Послание к римлянам апостола Павла (13, 1): " Ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены " . Набор выражений из разных новозаветных текстов в сочетании с традиционными формулами древнеславянской книжности (ср. 1 Коринф. 4, 12-13 и др.). По словам Олеария, из-за " пылкого своего нрава " русские почитают епитимию самым страшным наказанием, они стараются, например, много спать, чтобы ненароком не согрешить. Следует подборка цитат из " Слов " Иоанна Златоуста, находящихся в составе Измарагда. Срамословие и сквернословие различались по отношению к объекту порицания: ср. ниже " кощуны и сквернословие " , " и сквернословие, и срамословие, и клятвопреступление " и пр. Кощуны - срамословие над святыней, над общепринятым, над нравственностью, пустой смех и издевка; сквернословие - ругань и брань. Иностранные наблюдатели отмечали подобное различение " мерзких слов " . Следует большой фрагмент из " Слова " Иоанна Златоуста по тексту Измарагда; ставшее общим местом средневековой литературы перечисление Божьих наказаний ( " гнев Господень " ) за грешную жизнь и в случае неповиновения текстуально очень близко известным " Словам " Серапиона Владимирского (около 1284 г.). Исследователи предполагали, что включение этого пассажа в текст Домостроя связано с новгородскими событиями 1484 г.- походом Ивана III на Новгород. Перифраз высказываний по Деяниям апостолов (14, 22). Слова из Еванг. от Матфея (7, 13-14): " потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель... - потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь " . Изложение слов Иисуса, несколько раз повторенных в Еванг. от Марка (ср. 10, 23- 25): " как трудно имеющим богатство войти в царство божие " . В книге Иова рассказывается о многочисленных и страшных страданиях праведника Иова, которого Бог испытывал в его верности себе. Нищий Лазарь, " который лежал у ворот " богача в струпьях, питаясь крохами с его стола, после смерти попал в рай, а богач - в ад (Еванг. от Луки, гл. 16). В той же притче Еванг. от Луки сказано, что после смерти Лазарь " отнесен был ангелами на лоно Авраамово " , т. е. к праотцам, в рай.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1976...

Святитель Григорий очень редко обращается к учению о Святой Троице, хотя постоянные контакты с варварскими народами, исповедовавшими арианство, казалось, требовали адекватной православной реакции. По мнению святителя Григория, вера в единого Бога Троицу (Гом. Иезек. II.8.11) 4 была общей для святых писателей Ветхого и Нового Завета. Так же как и святитель Афанасий Великий, он замечает, что в видении пророка Исайи (Ис 6:3) херувимы повторяли “Свят” три раза, чтобы указать на Троицу Лиц, и один раз “Господь Бог Саваоф”, чтобы указать на единую сущность Святой Троицы (Гом. Иезек. II.4.7; Толк. Иов. XXIX.31) 5 . Еще яснее тайна Святой Троицы открылась в Новом Завете. Крещальная формула, данная Самим Спасителем, указывает на Три ипостаси и единую сущность (Письма. I.43). Кроме единой сущности, святитель Григорий исповедует в Святой Троице единую силу (Гом. Еванг. 24.4). Сын Божий, Божия Сила и Премудрость, получает свое ипостасное бытие через рождение (oriendo, Толк. Иов. XXX.4.37) 6 . Он родился от Отца прежде всех времен, а точнее — вечно (Толк. Иов. XXIX.1.1). Сын во всем равен Отцу (Гом. Еванг. 25.6). Святой Дух получает Свое ипостасное бытие через исхождение (Толк. Иов. XXX.4.37). В учении об этом исхождении у святителя Григория нет полной ясности. Иногда он говорит, что Святой Дух прежде всех веков исходит от Отца (Там же. XXIX.31.74), а также что Он, исходя от Отца по Божеству, получает то, что принадлежит Сыну по домостроительству (Там же. V.36.65). Иногда святитель Григорий говорит, что Дух Утешитель вечно исходит от Отца и Сына (Диал. II.38). Это происходит из-за того, что святитель Григорий по-западному смешивает теологический и икономический аспекты учения о Святом Духе, в результате чего получается, что послание (missio) Его (то есть Духа) в мир есть само исхождение, которым Он исходит от Отца и Сына (Гом. Еванг. 26.2). Как Дух Обоих, то есть Отца и Сына, Он единосущен и равен Им Обоим (Гом. Еванг. 30.3; 26.2). Так же, как Сын по времени не “последствует” Отцу, так и Отец и Сын по времени не предшествуют Святому Духу, но Дух Им совечен (Толк. Иов. XXX.4.37). 2. Учение об ангелах

http://pravmir.ru/bogoslovie-svyatitelya...

444 Так, во Франции не приняты постановления собора тридентинского; галликанская церковь отвергает учение о непогрешимости епископа римского и поставляет его власть ниже вселенских соборов; для обнародования папской буллы в каком-нибудь государстве всегда требуется утверждение ее властию предержащею, а в противном случае она остается без всякого движения, и проч. Серединск. О богослуж. западн. церкв. ст. 3, стр. 8. Спб. 1849 г. 445 Собор. флорент. Декрет о соединен. церквей. Собор. тридент. Засед. 14, гл. 3. 7 и друг. Исповед. веры тридент. чл. II. 448 Именно: право священнодействовать, учить, судить, повелевать, запрещать, издавать и отменять правила, вообще делать все, что только нужно для блага и пользы Церкви; а дал сии права Иисус Христос ап. Петру, говорят латины, когда сказал: еже аще свяжеши:... и еже аще разрешиши... 449 Есть в свящ. Писании и другие изречения ( Мф. 17:27 ; Лк. 22:32 ; Ин. 1:42 ), на которые указывают латины, как на основания для мудрования своего о св. апостоле Петре; но изречения эти они сами признают очень мало имеющими силы в настоящем случае. Указывают они и на 15–16 ст. 3 гл. 2 Петр., утверждая, что св. Петр, как глава св. апостолов, одобрял послания св. Павла, и на 4–10 ст. 13 гл. Иоанн., говоря, что Спаситель умыл ноги прежде всех св. Петру, как главе апостолов; но и из первого места видно, что св. Петр подтверждал свое учение посланиями св. Павла, точно также, как подтверждал оное ветхозаветными писаниями ( 1Пет. 2:6, 22; 3:1, 12 ), и в последнем дано приметить совершенно противное тому, о чем говорят по поводу его латины (св. Златоуст. Бесед. 70 на еванг. от Иоанна: ч. 2, стр. 462–464. Спб. 1855 г. Бл. Феофилакт болгарск. Толков. на еванг. от Иоанна, стр. 752, Париж, 1631 г.). 450 Илар. пиктав. О троице кн. 6 и Толков. на еванг. от Матфея: твор. стр. 35. 170. Кельн, 1617 г. Св. Амврос. медиол. Толков. на еванг. от Луки кн. 6: твор. ч. 2, лист. 121 и на обор. изд. 1516 г. О таинств. воплощен. Господня, гл. 5: твор. ч. 3, лист. 159, изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

За вы (у еванг. Луки) не заключают в себе за многия, но за многия (у еванг. Матфея) заключает в себе и за вы; посему Православная Церковь , приводящая при совершении Евхаристии изречение Христово о Крови, изложенное еванг. Матфеем, где сказано за многия, предпосылает этому последнему речению и заключенное в нем за вы, подобное находимому у еванг. Луки. Лук. 22, 24–38 Евангелист Лука после повествования о том? как Христос открыл апостолам о находящемся между ними предателе, говорить: бысть же и пря в них, возникал между апостолами также и спор, – очевидно относящийся ко времени Тайной вечери, но приходящий евангелисту на память не в порядке времени, а только вследствие его желания ничего не опустить из того, что ему было известно, хотя бы при сем пришлось возвратиться в рассказе и назад, – спор о том, кий мнится их быти болий. Впрочем этот спор, если судит по его предмету, может быть относим и к началу и к концу вечери, ко времени до умовения ног, и – после оного. Правда, умовением ног Господь научил апостолов смиренно и с любовию служить друг другу, забывая о своих преимуществах. Но чрез умовение ног Он не уничтожил самой идеи старейшинства, преобладания или власти, не установил всеобщего и безразличного равенства в Своей Церкви. Показав в Своем лице образ смирения, Он но отрекся от Своего достоинства, как Господа и Учителя: вы глашаете мя Учителя и Господа и добре глаголете. Понятно было, что и апостолы могут быть и большими и старейшими, хотя бы следовали по тому же пути смирения и служения. И так, и после умовения ног у апостолов мог родиться вопрос, кто из них будет больше в Христовой Церкви, кто заменит Христа, Который не будет отныне видимо пребывать с Своими учениками. Наставление, сделанное Господом по поводу этого спора, ни как не может представляться лишним или бесцельным после того, что Им было сказано вслед за умовением ног. Тогда было сказано: должни есте и вы друг другу умывати нозе, не допуская мысли, что это или какое бы то ни было другое служение для вас низко, что брат ваш его недостоин. Теперь же говорится, что и больший между учениками Его должен пребывать в служении всем прочим, как меньший. Там не было высказано этого условия: кто из вас больше, и потому настоящее наставление Господа есть продолжение и развитие прежней мысли при новом условии. д) Предсказание Петру троекратного отречения

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Какие праздники в апреле месяце? В этом месяце нет праздников непреходящих. Μай Какие праздники в мае месяце? В мае бывают следующие праздники: 9-го, перенесение мощей Святителя и Чудотворца Николая, и менее чтимые следующие: 8-го, св. an. и еванг. Иоанна Богослова, 11-го, Свв. Мефодия и Кирилла, Славянских учителей, и 21-го, Владимирской иконы Пресв. Богородицы. Кроме сего, 6 мая празднуется рождение Государя Наследника Николая Александровича, 15-го Коронование на всероссийский престол и священное помазание миром Государя Императора Александра Александровича с Государынею Императрицею Мариею Феодоровною. К какому разряду относятся сии праздники? К разряду средних. 8-го Мая, праздник апостола еванг. Иоанна Богослова Скажите о празднике св. ап. и еванг. Иоанна Богослова, 8-го мая. Ап. и еванг. Иоанн был сын Благочестивых евреев, Зеведея рыбаря и Саломии. Саломия была впоследствии одною из первых учениц И. Христа, служивших Ему имением своим и ходивших на гроб Его, чтобы помазать тело Его драгоценными ароматами. Вместе с братом своим Иаковом он призван был Господом И. Христом в звание апостола от ловли рыбы. Лишь позвал их Иисус, они оставили и отца, и лодки, и сети, и пошли за ним. И. Христос особенно любил Иоанна за его кротость и девство. По сей любви Иоанн удостоился присутствовать при важнейших событиях земной жизни И. Христа, как-то: при воскресении дочери Иаира, преображении на Фаворе, последней молитве в саду Гефсиманском, и со креста Господь заповедал ему быть у пресв. Матери своей вместо сына. И Иоанн Богослов любил Господа более всех апостолов: так он вместе с Петром следовал за Иисусом, когда по указанию предателя Господь был взят в саду Гефсиманском, и все ученики из страха разбежались. Ап. Петр при страдании Спасителя отрекся от Него во дворе первосвященнику; Иоанн же и при кресте Его стоял вместе с Материю Его. Главным местом проповеди Апостола Иоанна Богослова был Малая Азия, а в ней город Ефес. Во время гонений на христиан от иудеев, вместе с Петром, он претерпел узы и побои, а во время гонения от язычников, римским Императором Домицианом был ввержен в кипящее масло, но силою Божиею остался невредимым. Потом сослан в заточение на один из островов на Средиземном море (на Патмос). Достигши глубокой старости и будучи уже не в силах сам приходить в церковь и много говорить, св. Иоанн, приносимый туда своими учениками, постоянно говорил краткие, но сильные слова: «Чадца, любите друг друга». Когда однажды спросили его, для чего он так часто твердит одно и тоже? «Для того, отвечал Иоанн, что эта одна заповедь может заменить все прочие».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

объясн. 14 ст.). Вошел в синагогу (вшед в сонмище). Синагога, это – здание для религиозных собраний иудеев в городах и селениях. Для выражения веры в единство Божие у Евреев храм был один в Иерусалиме. В синагогах они собирались по субботам и праздникам. При собраниях читался закон, т. е. Пятокнижие Моисеево и книги пророческие. За чтением следовало объяснение прочитанного, которое делалось или начальником синагоги, или всяким, кто только хотел ( Лк.4:16 ), и – вот почему Господь Иисус Христос, не будучи ни священником, в смысле ветхозаветном, ни должностным лицом при синагоге, нередко предлагал учение Свое в синагогах, – и затем все заканчивалось молитвой. Касательно устройства синагоги должно заметить, что это была по большей части прямоугольная комната, с кафедрой, или местом для чтения закона. Книга закона хранилась тут же в особом ковчеге. Против кафедры были устроены седалища для слушателей, – особо для мужчин и особо для женщин. Еванг. Марк не сообщает содержания самого учения Христова в Капернаумской синагоге, а только говорит о впечатлении, произведенном Его учением на слушавших. Впечатление это было такое же, какое после нагорной беседы Спасителя, еванг. Марк передает его теми же словами, какими – о проповеди еванг. Матфей ( Мф.7:28–29 ): и дивились (дивляхуся) Его учению и пр. Дивились, потому что слышали в Его учении много нового и особенного, чего не было в ветхозаветном законе, как это видно, напр., из передаваемой еванг. Матфеем нагорной беседы Христовой (чит. гл. 5–7). Учил (бе уча) Христос, как имеющий власть (яко власть имый), потому что был не простой, а Божественный Учитель, имел власть не только изъяснять закон, но и отменять его, а поэтому и мог говорить так, как никто из людей. И самое учение Христово было, как подобает быть божественному, просто и возвышенно; тогда как учение книжников и фарисеев по большей части состояло в мелочах и бесполезных словопрениях (Мих.). „Слово Господа происходило от сердца и проникало сердце слушающего, замечает еписк.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Кроме этих хронологических, так сказать, затруднений, связанных с историей сказания об иконе Богоматери, писанной еванг. Лукою, достоверность рассматриваемого предания заподозривается еще на основании некоторых исторических соображений, Художническая деятельность еванг. Луки есть не более, говорят, как предположение, лишенное твердых оснований. Апостол Лука, как известно, был врач по своим занятиям, и нигде — ни в свящ. Писании, ни у писателей церкви первых веков — не находится даже и намека на то, чтобы он был живописец или написал образ пресвятой Девы. При том же преданием он признается одним из семидесяти апостолов и, стало быть, евреем по происхождению. Но известно, что живопись, вместе с другими изобразительными искусствами не знакома была иудеям в силу заповеди не делать подобия, елика на небеси и на земли. Допустив согласно с некоторыми древними учителями церкви: Тертуллианом, Иеронимом, Августином и новейшими исследователями свящ. Писания, что еванг. Лука был родом из язычников, легко будет выйти из только что указанного затрудения и в значительной мере ослабить силу связанного с ним возражения. Гораздо труднее разрешить недоумения, вызываемые молчанием историков и отцов Никейского собора о присланной с востока драгоценной святыне. Разумеется, невозможно сказать что-либо положительное и определенное в разъяснение этих недоумений. Всего вероятнее, что Созомен и Сократ потому не упомянули в своих историях о присылке из Иерусалима иконы Богоматери еванг. Луки, а отцы Никейского собора потому не сослались на последнюю в защиту иконопочитания, что и факт присылки и самая икона слишком известны были их современникам. От чего бы ни зависело, впрочем, неупоминание церковных писателей и седьмого вселенского собора об иконе Богоматери, полученной импер. Пульхерией из Иерусалима, из него нельзя с решительностию заключать о несуществовании иконы, о неподлинности известия о ней Феодора Чтеца и недостоверности самого предания. Нам представляется, что объективный исследователь, оставаясь в пределах относящихся к последнему исторических свидетельств, не заподозривая подлинности документов, из которых они заимствуются — а заподозривать нет достаточных оснований, — должен прийти лишь к следующим заключениям касательно изучаемого предмета.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Песн. Вступл., 8). Душа сокрушается от любви к Богу, поскольку горит желанием увидеть своего Небесного Жениха, но в этой жизни не может соединиться с Ним во всей полноте. Такое сокрушение подобно поцелую: душа тогда “целует” Бога, когда сокрушается о Его любви (Гом. Nech. I.5 ; Диал. III.34). Любовь (caritas, amor, dilectio) также подобна духовному механизму, отделяющему нашу душу от мира и возносящему ее к Богу, к созерцанию Божественного Света (Толк. Uob. VI.37.58 ). Когда от земных желаний человек “восхищается” во внутреннее, его дух всецело устремляется в любви к Богу (Там же. V.6.9). Любовь предполагает полное самоотвержение, поскольку мы действительно преуспеваем в Боге тогда, когда полностью отказываемся от себя (Там же. XXII.20.46). По мнению святителя Григория, эта любовь души к Богу аллегорически описана в Песне Песней, где образ невесты в широком смысле означает Церковь , а в узком смысле – душу каждого верующего, в то время как образ жениха означает Самого Господа (Гом. Песн. Вступл., 9; I.3,24; cp. Гом. Еванг. 12.4). Как Церковь в целом ожидает пришествия Господа, так и каждая душа в частности наблюдает вхождение Бога в свое сердце, подобно вхождению жениха в брачный чертог (Гом. Песн. Вступл., 9). Другими словами, душа соединяется с Богом в духовной любви так же тесно, как невеста со своим женихом (Там же. Вступл., 7; Гом. Иезек. II.3.8; II.3.12; II.5.1; II.7.2; Гом. Еванг. 25.2). Эта жаркая любовь к Богу рождает в душе глубочайшее видение предмета своей любви. По мнению святителя Григория, любовь к Богу означает не что иное, как Его познание (Гом. Еванг. 27.4; 12.4), ведь мы познаем нашего Творца не иначе, как через любовь (Толк. Иов. Х.8.13 ; ср. Гом. Еванг. 14.4; 34.11; Гом. Иезек. II.9.10) 23 . Святитель Григорий считает слепым того, кто настолько подавлен тьмой настоящего века, что не ведает об этом Свете вышнего созерцания (Пастырск. Прав. I.11). Еще пребывая в этой тленной плоти, человек острием созерцания может видеть вечную Славу Божию (Толк. Uob. XVIII.54.89 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Но, о превеликии чюдотворче, преподобне княже Александре, помоли же ся Христу Богу. Емуже предстоиши за сродника своего православнаго царя великаго князя Рускаго имрк победы на враги даровати и одоление на поганыя и за вся благоверныя князя и боляре и христолюбивое воинство и за вся православныя християне, еже им неподвижном быти в вере Христове и до скончаниа века и отпущение грехов даровати. Но, о святче Божии, великии чюдотворче, преподобный княже Александре, помяни и мене, многогрешнаго и грубаго и недостойнаго раба Божиа Василия в святых своих молитвах к Богу, написавшего тебе малое сие гранесловие, еже спастися и в разум истинный приити ми и избавитися муки вечныа, славяще святую Троицю, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и в веки веком. Аминь. Список редакции Ионы Думина Список редакции Ионы Думина по рукописи Московской Типографской библиотеки 395. 1328 (Степенная книга), л. 273, 1594 года. Эта рукопись, как свидетельствует запись на первом листе, была пожертвована самим Ионой в названном году Владимирскому Рождественскому монастырю. По всей вероятности, список сделан с оригинала не самим Ионой, хотя, с другой стороны, почерк рукописи представляет большое сходство с почерком записи. Другие нам известные списки: Той же Московской Типографской библиотеки (Степенная книга), XVI– XVII в., Московского Исторического Музея л. 1. XVII в., л. 286, XVII в., (Забелина), XVII в., Московской Епархиальной библиотеки л. 86, XVII в. Московского Главного Архива Министерства Иностранных Дел V 2, л. 415, XVII в., л. 249, XVII в., Московского Публичного и Румянцевского Музея (Ундольского), XVII в., библиотеки гр. Уварова (349), л. 175, XVI в., (524), л. 632, XVII в., (355) (411), л. 132, XVII в., (386) (614) л. 499, XVII в., Спб. Духовной Академии л. 257, XVII в., Имп. Публичной Библиотеки Q. XVII. 43, л. 56, XVII в., (Древлехр. Погодина), л. 19, XVII в., (Титова), л. 174 об., XVII в., F XVII. 6, л., 623, Q. XVII. 24, Q. XVII. 43, Имп. Академии Наук 13. 34, л. 309 об., XVII в., 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Блж. Иоанн Устюжский. Икона. Сер. XVII в. (ГИМ) (1476 (?), с. Пухово, близ г. Устюга - 29.05.1494, г. Устюг), блж., Христа ради юродивый (пам. 29 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Устюжский. Наиболее ранним источником сведений об И. является его Житие, составленное в 1554 г. Павлом, сыном свящ. устюжского Успенского собора Дионисия, к-рый впоследствии стал игуменом сольвычегодского Борисоглебского монастыря,- «Сказание о житии преподобнаго Иоанна, иже Христа ради уродиваго, новоявленнаго Устюжскаго чюдотворца, а преставися блаженный месяца майя в 29 день, на память святыя преподобныя мученицы Феодосьи девицы» (нач.: «Жизнь богоугодну и житие непорочно мужа сего добронрава»). Несмотря на то что Павел ориентировался на ряд агиографических образцов: Жития Андрея К-польского, Христа ради юродивого, прп. Симеона Палестинского, Христа ради юродивого, прп. Феодосия Печерского и др., Житие И. содержит достоверные сведения о жизни святого. Агиограф записал рассказы своих отца и дяди, к-рые были современниками и очевидцами кончины блаженного. Сохранились списки ранней редакции Жития И.: РГБ. Муз. 1365. Л. 175 об.- 198, XVI в.; Собр. ОИДР. 304, XVI в.; Унд. 320. Л. 1-17 об., XVII в.; 1053. Л. 131-154, XVII в.; РНБ. Q.XVII. 93. Л. 237-267, сер. XVII в.; РГБ. Больш. 104, XVII в.; ГИМ. Увар. 1240. Л. 158-181 об., XVII в.; 1246. Л. 127-144, XVIII в. Немного позднее возникла сольвычегодская версия Жития И., имеющая стилистические отличия от первоначальной редакции (БАН. Чув. 251. Л. 178 об.- 183, XVII в.). Указанные редакции Жития содержат 2 рассказа о посмертных чудесах блаженного. В 60-70-х гг. XVII в. посвященный И. текст был дополнен описанием чудес, совершавшихся от гроба святого (в разных списках их число колеблется), и объединен в свод агиографических материалов об И. и о блж. Прокопии Устюжском , Христа ради юродивом,- «Месяца майя в 29 день житие, и подвиги, и отчасти чудес святаго и блаженнаго Иоанна, иже Христа ради юродиваго, Устюжскаго чюдотворца» (нач.: «И якоже бо исперва глаголет о блаженных, и уродивых, и приснопамятных»). Редактором и составителем свода был Иаков, свящ. одной из устюжских церквей (возможно, храма в честь Вознесения Господня). Известны списки данной редакции: РНБ. Погод. 749. Л. 228-310, XVII в.; Солов. 220. Л. 193-272, кон. XVII в.; 221. Л. 210-280, кон. XVII в.; Q.I. 1210. Л. 16-109, кон. XVII в.; 730. Л. 477-501, 502-525 (отдельно помещено «Чудо о бесноватой жене Соломонии», исцелившейся по молитвам блаженных Прокопия и И.), кон. XVII в.; Тит. 3118. Л. 212-286, кон. XVII в.; ГИМ. Щук. 418. Л. 191-253, XVII в.; 440. Л. 137-192, XVII в.; БАН. 45.10.2. 4о, кон. XVII в.; РГБ. Больш. 232. Л. 57-123, XVIII в.

http://pravenc.ru/text/469408.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010