В опровержение слов Усова прежде всего нужно сказать то, что Усов неправду говорит, что апостолы были грубыми и страшными неверами, потому что они воскресению Христову поверили скоро и легко, так как колебались (но не неверили, а только колебались, не понимая в чём дело) очень недолго, что я и постараюсь доказать. А потом будет сказано о том, почему апостолы колебались, и не ждали в третий день Его воскресения, как мы в великую пятницу ждём через день пасхи? Чтобы правильно судить о том, что и как происходило при гробе Христовом по Его воскресении, для этого нужно подробно рассмотреть сказания о сем событии всех евангелистов, из которых каждый, рассказывая о событиях, случившихся по воскресении Христовом, добавлял что-нибудь новое, против сказания прочих евангелистов; так что только из сопоставления сказанного у всех евангелистов получается подробная история всех событий, случившихся по воскресении Христовом. Так, наприм., у евангелиста Иоанна есть то, чего нет у других евангелистов, и наоборот. «Сие умолча Марко, имже Матфею рекшу», читаем в Благовестнике. (Мр. л. 102). Кроме того, ещё нужно обратить внимание на то, что мироносицы не все одновременно ходили ко гробу, и что Мария Магдалина ходила туда не один раз. «Различна бо быша женам ко гробу прехождения, говорит Феофилакт, и когда убо с прочими женами Марии приходящи, когда же единой самой; имже и евангелиста, различная прехождения ин иные глаголюще, мнятся разглашати, первее убо о сем глаголем, яко ин приход глаголет Матфей, ин же приход глаголет Иоанн, и единые жены Магдалыни». (Благов. Иоан. л. 296; Мр. л. 102). Теперь расскажем события, происходившие по воскресении Христовом, из которых самое первое передано еванг. Иоанном; потому что, если бы рассказанное еванг. Матфеем случилось прежде, то Мария Магдалина не сказала бы апостолам и ангелам: «взяша Господа от гроба, и не вем, где положиша Его», ( Иоан. 20:2 ), и не спрашивала бы вертоградаря: «Господи, аще ты еси взял Его, повеждь ми, где еси положил Его, и аз возму Его», ( Иоан. 20:15 ); а знала через ангелов о воскресении Христа. И еванг. Марк говорит ( Мр. 16:9 ), что Господь явился прежде Марии Магдалине о чём и рассказано у еванг. Иоанна. Вот его рассказ. В первый день недели Мария Магдалина, пришла ко гробу, когда ещё было темно, и увидев, что камень отвален от гроба, побежала к Петру и Иоанну и сказала им: взяли Господа и не знаю, где положили Его. Пётр с Иоанном тотчас побежали ко гробу и, войдя в пещеру, нашли в ней только одни пелены и платок, бывший у Него на голове, который лежал не с пеленами, но особо свитый на другом месте. ( Иоан. 20:1–9 ). Увидев всё это, апостолы поверили, что Христос воскрес.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Май Какие праздники в мае месяце? В мае бывает следующий праздник: 9-го, перенесение мощей Святителя и Чудотворца Николая. Кроме его менее чтимые следующие: 8-го св. ап. и еванг. Иоанна Богослова и 21-го Владимирской иконы Пресв. Богородицы. К какому разряду относятся сии праздники? К разряду средних. 8-го мая, праздник апостола еванг. Иоанна Богослова Расскажите о празднике св. ап. и еванг. Иоанна Богослова 8-го мая. Ап. и еванг. Иоанн был сын благочестивых евреев, Зеведея рыбаря и Саломии. Саломия была впоследствии одною из первых ученнц И.Христа, служивших Ему имением своим и ходивших на гроб Его, чтобы помазать тело Его драгоценными ароматами. Вместе с братом своим Иаковом он призван был Господом И. Христом в звание апостола от ловли рыбы. Лишь позвал их Иисус, они оставили и отца, и лодки, и сети, и пошли за Ним. Иисус Христос особенно люобил Иоанна за его кротость и девство. По сей любви Иоанн удостоился присутствовать при важнейших событиях земной жизни Иисуса Христа, как-то при воскресении дочери Иаира, преображении на Фаворе, последней молитве в саду Гефсиманском, и со креста Господь заповедал ему быть у Пресв. Матери Своей вместо сына. И Иоанн Богослов любил Господа более всех апостолов: так он вместе с Петром следовал за Иисусом, когда по указанию предателя Он был взят в саду Гефсиманском и все ученики от страха разбежались. Ап. Петр при страдании Спасителя отрекся от Него во дворе первосвященника; Иоанн же и при кресте Его стоял вместе с Матерью Его. Главным местом проповеди Апостола Иоанна Богослова была Малая Азия, а в ней город Ефес. Во время гонений на христиан от Иудеев, вместе с Петром, он претерпел узы и побои, а во время гонения от язычников, римским имиератором Домицианом был ввержен в кипящее масло, но силою Божею остался невредимым. Потом сослан в заточение на один из островов на Средиземном море (на Патмос). Достигши глубокой старости и будучи уже не в силах сам приходить в церковь и много говорить, св. Иоанн, приносимый туда своими учениками, постоянно говорил краткие, но сильные слова: «Чадца, любите друг друга».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

Песн. Вступл., 8). Душа сокрушается от любви к Богу, поскольку горит желанием увидеть своего Небесного Жениха, но в этой жизни не может соединиться с Ним во всей полноте. Такое сокрушение подобно поцелую: душа тогда “целует” Бога, когда сокрушается о Его любви (Гом. Песн. I.5; Диал. III.34). Любовь (caritas, amor, dilec­tio) также подобна духовному механизму, отделяющему нашу душу от мира и возносящему ее к Богу, к созерцанию Божественного Света (Толк. Иов. VI.37.58). Когда от земных желаний человек “восхищается” во внутреннее, его дух всецело устремляется в любви к Богу (Там же. V.6.9). Любовь предполагает полное самоотвержение, поскольку мы действительно преуспеваем в Боге тогда, когда полностью отказываемся от себя (Там же. XXII.20.46). По мнению святителя Григория, эта любовь души к Богу аллегорически описана в Песне Песней, где образ невесты в широком смысле означает Церковь, а в узком смысле — душу каждого верующего, в то время как образ жениха означает Самого Господа (Гом. Песн. Вступл., 9; I.3,24; cp. Гом. Еванг. 12.4). Как Церковь в целом ожидает пришествия Господа, так и каждая душа в частности наблюдает вхождение Бога в свое сердце, подобно вхождению жениха в брачный чертог (Гом. Песн. Вступл., 9). Другими словами, душа соединяется с Богом в духовной любви так же тесно, как невеста со своим женихом (Там же. Вступл., 7; Гом. Иезек. II.3.8; II.3.12; II.5.1; II.7.2; Гом. Еванг. 25.2). Эта жаркая любовь к Богу рождает в душе глубочайшее видение предмета свой любви. По мнению святителя Григория, любовь к Богу означает не что иное, как Его познание (Гом. Еванг. 27.4; 12.4), ведь мы познаем нашего Творца не иначе, как через любовь (Толк. Иов. X.8.13; ср. Гом. Еванг. 14.4; 34.11; Гом. Иезек. II.9.10) 24 . Святитель Григорий считает слепым того, кто настолько подавлен тьмой настоящего века, что не ведает об этом Свете вышнего созерцания (Пастырск. Прав. I.11). Еще пребывая в этой тленной плоти, человек острием созерцания может видеть вечную Славу Божию (Толк. Иов. XVIII.54.89).

http://pravmir.ru/bogoslovie-svyatitelya...

Глава 11 Зач. 55-е. Молитва Господня. Читается во вторник 23-й недели по Пятидесятнице. И еванг. Матфей в своем Евангелии излагает молитву Господню, и излагает одинаково с св. Лукою, разнясь только в некоторых словах (6 гл. 9 ст. и дал.). Он помещает молитву в нагорной проповеди и не говорит, как еванг. Лука, о поводе, по которому высказана молитва Господом. Надобно полагать, трактует еписк. Михаил, что еванг. Матфей по связи речи поместил ее в изложении нагорной беседы, еванг. же Лука помещает при сказании о том случае, по которому она действительно произнесена. Лк.11:1 . И бысть внегдá быти емý на месте некоем молящуся, [и] яко престá, речé некий от ученик егó к немý: Гóсподи, научи ны молитися, якоже и Иоáнн научи ученики своя. (Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.) На месте некоем молящуся. В Евангелии св. Луки замечается особое пред прочими евангелистами обстоятельство: он часто говорит о том, что Господь молился, – напр., при крещении ( Лк.3:21 ), в пустыне ( Лк.5:16 ), пред избранием Апостолов ( Лк.6:12 ), в уединении ( Лк.9:18 ), пред преображением ( Лк.9:28, 29 ). На некоем едином месте. Надобно полагать, – на месте, недалеком от Вифании ( Лк.10:38 ); быть может, на горе, и на горе Елеонской близ Иерусалима, потому что Господь любил молиться, восходя на горы. Якоже (как) и Иоанн научи ученики своя. Из Евангелия не видно, какой особенной молитве научил Иоанн учеников своих; но что действительно научил, об этом свидетельствует настоящее место, и есть еще намек на тоже выше ( Лк.5:33 . Мих.). Лк.11:2 . Речé же им: егдá мóлитеся, глагóлите: óтче нáш, иже на небесех, да святится имя твоé: да приидет цáрствие твоé: да бýдет вóля твоя, яко на небеси, и на земли: (Он сказал им: когда мóлитесь, говорите: Отче наш , сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;) Егда (когда) молитеся, глаголите (говорите).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Кроме этих хронологических, так сказать, затруднений, связанных с историей сказания об иконе Богоматери, писанной еванг. Лукой, достоверность рассматриваемого предания заподозривается ещё на основании некоторых исторических соображений. Художническая деятельность еванг. Луки есть не более, говорят, как предположение, лишённое твёрдых оснований. Апостол Лука, как известно, быль врач по своим занятиям и нигде: ни в Свящ. Писании, ни у писателей церкви первых веков, не находится даже и намёка на то, чтобы он был —46— живописец, или написал образ пресвятой Девы. Притом же преданием он признаётся одним из семидесяти апостолов и, стало быть, евреем по происхождению. Но известно, что живопись, вместе с другими изобразительными искусствами, не знакома была иудеям в силу заповеди не делать подобия, елика на небеси и на земли. Допустив, согласно с некоторыми древними учителями церкви: Тертуллианом , Иеронимом, Августином и новейшими исследователями свящ. Писания, что еванг. Лука был родом из язычников, легко будет выйти из только что указанного затруднения и в значительной мере ослабить силу связанного с ним возражения. Гораздо труднее разрешить недоумения, вызываемые молчанием историков и отцов Никейского собора о присланной с востока драгоценной святыне. Разумеется, невозможно сказать что-либо положительное и определённое в разъяснение этих недоумений. Всего вероятнее, что Созомен и Сократ потому не упомянули в своих историях о присылке из Иерусалима иконы Богоматери еванг. Луки, а отцы Никейского собора потому не сослались на последнюю в защиту иконопочитания, что и факт присылки и самая икона слишком известны были их современникам. От чего бы ни зависело впрочем неупоминание церковных писателей и седьмого вселенского собора об иконе Богоматери, полученной импер. Пульхерией из Иерусалима, из него нельзя с решительностью заключать к несуществованию иконы, к неподлинности известия о ней Феодора Чтеца и недостоверности самого предания. Нам представляется, что объективный исследователь, оставаясь в пределах относящихся к последнему исторических свидетельств, не заподозривая подлинности документов, из которых они заимствуются, – а заподозривать нет достаточных оснований, – должен прийти лишь к следующим заключениям касательно изучаемого предмета:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Такие дела обыкновенно называются чудесами. Чудеса, творимые человеком, прямо свидетельствуют, что этот человек угоден Богу и есть посланник Божий. Господь Иисус Христос творил бесчисленное множество чудес, и творил именно для того, чтобы показать, что Он не простой человек, и что учение Его не простое, а Божественное, чтобы потому люди всем сердцем верили Ему. 3. Призвание Иисусом Христом некоторых апостолов и проповедь Его в Назарете. Читается во вторник 12-й недели по Пятидесятнице Мк.1:16 . Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. О призвании Господом в апостольское служение рыбарей Андрея, Петра, Иакова и Иоанна еванг. Марк повествует буквально одинаково с св. Матфеем ( Мф.4:18 и далее) При (близ) море Галилейстем (чит. о море в объясн.14 ст.). На берегу этого озера или моря Господь и призвал апостолов из рыбарей: Петра, Андрея, Иакова и Иоанна. Симона, у еванг. Матфея прибавлено: называемого Петром. Петр (по-еврейски Кифа), значит камень; так назвал его Господь при его призвании, как передает св. Матфей, в знак твердости его веры ( Мф.16:18 , еще Ин.1:42 ). Андрея, брата его. Описываемое еванг. Марком, как равно и Матфеем, призвание Петра и Андрея было уже второе их призвание к апостольскому служению. О первом говорится у еванг. Иоанна ( Ин.1:38 ). Там говорится, что сначала был призван ап. Андрей из учеников Иоанна Крестителя, почему он и называется первозванным. Андрей потом привел к Иисусу Христу брата своего Симона, и Господь, увидев его, переименовал Петром. В первый раз призвание четырех апостолов было одним сближением их с Господом: хотя с этого времени они и сопровождали Его, но еще не были неразлучными Его спутниками, уходили от Него для рыбной ловли. Второе же призвание было уже окончательным (Гречул.). Были рыболовы (беста рыбаря). Вот из каких людей Господь избрал Себе апостолов – из людей бедных, простых, неученых. И они-то учением Христовым, при помощи Божией, победили и покорили Христу славных, мудрых, богатых, царей и целые царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

I. Евангелист Лука, по преданию весьма распространенному, не заключающему в себе чего-либо несообразного и передаваемому многими позднейшими церковными писателями, был знаком с живописным искусством и между прочим исполнил воском и красками икону Божией Матери. II. Круг известности этой иконы в продолжение первых четырех-пяти столетий был очень неширок и ограничивался тем небольшим сравнительно уголком, откуда вышел этот образ и где он первоначально хранился. Общецерковного значения, как и большая часть древнехристианских святынь, высоко чтившихся на своей родине и находивших относительно слабое признание на стороне, он не имел и потому, вероятно, не оказал влияния на первые художественные представления Божией Матери. III. Известные в Греции и у нас в России иконы Богородицы евангел. Луки несомненно представляют повторение древнейшего иконного типа, образовавшегося окончательно на Востоке. IV. Приуроченный к имени еванг. Луки, этот византийский тип сначала во время иконоборческих волнений, а затем в эпоху крестовых походов греческие мастера распространили по всей Западной Европе, преимущественно в Италии, где возникла греко-итальянская школа живописи, передавшая его с некоторыми изменениями последующим поколениям и временам. Отсюда вышли знаменитые и уважаемые в католическом мире Мадонны св. Луки, известные в довольно значительном числе в Риме, Италии, Испании и других странах. V. Из свидетельства Феодора Чтеца видно, что икона, писанная еванг. Лукою, около половины V века была перенесена из Иерусалима в Константинополь и затем находилась в Одигитриевском монастыре. В XII веке, по словам Феофана Керамевса, она продолжала сохраняться в Константинополе. Никифор Каллист утверждает то же самое в XIV веке. Небезынтересно, что задолго до этого времени у нас на Руси уже известны были иконы Богоматери еванг. Луки, принесенные в XI–XII стол. из Царьграда, а в католических странах, например в Риме, и ранее того показывались иконы, приписывавшиеся тому же самому евангелисту. Где находится теперь подлинная икона, писанная еванг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Святитель Григорий говорит, что Всемогущий Отец для умерщвления грабителя послал Своего воплотившегося Единородного Сына, в Котором плоть, подверженная страданию, подобно приманке, могла быть видимой, а бесстрастное Божество, подобно крючку, было невидимо. Поэтому когда диавол, “этот змей”, стремившийся поглотить всех людей, руками гонителей, подобно приманке, проглотил плоть Христову, то незримое острие Божества пронзило его самого. Так диавол был пойман на крючок Господнего Воплощения и погиб от того самого, что проглотил. При этом он и смертных людей, которых удерживал по праву, потерял за то, что решился умертвить смертью Того Бессмертного, на Которого не имел никакого права (Гом. Еванг. 25.8; ср. Толк. Иов. XXXIII.7.14; 9.17). Теперь все люди получили возможность после своих прегрешений вернуться к жизни, поскольку за род человеческий подвергся смерти Тот, Кто ничего не должен был смерти (qui morti nihil debebat), и Тот, Кто не имел вины, снизошел до того, чтобы добровольно подвергнуться нашему смертному наказанию (Гом. Еванг. 22.4; 25.9). Воскреснув из мертвых, Христос не только свободно вышел из ада, но разрушил и сами врата и засовы ада, так что содержавшиеся там души праведников получили свободу (Гом. Еванг. 19.4; 21.7; 22.6; Толк. Иов. IV.29.56; XIII.43.48). Воскресение Христа возвратило людей к бессмертию и нетлению, поскольку все верующие в Него, будучи Его членами, получили обетование воскресения, происшедшего в их Главе (Гом. Еванг. 21.2,6; 26.1). Кроме того, вознесшись на Небо 15 , Христос вместе с воспринятым Им человечеством вошел в Царство Небесное и всем людям открыл его врата (Там же. 21.7; 22.6). Люди стали согражданами ангелов и в перспективе должны окончательно восполнить их недостающее число (Там же. 21.2,7; 34.11). Более того, святитель Григорий идет гораздо далее Августина и приближается к восточному понятию обожения, когда утверждает, что Христос, воссев на Небесном Престоле одесную Бога Отца, вознес воспринятое Им человечество превыше самих ангелов и архангелов (Гом.

http://pravmir.ru/bogoslovie-svyatitelya...

Кирон счел себя оскорбленным приговором армянского собора и пожаловался императору Маврикию. Маврикий велел расследовать дело. Он велел (597) собраться в Константинополе греческим и армянским епископам и сообща решить спорный вопрос о халкидонском соборе, a равно и о поведении грузинского католикоса. Вследствие этого католикос Авраам отправил в Константинополь своего викария архимандрита Вертанеса и архимандрита Григория, к которым присоединились еще 19 армянских епископов. На этом соборе армяне были побеждены греками. Особенно смутило их возражение греков против патриаршего титула армянского католикоса. Греки возражали, что во вселенской церкви четыре патриарха по числу четырех кафедр евангелистов: патриарх антиохийский, занимающий кафедру еванг. Матфея, патриарх александрийский, занимающий кафедру еванг. Марка, патриарх римский, занимающий кафедру еванг. Луки и патриарх константинопольский, занимающий кафедру еванг. Иоанна, перенесенную из Ефеса. Патриарх иерусалимский носит свой титул в силу особенной святости этого города. Весь мир подчиняется этим четырем патриархам, кому же, – спрашивали православные, – подчиняются армяне? На каком основании их католикос именуется патриархом? «Если у вас нет патриарха, – говорили греки армянам, – то вы еретики, заблудшие с Арием и с другими неверующими и неправославными». – «Не могли отвечать на это армяне, – говорит историк (Каганкатваци, стр. 218–219), – и были побеждены, потому что церковь их находилась действительно в таком положении». Армянские епископы согласились признать определение халкидонского собора; но Вертанес и Григорий упорствовали в своих убеждениях. He имея возможности ни победить своих противников, ни войти в образ их мыслей и принять, вопреки может быть данным инструкциям, определений халкидонского собора, депутаты Авраама оставили Константинополь и возвратились в Армению. После армяне не придумали иного ответа грекам, вроде старого: церковь армянская основана апостолом Фаддеем, который и умер в пределах Армении, поэтому армянский католикос, как занимающий кафедру апостола, имеет право называться патриархом 79 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

И Апост. Павел, предсказывая явления в мир антихриста, изображает его чертами (2 Солун. гл. 2, ст. 4), сходно с теми, какие у прор. Даниила усвояются Антиоху (гл. 8, ст. 9–12; гл. 11, ст. 28–31; 36–39). прор. Даниила гл. 7, ст. 9–10. Ветхий днями т. е. Вечный (след. Бог). — Подобное человекообразное представления невидимого, беспристрастного и страшного Суда Божия над грешниками находится и в Апокалипсисе св. Иоанна Богослова (Апок. гл. 4, ст. 1–4 и друг.). ясное и точное мессианское пророчество заключается в третьем пророч. видении Даниила (9 гл.) о 70-ти седминах, имеющих пройти со времени издания указа о построении второго храма (в 453 г. до Р. Хр.) до явления Христа и совершения Им Нового завета. По смыслу данного Даниилу арх. Гавриилом объяснения, со времени указа Кира должно пройти 7 седмин до создания храма; после следующих 62 седмин убит будет Помазанник, утвердится Новый Завет и упразднятся жертвы и затем мерзость запустения станет на месте святом. Черты, какими обрисован здесь этот Помазанник, вполне приличествуют именно Иисусу Христу (Ср. гл. 7, ст. 24–27 с Деян. гл. 20, ст. 43; Еванг. от Луки гл. 3, ст. 24; Еванг. от Матф. гл. 11, ст. 16; Еванг. от Луки гл. 24, ст. 25–27; гл. 21, ст. 20). Под седминами можно разуметь только семилетия; ибо только при таком понимании их, между пророчествами Даниила и позднейшей историей будет полное соответствие. Именно 7 первых седмин вполне соответствуют 49 годам, протекшим от указа Кира до окончания построения города и храма Иерусалимского; следующие 62 седмины=434 годам, которые в соединении с 49 годами первой седмины — 483 годам вполне соответствуют периоду до явления Иисуса Христа на дело служения роду человеческому, в 15 год Тиверия. По пророчеству убиение Христа должно совершиться в половине последней седмины, т. е. чрез 3 1/2 года после того явления, как действительно и было то по сказанию Евангелистов. После этой полседмины должна наступить мерзость запустения на месте святом, т. е. разрушение Иерусалима, что в свою очередь, указывая на слова Даниила, предсказал и Спаситель (Еванг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010