I. Евангелист Лука, по преданию, весьма распространённому, не заключающему в себе чего-либо несообразного и передаваемому многими позднейшими церковными писателями, был знаком с живописным искусством и между прочим исполнил воском и красками икону Божией Матери. II. Круг известности этой иконы в продолжение первых четырёх-пяти —47— столетий был очень неширок и ограничивался тем небольшим сравнительно уголком, откуда вышел этот образ и где он первоначально хранился. Общецерковного значения, как и большая часть древнехристианских святынь, высоко чтившихся на своей родине и находивших относительно слабое признание на стороне, он не имел и потому, вероятно, не оказал влияния на первые художественные представления Божией Матери. III. Известные в Греции и у нас в России иконы Богородицы евангел. Луки 42 , несомненно, представляют повторение древнейшего иконного типа, образовавшегося окончательно на востоке. IV. Приуроченный к имени еванг. Луки этот византийский тип сначала во время иконоборческих волнений, а затем в эпоху крестовых походов греческие мастера распространили по всей западной Европе, преимущественно в Италии, где возникла греко-итальянская школа живописи, передавшая его с некоторыми изменениями последующим поколениям и временам. Отсюда вышли знаменитые и уважаемые в католическом мире Мадонны св. Луки, известные в довольно значительном числе в Риме, Италии, Испании и других странах 43 . V. Из свидетельства Феодора Чтеца видно, что икона, писанная еванг. Лукой, около половины V века была перенесена из Иерусалима в Константинополь и затем находилась в Одигитриевском монастыре. В XII веке, по словам Феофана Керамевса , она продолжала сохраняться в Константинополе. Никифор Каллист утверждает то же самое в XIV веке. Не безынтересно, что задолго до этого времени у нас на Руси уже известны были иконы Богоматери еванг. Луки, принесённые в XI–XII столетиях из Царьграда, а в католических странах, например в Риме, и ранее того показывались иконы, приписывавшиеся тому же самому евангелисту. Где находится теперь подлинная икона,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Постойте, по еванг. Матфею, постой, т. е. не давай пить, не помогай Ему в страданиях, посмотрим, придет ли Илия спасти Его: тут выражается и насмешка, и вместе жестокость. Мк.15:37 . Иисус же, возгласив громко, испустил дух. Еванг. Лука ( Лк.23:46 ) приводит слова, которые воскликнул Иисус Христос пред самой смертью; это: Отче, в руки Твои предаю дух Мой. А еванг. Иоанн повествует, что Христос после слова: жажду восклицал еще слово: совершилось. Совершилось – это слово победы, т. е. совершилось то дело, для которого приходил на землю Он Мессия ( Ин.17:4 ), – совершилось дело искупления и примирения человечества с Богом страданиями и смертью Его. Совершилось все: жертва принесена, и Бог примирен. Совершилось все, что было обетовано Богом, что предсказано пророками и что прообразовано ветхозаветными событиями. Какого же Мессию доселе ждут Иудеи? Пусть получше вникнут во все ветхозаветное; сопоставят то с жизнью и деяниями Господа Иисуса Христа, и – да не будут не верующими, но верующими! По поводу слов Господа: Отче, в руки Твои предаю дух Мой один из духовных писателей замечает: „С полным сознанием и свободной волей Господь отдает Свой дух на разлуку с Своим телом: смерть не имела бы на Нем никакой власти, если бы Он не отдался ей добровольно. Он распоряжается Своей душой, как имеющий власть над ней, и предает ее Своему Отцу, к Которому возвращается в сыновнее отношение, по совершении крестной жертвы. „Если Господь, наш Ходатай, предал дух Свой Богу, замечает при сем один из святителей, то этим Он и нашему духу проложил путь к Богу, чтобы и мы в последний час могли распоряжаться своим духом и предали его Богу, зная, что небо открыто, и как душу Лазаря ангелы отнесли на лоно Авраамово, так и нашу отнесут к Господу“ (7 сл. на Голг.). Испустил дух (издше), т. е, умер. Смерть Иисуса Христа последовала скоро, около 9-го по нашему счету, 3-го часа по полудни (ст. 46), распят же Он был около 6-го, по нашему 12-го часа дня (45 ст.); следовательно, Иисус Христос висел на кресте около 3-х часов, между тем, как распятые бывали живы иногда по нескольку суток.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

В Марфе и Марии, которые приняли Господа, легко узнать сестер любимого Господом Лазаря, о воскрешении коего повествует св. Еванг. Иоанн в 11 гл. Обе они являются здесь с теми же качествами, какие описаны у св. Иоанна: Марфа отличалась живым подвижным характером, Мария — тихой глубокой чувственностью. Приняв Господа, Марфа начала суетиться с приготовлением угощения; Мария же села у ног Иисуса и слушала Его. Видя, как ей трудно справиться одной, Марфа обратилась к Господу как будто с упреком, из которого ясно видны дружеские отношения Господа к ее семье: «Господи, или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне». Оправдывая Марию, Господь ответил Марфе с таким же дружеским упреком: «Марфа, Марфа, ты заботишься и суетишься о многом; а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нея». Смысл этого упрека тот, что усердие Марфы направлено на скоропреходящую суету, без которой можно обойтись, а Мария избрала то, что единственно нужно для человека — внимание Божественному учению Христову и последование ему. То, что Мария приобретает, слушая Господа, никогда не отымется от нее. Этот евангельский отрывок всегда читается на литургии почти во все дни Богородичных праздников, так как образ этой Марии является как бы символом Пресвятой Девы Марии, также избравшей «благую часть». К этому отрывку присоединяются еще стихи 11:27-28, где прямо прославляется Матерь Божия и вновь ублажаются «слышащий слово Божие и хранящие е». 29. ПРИТЧА О НЕОТСТУПНОЙ ПРОСЬБЕ (Луки 11:5-8) Подобно св. Еванг. Матфею, и св. Еванг. Лука в 11:1-4 излагает текст молитвы Господней, начинающейся словами «Отче наш», а затем с ст. 5 — приточное учение Господа о неотступности в молитве. По неизъяснимым целям Своим, Бог не всегда сразу подает просимое, хотя бы это и было сообразно с волей Его. Рассказом о друге, просящем хлеба, и получающим его в результате своей настойчивости, Господь желает внушить необходимость постоянства в молитве. Две очень сходные по содержанию и по выражениям обличительные речи книжникам и фарисеям приводят два Евангелиста Матфей и Лука, но с той разницей, что обличение, приводимое св.

http://pravmir.ru/rukovodstvo-k-izucheni...

Об этих последних ев. Матфей говорит, что они усмотрены были Господом в некотором отдалении от Петра и Андрея, что они тогда в лодке с отцом своим Завведеем чинили сети (4, 21). Вероятно, оказавши помощь Петру (согласно 7 ст. 5 гл. Луки), они снова возвратились к своему отцу и были там, пока Господь не подошел и к ним. Петр, объятый страхом, припал к стопам Господа и молил Его, чтобы Он ушел от него, как от грешника ( Лук. 8 ). Таков был ветхозаветный человек! Проявление божественной силы возбуждало в нем страх, заключающий в себе муку ( 1Иоан. 4, 18 ). Ибо любовь Божия не была излита в сердце его Духом Святым ( Рим. 5, 5 ), та любовь, которая изгоняет страх и приводит с собою дерзновение и радость. Он ежеминутно боялся осуждения и кары за свои грехи, страшился проклятий, назначенных тем, кто «не пребудет во всех словах закона,“ и потому бежал Божества, как сурового пестуна. Нагорная беседа Матф. 5, 6–7 главы; Лук. 6, 12–40 . В 17 ст. 4 гл. еванг. Матфей указал на самую сущность проповеди Иисуса Христа, когда привел слова Его: покайтеся, приближися бо царство небесное. Излагая слова и дела Господа вообще в систематическом порядке, еванг. Матфей вслед за тем помещает беседу, содержащую как бы основные законы царства Христова. Эта беседа носит название нагорной проповеди или нагорной беседы. Время и обстоятельства ее подробнее излагаются ев. Лукою (6, 12–16), по которому нагорной беседе предшествовала ночь, проведенная Господом в молитве, и потом избрание 12 апостолов. Матф. 5, 1–2 . Узрев же народи, взыде на гору, и седшу ему, приступиша к нему ученицы его. Народ теснил Господа, лишая его возможности излагать учение в полноте и последовательности. Высота новозаветного учения требовала, чтобы оно изложено было сначала не пред толпой, разнообразно настроенной, а пред ближайшими учениками Христа и в особенности пред теми из них, кого Он нарек уже Своими апостолами ( Лук. 6, 12–10 ). Правда, еванг. Лука говорит, что провозглашая блаженства, Господь стоял на ровном месте и среди многочисленного народа (17); но это лучше всего понимать так, что некоторая часть того, что было сказано на горе апостолам, была по сошествии с горы повторена народу (сравни и Матф. 7, 28 ) и потом воспроизведена ев. Лукою, тогда как ев. Матфей преимущественно воспроизводил беседу в собственном смысле нагорную, обращавшуюся к одним апостолам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

А что они – последователи Амвросианской ново иерархии – порвали всякую связть с древним старообрядчеством (разумеется с последователями Ветковского согласия), то это видно, кроме вышеприведенных свидетельств, иж нижеследующего послания Новозыбковского амвпросианского попа Ефима Мельникова, которое (послание) имеется у нас в подлиннике за его собственноручным подписом. Сие (нижеследующее) послание писано Мельниковым к одному почтеннейшему ревнителю и поборнику по древнем благочестии Ветковского согласия И. Г. Гусеву. Оно гласит следующее: Милостивый государь и добрейший Иван Григорьевич! 3-го июня сего 1891 года на собрании я усмотрел, что вы добрый человек и имеете большую ревность, но жаль и очень жаль, что оная поставлена противу св. Христовой церкви и вопреки всего Божественного писания. Но ваша ревность все-таки мне понравилась и если бы ваша ревность поставлена была в защиту св. Христовой церкви, тогда великий человек вы были бы не точию на земле, но и на небеси, где и св. ангелы возрадовалися бы о тебе. Вы подобны были бы тогда благоверным и равноапостольным: царю Константину и князю Владимиу и самому Апостолу Павлу, сосуду избранному. Если вам будет только не в обиду, то я предложил бы вашей ревности следующее: 1-е. Веровать всему Божественному писанию, как говорится в св. отеческих книгах: благов. Еванг. л. 123-й, Ин. Зач. 27-е; Поучительном Еванг. л. (?) Книге о вере л. 216-й; Катех. л. (?) 2-е. Согласовав свой ум с Божественным писанием, и тогда по писанию веровать: что св. Христова церковь и в ней епископы, священники, дьяконы, семь св. церковных тайн и свят. жертвоприношение – тело и кровь Господня, в алтарях церквей Божиих приносимая, будут до скончания века существовать, как о сем свидетельствуется в книгах: Благовест. Еванг. Книга о вере, Катех. Большой, о чем даже пересылаю вам отдельную книжку, в которой собрано многое множество мест из свящ. отеческих книг, свидельствующие о вечности св. Христовой церкви. 3-е. После сего взглянуть вам на ваше общество, и увидите ясно как день, что оное епископов в себе не имеет, священников тоже, дьяконов нет, церкви и алтаря от сороковых годов нет, жертва: тело и кровь Господня этим обществом не приносится Господу Богу за очищение грехов, значит и от грехов не очищаются и не очистятся дóндеже не обратятся к истинному священству св. Христовой церкви; и сейчас в этом бессвязенном обществе ни монастыря, ни инока, ни инокини, ни игумена, ни сященноинока, так что, если бы и пожелал кто постричься в иноки, или инокини, то некому этот чин устроить; да к ужасти этого несчастного общества и покаяться даже перед смертью некому, нет и не всем свете и одного священника в (у) этого общества и младенцев их покрестить и миром благодати помазать некому, о чем вы и Иван Смирнов сами сознались на собрании.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Но какой же, после этого, будет смысл всех слов? Словом «τξει» обозначается известный определенный порядок, при котором каждый отдельный предмет занимает ему принадлежащее и ему свойственное место, но не вообще порядок какой бы то не было. Поэтому выражением μντοι τξει говорится не то, что в Еванг. записи Марка нет никакого порядка вообще, а только то, что некоторые (νια) отдельные речи и дела Спасителя помещены в ней хотя и в порядке, но не соответствующем действительности. Свидетель как бы хочет сказать: те, которые читают Еванг. запись Марка должны быть уверены, что они знакомятся с действительными речами и делами Спасителя; но они не должны думать, что речи и дела Спасителя изложены Марком в исторической связи и последовательности, что порядок их в записи есть порядок соответствующий действительности. Марк не мог быть настолько верным действительности. Но это не должно быть поставлено ему в вину, не должно говорить в ущерб достоинствам его записи. Ибо Марк не был учеником Господа; он слушал лишь Ап. Петра и заботился о точной передаче слышанного; но Петр, проповедуя, имел в виду главным образом потребности слушателей, а не историческую связь и последовательность слов и дел Спасителя. Тавим образом Папий, или пресвитер Иоанн, ученик Господень, характеризуя Еванг. запись Марка, указывает, как на неоспоримое ее достоинство, на ее особенную точность; за тем говорит, что слова и дела Господа изложены в ней хотя и в порядке, но в таком, который не всегда соответветствует действительности. Но не находим ли мы всего этого в нашем втором каноническом Евангелии от Марка? Мы видели, что Марк – и только он один из всех синоптиков – с особенною заботливостью излагает побочные обстоятельства, имеющие отношение к действующим или упоминаемым в его Евангелии лицам (1, 20; 6,39. 40;), называет их, по именам (15, 21), чаще и с большей обстоятельностью, чем другие синоптики обозначает место (4, 38; 10,10.) и время (2, 1; 11, 11. 12. 19. 20; 15, 25.) совершения того или другого события, с большей подробностью описывает обстоятельства совершения Спасителем того или другого чудесного исцеления (7, 33 и след.; 8, 23 и след.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

мощей: Иоанна Предтечи и преп. м. Анастасии Рамляныни. Этот ковчег, украшенный камнями и имеющий весу 83 зол., пожертвован графинею Анною Толстою, которой, в свою очередь, досталась эта святыня от предков – Грузинских царей. Рака с частицами свят. мощей: 1) часть волоса Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа; 2) Иоанна Предтечи; 3) Апост. и Еванг. Матфея 4) Апост. и Еванг. Марка; 5) Апост. и Еванг. Луки; 6) Апост. Петра; 7) Апост. Павла; 8) Апост. Филиппа; 9) Апост. Варфоломея; 10) Апост. Варнавы; 11) Андрея Первозванного; 12) Апост. Иакова, Брата Господня; 13) Апостола Тита; 14) Апостола Иакова; 15) Царя Константина; 16) Кн. Владимира; 17) Кн. Александра Невского; 18) Кн. Даниила Московского; 19) Князя Федора Ярославского; 20) Кн. Давида Ярославского; 21) Князя Константина Ярославского; 22) Кн. Андрея Боголюбского; 23) Князя Бориса; 24) Кн. Глеба; 25) Кн. Николая Черниговского; 26) Царевича Димитрия Московского; 27) Василия Великого ; 28) Григория Богослова ; 29) Иоанна Златоуста ; 30) св. Николая Мирликийского; 31) Григория Неокесарийского ; 32) Никифора Патриарха; 33) Иоанна Милостивого; 34) Климента Агкирского; 35) Василия Агкирского; 36) Петра Александрийского ; 37) Петра Московского; 38) Алексия Московского; 39) Ионы Московского; 40) Филиппа Московского; 41) Никиты Новгородского; 42) Гурия Казанского; 43) Варсонофия Казанского; 44) Германа Казанского; 45) Исаии Ростовского; 46) Игнатия Ростовского; 47) Симеона Суздальского; 48) Варсонофия Тверского; 49) Арсения Тверского; 50) Ефрема Переяславского; 51) св. Богоотец: Иоакима и 52) Анны; 53) пророчицы Анны; 54) свящ.-м. Василия Александрийского; 55) Харлампия; 56) Василия Порийского; 57) Поликарпа Смирнского ; 58) Исповедника Харитона; 59) Архидиакона Стефана; 60) Архидиакона Евпла; 61) Св. великомуч. Георгия Победоносца; 62) Максима Блаженного; 63) неизвестного Святого; 64) св. Исаакия; 65) св. в.-мч. Феодора Тирона; 66) св. мч. Феодора Стратилата; 67) муч. Адриана; 68) м. Ипатия; 69) преп. м. Анастасия Перского; 70) м.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Читается в день Усекновения главы Иоанна Крестителя, 29 августа, на литургии. Об этом событии еванг. Марк повествует почти одними и теми же словами, что и евангелист Матфей ( Мф.14:1–12 ). Мк.6:14 . Царь Ирод, услышав об Иисусе (ибо имя Его стало гласно), говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. Царь Ирод и пр. Царь Ирод, это Ирод Антипа, сын Ирода, называвшегося великим, при котором родился Иисус Христос и который умер вскоре после Рождества Христова. У еванг. Матфея он называется четверовластником, так как был правителем четвертой части Палестины или Иудейской земли. Известно, что по смерти Ирода великого, римский император Август разделил Иудейскую землю между тремя его сыновьями: Архелаем, Иродом Антипой и Филиппом, и Ирод получил Галилею и Перею (за Иорданом). Услышал царь Ирод об Иисусе, яве бо бысть имя Его (ибо имя Его стало гласно), т. е. Ирод услышал молву, суждения по поводу проповедуемого Иисусом Христом нового учения и творимых Им великих чудес. Св. Златоуст относит к суетности и небрежности Ирода то, что он узнает о делах Христовых не в начале, а по прошествии немалого времени. И глаголаше (говорит), у еванг. Матфея ( Мф.14:2 ) отроком, т. е. служащим при дворе (придворным вельможам), яко (это) Иоанн Креститель из мертвых воста (воскрес). При слухе о делах Иисуса Христа Ирод смутился, – ему представилось, что невинная жертва его безумия, Иоанн Креститель, которого он недавно умертвил из угождения жене своей, воскрес, чтобы наказать его за преступление. Сего ради силы деются о нем (потому чудеса делаются от него), т. е. творятся им чудеса. Мк.6:15 . Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков. Пророк Малахия предсказал, что пред лицем Мессии послан будет Илия, чтобы приготовить ему путь ( Мал.4:5–6 ). Это конечно не значило того, что сам взятый на небо, прор. Илия явится оттуда, а то, что явится пророк подобный Илие, т. е. как говорит евангелист Лука, с духом и силою Илииною ( Лк.1:17 ). Но Иудеи принимали пророчество Малахиино так, что ожидали самого Илию, Иеремию или другого из пророков ( Мф.16:14 ; Ин.1:21 ), которые будто явятся с неба и приготовят их к принятию Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

А. X. Востоков внес слово бытьный в свой «Словарь церковнославянского языка» (1858, 1, с. 34): «бытьный, ая, ое. пр. насущный. (Еванг. 1270г. Лук. 11. 3 ). хлбъ нашь бытьный τóν ρτον πιοσιον». У Срезневского находим: бытьныи: Хлбъ нашь бытныи дажь намъ на всякъ днь (ρτον πιοσιον) ( Лук. 11. 3 . Еванг. 1270 г.; Еванг. 1409 г.). Сущтьное имя отъ бытьнааго слова (Изборник, 1073 г.) (Срезневский 1893, 1, с. 211). Бытьный не раз отмечалось в древних, церковных и религиозно-философских, публицистических памятниках русской письменности, особенно в применении к хлебу (насущному). Ср. напр., в Русском филологическом вестнике: даиже в Псковском евангелии XIV b., описанном с точки зрения языка А. И. Сорочаном: «хлбъ нашь бытьный дай же намъ» (РФВ, 1913, с. 359). Бытьный здесь выступает как синоним другого старославянского слова – насущьный (насущнии). (т. 70, вып. 2). По-видимому, книжно-славянское имя прилагательное бытный выходит из литературного употребления к концу XVII b. Во всяком случае, ни в лексиконе Поликарпова (1704), ни в лексиконе Вейсмана (1731) слово бытный уже не находится. Правда, в русском литературном языке последующей эпохи встречается, напр., у А. Толстого в стилизациях древнерусской речи слово небытный в значении «небывалый, необыкновенный». В стихотворении «Василий Шибанов»: Безумный! Иль мнишись бессмертнее нас, В небытную ересь прельщенный? В драме «Смерть Иоанна Грозного» (д. 1): ...В изменах ты небытных нас винишь. Академический словарь ХХ в. ссылается в качестве параллелей к такому употреблению на церковнославянское небытьныи, чешск. nebytný, польск. niebytny. У Срезневского отмечено югославянское употребление слова небытьныи в значении «недостойный» (indignus, γενςγενς). В Патерике Синайском XI b.: Никако же съмути, ни небытьна чьсо сътвори на мън (Срезневский, 2, с. 359). Однако, насколько можно судить по собранным древнерусским текстам XI – XIV bb., это слово до XVI – XVII bb. не было в широком употреблении. Слово небытный в стилях русского литературного языка нового времени также применялось не часто.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Лк.24:2 . обретóша же кáмень отвалéн от грóба, Лк.24:3 . и вшéдшя не обретóша телесé Гóспода Иисýса. (но нашли камень отваленным от гроба. И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса.) В Евангелии Матфея так говорится об отвалении камня от дверей гроба Христова: сделалос великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сшедший с небес, приступив, отвалил камень от дверей гроба, т. е. тот камень, который, по сказанию того же евангелиста, Иосиф привалил ко входу в пещеру, где был погребен Господь. Землетрясение по всей вероятности, было, по словам св. Златоуста, только около гроба, так как произошло единственно для того, чтобы устрашить стражей, и произошло ранее прибытия ко гробу жен мироносиц. Не обретоша телесе (не нашли тела) Господа Иисуса: так как Иисус Христос воскрес. Лк.24:4 . И бысть не домышляющымся им о сéм, и сé мýжа двá стáста пред ними в ризах блещáщихся. (Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих.) Мужа два в ризах блещащихся (в одеждах блистающих.) Это были Ангелы. У евангелиста Матфея говорится об ангельской одежде, что она была бела как снег ( Мф.28:3 ). Белый или блестящий цвет служит знаком чистоты и невинности, и Ангелы обыкновенно являются облеченными в такие одеяния ( Деян.1:10 ; Откр.3:4, 5 и др.). У еванг. Матфея и Марка говорится об одном Ангеле, отвалившем камень от дверей гроба и седящем на нем, а еванг. Лука говорит о двух Ангелах. «В объяснение сего надобно заметить, пишет еписк. Михаил, что Ангелов тут было несколько, и одни из жен видели одного вне, другие двух внутри, иные же одного внутри, потому речи Ангелов, в сущности сходные, передаются евангелистами несколько различно: одни говорили так, другие иначе, но говорили об одном и том же согласно, различаясь лишь в частных чертах». Это некоторого рода разноречие, как известно замечается и в других повествованиях и обыкновенно свидетельствует о том, что евангелисты писали Евангелие, каждый сам по себе, не сносясь друг с другом. У еванг. Марка говорится, что жены мироносицы, увидев пещеру гроба Господня открытою и находящихся тут Ангелов, ужаснулись. Понятен страх мироносиц от такого чудесного явления. Поэтому, по Евангелиям Матфея и Марка, Ангел успокаивает жен, говоря им: не бойтеся.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010