, когда посылал их на проповедь Своего Евангелия в Иудее, предсказывая вместе и те беды и скорби, которые предстоят им во время проповеди. Теперь Господь повторил сии изречения, и еванг. Матфей, изложивший их прежде ( Мф.10:19–22 ), опускает их в сем случае, а св. Марк, опустивший там, удерживает здесь. Не прежде пецытеся (не заботьтесь наперед), что возглаголете (что вам говорить), ни поучайтеся (и не обдумывайте). Апостолы были из людей бедных и неученых рыбарей, по сему, понятно, они могли беспокоиться, как и что будут говорить, когда предстанут пред правителями и образованными людьми. И Господь успокаивает их, говоря, чтобы они не заботились об этом потому, что дастся (дано будет) вам в той (тот) час, се глаголите (то и говорите). Не вы бо будете глаголющии (не вы будете говорить), но Дух Святой, т.е. Сам Бог, Дух Святой – третье лицо Св. Троицы, у еванг. Матфея прибавлено: глаголяй (будет говорить) в вас ( Мф.10:20 ). Я дам вам уста и премудрость, говорил Господь апостолам, подобно сему, по сказанию еванг. Луки ( Лк.21:15 ). Так Господь предсказал о боговдохновенности свв. Апостолов, т.е. о том, что они будут проповедовать и устно, а также, конечно, и письменно, не сами от себя, но по внутреннему внушению от Св. Духа. Мк.13:12 . Предаст же брат брата на смерть и отец детей; и возстанут дети на родителей, и умертвят их. Мк.13:13 . И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется. Люди неверующие, привязанные к своей еврейской или языческой вере, будут так ненавидеть проповедников христианской веры, как равно и тех, которые примут ее, что не пощадят самых близких из своих родных – брат неверующий будет предавать на смерть своего родного брата, неверующие родители будут восставать за веру на детей, дети на родителей, и умерщвлять друг друга. Все это в точности и исполнилось сначала на самих Апостолах, а затем на христианах во времена гонений. И вообще Господь предрекает своим последователям: будете ненавидими всеми, т.е. неверующими и нечестивыми, имене Моего ради (за имя Мое), – за веру Мою. Здесь слово все употреблено в смысле многие. Так в греческом языке иногда употребляется это слово. Претерпевый, т.е. оставшийся твердым в вере и претерпевший за то оскорбления и мучения, до конца, – до конца этих оскорблений и мучений или до конца жизни (Феоф. и Злат.), спасен будет, т.е. получит блаженство в царстве небесном. Так и было, как мы знаем, с свв. Апостолами и мучениками. Зач. 60. Беседа Господа Иисуса Христа с учениками о разрушении Иерусалима, втором пришествии Его и кончине мира (продолжение).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010