Пост – время свободы от рабства греху, ибо «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8: 34). Избавившись от ненужных греховных привычек, от употребления спиртных напитков, от обильной калорийной пищи, от развлечений, телевидения, интернета, удаляясь от празднословия, мы сможем наконец разглядеть себя, увидеть свое несовершенство в свете Евангелия Христова. Очень скоро мы почувствуем, как наша жизнь меняется. Как много в ней было лишнего и ненужного – того, что поглощало все наши силы, все наше время. Очень важно это освободившееся время посвятить Господу: полезно прочитать за Великий пост Евангелие, Псалтирь, книгу Иова, Бытие, Исход, Екклесиаста. Хорошо размышлять о прочитанном и стараться применить в своей жизни «Лествицу» Иоанна Лествичника, «Добротолюбие», поучения Аввы Дорофея, Феофана Затворника и других святых отцов Церкви, дающих нам бесценное руководство в духовной жизни. Чтобы пост принес истинную пользу для нас – и телесную, и духовную, – необходимо прожить его церковной жизнью, пройти этим постом путь покаяния, как можно более частым участием в богослужениях и святых таинствах. На исповеди прощаются все грехи, в которых человек раскаивается, просит прощения у Бога и обещает исправиться. Приступая к таинству Причастия , мы соединяемся с Богом, принимая истинное Тело, истинную Кровь Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов, во исцеление души и тела, в приобщение жизни вечной. И Господь, действуя в нас, дает силы не возвращаться к грехам и делать противоположные им добрые дела. Что говорит Слово Божие о посте Пост установил Господь наш Иисус Христос: «Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9: 15). Святые апостолы и первые христиане постились: «Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» (Деян. 13: 3). Бог говорит, что не принимает поста тех, кто постится и дерзкой рукою бьет ближнего своего: «“Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?” – Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте» (Ис. 58: 3–4).

http://pravoslavie.ru/68916.html

Евангельское повествование о Страстях Христовых принято читать следующим образом: на 1-й пассии – из Евангелия от Матфея, главы 26 и 27, зачала 107–114 (в некоторых храмах читается только глава 27, зачала 110–114); на 2-й пассии – из Евангелия от Марка, главы 14 и 15, зачала 63–69 (или только глава 15, зачала 66–69); на 3-й пассии – из Евангелия от Луки, главы 22 и 23, зачала 108–111 (или только глава 23, зачала 110–111); на 4-й пассии – из Евангелия от Иоанна, главы 18 и 19, зачала 58–62 (или только из главы 19, зачала 60–62). После чтения Евангелия хор поет: «Слава долготерпению Твоему, Господи!». Затем поется 15-й антифон утрени Великого Пятка «Днесь висит на Древе...». Далее следует сугубая ектения «Помилуй нас, Боже...» , затем возглас «Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси...», и иерей коленопреклоненно читает молитву ко Господу Иисусу распятому (из акафиста) . Затем хор поет стихиру Великой Субботы: «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго...». Священнослужители, совершив три земных поклона, прикладываются ко Кресту и направляются в алтарь (впереди идут младшие священнослужители, потом старшие). Предстоятель с амвона благословляет народ Евангелием и уносит его в алтарь. Священнослужители прикладываются к престолу. Царские врата затворяются. Молящиеся прикладываются ко Кресту. Вечерня оканчивается по обычному чину вечера Недель Святой Четыредесятницы: по «Ныне отпущаеши...» – пение великопостных тропарей «Богородице Дево...», «Слава: Крестителю Христов...», «И ныне: Молите за ны...» с поклонами, «Под Твое благоутробие...» без поклона, и далее по чину. Отпуст обычный. После пения антифона «Днесь висит на Древе...» или по отпусте вечерни произносится проповедь о страданиях Спасителя. Подробное изложение порядка богослужения, предписанного Типиконом в Неделю вечера, см. 4 марта. Кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: 4 стихиры покаянные Октоиха, глас 2-й (две – из стихир на стиховне вечера, две другие – из стиховных стихир утрени), Триоди, глас 8-й – 3, и мучеников, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Немощь и разслабление...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-01/

на 1-й пассии – из Евангелия от Матфея, главы 26 и 27, зачала 107–114 (в некоторых храмах читается только глава 27, зачала 110–114); на 2-й пассии – из Евангелия от Марка, главы 14 и 15, зачала 63–69 (или только глава 15, зачала 66–69); на 3-й пассии – из Евангелия от Луки, главы 22 и 23, зачала 108–111 (или только глава 23, зачала 110–111); на 4-й пассии – из Евангелия от Иоанна, главы 18 и 19, зачала 58–62 (или только из главы 19, зачала 60–62). После чтения Евангелия хор поет: «Слава долготерпению Твоему, Господи!». Затем поется 15-й антифон утрени Великого Пятка «Днесь висит на Древе…». Далее следует сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…» , затем возглас «Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси…», и иерей коленопреклоненно читает молитву ко Господу Иисусу распятому (из акафиста) . Затем хор поет стихиру Великой Субботы: «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго…». Священнослужители, совершив три земных поклона, прикладываются ко Кресту и направляются в алтарь (впереди идут младшие священнослужители, потом старшие). Предстоятель с амвона благословляет народ Евангелием и уносит его в алтарь. Священнослужители прикладываются к престолу. Царские врата затворяются. Молящиеся прикладываются ко Кресту. Вечерня оканчивается по обычному чину вечера Недель Святой Четыредесятницы: по «Ныне отпущаеши…» – пение великопостных тропарей «Богородице Дево…», «Слава: Крестителю Христов…», «И ныне: Молите за ны…» с поклонами, «Под Твое благоутробие…» без поклона, и далее по чину. Отпуст обычный. После пения антифона «Днесь висит на Древе…» или по отпусте вечерни произносится проповедь о страданиях Спасителя. Подробное изложение порядка богослужения, предписанного Типиконом в Неделю вечера, см. 21 февраля. Кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: 4 стихиры покаянные Октоиха, глас 6-й (две – из стихир на стиховне вечера, две другие – из стиховных стихир утрени), Триоди, глас 8-й – 3, и прп. Феофилакта, глас 1-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Недуговавшую, Пресвятая, люте...».

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-21/

Пребудьте во Мне и пр.; для поддержания, сохранения и усовершения этой духовной чистоты, составляющей необходимое условие духовного плодоношения, необходимое условие есть постоянное пребывание во Христе, – в духовном общении с Ним, как плодоносящая ветвь – с виноградной лозой. – И Я в вас, т. е. пребуду, под условием, если вы во Мне пребудете. – Как ветвь не может и пр.: дальнейшая речь есть подробное разъяснение, посредством того же образа, слов – пребудьте во Мне. – Без Меня, т. е. отделившись от Меня, не имея духовного общения со Мною, не можете делать ничего, т. е. такого, что обещало бы плоды духа, т. е. истинное христианское нравственное совершенство. – Извержен будет вон: отсечён будет или внешне или внутренне от общества Христова и от общения со Христом, как отрезанная ветвь выкидывается вон из виноградника. – Засохнет: окончательно утратит жизненную силу и, следовательно, всякую способность приносить плод. Так и не пребывающий в общении со Христом, и не удержавшийся в таковом общении утратит и не будет иметь даже способности к истинному христианскому нравственному самоусовершенствованию, умрёт духовно. – Собирают и бросают в огонь: время, в которое говорил это Господь, было в Палестине временем очистки виноградных садов и, может быть, пред глазами Господа и учеников были огни, на которых горели сухие ветви виноградных лоз. Это был выразительный образ засохших духовно вне общения с Христом людей, которым готовится огонь геенны в День суда. Господь представляет как бы в настоящем то, что будет с таковыми засохшими ветвями в будущем – на последнем суде или после последнего суда Христова. – Собирают: т. е. служители, приставленные господином к винограднику, под которыми, в приложении к людям, не могущим быть в блаженном общении с Богом в Царстве Небесном, разумеются Ангелы, по словам Иисуса Христа, имеющие собрать и ввергнуть в огнь вечный плевелы ( Мф. 13 и прим.). – Огонь: разумеется геенна ( Мф. 13:42, 25:41, 3:10, 7:19, 5 и др.). – И горят: наглядно и выразительно при краткости; не – сгорят, а горят, т. е. вечно (настоящее время в смысле вечности; 8:58).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Во Христе Вы соделаны новыми людьми — и это должно явиться в том, что вы ведете себя, как новые люди. В частности, являете подлинное смирение, о котором говорит Апостол: «ничего [не делайте] по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. (Фил.2:3)» Смирение состоит не в том, чтобы считать себя дрянью и грязью — оно вообще обращено не на себя. Оно обращено на других — и видит их высоту и достоинство. Ведь и к ним относится это Евангельское возвещение — Христос за них умер, Бог внимательно слушает их, когда они взывают к Нему, и желает, чтобы они вошли в вечную жизнь с ним. Обращаясь к любому человеку, мы обращаемся к тому, кого Бог почтил Своим образом, к тому, за кого умер Христос. Обращаясь к собрату-христианину мы обращаемся к тому, кто воспринят Христом в Святом Крещении, к тому, кого Христос принимает как участника в Его Тайной Вечери, к тому, кто каждый день лично обращается к Богу — и Бог его слышит. Видя такое достоинство других, мы смиряемся и трепещем — над кем мы насмехались, кого мы уничижали, кем пренебрегали? Теми, к кому склоняется Творец Вселенной и Судия Мира, чтобы принять их исповедь и выслушать их молитвы. Теми, кого Христос пожелал искупить Своей кровью. Смирение — это не столько о нашем недостоинстве, сколько о достоинстве других. Рейтинг: 10 Голосов: 13 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии toll 28 июля 2013, 18:58 Спасибо за просвещение. я думаю о себе но и многих нам христанам необходимо постоянно читать проповеди и наставления чтобы не впасть в грех. читала в молитвах святаго Иоанна Кронштадтского ......избави нас от врагов видимых а наипаче от невидимых постоянно ищущих полотити нас.... а если уж впали во грех тут же покаяться Гоподи помилуй прости немощи моя Геннадий-либерал 14 июня 2013, 22:36 " Кто без греха, тот пусть первым бросит камень " - никто не бросил. Теперь скажите: какое достоинство имеет - бомж, работяга, торгаш, банкир, депутат, полицейский, прокурор, судья и т.д.? Все имеют одно и только одно достоинство - все образ и подобие Бога.

http://pravoslavie.ru/62079.html

Далее стих первый раскрывает „бездну богатства и премудрости и ведения Божия“ ( Рим. 11:33 ) и любви Бога ( 1Ин. 4:8 ), с милосердием относящагося к слабому и грешному человеку. Весь Новый Завет и преимущественно Евангелия глубоко отпечатали в душе нашей священный образ ходившего по земле Бога, не гнушавшагося грешников, и пришедшего стереть всякую слезу, исцелить всякую немощь, но паче всего поднять душу человеческую выше плоти и мира, и приуготовить ее к духовной жизни, разорвав воскресением Своим завесу, скрывавшую от взоров смертного загробный мир, полный радости для верующих: „проповедать пленным освобождение.... утешить сетующих“. Пришедшие верою к „горе дома Господня“, к Сиону, пока находятся во плоти, еще не освобождены от сетования (ст. 3), но Господь и в последней Своей любвеобильной беседе (см. Ев. Иоанна) и впродолжение всей Своей проповеди обещал верующим, что „претерпевший до конца спасется“ ( Мф. 10:22 ) 1781 . Эти претерпевшие до конца суть: „насаждение Господа во славу Его“ 1782 . Это насаждение ( Ис. 60:21 ), благодатью Божией укрепляемое и возращаемое, стало „дубами правды“ (как переводится буквально это место в ст. 3 толкования Спб. Дух. Ак. стр. 895). Это тот же образ, на который указывал Господь наш, говоря о „семени, которое хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом“. Господь глаголал ( Мф. 13:31–32 ) о Царствии небесном которое „внутрь нас“ ( Лк. 17:21 ) и есть сила веры и любви, которые не только наполняют все сердце человека радостью и стремлением к Богу, но соделывают его и великим древом, под которым укрываются более слабые братья его. Этих называют сильными (или дубами) правды и насаждением Господа во славу Его. Они-то суть работники в саду Господнем. Они 4 . И застроют пустыни вековые, восстановят древние развалины и возобновят города разоренные, остававшиеся в запустении с давних родов. В зам. на ст. 12 главы 58-й Исаии мы говорили уже, что только одной Церкви Христовой и может приличествовать название „восстановительницы развалин“. Весь мир лежал в развалинах в последние года римской республики и при императорах: это были развалины общества, семьи, государства, социального устройства, всякого человеческого достоинства. Мы не станем напоминать страницы Суетония, Тацита, Ламприда, Флавия Вописка, Елия Капитолина и других писателей, мы напомним только, что человечество гибло безвозвратно и нравственно и материально, и только поднялось благодаря тому, что Господь, искупив человечество, послал на проповедь „свидетелей Своих“, которые и были теми „дубами правды“, которые проповедью своею подняли мир, подняв духовную силу его, т. е. душу человеческую, которой Творец поручил землю (см. 31 прим. наше на Быт. 1и 16 пр. на Быт. 2в 1-й т. Св. Летоп.).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Прообразовательный смысл М. раскрывается в учении НЗ о Евхаристии, согласно к-рому Сам Христос является сошедшим с небес Хлебом жизни (Ин 6. 35). В ВЗ прор. Моисей явил поколению странствующих по пустыне свое божественное призвание посредством чуда с М., Иисус Христос возвещает евр. народу духовное учение о Своем теле посредством обращения к библейской истории. Подобно тому как в ВЗ дарование М. избранному народу было средством испытания его верности Богу (Втор 8. 16), так и в НЗ Иисус Христос во время искушения в пустыне отвергает предложение превратить камни в хлеба (Мф 4. 3-4). В словах Спасителя, раскрывающих смысл новозаветного учения о Евхаристии, М. выступает в качестве антитезы Плоти Христовой, символизируемой небесным хлебом, исходящим от Господа. В то время как «отцы... в пустыне» были питаемы М. и тем не менее умерли (Ин 6. 49), небесный хлеб (ср.: Пс 77. 24), или хлеб жизни (Ин 6. 48), который Господь дарует как Свою Плоть, становится для вкушающих его залогом вечной жизни (Ин 6. 51-59). По контрасту с М., явленной в прошлом, пища эпохи спасения, начавшейся с приходом Иисуса Христа, дарует бессмертие. Сам Господь Иисус Христос становится «хлебом жизни» (Ин 6. 35), который приносится «за жизнь мира» (Ин 6. 51-58). М. в Евангелиях выступает не как символ, отсылающий к идеальному прошлому или мессианскому будущему, но служит прообразом новой жизни, начавшейся с пришествием Христа. Учение об истинном хлебе вызывает такое же непонимание среди учеников Христа и фарисеев (Ин 6. 14, 30-31), как и дарование М.- ропот среди мн. представителей странствующего по пустыне народа (Числ 11. 1-6). Ап. Павел также подчеркивает прообразовательное значение М. в рассказе, предваряющем изложение христианского учения о Евхаристии (1 Кор 10. 6, 16). Повествуя о странствии израильтян по пустыне, он именует М. духовной пищей (1 Кор 10. 3). Вслед за Евангелием от Иоанна (Ин 6. 49) ап. Павел делает акцент на том, что не о многих из вкушающих М. «благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне» (1 Кор 10. 5).

http://pravenc.ru/text/2561844.html

Прп. Пелагия Антиохийская перед свт. Нонном. Прп. Пелагия в молении. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Р. 98) Прп. Пелагия Антиохийская перед свт. Нонном. Прп. Пелагия в молении. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Р. 98) На 3-й день после крещения П. пожертвовала все свое имущество Церкви, чтобы оно было роздано нищим, и отпустила своих рабов, а на 8-й день, когда пришло время снимать крещальные одежды, облачилась во власяницу и в ветхую рясу еп. Нонна и тайно бежала в Иерусалим . Там она устроила себе келью на Елеонской горе, замуровала дверь в нее и подвизалась, выдавая себя за мужчину - евнуха по имени Пелагий. Свт. Нонн получил от Бога откровение об этом и утешил скорбящую диакониссу Роману, сказав ей, что П. «избрала благую часть, которой прежде желала Мария» (ср.: Лк 10. 42). Прп. Пелагия Антиохийская перед свт Нонном. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны. Ок. 1350 г. Прп. Пелагия Антиохийская перед свт Нонном. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны. Ок. 1350 г. Рассказчик далее повествует о своем паломничестве в Иерусалим, состоявшемся 3 года спустя после описанных событий. Свт. Нонн поручил ему непременно отыскать там «инока Пелагия», не сообщив ему, кто скрывается под этим именем. Посетив «инока Пелагия», рассказчик не признал девушку. Она же, напротив, узнала его и поручила передать еп. Нонну просьбу молиться о ней, но не открыла свое наст. имя. Посещая иерусалимские мон-ри, повествователь слышал о добродетели «инока Пелагия» и потому решил посетить его еще раз, чтобы попросить о духовном наставлении, но монах к этому времени скончался. Когда готовили тело к погребению, которое должен был совершить патриарх Иерусалимский, обнаружилось, что «инок Пелагий» был женщиной. П. похоронили с великими почестями. Наиболее вероятной первоосновой сказания о П. является 67-я гомилия свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея ( Ioan. Chrysost. In Matth. 67. 3//PG. 58. Col. 636-637). В тексте, не называя имени, святитель описал покаяние знаменитой антиохийской актрисы и блудницы родом из Финикии, соблазнившей много мужчин, в т.

http://pravenc.ru/text/2579910.html

Но если совершенно понятен и естествен первый вопрос ( «когда это будет?»), то, напротив, второй представляет значительные трудности для толкования. Лука и, по-видимому, Марк ограничиваются только вопросами, относящимися к разрушению Иерусалима (свт. Иоанн Златоуст : δ Λουκς ν φησιν εναι τ ρτημα, τ περ τν εροσολμων), – хотя у них и не один, а два вопроса. Но Матфей к вопросу о разрушении Иерусалима присоединяет еще вопросы о так называемой парусии, не вполне точно переводимой русским словом «пришествие», и о «кончине века». Что это значит? Какая связь между вопросами о времени разрушения Иерусалима и о «присутствии» Христа и кончине века? Ясно, что для понимания этого мы должны обратить внимание на само значение выражений «парусия» и «кончина века». Слово «парусия» употреблено только в Евангелии Матфея, в первый раз здесь и потом в стихах 37 и 39 – только в одной, следовательно, рассматриваемой главе. Но оно несколько раз встречается у апостола Павла ( 1Кор.15:23 ; 1Фес.2:19, 3:13, 4:15, 5:23 ; 2Фес.2:1, 8 ), Иакова ( Иак.5:7–8 ), Петра ( 2Пет.1:16, 3:4, 12 ) и Иоанна ( 1Ин.2:28 ). Во всех этих случаях говорится о парусии Христа. Но кроме того, у одного только апостола Павла встречается употребление этого слова вообще о людях ( 1Кор.16:17 ; 2Кор.7:6–7, 10:10 ; Флп.1:26, 2:12 ) или об антихристе ( 2Фес.2:9 ); на русский παρουσα переводится то словом «прибытие», то «присутствие», то «пришествие». Парусия может означать и пришествие (adventus), но только в переносном смысле. Собственное значение слова – от παρ предлога, указывающего на близость, и εμ, есмь – есть присутствие, и притом близкое, личное явление. По употреблению у апостола Павла, когда он говорит о Христе, слово это означает вообще второе Его пришествие. Нигде в Новом Завете оно не употреблено о воплощении Христа, даже в 2Пет.1:16 . Слово встречается у Игнатия («Послание к Филадельфянам», 9, 2), где также употреблено в смысле второго пришествия Иисуса Христа ( ξαρετον δ τι χει τ εαγγλιον, τν παρουσαν το σωτρος, κυρου μν ησο Χριστο, τ πθος ατο κα τν νστασιν), Ерма (Hermas, «Pastor», 58– δ ποδημα το δεσπτου χρνος περισσεων ες τν παρουσαν ατο), Иустина (Dialogus cum Tryphone, 52, 1 – προεφητεθη, τι δο το Χριστο παρουσαι σονται). Словом παρουσα, употребленным у апостола Павла ( 1Кор.15:23 ), означается, очевидно, не только пришествие Христа само по себе, но и принадлежащая Ему сила и власть воскрешать мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Я прославил Тебя на земле и пр.: Господь свидетельствует пред Отцом Своим Небесным, что дело искупления человечества, которое составляет глубочайшее основание Его молитвы о прославлении Себя (ст. 1), совершено Им и тем прославлен Сам Отец Небесный. Вся жизнь Господа по Его вочеловечении, всё Его учение и все Его действия являли славу Божию, но особенно – Его смерть искупительная и последовавшее за тем воскресение; смертью Его совершено то дело, которое в предвечном совете Божием положено было Ему совершить (Ты поручил Мне исполнить), а всею жизнью Его совершено дело возвещения людям божественной истины, которую Он должен был возвестить. Пред духовным взором Господа, совершенно готового на смерть, всё Его дело представляется уже оконченным (прославил, совершил: ср. прим. к 13:31; 12:31). Теперь Ему следует уже и по человечеству войти во славу божественную, и Господь молит Отца Своего Небесного ввести Его во славу сию. – Ныне, когда Я уже совершил дело Своё на земле, прославь, введи и по человечеству в ту славу, у Тебя Самого – на небе, в единении с Тобою ( Кол. 3:3 ), в отличие от славы Его на земле (ст. 4), которую Я имел у Тебя по божеству Моему прежде бытия мира, т. е. от вечности (1:1; 8:58), как славу Единородного Сына Божия, Бога Слова. При воплощении Слова эта вечная слава Его как бы скрылась в воспринятом образе раба ( Флп. 2 и далее). По совершении же Им дела искупления, Он как уже Богочеловек должен восприять прежнюю славу Свою как Бога, славу вечную. «Естество плоти ещё не было прославлено, так как оно не сподоблялось ещё нетления и не приобщалось царского престола. Посему-то и говорит: прослави Мя, т. е. Моё человеческое естество, которое теперь не в чести, которое будет распято, и возведи оное в ту славу, которую Я – Слово и Сын Твой имел у Тебя прежде бытия мира. Ибо естество человеческое Он с Собою посадил на престоле царском и теперь поклоняется Ему всякая тварь» (Феофил., ср. Злат.). Господь молит о введении Его в сию славу, хотя как Бог имеет право на неё и как Искупитель приобрёл сие право, – молит потому, что во всех своих действиях на земле Он выражает полную Свою зависимость от Отца Своего Небесного, смирив Себя ( Флп. 2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010