Скачать epub pdf Сентябрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Указатель мест Свящ. Писания: Ин. – Откр.]/Пер. и примеч. М. Д. Муретова//Богословский вестник 1912. Т. 2. 9. С. 561–576 (1-я пагин.) —561— 34. 8, 35. 324. 27–28. 5, 45. 404. 8, 39. 334. 9, 32. 453. 8, 39. 334. 335. 28–29. 14, 8. 194. 39–41. 15, 20. 380. 17, 6–8. 58. 8, 56. 393. 5, 45. 405. 8, 42. 345. 9, 33 455. 10, 30. а. 14. 1, 11. 136. 8, 46. б. 364. 9, 40. 466. 1, 1, а. 16. 15, 9–10. 355. 1, 1. б. 24. 16, 23–24. 16. 6, 27. 469. 6, 68. 96. 8, 46. а. 364. 10, 24. 8. 8, 44–45. 362. 15, 9–10. 355. в поправ. т. 4. 6, 56. 57. 7, 28. б. 181. 10, 24. 8. 8, 46. а. 364. 18, 7–9. 134. 8, 46. б. 364. 14, 22. 273. 8, 58. 395. 7, 30. 185. 8, 48. 369. 8, 20. 257. 8, 48. 370. 20–21. 15, 20. 380. 8, 51. 375. 10, 11. 482. 6, 2–4. 420. 14, 8. 193. 8, 55. а. 388. 1, 1. б. 23. 52–53. 16, 14. 4. 3, 33. 256. 8, 54. а. 383. 5, 19. 339. 8, 54. б. 384. 10, 18. б. 3. 8, 54–55. 387. 10, 31. 15. 1, 2. 44. 10, 33. 16–17. 1, 2. 46. 10, 37–38. 25. 1, 2. 48. 14, 7. а. 186. 1, 2. 55. 14, 28. б. 300. 15, 14–15. 365. 15, 1. 329. 1, 1. а. 14. 17, 6–8. 53. 55. 8, 1–2. 127. 15, 1. 319. 19, 11. 192. 1, 2. 48. 1, 9–10. 128. 5, 30. 367. 9, 34. 458. 6, 68. 91. 1, 9–10. 128. 8, 46. а. 363. 11, 9–10. 34. 12, 49–50. 110. 14, 31. 314. 17, 6–8. 55. 1, 4. 85. 1, 9. 106. 9, 13–14. 426. 20, 17. б. 248. 9, 18–19. 434. 34–36. 17, 11. 66. 1, 2. 47. 17, 26. 127. 16, 26–27. 20. 19, 7. 187. 17, 6–8. 58. 35–36. 3, 33. 255. 15, 2. 402. 5, 20. в. 346. 9, 41. 468. 37–38. 1, 14. в. 148. 5, 37–38. 399. 1, 16–17. 157. 6, 2–4. 420. 12, 47–48. 104. 14, 18. 248. 3, 33. 255. 256. 1, 1. б. 22. 5, 46. б. 408. 1, 1. в. 41. 9, 27. б. 449. 1, 3. б. 67. 10, 18. б. 3. 11, 21–24. 40. 14, 15. 242. 13, 37. 167. 16, 3. 404. 13, 37. 167. 14, 15. 242. 13, 37. 167. XIII. 2. 13, 10–11. 123. 12, 14–15. 75. 13, 20. 134. 11, 32. 46. 13, 9. 119. 11, 28–29. 44. 14, 11. б. 216. 6, 57. 60. 13, 21 проп. т. 4. 7, 39. 219. стр. 307. 7, 46. 228. 18, 3. 129.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

: Баррет Ч. К. Евангелие от святого Иоанна. Введение с комментарием и примечаниями к греческому тексту (Часть II) > : Баррет Ч. К. Евангелие от святого Иоанна. Введение с комментарием и примечаниями к греческому тексту (Часть II) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 51, 52, 53, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61; 2008, 2009, 2010, 2011 19 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 51, 52, 53, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61; 2008, 2009, 2010, 2011 На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб — слушатели не понимают ещё, что хлебом Иисус называет Себя, поэтому происходит то же недоразумение, что и в разговоре с самарянкой (господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать 4:15). Я есмь хлеб жизни — выражение ™gu e„mi ‘Я есмь’, ‘это Я’ встречается в четвертом Евангелии многократно: 4:26 это Я, Который говорю с тобою 6:20 Он сказал им: это Я; не бойтесь 6:35 и 6:48 Я есмь хлеб жизни 6:41 Я есмь хлеб, сшедший с небес 8:12 Я свет миру 8:23 Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира 8:24 если не уверуете, что это Я 8:28 тогда узнаете, что это Я 8:58 прежде нежели был Авраам, Я есмь 10:7 Я дверь овцам 10:9 Я есмь дверь 10:11 и 10:14 Я есмь пастырь добрый 11:25 Я есмь воскресение и жизнь 13:19 дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я 14:6 Я есмь путь и истина и жизнь 15:1 и 15:5 Я есмь (истинная виноградная) лоза 18:5 Иисус говорит им: это Я 18:8 Я сказал вам, что это Я 6:35 относится к той части перечисленных случаев, которая включает метафорические или символические характеристики. В основе формулы ™gu e„mi ‘Я есмь’ лежат ветхозаветные откровения Бога о Себе, обычно предваряющие повеления и именно в таком виде звучащие в Септуагинте, см. в особенности Исх 3:6 (Я Бог отца твоего), 3:14 (Я есмь Сущий) и 20:2 (Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской — слова, которыми начинаются десять заповедей), а также у пророков (Я, Я Сам — Утешитель ваш Ис 51:12). В Притч 8 Премудрость, говоря от первого лица, несколько раз использует подчёркнутое местоимение yna ‘я’. У синоптиков в похожих отрывках местоимение обычно выступает не с глаголом-связкой e„m… ‘есмь’, а с полнозначным глаголом: А Я говорю вам (Мф 5:22 и дальше); Я повелеваю тебе (Мк 9:25) и др. Нередко в синоптических Евангелиях местоимение первого лица скрыто в притчах за такими выражениями, как ‘Царство Божие’. В 8:24,28; 8:58; 13:19 выражение отсылает к тем употреблениям ™gu e„mi в Септуагинте, которые соответствуют евр. ’an€ ны’, букв. “Я — (это) Он” со значением ‘Я навеки Тот же’, например, Ис 43:10 (это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет) или Втор 32:39 (Видите ныне, что это Я). Особое место занимают 18:5,8, которые наряду с буквальным значением (ср. 6:20; 9:9) отсылают скорее к первому, чем ко второму типу ветхозаветных употреблений.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

Архимандрит Варфоломей Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви 20 февраля 2014 г. Свт. Василий Великий. Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах. Ответ 230. Оглашение на пострижение. Послание 32. К пресвитеру Андрею. PG 79, 388A. Слово о подвижничестве второе. Беседы на Евангелие от Матфея. Гомилия 55. PG 58, 548. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах. Ответ 37. См.: Амелино Э. (Amélineau Е.) Арабское житие Святого Пахомия. С. 536. Лествица. Слово 4-е «О послушании», 8. См.: Авва Дорофей. Душеполезные поучения. Сказание о блаженном отце Досифее, ученике св. аввы Дорофея. Лествица. Слово 4-е, «О послушании», 3. Слово 20. Огласительное слово 35. См. в русском пер.: Святых преподобных отцев Варсануфия и Иоанна подвижнические наставления, 58. Наставления подвижнические. PG 79, 1488Α. Слово 14 на Евангелие от Матфея. Послания. Кн. 2. Посл. 43. Слово 20. Архимандрит Софроний. Преподобный Силуан. Ч. 2, гл. 15 «О послушании». Письма Старца Паисия Святогорца. Письмо 2. Эвергетинос. Т.1. Рассуждение 33. Лествица. Слово 4-е «О послушании», 121. Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и Слова. Малоярославец, издание Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря. 2008. С. 33–37.  Свт. Василий Великий. Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах. Ответ 230.  Оглашение на пострижение.  Послание 32. К пресвитеру Андрею. PG 79, 388A.  Слово о подвижничестве второе.  Беседы на Евангелие от Матфея. Гомилия 55. PG 58, 548.  Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах. Ответ 37.  См.: Амелино Э. (Amélineau Е.) Арабское житие Святого Пахомия. С. 536.  Лествица. Слово 4-е «О послушании», 8.  См.: Авва Дорофей. Душеполезные поучения. Сказание о блаженном отце Досифее, ученике св. аввы Дорофея.  Лествица. Слово 4-е, «О послушании», 3.  Слово 20.  Огласительное слово 35.  См. в русском пер.: Святых преподобных отцев Варсануфия и Иоанна подвижнические наставления, 58.  Наставления подвижнические. PG 79, 1488Α.  Слово 14 на Евангелие от Матфея.

http://pravoslavie.ru/68608.html

336 Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-евангелиста. 67, 2 (PG 58, 635). Рус. пер.: С. 685. 337 Или теологией замещения (англ. replacement theology). Иногда используется также термин «суперсессионизм» (от лат. supersessio или англ. supersession – «замещение», «замена»). 338 По словам кардинала Вальтера Каспера, «невозможно говорить о том, что завет с Израилем замещен Новым Заветом. Новый Завет для христиан – не замещение (substitution), а восполнение (fulfillment) Ветхого Завета». См.: Kasper W. Foreword. P. XIV. 344 Jeremias J. The Parables of Jesus. P. 74–76. Вторую интерпретацию развивает также К. Снодграсс. См: Snodgrass K. The Parable of the Wicked Tenants. P. 31–40. 348 Имеются в виду идолы, изготовленные из камня или дерева, которым поклонялись отступившие от Бога иудеи. 349 Иустин Философ. Диалог с Трифоном-иудеем. 120 (PG 6, 756). Рус. пер.: С. 326; Тертуллиан. Против гностиков. 8, 3 (CCSL 2, 1083). Рус. пер.: С. 220; О терпении 14, 1 (CCSL 1, 315). Рус. пер.: С. 331; Ориген. Толкование на Исаию. 1, 5 (GCS 33, 247). Рус. пер.: С. 25. 350 Епифаний Латинский. Толкование на Евангелия. 31 (PLS 3, 876–877): Они убили Исаию, забросали камнями Иеремию, преследовали Илию, обезглавили Иоанна Крестителя. 354 См.: Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-евангелиста. 68, 1–2 (PG 58, 639–643). Рус. пер.: С. 690–694. 359 Black M. The Theological Appropriation of the Old Testament by the New Testament. P. 12; Snodgrass K. The Parable of the Wicked Tenants. P. 113–118; Kim S. Jesus – the Son of God. P. 135; Rowe R. D. God’s Kingdom and God’s Don. P. 265–270. 363 См., напр.: Boys M. C. Beyond «Removing» Anti-Judaism. P. 94–95 (автор сетует на то, что, несмотря на предпринятое в последние десятилетия тотальное редактирование богословских текстов в протестантской и католической традициях, заместительная теология все еще сохраняется в отдельных литургических гимнах). 367 Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-евангелиста. 69, 1 (PG 58, 649). Рус. пер.: С. 702–703.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Святитель Иоанн Златоуст настойчиво проповедует это классическое учение. Он пишет: «Если присутствует Дух, не может не присутствовать Христос». В беседах на Послание к Римлянам он пишет: «Там, где находится Одно Лицо Троицы, там присутствует и вся Троица» (In Rom hom. 13. 8//PG. 60. Col. 519) 601 , поскольку они неразделимы. «Ибо един дар и едина сила Отца, и Сына, и Святого Духа» (In Ioh. hom. 86 (87). 3//PG. 59. Col. 471). Всё спасительное действие Бога приходит к нам от Отца через Сына, но совершается во Святом Духе. «Смотри, какова власть Духа! Что делает Бог, то называется действием Духа», – утверждает Златоуст в беседе на Деяния святых Апостолов (In Acta hom. 22. 2//PG. 58. Col. 744). И то же можно сказать о таинствах, где «все устрояет Отец и Сын и Святой Дух, а священник только дает на время свой язык и простирает свою руку», – учит Златоуст в своей 86-й гомилии на Евангелие от Иоанна (In Ioh. hom. 86 (87). 4//PG. 59. Col. 472). Соответственно, то, что мы получаем в Причащении, может быть названо благодатью Святого Духа. Об этом Златоуст говорит в нескольких местах: Мы должны приступать к этой трапезе и к сосцу духовной чаши... мы должны привлекать к себе, подобно грудным младенцам, благодать Духа (το Πνεματος τν χριν) (In Matth. hom. 82 (83). 5//PG. 58. Col. 744). Он прежде утолил жажду твою из Своего сосуда... Он тебя напоил дарами Духа Святого (In Matth. hom. 45 (46). 2//PG. 58. Col. 474). Ты насладился (πλαυσας) царской трапезы, исполнился Святого Духа? (In 1 Cor. hom. 27. 5//PG. 61. Col. 232). От этой трапезы бьет источник, изводящий реки духовные... У этого источника много потоков, которые изводит Утешитель, а посредником при этом бывает Сын (In Ioh. hom. 46 (47). 4//PG. 59. Col. 261–262). Учение Златоуста, таким образом, отражает развитое богословие Троицы Первого Никейского (325 г.) и Первого Константинопольского (381 г.) Соборов, столь сильно акцентированное в его трудах 602 . Святитель подводит итог этому в своей заключительной беседе на 2-е Послание ап. Павла к Коринфянам, комментируя знаменитое заключительное приветствие, которым заканчивается послание ( 2 Кор. 13:13/14 ) и начинается наша анафора:

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

650. Льюис К.С. Просто христианство.//Собр. соч. Т. 1. Минск — Москва. 1998. С. 52. 651. Charpentier E. P. 58. 652. Charpentier E. P. 58. 653. «По словам митрополита Григория (Чукова), во времена Иисуса Христа «это было … одним из существенных достоинств Мессии во мнении евреев. По крайней мере все, кто признавал Иисуса Мессией, исповедовали Его «Сыном Божиим». … Мысль о Мессии тотчас вызывала представление о Нем, как о Сыне Божием, так что последнее является всегда необходимым эпитетом при упоминании первого». — Юревич Д., свящ. С. 107. 654. Charpentier E. P. 58-9. 655. Charpentier E. P. 64. 656. См. Кассиан, еп. С. 307-8. 657. Здесь приведен перевод, который дает еп. Кассиан в книге «Христос и первое христианское поколение». В его же переводе всего Нового Завета, изданном отдельно, это место звучит несколько более литературно, но идея та же: «Ведь если что скрыто, то лишь для того, чтобы быть обнаруженным, и сокровенным оно стало только для того, чтобы выйти наружу». Перевод С.С. Аверинцева отражает ту же мысль. — См. Евангелие от Марка, Евангелие от Иоанна, Послание к Римлянам, Апокалипсис.//Славянский библейский фонд. Перевод на русский язык, 1996. СПб. 1997. С. 10-1. 658. Кассиан, еп. С. 308. 659. По поводу текстологической проблемы Мк. 16, 9-20 см. ниже. 660. См. Кассиан, еп. С. 305-6. 661. В Ин. о Крещении Иисуса: 1, 31-34. 662. Греческий глагол в пассиве baptisqh=nai, употребленный в Евангелии, означает «не «омыться», а «уйти под воду», «окунуться»... Креститель... выполнял функцию свидетеля. Неправомерно представлять Крещение Иисуса как некий акт, происходивший с глазу на глаз между ним и Крестителем. Скорее прав Лука (3, 21), описывающий Крещение Иисуса как участие в коллективном Крещении. Как один из крестящихся, ничем не выделяясь (Ин. 1, 26. 31), стоит Иисус среди народа, который по знаку или по призыву Крестителя окунается в Иордан». — Иеремиас И. С. 70. 663. В древности праздники Рождества Христова и Крещения составляли одно целое — Богоявление. Свидетельство их единства сохранил Устав богослужений: в формальном плане два великих праздника абсолютно идентичны.

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

С. 43. Левретка — миниатюрная комнатная собачка из породы борзых ( франц. levrette). 26 С. 51. …нет ли и тут змеи под цветами. — Скрытая цитата из трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» в переводе M. H. Каткова, опубликованном в 1841 г. в «Пантеоне русского и всех европейских театров» (Ч. 1). Ср. слова Юлии (с. 37): «Змея, змея, сокрытая в цветах!» (д. III, явл. 8). 27 С. 58–59. …иная из нас в осла еще влюбится — Это еще в мифологии было. — Подразумеваются сюжетные мотивы романа древнеримского писателя Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел» (II b.). 28 С. 59. …осел добрый и полезный человек. — Шутливое высказывание Мышкина повторяет восклицание другого персонажа Достоевского Мозглякова из повести «Дядюшкин сон»: «…я вам докажу, что и осел может быть благородным человеком!». 29 С. 60. «Восток и Юг давно описан…» — Неточная цитата из стихотворения Лермонтова «Журналист, читатель и писатель» (1840) У Лермонтова: О чем писать? Восток и юг Давно описаны, воспеты… 30 С. 62. Этот человек был раз взведен, вместе с другими, на эшафот… — Достоевский вновь возвращается к своим переживаниям в минуты ожидания смертной казни (см. выше, примеч. к с. 24). А. Г. Достоевская писала по поводу этого отрывка: «Для Федора Михайловича были чрезвычайно тяжелы воспоминания о том, что ему пришлось пережить во время исполнения над ним приговора по делу Петрашевского, и он редко говорил об этом. Тем не менее мне довелось раза три слышать этот рассказ и почти в тех же самых выражениях, в которых он передан в романе „Идиот“» ( Гроссман Л. П. Семинарий по Достоевскому: Материалы, библиография и комментарии. М.; Пг., 1929. С. 58). 31 С. 66. Я в Базеле недавно одну такую картину видел — очень меня поразила. — Мышкин говорит о картине Ганса Фриса (1450–1520) «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (1514), хранящейся в Базельском художественном музее, который писатель посетил в августе 1867 г. Лицо Иоанна изображено в момент, когда над ним уже занесен меч. 32 С. 71–76. …а потом даже камнями в меня стали кидать — началось на меня главное гонение всей деревни… — Рассказу Мышкина о его взаимоотношениях с Мари Достоевский придал евангельский колорит, использовав предание о Христе и Марии Магдалине и мотив «гонений» фарисеев на Христа (см., например: Евангелие от Иоанна, гл. 8, ст. 37; гл. 10, ст. 31; гл. 15, ст. 18, 19, 20). 33

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

165 ГАРФ. Ф. 1067. Оп. 1. Д. 4. Л. 65 об., 58, 84. Интересно, что для избавления от евхаристических сомнений о. Иоанн молился не Спасителю, а Богородице, которую он потом горячо благодарил. 166 Сергиев И. И. Моя жизнь во Христе. Т. 2. С. 275. В данном отрывке комментируется стих Евангелия от Иоанна, 6:56. 168 Там же. Т. 1. С. 175. Греческая аббревиатура этой фразы изображается на иконах на нимбе Христа, чтобы показать связь Христа с Тем, кто явился Моисею из огненного куста. Более подробное рассмотрение образной символики, связанной с Иисусом Христом, см. в кн.: Ouspensky L., Lossky V. The Meaning of Icons. Crestwood, N.Y., 1983. P. 69–72. 169 См. восторженные комментарии в кн.: Whyte A. Father John of the Greek Church: An Appreciation. N.Y., 1898. P. 38–40. 170 Сергиев И. И. Моя жизнь во Христе. Т. 1. С. 168–169. О. Иоанн перефразирует 1-е Послание Коринфянам 15:45. 173 Антоний (Храповицкий) , митрополит. Учение о Пастыре, Пастырстве и об Исповеди. Нью-Йорк, 1966. С. 289. См. также: Gardner J. von. Богослужебное пение Русской Православной Церкви: Система, сущность, история: В 2 т. Jordanville, N.Y., 1980–1982. Т. 1. С. 58–72. 174 Глижинский К. Из объятий умирающей бурсы в горнило жизни. Очерки последних дней бурсы и современного развала церковно-приходской жизни. Екатеринбург, 1919. С. 68. 176 Российский государственный архив литературы и искусства (в дальнейшем РГАЛИ). Ф. 525. Оп. 1. Д. 414. Л. 10 (воспоминания Константина Фофанова). 178 ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 72. Л. 2. Другие недоброжелатели описывали о. Иоанна как «актера императорской церкви». См.: В. Г. Короленко в воспоминаниях современников. М., 1962. С. 136. 179 Паозерский М. Впечатления первого сослужения о. Иоанна Сергиева (Кронштадтского) на божественной литургии//Санкт-Петербургский духовный вестник. 32. 8 августа 1897. С. 620. 184 ГАРФ. Ф. 1067. Оп. 1. Д. 13. Л. 4 об. Дискуссии той поры о протестантизме и его влиянии на Россию см.: Лесков Н. Великосветский раскол: Лорд Рэдсток, его учение и проповедь: очерк современного религиозного движения в Петербургском обществе. М., 1877. О неправославных церквях Санкт-Петербурга см.: Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трех томах. СПб., 1996. Т. 3. С. 215–276. Критические высказывания о. Иоанна о протестантах см.: ГАРФ. Ф. 1067. Оп. 1. Д. 4. Л. 12. Д. 14. Л. 19 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

229 In Isaiam ... 28, 14, русский перевод Творения... т. 6, 467–8, и Беседа на название усыпальницы и о Кресте (о кладбище и кресте), 2 (49, 396–7). Ср. Омилия 2, 1 на 1 Послание к Тимофею (62, 607); На Псалом 109, 5 (55, 272–3). 230 Омилия о Честном Кресте (49, 407), Омилия 8, 2 на 1 Послание к Коринфянам (61, 456); ср. Омилия 54, 5 на Евангелие от Матфея (58, 538). 234 Ср. св. Иоанн Златоуст . Омилия 13, 5 на Послание к Римлянам (60, 514–515); ср. И. Кармирис. Τ δγμα τς σωτηρας, " κκλησα«, 18/1956, 326: «На основании мистического единства человеческой природы, с одной стороны, составляется во Втором Адаме мистическое Его тело, члены которого составляют верующие, субъективно принимающие спасение, и с другой стороны, обожение человеческой природы Христовой переходит «потенциально» ( δυνμει) и на всё тело, и на все его члены, и так вместе обоживается всецелое мистическое тело Христово». 238 Беседа о Максиме, 3 (51, 229). Ср. Омилия 85, 3 на Евангелие от Иоанна (59, 463): «Совершилось и неизреченное таинство: тотчас истекла кровь и вода. Не без значения и не случайно истекли эти источники, но – потому, что из того и другого составлена Церковь . Это знают посвящённые ( ο μυσταγωγομενοι ­ крещённые христиане) в таинства: водою (Крещения) они возрождаются, а кровью и плотью (Христовыми) питаются (в Литургии)». 243 Св. Феофилакт Охридский (который следует за св. Златоустом). На Послание к Ефесянам 2, 16 (PG 124, 1064). 248 См. Пасхальный тропарь: «Смертию смерть попра», а также песнопение Воскресение Христово видевши. Св. Иоанн Златоуст . Омилия 11, 2 на Послание к Римлянам (60, 845). Ср. Омилия 8, 3 на Послание к Евреям (63, 58) и Омилия 23, 3 (63, 167): «Смерть Господа умертвила смерть... Ибо смерть больше не смерть, а сон». См. и Омилию на 109 Псалом, 5 (55, 272–3), где св. Златоуст перечисляет, какие и сколько благ получили мы на небе и на земле благодаря смерти Христовой на Кресте. 253 См. 2 Послание к Коринфянам (5:15): за всех, умер; и на Послание к Евреям (2:9): по благодати Божией, вкусить смерть за всех; Евр. (9:28): однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Уже в Священном Писании как Ветхого, так и Нового Завета мы встречаем много мест, где говорится о Божественном Свете. Так, еще в Ветхом Завете мы читаем в Псалтири: " Во свете Твоем узрим свет " (Пс.35:10). " Тогда откроется, как заря, свет Твой, - взывает пророк Исайя, - ...и слава Господня будет сопровождать Тебя " (Гл.58:8). " Тогда свет Твой воссияет во тьме, и мрак Твой будет как полдень " (Гл.58:10). " Солнцем Правды " называет пророк Малахия грядущего Мессию (Мал.6:2). В Новом Завете Сам Христос говорит, что " праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их " (Мф.13:43), а апостол Павел пишет о Боге, " Который обитает в неприступном свете " (1Тим.6:16). Но особенно яркие и определенные выражения встречаем мы в Евангелии от Иоанна и в соборных посланиях апостола Иоанна Богослова: " Я свет миру " (Ин.8:12); " Я свет пришел в мир " (Ин.12:46); " Бог есть свет " (1Ин.1:5); " В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков " (Ин.1:4); " Был Свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир " (Ин.1:9) и т.д. В Апокалипсисе мы находим пророческие видения небесного града, как Царства Божественного Света: " И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец " (Откр.21:23). " И ночи не будет там, и не будет иметь нужду ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их " (Откр.22:5). Выражениями о Божественном Свете насыщены литургические песнопения и тексты Православной Церкви (вспомним, хотя бы, именование Спасителя словами " Свете тихий " или " Свете истинный " и т.д.). В Символе веры исповедуется вера Церкви во вторую Ипостась, как в " Свет от Света " . То же можно проследить и на всем протяжении патристической и аскетической письменности Восточной Церкви, причем выражения, описывающие Свет, употребляются здесь как для обозначения Самого Бога (предмет видения), так и того внутреннего состояния, которое испытывает познающий Его (мы увидим впоследствии, что это в известном смысле одно и то же).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010